Тренажёр для чтения, автоматизации, дифференциации звуков.

Стовба Надежда Витальевна

 

 Авторский методический материал "Тренажёр по обучению чтению"

для детей старшей и подготовительной групп ДОУ.

Данный методический материал предназначен для:

  • выработки навыка чтения;
  • развития внимания и памяти;
  • развития фонетического слуха и восприятия;
  • способствует автоматизации и дифференциации звуков;
  • способствует отработке понятий: буква, слог, слово, родственные слова, предложение.

Всё это способствует подготовке ребёнка к школе. Он научится осмысленному чтению, гораздо легче овладеет письменной речью.   

Методическое пособие разработано по принципу: от простого – к  сложному, поэтому не рекомендуется пропускать какие-то буквы. Лучше это делать последовательно. Упражняться в чтении лучше ежедневно по 10-20 мин, чётко следя за правильностью звукопроизношения.

Последовательность работы следующая

1.Отрабатывая каждую букву, начинаем с повторения букв.

2.Затем переходим к чтению слоговых дорожек (па-по-пу-пы…): ребёнок читает слоговую дорожку, затем вы закрываете её, а ребёнок повторяет по памяти.

3.Затем переходим к чтению слов, запоминании их и повторяем (построчно или парами).

4.Затем читаем и повторяем предложения, чистоговорки. Запоминаем их и повторяем.

Материал, особенно по закреплению звукопроизношения, читается многократно, доводя до автоматизма.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тренажёр для  чтения  детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет).

Авторская разработка учителя-логопеда Стовба Н.В.

Данное методическое пособие может применяться педагогами и родителями.

Порядок прохождения букв полностью соответствует программе по обучению грамоте во всех группах данного возраста  в нашем МБДОУ «ДС №366 г. Челябинска», т.к. в нашей образовательной организации создано единое образовательное пространство.

Это методическое пособие разработано по принципу: от простого – к  сложному, поэтому не рекомендуется пропускать какие-то буквы. Лучше это делать последовательно, как будто читаешь книгу.

Упражняться в чтении лучше ежедневно по 10-15 мин, соблюдая все рекомендации к заданиям.

Чтение по данной методике может освоить любой малыш.

Предназначен для:

  • выработки навыка чтения;
  • развития внимания и памяти;
  • развития фонетического слуха и восприятия; звукового анализа (буквы согласные (синего и зелёного цвета), гласные (красного цвета)
  • способствует автоматизации и дифференциации звуков;
  • способствует отработке понятий: буква, слог, слово, предложение

Всё это способствует подготовке ребёнка к школе.

Он научится осмысленному чтению, гораздо легче овладеет письменной речью.

Желаю успехов!

Тренажёр №1 Буквы А-У

Читаем, запоминаем, повторяем

Как обучить ребёнка сливать звукосочетания гласных:

АУ  (буква А бежит к букве У и «поёт песенку»,  получается   АУ) Тянем «песенку».

А-----------------У

У-----------------А

А----У----А

У----А----У

А---У---А---У

У---А---У---А

Учим ребёнка правильному дыханию:

набираем воздух носиком, надувая животик и долго и плавно выдыхаем. Стараемся, чтобы воздуха хватило на всю звуковую дорожку.

Тренажёр №2 Буква Ии

Читаем, запоминаем, повторяем

Как обучить ребёнка сливать звукосочетания гласных:

ИУ  (буква И бежит к букве У и «поёт песенку»,  получается   ИУ) Тянем «песенку».

И-----------------У

И-----------------А

У-----------------И

А-----------------И

И----У----И

И----А----И

У----И----А

А----И----У

И---У---А---И

У---И---У---А

Учим ребёнка правильному дыханию:

набираем воздух носиком, надувая животик и долго и плавно выдыхаем. Стараемся, чтобы воздуха хватило на всю звуковую дорожку.

Тренажёр №3  Буква Нн

Читаем, запоминаем, повторяем

аН – УН – ИН

УН – ИН – аН

ИН – аН – УН

Нааа

НУУУ

НИ-НИ-НИ

НАУ-НИ

НИУА

НУА-НИ

ИН - НИ

УН - НУ

АН - НА

ИУН - НУИ

ИАН – НАИ

НАН          НУН        НИН

Учим ребёнка правильному дыханию:

набираем воздух носиком, надувая животик и долго и плавно выдыхаем. Стараемся, чтобы воздуха хватило на всю звуковую дорожку, слог.

Тренажёр №4   Буква Мм

Читаем, запоминаем, повторяем

аМ – УМ – ИМ

УМ – ИМ – аМ

ИМ – аМ – УМ

Маа

МУУУ

МИ-МИ-МИ

МАУ-МИ

МИУА

МУА-МИ

ИМ - МИ

УМ - МУ

АМ - МА

ИУМ - МУИ

ИАМ – МАИ

МАМ          МУМ        МИМ

Учим ребёнка правильному дыханию:

набираем воздух носиком, надувая животик и долго и плавно выдыхаем. Стараемся, чтобы воздуха хватило на всю звуковую дорожку, слог.

Тренажёр №5  Буква Пп

Читаем, запоминаем, повторяем

аП – УП – ИП

УП – ИП – аП

ИП – аП – УП

Паа

ПУУУ

ПИ-ПИ-ПИ

ПАУ-ПИ

ПИУА

ПУА-ПИ

ИП - ПИ

УП - ПУ

АП - ПА

ИУП - ПУИ

ИАП – ПАИ

ПАП          ПУП        ПИП

Тренажёр №6  Буква Тт

Читаем, запоминаем, повторяем

аТ – УТ – ИТ

УТ – ИТ – аТ

ИТ – аТ – УТ

Та - Та – Та

ТУУУ

ТИ-ТИ-ТИ

ТАУ-ТИ

ТИУА

ТУА-ТИ

ИТ - ТИ

УТ - ТУ

АТ - ТА

ИУТ - ТУИ

ИАТ – ТАИ

ТАТ          ТУТ        ТИТ

Тренажёр №7   Буква Кк

Читаем, запоминаем, повторяем

аК – УК – ИК

УК – ИК – аК

ИК – аК – УК

Ка - Ка – Ка

КУУУ

КИ-КИ-КИ

КАУ-КИ

КИУА

КУА-КИ

ИК - КИ

УК - КУ

АК - КА

АИУК - КУИА

УИАК – КАИУ

КАК          КУК        КИК

Тренажёр №8   Буквы  Ы-И

Читаем, запоминаем, повторяем

иккк

ыттт

ыппп

ыктп

ыптк

ты-ты-ти

пы-пи-пы

ки-кы-кы

пы-кы-ты

кы-ты-пы

ты-пы-кы

ти-пи-ки

ки-пи-ти

пи-ки-ти

тик-тык

Тренажёр №9   Буквы К-Т

Читаем, запоминаем, повторяем

иккк-ук

аттт-ут

аткк

уктт

ыттк

иктк

ты-ты-кы

та-ка-ка

ку-ту-ку

ти-ки-ки

ти-ти-ки

ки-ти-ки

так тук кит  тик тык 

тыкать тикать

Тренажёр №10     Буквы П-Т

Читаем, запоминаем, повторяем

иппп-уп

аттт-ут

атпп

уптт

ыттп

иптп

ты-ты-пы

та-па-па

пу-ту-пу

ти-пи-пи

ти-ти-пи

пи-ти-пи

пить путь пути тип 

Тренажёр №11    Буквы П-Т-К

Читаем, запоминаем, повторяем

ЫТ-ТЫ    ЫП-ПЫ   ЫК-КЫ   

ЫП-ЫК-ЫТ  КЫ-ПЫ-ТЫ

АТ-ТА      АП-ПА    АК-КА

АП-АК-АТ  КА-ПА-ТА

УТ-ТУ      УП-ПУ    УК-КУ

УП-УК-УТ  КУ-ПУ-ТУ

ИТ-ТИ      ИП-ПИ    ИК-КИ

ИП-ИК-ИТ  КИ-ПИ-ТИ

кит киты

кап капать

утка  утки

Тренажёр №12       Буква Оо

Читаем, запоминаем, повторяем

окк-ко

от-то-от

по-оп-по

октп

оптк

по-ко-то

ко-то-по

то-по-ко

кто-ток

ОК-НО    ОК-НА

ОН – НО  НО-ТА   НО-ТЫ

ОМ-МО   МО-ТОК   МОТ-КИ   МО-ТАТЬ

КОНЬ     КО-НИ  ПО-НИ

    Тренажёр №13   Буква Хх 

Читаем, запоминаем, повторяем

аХ – УХ – ИХ - ОХ

ОХ -УХ – ИХ – аХ

ИХ – аХ – ОХ -УХ

ХАУ-ХИ- ХО

ХОИУА

ХУА- ХОИ

ИХ - ХИ

УХ - ХУ

АХ – ХА

ОХ – ХО

МОХ МХИ

МУ-ХА   МУ-ХИ

ХОМ-КА

     

Тренажёр №14   Буквы Х-К 

Читаем, запоминаем, повторяем

иккк-ук-ок

аххх-ух-ох

акхх

ухкк

ыххк

иккх

охкх

хы-хы-кы

ка-ха-ка

ху-ху-ку

хо-ко-хо

хи-хи-ки

ки-хи-ки

мак ма-ки

му-ха  му-ка

ха-та  ха-ты  хат-ка

Тренажёр №15   Буква Йй    

Читаем, запоминаем, повторяем

аЙ – УЙ – ИЙ - ОЙ

ОЙ -УЙ – ИЙ – аЙ

ИЙ – аЙ – ОЙ -УЙ

ЙА-ЙУ-ЙИ- ЙО

ЙОИ-ЙУ-ЙА

ЙУ-ЙА- ЙОИ

ИЙ - ЙИ

УЙ - ЙУ

АЙ – ЙА

ОЙ – ЙО

МОЙ МАЙ ПОЙ НОЙ 

МАЙ-КА  МАЙ-КИ

МОЙ-КА  МОЙ-КИ

КОЙ-КА   КОЙ-КИ

Тренажёр №16  Буква Лл

Читаем, запоминаем, повторяем

Следим, чтобы звуки Л, Ль произносились правильно: с помощью кончика языка, который упирается в верхние резцы (или можно зажимать между зубами).

Таким образом, автоматизируем эти звуки.

аЛ – УЛ – ИЛ - ОЛ

ОЛ -УЛ – ИЛ – аЛ

ИЛ – аЛ – ОЛ -УЛ

ЛАУ-ЛИ- ЛО

ЛОИУА

ЛУА- ЛОИ

ИЛ - ЛИ

УЛ - ЛУ

АЛ – ЛА

ОЛ – ЛО

ЛАК  ЛУК КОЛ ПОЛ 

У-КОЛ   МОЛЬ

ПОЛ-КА      ПОЛ-КИ

ЛА-ПА      ЛА-ПЫ    ЛАП-КА

ЛО-ПА-ТА      ЛО-ПА-ТЫ    ЛО-ПАТ-КА

   

Тренажёр №17    Буквы Л-Й

Читаем, запоминаем, повторяем

Следим, чтобы звуки Л, Ль произносились правильно: с помощью кончика языка, который упирается в верхние резцы (или можно зажимать между зубами).

Таким образом, автоматизируем эти звуки.

иллл-ул-ол

аййй-уй-ой

айлл

уллй

ыйлй

илйл

ойлй

ла-ла-йа

йу-йу-лу

ло-йо-ло

мой – моль

Тренажёр №18  Буква Фф 

аФ – УФ – ИФ - ОФ

ОФ -УФ – ИФ – аФ

ИФ – аФ – ОФ -УФ

ФАУ-ФИ- ФО

ФОИУА

ФУА- ФОИ

ИФ - ФИ

УФ - ФУ

АФ – ФА

ОФ – ФО

ФАН   ФАНТ ФАН-ТИК

ФАН-ТАН  ФАН-ТАЫ

ФОА   ФОА   ФИА 

ФОУС   ФОУЫ  ФОУС-НИК

Фоа фоус-ник.

У Фо-ки фан-тик.

Тренажёр №19  Буква Вв

аВ – УВ – ИВ - ОВ

ОВ -УВ – ИВ – аВ

ИВ – аВ – ОВ -УВ

ВАУ-ВИ- ВО

ВОИУА

ВУА- ВОИ

ИВ - ВИ

УВ - ВУ

АВ – ВА

ОВ – ВО

ВОТ  ВОН ВЫ ВАМ

КВА 

ВАА  ВАТ-КА  ВАТ-КИ

ХАЛ-ВА    ХВАА

Вот ва-та.

Вот ват-ка.

Вот Во-ва. У Во-вы ва-та.


Предварительный просмотр: