ОВЗ и РАС
Организую работу с родителями учащихся с ограниченными возможностями здоровья и расстройством аутистического спектра. Провожу индивидуальные консультации родителей, беседы по проблемам профилактики перегрузок, выбора адекватного психофизическому развитию ребенка режима труда и отдыха в учреждении дополнительного образования и дома; оказываю помощь в вопросах воспитания, в решении возникающих проблем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультативно-просветительская работа с родителями детей ОВЗ педагогом-психологом МАУ ДО «ДДТ». | 19.14 КБ |
План работы по инклюзивному образованию 2018г. | 14.88 КБ |
Игры для детей РАС и ОВЗ | 29.36 КБ |
Общение с детьми-инвалидами | 987.31 КБ |
Кто такие дети ОВЗ | 775.76 КБ |
Игры и упражнения для детей с ОВЗ | 1.98 МБ |
Заповеди для родителей | 22 КБ |
Советы родителям | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультативно-просветительская работа с родителями детей ОВЗ педагогом-психологом МАУ ДО «ДДТ».
Воспитательная работа родителей в семье – это, прежде всего, самовоспитание. Следовательно, каждому родителю нужно учиться быть педагогом, учиться принимать свое дитя таким, какой он есть, учиться управлять взаимоотношениями с ребенком. Сотрудничество семьи и педагога, педагога-психолога является необходимым условием успешного коррекционно – воспитательного воздействия на развитие ребенка.
Задачами консультативно – просветительской и профилактической работы с родителями являются:
– профилактика перегрузок, выбор адекватного психофизическому развитию ребенка режима труда и отдыха в учреждении дополнительного образования и дома;
– оказание профессиональной помощи в вопросах воспитания, в решении возникающих проблем;
– подготовка и включение родителей (близких людей) в процесс решения коррекционно – воспитательных задач.
При изучении семьи и установлении контактов с ее членами используются следующие методы: анкетирование, опрос, беседа с членами семьи, наблюдение за ребенком (целенаправленное и спонтанное), метод создания педагогических ситуаций, запись вопросов родителей.
Для проведения консультативно – просветительской и профилактической работы педагогом-психологом учреждения используются следующие организационные формы: индивидуальное консультирование по обращениям; оказание профессиональной помощи в вопросах воспитания, в решении возникающих проблем;
– подготовка и включение родителей (близких людей) в процесс решения коррекционно – воспитательных задач.
В зависимости от цели, консультирование проводится в виде беседы, беседы с использованием анкетирования, как обучение приемам коррекционной работы, оформления рекомендаций.
Самой оптимальной формой коррекционно – воспитательной работы с родителями является индивидуальная работа, которая включает в себя: индивидуальное консультирование. Задача первого этапа работы–создание доверительных, откровенных отношений с родителями, (отрицающими возможность и необходимость сотрудничества). С этой целью использую беседу. Второй этап проводится по итогам обследования ребенка. На этом этапе ставятся следующие цели: разъяснение конкретных мер помощи ребенку с учетом структуры его дефекта; обсуждение проблем родителей, их отношение к трудностям ребенка; планирование последующих бесед с целью обсуждения динамики продвижения ребенка в условиях коррекционного воздействия. На этапе коррекционной работы меняются задачи и формы индивидуального воздействия в ходе консультирования. Основным на этом этапе является – привлечение родителей к конкретным коррекционным мероприятиям с их ребенком. Наиболее эффективными среди форм индивидуального воздействия считаются: совместное обсуждение с родителями хода и результатов коррекционной работы; анализ возможных причин незначительного продвижения в работе и совместная выработка рекомендаций по преодолению негативных тенденций в развитии ребенка; индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с ребенком, носящие коррекционную направленность (различные виды продуктивной деятельности, выполнение артикуляционной гимнастики, упражнений для развития речевого общения,), привлечение членов семьи к различным формам совместной с детьми (с его участием)деятельности (спортивные развлечения, совместная работа).
Стимулом к активному участию родителей в педагогическом процессе является создание библиотеки игр и упражнений, в которой представлена демонстрация удачных результатов деятельности родителей; выставки работ имеют важное психологическое действие на ребенка и взрослых; проведение совместных праздников, интеграционных мероприятий, способствующих развитию коммуникативных умений и навыков, закрепления пройденного материала, повышения самооценки осознания необходимости занятий со взрослыми.
Использование данных форм работы с родителями позволяет лучше усвоить пройденный материал ребенку, с интересом заниматься в дельнейшем, повысит уровень психического и речевого развития ребенка, повысит активность и компетентность родителей в педагогическом процессе.
Содержание работы с родителями планируются в совокупности тем, плавно проходящих через все линии развития ребенка: «Школа здоровья», «Игра – это серьезно», «Родительский университет», «Мастерская добрых дел; ручная умелость», обязательная подготовка наглядного материала и его использование в работе.
Перспективное планирование работы с родителями
Сентябрь
1. Консультация по результатам среза знаний, умений, навыков ребенка, полученным при проведении первичного диагностического обследования.
№ | Тема | Форма работы |
1 | «Школа здоровья | Мини – лекция с проведением практической работы: «Здоровьесберегающее пространство дома» |
2 | «Игра – это серьезно» | Консультация: «Почему ребенку нужна игра?» |
4 | «Родительский университет» | Беседа: «О ребенке внутри семьи. Знаете ли вы своего ребенка?» |
5 | «Мастерская добрых дел; ручная умелость» | Консультация: «Значение развития мелкой моторики рук для всестороннего развития детей» (поделки в объединении) |
Октябрь
№ | Тема | Форма работы |
2 | «Игра – это серьезно» | Консультация – практикум: «Какие игрушки нужны вашему ребенку?» |
3 | «Родительский университет» | Консультация «Самообслуживание и его значимость для ребенка» |
5 | «Мастерская добрых дел; ручная умелость» | Консультация – практикум: «Использование пальчиковой гимнастики в работе с детьми с ОВЗ» с показом упражнений. |
Ноябрь
№ | Тема | Форма работы |
1 | «Игра – это серьезно» | Консультация – практикум: «Играйте вместе с ребенком» |
2 | «Родительский университет» | Консультация: «Познание окружающего вместе с малышом» |
5 | «Мастерская добрых дел; ручная умелость» | Семейный вернисаж: «А ну – ка, пальчик, удиви!» (пальчиковый театр на руках детей и родителей» |
Декабрь
№ | Тема | Форма работы |
1 | «Школа здоровья | Беседа: «Немного о режиме» |
2 | «Игра – это серьезно» | Консультация – практикум: «Семейный Новый год»; семейное развлечение (интеграция в общество). |
4 | «Родительский университет» | Консультация: «МОЖНО, НАДО, НЕЛЬЗЯ. Детское ХОЧУ и родительская снисходительность» |
Январь
№ | Тема | Форма работы |
1 | «Игра – это серьезно» | Практическое занятие: «Играйте вместе с ребенком» |
2 | «Родительский университет» | Практикум: «По дороге к знаниям – решение педагогических ситуаций» |
Февраль
№ | Тема | Форма работы |
1 | «Игра – это серьезно» | Семейное развлечение «Наши папы» (подарки сделанные своими руками детьми в объединениях) |
2 | «Родительский университет» | Беседа: «Особенности эмоционального развития вашего ребенка». Консультация – практикум: «Развитие эмоций через творческую деятельность» |
Март
№ | Тема | Форма работы |
1 | «Игра – это серьезно» | Семейное развлечение : «Любимые, милые, родные» (подарки сделанные своими руками детьми в объединениях) |
2 | «Родительский университет» | Консультация – практикум: «Воспитание самостоятельности у детей» |
Апрель
№ | Тема | Форма работы |
1 | «Школа здоровья | Беседа: «Организация здорового образа жизни в семье» |
2 | «Игра – это серьезно» | Практическое занятие: «Игротека в кругу семьи» |
3 | «Родительский университет» | Беседа: «Наказание – в чем его смысл?» (о методах воспитания) |
Май
№ | Тема | Форма работы |
1 | «Школа здоровья | «Чему мы научились за год» – итог (состояние здоровья детей) |
2 | «Игра – это серьезно» | Консультация – практикум: «Движение – это жизнь» (подвижные игры) |
Предварительный просмотр:
№ п/п | Название | Форма проведения | Дата проведения |
1. | «Дети должны учиться вместе» | Демонстрация роликов по теме инклюзивного образования | 12.04.18г. (в объединениях) |
2. | «Толерантность как принцип взаимодействия между людьми» | беседа | В течении недели (в объединениях) |
3. | «Дарите людям доброту» | Урок доброты (посещение детей РЦ «Радуга надежды», посещение детей –инвалидов на дому)игры для детей | 10-11.04.18г. (в объединениях) |
4. | «Мир глазами детей» | Конкурс рисунков | В течение недели (в объединениях) |
Рекомендации педагогам работающим с детьми-инвалидами по организации обучения детей с ОВЗ и особенностями интеллектуального развития | консультации | В течении недели (в объединениях) |
Отчетная информация
по исполнению плана мероприятий, посвященных юбилею создания общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» и Ханты-Мансийской окружной организации
в МАУ ДО «Дом детского творчества»
Предварительный просмотр:
ПРИЛОЖЕНИЕ
Стереотипная игра
В стереотипных играх аутичных детей есть повторяющиеся действия, манипуляции с предметами, но отсутствует видимый сюжет. Для аутичного ребенка стереотипная игра это комфортная ситуация, внутри которой он спокоен. Он может часами манипулировать предметами, совершая странные действия. Главные особенности таких стереотипных игр следующие:
- цель и логика игры, смысл производимых действий часто непонятны для окружающих;
- в этой игре подразумевается единственный участник – сам ребенок;
- повторяемость, т.е. ребенок раз за разом совершает один и тот же набор действий;
- неизменность, т.е. раз установившись, игра остается одинаковой на протяжении длительного времени;
- длительность, т.е. ребенок, может играть в такую игру годами.
Наличие комфорта и переживание удовольствия ложатся в основу использования стереотипной игры как основы взаимодействия с ребенком. На начальном этапе коррекционной работы с аутичным ребенком взрослого не должно быть “слишком много”. Поначалу взрослый лишь наблюдает, затем осторожно подключается к играм ребенка. Торопить действия не надо. Когда ребенок привыкнет к присутствию взрослого, можно попробовать организовать взаимодействие с ним внутри стереотипной игры. Начать нужно с того, что в нужный момент подать ребенку нужную деталь, чем обратить его внимание на присутствие взрослого.
ИГРА С ШАРИКАМИ «СУХОГО БАССЕЙНА»
Во время занятия ребенок может вдруг подбежать к сухому бассейну с шариками и начать раскидывать шарики. При этом с явным удовольствием вслушивается в раздавшийся грохот. В этом случае следует организовать игру.
САЛЮТ
Подбрасываем вместе с ребенком шарики, бусины. Затем собираем вместе их в бассейн.
ИГРЫ С МЫЛЬНЫМИ ПУЗЫРЯМИ
Детям нравится наблюдать за кружением мыльных пузырей, с криками восторга они носятся по комнате, пока их не поймают, и тут же просят повторения. Но сами выдуть пузыри часто отказываются, – это требует сноровки и определенного уровня развития дыхания. Поэтому следует предварительно подготовить ребенка к игре с мыльными пузырями. Для этого нужно научить его сильно дуть направлять струю воздуха в нужном направлении. Предлагаются следующие игры:
“Снег пошел” - дуть на кусочек ватки в воздухе, чтобы она не упала.
“Плыви, кораблик” - дуть на маленький легкий кораблик на воде.
“Вертушка” - дуть игрушку-вертушку.
“Катись, шарик!” - дуть на маленький шарик (например, для пинг-понга), можно дуть через трубочку.
"Солнечный зайчик”(Черепанова Г.Д.)
Цель: развитие внимания и умения ориентироваться в пространстве.
"К нам в гости пришел Солнечный зайчик. Найди, где он находится. (Психолог включает фонарик и светит им на стенку). А теперь зайчик будет двигаться. Запомни, как он двигался, и нарисуй его путь”. Ребенок следит взглядом за движением светового пятна, а затем зарисовывает траекторию пути зайчика на бумаге. Вместо фонарика можно использовать лазерную указку, а в солнечный день — зеркальце.
Игра «Ручки».
Ход игры. Ребенок располагается перед психологом. Психолог берет ребенка за руку и ритмично похлопывает своей рукой по руке ребенка, повторяя «Рука моя, рука твоя…». Если ребенок активно сопротивляется, отнимает свою руку, тогда психолог продолжает похлопывание себе. При согласии ребенка на контакт с помощью рук продолжается похлопывание руки психолога по руке ребенка по типу
Смешивание красок
Смешивая краски, мы можем создавать новые цвета. Для этого сливаем воду разных цветов в один стакан, либо растворяем в стакане с чистой водой поочередно несколько красок. Из желтого и красного цветов получается оранжевый цвет, из синего и желтого – зеленый, а из красного и синего – фиолетовый.
Яркие ощущения может подарить процесс рисования акварельными красками на мокром листе. Для этого на стол или на пол кладем клеенку. Увлажняем плотный лист бумаги для акварели (просто окунув в тазик с водой), и кладем на клеенку, пригладив влажной губкой. Окунаем кисточку в одну из красок и осторожно проводим по бумаге. Продолжаем работу с другими красками.
Как бы случайно можно провести по бумаге кисточкой с водой, но без краски. Вода смешивается с красками, и на листе появятся нежные, размытые, светлые полутона. Эксперимент проводим вместе с ребенком
Игра «Поводырь».
Ход игры: Упражнение выполняется в парах. Сначала ведущий (психолог) водит ведомого (ребенка) с повязкой на глазах, обходя всевозможные препятствия. Затем они меняются ролями.
«Покажи нос»
Цель: помочь детям ощутить и осознать свое тело.
Можно проводить как с одним ребенком, так и с несколькими детьми.
Содержание:
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем мы играть.
Вы смотрите, не зевайте
И за мной все повторяйте,
Что я вам сейчас скажу
И при этом покажу.
Взрослый, называя части своего тела, показывает их на себе, кладет на них руку. Дети повторяют за ним движения, показывая на себе на себе названные части тела. Затем взрослый начинает «путать» детей: называть одну часть тела, а показывать другую. Дети должны заметить это и не повторить неверные движения.
Пластилиновые картинки
При создании пластилиновых картинок используются методы надавливания и размазывания. Таким простым способом можно делать самые разнообразные “картины” из пластилина: при размазывании по картону зеленого пластилина – получаем “травку”, из красного – сделать “ягодки”. Таким же способом в синем пруду поплывут “золотые рыбки”, а на голубом картоне появится желтое пластилиновое “солнышко” с лучиками
Игры с крупами
Приготовим крупы: гречку, горох, манную крупу, фасоль, рис.
Прячем ручки
Насыпать гречневую крупу в глубокую миску, опустить в нее руки и пошевелить пальцами, ощущая ее структуру.
Выражая удовольствие улыбкой и словами, предлагаем ребенку присоединиться: “Где мои ручки? Спрятались. Давай и твои ручки спрячем. Пошевели пальчиками – так приятно! А теперь потри ладошки друг о друга, немножко колется, да?”
Прячем мелкие игрушки, зарывая их в крупу, а затем ищем.
Пересыпаем крупу
Пересыпаем крупу совочком, ложкой, стаканчиком из одной емкости в другую. Также пересыпаем крупу в руках, обращая внимание на извлекаемый при этом звук.
Игра «Покормим птичек».
Цель: развитие активности
Ход игры: Психолог говорит, что сейчас все превращаются в маленьких птичек и приглашает полетать вместе с ними, взмахивая руками, как крыльями. После «птички» собираются в круг и вместе « клюют зернышки», стуча пальцами по полу.
«Рисование: горизонтальные линии»
Цель: улучшать контроль рук и развивать навык рисования. Задача: нарисовать три горизонтальные линии, соединяющие набор точек. Материал: бумага, цветной карандаш, маркер.
Процедура: используя маркер, подготовьте несколько рабочих листов, нарисовав 5—6 точек.
Возьмите руку ребенка и дайте ему цветной карандаш. Помогите поставить карандаш на точку слева и проведите его рукой линию до правой точки. Повторите это много раз.
Уменьшайте ваш контроль, когда вы почувствуете, что ребенок двигает карандашом сам. Награждайте ребенка после каждого законченного листа.
Когда ребенок научится рисовать достаточно прямую линию между двумя точками, постепенно увеличивайте расстояние между точками и делайте их более светлыми
«Симметричные рисунки»
Цель: Развитие коммуникативных склонностей, умения работать с партнером.
Содержание: Предлагается по образцу нарисовать предмет вместе со взрослым от оси: ребенок рисует справа (слева, если левша), взрослый — слева. Договариваются каким карандашом. Взрослый определяет исходные точки. Карандаши ставят одновременно в одну точку и проводят в одном ритме.
«Собираем головоломки» (Черепанова Г. Д.)
Цель: Развитие коммуникативных склонностей ребенка.
Сначала ребенку предлагают собрать одну или несколько головоломок («Танграм», «Квадрат Пифагора», «Сложи квадрат» и т. д.) Затем незаметно из коробки извлекают одну деталь. Ребенок складывает знакомую головоломку и вдруг обнаруживает, что не хватает детали. Тогда он обращается за помощью. Если ребенок еще не готов к такого рода общению, взрослый может помочь ему: «Эта деталь у меня. Если она тебе нужна, можешь попросить, и я отдам ее. На первых порах можно даже помочь ребенку сформулировать просьбу.
Полученный навык закрепляется постепенно, при каждом повторении данной игры, а затем переносится на другие виды деятельности.
Игры-шнуровки
Игры-шнуровки - это очень полезные развивающие игры для детей. Дети разных возрастов с увлечением просовывают шнурки в дырочки, завязывают узелки, а те, что помладше их просто "запутывают" и "распутывают", прикрепляют одну деталь к другой и делают это с большим удовольствием.
Игры-шнуровки помогают также приобрести полезные навыки, они способствуют развитию концентрации внимания, логического мышления, фантазии, памяти, мелкой моторики. С помощью шнуровок можно эффективно готовить руку ребенка к письму.
Игры с песком
Развивающие игры с песком: 8 направлений 1. Развитие мелкой моторики Песок помогает развитию моторики. Его можно сжимать, прихлопывать, тромбовать. Можно тыкать пальцами, защипывать — для развития указательных пальчиков и щипкового захвата. Эти упражнения тренируют захват и учат пользоваться инструментами (вместо совочка можно для разнообразия брать разные ложки, лопатки и т.д.). Разровняйте поверхность песка и дайте малышу формочки или небольшую чашку. Можно просто нажимать на перевернутые формочки, чтобы получать отпечатки. Так будут развиваться мышцы пальчиков и рук. 2. Сенсорное восприятие. Песок — идеальный сенсорный материал для детей, которым необходимы новые тактильные ощущения. Дети любят все трогать, поэтому с удовольствием играют с песком, мнут его, пропускают сквозь пальцы. Бывает, что ребенка не оторвать от лотка/песочницы. Подобные занятия успокаивают и положительно влияют на умение сосредотачиваться. 3. Рисование и подготовка руки к письму. Дети могут рисовать пальцами или небольшими «приспособлениями» (счетными палочками, зубочистками, палочками от мороженого, неподточенным карандашом). Пусть рисуют черточки, каракули, геометрические фигуры, повторяют написание букв по вашему примеру. Это даст им дополнительные сенсорные навыки и поможет приобрести опыт письма даже без письменных принадлежностей. 4. Развитие творческого мышления. Песок — материал, «открытый» для фантазии (то есть нет определенного и единственного способа, как с ним можно играть). Песок развивает в детях творческие способности. У ребенка формируется определенный опыт, он открывает для себя новые и новые цепочки «идея — воплощение, деятельность, двигательная активность — результат». При работе с «открытым материалом» ребенок сначала думает, как именно использовать эту «субстанцию». Потом идет процесс обдумывания плана действий. Ну и самое приятное — получение результата. Песок полезен для занятий с детьми-аутистами. Предоставив в распоряжение малыша лоток с песком и несколько «инструментов» (формочки, совочки, палочки) и задумчиво спросив «Хм, что мы можем с этим сделать?», вы запустите мыслительный процесс. 5. Ролевые игры Примерка определенной роли, воспроизведение характерных для нее действий связаны с творческим мышлением. Например, посудка для игры в кухню или фигурки животных — и фантазии уже есть где разгуляться! Ролевые игры с песком Начните с простого: покормите животных, устройте для них ванну; испеките красивый песочный пирог. 6. Развитие речи Знаете ли вы, что сенсорные занятия с таким материалом, как песок, могут реально помочь детям развить речь и улучшить языковые навыки? Это не просто игра в куличики, это взаимодействие между ребенком и «партнером по общению» (да-да!). Простые, но очень важные правила: не торопитесь и будьте рядом. Подстройтесь под ребенка, найдите зрительный контакт. 7. Тренировка внимания Развитие ручек (моторики пальчиков, силы нажатия) напрямую влияет на развитие мозга. Мозг готов к учебе! 8. Спокойствие и расслабление
ИГРЫ С ВАТОЙ
Вата – очень нежный и приятный на ощупь материал. Следует использовать вату для игры в больницу или в сенсорных играх. Вата может оказывать на ребенка терапевтическое воздействие.
Снег идет
Ощипывать вместе с ребенком небольшие кусочки ваты, подбрасывать вверх со словами: “Снег идет!”. Наблюдая за падением “снега”, дуем на него, чтобы подольше не падал.
Снежинки
Из небольших кусков ваты “лепим снежки” (формируем руками комок) и со словами: “Давай играть в снежки!” - бросаем в друг друга.
Сугробы
Ребенок зарывается в большие комки ваты, а взрослый помогает ему “спрятаться в сугробе”. Можно вместе с ребенком прятать в “сугробе” и любимую игрушку.
Игры со звуками
Окружающий мир наполняют разнообразные звуки. Обратим на них внимание ребенка – прислушиваемся вместе с ним к скрипу двери, стуку ложечки о стенки чашки, когда размешиваете чай, к звону бокалов, скрипу тормозов, стуку колес поезда и т.д.
Игры с ритмами
Проведение игр с ритмами дает новые возможности для развития аутичного ребенка. Использование интереса ребенка к ритму и мелодии способно помочь «растормозить» его речь, развить подражание, вызвать двигательную активность.
В играх с ритмами используйте следующие приемы:
– хлопки в ладоши;
– топанье ножками;
– прыжки в определенном ритме;
– танцы;
– проговаривание текстов стихотворений;
– пение детских песенок.
Использование стихотворений, потешек, песенок в работе с аутичным ребенком предполагает:
– Сопровождение текста движениями;
– Воспроизведение сюжета с помощью игрушек;
– Показывание сюжетных картинок (в дальнейшем такая картинка будет «запускать» пропевание ребенком песенки).
При этом следует исходить из принципов простоты (движения не должны быть сложными) и доступности сюжета для детского восприятия. Кроме этого, стишок или песенка должны обязательно понравиться ребенку. Вводите стишки и песенки постепенно, давая ребенку возможность выбрать те, что ему больше нравятся.
Сначала взрослый самостоятельно читает стихотворение или поет песенку, сопровождая их движениями. Когда ребенок запомнит текст, педагог, останавливаясь во время проговаривания или пения, дает ребенку возможность договорить или допеть последнее слово в строке, а, возможно, и целую строку. При этом педагог побуждает ребенка повторить выразительное движение, сопровождающее пение или проговаривание. Эта же работа продолжается мамой. Если делать это довольно долго, наступит момент, когда ребенок станет петь и проговаривать стишки самостоятельно, по собственному желанию.
Уточнения смыслового содержания используемых текстов можно достичь, показывая действия, используя картинки, игрушки, проигрывая сюжеты.
игра «Погладь зайку».
Психолог вместе с ребенком подбирают ласковые и нежные слова для игрушки «Зайки», при этом ребенок ее гладит, может взять на руки, прижаться к ней.
«Плетение коврика»
Цель: развитие мелкой моторки, координации рук.
Задача: понять движения «над» и «под» и передвигать бумагу соответственно. Работать, пока задача не будет выполнена.
Материал: бумага (двух или более цветов).
Процедура: разрезать бумагу на полоски. Один лист целиком используйте как основу. Полоски основного цвета крепятся к верхушке основного листа.
Возьмите полоску другого цвета и проплетите ее через основу справа налево. Когда вы демонстрируете, говорите: «над», «под». Затем дайте ребенку следующую полоску и помогите ему продвигать ее «над» и «под» основой.
Вам надо показать ребенку, что он должен продевать полоску «над» или «под» в зависимости от позиции предыдущей полоски.
После того как полоски распределены правильно, закрепите их кусочком скотча.
Когда коврик будет закончен, похвалите ребенка и дайте ему ножницы, чтобы отрезать концы.
Таблица Равенна.
Ход занятия: ребенку предлагается залатать коврик. По мере выполнения задания все больше усложняются.
Графический диктант.
Ход занятия: под диктовку педагога идет ориентировка ребенка на бумаге.
Продолжи ряд
Ход занятия: на основе заданных фигур провести анализ, найти закономерность и следовать ей при продолжении данного ряда.
Запомни слова.
Ход занятия: ребенку поочередно предлагается несколько картинок, которые он по памяти проговаривает или воспроизводит в тетради.
Игра «Снежный ком».
Ход занятия: постепенное формирование последовательности слов, каждый следующий участник воспроизводит предыдущие слова с сохранением заданной последовательности, добавив к ним свое слово.
Игра «Найди отличия».
Ход занятия: ребенку предлагается две картинки, отличающиеся некоторыми деталями. Необходимо найти все различающиеся детали.
игра «Строим домик для друзей».
Ход игры: Психолог говорит, что у него есть два друга: игрушечный кот Мурзик и собака Шарик. Они очень добрые и веселые, но у них одна беда - нет дома. Давай поможем им построить дом, мама будет строить домик для Мурзика, а ты для Шарика. После этого предлагаются кубики и задание, кто быстрее из них построит дом.
Игра: «Самый ловкий».
Ход игры: Психолог предлагает по очереди бросать мяч в корзину, считая у кого больше всех попаданий. Далее ребенок и психолог кидают мяч, по окончании игры называется самый ловкий. Можно предложить другие варианты подвижных игр, главное, чтобы ребенок в этих играх понимал, что в его силах добиться положительных результатов
Список литературы
- Бабкина Н.В. Радость познания. Программа занятий по развитию познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя. – М.:АРКТИ, 2000.
- Варга А.Я. Психологическая коррекция нарушений общения младших школьников \\ Семья в психологической консультации \ Под редакцией А. А. Бодалева, В.В. Столина.- М.,1989.
- Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению.- Ярославль, 1997.
- Каган В. Е. Аутизм у детей. Л., 1981.
- Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. М., 1997.
- Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. – М.: Теревинф, 2004
5. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. - СПб.,2003. - Лютова Е.К Монина Г.Б. «Шпаргалка для взрослых» Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детми.
- Лютова Е.К. Монина Г.Б. «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми»
- Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе.- М.,1998
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Инвалидность, которая ограничивает возможности маленького человека, может быть вызвана разными диагнозами. Аутизм - задержка умственного или психического развития, ДЦП - генетические патологии. Болезнь может повлиять на интеллект или не затронуть его. Но, так или иначе, дети с ограниченными возможностями очень неуютно чувствуют себя в обществе.
Как вести себя с ребенком- аутистом : Не навязывайте свое общение, предлагайте его понемногу. Начните с того, чтобы просто быть в одной комнате. Ребенок- аутист может вести себя агрессивно, нервничать или кричать. Обычно это происходит из-за того, что его не поняли, и он не в состоянии объяснить точнее. Дайте ему немного побыть в покое и уединении, чтобы он мог взять себя в руки. Также реакция может возникнуть из-за физического дискомфорта. Аутисты имеют повышенную сенсорную чувствительность. Звуки, свет и ощущения, на которые вы не обратите внимания, могут быть нестерпимыми для них. Набор неприемлемых ощущений у каждого свой. Относитесь к этому с пониманием.
При общении с людьми, имеющими психиатрические проблемы: Психические нарушения – не то же самое, что проблемы в развитии. Люди с психическими проблемами могут испытывать эмоциональные расстройства или замешательство, осложняющие их жизнь. Неверно, что люди с психическими нарушениями имеют проблемы в понимании или ниже по уровню интеллекта, чем большинство людей. У них свой особый и изменчивый взгляд на мир. Если человек, имеющий психические нарушения, расстроен, спросите его спокойно, что вы можете сделать, чтобы помочь ему. Не говорите резко с человеком, имеющим психические нарушения, даже если у вас есть для этого основания. Не следует думать, что люди с психическими нарушениями более других склонны к насилию. Если вы дружелюбны, они будут чувствовать себя спокойно.
Общие правила этикета при общении с инвалидами: Признайте его равным; Используйте его возможности; Старайтесь не показывать жалость; МАНИФЕСТ РЕБЕНКА С ИНВАЛИДНОСТЬЮ Прежде всего, я — ребенок. Такой же человек, как и ты. Не путай меня с моим диагнозом. Я — полноправный член общества. Но множество физических и психологических барьеров мешают мне ощущать это .
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273 ст. 2 п.16: « О бучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий».
Развитие ребёнка с ОВЗ В процессе атипичного развития ребёнка с ОВЗ проявляются не только негативные стороны, но и положительные его возможности, которые являются способом приспособления личности ребенка к определенному вторичному дефекту. Источником приспособления детей с ограниченными возможностями к окружающей среде являются сохранные психофизические функции. Глухой ребенок использует зрительный и двигательный анализаторы. Для слепого ведущими становятся слуховой анализатор, осязание, обонятельная чувствительность. Учитывая конкретность мышления умственно отсталых детей и относительно сохранные резервы восприятия, в учебном процессе предпочтение отдается наглядному материалу, предметно-практической деятельности.
1 .Вид (тип) нарушения. 2 .Степень и качество первичного дефекта. Вторичные отклонения в зависимости от степени нарушения могут быть - ярко выраженными, слабо выраженными и почти незаметными. Степень выраженности отклонения определяет своеобразие атипичного развития. Существует прямая зависимость количественного и качественного своеобразия вторичных нарушений развития нетипичного ребенка от степени и качества первичного дефекта. 3 .Срок (время) возникновения первичного дефекта. Чем раньше имеет место патологическое воздействие и как следствие - повреждение речевых, сенсорных или ментальных систем, тем будут более выражены отклонения психофизического развития. 4. Условия окружающей социокультурной и психолого-педагогической среды. Успешность развития аномального ребенка во многом зависит от своевременной диагностики и раннего начала (с первых месяцев жизни) коррекционно - реабилитационной работы с ним. Факторы развития ребёнка с ОВЗ
· Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие) . · Дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие) . · Дети с нарушениями речи (логопаты). · Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата. · Дети с задержкой психического развития. · Дети с нарушениями поведения и общения. · Дети с умственной отсталостью. · Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью) . Классификация детей с ОВЗ (по классификации В.А. Лапшина и Б.П. Пузанова )
Дети с нарушенинем слуха 1. Глухие ( ранооглохшие ) дети, родившиеся с нарушенным слухом или потерявшие слух до начала речевого развития или на ранних его этапах. К этой группе относят детей с такой степенью потери слуха, которая лишает их возможности естественного восприятия речи и самостоятельного овладения ею. Они овладевают зрительным (чтение с губ) и слухозрительным (при помощи звукоусиливающей аппаратуры) восприятием словесной речи только в условиях специального обучения. 2. Позднооглохшие дети, «глухие, сохранившие речь» – те, кто потерял слух в том возрасте, когда речь уже была сформирована. У них может быть разная степень нарушения слуха и разный уровень сохранности речи, поскольку при возникновении нарушения слуха без специальной педагогической поддержки речь начинает распадаться. Эти дети имеют навыки словесного общения. Важным для них является освоение навыков зрительного или слухозрительного восприятия словесной речи. Развитие мышления в большей степени сходно с его развитием у слышащих детей, чем у ранооглохших . Это сходство оказывается тем большим, чем лучше сохранены речевой запас и связанные с ним возможности отражения действительности при помощи словесных обобщений. 3. Слабослышащие (тугоухие), дети с частичной потерей слуха. Нарушения слуха могут вызваться различными заболеваниями детей, среди них такие: менингит, энцефалит, корь, скарлатина, отит.
Дети с нарушениями зрения Категория детей, имеющих зрительный дефект, по состоянию нарушений зрения весьма разнообразна и неоднородна как по остроте центрального зрения, так и по характеру глазных заболеваний. У значительной части детей, имеющих аномалии рефракции, понижение остроты зрения корригируется оптическими средствами (очками, контактными линзами) В таких случаях их зрительные возможности не ограничиваются и не нарушаются процессы нормального развития детей. Другая часть детей с нарушением зрения оказывается в условиях частичного восполнения недостатка зрения за счет оптической коррекции или отсутствия таковой при тотальной слепоте. Эта группа детей относится к детям с ограниченными зрительными возможностями, вследствие которых нарушается ход их нормального развития и которым необходима специальная коррекционная психолого-педагогическая помощь. К таким детям с нарушением зрения относятся: - слепые с полным отсутствием зрения и дети с остаточным зрением, при котором острота зрения равна 0,05 и ниже на лучше видящем глазу; - слабовидящие со снижением зрения от 0,05 до 0,2 на лучше видящем глазу с очковой коррекцией; - дети с косоглазием и амблиопией .
Нарушения речи - собирательный термин для обозначения отклонений от речевой нормы, принятой в данной языковой среде. Они обусловлены отклонениями в психофизиологическом механизме речи, не соответствуют возрастной норме, самостоятельно не преодолеваются и могут оказывать влияние на психическое развитие. К детям с нарушениями речи относятся дети с психофизическими отклонениями различной выраженности, вызывающими расстройства коммуникативной и обобщающей (познавательной) функции речи. От других категорий детей с особыми нуждами их отличают нормальный биологический слух, зрение и полноценные предпосылки интеллектуального развития. Выделение этих дифференцирующих признаков необходимо для их отграничения от речевых нарушений, отмечаемых у детей с олигофренией, задержкой психического развития, слепых и слабовидящих, детей с ранним детским аутизмом и др. Среди причин, вызывающих нарушения речи, различают биологические и социальные факторы риска. Биологические причины развития речевых нарушений представляют собой патогенные факторы, воздействующие главным образом в период внутриутробного развития и родов (гипоксия плода, родовые травмы и т.п.), а также в первые месяцы жизни после рождения (мозговые инфекции, травмы и т.п.). Дети с нарушениями речи
Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата Основной контингент данной категории представляют дети с ДЦП (89%). Остальные - дети, больные полиомиелитом, с врожденным вывихом бедра, кривошеей, деформациями стоп, аномалиями развития пальцев кисти, с травмами мозга, полиартритом, рахитом, туберкулезом костей и т.п. ДЦП (детский церебральный паралич) - поражение двигательных систем головного мозга. У этих детей двигательные расстройства сочетаются с психическими и речевыми нарушениями, и они нуждаются в психолого-педагогической и логопедической коррекции. Другие вышеназванные категории детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, как правило, не имеют нарушений познавательной деятельности и не требуют специального обучения и воспитания .
Дети с ЗПР ЗПР имеет множество различных предпосылок, причин и следствий (биологические, социальные) 4 основных типа ЗПР: 1.Задержка психического развития конституционного генеза (наследственно обусловленный психический и психофизический инфантилизм); 2.Задержка психического развития соматогенного генеза (обусловлена инфекционными, соматическими заболеваниями ребенка или хроническими заболеваниями матери); 3. Задержка психического развития психогенного генеза (обусловлена неблагоприятными условиями воспитания, частыми психотравмирующими ситуациями в жизни ребенка); 4. Задержка психического развития церебрально-органического генеза (при этом типе сочетаются признаки незрелости нервной системы ребенка и признаки парциального нарушения ряда психических функций).
1.Дети с нарушениями поведения. У умственно отсталых детей, по мнению Л.С. Выготского , при неблагоприятных условиях жизни и неадекватных условиях воспитания и обучения могут возникнуть "социальные вывихи", то есть нарушения поведения. Наиболее ярко это проявляется в подростковый период, так как он наиболее уязвимым как в биологическом, так и в социокультурном плане для неблагоприятных воздействий. Клинико-психологическая структура поведенческих нарушений подростков-олигофренов может быть разделена, по мнению К.С.Лебединской, на два психопатологических варианта: психическая декомпенсация ( Декомпенсация - (от де ... и лат. compensatio – возмещение) невротического типа; психическая декомпенсация психопатоподобного типа с преобладанием: а)эмоционально-волевой неустойчивости; б)аффективной возбудимости; в)патологии влечений. Дети с нарушениями поведения и общения
Дети с нарушениями поведения и общения 2. Дети с нарушением общения . Нарушения общения у детей, как указывает К.С. Лебединская, могут возникать по разным причинам : а)наличие умственной отсталости; б)наличие невротических расстройств, обусловленных психотравмирующими ситуациями, в результате чего ребенок может бояться общения из-за страха повторных психических травм; в)поражение нервной системы, явившееся причиной недостаточности речи или слуха; г)наличие тяжелых форм психической депривации , когда условия воспитания, жизни препятствуют развитию человеческих особенностей психики (например, феномен Маугли ).
Дети с умственной отсталостью У детей с УО происходит стойкое нарушение познавательной деятельности, вследствие органического поражения коры головного мозга. Данное понятие объединяет многочисленные и разнообразные формы патологии, характеризующиеся недоразвитием когнитивной сферы, высших психических процессов, различающиеся по этиологии, локализации, патогенезу, клиническим проявлениям, времени возникновения и особенностям течения. Причинами УО могут выступать пренатальные , натальные и постнатальные эндои ( Эндou , uтoз - этo npoнukнoвeнue в kлeтky paзлuчныx cy6cтaнuuй ) экзогенные неблагоприятные факторы ( внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные) факторы ) и воздействия (воспалительные заболевания, интоксикации, ушибы головного мозга, унаследованные генетические аномалии и т.п.). Поэтому, поражение коры головного мозга может иметь место в рамках любого возрастного периода .
Степень Характерные признаки Дебильность самая легкая степень умственной отсталости. У детей часто нарушена устная речь нарушена письменная речь недоразвита аналитико-синтетическая функция высшей нервной деятельности с трудом овладевают навыками счета нарушена общая и мелкая моторика. не способны к анализу и обобщению обладают выраженной внушаемостью может встречаться распущенное поведение, в частности сексуальное. Дети данной категории при специальном обучении могут овладеть некоторыми элементарными специальностями. Могут освоить навыки самообслуживания и жить самостоятельно, но под чутким руководством. Сниженный интеллект этих детей и нарушенная эмоционально-волевая сфера не позволяют им овладеть программой общеобразовательной массовой школы. Классификация умственной отсталости
Степень Характерные признаки Имбецильность является более легкой степенью умственной отсталости. дети с данной степенью умственной отсталости обладают некоторыми возможностями овладения речью; могут освоить отдельные несложные трудовые навыки; словарный запас крайне беден (как активный так и пассивный словать не отличаются большим разнообразием); понимают чужую речь, жестикуляцию, мимику в пределах постоянного обихода и повседневной жизни; грубые дефекты восприятия, мышления, памяти, общей и мелкой моторики. Дети практически необучаемыми во вспомогательной школе, они являются недееспособными. Над ними устанавливается опека родителей или лиц, их заменяющих. В настоящее время учеными-дефектологами для этой категории детей, разработаны специальные программы обучения, предусматривающие овладение элементарными навыками чтения, счета, письма, простейшими трудовыми навыками.
Степень Характерные признаки Идиотия самая тяжелая и глубокая степень умственной отсталости. У детей с идиотией почти всегда отсутствует речь; окружающих людей они не узнают (даже мать и отца); выражение лица полностью бессмысленное; внимание почти ничем не привлекается наблюдается снижение всех видов чувствительности; эти дети начинают очень поздно ходить (но могут и не начать вовсе), их движения плохо координированы или не скоординированы совсем; на обращенную мимику и жестикуляцию не реагируют; неопрятны в естественных отправлениях (ходят «под себя»); неспособны к самообслуживанию (до конца жизни человек не может умыться, сходить в туалет, почистить зубы и покушать); могут наблюдаются постоянные стереотипные движения — маятникообразные раскачивания туловищем или головой из стороны в сторону, назад и вперед. При идиотии легкой и средней степени тяжести отмечается умение смеяться и плакать на рефлекторном уровне. Их лексикон ограничен всего десятком элементарных слов. Дети данной категории не обучаются в учреждениях и находятся в специальных учреждениях. Продолжительность жизни при умственной отсталости тяжелой степени резко ограничена.
Дети с комплексными нарушениями психофизического развития Комплексные нарушения представляют собой не просто сочетание (сумму) двух и более дефектов развития; они являются качественно своеобразными и имеют особую структуру, отличную от составляющих его аномалий. Категорию детей со сложными дефектами составляют: Дети с умственной отсталостью, отягощенной нарушениями слуха; Дети с умственной отсталостью, осложненной нарушениями зрения; Дети глухие слабовидящие; Слепоглухонемые дети; Дети с задержкой психического развития, которая сочетается с дефектами зрения или слуха; Глухие дети с нарушениями соматического характера (врожденные пороки сердца, заболевания почек, печени, желудочно-кишечного тракта).
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Дети с ограниченными возможностями здоровья
10 заповедей для родителей
1. Живите заботами сегодняшнего дня и старайтесь оставаться оптимистами. Нельзя сделать будущее или настоящее таким, как хочется. Этого не может никто. Хотя некоторые и полагают, что это им по силам.
2. Не бойтесь переоценить способности ребенка. Дайте ему возможность развиваться, поощряйте и поддерживайте. Верьте в него!
3. Найдите людей (родственников, специалистов и т.п.), которые поделятся с вами опытом, советами и поддержкой.
4. С раннего возраста обеспечьте ребенку возможность учиться и получать образование.
5. Не забывайте о супруге и других детях. Напоминайте им, что любите всех одинаково, хотя и вынуждены проводить больше времени с «проблемным» ребенком.
6. Слушайтесь только собственной совести. Тогда вам будет легко и с ребенком. Но вы не обязаны оправдываться перед друзьями и посторонними.
7. Будьте честны, не лицемерьте. Невозможно быть идеальным родителем 24 часа в сутки. Если тяжело, позвольте себе иногда рассердиться, позавидовать, быть жалким или несчастным.
8. Не требуйте от себя невозможного. Нельзя постоянно думать о том, что еще нужно сделать. Чаще думайте о том, чего уже удалось достичь.
9. Цените то, что имеете. Подумайте, что вы способны замечать маленькие чудеса, которые большинство людей воспринимают как данность.
10. Сохраняйте и проявляйте чувство юмора. Смех – лучшее лекарство от усталости и стресса.
Предварительный просмотр:
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ, ВОСПИТЫВАЮЩИМ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
- Важно сосредоточивать внимание на самом ребенке, а не на его болезни. Если проявлять беспокойство по каждому поводу, ограничивать самостоятельность ребенка, то малыш непременно будет чрезмерно беспокоен и тревожен.
- Усталость от переживаний за ребенка-инвалида, порой накладывает соответствующий отпечаток на внешний облик его родителей. Они выглядят несчастными. Но ведь любому малышу нужны счастливые родители, способные отдавать любовь и тепло, а не свои больные нервы. Только оптимистичный взгляд на жизнь может помочь в борьбе с коварным недугом.
- Правильное отношение к ребенку можно выразить формулой: «Если ты не похож на других, это не значит, что ты хуже».
- Нередко погоня за новыми специалистами и методами лечения заставляет нас упускать из вида личность самого малыша. А ведь попытка взглянуть на болезнь «изнутри», т. е. глазами больного ребенка, и является лучшей возможностью помочь ему в преодолении душевных и физических страданий. Не стоит упускать из виду отношение к болезни самого ребенка. Недавние исследования показали, что осознание дефекта у детей с ДЦП проявляется к 7–8 годам и связано с их переживаниями по поводу недоброжелательного отношения к ним со стороны окружающих и нехваткой общения. В это время особенно важной является психологическая поддержка ребенка со стороны семьи.
- Необходимо как можно чаще прибегать к помощи специалистов. Например, переживания ребенка по поводу своей внешности неплохо корректируются в работе с детским психологом.
- Важно корректировать режим дня во избежание нарушений сна, дающего полноценный отдых больному организму. Необходимо создать для ребенка спокойную обстановку, отказаться от чрезмерно активных и шумных игр перед сном, ограничить просмотр телевизора.
- Чтобы у ребенка сформировалось правильное восприятие себя и окружающих, важно отказаться от излишней опеки по отношению к нему. Родители должны воспринимать свое чадо не как безнадежного инвалида, а как человека, пусть в чем-то не похожего на других, но вполне могущего преодолеть свой недуг и ведущего активный образ жизни.