Проектная работа

Цыбикова Владилена Владимировна

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РБ

МКУ Управление образования МО «Тункинский район»

МБОУ «Далахайская ООШ»

Согласовано:                               Рассмотрено:                             Утверждаю:

на заседании МО                      зам.директора по УВР               Директор:

«28» августа 2013 г.                 протокол № 1от                         ______       ______________

                                                    «29» августа 2013 г.                  «1» сентября т 2013 г.

Рабочая программа

литературного кружка «Свой голос»

возраст детей: 10 – 14 лет

год разработки программы: 2013

срок реализации: 2013– 2017 уч. год

Руководитель кружка: Цыбикова Владилена Владимировна,

учитель русского языка и литературы 1 категории

у. Далахай

2013 г.

Пояснительная записка

 

        Литературный кружок создан с целью развития и реализации творческих способностей учащихся. В него входят учащиеся 5 – 9 классов. Дети пробуют писать как на русском так и на бурятском языках. Работа кружка требует вовлечения детей в различные формы деятельности. Одни пробуют сочинять стихи, некоторые пишут сочинения, рассказы, статьи, а другие производят компьютерный набор статей и распечатку на принтере. В ходе работы кружка учащиеся совершенствуют и развивают навыки литературного творчества, повышают грамотность, получают первый журналистский опыт.

        Свои работы кружковцы отправляют в редакцию районной газеты «Саяны», «Мундарга» и раз в четверть выпускают школьную компьютерную газету, в этом году планируем выпуск сборника творческих работ. Тематика газеты отражают проблемы повседневной школьной жизни: учёбу, досуг, творчество и др.

       Школьная компьютерная газета – это мощное воспитательное средство, а также средство повышения интереса к учёбе. Эта работа способствует сплочению детей, повышению их коммуникативных способностей, повышению их статуса в школьном и классном коллективе.

Работа кружка состоит из теоретических вопросов и практических занятий. Теоретические вопросы раз через две недели;

Практические вопросы (выпуск газеты, сборника) – последняя неделя четверти.

1. НАПРАВЛЕННОСТЬ КРУЖКА, ЕЁ АКТУАЛЬНОСТЬ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ

      Кружок имеет практическую направленность, его задача – познакомить учащихся с основами журналистики, помочь сделать им первые самостоятельные шаги на пути к освоению этой интересной и востребованной в современном мире профессии. Программа направлена на углубление и расширение знаний, умений и навыков по русскому языку и литературе, позволяет практически освоить ряд компьютерных программ. Выполнение заданий практической части программы позволяет учащимся приобрести навыки работы в команде, воспитывает ответственность, самостоятельность и социальную активность

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Цель:

 Объединение детей разного возраста с целью формирования разносторонне развитой личности реализация творческих интересов и способностей учащихся.

Задачи:

повышение интереса к литературе, поэзии, русскому языку, информатике;

освещение школьной жизни;

содействие в воспитании информационной культуры школьников;

развитие интеллекта, творческих и коммуникативных способностей;

знакомство с жанрами газеты.

3. КАТЕГОРИЯ ЗАНИМАЮЩИХСЯ

Учащиеся 5-9 классов, заинтересованные в данном виде деятельности.

4. СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ И РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ

Программа рассчитана на год при режиме занятий 1 час в неделю. Занятия делятся на два этапа: а) получение необходимого объёма знаний (с творческим практикумом после изучения каждой большой темы), б) практическое использование полученных знаний при выпуске номера газеты.

5. КОНТРОЛЬ И РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ

Итоговой зачётной работой станет групповой проект в виде номера школьной газеты «Школьный курьер». Промежуточные формы контроля: тест, деловая игра, отредактированные и исправленные чужие тексты, самостоятельно созданные публицистические тексты, подготовленные иллюстрации.

6. ИТОГОВЫЕ ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ И НАВЫКИ

В ходе изучения данного курса учащиеся должны достигнуть следующих результатов:

* повысить уровень общих и специальных знаний по русскому языку, литературе и информатике;

* понимать важную роль СМИ в современной жизни и ориентироваться в огромной массе периодических изданий, отличать качественный журналистский текст от непрофессионального;

* уметь оценить актуальность темы, высказывать собственную точку зрения и грамотно защищать её;

* уметь собрать информацию для создания журналистского текста;

* знать основные жанры журналистских текстов и их особенности, уметь создавать собственные;

* уметь редактировать и корректировать текст;

* уметь создавать макет издания и полос, вставлять текст и иллюстрации, выполнять вёрстку.

 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

месяц

Теоретические занятия

Практические занятия

Кол-во часов

Воспитательная работа

сентябрь

1.Вводное занятие. Ознакомление с планом работы кружка на новый учебный год.

Журналистика как вид деятельности и профессия

2. Профессия – журналист, виды СМИ. Этико – правовые основы журналистской деятельности

1 ч.

3 ч.

1 ч.

Конкурс чтецов

октябрь

1. Взаимодействие СМИ и аудитории.

2. Творческий практикум.

«Школьный курьер»-1

1. Директор школы – о школе (интервью – беседа с руководителем)

2. Осенний меридиан – новости из школьной жизни

3. Поздравление с Днем Учителя

4. Результаты летней трудовой четверти. Праздник «День урожая»

1 ч.

1 ч.

2 ч. (П)

ноябрь

Речевая культура журналиста.

1. Культура устной речи.

2. Культура письменной речи.

7 ч.

1ч.

1ч.

декабрь

1. Культура письменной речи.

2. Основы редактуры и корректуры.

«Школьный курьер»-2

1. О текущих делах школы

2. Наши юбиляры

3. Проба пера

4. Новогодние поздравления

1 ч.

3 ч.

2 ч. (П)

Вечер, посвящённый Новому году

январь

 Журналистский текст.

1. Основные методы сбора информации.

2. Структура журналистского текста.

12 ч.

3 ч.

3 ч.

февраль

1. Основные публицистические жанры.

2. Творческий практикум.

Стихи, статьи, очерки о «Дне защитника Отечества», «Сагаалгане», о дне Святого Валентина

4 ч.

2 ч.

Поздравление мужской части школы с Днём Защитника Отечества

март

Номер газеты.

1. Кто готовит номер.

2. Приступаем к работе над номером.

«Школьный курьер» - 3

1. Текучие школьные события

2. Информация о результатах окончания 3 четверти

3. Уголок психолога

4. Поздравления с 8 марта

10 ч.

1 ч.

1 ч.

апрель

1. Вставляем текст и иллюстрации.

2. Творческий практикум

1 ч.

2 ч.

май

1. Анкетирование «Литературный кружок для меня – это…»

2. Анализ работы за год. Планирование на новый учебный год.

«Школьный курьер» - 4

1. Первое апреля – смех и шутки в нашей школе.

2. О текущих делах.

3. День памяти.

4. Итоги учебного года.

5. Напутствие выпускникам.

1 ч.

1 ч.

2 ч.

        

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Тема «Журналистика как вид деятельности и профессия» предполагает разговор о том, что такое информация, о типах СМИ и особенностях их аудитории, о профессиональных и личностных качествах, которыми должен обладать журналист.

2. Занятия по теме «Речевая культура журналиста» представляют собой работу по отработке навыков речевой грамотности, редактуры и корректуры текста.

3. В теме «Журналистский текст» рассматриваются этапы создания журналистского текста – от сбора информации до подписи под готовым материалом, говорится о способах получения и обработки информации, о структуре и жанровых разновидностях журналистского текста.

4. Тема «Номер газеты» - последний этап работы – создание номера газеты. Как распределяются функции в редакционном коллективе, из чего складывается процесс работы над номером – об этом заключительная тема курса обучения.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ

Л.И.Сухарева. Журналистика и русский язык. Элективный курс. – М., Айрис Пресс, 2007.

Азбука журналистики: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений/Авт.: О.И.Лепилкина и др. – М., Вентана-Граф, 2006.

Ю.В.Дубовицкая. Русский язык. Элективные курсы. – М., Материк-Альфа, 2007. («И голос публицистики в Инете…», «Сам себе редактор».        

 

                                                                          Утверждаю: ____________________

                                                                                      Директор школы  А.В. Тудунов

                                                                               « 01» сентября  2013 г.

Список

членов литературного кружка «Свой голос»

Ф.И.учащихся

Дата рождения

класс

1

Асламова Елена

10.01.2002

5

2

Цыбикова Тамара

26.05.2001

6

3

Мункуева Сырена

24.04.1999

7

4

Андренова Диана

06.02.1998

8

5

Булгутова Тамара

12.09.1998

8

                                     Руководитель кружка: Цыбикова Владилена Владимировна,

                учитель русского языка и литературы 1категории

Чувству Родины нельзя научиться, но нельзя не учить. Это сродни обучению писательскому или художественному мастерству: педагог может и не знать, получится ли из его ученика творец гениальных композиций, но вот привить ему тягу к прекрасному он в состоянии, верит в это и одержим этим. Камень за камнем вместе складываем мы здание, имя которому - любовь к России.

Ю. Тюрин

Дорогие друзья!

        Вы держите в руках первый сборник творческих работ моих учеников. Идея создания сборника возникла в 2012 году.

 В этот сборник вошли поэтические и прозаические произведения учащихся моего прошлого и нынешнего наборов. Эти работы являлись участниками творческих конкурсов различных уровней. Но не это главное. Главное, что в своих работах ребята старались выразить своими словами любовь к матери, к родителям, семье, друзьям, к родному краю, а с этого и начинается воспитание любви к нашей великой  России.

Желаю вам приятного знакомства с творчеством моих учеников!

С уважением,

Цыбикова Елена Владимировна,

учитель русского языка и литературы Далахайской ООШ

Предисловие

               Тункинская долина – одно из самых загадочных и прекрасных мест на планете, как по своему происхождению, так и благодаря сочетанию всех даров природы. Небольшая по размерам, она как жемчужина в обрамлении синих пиков Саян и зелёного ожерелья Хамар – Дабана. Здесь множество памятников природы, богатая флора и фауна, чудодейственные минеральные источники, сохранившиеся из глубин веков сакральные места.

               Сегодня перед нами встаёт главный вопрос: как сохранить красоту и богатство своего края? Её могут сохранить только те, кто здесь проживает.

              Наш сборник посвящается актуальной проблеме защиты природы. Но прежде чем защитить природу, нужно научиться видеть и созерцать её, воспринимать и ощущать, восхищаться и благоговейно относиться к ней. В этом может помочь литература.

             На протяжении нескольких лет в Далахайской школе функционирует литературный кружок «Свой голос». Он создан с целью развития и реализации творческих способностей учащихся. Дети на занятиях пробуют писать как на русском так и на бурятском языках.  Работа кружка требует вовлечения ребят в различные формы деятельности. Одни сочиняют стихи, другие пишут сочинения, рассказы, эссе.

         В сборнике представлено девятнадцать работ учащихся. Часть из них иллюстрирована  рисунками самих детей. По своей тематике произведения достаточно разнообразны. Большая часть работ посвящена своей малой родине, родным местам, религиозным святыням, родной природе и экологии своего края. Юные кружковцы не только эмоционально и образно воспевают красоту своего края, но и призывают дорожить всем живущим на этом свете, беречь экологию родных мест, гордиться своей малой родиной, её красотой. Мысль о вечности природы и безграничности таланта так же неизбежна, как и щедрая природа, которая питает поэтическое вдохновение наших юных талантов.

Руководитель кружка : Цыбикова В.В.

Работы участников  Районного конкурса сочинений «Тунка без огня» в 2012-2013 учебном  году

Эссе на тему «Тунка без огня»

               

                                                                                     Вблизи могучего Байкала

                                                                                     Лежишь привольна, широка,

                                                                                     Гэсэра, родина степная,

                                                                                     Моя Тункинская земля.

                                                                                                         Л.Тапхаев.

         Тункинский край принадлежит к числу живописных и привлекательных мест не только Сибири, но можно сказать, и всей России. Не случайно нашу малую родину называют прекрасной долиной, которая расположена на стыке двух зон Окино-Саянской горно-таёжной гольцовой и Хамар-Дабанской. Да, наша долина по природным условиям уникальна. Мало таких регионов в России относительно нетронутых, богатой флорой и фауной. В небольшой долине есть на что посмотреть и полюбоваться: это уникальные кедровые и пихтовые леса, берёзовые рощи, сосновые боры, обилие красиво цветущих лекарственных растений, горы, озёра, чистые горные реки и водопады. У каждого жителя, наверное, дух захватывает и сердце начинает учащённо биться, с каждым разом глядя на наши могущественные красивые горы. Особенный трепет вызывает у наших гостей и туристов наша долина, которая всё ещё находится в девственном первозданном виде. Один раз здесь побывав человек, он вновь и вновь хочет вернуться сюда; как магнитом тянет людей наша земля своей богатой энергетикой, сказочно красивым ландшафтом, богатейшими природными дарами.

     Я очень люблю и изучаю свой родной край, его природу. С малых лет вижу эти величавые горы, луга, долины и не могу насладиться их красотой. Эти могучие деревья, хрупкие цветы, разноцветные бабочки очаровали меня своей прелестью. И это всё моё – родное.

      Мой край завораживает меня своей красотой, чистым воздухом, удивительной зимней тишиной, весенним птичьим гомоном и шелестом листьев. И эта красота вдохновляет меня писать сочинения, стихи, рассказы.

        Природа моего края очень щедра, но её нужно беречь. Мы очень много берём от природы, но что же даём ей взамен? Мы обязаны бережно относиться к ней. Это особенно важно сейчас, когда человек приобрёл невиданную силу, покорив космос, постигнув многие тайны науки. А природа по – прежнему остаётся беззащитной перед человеком. И потому нужно ясно понимать, что уничтожая природу, мы уничтожаем свой дом, сами лишаем себя наслаждаться чистым воздухом, радоваться капелькам дождя, восходу солнца.

     В нашей стране выпущены сотни всевозможных постановлений по охране окружающей среды, но не создано условий для претворения их в реальных перипетиях жизни.

          Все дальше отходят от жилых поселений зелёные лесные рощи, и все меньше становится или исчезает совсем уникальность природных памятников. На месте лесов простираются пустынные поля, пожарища или запесоченные луга. Все ближе и ближе к селам подступают площади мусоросвалок, из – за чего исчезают родники, гибнут ручейки. Из – за пожаров, вырубки лесов в последнее время усилились ветра, так как удерживающие силу ветров леса поредели, либо совсем исчезли. По воспоминаниям моей бабушки раньше не было сильных ветров как сейчас. Ведь правильно гласит известная поговорка: «Из одного дерева можно сделать миллион спичек, а одной спичкой можно сжечь миллион деревьев».

        Каждому из нас приходилось слышать слово «пожар». Каждый из нас должен знать, что игра с огнем – опасное дело. Когда дети берут в руки спички или зажигалку, то они не знают, что может произойти большая беда. Мы все знаем, что огонь может уничтожить постройки, дома, леса. А от чего происходит пожар? От молнии, от одного маленького замыкания, от не затушенной сигареты, от не затушенных костров. Во время пожаров могут погибнуть звери, люди не только от пламени, а от дыма и горячего воздуха.

         Кроме пожаров у нас есть много других экологических проблем.  Буреломами, которые образовались при природных катаклизмах, перекрыты русла притоков Иркута. Водные потоки, обходя такие участки, подмывают берега с растущим лесом и завалы с древесиной увеличиваются. На огромных площадях пожаров за счет ветровала ежегодно падает большое количество делового леса, и огромная масса деревьев гниет, накапливаясь в буреломах.

Все природные памятники – это невосполнимые и ценные объекты в экологическом, научном и эстетическом отношении. Их уникальность при правильной постановке пропаганды и организации туристических маршрутов с хорошим сервисом, заинтересует каждого, кому небезразличны прекрасные творения природы.

       К сожаленью, все они находятся в запущенном состоянии, и не хочется думать, что наступит время и исчезнут родники, будут расхищены породы, леса вырублены.

Мы все – дети природы, и нужно относиться к ней как к матери, ибо ошибочное восприятие её принесёт большой вред.

Я люблю свой край за его красоту и девственность, за то, что он есть и будет всегда, за то, что он преподносит нам свои чудесные природные дары. Пусть в наших лесах пышно растут деревья, спокойно поют птицы. Пусть в родниках и речках вода будет чиста и прозрачна, в прудах и озёрах будет много рыбы. Всё это – наше богатство. А это значит, мы должны любить и беречь родную природу, заботиться о ней и дружить с нею! И чем больше твоя любовь к родине, тем радостнее и светлее жизнь.

                                                                                                              Апрель 2013 год.

                                                   Булгутова Тамара, ученица 9 класса

Эссе на тему «Экология нашего края»

          С давних времён философы Востока считали, что природа и общество должны развиваться естественным природным образом, во всем беря пример с растений и животных, в жизни которых нет абсолютно ничего лишнего, случайного. Они были убеждены в том, что лишь тогда человек может совершенствовать мир, когда путём совершенствования обретёт гармонию и цельность в себе самом, поэтому восточному человеку были полностью чужды зло, стремление разрушать. Не потому ли наши предки оберегали «тоонто», родной край, природу?

      На Земле существует очень много экологических проблем. На данный момент наиболее острая проблема, именно на нашей земле, это нерациональная рубка лесов. На мой взгляд, это приведёт к большому урону нашей природы.

     Тункинский район славится множеством целебных минеральных источников и высокой концентрацией культовых священных мест, особо почитаемых коренным населением. Большинство местных жителей традиционно занимаются сельским хозяйством и охотой и полностью зависят от кормящих возможностей природных ландшафтов. Незаконная вырубка лесов приведёт к его исчезновению, не будет леса, не будет ни животных, ни ягод, ни целебных растений. А это в свою очередь приведёт к всеобщей гибели.

      Следует помнить, что человек и природа – понятия неотделимые друг от друга. Убивая природу, человек обрекает себя на гибель. Рушатся связи человека не только с природой, но и  с себе подобными. Люди должны помнить, что они в ответе перед теми, кто жил на этой земле, а ещё больше перед теми, кто будет жить после них.

      В нашей местности ещё остро стоит проблема: куда девать отходы? Люди сами не понимая того, могут выбросить мусор, отходы, где попало. Во время «выходов на природу» после себя не убирают, оставляют мусор, иногда могут оставить непотушенными костры, что приводит к пожару. В результате таких пожаров уничтожаются огромные массивы лесов, а мы знаем, что леса восстанавливаются очень долго.

Несколько лет тому назад нам грозила ещё одна экологическая проблема – это проведение нефтепровода через территорию Тункинского национального парка. Тогда речь шла ещё и о том, что нас, коренных жителей Тункинской долины, хотят выселить с постоянного местожительства. В настоящее время эту проблему перестали затрагивать в средствах массовой информации и говорить  с высокой трибуны.

               Мне хочется затронуть в своём эссе не только проблему охраны окружающей среды, но и «экологию души». Как же случилось, что человек – часть природы стал разрушителем её. Почему потерялась связь между человеком и природой; почему порвались те невидимые нити, которые когда – то связывали их? Я думаю, что человек стал сильнее природы, заставляет её работать на себя. Он стал корыстен; жажда наживы, алчность губят душу человека. В результате всего этого, экологическая проблема стала одной из важных.

            Эти проблемы экологии коренным образом касаются нас, жителей Тунки. Судьбой было определено, что мы живём в удивительном по красоте месте Земли – нашей Тункинской долины. Мы пьём кристально чистую воду наших источников, дышим чистым горным воздухом, постоянно очищаемым лесами. Сможем ли мы сберечь и сохранить уникальную природу нашего края?

              Судьба будущего в наших руках, и поэтому никто не должен оставаться равнодушным к бедам земли:                    

                              Прижимаясь к усталой земле,

                              Всё тревожнее сердце бьётся.

                              Смутной ноющей болью во мне

                              Беспокойство земле отдаётся.

             Но хочется верить, что когда – то установится гармония человека с природой. Надеюсь, что люди не только умом, но и сердцем поймут, что человек и природа – неразделимое единое целое, что разрушение одной цепи влечёт за собой гибель другого.

     От души мне хочется, чтобы:

                                                          Люди нашей страны

                                                          Стали лучше, красивее…

                                                          Словно юноши, старцы стройны.

                                                          Мы глядеть стали зорче,

                                                          Любить научились сильней!

                                                          Песни птиц стали звонче,

                                                          И небо над нами – синей,

                                                          И сады зеленее,

                                                          Радостней солнце вставало…  

Май, 2012 год                                                        

 Ангрускаева Зина, 9 класс

Сочинение на тему «Лес – наше богатство»

                                                                        Леса учат человека понимать прекрасное.

                                                                                                        А.П.Чехов.

             Я хочу рассказать о своём лесе, который является поистине нашей кормилицей. Он расположен в пятистах метрах от нашего дома к северу. Это прекрасный смешанный лес, состоящий из сосны, берёзы, лиственницы, тополя и черёмухи. Очень красиво в лесу в апреле – начале мая, когда расцветают подснежники, несколько позднее багульник. В июне цветов становится много – венерин башмачок, лилия жёлтая и другие. Здесь есть много лекарственных растений: одуванчик, жарок, толокнянка альпийская, чистотел и многие другие. С удовольствием дышишь этим лесным ароматом.

     В июле наступает время сбора всеми нами любимой земляники, которая произрастает в большом  количестве. И стар и млад с ведёрком в руке идёт собирать эту вкусную и очень полезную ягоду, даже приходят люди из соседних деревень. Слушая пение птиц, трескотню кузнечиков, с удовольствием собираешь её! Мы в течение недели почти каждый день ходим за земляникой. В начале леса она бывает мелкой, а когда заходишь в глубь, где трава повыше, там уже встречается ягода покрупнее. Заготавливаем варенье на зиму. Однажды мы видели в лесу издали большого волка. Жаль, не успели сфотографировать.

       Ближе к осени наступает грибная пора. Мне очень нравится собирать грибы, каких только грибов не увидишь в лесу, что даже глаза разбегаются. Много бывает маслят, волнушек, а груздей и рыжиков приходится тщательно искать. А зимой как приятно видеть на столе душистых маринованных грибов!  

        Круглый год лес нас кормит. Поздней осенью люди начинают заготавливать дрова на зиму.

         Я очень люблю и изучаю свой родной край, его природу. С детства вижу эти величавые горы, луга, долины и не могу насладиться их красотой. Эти могучие деревья, тоненькие цветы, разноцветные бабочки очаровали меня своей прелестью. Зимой - белоснежные леса, летом – зелёные луга. Это всё моё – родное. Природа моего края очень щедра, но её нужно беречь. Мы очень много берём от природы, но что же даём ей взамен? Мы обязаны бережно относиться к ней. Это особенно важно сейчас, когда человек приобрёл невиданную силу, покорив космос, постигнув многие тайны науки. А природа по – прежнему остаётся беззащитной перед человеком. И потому нужно ясно понимать, что, уничтожая природу, мы уничтожаем свой дом, сами лишаем себя дышать чистым воздухом, радоваться капелькам дождя, восходу солнца. Я люблю свой край за его красоту и девственность, за то, что он есть и будет всегда, за то, что он преподносит нам свои чудесные природные дары. Пусть в наших лесах пышно растут деревья, спокойно поют птицы. Пусть в родниках и речках вода будет чиста и прозрачна, в прудах и озёрах будет много рыбы. Всё это – наше с вами богатство. А это значит, мы должны любить и беречь родную природу, заботиться о ней и дружить с нею! И чем больше твоя любовь к родине, тем радостнее и светлее жизнь.

   Природа моего края завораживает меня своей красотой, кристально чистым воздухом, удивительной зимней тишиной и весенним птичьим гомоном и шелестом листьев. И эта красота вдохновляет меня писать сочинения, стихи. И свою работу хочу закончить стихами собственного сочинения.

Далахай

         Наш прекрасный Далахай!

                                                       Край ты наш любимый.

                                                       Здесь красивые места,

                                                       Есть целебная вода.

Под мостом течёт Иркут,

Много облепихи тут.

Если знаешь ты места,

Так скорей беги сюда.

                                                                                             Вот и памятник стоит

                                                                                             Возле клуба нашего.

                                                                                             Ну, а вот и наша школа,

                                                                                             Возле школы – магазин.

                                                 Дальше там идут дома,

                                                  А потом – Хонгодоры.

                                                  Хороши уж там леса,

                                                  Где есть целебная вода.    

 

                                                                          Сентябрь, 2013 год.

                                                                   Цыбикова Тамара, ученица 6 класса

Работы победителей и участников

Республиканского  творческого конкурса

«Моя малая родина: этнос, природа, культура»

 в 2012-2013 учебном году

Сочинение на тему «Минеральные источники моего края»

                     На  юго-западе Республики Бурятия в обрамлении зубчатых гор пролегла благодатная долина Тунки с её плодородными нивами, альпийскими лугами и множеством нарзанов. Быстрые реки и речушки текут по долине, украшая пейзаж. Самым большим является Иркут, затем говорливая речка Кынгырга.

          Славится наша долина  своими минеральными источниками. Всего в районе насчитывается тринадцать источников. Из них наиболее известны Аршан, Нилова-Пустынь, Хонгор-Уула, на которых действуют здравницы Российского значения. По своим свойствам и химическому составу источники Хонгор-Уула  даже сильнее, чем воды Всесоюзной здравницы Трускавец Прикарпатья.

            Мое село тоже богато целебными аршанами. Таких источников три. Сагаан угунай Тээрмын аршаан  находится в 10 километрах от села Далахай, на правом берегу горной речки Сагаан угун. Он расположен в смешанном лесу, на южном склоне Тункинского хребта. С момента основания он был настоящей лечебницей для окрестных жителей. Здесь поправляли своё здоровье страдающие заболеваниями желудка, сердца, глаз. Источник, по- видимому, был исследован. По воспоминаниям одного из старожилов села Асламова Семёна, в 30-х годах в Торах работал врач Новосельский Алексей Иванович, который брал пробу и отправлял в Иркутск. Анализ показал, что аршаан может применяться от 12 болезней.

   Следующий источник – Налюурай аршаан был известен давно. Ныне здравствующие старики помнят его с детства. Он расположен в районе села Хонгодоры в очень живописном месте, у подножия хребта, носящего название «Теэбиин хада». Родничок выходит из-под корня старого лиственного дерева, не замерзает даже зимой. Этот аршаан применяют внутрь и используют для принятия ванн. И третий малоизвестный источник нашего края – это Моодогооной аршаан, расположенный недалеко от маленького населённого пункта Сагаан угун, около небольшой речки Хэлтэгэй. Источник имеет форму небольшого углубления на поверхности земли, имеющего размеры 77 – 95 см., заполненного водой, выходящей из-под земли. Аршаан используется местными жителями при желудочно-кишечных заболеваниях.  

    В недалёком будущем, надеюсь, что наша долина превратиться в туристическую Мекку.

     Я люблю свой край за его красоту и девственность, за то, что он есть и будет всегда, за то, что он преподносит нам свои чудесные природные дары. Пусть в наших лесах пышно растут деревья, спокойно поют птицы. Пусть в родниках и речках вода будет чиста и прозрачна, в прудах и озёрах будет много рыбы. Всё это – наше богатство. А это значит, мы должны любить и беречь родную природу, заботиться о ней и дружить с нею! И чем больше твоя любовь к родине, тем радостнее и светлее жизнь.

                                                                                          Май, 2012 год.

                                                                                   Мункуева Сырена, ученица 8 класса

Сочинение на тему «Легенды и предания моего края»

 

           Мой край славится своими легендами, мифами, культовыми местами. В памяти народной сохранилось очень много легенд шаманской религии о Буха ноёне.

Вот одна из них, посвящённая тотему Буха ноён, рассказанная старожилом нашего села Халудоровым Радна – Самбу Дармаевичем.

       В переводе с бурятского языка «Бык» означает хозяин, начальник, вождь. Бык – один из мифологических прародителей – тотемов бурятского народа, символ могущества природы, объект шаманистского культа. По одной из легенд, Буха ноён пришёл из Монголии в долину Тунки. У монгольского хана была очень красивая дочь. Она понравилась Буха ноёну и каждый день приходил он ко дворцу, но царевна была нелюдимой, очень редко выходила на улицу. Однажды она вышла прогуляться во время дойки коров. Тогда Буха ноён превратился в быка и подошёл к девушке. Царевна испугалась и убежала домой и через несколько недель узнала, что она беременна и сообщила об этом отцу. Монгольский хан удивившись, обратился к ламам. Они начертили зурхай и узнали, что этот бык, которого испугалась девушка, был бог, что тот в образе быка соблазнил девушку. Тогда хан велел своим слугам поймать этого быка и после рождения внука привязал к рогам быка железную люльку с мальчиком и изгнал из своего царства.

      Буха ноён долго шел через горы, по таёжным тропам, дошел до Тункинской долины, блуждал по Хоймору и наконец дошел до Далахая и обосновался в местности Тагархай на горе под названием Ринчин хан. Об этом свидетельствует Белая скала с двумя вершинами, напоминающими рога быка, на высоте 1050 метров. Здесь на этой вершине построен Бунхан (молельный домик), где проводятся обряды – ритуалы поклонения Буха ноену. Восхождение разрешается только мужчинам и женщинам пожилого возраста.

Скала на горе воспринимается как отражение – изваяние Буха ноёна и как его стойбище. У тотемного первопредка рог, считаясь детородным органом, является символом рождения и возрождения. Железная люлька означает «патент» на рождение новых идей. В настоящее время эта местность считается одним из культовых мест нашего края.

   А вот ещё одно предание о Буха ноёне. В незапамятные времена, спустившийся с небес Хурмаста Ринчин хан влюбился в дочь ойратского Тайжи хана по имени Будан хатан. Влюбленная пара решила тайком бежать из местности Хотогойто Монголии к Тункинским гольцам. Оскорбленный неблагодарностью своей дочери, Тайжи хан, обладающий силой магических превращений, принял вид пёстрого быка и пустился за беглецами в погоню с целью их наказать. Но Ринчин хан, узнав об этом, также превратился в сизого быка и, посадив на себя Будан хатан, добрался до Тункинской долины. Для того, чтобы задержать Тайжи хана, Ринчин хан с помощью магических сил поставил на пути преследования своего двойника из камня. Пестрый бык с безумной яростью бросился на мнимого Ринчин хана и, обломав о камень свои огромные рога, возвратился ни с чем обратно в Монголию. После этого случая люди стали именовать Ринчин хана Буха ноёном.

В то далёкое время местные жители иногда выбрасывали мусор в сторону стойбища Буха ноёна, и он, обидевшись, решил покинуть эту местность. Однажды ночью Буха ноён опять превратился в сизого быка и залёг навеки. Поэтому Буха ноён покровительствует и приносит счастье только людям, приехавшим жить и работать из других районов, т.е. «из-за горы».

   Местность Монсог нашими жителями признана тоже культовым местом, так как по преданию, считается лежбищем Буха ноёна. (Бухайн хэбтээшэ). Говорят, что в горах, по тропе, по которой он шел, выросли лиственницы. (Бухайн шээhэн газар шэнэhэн ургаа). И поэтому в местности Монсог растут только лиственницы. Об этом мне поведала ещё один старожил нашего села Галсанова Долгор Ешеевна.

      В 1993 году у нас в Далахае состоялся большой тайлган, посвящённый тотему Буха ноён, где принесли жертвоприношение девятью баранами шаманы Кабанского, Тункинского и других районов во главе главным шаманом Бурятии Ябжановым В.А.

     В августе 2009 года состоялся второй тайлган, посвящённый Буха ноёну. На этот обряд съехались все шаманы из Бурятии, Усть – Ордынского и Агинского бурятских национальных округов. После этого ежегодно проходят ритуальные обряды поклонения нашему прародителю Буха ноёну.

     Есть ещё предание о культовом месте Теэбиин хада.  В местности Хонгодоры, на горе Тагархайн Булуу похоронена шаманка рода Игнашкеевых – Бизья. Эта шаманка из племени тэртэ из Тор была замужем за одним из братьев Игнашкеевых. Она прожила долгую жизнь, но перед смертью попросила своих сородичей похоронить в Торах, чтобы не обременять других, так как она была шаманкой, чтобы шаманство не преследовало её внуков. Узнав о её просьбе, торский тайша Хомаков не разрешил похоронить её в Торах, мотивируя тем, что умерший не должен пересекать водную преграду, да и к тому же она замужняя женщина должна быть похоронена там, где была выдана замуж.

 С тех пор эта гора Тагархайн Булуу стала местом почитания – «Уулын теэби» - эжином горы, оберегает людей своего рода, заботится об их благополучии. Она вошла в буддийские молитвенники под именем  Орбоо Лаадан хатан.      

       Мой край – это частица большой и прекрасной страны. Забота о родном крае – это значит забота о Родине. В последние годы начали облагораживать культовые места: строят беседки, ставят мусорные ящики. Недавно в местности Монсог по инициативе местного шамана Манутова Мэлса Сыреторовича установили шест для вывешивания «хии морин». Мэлс Сыреторович побывал в нашей школе, беседовал с нами и разъяснил нам о значении «хии морин».

      Мы, молодое поколение, должны знать и изучать историю родного края, ведь без знания прошлого у нас не будет и будущего.

Март, 2012 год.

Сыбденова Дулма, ученица 9 класса

Незабываемая осень

(Рассказ)

              Мне нравятся все времена года: весна, лето, осень и зима. Все они по – своему хороши. Но больше всего я люблю осень. После каждой осени у меня остаются какие – нибудь впечатления и память о ней. Я люблю осень за её золотые наряды деревьев, тишину лесов и полей, люблю слушать курлыканье улетающих на юг журавлей. Каждую осень я запоминаю и храню в памяти все, что было в ней интересного. Особенно мне запомнилась прошлогодняя осень, когда произошло одно событие, которое я запомню навсегда.

             Это было очень тихое и спокойное утро. Мы с отцом и братишкой Сашей пошли в горы Шара жалга с ночевкой за ягодой – брусникой. В это лето уродилось очень много брусники. Летом мы не ходили, а решили только осенью сходить. Потому что осенью она совсем спелая и, естественно, самая сочная и вкусная. Чтобы побольше собрать ее, мы решили там переночевать в одном из зимовеек охотников, благо их в Шара жалге много. От нашего села до Шара жалги довольно большое расстояние, примерно 20 километров. Если идти пешком, то к вечеру только взберешься на эту гору.

        Мы шли по протоптанной тропе, хотя есть и проезжая дорога. Казалось, что этот лес бесконечен. Кругом стояли высокие вековые деревья, с которых иногда падал, кружась в воздухе,  желтые листочки; росли красивые маленькие кустарники, лишь над верхушками деревьев синело небо, такое чистое и редко плыли белые облака.

       Как только туман рассеялся, мы поняли, что уже настал день. День был солнечный, теплый. А мы все шли к зимовью, окруженные этой неповторимой красотой осеннего леса. Наконец мы добрались до места и сразу решили развести огонь и сварить обед. Немного отдохнув, пообедав, мы отправились собирать ягоду, пока не стемнело. Брусники было очень много, просто глаза разбегались. Все ягоды были спелыми, сочно – красными, казалось, что это сама земля покрылась красным ковром. Вокруг щебетали птицы, пищали комары и где –то вдали трещал кузнечик, будто он пел о своей жизни на своем трескучем языке. Кругом пахло ягодами, багульником и чем – то приятно одурманивающим.

             День клонился к закату. Мы насобирали много ягод и очень этому радовались. Подойдя к нашей избушке, решили сварить ужин. Но как раз кончилась вода, и отец попросил меня сходить за водой, хорошо, что ручей протекал недалеко от нашего домика где – то в ста метрах, и вела к нему узенькая тропинка. Я быстро дошла до ручья, зачерпнула воды в котелок и хотела было идти назад к зимовью, как мне послышалось, что что – то скулило. Меня охватил испуг, и я хотела убежать обратно, но верх взяло любопытство. И я подошла поближе  к тому месту, откуда доносилось поскуливание, но ничего не обнаружила. Решив, что мне все показалось, я сделала шаг к тропинке, ведущей к зимовью, вдруг что – то зашевелилось в кустах. Я подошла к тем кустам, осторожно раздвинула ветки и увидела маленького зверька. Я увидела его глаза, такие большие и грустные. Из – под верхней губы выдавались маленькие клыки. Сразу мне вспомнилось из рассказов отца, что такие клыки имеет кабарга. Раньше я никогда не встречала этого животного, лишь видела в книгах. Оказалось, что кабарга попалась в силок какого – то охотника. Зверек сидел, увидев меня, медленно встал и как – то странно фыркнув, стал жалобно скулить. Здесь я заметила, что задние ноги были длиннее передних. Побаиваясь его, я подошла к нему и попыталась освободить из силков. Но силок не поддавался. Веревка была сильно натянута из – того, что зверек долго дергался, пытаясь сам освободиться. Собрав все свои силы, я наконец – то сняла силок с ноги кабарги. За все это время она сидела неподвижно и только скулила. Освободившись, она полизала свою ногу и сделала несколько прыжков в сторону, оглянувшись, она, как мне показалось, кивнула мне головой в знак благодарности и убежала в глубь леса. Меня могут спросить, почему я его отпустила? Потому что кабарга – это живое существо и я его пожалела, мне тяжело было слышать его жалобное поскуливание. Он – продолжение своего рода, вида. И так многие звери исчезают. Я знаю, что многие охотятся на кабарожек из – за их дорогостоящей струи. Пусть кабарга или любой другой зверек живут, размножаются, ведь они нам ничего плохого не делают.

    После этого я посидела несколько минут, и, взяв котелок с водой, пошла по тропинке к зимовью. Но о происшедшем никому не рассказала, хотя отец спрашивал, где я так долго ходила.

      На следующий день мы с полными ведрами и горбовиками брусники пошли домой. Все также стояли деревья, росли кустарники, синело бесконечное небо. Также все живое радовалось солнцу и теплу, щебетали птицы, пел свою монотонную «песню» кузнечик. Воздух был чист, вокруг все благоухало, и шел приятный аромат по всему лесу. Я думаю, что это земля дышала,  и от этого был тот одурманивающий запах, запах земли.

   Я до сих пор помню этот запах земли, и он во мне навсегда остался как и память о той осени и об этом зверьке, которого я спасла, и который дал мне понять, что все на свете прекрасно. Эти деревья, кусты, небо, солнце, «песня» кузнечика, аромат брусники, запахи и звуки… И мне стало ясно, что я частичка этой природы, что человек должен жить в гармонии с ней.

 Октябрь, 2012 год.  

  Андрёнова Диана, ученица 9 класса

Работы участников районного конкурса сочинений

«Страна Ая-ганги» в 2012-2013 учебном году

История моего края

   

       Кто поселился здесь за Иркутом, у подножия величавых Саян? Но никто, даже самые старые из жителей, не смогут ответить на этот вопрос. Ясно, что жили люди из бурятского племени хонгоодор, поселившись после того, как вышли из степей монгольских, бежавшие от притеснений. И житью людей из бурятского племени хонгоодор здесь лет 370 – 390.

    И местность, на которой проживали люди этого племени, называлась Далахай. Местное население считает, что название села произошло от бурятского слова «дала» - лопаточная кость или «далада» - ара газар, т.е. в стороне или под укрытием.

    На месте сегодняшней Далахайской администрации раньше существовали следующие селения: Тагархай, Сагаан Угун, Шумэк, Хонгоодоры и Далахай.

    В декабре 1929 года в местности Сагаан Угун была образована коммуна «Ниигэм журам». Председателем был избран один из первых коммунистов Укоев Жап Дармаевич. Коммуна была преобразована в артель «Улаан одон», председателем стал Молонов Жап Найданович. В этом же году ее переименовали в артель «Осоавиахим».

    Затем в 1930 году в Хонгодорах и Сагаан угуне образовались коммуны имени Джержинского и «Буробком», а в Далахае – «Улаан одон». Председателем в Хонгодорах был избран Убушеев Данзан Базырович, а в Сагаан угуне – Укоев Балдан Дамнянович. В 1931 году в Тагархае 15 дворов объединились в артель «Бурят – Монгольская АССР», председателем стал Санжеев Натар, в этом же году в местности Шумэк была организована артель «Красный пахарь», председателем был Бильдаков Дарма.

    В марте 1934 года все артели объединились в колхоз «Осоавиахим», председателем которого был избран Бараев Бадма Бандеевич, проработавший на этой должности до 1956 года. Дело, начатое им, продолжил его внук, Бараев Александр Бадмаевич, который возглавлял колхоз с 1986 года по 1991 год.

   В 1935 году в селе Далахай были построены здания клуба, школы, детского сада и животноводческие фермы.

    В 1950 году артель «Осоавиахим» была переименована в колхоз имени Ворошилова.  Соседнее село Гужиры входило в колхоз имени Сталина.

      В 1955 году колхозы имени Сталина и Ворошилова объединились в колхоз «Маяк».  Колхоз «Маяк» просуществовал до 2010 года. Колхозные земли розданы на паи колхозникам.

    С 1956 по 2010 годы председателями колхоза работали Бельгаев С.Д., Таханов Б.Х., Цыбиков Г.Ц., Халтуев В.А., Полхонов С.Л., Шагдуров Н.Н., Парьянов С.С., Махаров П.М., Бараев А.Б., Дагаев К.М., Ангрускаева Е.Л., Ободоев А.Л.

         Моё село расположено в очень живописном месте. С севера сплошной стеной стоят высокие горы, а с южной стороны течёт Иркут, как бы разделяя Далахай от соседнего села Торы.

Мой край богат полезными минеральными источниками. Таких источников три. Аршаан Сагаан угун (Тээрмын аршаан) находится в 10 километрах от села Далахай, на правом берегу горной речки Сагаан угун. Здесь поправляли своё здоровье страдающие заболеваниями желудка, сердца, глаз.

Следующий источник – Налюурай аршаан был известен давно. Ныне здравствующие старики помнят его с детства. Он расположен в районе села Хонгодоры в очень живописном месте, у подножия хребта, носящего название «Теэбиин хада». Родничок выходит из-под корня старого лиственного дерева, не замерзает даже зимой. Этот аршаан применяют внутрь и используют для принятия ванн. И третий малоизвестный источник нашего края – это Моодогооной аршаан, расположенный недалеко от маленького населённого пункта Сагаан угун, около небольшой речки Хэлтэгэй. Источник имеет форму небольшого углубления на поверхности земли, имеющего размеры 77 – 95 см., заполненного водой, выходящей из-под земли. Аршаан используется местными жителями при желудочно-кишечных заболеваниях.

    Мой край славится своими легендами, мифами, культовыми местами. Легенда о Буха-ноёне, наверное, в наших краях самая известная.

   По одной из них Буха – ноён в образе быка пришёл из Монголии в долину Тунки. В горах, на тропе, по которой он шёл, выросли реликтовые кедрачи. Спустившись в долину, он отдыхал, греясь на застывающем вулкане, который сегодня именуется Бухын хэбтээшэ (в переводе с бурятского – «Лежбище Быка»), и затем ушёл на западную оконечность долины Тунки, улёгся там и окаменел. Об этом свидетельствует Белая гора с двумя вершинами, напоминающими рога Буха ноёна на горе Ринчин хан.

  Хонгоодоры считают Буха ноёна прародителем своего племени. Скала на горе в Далахае воспринимается как отражение – изваяние Буха ноёна и как его стойбище. У тотемного первопредка, рог считаясь детородным органом, является символом рождения и возрождения. Железная люлька означает «патент» на рождение новых идей.

В настоящее время эта местность считается одним из культовых мест нашего края. Местность Монсог нашими жителями признана тоже культовым местом, так как, по преданию, считается лежбищем Буха ноёна.

          Такой богатый, благодатный край рождает славных дочерей и сыновей, которые своими  делами, талантом прославляют его. Хотя наше село не очень большое, но отсюда вышло много талантливых и знаменитых людей, которые трудятся на ниве просвещения, науки и искусства. Это Турбянов Л.Д., работавший до недавнего времени заместителем председателя правительства РБ по агропромышленному комплексу, Маланов К.Ж., доктор медицинских наук, заслуженный врач РФ, Укоев С.Ж., кандидат сельскохозяйственных наук, ШенхоровЧ.Б., заслуженный художник РФ, народный художник РБ, Бадлуев Д.Ж., генеральный директор концерна «Байкал», заслуженный деятель исскуств России, Петухов Н.Д., глава муниципального образования «Тункинский» с 199 – 2010 гг., Зарбуев А.Н., доктор медицинских наук, заслуженный врач РФ, главный врач РТМО «Фтизиатрия», Дареева (Ангрускаева) О.А., кандидат педагогических наук, преподаватель БГУ и многие другие.

   Рассказ о своем родном селе я хочу закончить стихами нашей поэтессы Екатерины Шенхоровой.

Далахайм олон зоноороо                                            Буха ноён баабаймнай ,

Дайдаар тараһан сэсэгүүдтэл                                     Будан хатан эжымнай.

Дэбжээд маниигаа халаха,                                         Буян хэшэг үршөөлтэй

Даляар баян үхибүүднил.                                          Баян сагаан Далахаймнил.

                                               Октябрь, 2010 год.

                                                 Мункуева Сырена, ученица 7 класса

Моё родное село

                                         Я люблю, земля, твои луга,

                                           Вольных рек крутые берега.

                                                     Снежною зимой и щедрым летом,

                                            Земля моя, ты сердцу дорога.

            Для каждого человека родной край является самым красивым местом на Земле. И я хочу рассказать о своём родном селе Далахай. Оно находится в пятидесяти километрах правее от озера Байкал, у подножия величавых Саянских гор, на левом берегу реки Иркут, в восточной стороне Тункинской долины. Его название «Далахай» происходит от бурятского слова дала – лопаточная кость – далада – ара газарта, в стороне или даже под укрытием – дала доро. Есть и другая версия: по исследованиям М.Н.Хангалова, есть род Далахай.

     Моё село расположено в очень живописном месте. С севера сплошной стеной стоят высокие горы, а с южной стороны течёт Иркут, как бы разделяя Далахай от соседнего села Торы. Иркут мы по праву называем нашей кормилицей: на его красивых берегах растёт целебная облепиха, в его водах обитают разные рыбы: хариус, налим, лещ, таймень, ленок, пескарь и многие другие. В наших лесах водятся много пушных и других зверей: соболь, белка, колонок, лиса, горностай, рысь, заяц, волк и медведь. Зелёные массивы также богаты лекарственными травами и полезными ягодами: брусника, смородина, черёмуха, боярышник, шиповник, клюква, кислица, бадан, папоротник, багульник и т.д. кроме этого всего есть много птиц, которые украшают наши леса своими приятным пением, что можно услышать весной и летом.

   На первый взгляд – это тихая и спокойная земля под голубым небом. Но чем больше узнаёшь её, тем всё сильнее начинаешь любить эту обыкновенную землю. Мы не должны любить свою землю только за то, что она богата, что даёт богатые урожаи и природные её силы можно использовать для нашего благосостояния. Я люблю мой хонгодорский край за то, что он уникален, хотя все прелести раскрываются не сразу, а очень медленно, постепенно. Я люблю его за то, что я здесь родилась, выросла, учусь, за то, что бегала по его росистым лугам, бродила по его лесам, за то, что здесь жили и живут мои предки, родные и за то, что здесь мой дом, моя семья. В глубине души я знаю и защищаю этот клочок земли, научивший меня видеть и понимать прекрасное, как бы невзрачно на вид оно не было. Во все времена будет в моём сердце этот лесной задумчивый край, любовь к которой не пройдёт никогда.

                                                                                Апрель, 2012 год.

                                                         Андрёнова Диана, ученица 9 класса

Работы участников районного конкурса сочинений

«Моя родина – минии нютаг» в 2011-2012 учебном году

Тээрмын аршаан

  Налюур аршаан                                                                        

Саяан уулын хормойдо,                                                                         Сагаан уһанай эрьедэ,                                                                       Сарюун сэбэр газарта                                                                                  Сэлгеэн арюун аршаан бии.

                                                                            Тунгалаг сэбэр уһатай                                                                              Тээрмын аршаан эмтэй.                                                                               Хото доторые эмшэлдэг,                                                                               Хоро борыень арилгадаг.

                                                                                 Эмтэй домтой аршаамнай

Эрдэни шулуун мэтэ                                                                              Арад зонойнгоо сэдьхэлдэ                                                                                         Арюун сэбэр байг лэ!

                                                                                         Энэ һайхан аршаани                                                                             Энхэрэн хаража ябаял даа!                                                                                Баршад хёморооһоо гамнажа,

Бидэ хододоо ябаял!

                      ноябрь, 2012 он. 

Теэбиин хадын хормойдо,

Хонгоодор элдин нютагта

Тунгалаг Налюур аршаан

Харьялан урдадаг наашаа.

Хүйтэн мүльһэн уһатай

Харьялжа урдана хододоо.

Хүнүүд аршаанһаа хүртэжэ,

Халуун бэеэ эмнэдэг.

Манай арюухан аршаан

Маниигаа аргалжа байг лэ!

Мэлмэрэн байһан уһаниинь

Мүнхэ бурьялжа байг лэ!

                                   декабрь, 2012 он                                                                                                                    

         

Сыбденова Дулма, 9 классай hурагша


Минии нютаг

Дуулим һайхан дайдаяа

Дуулан магтан бэшэнэб.

Уужам Далахай нютагни

     Улаан зүрхэндэм һанагдана.

  Намдуу урадхалтай Эрхүүгээм

       Долгиниинь эбхэрээд һайхан даа!

                                                        Налгай уужам талануудни

Дэлхэйн сэсэгүүдээр бадарна.

Эжы, абынгаа гуламта –

                                                            Эгээл һайхан нютагаа,

Эхэ байгаалияа гамнажа,

                                                           Баран бүгэдэ ябаял даа!

                                     декабрь, 2012 он.

Ангрускаева Зина, 9 классай hурагша

Түнхэндэмни

                                                      Түби дэлхэйн

                                                      Үзэсхэлэнтэ гоё

                                                      Байгалиин нэгэн –

Түнхэндэмни.

                                                       Огторгойн олон Бурхад

                                                      Орьёл үндэр ууланууд –

   Мүнхэ һарьдаг, Мон хада –

Түнхэндэмни.

                                                     Мүшэтэ тэнгэриин

                                                     Мүнгэлиг мундарганууд,

                                                     Арюухан аршаанууд -

Түнхэндэмни.

                                                     Түрэһэн дайдамни,

                                                     Тоонто нютагни,

                                                     Гал гуламтам –

Түнхэндэмни.

                                                          Ая гангын үнэр,

                                                         Аба эжын сэдьхэл,

                                                         Аялга гоё дуунууд –

Түнхэндэмни.

                                                         Арад зонойм аза жаргал

                                                         Буян хэшэгэнь

                                                         Дэлгэрэг лэ мүнхэдөө -

Түнхэндэмни.

январь, 2010 он.

Убушеева Туяна, 11 класс.  

Алтан намар

                                                        Аажам тоонто нютагтам

                                                       Алтан намар ерэжэ,

                                                       Аляа шууяатай үетэм

                                                       Алирһа улаагнай түүжэ,

                                                       Аха дүүгээ баясуулна.

Энэ сагай ормондо

    Эльгэ зүрхэм баясажа,

            Эртүүр түргэн һургуулидаа

           Эжэл нүхэдөөрөө уулзажа,

        Эреэн зүрхэм урмашана.

                                                        Үдэр ерэхэ бүри

                                                        Хүйтэн газаа болоно.

                                                        Үндэр уулын оройгоор,

                                                        Үргэн тала дайдаар

                                                        Хүбэн саһан ороно.

октябрь, 2010 он.

Игнашкеева Аюна, 9 класс.

Үбэлэй саг

           Үглөөгүүр һэреэд харахадам

Үргэн талам сагаарба.

  Хойто хадым оройнууд

    Хүбэн малгайгаа үмдэбэ.

Хубсалаад түргөөр гарабаб

                                                    Харанхышаг байба газаа

                                                    Сэбэр тунгалаг араараар

                                                    Сээжэм һонороор амилба.

Үбэлэй саг гоёл ааб даа!

   Үхибүүд ехэл баяртай даа!

                  Харһанай хүрэһэн мүльһэн дээгүүр

             Конькигаар халтирнад айхабтар.

                                                   Хүйтэн үбэл, манаараа

                                                   Үшөөл үни байхаш даа!

                                                   Хүбүүд, басагад санараа

                                                   Үрдилдэн байжа һолжорнол даа!

декабрь, 2012 он.

Ангрускаева Ирина, 9 класс.

Хабар

Халюун хабар ерэжэ,

Хүүгэд газаа наадана.

Үргэн саһан байнагүй

Үдэр һүнёор хайлана.

   Сагаан наранай толондо

  Саяан хадам харагдана.

        Сагаан һайхан зүрхыемнай

      Сарюун хабар амаршална.

   Һарьдаг уулын саанаһаа

Һара гараад, малайна.

  Һайхан залуу наһандаа

Һанаан зүрхэм уярна.

Хонгор элдин нютагнай

Хабарай сагта һалбарна.

Ходол һайн ябахыемнай

                                                            Хангай Түнхэмни харана.

апрель, 2012 он.

Мункуева Сырена, 8 класс.

Тунка

Горы, поля и равнины,

                                                             Реки, снега и леса.

           Не найдёшь ты места на свете

Лучше, чем наша Тунка.

       На полях её зреет пшеница,

                                                             На лугах метают стога.

          На горах появилась зарница –

Это наша родная Тунка.

 

     Из года в год богатеют леса:

        Есть косуля, и соболь, и белка,

      И Иркут наш славится рыбой

                                                          Это наша родная Тунка.

          Здесь каждый с рождения знает,

Что беречь её надо всегда.

                                                           Ведь она ещё молодая

                                                           Светлая наша Тунка!

январь, 2010 год.

Югдурова Эржена, 9 класс.

Районный конкурс творческих работ, посвященный ко дню Матери

Эжымни

                                                      Уужам элдин нютагайнгаа

                                                     Хаанаш сэнгэн ябахадам,

                                                     Урихан һайхан эжымни

   Һанаандам ходо һанагдадаг.

Дулаахан зөөлэхэн гарнуудынь

                                                Үһым эльбэһыень һананаб.

                                                Мойһон харахан нюдэдыень

                                                Унтахынгаа урда һананаб.

                                                     Эхын һанаан үхибүүдтээ.

                                                     Буурал сагаан болотороо,

Энхэрэн маанадаа һанадаг.

       Бултандамнай зүрхөө зободог.

март, 2010 он.

Эжын һайндэр

Шүлэглэжэ найруулһан,

   Шүлэг дуугаар магтуулһан

                Мартын найман, мартын найман –

              Агаарта һайхан, амисхаалта найр!

                            Амаршалгын мүрнүүдые бэшэнэб эжыдээ,

                Магтан омогорхон тэдэнээ хэлэнэб.

            Мүнөөдэр эжыдээ бэлэг баринаб.

                                                     Торгон гоё пулаад үгэнэб.

              Мартын найман, мартын найман –

 Манай эжынэрэй һайндэр!

март, 2010 он.

Ангрускаев Аюр, 11 класс.

Эжыдээ

Энэ үргэн дэлхэй дээр,

     Эрдэм жаргалтай эжымни!

Энэ наһандаа шамайгаал һанахалби,

                                             Энэрхэг шамдаа ходо байхалби.

   Энэ ехэ дэлхэй дээр,

Гансахан эжымни,

                                                  Эрэ ехэ манайнгаа болотор,

Альган дээрээ абаад ябаалши.

Шамайгаа, эжымни,

       Наратай зэргэсүүлнэлби.

                                                  Шара алтан туяагаа

                                                  Намда ходо хүргэнэлши,

Эжымни!

март, 2010 он.

Цыбикова Надежда, 11 класс.



Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

ОБЛАГОРАЖИВАНИЯ ИСТОЧНИКА

«ЖИВОЕ СЕРЕБРО –БАРАЙН БУЛАГ»

Номинация: Благоустройство

Авторы:  Инициативная группа ТОС «Импульс» МБОУ «Далахайская ООШ»

Место реализации проекта:  Российская Федерация, Республика Бурятии,          

                                                   Тункинский район, улус Далахай

                                       Обоснование необходимости проекта

  Есть места, которые тянут к себе. Таким местом для жителей улуса Далахай  является родник.  Родник! Неважно служит ли он истоком знаменитой реки или питает своими прохладными струями безымянный ручей, любое голубое оконце одинаково дорого. Испокон веку люди бережно и с трепетом относились к родникам. Воду родников считали особенной, даже святой. Верили, что она излечивает от недугов.  Грустно, порой, видеть мусор, который оставляют  люди вблизи родника. Многим родник дарит отдых и радость. Но попробуй напиться из родника, если замутнено его зеркало, если забито дно грязью и мусором. Сохранять это уникальное богатство живой природы – важное дело. И мы немало сможем сделать для этого. Сохраним свою землю голубой и зеленой!

Цель:

Формировать внимательное и бережное отношение к окружающей природе, прививать стремление к бережному отношению к водным ресурсам.

Задачи

  • Провести акции «Чистый родник».  
  • Донести до сознания местных жителей необходимость сохранять родник в чистоте и порядке.
  • Развивать творческие инициативы и умения работать в команде у участников проекта.
  • Организовать огораживание родника
  • Построить беседку

Кадровые ресурсы

  • Члены ТОС-15

           

Материально-технические ресурсы

  • Столярный станок-1
  • Хозяйственный инвентарь (лопаты, грабли)
  • Автомашина ГАЗ-52 А

Рабочий план по реализации проекта

Месяц

Вид деятельности/ мероприятия по проекту

Организаторы/ исполнители

май

Сбор и анализ информации по проблеме

Инициативная группа

май

Разработка идеи проекта и обсуждение проекта

Инициативная группа

май

Разработка и утверждение плана мероприятий

Инициативная группа

июнь

Защита проекта  на районном конкуре проектов «Хрустальная капля»

руководитель

Июнь, сентябрь

Экологический десант

Члены ТОС «Импульс»

июль

Приобретение пиломатериала

Инициативная группа

Сентябрь-октябрь

Строительство беседки

Члены ТОС «Импульс»

октябрь

Огораживание родника

Члены ТОС «Импульс

Установка рекламного щита

Члены ТОС «Импульс

октябрь

Выпуск буклетов

Учащиеся МБОУ «Далахайская ООШ»

Покраска беседки

Члены ТОС «Импульс

Бюджет проекта

Статья бюджета

Всего (сумма собственных и запрашиваемых средств)

Имеется (собственные средства организации-заявителя)

Требуется (средства, которые запрашивается на реализацию проекта)

Транспортные расходы

(приобретение ГСМ)

 3000 руб

 

3000

Приобретение стройматериала

(бруса, обрезной доски, шифера)

-сетки рабица для огораживания

-приобретение столбов

 20 000 руб

1 200 руб

5000

20 000

Приобретение краски, валиков

 

 

2000

Итого:

25 000 руб.

Ожидаемые результаты

  • Чистая территория родника
  • Привитие любви и бережного отношения к природным богатствам
  • Приобретение участниками проекта навыков работы в команде
  • Развитие у участников проекта творческих инициатив

Живой родник, с живой водою

Природой нам подарен он,

И мы сберечь должны с тобою

И людям тем большой поклон,

Кто родники оберегает,

И чтит природные дары,

От всех невзгод родник спасает.

Как светлый лучик доброты.

 


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация 8 класса ко Дню Матери Наши мамы

Слайд 2

Ангрускаева Марина Викторовна Мамины руки- тепло, Мамины очи- светло, Мамины сказки- во сне, Мамины гены во мне, Мамины мысли со мной, Маме поклон мой земной. Е. Колтовская . Родилась в 1985 году в. с.Хонгодоры . В 2003 году закончила 11 классов Далахайской среднецй школы. Она мать троих детей. Живет и работает в Улан – Удэ.

Слайд 4

Ангрускаева Юлия Максимовна Родилась в 1973 году в с. Шулуты . Закончила Т орскую среднюю школу в 1990г. Работает воспитателем в Далахайском д / c . Мать четверых детей. Так много хочется сказать, Что в двух словах не описать. Спасибо, мамочка моя, За то, что любишь ты меня. За все бессонные те ночи Хочу сказать спасибо очень. За то, что ты меня ждала, Что волновалась, не спала. За все мечты, что ты дарила. За то, что страхи отводила. За то, что мы с тобой семья, Тебе скажу спасибо я .

Слайд 6

Донская Ирина Петровна Родилась в 1980 году 25 декабря в с. Гужиры. В 1996 году закончила 9 классов в Тункинской школе. И в 1999 году в г. Слюдянка 12 классов вечерней школы. Она мать четверых детей, домохозяйка.

Слайд 8

Ободоева Елена Николаевна Родилась в 1983 году в с.Далахай . В 2000 году закончила Далахайскую среднюю школу. Закончила ИПК в 2003 году . Она мать четверых детей . Работает заведующей СДК. С праздником, милая мамочка! Оставайся всегда молодой. В моей жизни ты так много значишь! Ты прости, что срываюсь порой. Будь улыбчива ты и здорова. И хоть редко я так говорю, Знай: ты лучшая мамочка в мире, Тебя очень я сильно люблю

Слайд 10

Тунгрикова Марина Алексеевна Родилась в 1985 году в с. Далахай. В 2002 году закончила Далахайскую среднюю школу. В 1999 году закончила БРИТ по специальности оператор ЭВМ. Она мать троих детей . Работает в С амарте . Много мам на белом свете, Всей душой их любят дети, Только мама есть одна, Всех дороже мне она. Кто она, отвечу я Это мамочка моя.

Слайд 12

Зандеева Наталья Сократовна Милая мама, родная моя, С Днем матери я поздравляю тебя. Любовью своею нас всех ты хранишь. Я знаю, что часто ночами не спишь. На всех у тебя как хватает любви? Всегда для тебя остаемся детьми. И сколько бы лет еще ни миновало, Ты самой любимой останешься мамой. Родилась в 1979 г. в с. Торы. Закончила Т орскую школу в 1996 г. Работает в Улан-Удэ на рыбзаводе . У неё трое детей.

Слайд 13

Спасибо за внимание ! С праздником 



Предварительный просмотр:

Нет тебя дороже.

Самый дорогой человек для меня – это моя мама. Она очень красивая и женственная. Мамочка моя очень терпеливая, добрая, весёлая, заботливая и внимательная. Она всегда поддерживает меня в трудную минуту. Её все уважают и любят.  

Моя мама – очень талантливый человек: она много читает, готовит вкусные блюда, зимой любит кататься на коньках и играть в снежки. Она также увлекается рисованием мультяшных персонажей, любит заниматься шопингом.

Я помню, как меня мама повела в первый класс, крепко держа за руку. Тогда она очень переживала, как сложится моя школьная жизнь. Мама была рядом, когда я выводил первые в своей жизни слова. Она помогала советом, когда я ссорился с другом, обнимет, погорюет с тобой, и  не так страшно снова продолжать жить и идти к намеченной цели.

Я очень люблю свою маму за то, что она всегда меня понимает, заботится обо мне, любит и просто за то, что она есть. Желаю ей всего самого хорошего и доброго.

Зандеев Алдар, ученик 9 класса

Моя любимая мама

Мою маму зовут Елена Николаевна. Ей 34 года. Сейчас работает заведующей сельского клуба. Раньше работала в нашей школе учителем физкультуры. Моя мама – самая лучшая мама на свете. Она добрая, хорошая. Мама очень любит цветы, особенно ромашки. Летом у неё в огороде растут астры, георгины, бархатцы.

Они с нашим папой Чимитом Антоновичем живут уже шестнадцать лет. У них четверо детей: три дочери и сын. Мы все любим нашу маму. На все праздники дарим ей открытки, поделки, которые сами готовим. Мы с Лерой стряпаем торт на её день рождения. Ей дома во всем помогаем, стараемся, чтобы она не огорчалась, всегда была веселой. Мама всегда интересуется нашими делами в школе, поддерживает  нас в трудных ситуациях, на новогодней елке всегда готовит нам костюмы, постоянно заботится о нас.

Наша мама в свободное время любит читать книги, отгадывать кроссворды. Каждую зиму вяжет нам шерстяные носки, варежки. Часто стряпает булочки, пирожки и блины. Мы очень любим нашу маму!

Ободоева Александра, ученица 9 класс

Жизнь моей мамы

Я хочу немного рассказать о моей маме. Её зовут Юлия Максимовна. Она родилась в 1973 году в с. Шулуты. После окончания Торской школы закончила ГПТУ №8 в Улан - Удэ.

Сначала наша семья жила в с. Хонгодоры. Здесь родились мои сестры Зина, Ирина и я. В 2006 году мы переселились в с. Далахай. В 2008 году родилась наша самая младшая сестра Лера. В настоящее время мама работает в детском саду помощником воспитателя.

Хочу сказать, что мама – очень хорошая, добрая, ласковая и, конечно, лучше всех. Мы все любим наших родителей, уважаем и ценим их, потому что они нас родили, вырастили, бессонными ночами заботились о нас, переживали и переживают.

Не расстраивайте своих родителей по пустякам!

Ангрускаева Евгения, ученица 9 класса

Мой самый лучший друг

Мою маму зовут Марина Алексеевна. Она родилась в Далахае, училась в  Далахайской школе. Мама – самая красивая, добрая, ласковая. Я очень сильно люблю её. Мама – мой самый лучший друг. Я ей доверяю все свои тайны, делюсь со своими секретами, рассказываю о всех школьных делах. Она всегда меня понимает, поддерживает, советует, как поступить в той или иной ситуации.

Моего папу зовут Ангрускаев Александр Анатольевич. Они с мамой прожили четырнадцать лет. Нас у родителей трое: две дочери и сын.

Наша мама работает в Окинском районе в Самарте. Когда она уезжает на вахту, мы очень скучаем без неё. В доме бывает холодно и грустно. И все мы ждем с нетерпением её приезда домой. Мы, её трое детей, любим нашу единственную и неповторимую маму!

 Тунгрикова Баярма, ученица 9 класса

Мама

«Мама» - это самое нежное слово на Земле. Оно живёт уже много тысячелетий и везде звучит по – разному. Многие писатели и поэты воспевали женщину – мать в своих произведениях. И я хочу поделиться с чувствами, которые испытываю, произнося слово «мама».

Если заглянуть в мамины глаза, то откроешь для себя новый мир, мир нежности, доброты и материнской любви. С мамы начинается день и начинается ночь. Она ласково разбудит утром, и нежно пожелает спокойной ночи. Моя мама часто творит настоящие чудеса. Например, когда готовит еду или стряпает, шьет или вяжет. Её руки создают самые неповторимые вещи – будь то пирог или новогодний костюм. Когда у тебя возникла какая-то проблема, то обязательно делишься с ней. Она всегда укажет тебе верный путь, даст нужный совет.

Мама будто первый весенний цветок, который требует особого внимания, любви и ласки. Очень часто, не задумываясь, мы огорчаем своих мам, но только поздно осознаем это. Мама – очень чувствительный человек и, причиняя ей боль, мы причиняем боль и себе. С каждым днем я все больше понимаю, что самое главное во всей нашей жизни – это мама. И каждый из нас должен оберегать её, отдавать всю теплоту своей любви ей. Я хочу, чтобы все дети радовали своих мам чаще и старались никогда их не огорчать.

Асламова Кристина, ученица 9 класса