Тренажёр для чтения, автоматизации, дифференциации звуков.
Авторский методический материал "Тренажёр по обучению чтению"
для детей старшей и подготовительной групп ДОУ.
Данный методический материал предназначен для:
- выработки навыка чтения;
- развития внимания и памяти;
- развития фонетического слуха и восприятия;
- способствует автоматизации и дифференциации звуков;
- способствует отработке понятий: буква, слог, слово, родственные слова, предложение.
Всё это способствует подготовке ребёнка к школе. Он научится осмысленному чтению, гораздо легче овладеет письменной речью.
Методическое пособие разработано по принципу: от простого – к сложному, поэтому не рекомендуется пропускать какие-то буквы. Лучше это делать последовательно. Упражняться в чтении лучше ежедневно по 10-20 мин, чётко следя за правильностью звукопроизношения.
Последовательность работы следующая
1.Отрабатывая каждую букву, начинаем с повторения букв.
2.Затем переходим к чтению слоговых дорожек (па-по-пу-пы…): ребёнок читает слоговую дорожку, затем вы закрываете её, а ребёнок повторяет по памяти.
3.Затем переходим к чтению слов, запоминании их и повторяем (построчно или парами).
4.Затем читаем и повторяем предложения, чистоговорки. Запоминаем их и повторяем.
Материал, особенно по закреплению звукопроизношения, читается многократно, доводя до автоматизма.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тренажёр для чтения детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет).
Авторская разработка учителя-логопеда Стовба Н.В.
Данное методическое пособие может применяться педагогами и родителями.
Порядок прохождения букв полностью соответствует программе по обучению грамоте во всех группах данного возраста в нашем МБДОУ «ДС №366 г. Челябинска», т.к. в нашей образовательной организации создано единое образовательное пространство.
Это методическое пособие разработано по принципу: от простого – к сложному, поэтому не рекомендуется пропускать какие-то буквы. Лучше это делать последовательно, как будто читаешь книгу.
Упражняться в чтении лучше ежедневно по 10-15 мин, соблюдая все рекомендации к заданиям.
Чтение по данной методике может освоить любой малыш.
Предназначен для:
- выработки навыка чтения;
- развития внимания и памяти;
- развития фонетического слуха и восприятия; звукового анализа (буквы согласные (синего и зелёного цвета), гласные (красного цвета)
- способствует автоматизации и дифференциации звуков;
- способствует отработке понятий: буква, слог, слово, предложение
Всё это способствует подготовке ребёнка к школе.
Он научится осмысленному чтению, гораздо легче овладеет письменной речью.
Желаю успехов!
Тренажёр №1 Буквы А-У
Читаем, запоминаем, повторяем
Как обучить ребёнка сливать звукосочетания гласных:
АУ (буква А бежит к букве У и «поёт песенку», получается АУ) Тянем «песенку».
А-----------------У
У-----------------А
А----У----А
У----А----У
А---У---А---У
У---А---У---А
Учим ребёнка правильному дыханию:
набираем воздух носиком, надувая животик и долго и плавно выдыхаем. Стараемся, чтобы воздуха хватило на всю звуковую дорожку.
Тренажёр №2 Буква Ии
Читаем, запоминаем, повторяем
Как обучить ребёнка сливать звукосочетания гласных:
ИУ (буква И бежит к букве У и «поёт песенку», получается ИУ) Тянем «песенку».
И-----------------У
И-----------------А
У-----------------И
А-----------------И
И----У----И
И----А----И
У----И----А
А----И----У
И---У---А---И
У---И---У---А
Учим ребёнка правильному дыханию:
набираем воздух носиком, надувая животик и долго и плавно выдыхаем. Стараемся, чтобы воздуха хватило на всю звуковую дорожку.
Тренажёр №3 Буква Нн
Читаем, запоминаем, повторяем
аН – УН – ИН
УН – ИН – аН
ИН – аН – УН
На-На-На
НУ-НУ-НУ
НИ-НИ-НИ
НА-НУ-НИ
НИ-НУ-НА
НУ-НА-НИ
ИН - НИ
УН - НУ
АН - НА
ИУН - НУИ
ИАН – НАИ
НАН НУН НИН
Учим ребёнка правильному дыханию:
набираем воздух носиком, надувая животик и долго и плавно выдыхаем. Стараемся, чтобы воздуха хватило на всю звуковую дорожку, слог.
Тренажёр №4 Буква Мм
Читаем, запоминаем, повторяем
аМ – УМ – ИМ
УМ – ИМ – аМ
ИМ – аМ – УМ
Ма-Ма
МУ-МУ-МУ
МИ-МИ-МИ
МА-МУ-МИ
МИ-МУ-МА
МУ-МА-МИ
ИМ - МИ
УМ - МУ
АМ - МА
ИУМ - МУИ
ИАМ – МАИ
МАМ МУМ МИМ
Учим ребёнка правильному дыханию:
набираем воздух носиком, надувая животик и долго и плавно выдыхаем. Стараемся, чтобы воздуха хватило на всю звуковую дорожку, слог.
Тренажёр №5 Буква Пп
Читаем, запоминаем, повторяем
аП – УП – ИП
УП – ИП – аП
ИП – аП – УП
Па-Па
ПУ-ПУ-ПУ
ПИ-ПИ-ПИ
ПА-ПУ-ПИ
ПИ-ПУ-ПА
ПУ-ПА-ПИ
ИП - ПИ
УП - ПУ
АП - ПА
ИУП - ПУИ
ИАП – ПАИ
ПАП ПУП ПИП
Тренажёр №6 Буква Тт
Читаем, запоминаем, повторяем
аТ – УТ – ИТ
УТ – ИТ – аТ
ИТ – аТ – УТ
Та - Та – Та
ТУ-ТУ-ТУ
ТИ-ТИ-ТИ
ТА-ТУ-ТИ
ТИ-ТУ-ТА
ТУ-ТА-ТИ
ИТ - ТИ
УТ - ТУ
АТ - ТА
ИУТ - ТУИ
ИАТ – ТАИ
ТАТ ТУТ ТИТ
Тренажёр №7 Буква Кк
Читаем, запоминаем, повторяем
аК – УК – ИК
УК – ИК – аК
ИК – аК – УК
Ка - Ка – Ка
КУ-КУ-КУ
КИ-КИ-КИ
КА-КУ-КИ
КИ-КУ-КА
КУ-КА-КИ
ИК - КИ
УК - КУ
АК - КА
АИУК - КУИА
УИАК – КАИУ
КАК КУК КИК
Тренажёр №8 Буквы Ы-И
Читаем, запоминаем, повторяем
ик-ык-ык
ыт-ыт-ит
ып-ип-ип
ык-ыт-ып
ып-ыт-ык
ты-ты-ти
пы-пи-пы
ки-кы-кы
пы-кы-ты
кы-ты-пы
ты-пы-кы
ти-пи-ки
ки-пи-ти
пи-ки-ти
тик-тык
Тренажёр №9 Буквы К-Т
Читаем, запоминаем, повторяем
ик-ык-ак-ук
ат-ыт-ит-ут
ат-ак-ак
ук-ут-ут
ыт-ыт-ык
ик-ит-ик
ты-ты-кы
та-ка-ка
ку-ту-ку
ти-ки-ки
ти-ти-ки
ки-ти-ки
так тук кит тик тык
тыкать тикать
Тренажёр №10 Буквы П-Т
Читаем, запоминаем, повторяем
ип-ып-ап-уп
ат-ыт-ит-ут
ат-ап-ап
уп-ут-ут
ыт-ыт-ып
ип-ит-ип
ты-ты-пы
та-па-па
пу-ту-пу
ти-пи-пи
ти-ти-пи
пи-ти-пи
пить путь пути тип
Тренажёр №11 Буквы П-Т-К
Читаем, запоминаем, повторяем
ЫТ-ТЫ ЫП-ПЫ ЫК-КЫ
ЫП-ЫК-ЫТ КЫ-ПЫ-ТЫ
АТ-ТА АП-ПА АК-КА
АП-АК-АТ КА-ПА-ТА
УТ-ТУ УП-ПУ УК-КУ
УП-УК-УТ КУ-ПУ-ТУ
ИТ-ТИ ИП-ПИ ИК-КИ
ИП-ИК-ИТ КИ-ПИ-ТИ
кит киты
кап капать
утка утки
Тренажёр №12 Буква Оо
Читаем, запоминаем, повторяем
ок-ок-ко
от-то-от
по-оп-по
ок-от-оп
оп-от-ок
по-ко-то
ко-то-по
то-по-ко
кто-ток
ОК-НО ОК-НА
ОН – НО НО-ТА НО-ТЫ
ОМ-МО МО-ТОК МОТ-КИ МО-ТАТЬ
КОНЬ КО-НИ ПО-НИ
Тренажёр №13 Буква Хх
Читаем, запоминаем, повторяем
аХ – УХ – ИХ - ОХ
ОХ -УХ – ИХ – аХ
ИХ – аХ – ОХ -УХ
ХА-ХУ-ХИ- ХО
ХО-ХИ-ХУ-ХА
ХУ-ХА- ХО-ХИ
ИХ - ХИ
УХ - ХУ
АХ – ХА
ОХ – ХО
МОХ МХИ
МУ-ХА МУ-ХИ
ХОМ-КА
Тренажёр №14 Буквы Х-К
Читаем, запоминаем, повторяем
ик-ык-ак-ук-ок
ах-ых-их-ух-ох
ак-ах-ах
ух-ук-ук
ых-ых-ык
ик-ик-их
ох-ок-ох
хы-хы-кы
ка-ха-ка
ху-ху-ку
хо-ко-хо
хи-хи-ки
ки-хи-ки
мак ма-ки
му-ха му-ка
ха-та ха-ты хат-ка
Тренажёр №15 Буква Йй
Читаем, запоминаем, повторяем
аЙ – УЙ – ИЙ - ОЙ
ОЙ -УЙ – ИЙ – аЙ
ИЙ – аЙ – ОЙ -УЙ
ЙА-ЙУ-ЙИ- ЙО
ЙО-ЙИ-ЙУ-ЙА
ЙУ-ЙА- ЙО-ЙИ
ИЙ - ЙИ
УЙ - ЙУ
АЙ – ЙА
ОЙ – ЙО
МОЙ МАЙ ПОЙ НОЙ
МАЙ-КА МАЙ-КИ
МОЙ-КА МОЙ-КИ
КОЙ-КА КОЙ-КИ
Тренажёр №16 Буква Лл
Читаем, запоминаем, повторяем
Следим, чтобы звуки Л, Ль произносились правильно: с помощью кончика языка, который упирается в верхние резцы (или можно зажимать между зубами).
Таким образом, автоматизируем эти звуки.
аЛ – УЛ – ИЛ - ОЛ
ОЛ -УЛ – ИЛ – аЛ
ИЛ – аЛ – ОЛ -УЛ
ЛА-ЛУ-ЛИ- ЛО
ЛО-ЛИ-ЛУ-ЛА
ЛУ-ЛА- ЛО-ЛИ
ИЛ - ЛИ
УЛ - ЛУ
АЛ – ЛА
ОЛ – ЛО
ЛАК ЛУК КОЛ ПОЛ
У-КОЛ МОЛЬ
ПОЛ-КА ПОЛ-КИ
ЛА-ПА ЛА-ПЫ ЛАП-КА
ЛО-ПА-ТА ЛО-ПА-ТЫ ЛО-ПАТ-КА
Тренажёр №17 Буквы Л-Й
Читаем, запоминаем, повторяем
Следим, чтобы звуки Л, Ль произносились правильно: с помощью кончика языка, который упирается в верхние резцы (или можно зажимать между зубами).
Таким образом, автоматизируем эти звуки.
ил-ыл-ал-ул-ол
ай-ый-ий-уй-ой
ай-ал-ал
ул-ул-уй
ый-ыл-ый
ил-ий-ил
ой-ол-ой
ла-ла-йа
йу-йу-лу
ло-йо-ло
мой – моль
Тренажёр №18 Буква Фф
аФ – УФ – ИФ - ОФ
ОФ -УФ – ИФ – аФ
ИФ – аФ – ОФ -УФ
ФА-ФУ-ФИ- ФО
ФО-ФИ-ФУ-ФА
ФУ-ФА- ФО-ФИ
ИФ - ФИ
УФ - ФУ
АФ – ФА
ОФ – ФО
ФАН ФАНТ ФАН-ТИК
ФАН-ТАН ФАН-ТА-НЫ
ФО-КА ФО-МА ФИ-МА
ФО-КУС ФО-КУ-СЫ ФО-КУС-НИК
Фо-ка фо-кус-ник.
У Фо-ки фан-тик.
Тренажёр №19 Буква Вв
аВ – УВ – ИВ - ОВ
ОВ -УВ – ИВ – аВ
ИВ – аВ – ОВ -УВ
ВА-ВУ-ВИ- ВО
ВО-ВИ-ВУ-ВА
ВУ-ВА- ВО-ВИ
ИВ - ВИ
УВ - ВУ
АВ – ВА
ОВ – ВО
ВОТ ВОН ВЫ ВАМ
КВА
ВА-ТА ВАТ-КА ВАТ-КИ
ХАЛ-ВА ХВА-ЛА
Вот ва-та.
Вот ват-ка.
Вот Во-ва. У Во-вы ва-та.