Учителям-логопедам
Данный материал
разработан совместно с учителями - логопедами Калининского района - участниками творческой группы.
Поможет в организации профилактической работы с детьми раннего возраста. (материал разработан в 2019-2020 учебном году)
Познакомит учителей-логопедов с тем, как проводится экспертами эксертиза качества
освоения программы
области "Речевое развитие"
выпускниками групп компенсирующей направленности. (материал разработан в 2018-2019 учебном году)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Приложение № 1
Акт обследования речи выпускников МДОУ «ДС №…… г. Челябинска», которым оказывалось логопедическое сопровождение в условиях группы для детей с……………(НОДА, НЗ) в 2019 – 2020 учебном году
(Дата обследования: …… ………………)
Графы заполняются учителем-логопедом ДОО | Графы заполняются экспертом. Детям с ОНР заполняются все графы, с ФФН - заполняются 3 графы, кроме грамматического строя, связной речи. | Графа заполняется учителем-логопедом ДОО | ||||||||||||||||||||||
Результаты коррекции речевых нарушений: | ||||||||||||||||||||||||
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Дата рождения | Заключение ПМПК (первично) | Сроки коррекционной работы | Звукопро изношение | Фонем. слух/ слоговая структура слов | Навыки анализа (слова/предложения) | Грамм. строй речи | Связная речь | Чтение | Результат выпуска (оценивается по всем показателям, кроме чтения) | Примечание (указываются причины недостаточного усвоения коррекционной программы) | ||||||||||||
По рекомендации ПМПК | срок оказаниякоррекционной помощи в ДОО | |||||||||||||||||||||||
2 | 2 | 2 | 3 | 3 | оценивать, но не учитывать при определении результата | Со знач. улучшением | 1; 3с | |||||||||||||||||
2 | 3 | 2 | 3 | 3 | С хор. речью | |||||||||||||||||||
2 | 1 | 2 | 2 | 2 | Без значит. улучшений | |||||||||||||||||||
Акт обследования речи выпускников группы ……………………..(компенсирующей или комбинированной) направленности для детей с ТНР МДОУ «ДС №…… г. Челябинска», 2018 – 2019 учебный год
(Дата обследования: …… ………………).
Графы заполняются учителем-логопедом ДОО | Графы заполняются экспертом | Графа заполняется учителем-логопедом ДОО | ||||||||||||||
Результаты коррекции речевых нарушений: | ||||||||||||||||
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Дата рождения | Заключение ПМПК (первично) | Сроки коррекционной работы | Звукопро изношение | Фонем. слух/ слоговая структура слов | Навыки анализа (слова/предложения) | Грамм. строй речи | Связная речь | Чтение | Результат выпуска (оценивается по всем показателям, кроме чтения) | Примечание (указываются причины недостаточного усвоения коррекционной программы) | ||||
По рекомендации ПМПК | срок обучения в ДО | |||||||||||||||
2 | 2 | 2 | 3 | 3 | оценивать, но не учитывать при определении результата | Со знач. улучшением | 1; 3с | |||||||||
2 | 3 | 2 | 3 | 3 | С хор. речью | |||||||||||
2 | 1 | 2 | 2 | 2 | Без значит. улучшений | |||||||||||
Всего детей в группе | Всего осмотрено детей | Выпущено | Оставлено детей | ||
Без значительных улучшений | Со значительным улучшением | С хорошей речью | |||
количество * | количество | количество (%) | количество (%) | количество (%) | ** |
Примечание: | *(указывается количество детей (Ф.И. ребенка) и причина, по которой ребенок не был осмотрен экспертами:* осмотрен в ПМПК; **на повторное обучение в подготовит. группе и т.д.) |
Учитель-логопед ДОО: (Ф.И.О.)……………………………….
Эксперт: (Ф.И.О.)……………………………….
В примечании указываются причины недостаточного усвоения коррекционной программы:
- Плохая посещаемость ребенком логопедических занятий (по журналу учителя-логопеда ДОО: учитель-логопед подсчитывает и отмечает количество пропущенных дней за полный срок обучения ребенка в ДОУ).
- Незавершенность коррекционной работы по срокам обучения.
- Сопутствующие осложнения в коррекционной работе учителя-логопеда ДОО:
- когнитивные нарушения;
- инвалидность (например, сахарный диабет);
- дизартрия, алалия (подтверждение медицинским документом);
- соматическая ослабленность (длительные пропуски занятий из-за операций, травм);
- двуязычная среда;
- особенности /сложности анатомического строения артикуляционного аппарата (ринолалия, макроглоссия, микроглоссия, короткая подъязычная связка (отказ родителей от подрезания)).
Приложение 2
Критерии оценки (для всех разделов, кроме звукопроизношения):
- высокий уровень (3 балла)- задание выполняет правильно и самостоятельно или самокоррекция, правильный ответ после стимулирующей помощи;
- средний уровень (2 балла)- выполнение задания с ошибками, часть заданий недоступно;
- низкий уровень (1 балл)- большинство заданий выполняет с ошибками, требуется постоянная помощь или невыполнение.
Критерии оценки параметра - звукопроизношение:
- высокий уровень (3 балла)- все звуки произносит правильно или самокоррекция, правильный ответ после стимулирующей помощи или 1-2 звука искажаются;
- средний уровень (2 балла)- нарушено произношение 1-2 групп звуков;
- низкий уровень (1 балл)- звуки искажаются, заменяются, отсутствуют (произношение отдельных звуков лишено постоянной артикуляции).
Требования к содержанию параметров обследования речи выпускника ДОО с первичным речевым заключением, в соответствии с реализуемыми программами.
№п/п | Параметры обследования | Содержание | |
ОНР | ФФН | ||
Звукопроизношение | Правильное произношение слов и предложений различной слоговой структуры на дифференциацию (свистящих-шипящих звуков, сонорных, твердых-мягких, глухих-звонких согласных звуков) | ||
Фонематический слух (на материале проверки ССС) | |||
Навыки анализа слова/предложения (выкладывание схем на материале учителя- логопеда ДОО) | Звуко-слоговой анализ слов из 5 звуков со стечением согласных (количество, последовательность звуков, характеристика звуков, количество слогов). | Звуко-слоговой анализ слов из 5 звуков со стечением согласных (количество, последовательность звуков, характеристика звуков, количество слогов). | |
Анализ предложения с предлогом (количество, последовательность слов) - если ребенок получал логопедическую помощь 2-3 года | |||
Грамматический строй речи | Составление предложений с предлогами (В, ИЗ, НА, С (СО), ЗА, ПОД, ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД). | Не обследуется. | |
Связная речь (на материале учителя- логопеда ДОО). Словарь оценивается методом наблюдения во время обследования связной речи. | Составление рассказа по серии сюжетных картин (3-4) или рассказа по картинке (самостоятельная связная речь, правильное согласование слов в предложениях различного типа). | Не обследуется | |
Чтение (на материале учителя- логопеда ДОО) | Чтение и понимание смысла отдельного предложения. | Чтение и понимание смысла отдельного предложения. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1 . Фамилия, имя ребёнка. Дата рождения. Заполняет воспитатель 1 2 3 4 5 6
2 . Медицинский анамнез Медицинская карта + анкетирование родителей ( анкеты родителям передаёт, забирает воспитатель и передаёт её логопеду в установленный срок) Заполняет логопед 1.Например: ЗРР, ЗПМР, ЗПРР 2.Диспансерное наблюдение .
3 . Дата начала посещения ДОУ. Регулярность посещения . Адаптация . Заполняет воспитатель, педагог-психолог
4 . Педагогический мониторинг (АИС): Уровень освоения образовательных областей. Заполняет воспитатель Разработчик: Научный руководитель проекта – к андидат педагогических наук Едакова Ирина Борисовна
5 . Особенности развития ребёнка (беседа с воспитателями) - Заключения воспитателя по результатам мониторинга АИС, -Говорящий (неговорящий) ребёнок. -Понимание речи ребёнка. -Понимание речи ребёнком. Совместное заполнение таблицы « Показатели развития»: Делаем выводы: а)ребёнок «группы риска»; б)развитие соответствует возрастной норме.
6. Особенности речевой деятельности ребёнка ( наблюдение учителя-логопеда): 1.Речевая активность. 2.Особенности контакта: а) со взрослыми б) со сверстниками.
7 . Особенности развития ребёнка: беседа с родителями (законными представителями) + заполнение родителями таблицы «Показатели развития» Беседа с родителями проводится, если ребёнок попадает в «группу риска»: - Говорящий (неговорящий) ребёнок. - Понимание речи ребёнка. - Понимание речи ребёнком. - Беседа с родителями по результатам заполнения таблицы «Показатели развития». Решение логопеда о необходимости проведении логопедической диагностики.
8. Логопедическая диагностика . Проводится , если ребёнок попадает в «группу риска» с целью: 1)определения уровня развития речи; 2)установления возможных причин недоразвития речи.
9 . Логопедическое заключение: а) Возрастная норма. б) ЗРР.
10 Решение : 10.1.Список детей «группы риска» 10.2.График консультативной работы для родителей (законных представителей ) детей «группы риска» Если, учитель-логопед включает ребёнка в «группу риска» по ЗЗР, проводится консультативная работа: а) для воспитателей, б) родителей (законных представителей).
- Наблюдение и педагогическая диагностика ребёнка осуществляется по мере прохождения им адаптационного периода . - В случае неблагоприятной адаптации ребёнок направляется на ППк ДОУ. - По решению ППк ДОУ ребёнок может быть направлен в ТПМПК . 11
Спасибо за внимание
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 366 г. Челябинска»
Российская Федерация, 454136, Челябинская область, г.Челябинск, ул. Молодогвардейцев, д.56 в
тел./факс (8-351) 742-28-03 mdoukalin366@mail.ru
Логопедический профиль группы детей раннего возраста ______________(название группы)
№ | ФИ ребёнка Дата рождения Заполняет воспитатель | Анамнез (мед- карта + анкетиро- вание родителей) Заполняют: логопед, родители | Адаптация Дата начала посещения ДОУ Регулярность посещения Заполняют воспитатель, педагог-психолог | Педаго- гический монито- ринг (АИС) Заполняет воспитатель | Беседа с воспитате- лями: «Особенности развития ребёнка» Заполняют логопед с воспитателями, определяя детей «группы риска» | Наблюдение учителя- логопеда: «Особенности речевой деятельности детей «группы риска»» | Беседа с родителями (законными представите- лями): «Особенности развития ребёнка»: Проводится, если ребёнок попадает в «группу риска» | Логопеди- ческая диагностика Проводится, если ребёнок попадает в «группу риска» | Заклю- че- ние | Решение: 1.Список детей «группы риска» 2.График консульта-тивной работы для родителей детей «группы риска» |
1 | списочный состав группы | 1.Например ЗРР, ЗПМР, ЗПРР. 2.Диспансер-ное наблюде- ние 3.Заполне- ние воспи- тателями таблицы «Показате-ли развития» | Регулярность посещения (регулярно, часто пропускает ДОУ). Причины пропуска: Адаптация (благоприятная, неблагоприят- ная) Закончилась/ не закончилась | Уровень освоения образова- тельных областей, особенно области «Речевое развитие» . | -Говорящий (неговорящий) ребёнок. -Понимание речи ребёнка в-лем. -Понимание речи ребёнком. Заключения воспитателя по результатам мониторинга АИС, таблицы «Показатели развития» | 1.Речевая активность в разных видах деятельности. 2.Особенности контакта: а) со взрослыми, б) со сверстниками. | -Говорящий (неговорящий) ребёнок. -Понимание речи ребёнка. -Понимание речи ребёнком. Заключение логопеда и родителей по результатам заполнения таблицы «Показатели развития» |
| Воз- раст-ная нор- ма ЗРР | Консультатив- ная работа: а) воспитателей (по мере необходимости) б) родителей (ежемесячно) Направление на консультацию в поликлинику |
Наблюдение и педагогическая диагностика ребёнка осуществляется по мере прохождения им адаптационного периода.
В случае неблагоприятной адаптации ребёнок направляется на ППк ДОУ.
По решению ППк ДОУ ребёнок может быть направлен в ТПМПК.
Авторы-разработчики: учителя – логопеды МБДОУ «ДС №366 г. Челябинска» Вишняк О.А., Стовба Н.В
Предварительный просмотр:
Логопедический профиль группы детей раннего возраста
Речь – одна из главных потребностей и функций человека. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и основных психических процессов.
Профилактика речевых нарушений – это комплекс медицинских и педагогических мероприятий, направленных на предупреждение речевой патологии, нервно-психических, соматических отклонений в состоянии здоровья ребёнка.
Цель ранней педагогической профилактики: преодоление возможных рисков возникновения тяжёлых нарушений речевого развития через максимальное вовлечение родителей и педагогов в коррекционный процесс.
Задачи:
1. Выявление группы риска – ранняя диагностика отклонений для:
устранения и коррекции начальных проявлений нарушений развития; ликвидации и коррекции неблагоприятных последствий;
2. Сформировать информационную готовность педагогов ДОУ к эффективной работе по профилактике речевых нарушений у детей раннего и младшего дошкольного возраста;
3.Повысить компетентность родителей в вопросах речевого развития ребенка, побуждение их к деятельности по общему и речевому развитию ребенка в семье.
Будучи членами творческой группы по разработке алгоритма организации консультативно-профилактической работы учителей – логопедов с детьми раннего возраста Калининского района г. Челябинска в 2019-2020 учебном году, разработали и предложили на районном методическом объединении «Логопедический профиль работы с детьми раннего возраста»[1], посещающих ДОУ.
Данный алгоритм разработан с учётом энерго- и времени сбережения специалистов. Он обеспечивает преемственность, партнёрские взаимоотношения педагогов и родителей на разных этапах развития ребёнка, начиная с момента его поступления в детский сад.
Алгоритм представлен в табличном варианте, который состоит из этапов с конкретизацией «шагов» воспитателей, специалистов, родителей и областей их ответственности. Все данные заносятся в таблицу «Логопедический профиль речевого развития детей раннего возраста».
Первый этап: сбор информации.
1-ый шаг: воспитатели заполняют списочный состав группы по мере поступления воспитанников: фамилия, имя ребёнка; дата рождения.
2-ой шаг: собирается медицинский анамнез.
Воспитатели просят родителей (законных представителей) заполнить анкету, установленного образца, о раннем психо - моторном развитии ребёнка, перенесённых заболеваниях, состоянии на диспансерном наблюдении, наследственных заболеваниях близких родственников.
Принести анкету необходимо в установленный срок (через 2-3 дня).
Учитель-логопед заполняет анамнестические данные из медицинской карты (например: ЗРР, ЗПМР, ЗПРР; диспансерное наблюдение - указать у каких специалистов и с каким диагнозом наблюдается ребёнок) и из анкеты родителей (с пометкой – со слов родителей).
3-тий шаг: по мере окончания адаптационного периода (3-4 месяца) воспитатели отмечают дату начала посещения ДОУ; регулярность посещения ребёнком ДОУ.
Совместно с педагогом - психологом делают выводы о прохождении ребёнком адаптационного периода (благоприятная, неблагоприятная адаптация; закончилась или не закончилась). Выделяют причины неблагоприятной адаптации. В случае неблагоприятной адаптации ребёнок направляется на ППк ДОУ.
Второй этап: диагностический.
4-тый шаг: воспитатели осуществляют педагогический мониторинг (АИС) Разработчиками мониторинга являются:
научный руководитель проекта – кандидат педагогических наук Едакова Ирина Борисовна и разработчики содержания – Шилкова Ирина Александровна, Соколова Юлия Геннадьевна.
Данный мониторинг позволяет определить уровень освоения ребёнком образовательных областей. Особенное внимание уделяется области «Речевое развитие».
5-тый шаг: учитель-логопед совместно с воспитателями заполняют таблицу «Показатели развития» на каждого ребёнка в соответствии с его возрастным этапом (после окончания адаптационного периода).
Делают заключение по результатам мониторинга АИС, таблицы «Показатели развития»[2]:
а) Ребёнок «группы риска»: говорящий (неговорящий) ребёнок; понимание речи ребёнка педагогами; понимание речи педагогов ребёнком.
б) Развитие соответствует возрастной норме.
6-той шаг: наблюдение учителя-логопеда за особенностями речевой активности детей «группы риска» в разных видах деятельности.
Во время наблюдения логопед отмечает:
1.Речевую активность: в свободное время, в совместной деятельности, во время непрерывной образовательной деятельности.
2.Особенности контакта со взрослыми и сверстниками: легкость вступления в контакт; продолжительность, заинтересованность контактом; активность.
7-ой шаг: воспитатель просит родителей (законных представителей) детей «группы риска» заполнить таблицу «Показатели развития» (на заполнение отводится 2-3 дня). Точно такую же, какую заполняли логопед с воспитателями.
Затем логопед проводит беседу с родителями (законными представителями) детей «группы риска». Выясняет, какова речевая деятельность ребёнка в условиях дома: говорящий (неговорящий) ребёнок; понимание речи ребёнка взрослыми; понимание речи взрослых ребёнком; беседует с родителями по результатам заполнения таблицы «Показатели развития».
В результате беседы с воспитателями, родителями (законными представителями), своего наблюдения, логопед делает заключение о необходимости проведения логопедической диагностики детей «группы риска».
8-ой шаг: логопедическая диагностика детей «группы риска».
Диагностика логопедом проводится с целью:
1.Определение уровня развития речи (норма, задержка)
2.Установление возможных причин недоразвития речи (дислалия, дизартрия, заикание, подражание речи взрослых, семейная депривация, ЗПМР (задержка психо-моторного развития), ЗПРР (задержка психо-речевого развития), соматическая ослабленность и т.д.
9-тый шаг: логопед делает заключение: возрастная норма; ЗРР
Третий этап: консультационный.
10 шаг: логопед выносит решение о зачислении детей в список «группы риска».
Составляет график консультативной работы для родителей (законных представителей) детей «группы риска» (ежемесячно в соответствии с графиком) и воспитателей (по мере необходимости).
Для осуществления медицинской диагностики и поддержки логопед направляет родителей (законных представителей) детей «группы риска» на консультацию в поликлинику (лор-врач, невролог, психоневролог и др.)
11-тый шаг: по решению ППк ДОУ ребёнок может быть направлен в ТПМПК с целью определения дальнейшей программы обучения ребёнка «группы риска».
Таким образом, учитывая закономерности развития речевой функции, включение элементов логопедического воздействия в контексте проводимой в группах воспитательно - образовательной работы, сотрудничество с родителями (законными представителями) способствует обеспечению своевременного преодоления возрастных специфических трудностей в речевой деятельности детей.
[1] Таблица «Логопедический профиль группы детей раннего возраста»
[2] Приходько, Соловьёва Возрастные особенности и календарь психологического развития в дошкольном детстве. Младенческий и ранний возраст «Показатели развития»