Программа "Волонтер"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Волонтер" СТАРТОВОГО УРОВНЯ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа "Волонтер" | 289.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание программы | ||
1. | Пояснительная записка | стр. 3-4 |
2. | Учебный план | стр. 4 |
3. | Календарный учебный график | стр. 7 |
4. | Содержание программы | стр. 7-9 |
5. | Оценочные и методические материалы. | стр. 9-15 |
6. | Система контроля результативности | стр. 15-18 |
Информационные источники | стр. 18-20 |
1. Пояснительная записка
Наименование дополнительной общеобразовательной программы (далее – программа)
– «Волонтёр».
Направленность программы - социально-гуманитарная.
Уровень освоения – стартовый.
Вид деятельности - волонтёрская деятельность.
Место реализации программы – Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества» города Когалыма. Адрес: 628484, Тюменская область, ХМАО–Югра, город Когалым, улица Прибалтийская 17А.
Программа разработана на основании законодательных и нормативно - правовых документов: Федеральный закон №273-ФЗ от 21.12.2012 года «Об образовании Российской Федерации»; приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020 г. №533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утверждённый приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. №196); Постановление от 04.07.2014г. № 41 «Об утверждении СанПин 2.2.4.3172-14 (Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей); Концепция развития дополнительного образования детей в ХМАО-Югре до 2020 года; Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Минобрнауки г. Москва, АНО ДПО «Открытое образование», 2015 г.); Рекомендации Министерства просвещения России по реализации внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий (письмо Минпросвещения России от 76 мая 2020г. №ВБ-976/04).
Актуальность программы определяется требованиям современного образования. В общенациональной программе развития воспитания детей в РФ до 2020 года важнейшими проблемами воспитания названы размытость нравственных представлений и гражданских принципов детей и молодежи и асоциальное поведение подростков. Одной из задач гражданского и патриотического воспитания, согласно программе, является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности.
Ушедшие в прошлое старые формы организации досуга учащихся и изменившаяся социально-экономическая обстановка в стране, требуют появления новых подходов и методов активизации подростков. Волонтёрское движение может стать одной из таких форм работы. Это движение призвано способствовать формированию и совершенствованию политической и социальной компетентности подрастающего поколения. Волонтерское движение сейчас развивается довольно бурно. И одна из основных причин этого – добровольность и свобода выбора. Добровольно выбранная социально значимая деятельность неизмеримо выше для личности подростка навязанной извне. К тому же, формирование компетентности возможно только в единстве с ценностями человека, т.е. при глубокой личной заинтересованности человека в данном виде деятельности. Быть социально активным значит не только понимать и осознавать свою ответственность за свою жизнь и здоровье, но защищать и пропагандировать свою социальную и политическую позицию, помогать людям и поддерживать их в сложных жизненных ситуациях. Важнейшей задачей, которая решается через программу, является формирование у подростков 14-16 лет навыков социальной и личностной- компетенции, позволяющей им противостоять приобщению к употреблению психоактивных веществ, алкоголизму, курению в условиях давления социального окружения: умения общаться, понимать других людей, умения отстаивать свое
мнение, считаться с мнением окружающих, противостоять внешнему давлению.
Адресатом программы являются учащиеся (юноши, девушки) в возрасте от 14 до 16 лет, являющиеся членами школьных организаций ученического самоуправления и входящие в состав городской детско-юношеской ассоциации «КРУГ».
Объем программы составляет 216 учебных часов.
Форма обучения – очная. В рамках реализации программы в период временных ограничений, связанных с эпидемиологической или климатической ситуацией занятия, могут быть организованы в дистанционном режиме.
Формы организации деятельности – групповая. Максимальное количество учащихся в одной группе – 15 детей, минимальное – 10 детей.
Виды занятий: собственно обучающие, общеразвивающие, воспитательные.
1. Собственно обучающие занятия – это занятия по передаче знаний, по осмыслению знаний и их закреплению, по формированию умений и применению знаний на практике, по обобщению и систематизации знаний. Формы занятий: учебно-практические занятия, тренировочные занятия (отработка умений и навыков), теоретические занятия, занятия-соревнования, компьютерный практикум, занятие – разработка и защита проектов.
2. Воспитательные занятия – это занятия по формированию положительного психологического климата в детском коллективе, не всегда связаны с учебной дисциплиной. Формы занятий: конкурсы, соревнования, посвящения, праздники и т.д.
3. Общеразвивающие занятия – это занятия по формированию и развитию личностных качеств ребёнка. Формы занятий: диспуты, экскурсии, викторины, коллективные дела.
Срок освоения программы - 1 учебный год состоящий из 9 месяцев.
Режим занятий одной группы: 2 раза в неделю по 3 академических часа. Продолжительность одного академического часа - 30 минут, перерыв между академическими часами – 10 минут.
Примерное расписание занятий на одну группу: вторник – 15.50-16.35, 16.45-17.30, 17.40-18.25; четверг -16.00-16.45,16.55-17.40, 17.50-18.35.
1.2. Цели и задачи программы
Цель программы: формирование социально-активной личности через овладение основами волонтерской деятельности.
Задачи программы:
- Обучить знаниям и умениям, необходимым для участия в волонтерской деятельности.
- Обучить основным способам организации социально-значимой деятельности и технологии их осуществления (целеполагание, планирование, реализация, анализ и оценка достигнутых результатов).
- Развивать у учащихся способности к личностному самоопределению и творческой самореализации.
- Развивать коммуникативные навыки, лидерские качества, организаторские способности.
- Развивать творческие способности, потребность в саморазвитии.
- Привить положительное отношение к добровольческой деятельности.
7. Воспитывать чувство коллективизма, готовность безвозмездно, бескорыстно служить обществу.
- Формировать готовность к осознанному выбору участия в волонтерской деятельности. Программа разработана для детей без ОВЗ.
Содержание программы.
Учебный план
№ | Название темы | Количество часов | Форма аттестации (контроля) | ||
всего | теория | практика | |||
1. | Комплектование групп | 3 | 1 | 2 | |
2. | Введение в образовательную программу | 3 | 1 | 2 | Собеседование. Анкетирование. |
3. | Волонтерская деятельность как одна из форм социального служения | 12 | 3 | 9 | Опрос Практическая работа |
4. | Социальная работа и социальное служение. История добровольчества. | 12 | 5 | 10 | Практическая работа Деловая игра Акция |
5. | Волонтерство как институт формирования и развития социальной активности молодежи | 10 | 3 | 7 | Тестирование, опрос, практическая работа |
6. | Роль волонтера в решении социальных проблем местного сообщества | 10 | 3 | 7 | Практическая работа |
7. | Мотивация волонтерской деятельности. Роль волонтерства в личностном развитии | 10 | 3 | 7 | Разработка социального проекта, Тестирование |
8. | Игровые технологии в работе волонтера | 10 | 3 | 9 | Опрос, практическая работа |
9. | Игробаза. Организация игровых досугово-массовых мероприятий, детских праздников. | 10 | 3 | 7 | Деловая игра, опрос Тестирование, практическая работа |
10. | Работа волонтеров по пропаганде ЗОЖ. | 10 | 4 | 6 | Деловая игра, опрос |
11. | Разработка и проведение мероприятий по профилактике алкогольной и никотиновой зависимостей. Компьютерная, игровая зависимости. Разработка и проведение акций по профилактике. | 10 | 3 | 7 | Беседа, тестирование, практическая работа |
12 | Информационные технологии в работе волонтеров | 10 | 3 | 6 | Беседа, тестирование, опрос, практическая работа |
13 | Информационный буклет. Листовка. Принципы создания. | 10 | 2 | 8 | Беседа, тестирование, опрос, практическая работа |
14 | Основы проведения социальных дел | 10 | 3 | 7 | Практическая работа |
15 | Социальная акция. Разработка и проведение социальных акций | 11 | 3 | 8 | Организация мероприятия |
16 | Организация социальных дел гражданско-патриотической направленности | 11 | 3 | 8 | Проведение акций, гражданско-патриотической направленности. Организация мероприятия. |
17 | Психологическая подготовка волонтеров | 10 | 3 | 7 | Беседа, опрос, тестирование |
18 | Психологические особенности людей пожилого возраста. | 11 | 3 | 8 | Организация благотворительно мероприятия |
19 | Особенности работы с младшими школьниками. | 10 | 3 | 7 | Организация благотворительно мероприятия |
20 | Специальная подготовка волонтеров | 10 | 3 | 7 | Создание ситуаций, проявления качеств, умений, навыков |
21 | Помощь ветеранам и пожилым людям. | 10 | 3 | 7 | Организация мероприятия. |
21 | Помощь детям-сиротам | 10 | 3 | 7 | Организация мероприятия. |
22 | Итоговое занятие | 3 | 1 | 2 | Анкетирование. Защита проектов. Контрольные задания |
Всего | 216 | 64 | 152 |
2. Содержание учебного плана
Тема 1. Комплектование групп.
Теория: Беседа.
Практика :Анкетирование
Тема 2. Введение в образовательную программу
Теория: Знакомство с задачами курса, перспективами деятельности по программе.
Значение волонтерского движения. Правовые основы социального волонтерства.
Практика: Знакомство в группе. Организация и проведение игр на знакомство и сплочение коллектива.
Тема 3. Волонтерская деятельность как одна из форм социального служения
Теория: Социальная работа и социальное служение. История добровольчества.
Волонтерство как институт формирования и развития социальной активности молодежи. Роль волонтера в решении социальных проблем местного сообщества. Мотивация волонтерской деятельности. Роль волонтерства в личностном развитии.
Тема 4. Игровые технологии в работе волонтера
Теория: Игробаза. Игровая программа. Организация игровых досугово-массовых мероприятий, детских праздников.
Практика: Игробаза. Игровая программа. Организация игровых досугово-массовых мероприятий, детских праздников.
Тема 5. Работа волонтеров по пропаганде ЗОЖ
Теория: Виды зависимостей. «Азбука здоровья». Встреча с инспектором КДН.
«Умение отказываться». Встреча с психологом. Профилактика алкогольной, никотиновой, компьютерной, игровой зависимостей.
Практика: Проведение курса «Азбука здоровья». Разработка и проведение программ по профилактике.
Тема 6. Информационные технологии в работе волонтеров
Теория: Информационный буклет. Листовка. Пресс и пост релизы. Принципы создания.
.Практика: Принципы создания, способы и правила демонстрации.
Тема 7. Основы проведения социальных дел
Теория: Социальная акция. Разработка и проведение социальных акций.
Организация социальных дел гражданско-патриотической направленности.
Практика: Разработка и проведение социальных акций. Организация социальных дел гражданско-патриотической направленности.
Тема 8. Психологическая подготовка волонтеров
Теория: Особенности работы с младшими школьниками Психологические особенности людей пожилого возраста.
Практика: Тренинг личностного роста. Тренинг коммуникативных навыков.
Тренинг толерантности.
Тема 9. Специальная подготовка волонтеров
Теория: Помощь ветеранам и пожилым людям. Помощь детям-сиротам, детям оставшимся без попечения родителей. Помощь приемным и многодетным семьям, помощь семьям в сложной жизненной ситуации.
Практика: Помощь ветеранам и пожилым людям. Помощь детям-сиротам, детям оставшимся без попечения родителей. Помощь приемным и многодетным семьям, помощь семьям в сложной жизненной ситуации.
Тема 10.Итоговое занятие
Теория: Проверка уровня приобретенных знаний, умений и навыков в ходе изучения программы. Практика: Анкетирование. Контрольные задания. Защита проектов.
2. Комплекс организационно-педагогических условий реализации программы «Волонтер».
- Календарный учебный график
Начало учебных занятий - 1 сентября, окончание учебного года – 31 мая.
Продолжительность учебного года - 38 учебных недель, учебной недели – 6 дней. Не рабочие дни: 4 ноября, 1-8 января, 23 февраля; 8 марта, 2 мая, 9 мая.
№ п/п | месяц | Число | Время | Часы | Тема занятия | Форма контроля |
СЕНТЯБРЬ | 02.09.2021 | 16.00 - 18.35 | 3 | Комплектование групп | Собеседование. Анкетирование. Объект контроля: знание о волонтерской деятельности. | |
1. | 07.09.2021 | 16.00 - 18.35 | 3 | Введение в образовательную деятельность | ||
2. | 09.09.2021 | 16.00 - 18.35 | 3 | Волонтерская деятельность как одна из форм социального служения | Опрос Практическая работа | |
3. | 14.09.2021 | 16.00 - 18.35 | 3 | Волонтерская деятельность как одна из форм социального служения | ||
4. | 16.09.2021 | 16.00 - 18.35 | 3 | Волонтерская деятельность как одна из форм социального служения | ||
5. | 21.09.2021 | 16.00 - 18.35 | 3 | Волонтерская деятельность как одна из форм социального служения | ||
6. | 23.09.2021 | 16.00 - 18.35 | 3 | Социальная работа и социальное служение. История добровольчества | ||
7. | 28.09.2021 | 16.00 - 18.35 | 3 | Социальная работа и социальное служение. История добровольчества | ||
8. | 30.09.2021 | 16.00 - 18.35 | 3 | Социальная работа и социальное служение. История добровольчества | ||
10. | ОКТЯБРЬ | 05.10.2021 | 16.00 - 18.35 | 3 | Волонтерство- как институт формирования и развития социальной активности молодежи | Практическая работа . Деловая игра. Акция |
11. | 07.10.2021 | 16.00 - 18.35 | 3 | Волонтерство- как институт формирования и развития социальной активности молодежи | ||
12. | 12.10.2021 | 16.00 - 18.35 | 3 | Волонтерство- как институт формирования и развития социальной активности молодежи | ||
13. | 14.10.2021 | 16.00 - 18.35 | 3 | Волонтерство- как институт формирования и развития социальной активности молодежи | ||
14. | 19.10.2021 | 16.00 - 18.35 | 3 | Роль волонтера в решении социальных проблем местного сообщества | ||
15. | 21.10.2021 | 16.00 - 18.35 | 3 | Роль волонтера в решении социальных проблем местного сообщества | ||
16. | 26.10.2021 | 16.00 - 18.35 | 3 | Роль волонтера в решении социальных проблем местного сообщества | ||
17. | 28.10.2021 | 16.00 - 18.35 | 3 | Роль волонтера в решении социальных проблем местного сообщества | ||
18. | НОЯБРЬ | 02.11.2021 | 16.00 - 18.35 | 3 | Роль волонтера в решении социальных проблем местного сообщества | Тестирование опрос, практическая работа |
19. | 09.11.2021 | 16.00 - 18.35 | 3 | Мотивация волонтерской деятельности. Роль волонтерства в личностном развитии | ||
20. | 11.11.2021 | 16.00 - 18.35 | 3 | Мотивация волонтерской деятельности. Роль волонтерства в личностном развитии | ||
21. | 16.11.2021 | 16.00 - 18.35 | 3 | Мотивация волонтерской деятельности. Роль волонтерства в личностном развитии | ||
22. | 18.11.2021 | 16.00 - 18.35 | 3 | Мотивация волонтерской деятельности. Роль волонтерства в личностном развитии | ||
23. | 23.11.2021 | 16.00 - 18.35 | 3 | Игровые технологии в работе волонтера | ||
24. | 25.11.2021 | 16.00 - 18.35 | 3 | Игровые технологии в работе волонтера | ||
25. | 30.11.2021 | 16.00 - 18.35 | 3 | Игровые технологии в работе волонтера | ||
26. | ДЕКАБРЬ | 02.12.2021 | 16.00 - 18.35 | 3 | Игровые технологии в работе волонтера | Практическая работа |
27 | 07.12.2021 | 16.00 - 18.35 | 3 | Игробаза. Организация игровых досугово-массовых мероприятий, детских праздников. | ||
28 | 09.12.2021 | 16.00 - 18.35 | 3 | Игробаза. Организация игровых досугово-массовых мероприятий, детских праздников. | ||
29 | 14.12.2021 | 16.00 - 18.35 | 3 | Игробаза. Организация игровых досугово-массовых мероприятий, детских праздников. | ||
30 | 16.12.2021 | 16.00 - 18.35 | 3 | Игробаза. Организация игровых досугово-массовых мероприятий, детских праздников. | ||
31 | 21.12.2021 | 16.00 - 18.35 | 3 | Работа волонтеров по пропаганде ЗОЖ | ||
32 | 23.12.2021 | 16.00 - 18.35 | 3 | Работа волонтеров по пропаганде ЗОЖ | ||
33 | 28.12.2021 | 16.00 - 18.35 | 3 | Работа волонтеров по пропаганде ЗОЖ | ||
34 | 30.12.2021 | 16.00 - 18.35 | 3 | Работа волонтеров по пропаганде ЗОЖ | ||
35 | Итого за 1 полугодие | 102 часа | ||||
36 | ЯНВАРЬ | 11.01.2022 | 16.00 - 18.35 | 3 | Разработка и проведение мероприятий по профилактике алкогольной и никотиновой зависимостей. Компьютерная, игровая зависимости. Разработка и проведение акций по профилактике. | Разработка социального проекта, Тестирование |
37 | 13.01.2022 | 16.00 - 18.35 | 3 | Разработка и проведение мероприятий по профилактике алкогольной и никотиновой зависимостей. Компьютерная, игровая зависимости. Разработка и проведение акций по профилактике. | ||
38 | 18.01.2022 | 16.00 - 18.35 | 3 | Разработка и проведение мероприятий по профилактике 39алкогольной и никотиновой за40висимостей. Компьютерная, игровая зависимости. Разработка и проведение акций по профилактике. | ||
39 | 20.01.2022 | 16.00 - 18.35 | 3 | Разработка и проведение мероприятий по профилактике алкогольной и никотиновой зависимостей. Компьютерная, игровая зависимости. Разработка и проведение акций по профилактике. | ||
40 | 25.01.2022 | 16.00 - 18.35 | 3 | Информационные технологии в работе волонтеров | ||
41 | 27.01.2022 | 16.00 - 18.35 | 3 | Информационные технологии в работе волонтеров | ||
42 | ФЕВРАЛЬ | 01.02.2022 | 16.00 - 18.35 | 3 | Информационные технологии в работе волонтеров | Опрос, практическая работа |
43 | 03.02.2022 | 16.00 - 18.35 | 3 | Информационные технологии в работе волонтеров | ||
44 | 08.02.2022 | 16.00 - 18.35 | 3 | Информационный буклет. Листовка. Принципы и алгоритм создания. | ||
45 | 10.02.2022 | 16.00 - 18.35 | 3 | Информационный буклет. Листовка. Принципы и алгоритм создания. | ||
46 | 15.02.2022 | 16.00 - 18.35 | 3 | Информационный буклет. Листовка. Принципы и алгоритм создания. | ||
47 | 17.02.2022 | 16.00 - 18.35 | 3 | Информационный буклет. Листовка. Принципы и алгоритм создания. | ||
48 | 22.02.2022 | 16.00 - 18.35 | 3 | Основы проведения социальных дел | ||
49 | 24.02.2022 | 16.00 - 18.35 | 3 | Основы проведения социальных дел | ||
50 | МАРТ | 01.03.2022 | 16.00 - 18.35 | 3 | Основы проведения социальных дел | Тестирование, практическая работа |
51 | 03.03.2022 | 16.00 - 18.35 | 3 | Основы проведения социальных дел | ||
52 | 10.03.2022 | 16.00 - 18.35 | 3 | Социальная акция. Разработка и проведение социальных акций | ||
53 | 15.03.2022 | 16.00 - 18.35 | 3 | Социальная акция. Разработка и проведение социальных акций | ||
54 | 17.03.2022 | 16.00 - 18.35 | 3 | Социальная акция. Разработка и проведение социальных акций | ||
55 | 22.03.2022 | 16.00 - 18.35 | 3 | Социальная акция. Разработка и проведение социальных акций | ||
56 | 24.03.2022 | 16.00 - 18.35 | 3 | Организация социальных дел гражданско-патриотической направленности | ||
57 | 29.03.2022 | 16.00 - 18.35 | 3 | Организация социальных дел гражданско-патриотической направленности | ||
58 | 31.03.2022 | 16.00 - 18.35 | 3 | Организация социальных дел гражданско-патриотической направленности | ||
59 | АПРЕЛЬ | 05.04.2022 | 16.00 - 18.35 | 3 | Организация социальных дел гражданско-патриотической направленности | Деловая игра, опрос |
60 | 07.04.2022 | 16.00 - 18.35 | 3 | Психологическая подготовка волонтеров | ||
12.04.2022 | 16.00 - 18.35 | 3 | Психологическая подготовка волонтеров | |||
61 | 14.04.2022 | 16.00 - 18.35 | 3 | Психологическая подготовка волонтеров | ||
62 | 19.04.2022 | 16.00 - 18.35 | 3 | Психологическая подготовка волонтеров | ||
63 | 21.04.2022 | 16.00 - 18.35 | 3 | Психологические особенности людей пожилого возраста | ||
64 | 26.04.2022 | 16.00 - 18.35 | 3 | Психологические особенности людей пожилого возраста | ||
65 | 28.04.2022 | 16.00 - 18.35 | 3 | Психологические особенности людей пожилого возраста | ||
66 | МАЙ | 03.05.2022 | 16.00 - 18.35 | 3 | Психологические особенности людей пожилого возраста | Тестирование |
67 | 05.05.2022 | 16.00 - 18.35 | 3 | Особенности работы с младшими школьниками | ||
68 | 10.05.2022 | 16.00 - 18.35 | 3 | Особенности работы с младшими школьниками | ||
69 | 12.05.2022 | 16.00 - 18.35 | 3 | Особенности работы с младшими школьниками | ||
70 | 17.05.2022 | 16.00 - 18.35 | 3 | Особенности работы с младшими школьниками | ||
71 | 19.05.2022 | 16.00 - 18.35 | 3 | Специальная подготовка волонтеров | ||
72 | 24.05.2022 | 16.00 - 18.35 | 3 | Помощь ветеранам и пожилым людям | ||
73 | 26.05.2022 | 16.00 - 18.35 | 3 | Помощь детям-сиротам | ||
74 | 31.05.2022 | 16.00 - 18.35 | 3 | Итоговое занятие | Анкетирование. Защита проектов. Контрольные задания | |
Итого за 2 полугодие | 114 часов | |||||
Всего | 216 |
- Условия реализации программы
Материально-технические условия реализации программы:
1.Кабинет для проведения занятий площадью не менее 2 м. на 1 ребёнка в соответствии с Сан ПиНом от 04.07.2014 № 41 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
2.Оборудование кабинета: маркерная доска - 1 шт., стол письменный для педагога – 1 шт., стол ученический одноместный – 15 шт., стулья ученические -15 шт., стул для педагога - 1 шт., трибуна для выступающих – 1 шт.
3.Средства обучения:
Средства обучения | Количество штук на 1 группу | % использования от продолжительности программы |
Компьютер | 1 | 100 |
Проектор, экран | 1 | 100 |
Маркерная доска | 1 | 100 |
Цифровые образовательные ресурсы: видеофильмы, компьютерные презентации, компьютерные тесты, видеоролики. | 30 | 100 |
Наглядные материалы: таблицы, плакаты, буклеты | 100 штук | 100 |
Психолого-педагогические условия реализации программы:
- уважение к человеческому достоинству учащихся, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
- использование в образовательной деятельности форм и методов работы с учащимися, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям;
- построение образовательной деятельности на основе взаимодействия педагога с учащимися, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
- поддержка положительного, доброжелательного отношения учащихся друг к другу и взаимодействия учащихся друг с другом в разных видах деятельности;
- поддержка инициативы и самостоятельности учащихся;
- возможность выбора учащимися видов активности;
- защита учащихся от всех форм физического и психического насилия.
Кадровые условия: программу реализует педагог дополнительного образования, имеющий высшее педагогическое образование, прошедший курсы повышения квалификации по теме: «Организация и осуществление образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам социально-педагогической направленности» (16.11.2020г.-72 часа); «Методология и технологии дистанционного обучения в образовательной организации» (27.01.2021г.-49часов);
Финансовые условия реализации программы:
Прием на обучение по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе осуществляется за счет средств от предпринимательской деятельности (сертификат дополнительного образования) в рамках системы Персонифицированного финансирования города Когалыма. Финансирование реализации программы осуществляется в соответствии с установленной ценой услуги дополнительного образования не превышающей нормативную стоимость образовательной программы рассчитанной в соответствии с Правилами персонифицированного финансирования дополнительного образования (Приказ Департамента образования и молодёжной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20.08.2018 №1142 «О внесении изменений в приказ Департамента образования, молодежной политики и спорта от 4 августа 2016 года №1224 «Об утверждении правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»).
2.3. Формы аттестации
Виды контроля:
Вводный контроль | Изучение стартового уровня знаний, умений и навыков по выбранной дисциплине, уровня мотивации к занятию волонтерством. |
Текущий контроль | Изучение уровня освоения тем образовательной программы. |
Итоговый контроль | Изучение уровня освоения образовательной программы за весь период обучения. |
Промежуточная аттестация | Оценка качества освоения образовательной программы по итогам полугодия и учебного года. |
Формы контроля:
Проверка теоретических знаний | Разработка социального проекта, тестирование, опрос. |
Проверка практической подготовки | Анкетирование. Защита проектов. Тестирование |
- Оценочные материалы
Оценка результативности выполнения программы осуществляется по трём уровням
освоения учащимися образовательной программы: высокий, средний, ниже среднего.
Оценивания практических навыков осуществляется по критериям:
- уровень ниже среднего - работа по образцу.
- средний уровень - работа по условию (выполнение практического задания, требующего
творческой активности).
- высокий уровень - работа по собственному замыслу (самостоятельная постановка цели и
задач и поиск способов её решения).
Оценивания теоретических знаний осуществляется по критериям:
- уровень ниже среднего - большая часть ответов удовлетворяет требованиям «среднего уровня»,
но в ответе обнаруживаются отдельные пробелы, не препятствующие дальнейшему
усвоению программного материала. Учащийся владеет знаниями в объёме не менее 50%;
- средний уровень - соответствие основным требованиям ответа «высокого уровня», но
допущены неточности в изложении понятий, объяснений взаимосвязей; объём правильных
ответов составляет 75-85%;
- высокий уровень - наличие точных знаний по теме.
Вид контроля | Время проведения | Цель проведения контроля | Формы и средства выявления результата | Формы фиксации и предъявления результата |
Стартовая диагностика | Сентябрь | оценка исходного уровня знаний в начале учебного года. | Анкетирование. Собеседование. Опрос | самопрезентации |
Текущий контроль | проводится после каждой темы | оценка усвоения учащимися содержания конкретной программы (темы, раздела и т.д.) в период обучения. | Анкетирование. Собеседование. Опрос | Конкурсы, акции, проекты |
Промежуточная аттестация | Декабрь | оценка качества усвоения учащимися содержания конкретной программы по итогам полугода. | Тестирование. Собеседование. | Конкурсы, акции, проекты |
Итоговый контроль | Май | оценка уровня достижений учащихся , заявленных в образовательных программах, по окончанию всего курса образовательной программы | Анкетирование. Собеседование. Опрос | Итоговое занятии. Защита проекта |
При реализации программы с применением дистанционных образовательных технологий для проведения промежуточной аттестации и текущего контроля качества результатов освоения образовательной программы могут применяться формы добровольной самодиагностики приобретаемых знаний и компетенций, выполнение исследовательских, проектных работ, участие в конкурсах.
2.5. Методические материалы
В процессе реализации программы применяются педагогические технологии:
1. Здоровьесберегающие технологии направленные на формирование мотивации к коррекции образа жизни для укрепления здоровья.
2. Групповые технологии для обеспечения активности учебного процесса, достижения высокого
3. Информационные технологии для формирования умений работы с информацией, развитие коммуникативных способностей, формирования исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.
4. Проектные технологии для достижения следующих целей: формирование исследовательских, информационных, коммуникативных компетенций; создание условий для организаторской деятельности и сотрудничества.
В период временных ограничений, связанных с эпидемиологической или климатической ситуацией
в течение которой федеральными и/или региональными и/или местными правовыми актами
устанавливается запрет и/или ограничение на реализацию дополнительных общеобразовательных программ в
очной форме, реализация программы в этот период осуществляется с применением дистанционных образовательных технологий.
В этот период деятельность организовывается с использованием:
- Образовательных технологий (мастер-классы, развивающие занятия, консультации, тематические классные часы, конференции и другие активности, проводимые в режиме реального времени при помощи телекоммуникационных систем).
- Возможностей электронного обучения (формирование подборок образовательных, просветительских и развивающих материалов, онлайн-тренажеров, представленных на сайте Министерства просвещения Российской Федерации по адресу https://edu.gov.ru/distance для самостоятельного использования учащимися).
- Бесплатных интернет-ресурсов, сайтов учреждений культуры, открывших трансляций мастер-классов, а также организаций, предоставивших доступ литературным архивным фондам.
- Ресурсов средств массовой информации (образовательные и научно-популярные передачи, фильмы и интервью на радио и телевидении, в том числе эфиры образовательного телеканала «Моя школа в online»).
- Образовательных и развивающих материалов на печатной основе (демонстрационные варианты олимпиадных и диагностических заданий, печатные учебные издания).
3. Список литературы
Нормативно-правовые документы:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании
Российской Федерации».
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 г. №196
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам».
- Постановление Главного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28
- «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.№:48-20 «Санитарно-эпидемиологические
- требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
- Всеобщая декларация прав человека (1948 г.).
- Конвенция о правах ребенка (1989 г.).
- Всеобщая Декларация Добровольцев, принятая на XVI Всемирной конференции Международной ассоциации добровольческих усилий (Амстердам, январь, 2001 г.) при поддержке Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций и Международной ассоциации добровольческих усилий (IA VE).
- Конституция Российской Федерации (ч.4 и 5 ст. 13, ч. 2 ст. 19, ст. 30).
- Гражданский кодекс Российской Федерации (ст. 117).
- Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».
- Федеральный закон от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений».
- Федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».
- Федеральный закон от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».
- Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
- Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации, одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 г. №Ю54-р.
Литература для педагога
- Ваныпин С.Н., Сергеева О.В. Волонтерство в системе ВОС: проблемы и перспективы. - М., 2008.
- Волонтерство как фактор формирования гуманистической направленности личности в современном обществе: сборник материалов Международного круглого стола (18 января 2006 г.) / Отв. ред. В. А. Ситаров. - М.: Изд-во МГУ, 2006.
- Добровольчество - школа гражданского становления молодежи: учебно-методическое пособие / Н.Н. Ершова, М.Н. Бородатая. - Киров: ВятГГУ, 2009.
- Менщикова И.Ю. Социальная работа и волонтерство: ценностно-практический аспект взаимодействия // Молодежь России: Сборник рефератов статей из периодических изданий за 2008 г. - М.: Российская гос. б-ка для молодежи, 2009. - С. 99-101.
- Анн Л. Психологический тренинг с подростками. – СПб., 2003
- Арсеньева Т.Н., Виноградова Н.В., Пелевина И.М., Соколов А.А. Инновационные проекты системной поддержки молодежного добровольчества. – СПб. - Тверь, 2009
- Арсеньева Т.Н., Виноградова Н.В., Пелевина И.М., Соколов А.А. Практико- ориентированные методы психологической подготовки добровольцев. Учебно-методическое пособие. – СПб. - Тверь, 2009
- Базаркина Е.В. Беседы о нравственности для старшеклассников. – Волгоград, 2006
- Белогуров С.Б., Климович В.Ю. Профилактика подростковой наркомании. Навыки противостояния и сопротивления подростковой наркомании. – М., 2004
- Беспалова г.М., Виноградова н.М., Сидорова Т.Д., Рыженкова И.Г. Мое действие – мой выбор. Методическое пособие.- М., 2005
- Бородатая М.Н., Лыскова В.И., Рязанцева С.В. Дневник Добровольца. Вятка – территория добровольчества.- Киров, 2012
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы) (Минобрнауки г. Москва, АНО ДПО
«Открытое образование», 2015 г.);
- Рекомендации Министерства просвещения России по реализации внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий (письмо Минпросвещения России от 7 мая 2020г. №ВБ-976/04).
- Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. –М., 2005
- Вислова А. Нетерпимость в молодежной среде и способы ее преодоления / Воспитание школьников – 2008 - № 3
- Волохов А.В. , Мирошктна М.Р., Фришман И.И. Программы деятельности волонтеров. М., 2011
- Галеева Н. Формирование организаторских умений у школьников/ Воспитание школьников – 2008 - № 3
- Григорьев Д.В., Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. М., 2011
- Дик Н.Ф.100 добрых дел для нас не предел. Книга для классных руководителей 5-9 классов. – Ростов н/ Д ., 2007
- Климович В.Ю. Детство без алкоголя. Профилактика детского и подросткового алкоголизма.- М., 2004
- Кулинич Г.Г. Вредные привычки. Профилактика зависимостей. - М, 2008
- Мельник Г.С. Теляшкина А.Н. Основы творческой деятельности журналиста. – СПб., 2006
- Панченко С.. Формирование толерантных взаимоотношений подростков в детском коллективе / Воспитание школьников – 2008 - № 7
- Прутченков А.С. Свет мой зеркальце, скажи. Методические разработки социально- психологических тренингов.- М.,1996
- Романюк Т.В. Межнациональное общение: тренинг и упражнения. / Воспитание школьников – 2009 - № 7
- Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. –М., 2005
- Вислова А. Нетерпимость в молодежной среде и способы ее преодоления / Воспитание школьников – 2008 - № 3
- Волохов А.В. , Мирошктна М.Р., Фришман И.И. Программы деятельности волонтеров. М., 2011
- Галеева Н. Формирование организаторских умений у школьников/ Воспитание школьников – 2008 - № 3
- Григорьев Д.В., Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. М., 2011
- Дик Н.Ф.100 добрых дел для нас не предел. Книга для классных руководителей 5-9 классов. – Ростов н/ Д ., 2007
- Климович В.Ю. Детство без алкоголя. Профилактика детского и подросткового алкоголизма.- М., 2004
- Кулинич Г.Г. Вредные привычки. Профилактика зависимостей. - М, 2008
- Мельник Г.С. Теляшкина А.Н. Основы творческой деятельности журналиста. – СПб., 2006
- Панченко С.. Формирование толерантных взаимоотношений подростков в детском коллективе / Воспитание школьников – 2008 - № 7
- Прутченков А.С. Свет мой зеркальце, скажи. Методические разработки социально- психологических тренингов.- М.,1996
- Романюк Т.В. Межнациональное общение: тренинг и упражнения. / Воспитание школьников – 2009 - № 7
Литература для учащихся
- Волохов А.В., Система самоуправления в детских общественных объединениях.- Нижний Новгород,2009.
- Коновалова О.Б., Время выбрало нас! (вып.3) – Н. Новгород,200
- Лопатина И.Г., Ярмарка социальных инициатив. – Н. Новгород,2004.
- Можейко О.В., Школа вожатого и воспитателя. – Волгоград,2007.
- Селевко Г.К., Современные образовательные технологии. – М.,1998.
- Тетерский С.В., Я в команде. – Н. Новгород, 2009.
- Фришман И.И., Шаги навстречу. – М., 2009.
- Фришман И.И., Тебе, вожатый! (вып.4) – Н. Новгород,2005.
- Шмаков С.А., Игры учащихся - феномен культуры. – М.,1994.
Интернет-источники
- Доброволецъ: Делать добро проще, чем кажется [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.dobrovolno.ru
- Ильина, И. Волонтерство в России [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.isovet.ru/
- Календарь проведения мероприятий, осуществляемых волонтерами [Электронный ресурс]
- Режим доступа: http://prospekt45.ru/
- Косова, У. П.Психологические характеристики волонтерской деятельности [Электронный ресурс] – режим доступа: http://elibrary.ru/
- План работы областного штаба волонтеров [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://prospekt45.ru/