Главные вкладки
Самообразование (участие в вебинарах, семинарах, конференциях и др.)
На 2021 - 2022 учебный год работала по теме самообразования «Малые формы фольклора, как средство развития речи детей раннего возраста»;
На 2022 - 2023 учебный год работала по теме самообразования «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»;
На 2023 - 2024 учебный год работала по теме самообразования «Развитие грамматического строя речи детей среднего дошкольного возраста (от 4- до 5 лет) посредством дидактической игры».
В 2024 2025 учебном году работаю по теме самообразования "Развитие грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста (от 5 - до 6 лет) посредством театрализованной игры".
Сертификат участника в семинаре «Инновационные формы работы с семьей в условиях реализации ФГОС», 16 часов;
Диплом участника форума "Педагоги России: методическое объединение" образовательный курс "Развивающая предметно-пространственная среда ДОО", 2021г.,4ч.
Сертификат участника вебинара «Современные формы работы с родителями ДОУ. Постер-технологии», сентябрь 2022г., 1 ч.
Удостоверение о повышении квалификации в ООО «Центр инновационного образования и воспитания» по программе повышения квалификации «Актуальные вопросы истории России в современных реалиях», май 2022г., 16 часов, г. Саратов;
Удостоверение о повышении квалификации «Защита детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию», май 2022г., 36 часов, г. Саратов;
Сертификат участника курса в Межрегиональной общественной организации «Союз педагогов» «Родительское собрание в Telegram, как самое простое, удобное и эффективное собрание в истории человечества», сентябрь 2022г., 4 часа;
Сертификат участника курса в Межрегиональной общественной организации «Союз педагогов» «Персонализация Telegram: оформление темы и текста. Просмотр видео поверх других окон. Отложенная отправка сообщений», сентябрь 2022г., 4 часа;
Сертификат участника курса в Межрегиональной общественной организации «Союз педагогов» «Возможности Telegram: архив чатов, секретные чаты и самоуничтожающиеся сообщения», сентябрь 2022г., 4 часа;
Сертификат участника курса в Межрегиональной общественной организации «Союз педагогов» «Боты Telegram: чат-бот, Бот-информатор и игровой ботS», сентябрь 2022г., 4 часа;
Сертификат участника курса в Межрегиональной общественной организации «Союз педагогов» «Продвижение педагога и проекта через Telegram», сентябрь 2022г., 4 часа;
Диплом участника курса в Межрегиональной общественной организации «Союз педагогов» «ИКТ-компетентность педагога в условиях реализации ФГОС», сентябрь 2022г., 20 часов;
Диплом участника курса на Всероссийском Форуме «Педагоги России: инновации в образовании» «Проект как вид деятельности», октябрь 2022г., 4 часа;
Диплом участника курса на Всероссийском Форуме «Педагоги России: инновации в образовании» «Поддержка детского исследовательского интереса, наставничество и мотивация дошкольников», октябрь 2022г., 4 часа;
Диплом участника курса на Всероссийском Форуме «Педагоги России: инновации в образовании» «Тьюторское сопровождение настоящего исследовательского проекта в детском саду», октябрь 2022г., 4 часа;
Диплом участника курса на Всероссийском Форуме «Педагоги России: инновации в образовании» «Особенность проектной деятельности в детском саду», октябрь 2022г., 4 часа;
Диплом участника курса на Всероссийском Форуме «Педагоги России: инновации в образовании» «Практическая работа участников марафона», октябрь 2022г., 4 часа;
Сертификат участника общероссийской акции Тотальный тест «Доступная среда», 2022г.
Благодарность за участие в педагогических чтениях «Основы обеспечения безопасности в дошкольных образовательных организациях», 2022г.
Диплом участника в серии семинаров «Важные вопросы обеспечения детской безопасности в дошкольных организациях», 2022г.
Свидетельство участия в научно-методической конференции по теме: «Мероприятия в детских садах по усилению мер безопасности», 2022г.
Сертификат за активное участие в серии вебинаров «Основы безопасности детей в образовательных организациях», 2022г.
Вебинар «Границы ответственности педагога», 2023г.
Вебинар «Современные методики запуска речи у неговорящих детей», 2023г.
Вебинар «Создание учебных материалов в рамках реализации дистанционного обучения», 2023г.
Сертификат за активное участие в серии вебинаров «Рассмотрение особенностей новой федеральной образовательной программы дошкольного образования», 2023г.
Сертификат о прохождении обучающего курса «Здоровая семья: путеводитель по питанию», 2023г.
Свидетельство участника в научно-методической конференции по теме: «Новые компетенции педагога дошкольного образования в рамках федеральной образовательной программы дошкольного образования», 2023г.
Благодарность за участие в педагогических чтениях «Работа с семьями детей в рамках образовательной деятельности дошкольной организации», 2023г.
Диплом об участии в серии семинаров «Новые технологии и методики в работе воспитателя детского сада», 2023г.
Сертификат слушателя методического семинара «Калейдоскоп педагогических идей профессионального клуба воспитателей ХМАО - Югры», 2023г.
Сертификат участника курса «Первая помощь, когда ребенок без сознания», 2023г., 4 ч.
Сертификат участника курса «Основы подготовки участников оказания первой помощи», 2023г., 4ч.
Сертификат участника курса «Первая помощь при вегетативных состояниях», 2023г., 4ч.
Сертификат участника курса «Первая помощь при травмах, полученных в помещениях», 2023г., 4ч.
Сертификат участника курса «Специфическая первая помощь», 2023г., 4ч.
Диплом участника онлайн-марафона «Первая помощь в образовательной организации», 2023г., 36ч.
Сертификат о прохождении курса «Эффективная коммуникация педагога со всеми участниками образовательного процесса», 2023г., 4ч.
Сертификат слушателя методического семинара «Инструменты успеха педагога», профессиональный клуб воспитателей ХМАО – Югры «Педагогический С.А.Д.», 2023г.
Вебинар «Как искусственный интеллект может облегчить работу воспитателя и педагога», 2023г., 2ч.
Диплом участника курса повышения квалификации «Геймификация образовательного процесса в образовательной организации в условиях цифровой среды обучения», 2023г., 36ч.
Сертификат участника Международной научно-практической конференции «Современные проблемы образования: теория и практика», 2023г.
Статья «Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути их решения» в сборнике материалов Международной научно-практической конференции «Современные проблемы образования: теория и практика». Справка о публикации в сборнике.
Образовательный курс по санитарно-просветительской программе "Основы здорового питания (для детей дошкольного возраста)", 2024г., 15ч.
Свидетельство о публикации 1432963-016-015 от 20 октября 2021г
Свидетельство о публикации 1464162-016-015 от 17 января 2022г .
|
Викторина «Русский фольклор» среди педагогов МБДОУ № 18 "Мишутка".
Свидетельство о публикации Конспект занятия по речевому развитию «Чтение русской народной сказки Гуси-лебеди» в группе младшего дошкольного возраста (от 3 до 4 лет)
Мастер-класс «Развитие речи детей 3-4 лет посредством дидактической игры».
Свидетельство о публикации Картотека «Дидактические игры, способствующие развитию активного словаря детей младшего дошкольного возраста», 2022г.
Сертификат участника всероссийского вебинара "Обучение дошкольников грамоте: педагогическая система Н.А. Зайцева", 2024г.,4ч.
Приказ от 12.12.2023 №ДС18-11-592/3 О педагогическом совете №2 "Повышенение профессиональных компетентностей педагогов посредством цифровых технологий"
Протокол №4 заседания городского методического объединения воспитателей образовательных учреждений, реализующих образовательные программы дошкольного образования от 06.02.2024г.
Программа заседания городского методического объединения воспитателей образовательных учреждений, реализующих образовательные программы дошкольного образования "Профессиональный рост педагога. Организация деятельности по реализации парциальной программы "Подготовка к обучению грамоте" Л.Е. Журовой (обмен опытом между ДОУ)"
Сертификат участника Всероссийского форума "Воспитатели России: дошкольное образование в Республике Дагестан" и Всероссийской онлайн-конференции "Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста" в рамках педагогического марафона "В авангарде детства", июнь 2024
Сертификат участника экспертного сообщества "Внедрение современного инновационного оборудования в развивающую предметно-пространственную среду", 2024г.
Сертификат об участии в фестивале "Путешествие в страну родного языка", 2024г.
Сертификат участника вебинара "Гиперактивный ребенок на занятии. Что делать педагогу?", 1,5 ч., август 2024г.
Сертификат участника вебинара "Гаджет-зависимость у детей: как справиться и вернуть контроль", август 2024г.
Сертификат участника вебинара "Азы логопедии: первые шаги в профессии", 1,5 ч, август 2024г.
Сертификат участника вебинара "как научить ребенка читать за 3 дня", 2ч, август 2024г.
Сертификат об окончании курса вебинаров "Воспитатели России"по передаче традиционных российских духовно-нравственных ценностей от поколения к поколению в рамках дошкольного образования, 30 академических часов, 2024г.
Сертификат участника образовательного курса "Введение в музейную педагогику", 4ч, сентябрь 2024г.
Сертификат участника образовательного курса "Использование цифровых технологий в музейную педагогику", 4ч, сентябрь 2024г.
Сертификат участника образовательного курса "Тематические мастер-классы в музеях", 4 ч, сентябрь 2024г.
Сертификат участника образовательного курса "Интерактивные экскурсии для детей", 4ч, сентябрь 2024г.
Сертификат участника образовательного курса "Технические и административные особенности школьного музея", 4ч, сентябрь 2024г.
Сетртификат участника вебинара "Практическое освоение педагогами инновационных инструментов для приобщения детей дошкольного возраста к традиционным российским ценностям", 1ч., октябрь 2024г.
Сетртификат участника вебинара Мастер-класс "Совушкино перышко" Готовим руку к письму, 1ч., октябрь 2024г.
Скачать:
Предварительный просмотр:
План самообразования Яковлевой Татьяны Юрьевны
на 2021-2022 учебный год.
Тема: «Малые формы фольклора, как средство развития речи детей раннего возраста».
Цель: Систематическое повышение профессионального уровня.
Задачи:
- Совершенствование теоретических знаний, педагогического мастерства;
- Приобретение систематических знаний в области речевого развития детей раннего возраста;
- Привлечение родителей к проблемам речевого развития детей;
- Развитие интереса детей к устному народному творчеству, развитие речи через песенки, потешки, прибаутки, колыбельные;
- Обогащение чувств детей, воображения и речи;
- Использование усвоенного фольклорного материала во всех видах деятельности детей;
- Повышение качества образования.
Актуальность темы. Дети дошкольного возраста очень восприимчивы к слову, все быстро запоминают и воспроизводят: у них активно «работает» непроизвольная память, т.е. они запоминают все буквально, даже не желая того. Образная, богатая синонимами, эпитетами и описаниями речь у детей младшего дошкольного возраста – явление крайне редкое. А между тем, овладение речью в возрасте 2-3 лет имеет ключевое значение: именно этот период наиболее сензитивен к ее усвоению.
Дети осваивают родной язык, подражая разговорной речи взрослых. В словаре В. Даля под речью понимается «что-либо, выраженное словами, устно или на письме; предложение, связные слова, в коих есть известный смысл». К сожалению, в наше время многие родители часто забывают об этом и пускают процесс развития речи малыша на самотек. Современный ребенок, независимо от возраста, мало времени проводит в обществе взрослых (все больше за компьютером или у телевизора), редко слышит прибаутки, потешки, пестушки, колыбельные из уст родителей.
Еще К.Д. Ушинским было замечено, что в семьях знают все меньше закличек, поговорок, колыбельных песенок. В наши дни это становится еще актуальнее. Родители, в свою очередь, считают, что решить проблемы развития речи ребенка поможет детский сад. Вот и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в детский сад возникает множество проблем.
Проблемы в речи детей раннего возраста, с которыми чаще всего встречаются родители и педагоги:
- Однословные ответы на вопросы (да, нет и т.д.).
- Неречевое общение (молчание).
- Непроизвольная, неинициативная речь. Неумение поделиться информацией.
- Недостаточный словарный запас (неумение называть предмет, его сенсорные свойства).
- Отсутствие словотворчества: употребление в речи однокоренных слов, употребление прилагательных, наречий.
- Неспособность составить предложение из 2-3 слов.
- Отсутствие навыков культуры речи, умения регулировать громкость голоса.
Многих трудностей можно избежать, если систематически заниматься речевым развитием детей раннего возраста.
Особое место в развитии речи малыша отводится использованию потешек, пестушек, закличек, прибауток, колыбельных и детских песенок. Малые формы фольклора – бесценный материал, который позволяет почувствовать ребенку раннего возраста язык, мелодичность и ритм, проникнуться народным духом. Колыбельные, потешки, прибаутки обогащают словарь и кругозор детей, обучают образовывать однокоренные слова (котя – котенька – коток, коза – козонька), позволяют запоминать слова и формы слов и словосочетаний. Тем самым ребенок овладевает родным языком, осваивает его красоту, получает первые представления о культуре. Ценность малых форм фольклора заключается в том, что с их помощью устанавливается эмоциональный контакт с ребенком, у него развивается память, образное мышление, обогащается речь.
Работая с детьми раннего возраста, я пришла к выводу: организовать режимные моменты, провести игру, занятие, встретить ребенка, успокоить, развеселить малыша помогают потешки, пестушки, прибаутки, приговорки, колыбельные, создававшиеся русским народом в течение веков и вобравшие в себя всю мудрость, доброту и любовь к детям. В них содержится отобранный и проверенный материал, который несет в себе высшие ценности и мысль о том, что ребенок является для взрослого самым главным богатством на земле.
В результате общения с ребенком с помощью фольклорных произведений, их проговариванием детьми:
- Расширяется словарный запас;
- Развивается связная речь;
- Активизируется его познавательное и умственное развитие;
- Постигается окружающий мир;
- Дети учатся быть добрыми и ласковыми;
- Погружаются в исконно народную русскую речь.
План работы по самообразованию
Срок | Содержание работы | Ожидаемый результат |
Сентябрь | Самоанализ профессиональной компетентности | Выбор темы самообразования, определение цели и задач |
Октябрь | Проведение консультаций, презентаций для родителей Анкетирование | Папки-передвижки. Рекомендованная литература для чтения и заучивания вместе с детьми |
Ноябрь | Подбор и изучение методической литературы Планирование по теме самообразования | Наличие литературы по теме самообразования |
Декабрь | Создание картотеки потешек для работы с детьми | Разучивание и проговаривание потешек, закличек Участие в досугах, развлечениях |
Январь | Создание развивающей предметно-пространственной среды для развития речи детей средствами малых форм фольклора | Художественная литература, наглядные пособия: иллюстрации, игрушки, различные виды театра, предметы окружающей среды |
Февраль | Отчет по теме самообразования Обмен опытом | Презентация участие в конкурсах педагогического мастерства |
Март | Проект «Наши любимые потешки» | Стенгазета |
Апрель | Показ открытого занятия с использованием малых фольклорных форм | Сюжетно-образная игра |
Май | Диагностика детей по развитию активного словаря | Результаты диагностики |
Направления работы по самообразованию
№ | Направление работы | Содержание работы | Сроки |
1. | Работа с детьми | Подбор игр и материалов для оснащения предметно пространственной среды Использование малых форм фольклора во всех режимных моментах | В течение года |
2. | Работа с родителями | Семейный конкурс: «Сделаем своими руками» (изготовление кукол, героев сказок, персонажей потешек из бросового материала). Опросник для родителей «Читаете ли Вы дома ребенку и что ? » Консультация «Малые фольклорные жанры как средство активизации речевой активности у детей 2-3 лет». Анкетирование для родителей «Устное народное творчество в жизни вашего ребенка»
| В течение года |
3. | Работа с педагогами | Подведение итогов. Оформление результатов работы. Распространение опыта своей работы. Обобщение результатов инновационной деятельности на педагогических советах. Отчёт по теме самообразования. | Февраль – май 2022г. |
Таблица. Результаты самообразования и профессионального развития
№ | Наименование мероприятия | Год | Результат |
1 | Бюджетное учреждение высшего образования Ханты-Мансийского АО «Сургутский государственный педагогический университет», г.Сургут, КПК «Организация образовательного процесса в группах раннего возраста в ДОО» | 2021 | Удостоверение о повышении квалификации 862412065039 72 часа |
2 | Центр онлайн-обучения Всероссийского форума «Педагоги России: инновации в образовании», г.Екатеринбург, КПК «Педагогика и психология инклюзивного образования, организация инклюзивного образования детей с РАС» | 2021 | Удостоверение о повышении квалификации 661634012129 36 часов |
3 | ФГБНУ «ИХОиК РАО», г.Москва, КПК «Воспитательно-развивающий потенциал искусства в социокультурной образовательной среде для детей раннего возраста» | 2021 | Удостоверение о повышении квалификации 772412969037 72 часа |
4 | Федерация Развития Образования, образовательная платформа «Университет Просвещения РФ», г.Брянск, КПК «Дошкольное образование и организация воспитательной, образовательной, просветительской работы в рамках Года культурного наследия народов России» | 2022 | Удостоверение о повышении квалификации 0000032661 4232 144 часа |
5 | Федерация Развития Образования, образовательная платформа «Кафедра педагогики РФ», г.Брянск, КПК «Дошкольное образование и специфика реализации программ дошкольного образования во взаимосвязи с обновленными ФГОС-21 начального и общего образования. новые цифровые платформы Минпросвещения РФ» | 2022 | Удостоверение о повышении квалификации 00000060028529 144 часа |
6 | Всероссийский Форум «Педагоги России: инновации в образовании», «Сказкотерапия в играх для детей и взрослых» | 2021 | Диплом 20 часов |
7 | Вебинар «Ораторское мастерство и артистизм в работе педагога» | 2021 | Сертификат 1 академический час |
8 | Вебинар марафона педагогических практик по теме: «Цифровые образовательные ресурсы: практика использования в детском саду и дома» | 2021 | Сертификат участника |
9 | Вебинар «Развитие эмоционального интеллекта обучающихся» | 2021 | Сертификат 2 академических часа |
10 | Вебинар «Сопровождение тьютора на каждой ступени образования» | 2021 | Сертификат 1 академический час |
12 | Вебинар «Социализация детей дошкольного возраста с ОВЗ средствами искусства» | 2021 | Сертификат 1 академический час |
13 | Вебинар «Артикуляционная гимнастика: ее особенности и место в логопедической практике» | 2022 | Сертификат 1 академический час |
14 | Вебинар «Играем в сказку: как провести занятие по сказкотерапии в детском саду» в рамках весенней сессии Web-клуба молодых специалистов и наставников «Интернет наставник» | 2022 | Сертификат |
15 | Вебинар «Финансовая грамотность в дошкольном образовании. Новое в технологиях обучения», Издательство ВИТА-ПРЕСС, г.Сургут | 2022 | Сертификат участника |
16 | Материал на международном образовательном портале Маам, Конспект игры-занятия «Любимые игрушки» в первой младшей группе | 2021 | Свидетельство о публикации |
17 | Статья на международном образовательном портале Маам, «малые формы фольклора как средство развития речи детей раннего возраста» | 2022 | Свидетельство о публикации |
18 | Смотр-конкурс «Лучший мини-музей в ДОУ» | 2021 | Диплом 2 место |
19 | Всероссийский конкурс, номинация «Конспекты занятий», работа «Любимые игрушки». Всероссийский информационный портал Воспитатель-Ру. | 2021 | Диплом 1 место |
20 | Всероссийская блиц-олимпиада «Время знаний», «Формирование выразительности речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста» | 2022 | Диплом 1 место |
21 | Благодарственное письмо заведующего МБДОУ №18 «Мишутка» за добросовестный труд в сфере дошкольного образования, высокий профессионализм, создание условий для общего развития детей, ответственное исполнение должностных обязанностей | Февраль 2022 | |
22 | Благодарность администрацией центра разработки и проведения Всероссийских и Международных конкурсов, викторин и олимпиад «Изумрудный город» за высокопрофессиональную подготовку участников-победителей и лучшую организацию творчества детей | Январь 2022 Март 2022 | |
23 | Благодарность за активное участие и подготовку конкурсантов-победителей в региональном конкурсе для детей и педагогов «Моя Югра» | Февраль 2022 |
Перспектива на 2022-2023 гг.:
- пополнять знания по уже имеющему опыту работы;
- продолжать расширять и обновлять развивающую предметно-пространственную среду для развития речи детей средствами фольклора в соответствии возрастом детей;
- разнообразить картотеку речевых игр на основе фольклорных произведений для детей данной возрастной группы;
- организовать тематические вечера «Добро пожаловать в мир фольклора».
Предварительный просмотр:
Тема самообразования педагога Яковлевой Т.Ю. на 2022-2023 учебный год:
«Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»
Цель работы: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.
Актуальность выбранной темы:
Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.
Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.
Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.
Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
Консультация для воспитателей «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет».
Мастер класс «Играем в русские народные игры».
План работы на год
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практические выходы |
Изучение методической литературы | Сентябрь - май | 1. Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995. 2. Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009. 3. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г.Науменко. М., 1998. 4. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.-метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008. 5. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005. 6. Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985. | |
Работа с детьми | Октябрь | Отгадывание детьми загадок. | Досуг «Вечер загадок». |
Ноябрь | Театрализованная постановка. | Инсценирование русской народной сказки «Теремок». | |
Февраль | Просмотр кукольного театра по русским народным сказкам, хороводы, подвижные игры. | Развлечение «Широкая Масленица» | |
Март | Пальчиковые игры на основе русских народных потешек. | Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками». | |
Апрель | Знакомство с закличками, потешками о солнце. | Досуг «Солнышко, нарядись, красное, покажись!» | |
Работа с семьёй | Январь | Разучивание потешек, песенок, скороговорок, выступление для родителей. | «Посиделки» (творческий вечер с участием родителей) |
Апрель | Совместное творчество детей и родителей. | Семейный конкурс «Отгадай загадку – нарисуй отгадку» | |
Самореализация | Март | Консультация для воспитателей «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет». | |
Май | Открытый показ нод во второй младшей группе. | Открытое занятие по развитию речи в младшей группе «Устное народное творчество. Потешки» | |
Май | Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете. | Выступление на педсовете. |
Предварительный просмотр:
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ
Яковлевой Татьяны Юрьевны, воспитателя
группы №6 «Берёзка» (от 4 – до 5 лет)
на 2023-2024 учебный год.
Тема: «Развитие грамматического строя речи детей среднего дошкольного возраста (от 4- до 5 лет) посредством дидактической игры».
Каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно,
грамматически правильно и последовательно излагать свои мысли.
Ф.А. Сохин
Актуальность.
Тема выбрана мной не случайно. Данная тема очень актуальна для дошкольного образования, ведь овладение правильной связной речью способствует формирование у ребенка уверенности в себе, развитию мышления, коммуникативных качеств. Развитие связной речи у детей считают одной из главных задач детского сада, так как смысловое развернутое высказывание обеспечивает общение и полноценное взаимодействие детей и взрослых; дает возможность поделиться с ними накопленными впечатлениями, а также получить необходимую информацию. Связное высказывание дошкольника свидетельствует, насколько он владеет богатством родного языка, его грамматическим строем и одновременно отражает уровень готовности ребенка к школе.
Что касается игры? Игра – основной и наиболее доступный для ребенка вид деятельности. Играя, дети обучаются всему тому, что так пригодиться в жизни. Поэтому именно с помощью «игры» я и решила развивать речь детей.
Цель:
Создание педагогических условий для развития речи детей, формированию грамматически правильной речи посредством использования дидактических игр. Повышение профессиональной компетентности в вопросах внедрения инновационных дидактических игр.
Задачи:
1. Изучить методическую литературу по данной теме;
2. Создать «Педагогическую копилку» (картотека дидактических игр на развитие и формирование лексико-грамматического строя языка, связной речи);
3. Создать сборник игр по развитию речи в цифровом формате;
4. Создать мобильную развивающую среду (центр речевого развития, коллекция наглядно-дидактических пособий);
5. Подготовить консультации для родителей по данной теме;
6. Распространить педагогический опыт по теме самообразования.
Форма самообразования (индивидуальная)
Этапы | Содержание работы | Сроки | Практическая деятельность |
Диагностический | Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта. Изучение образовательных технологий по теме: «Развитие грамматического строя речи детей дошкольного возраста посредством дидактической игры». | Май-октябрь 2023г | Курсы повышения квалификации; Изучение ФОП; Изучение психолого-педагогической литературы. |
Прогностический | Определение целей и задач темы; Разработка системы мер, направленных на решение проблемы по теме самообразования; Прогнозирование результатов; Исследовательская работа (внедрение элементов выбранных технологий по речевому развитию, отслеживание результатов); | Сентябрь-ноябрь 2023г | Участие в тренингах, семинарах-практикумах Публикации Консультации |
Практический | Внедрение опыта работы; Формирование методического комплекса по речевому развитию; Исследовательская работа (внедрение элементов выбранных технологий по речевому развитию, отслеживание результатов); Корректировка работы. | Декабрь 2023г – май 2024г. | Всероссийский Муниципальный |
Обобщающий | Подведение итогов; Оформление результатов работы по теме: «Развитие грамматического строя речи детей дошкольного возраста посредством дидактической игры»; распространение опыта своей работы. | Май-сентябрь 2024г. | Всероссийский д/с |
План реализации темы
«Развитие грамматического строя речи детей дошкольного возраста
посредством дидактической игры»
на 2023-2024 учебный год.
№ | Дата | Работа с детьми | Работа с родителями | Взаимодействие с коллегами |
1 | Сентябрь 2023 | «Что такое звук, слово, предложение?» Цель: уточнить представления детей о звуковой и смысловой стороне слова. Исследовательская работа (использование индивидуальной технологии) в рамках реализации проекта «Разноцветное детство». | Анкетирование: «Какие нарушения грамматического строя речи есть у Вашего ребенка?» | Консультация для воспитателей «Роль дидактической игры в речевом развитии» |
2 | Октябрь 2023 | Оформить картотеку дидактических игр, центр речевого развития, подготовить коллекцию наглядно-дидактического материала. Исследовательская работа (использование индивидуальной технологии) в рамках реализации проекта «Разноцветное детство». | Консультация «Роль книги в речевом развитии детей» | Участие в профессиональных конкурсах, викторинах, олимпиадах |
3 | Ноябрь 2023 | «Дерево родственных слов». Цель: учить образовывать однокоренные слова. Исследовательская работа (использование индивидуальной технологии) в рамках реализации проекта «Разноцветное детство». | Родительский час «Счастливый случай» | Консультация «Основные функции дидактической игры». |
4 | Декабрь 2023 | Дидактическая игра «Скажи, какое?». Цель: называть признаки предмета и действия; обогащать речь прилагательными и глаголами; подбирать слова, близкие по смыслу. Исследовательская работа (использование индивидуальной технологии) в рамках реализации проекта «Разноцветное детство». | Папка-ширма «Влияние загадок на развитие речи детей» | Мастер-класс «Речевые игры. Способы их проведения». |
5 | Январь 2024 | Знакомство с многозначными словами. Цель: познакомить детей с понятием многозначные слова; активизировать и обогащать словарный запас детей; закреплять умение правильно формулировать свои мысли и давать полные ответы на поставленные вопросы. Исследовательская работа (использование индивидуальной технологии) в рамках реализации проекта «Разноцветное детство». | Консультация «Играем и развиваемся, используя гаджеты с пользой». | «Цифровая картотека педагога» Обмен опытом |
6 | Февраль 2024 | «Найди другое слово». Цель: точно обозначать ситуацию, подбирать синонимы и антонимы. Исследовательская работа (использование индивидуальной технологии) в рамках реализации проекта «Разноцветное детство». | Консультация «Создание предметно-развивающей среды в домашних условиях» | Подготовить и провести открытое мероприятие для анализа со стороны коллег |
7 | Март 2024 | Использование народного творчества в художественно-речевой деятельности. Пополнение картотек загадок, пальчиковой гимнастики, стихотворений. Исследовательская работа (использование индивидуальной технологии) в рамках реализации проекта «Разноцветное детство». | Консультация «Развитие речи детей посредством фестивального движения» | Семинар-практикум «Игры, в которые мы играем» |
8 | Апрель 2024 | Дидактическая игра «Прятки». Цель: учить понимать и правильно использовать в речи предлоги с пространственным значением (в, на, около, перед, под и тп). Исследовательская работа (использование индивидуальной технологии) в рамках реализации проекта «Разноцветное детство». | Родительский час «Счастливый случай» | Презентация игрового пособия «Речеводная звезда» |
9 | Май 2024 | Дидактическая игра «Найди ошибку». Цель: учить находить смысловую ошибку впредложении. Исследовательская работа (использование индивидуальной технологии) в рамках реализации проекта «Разноцветное детство». | Консультация «Особенности развития грамматического строя речи у детей 4-5 лет» | Выступление на педсовете с докладом «Из опыта работы» |
Предварительный просмотр:
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ
Яковлевой Татьяны Юрьевны, воспитателя
группы №6 «Берёзка» (от 5 до 6 лет)
на 2024-2025 учебный год.
Тема: «Развитие грамматического строя речи
детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 6 лет)
посредством театрализованной игры»
Каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно,
грамматически правильно и последовательно излагать свои мысли.
Ф.А. Сохин
Актуальность.
Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей.
Дошкольный возраст (5-6 лет) — это время интенсивного развития речевых навыков. В этом возрасте формируются основы грамматического строя, что является важным для дальнейшего обучения и социализации ребенка.
Успешная адаптация детей к школьной жизни требует хороших навыков общения и понимания языка. Развитие грамматического строя речи способствует формированию умений, необходимых для чтения, письма и взаимодействия с окружающими.
Театрализованные игры являются эффективным методом обучения, который позволяет детям учиться в процессе игры. Они развивают не только речь, но и воображение, креативность, социальные навыки, что делает обучение более увлекательным и продуктивным.
Форма самообразования (индивидуальная)
Этапы | Содержание работы | Сроки | Практическая деятельность |
Диагностический | Определение целей и задач - Цель: Развить грамматический строй речи у детей 5-6 лет через театрализованную игру. - Задачи: - Изучить теоретические основы развития речи у детей. - Ознакомиться с методами и приемами театрализованной игры. - Разработать сценарии театрализованных игр, направленных на развитие речи. | Май-октябрь 2024г | Курсы повышения квалификации; Изучение ФОП; Изучение психолого-педагогической литературы. |
Прогностический | Изучение литературы - Книги и статьи: - Подбор литературы по психологии и педагогике, касающейся развития речи. - Изучение методических пособий по театрализованной деятельности в детском саду. - Научные исследования: - Анализ исследований, посвященных влиянию театрализованных игр на развитие речи. | Сентябрь-октябрь 2024г | Участие в тренингах, семинарах-практикумах Публикации Консультации |
Практический | - Разработка и проведение театрализованных игр в группе. - Наблюдение за детьми во время игр, анализ их речевой активности. - Ведение дневника наблюдений о прогрессе детей. | Октябрь 2024г – май 2025г. | Посещение семинаров и мастер-классов - Участие в семинарах по театрализованной деятельности. - Посещение мастер-классов по развитию речи у детей. |
Обобщающий | Обсуждение и рефлексия - Организация встреч с коллегами для обсуждения результатов. - Рефлексия собственного опыта и выявление успешных практик. - На основе полученных результатов внести изменения в подходы и методы работы. - Определить новые цели для дальнейшего самообразования. | Май-сентябрь 2025г. | Создание методических материалов - Составление методических рекомендаций по использованию театрализованных игр для развития грамматического строя речи. - Подготовка презентации или буклета для коллег. |
План реализации темы
«Развитие грамматического строя речи
детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 6 лет)
посредством театрализованной игры»
на 2024-2025 учебный год.
№ | Дата | Работа с детьми | Работа с родителями | Взаимодействие с коллегами |
1 | Сентябрь 2024 | Игры на интонирование вежливых и ласковых слов «Зайчик», «Лисичка», «Птичка». - Сценка «Один день из жизни детского сада» -Подбор стихов и подготовка воспитанников к конкурсу чтецов | Консультация «Роль театрализованной деятельности в развитии речи ребёнка». Привлечение родителей к участию в 1 этапе фестивального движения - в конкурсе на лучший костюм «Мой любимый сказочный герой» | Организация занятия по развитию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста |
2 | Октябрь 2024 | - Игра-пантомимы: - «Сугроб» - «Медвежата» - «Нос, умойся!»(по стихотворению Э.Мошковской) Театрализованное представление по мотивам русских народных сказок «Федорин огород» | Консультация «Особенности развития грамматического строя речи у детей 5-6 лет» | Консультация "Формирование грамматического строя речи через театральные игры" |
3 | Ноябрь 2024 | Театрализованные игры: -«Веселый Старичок-Лесовичок» - «Поиграем. — угадаем.» (АБосева) - Игра: «Как варили суп» на имитацию движений Театрализованное представление по мотивам русских народных сказок «Журавль и Цапля» | Анкетирование: «Какие нарушения грамматического строя речи есть у Вашего ребенка?» | Создание методических материалов - Составление методических рекомендаций по использованию театрализованных игр для развития грамматического строя речи. |
4 | Декабрь 2024 Январь 2025 | Театрализованные игры: - Игра«Давайте хохотать» - Игра :«Моя Вообразилия». - Игра: Гимнастика для язычка Театрализованные представления: «Волшебный шиповник», «Лесные приключения» | Привлечение родителей к созданию новогодних костюмов Привлечение родителей к участию во 2 этапе фестивального движения - к оформлению театрализованного уголка в группе «Пальчиковый театр» Фотовыставка «Наши театральные постановки». |
Мастер-класс по развитию речи у детей 5-6 лет посредством театральной игры |
5 | Февраль- Март 2025 | Разыгрывание стихотворений и ситуаций: Разыгрывание стихотворение Б.Заходера: «Плачет киска…» Разыгрывание по ролям стихотворения «Кузнечик» А.Апухтина. Разыгрывание ситуации«Не хочу манной каши!» Разыгрывание по ролям стихотворения «Кто как считает?» М.Карим Расскажи стихи с помощью мимики и жестов. «Убежало молоко» (М.Боровицкая) | Привлечение родителей к изготовлению атрибутов для театрализованных представлений. Консультация «Развитие речи детей посредством фестивального движения» | Создание методических материалов - Подготовка презентации или буклета для коллег. |
6 | Апрель 2025 | Театрализованное представление «Сказки про то, как мишка-Топтыжка секрет здоровья узнавал» | Привлечение родителей к изготовлению атрибутов для театрализованных представлений. Привлечение родителей к заключительному этапу фестивального движения «Гала-концерт» | Организация встреч с коллегами для обсуждения результатов (семинар-практикум) - Рефлексия собственного опыта и выявление успешных практик. |
7 | Май 2025 | Отчетный концерт | Родительский час «Счастливый случай» Фотовыставка «Наши театральные постановки». | «Эффективность проведённых мероприятий по развитию речи у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность» Выступление на педагогическом совете. Представление и публикация опыта работы на сайте ДОУ |