Открытые уроки, мастер - классы
На этой странице размещены мои открытые уроки, мастер - классы
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок на тему: Неопределённые местоимения 6 класс
Педагогические задачи:
- создать условия для ознакомления обучающихся с неопределенными местоимениями;
- способствовать развитию познавательных психических процессов;
- содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку.
Этапы урока:
- Постановка учебной задачи
- Прослушайте стихотворение Ю.Коваля «На яхте» и определите его тему. (Слайд 1)
ΙΙ. Ознакомление с новым материалом
1. Работа с теоретическим материалом.
- С помощью каких слов создается в стихотворении эффект неизвестности, загадочности?
- Эти слова – неопределённые местоимения. Таким образом, мы с вами определили тему нашего сегодняшнего урока, запишем в тетради. Рассмотрите примеры неопределённых местоимений на с.76 в рамке.
- Как вы думаете, почему они называются неопределенными?
(Эти местоимения называются неопределенными, потому что указывают на неопределенные признаки, предметы, количества)
- На странице 77 прочитайте теоретические сведения о грамматических признаках неопределенных местоимений.
- Ниже рассмотрите таблицу и подготовьте небольшое сообщение об образовании неопределенных местоимений.
Проводится конкурс «Лучший преподаватель »
2. Выполнение упражнения 458
Выполняется упр.458, осуществляется контроль.
3. Лингвистическая задача.
- Прочитайте предложения:
Некто шел по улице.
Никто не шел по улице.
Я увидел впереди нечто, похожее на здание.
Ничто не могло остановить меня.
- Расставьте ударения в словах.
- Определите связь между подчёркнутыми буквами и ударением. Сформулируйте правило.
- Сравните его с правилом в учебнике на с.77
4. Физкультминутка
Утомились? Отдохнем!
Физминутку проведем.
Раз – подняться, потянуться, На четыре – руки шире,
Два – нагнуться, разогнуться, Пять – руками помахать,
Три – в ладоши три хлопка, Шесть – на место тихо сесть.
Головою три кивка.
5. Выполнение упражнения 459.
Выполняется учащимися упр.459 затем осуществляется контроль.
6. Диктант
1. Никто не встретил приехавших.
2. Некто ночью постучал в мою дверь. 3. Произошло нечто неожиданное.
4. Несколько минут молчали.
5. Мальчика нисколько не беспокоила мысль об отъезде.
6. Никто другой не стал бы меня будить.
Учащиеся пишут под диктовку. Учитель осуществляет контроль и оценку учебных действий.
ΙΙӏ. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.
1. Вопросы
- На что указывают неопределенные местоимения?
- Как они образуются?
2. Игра «Третий лишний».
- Найдите «лишнее» слово.
1) Некто, никто, нечто
2) Никакой, ничей, некоторый
3) Некогда, никогда, никуда.
4) несколько, сколько – нибудь, нисколько.
3. Домашнее задание: из сказок выписать 3 зачина, в которых употребляются неопределенные местоимения.
4. Выставление оценок.
5. - Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?
- Дайте оценку вашей работе: выберите из предложенных карточек и покажите мне. Урок понравился – карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом.
Предварительный просмотр:
Тема урока: "Правописание Н и НН в суффиксах наречий"
Урок составлен на основе учебника русского языка для 7 класса под редакцией М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской издательства «Просвещение», 2017г.
Дополнительная литература:
1.КИМы -7 кл- Н.В. Егорова, издательство «ВАКО», Москва,2010
2. Тесты по русскому языку 5-7 классы - Р.П.Козлова, Н.В.Чеснокова, издательство «ВАКО»,2009г
Тип урока: Урок открытия новых знаний
Вид урока: Комбинированный
Методы и приёмы работы: анализ и синтез изученного материала, наблюдение, творческая работа, исследовательская работа, самостоятельная работа, тестирование.
Электронная презентация.
Цель: Продолжить работу по теме: «Наречие», познакомить учащихся с написанием одной и двух Н в наречиях на – о и – е
Задачи:
Формировать навык написания Н и НН в наречиях на -о, -е;
Повторить изученный материал о правописании Н и НН в прилагательных и причастиях;
Развивать память, логическое мышление, речь учащихся на основе устных ответов;
Воспитывать интерес к русскому языку.
План урока.
Организационный момент.
Сообщение темы и цели урока.
Интеллектуальная разминка
Объяснение нового материала
Закрепление полученных знаний.
Самостоятельная работа.
Подведение итогов
Инструктирование по Д/З – Упр № 235 (3,4 пункты),знать правило.
Рефлексия
Ход урока
1.Организационный момент.
Здравствуйте, ребята!
Добрый день, уважаемые гости, присутствующие на нашем уроке!
Сегодня на уроке мы продолжим работу над темой «Наречие», познакомимся с новой орфограммой - одна и две буквы Н в наречиях на –о и – е.
Ребята! В самом начале занятия я хотела бы разъяснить, что за листы лежат на ваших партах. Они непростые - это «Копилки знаний и успехов», после устной работы или выполнения упражнения вы должны оценить свою работу. Сегодня вы все мои помощники. А какой у нас настрой? Оптимистичный!
2.Актуализация знаний.
Устная работа
А) Начнем наш урок с проведения интеллектуальной разминки, я читаю тезисы о наречиях, а ваша задача ответить сигнальными карточками (зеленая карточка - да, красная- нет)
-Наречие-это служебная часть речи…НЕТ
-Наречие - самостоятельная часть речи…ДА
-Наречие – изменяемая часть речи…НЕТ
-Наречие - не имеет окончания…ДА
-Наречие обозначает признак предмета по действию… НЕТ
-Наречие сочетается со всеми самостоятельными частями речи…НЕТ
-Оно обозначает признак действия…ДА
- наречие имеет форму слова… НЕТ
-наречие отвечает на вопрос какой…НЕТ
-В предложении наречие играет роль обстоятельства… ДА
Молодцы, ребята! (которые все помнят, а кто забыл или растерялся, надеюсь, повторят)
Б) Тестирование с выбором правильного ответа по слайдам
А теперь мы повторим изученный в 6 классе материал - правописание одной и сдвоенной Н в прилагательных и проведем орфографическую пятиминутку. Троих самых смелых я вызову к доске. Кто же эти ребята?
В) Орфографическая пятиминутка. (2-3 уч-ся записывают на доске, остальные - в тетрадях)
Гусиный шаг, пчелиный яд, глиняная ваза, песчаный берег, карманный фонарик, лунное сияние, клюквенный напиток, традиционные праздники.
Проверка по слайду № 4
3. Работа над введением нового материала
. Для этого обратимся к слайдам № 4, №5 и понаблюдаем за материалом, предоставленным на них.
-Ребята, посмотрите внимательно на пары слов, записанных на слайде №4
-Какие части речи вы видите? (Имена прилагательные и наречия)
Определите, каким способом образованы эти наречия?
Торжественный - торжественно,
интересный - интересно,
бесконечный – бесконечно.
-Теперь обратимся к следующему слайду №5
- А какие части речи участвуют в образовании наречий в данном случае? Причастия
Испуганный - испуганно,
обдуманный - обдуманно,
несдержанный - несдержанно.
- Ребята, какой же вывод можно сделать?
- Кто сможет сформулировать его?
-Давайте убедимся в верности вывода, прочитав правило по учебнику, с №
Я считаю, что правило очень простое для восприятия, но тем не менее могут возникнуть и затруднения, перед закреплением новой темы немаловажным будет и повторение правописания одной и сдвоенной Н в причастиях.
- Кто расскажет это правило?
5.Физкультминутка
4.Закрепление изученного материала
1.Комментированное письмо ( работа у доски)
Образовать от данных слов наречия, обозначая условия выбора Н и НН.
Грустный, дружелюбный, величественный, организованный, временный, встревоженный.
4. Самостоятельная работа
Поочередное выполнение
1 группа-Упражнение №235( 1,2пункты) по учебнику. Проверка по слайду №9
2 группа – выполняет тестирование по интерактивному приложению задание 3.
«Дидактические игры для 6 класса» - Орфография. Культура речи. Многовариантные тексты, буквы н-нн в наречиях
5.Подведение итогов
6.Рефлексия
-Каково ваше настроение к концу урока?
-Ребята, что нового вы сегодня узнали? Понравился ли вам урок? Как вы сегодня работали?
Большое спасибо вам, ребята, за урок! Общение с вами мне доставило большое удовольствие, вы умницы!
А гостям спасибо за внимание!
Дополнительный материал к уроку
Синтаксический разбор предложения
Огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса.
Самоанализ урока русского языка в 7 классе по теме:
"Правописание Н и НН в суффиксах наречий"
Урок составлен в соответствии с программой по русскому языку для 5-9 классов, авторы М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская
на основе учебника русского языка для 7 класса под редакцией М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской издательства «Просвещение», 2007г.
Цель: Продолжить работу по теме: «Наречие», познакомить учащихся с написанием одной и двух Н в наречиях на – о и – е
Задачи:
Формировать навык написания Н и НН в наречиях на -о, -е;
Повторить изученный материал о правописании Н и НН в прилагательных и причастиях;
Развивать память, логическое мышление, речь учащихся на основе устных ответов;
Воспитывать интерес к русскому языку.
Урок первый по данной теме, 10-й по счету в разделе: «Наречие», тип - урок введения новой темы, выбрала комбинированный вид, считаю, что этот вариант подходящий, т.к. для объяснения материала обязательно попутное повторение изученного о правописании Н и НН в прилагательных и причастиях.
При построении урока удалось реализовать коллективную, индивидуальную, парную форму работы, взаимопроверки, была создана атмосфера заинтересованности каждого учащегося путем введения «копилок знаний и успехов»,
Работа организована таким образом, чтобы ученик имел возможность выбора при выполнении заданий, у учащихся развивались коммуникативные умения ,оценивался конечный результат.
Урок направлен на создание педагогических ситуаций при взаимодействии учащегося и учителя, которые позволяют каждому уч-ся проявить инициативу, самостоятельность, что позволило создать обстановку для саморазвития каждого ученика.
Каждый этап урока соответствует содержанию и требованиям программы:
Этап интеллектуальной разминки введен для реализации принципов систематичности, последовательности в изучении темы, она проводилась на этапе актуализации знаний.
Тестирование тоже введено для проверки усвоения ранее изученного материала по теме на этапе актуализации знаний
Содержание материала орфографические пятиминутки употреблено как опорные знания для введения новой темы.
Для закрепления изученного проведено комментированное письмо и самостоятельная работа для выявления уровня усвоения темы.
На уроке использованы словесные, наглядные и практические методы.
Предварительный просмотр:
Тема урока: Закрепление изученного по теме «Наречие как часть речи» (1 час)
УМК: учебный комплекс под редакцией Т.А. Ладыженской и др. Русский язык. 7класс
Тип урока: общеметодологической направленности: практикум
Цели:
Образовательный аспект: формирование у учащихся способности к фиксированию собственных затруднений в деятельности через осмысление условий выбора в теме «Наречие»; речевой деятельности учащихся.
Развивающий аспект:
способствовать овладению умением высказывать собственные оценочные суждения и аргументировать свою точку зрения, формирование навыков самооценки и самоанализа учебной деятельности.
продолжить формирование навыков самостоятельной работы,
Воспитательный аспект:
способствовать осознанию того, что контроль, оценка, коррекция деятельности человека являются важными регулятивными функциями, обеспечивающими жизнедеятельность человека.
Программные требования
Планируемые образовательные результаты:
Ученик по окончании изучения данной темы:
Личностные результаты
Формирование устойчивой мотивации к творческой деятельности по алгоритму, индивидуальному плану.
развитие мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения;
проявляет заинтересованность в приобретении способов действий.
Метапредметные результаты
Регулятивные: Преодоление затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: Объяснение языковых явлений, процессов, связей и отношений, выявляемых в ходе исследования структуры слова.
Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.
- анализирует уровень своих знаний и способностей;
- обнаруживает и формулирует проблему;
- планирует способы решения возникших проблем;
- формулирует цели и задачи с помощью учителя; планирует предстоящую деятельность с помощью учителя;
- умеет слушать и слышать собеседника;
- выполняет учебную задачу в сотрудничестве;
- -переживает за успех учащихся.
Предметные результаты
- умеет находить наречия в тексте, называют их отличительные признаки, создают тексты, проводят самоконтроль
- формулирует правило правописания наречий
- применяет правило правописания при решении лингвистических задач;
- объясняет выбор написания.
Технология обучения:
Технология урока на деятельностной основе
Информационно-коммуникационные технологии
Форма урока: урок: практикум
Формы работы и ресурсы: ПК; телевизор, электронная презентация к уроку.
Структура урока:
Мотивация к учебной деятельности
Актуализация и пробное учебное действие
Систематизация знаний.
Включение системы знаний в учебную деятельность.
Закрепление системы знаний с формулированием проблемы.
Рефлексия учебной деятельности.
Информация о домашнем задании.
Презентация теста
1 слайд:
1. Укажите наречие, обозначающее, образ действия:
А) Работает аккуратно
Б) платье аккуратно
В) шёл впереди
Г) предвещало надолго
2 слайд:
2. Какое наречие является указательным:
А) Туда; Б) Где; В) Когда – то; Г) Интересно
3 слайд:
3. Укажите наречие в форме сравнительной степени:
А) Играть увлечённо
Б) Писать красиво
В) Улетел дальше
Г) Говорить громко
4 слайд:
4. Какое наречие обозначает место действия:
А) Немало; Б) Медленно; В) Позади; Г) Сначала
5 слайд:
5. Какое наречие с НЕ пишется раздельно:
А) (не)внимательно
Б) вовсе (не)легко
В) (не)громко
Г) (не)чаяно
6 слайд:
6. Подберите наречие – синоним к фразеологическому обороту спустя рукава:
А) Быстро; Б) Эффективно;
В) Безответственно; Г) Аккуратно
Предварительный просмотр:
Тема урока: Обобщение и закрепление изученного материала по теме «Наречие»
Тип урока: Повторение и систематизация изученного
Цели урока:
1. Образовательные:
обобщение и расширение сведений о наречии как части речи, повторение орфограмм, связанных с изучением наречия; усвоение знаний в их системе.
2.Воспитательные:
воспитание любви к русскому языку, воспитание сознательной дисциплины, формирование навыков контроля и самоконтроля, познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.
3.Развивающие:
совершенствовать учебно-исследовательские навыки решения лингвистических задач;
развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык; развитие умения аргументировать, доказывать; развивать память, работать над развитием речи, развивать творческие способности, познавательную и мыслительную активность, умение выделять главное, сравнивать, обобщать.
Оборудование:
Таблицы орфограмм в наречиях. Карточки дифференцированных заданий.
На рабочем столе учащихся: учебник, тетради, ручки и карандаши, рабочий лист.
Структура урока:
Организационный этап.
Этап всесторонней проверки знаний.
Подведение итогов урока.
Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Методы контроля учебной деятельности на данном уроке:
Устный и письменный.
Фронтальный, групповой, индивидуальный.
3. Итоговый тест по теме
Ход урока.
Организационный этап.
Подготовка учащихся к работе по теме урока ( нацелить, озадачить учащихся).
1.Слово учителя: - Добрый день, ребята, уважаемые гости. Я рада приветствовать вас сегодня на уроке, мне приятно видеть ваши внимательные глаза, загадочные улыбки. И надеюсь, что сегодняшний урок подарит нам радость общения друг с другом.
И пусть зима прохладой в окна дышит,
Нам здесь уютно, ведь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит.
Мне бы хотелось, чтобы урок у нас прошел:
-активно
-превосходно
-плодотворно
-успешно
-удачно
- К какой части речи относятся все эти слова? (наречие)
-Что называется наречием? (самостоятельная неизменяемая часть речи, которая обозначает признаки действия предмета и отвечает на вопросы как? Куда? Где? В предложении является обстоятельством, реже определением, сказуемым)
2. Мотивация.
На доске записаны слова: одет по –зимнему, певуче, уж, настежь, налево, слева, некогда, не хорошо, а плохо, искренне, впустую.
- Что вы можете сказать, глядя на них?
Это наречия, орфограммы наречий. - Тема нашего урока? Повторение по теме «Наречие». Запишем в рабочих тетрадях число, классная работа, тема Повторение изученного о наречии.
3.Целеполагание.
Цель нашего урока:
а) обобщить и расширить сведения о наречии как части речи; б) повторить орфограммы, связанные с изучением наречий; в) уметь находить наречия в тексте
Проверка домашнего задания.
Ученики подготовили сообщения о происхождении этого слова.
– Давайте послушаем рассказ самого Наречия.
Творчество учащихся. Познавательная информация.
1. Выступление ученика в роли Наречия.
– Я еще совсем молод, но происхожу из древнего знатного рода. Обратите внимание на величавый корень -речь-. Он был известен еще в древнерусском языке. Тогда его имел глагол со значением «говорить». От него произошли такие слова, как изречение, речистый, наречие (говор), нарекать и другие (показывает рисунок)
2.И если буквально перевести мое имя на современный язык, получится «наглаголие». А в латыни я называюсь «приглаголие». Это потому, что я почти всегда живу и работаю с глаголом. Прилагательное неразлучно с существительным, а я как могу, помогаю глаголу: примыкая к нему, поясняю, уточняю его, придаю ему четкость. Хотя я родился позже других частей речи, моя молодость отнюдь не мешает мне дружить и работать с ними.
3.Хочу обратить ваше внимание на мою главную особенность – неизменяемость. Я всегда уверен в том, что говорю, и никогда ни перед кем не склоняюсь, не изменяю своего окончания, да у меня его и нет. В предложениях я чаще всего бываю обстоятельством.
Спасибо.
3.Актуализация знаний.
Итак, что же мы еще знаем о наречии? 2.Наречие имеет разряды. Какие? Места – где? там, времени – когда? вчера, цели – зачем?- нарочно, умышленно, степени – сколько? - много, образа действия – как? хорошо, причины – почему? – сослепу, сдуру)
Записать самостоятельно:
1р. – примеры наречий образа действия 5 записать: быстро, холодно, красиво, жарко, грустно
2р. – места: далеко, рядом, вдали, вблизи, здесь,
3р – времени: далеко, рядом, вдали, вблизи, здесь,
Что еще знаем о наречии?
Имеет степени сравнения: сравнительную: простую и составную форму, превосходную составную форму).
Что мы знаем о простой форме сравнительной степени? (Образуется при помощи суффиксов е, ей, ее, ше.) Хорошо. Определите, где наречие: стебелек тоньше, выстругал тоньше. А как определить, что это форма наречия? Относится к глаголу и является в предложении обстоятельством, а прилагательное? Относится к существительному и является определением.
Выдаются карточки.
3.Определить наречия и их выписать.
1) стало легче;
2) брат сильнее меня;
3) действовал увереннее
4) Сумка тяжелее,
5) идти было тяжелее,
6)Тигр сильнее котенка
7)бежит быстрее
4.Синтаксическая роль в предложении.
Синтаксический разбор предложения.
Мой друг всегда учился очень легко. (Повеств, невоскл., прост, распр. неосл.)
5.Как образуются наречия? Суффиксальным, приставочным, приставочно- суффиксальным способами и сложением. (на доске)
Быстро – быстрый, досуха – сухой, нехорошо – хорошо, еле-еле
-Мы неплохо поработали и нам пора отдохнуть.
6) Физминутка для глаз и осанки.
Посмотрим налево-
Посмотрим направо
А теперь поближе
А потом подальше
Руки вверх поднимем дружно
И помашем влево –вправо
А сейчас опустим ниже
Головы поднимем выше.
Дружно хлопаем руками.
Тихо топаем ногами.
Чтобы веселее стало,
Всё опять начнём сначала./ повторяем зарядку/.
- Отдохнули! Давайте проверим вашу память. Назовите все наречия, которые мы с вами использовали для отдыха.
4.Систематизация знаний о правописании наречий
Контроль усвоения знания
Слайд. Сказка
7.Найдите в сказке фразеологизмы, выпишите их и подберите к ним синонимы – наречия.
Сказка.
В старом лесу жили Стрекоза и Муравей. Всё лето Муравей заготавливал еду. Сломя голову бежал он на поле, до которого было рукой подать, и возвращался с пшеничными зёрнами. Соседка Стрекоза к зиме не готовилась.
Наступили холода. Стрекоза увидела сытого Муравья и говорит:
- У тебя запасов накопилось, куры не клюют, а у меня их совсем нет. Поделись-ка, дружочек!
А Муравей ей в ответ:
- Ты, соседка, всё лето работала спустя рукава. Вот так и продолжай!
Самопроверка
Сломя голову – быстро.(слайд)
Рукой подать – близко.
Куры не клюют – много.
Спустя рукава – плохо.
Орфограммы:
8.Слайды. Выписать только наречия , вставить пропущенную букву.
Спряч.., настеж.., меч.., молодеж..,
смотриш.., уж.., напроч.., могуч..,
свеж.., наотмаш.., замуж.., проч..,
мелоч.., туш.., мыш.., ветош..,
грош.., вскач.., невтерпеж…
Задание 3 ученикам вставить во всех словах, где необходимо ь.(Бобкова Н, Томилова Л, Игнашкеева А) Работа по карточкам.
Настеж…
Уж…
Напроч…
Наотмаш…
Замуж…
Проч…
Вскач…
Невтерпеж…
Взаимопроверка:
настежЬ, уж, напрочЬ, наотмашЬ, замуж, прочЬ,, вскачЬ, невтерпеж.
8 б. – 5
7-6б. -4
5-4б. – 3
3б.- 0б- 2
9.Слитно-дефис-раздельно?
(по) меньше
(по) французски
(по) лучше
(по) старому
(по) просту
(во) первых
(по)моему
(еле)еле
(давным)давно
Взаимопроверка
поменьше
по-французски
получше
по-старому
попросту
во-первых
по-моему
еле-еле
давным-давно
9б.-5
8-7б.-4
6-5б.-3
4б-0б.-2
10.Е или И? Поставь ударение (устно)
н(…)где не бывал
н(…)откуда ждать вестей
н(…)сколько не испугался
н(…)откуда не приходили письма
н(…)где не учился
н(…)чуть не обиделся
н(…)сколько минут
н(…)куда не пошёл
н(…)куда идти
11.Напишите А или О на конце наречий.
1. Издавн..
2. Влев..
3. Изредк..
4. Затемн..
5. Досух..
6. Сначал..
Проверьте себя.
1. А
2. О
3. А
4. О
5. А
6. А
6б.-5
5б.-4
4-3б.-3
2-1б.-2
12.Сколько «Н» надо писать в данных наречиях? Вспомните правило!
1) взволнованно
2) интересно
3) организованно
4) медленно
5) отважно
Проверка
5б. -5
4б.-4
3б.-3
2б.-2
13.Раскрой скобки: сразу - орфограммы1 в: не – раздельно; 2в. – не - слитно
(Не) далеко от дома р..стет дуб.
На душе (не) весело, а очень грус…но.
Мы разговаривали нисколько (не)громко.
Работа выполнена (не)ак..уратно.
Мальчик одет (не)ряшливо.
(Не)громко звучала музыка.
Самопроверка
НЕдалеко от дома рАстет дуб.
На душе НЕ весело, а очень грусТно.
Мы разговаривали нисколько НЕ громко.
Работа выполнена НЕаККуратно.
Мальчик одет НЕряшливо.
НЕгромко звучала музыка.
14.О или Е? Поставь ударение.(устно, сигнальные карточки)
певуч…
свеж…
крепч…
горяч…
хорош…
неуклюж…
блестящ…
ещ… (выключить)
15.Пожелания гостям!
Подберите наречия к пожеланиям.
Мы Вам желаем …… .
1. ________________ не болеть.
2. ________________ выглядеть.
3. ________________ улыбаться.
4. ________________ быть преданными своему делу.
5. Живите _______________ . (Никогда, всегда, постоянно, великолепно, чаще, счастливо)
16.Рефлексия.
Итог. - Что повторили на уроке ?
-С какими орфограммами мы сегодня работали на уроке?
- Где в жизни можно использовать полученные знания?
- Ребята, как вы оценили свою работу на уроке?
Закончи одно из предложений.
Сегодня на уроке я пришёл к выводу …
Мне было сложно …
Мне было легко …
Хочу пожелать …
Сегодняшний урок …
17.Оценить работу учащихся -Спасибо за вашу работу на уроке. Надеюсь, что всё сказанное и сделанное не будет напрасным. - С каким настроением вы покидаете урок, «просигнальте», пожалуйста
18.Дом. зад. подготовиться к контрольному диктанту.
19.Слово учителя: Закончить наш урок мне хотелось бы стихотворением Куклиной
Наш язык и скромен и богат
В каждом слове скрыт чудесный клад
Слово «высоко» произнеси-
И представишь сразу неба синь,
Ты скажи: «Кругом белым – бело»-
И увидишь зимнее село,
С белых крыш свисает белый снег,
Не видать под белым снегом рек.
Вспомнится наречие «светло»
И увидишь солнышко взошло.
Если скажешь слово ты «темно»,
Сразу вечер поглядит в окно.
Если скажешь «ароматно» ты,
Сразу вспомнишь ландыша цветы.
Ну, а если скажешь ты «красиво»
Перед тобою сразу вся Россия.
Спасибо большое за активную работу на уроке.
Приложения №1
1. Выступление ученика в роли Наречия.
– Я еще совсем молод, но происхожу из древнего знатного рода. Обратите внимание на величавый корень -речь-. Он был известен еще в древнерусском языке. Тогда его имел глагол со значением «говорить». От него произошли такие слова, как изречение, речистый, наречие (говор), нарекать и другие (показывает рисунок)
2.И если буквально перевести мое имя на современный язык, получится «наглаголие». А в латыни я называюсь «приглаголие». Это потому, что я почти всегда живу и работаю с глаголом. Прилагательное неразлучно с существительным, а я как могу, помогаю глаголу: примыкая к нему, поясняю, уточняю его, придаю ему четкость. Хотя я родился позже других частей речи, моя молодость отнюдь не мешает мне дружить и работать с ними.
3.Хочу обратить ваше внимание на мою главную особенность – неизменяемость. Я всегда уверен в том, что говорю, и никогда ни перед кем не склоняюсь, не изменяю своего окончания, да у меня его и нет. В предложениях я чаще всего бываю обстоятельством.
Приложения №2
Определить наречия и их выписать.
1) стало легче;
2) брат сильнее меня;
3) действовал увереннее
4) Сумка тяжелее,
5) идти было тяжелее,
6)Тигр сильнее котенка
7)бежит быстрее
Приложение №3
Синтаксический разбор предложения
Мой друг всегда учился очень легко.
Приложение №4. Выполните упражнения и одновременно посчитайте, сколько наречий вы услышали во время динамической паузы?
Потрудились – отдохнем! Станем – глубоко вздохнем, Руки в стороны, вперед, Влево, вправо поворот. Три наклона, прямо встать. Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустили, Всем улыбки подарили.
Приложение №5
Настеж…
Уж…
Напроч…
Наотмаш…
Замуж…
Проч…
Вскач…
Невтерпеж…
Приложение №6
Взаимопроверка:
настежЬ, уж, напрочЬ, наотмашЬ, замуж, прочЬ, , вскачЬ, невтерпеж.
8б. – 5
7-6б. - 4
5-4б. – 3
3б.- 0б- 2
Приложение №7
Пожелания гостям с использованием наречий
1. ________________ не болеть. (никогда)
2. ________________ выглядеть. (великолепно)
3. ________________улыбаться. (чаще)
4. ________________ быть преданными своему делу. (всегда)
5. Живите____________________________________ (счастливо)
Слова для справок: всегда, никогда, чаще, счастливо, великолепно.
Приложение №8
Закончи одно из предложений.
Сегодня на уроке я пришёл к выводу …
Мне было сложно …
Мне было легко …
Хочу пожелать …
Сегодняшний урок …
Предварительный просмотр:
Тема урока: Имя прилагательное как часть речи
Технологическая карта урока
Класс: 5класс
УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.
Учебный предмет: русский язык
Тип урока: комбинированный урок
Тема урока: «Имя прилагательное как часть речи.»
Цель деятельности учителя: актуализировать и восстановить знания об имени прилагательном, углубить понятия о роли прилагательных в речи, формировать умения правильного выбора падежных окончаний прилагательных.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать характеристику имени прилагательного по значению, морфологическим признакам и синтаксической роли; роль употребления прилагательных в речи; уметь рассказать об имени прилагательном в форме рассуждения; определять морфологические признаки прилагательного; употреблять прилагательные в речи.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.
Личностные: испытывает желание осваиватьновые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.
Методы и формы обучения: наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная
Оборудование: интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор.
Самоанализ урока в 5 классе в рамках ФГОС по теме «Имя прилагательное как часть речи».
Урок русского языка по теме «Имя прилагательное как часть речи» в 5 классе первый в системе уроков по изучению самостоятельной части речи «Имя прилагательное». Урок разработан в соответствии с ФГОС. Он отличается от традиционного по следующим позициям: дети ставят цель урока; предлагают, как этой цели добиться; самостоятельно подводят итог урока, осуществляют рефлексию (на данном уроке рефлексия осуществляется с помощью творческой работы: «Дополни текст именами прилагательными»). Тип урока – урок общеметодологической направленности (в традиционном обучении – комбинированный).
Структура урока также несколько отличается от традиционной. Цели и задачи, поставленные на данном уроке, были достигнуты. Отражены предметные умения и УУД (универсальные учебные действия). В процессе формулирования темы, определения цели, задач принимали участие обучающиеся.
В 5 классе 2 человек, из них отличную оценку по русскому языку имеют 2 человека, занимаются на «4» и «5» человек, удовлетворительная оценка у человек. Класс активный, работоспособный. Ученики умеют строить предположения, высказывать свои мысли, работать самостоятельно и контролировать свою деятельность. На уроке применялись компьютерные технологии, что также способствовало активности, высокой работоспособности и результативности. Все учащиеся справились с выполнением теста. Была осуществлена самооценка результатов. Дети с удовольствием выполняли работу на интерактивной доске. Я организовывала, направляла, контролировала деятельность учеников.
На уроке использованы следующие формы организации работы: фронтальная, парная, индивидуальная.
Считаю, что замысел урока реализован. Дети работали инициативно, с интересом, ушли с урока с хорошим настроением, судя по творческим работам, которые они выполняли на этапе рефлексии.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Словарь : лилóвый , сирéневый , фиолéтовый , лазýрный , бордóвый .
Имя прилагательное как часть речи Урок-путешествие
Порт «Части речи» Внимательно прочитайте слова и разделите их на две группы: бинокль, морской, якорь, удивительный, чудесный, весло, незнакомый, корабль .
Имена существительные Имя прилагательное Бинокль морской Якорь удивительный Весло чудесный Корабль незнакомый
Столица страны Прилагательных – город Цветоград Судовой журнал Известная информация Новая информация _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________
О чём сообщили скворцы, вернувшиеся с юга. « Весна идёт ! Весна идёт ! Мы ____________ весны гонцы ». Зимние дни миновали, ночи ____________ стали . Чиста _ _______ лазурь . Солнышко с неба луч ___________ _ разливает . Воздух свеж и прозрачен . __________ теплом подувает ветер с полей . Утро ещё __________. А всё-таки на душе светло и радостно, потому что « весна ____ ____ _ повеяла крылом ». Слова для справок: прохладное, небесная, душистая, золотой, влажным, молодой, короткие
Имя прилагательное, мы с тобой дружны, Признаки предметов называешь ты: Солнечное лето, праздничная ель, Вкусные конфеты, Машенькин портфель . 1. Солнечное (лето) - имя прилагательное, отвечает на вопрос «какое?» Н.ф. – солнечный 2. Морфологические признаки: с.р., ед.ч., И.п. 3. Лето (какое?) солнечное .
Выпишите имена существительные и зависимые от них имена прилагательн ые Вода у берега голубая , чистая, прозрачная , а дальше от берега- синяя .
Как правильно определить, каким членом предложения является прилагательное ? Необходимо обратить внимание на место прилагательного в предложении по отношению к существительному, с которым оно связано по смыслу и грамматически: 1) прилагательное-определение обычно стоит перед существительным, к которому оно относится; 2) прилагательное –сказуемое стоит после существительного. Прилагательное-сказуемое может иметь форму только именительного падежа. Прилагательное-определение в роли зависимого слова может быть в форме любого падежа.
1. Какое слово называет признак предмета ? Среди тишины послышался тихий говор. А)Первое Б)Третье В)четвёртое
4. Какую синтаксическую роль может выполнять прилагательное в предложении ? А) сказуемое Б) дополнение В) определение
5. Имя прилагательное изменяется : а) по родам (только в единственном числе); б) по числам; в) по падежам.
6. В каком словосочетании имя прилагательное является главным словом ? а) весенний лес; б) дружелюбный от природы.
7. Какая часть речи отвечает на вопросы какой? чей? а) имя существительное; б) имя прилагательное; в) глагол.
Имя прилагательное обозначает Имя прилагательное отвечает на вопросы Морфологические признаки В предложении выполнят роль Слова для справок : какой? чей ? определения или сказуемого. признак предмета . род, число, падеж.
Рефлексия Дополни текст именами прилагательными. Вот и подошло к концу _______________ путешествие. Мы повторили все, что знали об имени прилагательном. Благодаря этим словам наша речь становится _____________________ . Мои одноклассники были ________________. Они давали ______________________ ответы. Во время путешествия я узнал(а) много _____________ и __________________. Результат выполненного мною теста ________. Своей работой на уроке я ______________. И сейчас у меня ____________ настроение.
Домашнее задание: § 101, упр. 577. Дополнительно: написать сказку об имени прилагательном.
Спасибо за работу !
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ю. Коваль «На яхте» Однажды куда – то на яхте Откуда – то кто – то поплыл. Летали какие – то чайки, О чем – то кричали ему. Какой – то дельфин остроносый В зелёные волны нырял. И ветер, почти незаметный, Чуть – чуть паруса надувал. Наверно, какие – то люди Глядели уплывшему вслед. И кто – то, наверное, думал: «Скорей возвращайся назад». И мне бы хотелось на яхте В открытое море уйти, Послушать, о чем кричат чайки, Дельфина увидеть в волнах. А вечером после заката На берег вернуться, домой. Но пусть меня кто – нибудь встретит, Но пусть меня кто – нибудь ждет.
Лингвистическая задача Прочитайте предложения Некто шёл по улице. Никто не шёл по улице. Я увидел впереди нечто, похожее на здание. Ничто не могло остановить меня.
Игра «Третий лишний» найдите «лишнее» слово 1) некто, никто, нечто; 2) никакой, ничей, некоторый; 3) некогда, никогда, никуда; 4) несколько, сколько – нибудь , нисколько
Домашнее задание Выписать из сказок 3 зачина, в которых употребляются неопределённые местоимения
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
С русским языком можно творить чудеса, нет ничего в нашей жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки,.. блеск красок, силу света, шум и тень садов… Нет таких звуков, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения… Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск. (К.Паустовский)
Разгадайте кроссворд с л а д к и й к о н ч а т ь з а т и ш ь е п л о т н ы й л е н и в ы й д л и н н ы й т е м н о т а
Исходный текст Старые деревья давно облетели. Только молодые отдельные берёзки сохраняют ещё свои желтоватые листья, блистающие золотом, когда тронут их косые лучи невысокого осеннего солнца. Ярко выступают сквозь красноватую сеть берёзовых ветвей вечнозелёные, как будто помолодевшие сосны и ели. Устлана земля сухими, разновидными и разноцветными листьями. Мягкими и пухлыми в сырую погоду, жёсткими и хрупкими листьями в морозы.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели урока: 1) Закрепить и систематизировать знания о действительных и страдательных причастиях. 2) Вырабатывать умение производить морфемный разбор причастий; 3) Развивать умение вдумчиво читать художественный текст.
Задачи урока: 1) Закрепить умение находить причастия в тексте; 2) Совершенствовать навыки постановки знаков препинания при причастном обороте; 3) Развивать речевые навыки при построении устных и письменных высказываний
Оборудование урока: Портрет С.Т.Аксакова; Текст «Очерка зимнего дня» Репродукция картины И.И.Шишкина «Зима»; Иллюстрации учащихся к очерку С.Т.Аксакова;
Ход урока I . Сообщение темы и целей урока ІІ. Вступительное слово учителя Как нужно читать художественное произведение? Согласитесь, ребята, часто, интересуясь только развитием действия, вы пропускаете описания. Я попросила вас к сегодняшнему уроку прочитать «Очерк зимнего дня» С.Т.Аксакова, но не просто прочитать, а вчитаться в описания и подумать, как они помогают понять мысли чувства автора.
Что же необыкновенного было в той зиме, о которой спустя 45 лет вспоминает писатель, из-за чего она на десятилетия запомнилась автору? (Показ портрета писателя на мультимедиа) Почему в названии произведения присутствует слово очерк? Учащиеся отмечают, что зима запомнилась С.Т.Аксакову своими «трескучими декабрьскими морозами», отсутствием снега. Автору было больно смотреть, как гибли птицы. Нечем было кормить скот. Люди стали забивать скотину. От обилия мясной пищи стало много больных. Все с нетерпением ждали снега как избавления от страданий. Жанр произведения – очерк, потому что оно основано на документальных фактах.
С.Т. Аксаков. (1791-1859)
III . Исследовательская работа Найдите в тексте и выпишите предложения с причастными оборотами. Объясните постановку знаков препинания в них. (Текст показан на мультимедиа) Запись в тетрадях. Вода, | взброшенная вверх из стакана, | возвращалась оледенелыми брызгами и сосульками, а снегу было очень мало, всего на вершок, и неприкрытая земля промёрзла на три четверти аршина.
Воздух был тонок, жгуч, пронзителен, и много хворало народу от жестоких простуд и воспалений; солнце вставало и ложилось с огненными ушами, и месяц ходил по небу, | сопровождаемый крестообразными лучами; | ветер совсем упал, и целые вороха хлеба оставались не веянными, так что и деваться с ними было некуда.
Я воротился домой, но не в душную комнату, а в сад и с наслаждением ходил по дорожкам, | осыпаемый снежными хлопьями. | Радостно смотрели крестьяне | на порхающие в воздухе | пушистые снежинки, которые, сначала порхая и кружась, опускались на землю.
2. Подчеркните причастные обороты как члены предложения. Укажите определяемое слово. 3. Укажите обособленные и необособленные причастные обороты. 4. Есть ли в тексте причастия, выступающие в роли прилагательного?
І V . Лингвистический эксперимент Поменяйте местами причастный оборот и определяемое слово. Что изменилось в постановке знаков препинания? Учащиеся отмечают, что постановка знаков препинания при причастном обороте зависит от того, где находится причастный оборот по отношению к определяемому слову.
V . Задания классу. 1. Выпишите из очерка действительные причастия настоящего и прошедшего времени, распределите их в четыре колонки, выделите суффиксы причастий. Запись в тетрадях. Действительные причастия настоящего времени порхающие (снежинки) падающий (снег) опускающихся (снежинок) пылающей (соломы) топящейся (печки)
Действительные причастия прошедшего времени в потемневшем (воздухе) запоздавшие (снежинки) Страдательные причастия настоящего времени сопровождаемый(месяц) осыпаемый (я) Страдательные причастия прошедшего времени взброшенная (вода) неприкрытая (земля) отворена (дверь) сжатая (она).
2. Произведите морфемный разбор причастий. Объясните правописание суффиксов причастий по образцу: Порха ющ ий- порхать (1спр.) Завис ящ ий- зависеть (2спр.) Топ ящ ейся- топиться (2спр.) 3. Назовите глаголы, от которых образованы данные причастия.
4. Можно ли утверждать, что причастия образуются от любых глаголов? (Нет. От глаголов несовершенного вида образуются действительные и страдательные причастия настоящего времени, страдательные причастия прошедшего времени образуются только от переходных глаголов и от глаголов совершенного вида).
5. Какова роль причастий в описании? В текстах какого стиля употребляются причастия? (Причастия придают описанию точность и выразительность, делают речь более богатой и яркой. Употребление причастий характерно для текстов художественного, научного стилей речи.)
VI . Задание для групповой работы Тема зимней природы нашла своё отражение не только в произведениях русских писателей, зимнюю природу любили писать русские художники. Перед вами репродукция картины известного русского художника И.И.Шишкина «Зима». Составьте 3-4 предложения с причастными оборотами, пытаясь описать то, что изображено на полотне И.И.Шишкина. Укажите действительные и страдательные причастия в своём тексте. Подчеркните причастный оборот как член предложения. (Два ученика работают у доски). (Показ репродукции картины на мультимедиа).
И.И. Шишкин. Зима. 1898 г.
VII . Проверка домашнего задания Подробный пересказ текста на одну из тем: «Снегопад», «Длинные зимние сумерки», «Зимний рассвет». (Учащиеся анализируют и дополняют ответ одноклассника) Какие устаревшие слова встретились в тексте? Объясните их значение. (слова даны на мультимедиа)
Вершок – старинная русская мера – 4,4см. Аршин – русская мера длины – 0,71м. Рижный сарай – строение, где сушат хлеб в снопах и обмолачивают его. Пешня – лом с деревянной ручкой. Фунт – русская мера веса – 409,5г. Пороша – слой только что выпавшего снега. Малик – заячий след на снегу. Гумно – помещение, сарай для сжатого хлеба; площадка для молотьбы.
VIII .Отчёт о выполнении группового задания. Учащиеся читают составленные предложения по картине И.И.Шишкина «Зима». І X . Обсуждение иллюстраций к «Очерку зимнего дня» С.Т.Аксакова. Учащиеся отмечают наиболее удачные работы. (Работы учащихся показаны на мультимедиа)
X . Подведение итогов урока. Какие знания и навыки вы приобрели на уроке? Домашнее задание . Напишите очерк на одну из тем: «Однажды мне довелось увидеть…», «Я никогда не забуду…». Можно и самому выбрать тему. Постарайтесь включить в свой очерк предложения с причастными оборотами.
Предварительный просмотр:
Урок литературы по рассказу В.Тендрякова «Хлеб для собаки».
9 класс
Перед лицом ушедших былей
Не вправе ты кривить душой – Ведь эти были оплатили
Мы платой самою большой…
И мне да будет та застава,
Тот строгий знак сторожевой
Залогом речи нелукавой
По праву памяти живой.
А.Твардовский
Цели урока:
- Раскрыть жизненные позиции героев рассказа, выявить отношение учащихся к каждой из них, заставить задуматься над вопросом: «Как поступил бы я, окажись на месте героев рассказа?».
- Вызвать интерес к творчеству В.Тендрякова, на страницах произведений которого поднимаются вопросы духовного состояния общества в трагические моменты истории.
- Формирование учебных умений и навыков: работа с текстом, умение пользоваться справочной литературой.
- Обучение сравнению, обобщению и анализу.
Ход урока:
- Вступление.
Учитель:
Пережитая нашим народом историческая трагедия 20 – 40 годов ярко
и многообразно запечатлена в русской литературе ХХ века. Среди посвященных ей произведений особое место занимают рассказы Владимира Тендрякова, написанные в конце 60-х – начале 70-х годов.
Что вы узнали об этом писателе?
Ученик (задание было дано накануне урока) :
Тендряков родился в 1923 г. в д. Макаровская Вологодской области. Окончание школы почти совпало с первым днем войны. Кем быть? - Этот вопрос не встал тогда перед ним. Ушел на фронт, закончив курсы радистов. Участвовал в тяжелых боях под Сталинградом и Харьковом. Ранение помешало дойти до Берлина, был демобилизован. После госпиталя возвращается к мирной жизни: учитель, преподает военное дело в сельской школе, занимает пост секретаря райкома. Первый шаг к профессии
литератора сделал в 1946 г., когда поступил на художественный факультет
ВГИКа, но, окончив первый курс, переходит в Литературный институт им.Горького. После войны он одним из первых писателей (вместе с Ф.Абрамовым, В.Овечкиным) обращается к теме многострадальной русской деревни. Рассказы В.Тендрякова, посвященные этой теме, - «Три мешка сорной пшеницы», «Поденка – век короткий», «Кончина».
Учитель:
Обратимся к рассказу Тендрякова «Хлеб для собаки». Рассказчик, Володя Тенков, десятилетний мальчик, - это сам писатель, которому пришлось в детстве много пережить; читая, мы почти физически разделяем его страдания, когда он просыпается на рассвете от громыхания телеги колхозного конюха, который подбирает «падалицу» - так в рассказе Тендрякова называют умерших от голода людей.
- Работа в группах.
Задание 1-й группе:
- Найдите в рассказе приметы времени (1933 год. Голод, наступивший в стране после раскулачивания.)
- Прокомментируйте эпизоды: «В школе» (Голодные дети, голодная учительница), лозунги («Если враг не сдается, его уничтожают!»), «Пристанционный сквер»: «шкилетники», «слоны», «короеды» - «раскулаченные мужики из-под Тулы, Воронежа, Курска, Орла, со всей Украины».
Задание 2-й группе:
- Как изображены в рассказе представители власти ? Первый секретарь райкома партии Дыбаков. Отметьте детали, подчеркивающие его характер, непримиримость: рублено прямые плечи, руки за спиной, выставленная грудь с накладными карманами.
Чтение эпизода № 1:
«Дыбаков – первый секретарь партии…» до слов «За ним, брезгливо обогнув доходягу, двинулись и остальные.»
Комментарий к эпизоду:
Шкилетник, которого встречает первый секретарь райкома партии, всего лишен, он обречен на голодное существование, а вина его лишь в том, что имел две лошади. Он уже не может встать и говорит, лежа поперек дороги. Дыбаков же видит в нем потенциального врага. Для него не имеет значения тот факт, что враждебных действий не было со стороны раскулаченного, важно то, что они могли быть. Поэтому без всякого
сострадания переступает он через полуживого крестьянина. Но есть еще один партиец. Это отец Володи – Федор Васильевич Тенков. 4 года назад он думал так же, но теперь он изменился.
Учитель: Что нам говорит об этой перемене? (Он не упрекает сына, когда видит, что Володя отдает «слону» хлеб, дескать, «врагов жалеешь». Он говорит: «У страны не хватает на всех-то. Чайной ложкой море не вычерпаешь…»)
- Какие чувства испытывает отец ? (Федор Васильевич страдает, видя последствия коллективизации, начатой четыре года назад так уверенно. Он становится похожим на начальника станции, который в «новенькой форменной фуражке с кричаще красным верхом» по долгу службы вынужден был бродить у станционного сквера. У него было оплывшее, свинцовое лицо. Начальник станции «глядел себе под ноги и молчал», а позже застрелился.)
- О чем свидетельствуют эти детали портрета ? («У отца в последнее время было какое-то темное лицо, красные веки, чем-то он напоминал мне начальника станции»). Не мог он равнодушно смотреть на все происходящее, видя, что и сам «по долгу службы» помочь не в состоянии.
Задание 3-й группе:
- Рассказчик, Володя Тенков, - очевидец событий. Какова его жизненная позиция?
- Какой выход он находит для себя?
- Почему он делает хорошее дело тайно, воровски?
- Верное ли решение он принимает, выбрав собаку, с которой делится хлебом?
Чтение эпизода № 2:
«Мы, мальчишки, в сам скверик не заходили, а наблюдали из-за
заборчика…» до слов «и у меня была возможность как-то попривыкнуть, обмозолиться.»
Комментарий:
Дети, ровесники Володи, висят на заборе «и, затаив дыхание,
рассматривают короедов, видят пену, которая пузырится на губах умирающих.
- Что вырастет из таких детей? Что за мир станет жить после нас? – спрашивает начальник станции.
Трудно осуждать этих детей. Они сами голодные. Вспомним эпизод «В школе». Голодный вынужден думать только о себе, бремя голода вынуждает его добывать хлеб насущный для себя. Относительно сытый – это Володя. И вот в сознании его происходит борьба. Рождается двоемыслие. С одной стороны: «Если враг не сдается, его уничтожают». А с другой – какие же они враги, если и встать-то не могут, эти «слоны», «шкилетники», «короеды»!
Обратимся к к тексту.
Чтение эпизода № 3:
«Я повернулся к дому и вздрогнул: передо мной стоял отец…» до
слов «Отец легонько подтолкнул меня в плечо. – Иди играй.»
Учитель предлагает прокомментировать соответствующий эпизод и ответить на вопрос: какой выход находит для себя Володя? (Совесть не позволяет ему оставаться простым наблюдателем, «висящим на заборе». Его мучает мысль о том, что в привокзальном сквере люди грызут кору оттого, что сам съел слишком много. И тогда Володя принимает решение - относить часть своей еды голодающим.
И вот результат его решения. Он отрицательный. (Голодные пришли к его дому, каждый просил для себя. Мальчик, не выдержав, прогоняет их всех. Его истерика была воспринята как полное излечение от мальчишеской жалости. Но есть за столом досыта он не может и тогда находит другое решение: подкармливать самую голодную, самую забитую собаку, которая уже боялась людей.)
Учитель: Верное ли решение принимает Володя?
Обратимся к тексту.
Чтение эпизода №4:
«Неожиданно внизу, под крыльцом, словно из-под земли выросла собака…» до слов «Я так и не смог приучить ее брать хлеб из моих рук.»
Комментарий.
Мальчик сыт и обеспечен, но это оборачивается против него, становится постыдным обвинением, опустошает внутренне, так как рядом погибают от голода вырванные из родных мест люди. Как выстоять, сохранить душу? В тот момент, когда он отдал кусок хлеба собаке, он был
спасен. И хотя собака не благодарит и даже не привязывается к герою (в то голодное время она перестала быть домашним животным, так как ссыльные убили навсегда доверие к человеку), он продолжает носить ей еду. Благодарность ему была не нужна, по сути, он «кормил свою совесть».
Учитель:
Какие качества характера проявляет десятилетний ребенок, поступая так?
(Дети отвечают: доброту, сострадание, милосердие. Заранее подготовленный ученик читает определение слова «милосердие» в словаре В.И.Даля : «Милосердие – сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому; жалостливость, мягкосердость.»)
Задание 4-й группе:
- Какие вопросы, проблемы поднимает автор?
(Вопросы записываем на доске и в тетради, отвечают ученики)
- Можешь ли ты жить сытым спокойно, если рядом голодные?
- Как определить самого нуждающегося?
- Можно ли отказаться от милосердия, если невозможно его осуществить по большому счету?
- Нужно ли делать добро тайно, украдкой?
- В чем смысл названия рассказа ? (Кормит не собаку, а свою совесть)
Заключение.
Учитель:
Сейчас наше общество пытается возродить милосердие. Но как вернуть его без непосредственного сострадания! И рассказ говорит о том, что чувство сострадания должно быть в человеке, должно быть заложено в детстве: не дожидаясь полной справедливости и равенства, поделись пока с тем, кому хуже, чем тебе. (Дети и внуки не знают старого обычая подавать милостыню. Милостыня ушла, ушло и сострадание.)
Заканчивая урок, учитель вместе с учениками обращается к вопросам, записанным на доске, и подводит учеников к мысли, что не время определяет человека, а человек сам определяет свою жизненную позицию в любые времена.
Этот рассказ Тендряков, конечно, не увидел в печати (рассказ был опубликован в 1988 г.), он писал «в стол». Но он честно описал тяжелые для русского крестьянина времена, и в этом рассказе, как и в других («Пара гнедых», «Параня» и «Донна Анна»), писатель обратился к болевым точкам, пришедшимся на жизнь его поколения. Они, эти рассказы, своего рода верстовые столбы, «знак сторожевой» исторического движения и зарубки, навсегда оставленные в душах людей.
Учитель:
Читает эпиграф, написанный на доске.
Эти слова А.Твардовского из поэмы «По праву памяти» посвящены тому же трагическому периоду нашей истории, как и упомянутые выше рассказы В.Тендрякова.
«Я родился в воспаленное время», - написал он в рассказе «Пара гнедых». Это время сделало из него зоркого и честного художника, «по праву памяти» рассказавшего нам о мрачных 30-х годах.
Домашнее задание:
Написать письменную работу на одну из тем:
- Жизненная позиция героя в рассказе «Хлеб для собаки»;
- Размышление после прочтения одного из рассказов В.Тендрякова («Пара гнедых», «Хлеб для собаки»).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В.Ф Тендряков. Рассказ «Хлеб для собаки» Эпиграф: Когда ты голоден, это биологическая проблема. Когда голоден рядом человек, Твой брат, это уже нравствен- ная проблема. Н.А.Бердяев
«Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что, как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясётся беда – болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других». «Крыжовник» А.П.Чехов.
Словарная работа Охра – минеральная натуральная жёлтая или красная краска. Куркуль – крестьянин-кулак на Украине. Шкилетник – прозвище голодных людей, сильно истощённых; от слова «скелет». Слон – прозвище толстого, опухшего от голода человека, человека поражённого неестественным гигантизмом.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
К 70 – летнему юбилею Высоцкого « … Досадно, что сам я немного успел, но пусть повезёт другому.»
Изольда Константиновна Высоцкая Первая жена Высоцкого. Актриса, заслуженная артистка РСФСР, ведущая актриса Нижнетагильского драматического театра. Они вместе прожили 7 лет. У них два сына – Аркадий и Никита.
Марина Влади Вторая жена Высоцкого. Известная французская актриса. В течении 12 лет она была ему не только супругой, но и подругой, и соратницей, рассказывала немало любопытных, интересных, во многом только ей известных, штрихов из жизни Владимира Высоцкого.
Уже много лет на его могилу на Ваганьковском кладбище в Москве каждый день ложатся живые цветы
Предварительный просмотр:
Мастер-класс «Использование развивающих игр и творческих заданий на уроках русского языка и литературы»
Учитель русского языка и литературы МБОУ «Далахайская ООШ» Цыбикова В.В.
Мастер-класс предназначен для учителей-предметников и учителей, занимающихся внеклассной работой. На занятии демонстрируется, как при помощи простых упражнений и заданий развивать творческие способности учащихся.
Добрый день, уважаемые коллеги!
В работе над развитием творческих способностей учащихся, на помощь приходят развивающие, ассоциативные игры, творческие задания. До начала нашего занятия проведём небольшую интеллектуальную разминку. Воспользовавшись наименьшим числом моих подсказок «вычислите», загаданный предмет или явление.
1
5. Это – древнейший прибор.
4. Это - достоинство карты.
3. Это – заменители балла.
2. С этим не справилась мартышка.
1. Это нарисовано на капюшоне королевской кобры.
(Очки)
2
2. Так называют самую лёгкую байдарку.
1. Это - листы огородного растения.
2. Это- основной инструмент учёного любой специальности.
1. Раньше без Него не писали ручки.
1. У птиц Они заменяют шерсть.
(Перо)
Определите известные пословицы, если все слова фразы «Перевёрнуты», то есть замените антонимами.
| Перевёрнутые фразеологизмы | Ответ |
1. | Мокнуть от ненависти | Сохнуть от любви |
2. | Этак вон там кошка вырыта | Так вот где собака зарыта |
3. | Распорото чёрными ножницами | Шито белыми нитками |
4. | Взять красный переулочек | Дать зелёную улицу |
5. | Три ботинка – не комплект | Два сапога – пара |
6. | Двумя войнами отмытые | Одним миром мазаны |
7. | Мочало развязывает | Лыка не вяжет |
По пяти подсказкам вспомните название басни И.А.Крылова.
1
5. Усилия героев этой басни приложены к неодушевлённому предмету.
4. Этот предмет находился рядом с рекой.
3. Герои принадлежали к совершенно разным классам.
2. По правилу параллелограмма усилия их равнялись нулю.
1. Один из них рвался, другой тянул, а третий пятился.
«Лебедь, Рак и щука»
2
5. Сюжет басни подтверждает переместительный закон сложения.
4. В названии басни используется итальянское числительное.
3. герои басни хотели приобщиться к одному из видов искусства.
2. А вот о том, что на инструментах нужно учиться играть, никто не подумал.
1. И пытались добиться хорошего звучания, меняя взаимное расположение.
«Квартет»
Детство
(Творческая мастерская письма)
Цель: вернуть человека через ощущения в разные состояния детства, хорошие и плохие; вспомнить радости и обиды (трагедии) детства и выплеснуть в творческих работах; «повернуть» взгляд взрослого на своего ребёнка, ученика.
1. Саморегуляция. Сядьте удобно. Закройте глаза. Расслабьтесь. Погрузитесь в состояние внутреннего самосозерцания. Проследите внутренним лучом все части своего тела. Успокойте все внутренние органы вашего тела. Скажите: «Мне легко и спокойно».
2. Индуктор. Глаз закрыты. Вспомните своё детство. (Включается запись с детскими голосами (лепет, плач, смех). Какого цвета ваше детство? (Каждый ассоциирует своё детство с цветом). Каждый произносит вслух, какого цвета детство. И сейчас мы окажемся в творческой мастерской письма.
3. Запишите тему «Детство». Мастер записывает на доске, остальные – на листочках.
4. Нарисуйте дом своего детства. Попробуйте разделить его на две половинки. В одной половинке напишите тёплые слова о вашем доме детства, в другой – холодные, горькие.
5. Социализация. Прочитаем слова о вашем доме. Называем тёплые слова. Дописываем, если забыли что-то написать. Эти слова согревали нас, от них веяло теплом и добром. А сразу ли вы вспомнили горькие слова? Давайте вспоминать их пореже.
6. Вспомните свой детский альбом с фотографиями. Перелистайте его мысленно. Найдите свою любимую фотографию. Где она снята? Кто стоит или сидит рядом? Какими мы были в детстве? Запишите.
7. Социализация. Прочитайте слов, которые описывают вас. Дополните описание.
8. Самая горькая обида детства. Вглядитесь в маленькую детскую ручку (каждому выдаётся шаблон детской ладошки). Вспомните самую горькую обиду детства, запишите на этой ладошке. Что связано у вас с этой обидой? Положите свою ладонь на детскую, обведите её и вспомните, не обижала ли когда-нибудь ваша большая рука маленького ребёнка?
9. Загляните вглубь себя, почувствуйте самые тонкие струны своей души. «Воспоминания» (ответы) запишите кратко:
- О чём вы переживали в детстве?
- Какие шалости и проделки совершали?
- Ваши детские радости.
- Ваши детские успехи.
- Любимая в детстве игрушка.
- Любимый герой.
- Самый любимый в детстве человек.
10. Звучит музыка. Мастер читает стихи. «Картины и образы детства». Запишите те образы детства, которые особенно близки.
Колокольчик детства
Колокольчик детства моего
Я опять услышала его.
Он забытым голосом
Мне опять напомнил всё,
Колокольчик детства моего.
Там остался мой далёкий дом,
Нежный дым сирени за окном.
Где с утра до вечера
Пели птицы певчие,
Там остался мой далёкий дом.
Жаль,
Уносятся вдаль
От взрослой поры
Детства милые дворы.
Жаль,
Но эта печаль
Нежна и легка,
Словно детская рука.
Колокольчик, тайну знаешь ты,
Знаешь, где сбываются мечты.
Где прощают шалости,
Колокольчик, тайну знаешь ты.
Л. Рубальская
- Целительные силы детства, целительные родники. Они есть у каждого. Главное, найти их в себе!
13. Составьте слова из букв слова «детство». Например: совет, тесто, вето, свет, тест, дот, сто и др. Запишите их в первый столбик. Во второй столбик напишите слова-ассоциации.
14. Социализация. Чтение слов и дополнение списка.
15. Выберите единственное слово или словосочетание – самое тёплое, подчеркните его. Это – тема сочинения (каждый определяет свою собственную тему).
16. Напишите сочинение или стихотворение (четверостишье).
17. Чтение сочинений, стихотворений.
18. Рефлексия. Подводя итог нашему занятию, прошу вас ответить на вопросы:
– Как я чувствовал себя на разных этапах работы?
- Моё настроение до начала занятия и сейчас.
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
учителя русского языка и литературы МБОУ «Далахайская ООШ», Тункинского района, РБ Цыбиковой Владилены Владимировны.
Тема мастер-класса: «Использование интеллект - карт на уроках русского языка при подготовке к устному экзамену по русскому языку в 9 классе. Задание 2».
Цель: ознакомить коллег с интеллект - картами, их ролью в изучении предмета.
Тип урока: обобщающий
Вид урока: урок - практикум
Форма организации деятельности: групповая.
Оборудование:
Для групп учителей: бумага формата А4, цветные фломастеры, иллюстрации, ножницы, клей.
Для учителя: бумага формата А1, цветные фломастеры или маркеры, иллюстрации, фотографии, клей.
Ход мастер-класса
1.Создание ситуации успеха:
Учитель: Добрый день, уважаемые коллеги! Приятно видеть вас на моем занятии. ( Участникам семинара предлагается выбрать ключик по цвету) Итак, работа у нас организуется в группах по цвету ключа. Начать своё занятие я хочу такой притчей:
« Однажды царь решил подвергнуть испытанию всех своих придворных, чтобы узнать, кто из них способен занять в его царстве важный пост.
Он подвел придворных к огромному дверному замку.
«Это самый тяжелый замок, который когда – либо был в моем царстве. Кто из вас сможет открыть его?»
Одни только качали головами, другие, мудрые, стали разглядывать замок, однако, признались, что не смогут открыть его. Лишь один визирь подошел к замку. Он стал внимательно его осматривать и ощупывать, затем попытался различными способами сдвинуть с места, и наконец, одним рывком дернул его. О, чудо- замок открылся!
Тогда царь объявил: «Ты получишь место при дворе, потому, что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но надеешься, на собственные силы и не боишься сделать попытку».
2. Теория.
Одним из методов активного обучения, который нам поможет в этом, является «Метод составления интеллект - карт». Этот метод актуален при работе с текстом как на уроках литературы, русского языка, так и других предметов. Суть метода состоит в том, что вы выделяете основное понятие, от которого ответвляются задачи, мысли, идеи. Каждая ветка может содержать несколько более мелких ветвей-подпунктов, над которыми можно оставлять комментарии, они помогут не запутаться в сложном проекте.
Предлагаю ознакомиться с методом на примере в работе с текстом, который поможет в подготовке обучающихся к устному экзамену по русскому языку задание 2 – пересказ текста и работа с цитатой. На ваших столах лежат тексты, критерии оценивания, ватманы, маркеры – всё, что нам понадобится. Давайте познакомимся с текстом.
3.Практическая часть.
Чтение текста (В детстве Чулпан Хаматова о кино не мечтала…)
В детстве Чулпа́н Хама́това о кино не мечтала, хотела заниматься «точными» науками и даже поступила в финансово-экономический институт, но быстро передумала и пошла учиться в театральное училище.
Актриса Хаматова выступает на сцене многих театров, снимается в кино. Она удостоена звания народной артистки России. Многие её роли, а их больше 50, стали «звёздными». В жизни же Чулпан «звездой» себя не ощущает. Случается, что по Москве актриса перемещается на роликовых коньках. В паре с фигуристом Романом Костомаровым Чулпан участвовала в проекте Первого канала «Ледниковый период» и стала его победительницей.
Чулпан Хаматова известна своей общественной деятельностью. В 2006 году вместе с актрисой Диной Ко́рзун Чулпан Хаматова организовала благотворительный фонд «Подари жизнь», который помогает детям, страдающим онкологи́ческими и онкогематологи́ческими заболеваниями (заболеваниями крови). Фонд собирает деньги на лечение, организует праздники, игры, концерты для детей, которые долгое время проводят в больнице.
В 2014 году в Сочи Хаматова была одной из тех, кто нёс флаг Олимпиады на церемонии открытия. Чулпан Хаматова — очень светлый и позитивный человек, неслучайно её имя по-татарски значит «звезда рассвета».
-О ком говорится в тексте?
В центре горизонтального листа мы помещаем картинку или слово - это центральное понятие, в данном случае, образ, о котором будем говорить – Чулпан Хаматова. От центрального образа по часовой стрелке рисуем в разные стороны цветные стрелки под номером, над которыми разборчиво печатными буквами будем подписывать связанные с ним понятия, ассоциации. В нашем тексте 4 абзаца и у нас будет 4 стрелочки, над которыми мы напишем 4 микротемы. От каждой веточки - микротемы будем рисовать несколько более тонких стрелочек – ключевые слова каждой микро темы. Каждая ветка с ответвлениями должна быть в одной определённой цветовой гамме. Пятая стрелочка - это будет вывод текста, в котором будет использоваться цитата, сделанная после всей работы. Карта должна быть яркой, красочной, где можно, нужно использовать рисунки и фотографии, символы, смайлики и другую графику, ассоциирующуюся с ключевыми словами.
Разбираем текст и заполняем карту.
- И пятая стрелочка будет нашей цитатой, которая будет являться нашим выводом, жизненным девизом Чулпан Хаматовой: «Когда я вижу детей, которые лечатся и выписываются из больницы, я чувствую себя счастливой».
- Давайте попробуем, используя карту, пересказать текст, заканчивая
цитатой (пересказ по фрагментам по 1 участнику)
Данный метод можно использовать на любом предмете, с детьми разного возраста, на любом этапе урока. Структура карт не линейна, она динамична, её можно расширять, убавлять. Интеллект-карта очень наглядна, она развивает УУД.
4.Рефлексия.
Учитель: Давайте вспомним нашу притчу. За что визирю дали место при дворе? За то, что не боялся пробовать и творить. В ваших руках ключи от сердца учеников. Один великий человек сказал: «Счастлив тот ученик, для которого открыто сердце учителя, и счастлив тот учитель, который найдет путь к сердцу ученика». Желаю вам найти путь к сердцу своих детей, а также, чтобы ваше сердце для них было открыто.
Спасибо за занятие.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель и задачи: Цель: совершенствование умения определять зависимость правописания слова от его строения; закрепление навыка морфемного разбора. Задачи: Сформулировать у учащихся представление о морфемике ; раскрыть особенности изучения морфемики ; рассказать о специфических морфемах разных частей речи; овладеть навыками морфемного разбора; уметь применять теоретические сведения на практике .
Ⅰ. Организационный момент ⅠⅠ. Сообщение темы и целей урока Класс делится на 3 команды. В ходе игры выполнение заданий оценивается баллами, которые сообщаются командам и записываются на табло. После окончания игры подводятся итоги и называются победители. Учитель: Слово делится на части, Ах, какое это счастье, Может каждый грамотей Делать слово из частей. Ход урока
Что это такое? Можно ли сказать, что это слово Образовано от какого – то другого слова? Можно ли выделить какие – то значимые части, которые хоть как – то подсказали бы смысл?
Понятно ли значение этого слова? Об ратимся к словарю: коса – ручное сельскохозяйственное орудие для скашивания травы и злаков в виде длинного изогнутого ножа, отточённого с одной стороны и прикреплённого к длинной рукоятке. Зная это, укажите значение слов: косец косарь косильщик косьба косить
Вывод: Зная значение слова, от которого произведено новое слово, и зная смысл тех частей, с помощью которых образовано это новое слово, мы понимаем смысл слова
Проверка задания Однокоренные слова Формы одного и того же слова Гриб Грибники Грибные Грибочки Грибница Гриба Грибов Грибы Грибами О грибах
Вывод: Мы убедились, что от непроизводного слова с помощью морфем может быть образована группа родственных слов.
Интересный урок об основе слова и окончании.
Кто из героев прав? Мармелад Пятачок утверждает, что в этом слове АД окончание Винни – пух говорит, что в слове нулевое окончание Заяц считает, что основа слова мармела
Проверка задания С падежным окончанием С нулевым окончанием Без окончания (неизменяемые слова) осенний поблекли травы сырой туманный канавы шиповника шиповник день холодок расцвёл цветок вдруг неожиданно
Вывод Формы слова образуются при помощи окончаний. Следовательно, роль окончаний заключается в том, чтобы, образуя словоформы, связывать слова друг с другом по смыслу.
Брейнг – ринг «Знатоки морфемики » Речевая разминка: Чтобы настроиться на рабочий лад, потренируем сообразительность и логику. Назовите одним словом: хвойный, лиственный, смешанный … Травоядные, всеядные, хищные … Дикие, домашние. Перелётные … Яркое, полуденное, жаркое … Ночная, далёкая, таинственная, мигающая … Подъёмный, строительный, водопроводный …
Актуализация знаний учащихся по теме « Морфемика » Первая станция на пути вашего следования называется «Ответь». Чтобы следовать дальше, вам необходимо быстро и правильно ответить на мои вопросы: - Что такое морфемика ? Назовите известные вам морфемы, охарактеризуйте их. Молодцы, ребята! На следующей станции, которая называется «Морфемный разбор», мы оказались очень быстро. Вам даны слова в 3 столбика. Ваша задача: быстро и правильно разобрать эти слова. летнего овощным осенний изморозь дедушка переулок отменят горят солнечный железную желтоватую играть норки тёмной травой
Рефлексия - Что вам понравилось на сегодняшнем уроке? - что было самым трудным? - Какие из заданий вы хотели бы выполнять как можно чаще?
Итог урока Спасибо за урок! Выставление оценок