Наставничество: наличие закрепленных за педагогом молодых специалистов, проведение практики студентов, организация и проведение учебно-практических, методических мероприятий в рамках наставничества.
Являюсь наставником молодого специалиста МБДОУ, разработана программа наставничества.
Программа реализации наставничества на 2022/2023 учебный год.
Применяю эффективные практики поддержки и сопровождения молодых педагогов.
Систематически представляю опыт на мероприятиях в рамках Декады молодых специалистов города Сургута (2021 год - демонстрация открытого занятия с детьми среднего дошкольного возраста по речевому развитию «Гуси Лебеди», 2022 – демонстрация занятия с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет) по развитию речи «Крошечка - Хаврошечка»).
В рамках сотрудничества с СУРГПУ, представила студентам инновационный проект «Начало+ единая цифровая образовательная среда» в 2024 году.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Согласовано: Заместитель заведующего по УВР МБДОУ № 18 «Мишутка» С.В. Кочина «___ » августа 202__г. | Утверждаю: Заведующий МБДОУ № 18 «Мишутка» ____________ А.А. Нухова «___ » августа 202__г. |
Программа наставничества
«воспитатель – воспитатель»
на 2022/2023 учебный год
Наставник: Яковлева Т.Ю.
воспитатель 1 квалификационной категории
Наставляемый: Солтанова А.З.
воспитатель
Пояснительная записка
В условиях модернизации системы образования в России значительно возрастает роль педагога, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, социальной и профессиональной позиции. Молодые специалисты имеют те же должностные обязанности и несут ту же ответственность, что и коллеги с многолетним стажем работы, а воспитанники и их родители, администрация образовательного учреждения ожидает от них столь же безупречного профессионализма.
Перемены в обществе и образовании обусловили ряд социальных и профессиональных трудностей в процессе адаптации молодого педагога к трудовой деятельности. Период вхождения молодого педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности.
Каждый руководитель образовательной организации, заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе, старший воспитатель осознаёт тот факт, что достижение желаемых результатов в воспитании, развитии и обучении дошкольников невозможно без оптимального подхода к работе с кадрами. Для эффективной организации воспитательно-образовательного процесса необходима высокая профессиональная компетентность педагогов.
Идея создания программы появилась в результате осознания необходимости сопровождения профессионально-личностного развития молодых воспитателей. При взаимодействии опытных и молодых педагогов происходит интеллектуальное единение, обмен опытом, развитие совместного творчества, развитие профессионального мастерства, самовыражения.
Программа наставничества нацелена на работу с молодым педагогом – воспитателем, имеющим опыт работы в дошкольном образовании менее трех лет.
Начиная свою работу в дошкольной образовательной организации, они испытывают потребность в общении с коллегами, в более глубоком знании психологии детей, методик дошкольного воспитания и обучения.
Овладение специальностью представляет собой достаточно длительный процесс, предполагающий становление профессиональных компетенций и формирование профессионально значимых качеств.
Начинающие педагоги слабо представляют себе повседневную педагогическую практику. Проблема становится особенно актуальной в связи с переходом на ФГОС ДО, так как возрастают требования к повышению профессиональной компетентности каждого специалиста. Решению этих стратегических задач будет способствовать создание гибкой и мобильной системы наставничества, способной оптимизировать процесс профессионального становления молодого педагога, сформировать у него мотивацию к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации. В этой системе должна быть отражена жизненная необходимость молодого специалиста получить поддержку опытного педагога-наставника, который готов оказать ему практическую и теоретическую помощь на рабочем месте, повысить его профессиональную компетентность.
Настоящая программа призвана помочь организации деятельности педагога наставника с молодым педагогом на уровне образовательной организации.
Срок реализации программы: 1 год.
Цель программы - оказание помощи молодым педагогам в повышении квалифика-ции, уровня профессионального мастерства и обобщении передового педагогичес-кого опыта, адаптации к коллективу коллег, детей, родителей.
Задачи:
- Обеспечить теоретическую, психологическую, методическую поддержку молодых педагогов.
- Стимулировать повышение теоретического и практического уровня педагогов, овладение современными педагогическими технологиями.
- Способствовать планированию карьеры молодых специалистов, мотивации к повышению квалификационного уровня.
- Отслеживать динамику развития профессиональной деятельности каждого педагога.
Основные направления:
- Повышение профессионального мастерства молодых педагогов в моделировании воспитательно-образовательного процесса.
- Формирование навыка ведения педагогической документации.
- Изучение нормативных актов и инструктивных документов, обеспечивающих реализацию воспитательно-образовательного процесса.
- Развитие профессиональной компетенции.
- Изучение уровня профессиональной подготовки молодых педагогов и анализ результатов работы наставничества.
Условия эффективности работы:
- Взаимосвязь всех звеньев методической деятельности, её форм и методов.
- Системность и непрерывность в организации всех форм взаимодействия педагога наставника и наставляемого молодого педагога.
- Сочетание теоретических и практических форм работы.
- Анализ результатов работы (диагностика развития детей)
- Своевременное обеспечение педагогов педагогической и учебно-методической информацией.
Формы и методы работы педагога-наставника с молодыми специалистами:
- консультирование (индивидуальное, групповое);
- активные методы (семинары, практические занятия, взаимопосещение занятий, тренинги, собеседование, творческие мастерские, мастер-классы наставников).
Деятельность наставника:
- й этап – адаптационный. Наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, а также выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации.
- й этап – основной (проектировочный). Наставник разрабатывает и реализует программу адаптации, осуществляет корректировку профессиональных умений молодого воспитателя, помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования.
- й этап – контрольно-оценочный. Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности молодого педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.
Ожидаемые результаты:
для молодого специалиста:
- Познание молодым педагогом своих профессиональных качеств и ориентация на ценности саморазвития.
- Качественные изменения во взаимоотношениях с коллегами, воспитанниками, родителями (законными представителями).
- Стремление взаимодействовать с установкой на открытость, взаимопомощь.
- Рост профессиональной и методической компетенции молодых воспитателей, повышение уровня их готовности к педагогической деятельности.
для наставника:
- эффективный способ самореализации;
- повышение квалификации;
- достижение более высокого уровня профессиональной компетенции.
для образовательной организации:
- успешная адаптация молодых специалистов;
- повышение уровня закрепляемости молодых специалистов в образовательном учреждении.
Принципы наставничества:
- добровольность;
- гуманность;
- соблюдение прав молодого специалиста;
- соблюдение прав наставника;
- конфиденциальность;
- ответственность;
- искреннее желание помочь в преодолении трудностей;
- взаимопонимание;
- способность видеть личность.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ ПОД РУКОВОДСТВОМ НАСТАВНИКА
Форма наставничества: «воспитатель-воспитатель».
Сведения | о молодом специалисте | о педагоге - наставнике |
Фамилия, имя, отчество | Солтанова Алжанат Зауровна | Яковлева Татьяна Юрьевна |
Образование | высшее | высшее |
Какое учебное заведение окончил | Дагестанский государственный педагогический университет по специальности «Педагогика и психология», квалификация педагог-психолог. | Казанский государственный университет по специальности «История», квалификация историк, преподаватель истории. |
Педагогический стаж | Опытный педагог, испытывающий потребность в освоении новой технологии и приобретения новых навыков Стаж – 3 года | 17 лет |
Место работы | МБДОУ № 18 «Мишутка» | МБДОУ № 18 «Мишутка» |
Должность | воспитатель | воспитатель |
Учебная нагрузка | 36,0ч. | 36,0ч. |
Группа | Младший дошкольный возраст (от 3-до 4 лет) | Младший дошкольный возраст (от 3-до 4 лет) |
Квалификационная категория | Без категории | Первая квалификационная категория |
При организации наставничества процесс наставничества затрагивает интересы трёх субъектов взаимодействия:
Субъекты взаимодействия | Содержание взаимодействия |
Воспитатель – молодой педагог |
материалами, литературой. |
Молодой педагог – воспитанники – | 1. Формирование авторитета педагога, уважения, интереса к нему у детей и родителей (законных |
родители (законные представители) | представителей). |
Молодой педагог – коллеги | 1. Оказание поддержки со стороны коллег. |
Этапы реализации программы.
Программа наставничества рассчитана на 1 год. Решение о продлении или досрочном прекращении реализации программы может быть принято с учетом потребности в данной программе.
Содержание программы реализуется последовательно. Этапы реализации программы:
- й этап – адаптационный. Наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, а также выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации.
- й этап – основной (проектировочный). Наставник разрабатывает и реализует программу адаптации, осуществляет корректировку профессиональных умений молодого воспитателя, помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования.
- й этап – контрольно-оценочный.
- этап. Адаптационный (Диагностический)
Задачи этапа: выявление профессиональных затруднений молодого педагога; разработка основных направлений работы с молодым педагогом.
Содержание этапа:
Педагог наставник анализирует профессиональную готовность молодого педагога по критериям:
- педагогическое образование;
- теоретическая подготовка (знание основ общей и возрастной психологии, педагогики, методики воспитания и обучения дошкольников);
- наличие опыта практической работы с детьми дошкольного возраста;
- ожидаемый результат педагогической деятельности;
- выявление особенностей личности педагога.
Для получения необходимых сведений могут быть использованы методы:
- опрос;
- собеседование;
- анкетирование;
- наблюдение за организацией воспитательно-образовательного процесса в группе.
В зависимости от результатов диагностического этапа молодые педагоги условно делятся на три группы:
- воспитатели, имеющие недостаточную теоретическую и практическую подготовку;
- воспитатели с достаточной теоретической подготовкой, но не имеющие опыта практической работы;
- воспитатели со слабо развитой мотивацией труда.
В зависимости от полученных данных, педагог наставник ставит цели работы, определяет содержание работы, выбирает методы и формы работы.
Примерные цели и формы работы:
Воспитатели, имеющие недостаточную теоретическую и практическую подготовку | Воспитатели с достаточной теоретической подготовкой, но не имеющие опыта практической работы | Воспитатели со слабо развитой мотивацией труда |
Содержание и цели работы | ||
Усвоение теоретического | Овладение навыками | Повышение интереса и |
материала, формирование | практической работы с | положительного |
навыков практической | педагогами, родителями. | отношения к |
работы. | педагогической | |
деятельности, помощь в | ||
осознании своей | ||
профессиональной | ||
значимости, степени | ||
ответственности за | ||
воспитание и обучение | ||
детей. |
Формы работы | |
Консультации | Дискуссии |
Семинары-практикумы | Круглые столы |
Беседы | Деловые игры |
Изучение методической литературы | Убеждения, поощрения |
Взаимопосещения | беседы |
Коллективные просмотры педпроцессов | |
Анализ педагогических ситуаций |
Таким образом, разрабатывается индивидуальный план профессионального становления молодого педагога на год. Результативность и эффективность реализации индивидуального плана профессионального становления анализируется педагогом наставником и молодым педагогом не реже 1 раза в 3 месяца. На основании результатов анализа в индивидуальный план профессионального становления молодого педагога могут вноситься изменения и дополнения.
- этап. Основной (проектировочный).
Задача этапа: реализация основных положений Программы.
Содержание этапа:
- Создание благоприятных условий для профессионального роста начинающих педагогов;
- Взаимоподдержка и взаимопомощь;
- Координация действий педагогов в соответствии с задачами ДОУ и задачами воспитания и обучения детей;
- Разработка перспективных планов работы с детьми в соответствии с возрастными особенностями, требованиями ФГОС ДО и задачами реализуемых программ;
- Оказание методической помощи опытными педагогами начинающим;
- Помощь по подбору и использованию педагогически целесообразных пособий, игрового и дидактического материала;
- Оказание позитивного влияния на рост профессиональной компетентности начинающего педагога;
- Советы, рекомендации, разъяснения, поправки в педагогические действия.
- этап. Контрольно-оценочный (Аналитический)
Задачи этапа: подведение итогов работы и анализ эффективности реализации этапов программы.
Содержание этапа:
- Анализ результатов работы молодого педагога с детьми;
- Динамика профессионального роста молодого педагога;
- Рейтинг молодого педагога среди коллег;
- Самоанализ своей деятельности за прошедший год;
- Перспективы дальнейшей работы с молодыми педагогами;
- Подведение итогов, выводы.
Формы работы педагога наставника с наставляемым молодым педагогом.
Для того, чтобы повысить профессиональное мастерство молодых педагогов, используются разные формы работы. Выбор форм работы зависит от этапа реализации программы, от личностных качеств педагогов, от уровня профессиональной подготовки молодых педагогов, от поставленных задач.
Формы работы с молодыми педагогами | ||
Организации - партнеры | Уровень образовательной организации | Муниципальный и региональный уровень |
1.Курсы повышения | 1.Диалог, беседа. | 1. Аттестация |
квалификации. | 2.Индивидуальная, групповая | |
2.Городские методические | консультация. | |
объединения. | 3.Самоанализ собственной | |
3.Семинары, | деятельности. | |
конференции, Фестивали. | 4.Обучающие семинары. | |
4.Вебинары. | 5.Практикумы. | |
5.Конкурсы | 6.Анкетирование, опрос. | |
профессионального | 7.Мастер-класс педагога | |
мастерства. | наставника. | |
6.Общение, обмен опытом | 8.Взаимопосещения, открытые | |
в профессиональных | просмотры. |
интернет-сообществах. |
|
План работы педагога-наставника на 2022-2023 учебный год по планированию, организации и содержанию деятельности
индивидуальной работы с молодым специалистом
Цель: Создание социальной ситуации развития молодого педагога в процессе адаптации и закрепления его в системе образования.
Задачи:
- создать условия для адаптации молодого воспитателя в коллективе;
- создать условия для определения уровня профессиональной подготовки, для выявления затруднений в педагогической практике и оказания методической помощи;
- обеспечить развитие профессиональных навыков молодого педагога, в том числе навыков применения различных средств, форм обучения и воспитания, психологии общения с воспитанниками и их родителями;
- способствовать развитию потребности у молодого педагога к самообразованию и профессиональному самосовершенствованию.
Ожидаемые результаты:
- Успешная адаптации начинающего педагога в учреждении;
- Активизации практических, индивидуальных, самостоятельных навыков молодого педагога;
- Повышение профессиональной компетентности молодого педагога в вопросах педагогики и психологии;
- Обеспечение непрерывного совершенствования качества преподавания;
- Использование в работе инновационных педагогических технологий.
Планирование и организация работы | Работа с документацией | Контроль за деятельностью молодого специалиста | Формы и методы работы с молодым специалистом | Форма отчетности молодого специалиста |
август | ||||
Диагностика проблем педагога Организационные вопросы. Изучение программ, пособий. Составление рабочей программы и календарно - тематического планирования. Групповая документация. | Изучение нормативно – правовой базы ДОО (рабочая программа, рабочая программа воспитания, учебный план, план работы ДОО на 2021- 2022 уч. год). | Оформление групповой документации. Оформление календарно- тематического планирования. Проверка выполнения программы. | Анкетирование: Профессиональные затруднения. Степень комфортности нахождения в коллективе. Практическое занятие. «Ведение групповой документации». | Оформление групповой документации. Составление календарно- тематического планирования |
Собеседование. | Изучение документации по организации образовательной деятельности. (Календарно- тематический план (ежедневный), перспективный план, план работы по профилактике правонарушений ). | Оформление рабочей программы. | ||
сентябрь | ||||
Организация оценки индивидуального развития детей. | Изучение документация по организации образовательной деятельности. (Карты развития, мониторинга детей). | Создание диагностических (проблемных) ситуаций. | Помощь молодому педагогу в проведении диагностического обследования детей Мониторинг детского развития. | Карта развития, мониторинга детей |
октябрь | ||||
Профессиональный рост педагога. | Изучение правовых документов: Закон РФ об образовании; ФГОС ДО. Должностная инструкция воспитателя. | Педагогическое самообразование: выбор темы, постановка целей и задач, подбор литературы по теме самообразования. Курсы повышения квалификации, вебинары, конференции, семинары, дистанционные конкурсы . | Консультация по самообразованию. Беседа «Конфликтные ситуации между детьми и способы их устранения». Обсуждение конкретных примеров. Поиск компромиссов и путей выхода из различных ситуаций между детьми | Составление плана по самообразован ию. Запись на курсы повышения квалификации |
ноябрь | ||||
Виды и организация режимных моментов в ДОО. Изучение методики проведения НОД по всем образовательным областям, совместная разработка конспектов НОД, эффективное использование дидактического материала в работе. | Изучение документация по организации образовательной деятельности. (табель посещаемости, утренний фильтр). | Посещение наставником режимных моментов в утренний отрезок времени. Организация утреннего приёма детей (общение с детьми и родителями, индивиду альная работа и игровая деятельность). Ответы на вопросы молодого педагога. | Мастер – класс «Виды и организация режимных моментов в ДОО». Просмотр молодым педагогом режимных моментов. Показ режимных моментов в игровой форме. Проверить ведение документации в группе. | Методические рекомендации по организации и проведению режимных моментов. |
Посещение наставником НОД молодого специалиста (1-2 раза в неделю). | Посещение молодым специалистом НОД у наставника (1-2 раза в неделю). | |||
декабрь | ||||
Составление сетки организации образовательной деятельности. | Изучение правовых документов: Закон РФ об образовании; ФГОС ДО. | Посещение образовательной деятельности молодого воспитателя с целью выявления затруднений, оказания методической помощи. | Взаимопосещение образовательной деятельности. Консультация «Организация обра зовательной деятельности». | Самоанализ образовательно й деятельности |
январь | ||||
Организация работы с родителями (законными представителями) воспитанников. Планирование работы с родителями, оформление наглядной информации для родителей. | Изучение правовых документов: Семейный кодекс РФ. Документация по организации образовательной деятельности. (план работы с родителями, протоколы родительских собраний) . | Организация совместных занятий, досугов с родителями «Новогодние каникулы». | Консультация и помощь в составлении плана работы с родителями, подбор материала для родителей. Помощь в организации и проведении собрания. Взаимопосещения родительских собраний. | Ведение документации |
февраль | ||||
Организация проектно- исследовательской деятельности воспитанников.
Выбор темы самообразования, составление плана; общие вопросы ведения портфолио | Изучение технологии исследовательск ой деятельности Савенкова.А.И. | Просмотр наставником опытно- экспериментальной деятельности во второй половине дня. Давать детям возможность проводить эксперименты самостоятельно. Обобщать полученные действия путем результата. | Беседа. Проектная деятельность в ДОО как средство взаимодействия пед агогов ДОО, детей и родителей. | Самоанализ, устранение замечаний по факту просмотра |
март | ||||
Инновационные технологии и процессы в обучении. Использование ИКТ технологий. | Изучение технологии социализации детей дошкольного возраста» Гришаева Н.П. | Анализ электронного портфолио наставника. Ознакомление с требованиями и вариантами оформления профессионального портфолио. | Мастер-класс. Показ наставником мероприятия «Рефлексивный круг». Проверить ведение документации в группе. | Заполнение документации |
апрель | ||||
Организация развивающей предметно- пространственной среды в группе. | Изучение | Обсуждение (принципы построения, наличие игровых зон, их оснащение, смена | Консультация по организации предметно- развивающей среды в группе. | Создание в группе РППС |
эпидемиологиче ские требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и | материала). Организация самостоятельной деятельности детей. | |||
май | ||||
Проведение мониторинга освоения образовательной программы воспитанниками. Итоги работы молодого специалиста по самообразованию за год. | Знакомство с правилами проведения педагогической диагностики, с диагностическим инструментарие м, способами фиксирования данных, с методами анализа и обобщения полученных данных. Оформление и заполнение отчетной документации. | Помощь в проведении мониторинга. Оказание помощи в составлении анализа воспитательной работы за год. Подведение итогов работы за год. Анкетирование. Оценка собственного квалификационного уровня молодым педагогом и педагогом наставником. | Заполнение индивидуальных образовательных маршрутов. Помощь молодому педагогу в составлении плана работы на летний период. Советы по организации планир ования и работы в летний период. | Отчет о результатах наставническо й работы, собеседование по итогам за год. Самоанализ, устранение замечаний |
Заключение.
Таким образом, можно констатировать, что для повышения эффективности работы с молодыми педагогами необходимы:
- Обоснованный выбор системы методической работы на основе аналитической деятельности;
- Работа на основе диагностики педагогических затруднений, учета творческой активности и информационных потребностей педагога;
- Взаимосвязь всех подразделений методической службы ДОУ, форм и методов методической работы;
- Оптимальное сочетание теоретических и практических форм;
- Оценка педагогического труда по результатам;
- Современное обеспечение методической литературой.
У молодого педагога сформируется потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, сформируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскроется творческий потенциал.
Приложение1
Анкеты для молодого педагога
Вводная анкета
1.Удовлетворяет ли вас уровень вашей профессиональной подготовки?
- Да
- Нет
- Частично
2.Каких знаний, умений, навыков вам не хватает в настоящее время?___________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
3. В каких направлениях организации воспитательно-образовательного процесса вы испытываете трудности?
- в календарно-тематическом планировании
- в составлении рабочей программы
- в составлении перспективного планирования
- в составлении индивидуальных образовательных маршрутов
- в ведении другой документации воспитателя (укажите, какой)_______________________________________________________________
- в проведении организованной образовательной деятельности
- в проведении педагогической диагностики
- в проведении культурно-досуговых мероприятий
- в проведении совместных мероприятий с родителями воспитанников
- в проведении других мероприятий (укажите, каких)_______________________________________________________________
- в общении с коллегами, администрацией
-в общении с воспитанниками
- в общении с родителями воспитанников
- другое (допишите) _____________________________________________
4. Что представляет для вас наибольшую трудность?
- целесообразно организовать рабочее пространство
- формулировать цели, задачи
- выбирать соответствующие методы и методические приемы для реализации целей организованной образовательной деятельности (ООД)
- мотивировать деятельность воспитанников
- формулировать вопросы проблемного характера
- создавать проблемно-поисковые ситуации
- подготавливать для воспитанников задания различной степени трудности
- активизировать деятельность воспитанников в ходе ООД
- организовывать сотрудничество между воспитанниками
- организовывать само и взаимоконтроль воспитанников
- реализовать индивидуальный и дифференцированный подход в обучении
- развивать способности воспитанников
- другое (допишите)________________________________________________________
5. Каким формам повышения квалификации своей профессиональной компетентности отдали бы вы предпочтение в первую, вторую и т. д. очередь (пронумеруйте в порядке выбора):
- cамообразованию
- практико-ориентированному семинару
- курсам повышения квалификации
- мастер-классам
- творческим лабораториям
- индивидуальной помощи со стороны наставника
- школе молодого педагога
- другое (допишите)__________________________________________________________
6. Если бы вам предоставили возможность выбора практико-ориентированных семинаров для повышения своей профессиональной компетентности, то в каком из них вы приняли бы участие в первую, во вторую и т. д. очередь (пронумеруйте в порядке выбора):
- типы занятий, методика их подготовки и проведения
- методы обучения и их эффективное использование в образовательном процессе
- приемы активизации познавательной деятельности воспитанников
- оценка достижений воспитанников, динамики развития
- психолого-педагогические особенности воспитанников разных возрастов
- урегулирование конфликтных ситуаций
- формы работы с родителями
- формы и методы педагогического сотрудничества с воспитанниками
- другое (допишите) ___________________________________________