Главные вкладки
Консультации для педагогов.
Консультации для педагогов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Факторы риска ЛФК. | 14.61 КБ |
Комплексы упражнений для глаз. | 15.36 КБ |
Комплексы упражнений корригирующей гимнастики. | 18.69 КБ |
Лечебные упражнения | 33.5 КБ |
Упражнения для работы по развитию речи. | 17.23 КБ |
Развитие мелкой моторики. | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОКАЗАНИЯ, ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ И ФАКТОРЫ РИСКА В ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗКУЛЬТУРЕ
ЛФК, как и массаж, широко применяются в комплексе с другими методами при заболеваниях и травмах, а также могут являться самостоятельными методами лечения многих хронических заболеваний и последствий травм: при параличах, парезах, искривлениях позвоночника, эмфиземе, последствиях перелома костей и др. Лечебная физкультура — показана в любом возрасте почти при всех заболеваниях, травмах и их последствиях.
Общие противопоказания к проведению ЛФК
острые инфекционные и воспалительные заболевания с высокой температурой тела и общей интоксикацией;
острый период заболевания и его прогрессирующее течение;
злокачественные новообразования до их радикального лечения, злокачественные новообразования с метастазами;
острые нарушения коронарного и мозгового кровообращения;
острые тромбозы и эмболии;
нарастание сердечно-сосудистой недостаточности с декомпенсацией кровообращения и дыхания;
кровотечения;
общее тяжелое состояние больного;
значительно выраженный болевой синдром;
отрицательная динамика ЭКГ, свидетельствующая об ухудшении коронарного кровообращения;
Временные противопоказания к проведению ЛФК:
обострение хронических заболеваний;
осложнение в течение заболевания;
сопутствующие заболевания инфекционного или воспалительного характера;
острые повреждения;
появление признаков, свидетельствующих о прогрессировании заболевания и ухудшении состояния больного;
сосудистый криз (гипертонический, гипотонический или при нормальном АД);
нарушение ритма сердечных сокращений: синусовая тахикардия (свыше 100 уд./мин), брадикардия (менее 50 уд./мин), приступ пароксизмальной или мерцательной аритмии, экстрасистолы с частотой более чем 1:10.
Осторожность следует соблюдать после переломов, чтобы не допустить возникновения ложного сустава, артроза. При аневризме грудной или брюшной аорты не следует применять упражнения с усилием, сопротивлением.
Упражнения лечебной физической культуры дают результаты только тогда, когда они проводятся систематически, длительно и беспрерывно. Выполнять их необходимо в соответствии с методическими указаниями. Неправильное положение тела или неверное выполнение движений часто переносит нагрузку с мышц, которые необходимо тренировать, на другие мышечные группы.
Общеразвивающие упражнения и упражнения дыхательной гимнастики, упражнения на координацию движений, на выработку навыка правильной осанки применяют независимо от индивидуальных особенностей развития ребенка.
Предварительный просмотр:
Комплекс гимнастических упражнений для глаз
Этот комплекс служит целям профилактики близорукости и ее прогрессирование
1. И.п.-сидя на стуле, голова пряма. Посмотреть в-верх -вправо, затем вниз- влево не поворачивая головы выполнить 6-7 раз Повторить тоже вверх- вниз, слева на право. 2. И.п. тоже. Смотрим вправо – влево не поворачивая головы ,повторить 6-7 раз Упражнение укрепляет мышцы горизонтального действия глаз и совершенствует их координацию. 3. И.п.то-же палец правой руки положить на переносицу. Переводим взгляд с пальца на ноги. Повторить 7-8 раз Упражнение снижает утомление, облегчает зрительную работу на близком расстоянии. 4. И. .п. – сидя . Вытянуть руку вперед, смотреть на конец пальца вытянутой руки, расположенной по средней линии лица. Медленно приблизить палец, не сводя с него глаз до тех пор , пока палец не начнет «двоиться». Повторить 6-8 раз. Упражнение облегчает зрительную работу на близком расстоянии 5. И.п. тоже. Два пальца прав. руки поставить на расстоянии 10 см на уровне лба выполнять круговое вращение вокруг лица по часовой стрелки, глаза следят за рукой, голова не поворачивается 7-8 раз. То-же самое против часовой. Упражнения снижает утомления, укрепляет мышцы глазного яблока, облегчает работу на ближнем расстоянии. 6. И.п. – сидя. Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко, спустя 1-2 сек. снять палец с век. Повторить 3-4 раза. Упражнение улучшает циркуляцию внутри глаз. 7. И.п. – сидя. Быстро моргать в течение 1-2 мин. Способствует улучшению кровообращения. 8. И.п. – сидя. Закрыть веки, массировать их круговыми движениями пальцев. Выполнять в течение 1 мин. Упражнение расслабляет мышцы и улучшает кровообращение. 9. И. п. – сидя. Поставить палец прав. руки по средней линии лица на расстоянии 25-30 см. от глаз. Глядя на конец пальца 3-5 сек., прикрыть ладонью лев. руки левый глаз на 3-5 сек., убрать ладонь, смотреть двумя глазами на конец пальца 3-5 сек., поставить палец лев. руки по средней линии и все повторить. Повторить все упражнения 5-6 раз. Упражнение укрепляет мышцы глаз (бинокулярное зрение). 10. И. п. – стоя. Отвести руку в правую сторону, медленно передвигать палец полусогнутой руки справа налево, держа голову прямо, следить глазами за пальцем. То же повторить , передвигая пальцы полусогнутой руки слева направо. Повторить 10-12 раз. Упражнение укрепляет мышцы горизонтального действия глаз и совершенствует их координацию . 11. И.п. –стоя. Смотреть прямо перед собой 2-3 сек. поставить палец прав. руки по средней линии лица на расстоянии 25-30 см. от глаз. Перевести взгляд на конец пальца и смотреть на него 2-5 сек. , опустив руку. Повторить 10-12 раз. Упражнение снижает утомление, облегчает зрительную работу на близком расстоянии. 12. И.п.—сидя на стуле. Руки лежат на коленях. Переключаем взгляд с ближнего предмета на дальний .Предметы находятся на одной линии на расстоянии 3—4 мет. друг от друга и от ребёнка Упражнения укрепляют мышцы глаз и совершенствует их координацию.
Комплекс основных специальных упражнений для глаз с мячом.
- И.п.- лежа на спине, руки в стороны, в правой руке мяч. Правую выпрямленную руку перевести влево, переложить мяч в левую руку. Вернуться в и.п. Следить глазами за мячом. Выполнять медленно, не поворачивая головы.
- И.п. – лежа на спине, мяч в выпрямленных и опущенных руках. Поднять руки вверх, мяч опустить вниз, глаза следить за мячом. Сочетать с дыханием, амплитуда движения глаз вверх-вниз максимальная.
- И.п. – то же, мяч в одной руке. Переменно круговые движения во фронтальной плоскости. Следить глазами за мячом. Движение ритмичное и в спокойном темпе.
- И.п. – лежа на спине, смотреть прямо. Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек., затем открыть на 3-5 сек. Число зажмуриваний постепенно доводить до 8 раз.
- И.п.- то же. Посмотреть вверх-вправо, вниз- влево, вернуться в и.п. Выполнять медленно.
- И.п. – то же. Посмотреть вверх- влево, вниз- вправо, вернуться в и.п. Выполнять медленно, не задерживая дыхания.
- И.п. – стоя у гимнастической стенки. Посмотреть на кончик носа, вернуться в и.п. Медленно, удерживая правильную осанку.
- И.п. – лежа на спине. Тремя пальцами обеих рук легко нажать на оба века. Спустя 1-2 сек. снять пальцы с век. Выполнять не допуская болезненных ощущений.
- И. п.- то же. Поморгать в течении 1-2 мин. Темп быстрый.
- И.п. – то же. При закрытых веках поднять глаза кверху, опустить книзу, повернуть вправо и влево. Амплитуда движения глаз максимальная. Голову держать прямо, дыхание не задерживать.
Предварительный просмотр:
Комплексы упражнений корригирующей гимнастики.
(в помощь воспитателям и родителям)
УПРАЖНЕНИЯ ИГРОВОГО ХАРАКТЕРА С КРУГОВОЙ ВЕРЕВКОЙ
1.И.П. - встать лицом в круг, руки с веревкой внизу. По команде учителя руки с веревкой поднять вверх правую (левую) ногу отставить на носок назад-вдох, вернуться в и.п.- выдох.
2.И.П. - то же. Перебирая руками веревку, передавать ее вправо (влево) по кругу(по два раза в каждую сторону). Следить за пра- вильным положением спины.
З.И.П. - то же, руки вверху с веревкой. На счет 1-2 наклониться вперед, положить веревку на пол - выдох, 'вернуться в и.п.
4.И.П. - то же. Опустить веревку вниз до уровня бедер. По команде учителя перешагнуть веревку поочередно правой и левой ногой, встать руки с веревкой сзади. Также по команде перешагнуть правой и левой назад. Дыхание произвольное.
5.И.П. - встать лицом в круг, руки внизу. По команде учителя присесть - колени в сторону, руки с веревкой вперед - вверх (вдох), вернуться в и.п. (выдох).
6.И.П.- то же, руки с веревкой вверху. На счет 1 - левую (правую; ногу вперед. На счет 2-3 - наклон вперед, левую(правую) ногу назад, прогнуться "Ласточка", 4-5 - держать,6 - и.п. Дыхание произвольное.
7.И.П.- то же. Веревка на полу. Встать на веревку, руки на пояс -Восемь прыжков на обеих ногах - вправо, 8 - влево.
Учитель должен отмечать детей, сделавших эти упражнения четко, красиво, с большим вниманием.
УПРАЖНЕНИЯ С ГИМНАСТИЧЕСКОЙ ПАЛКОЙ
1. И.П. - ноги вместе, палка внизу.
На счет 1 - левую(правую) ногу назад на носок, палку вверх-вдох. На счет 2 - и.п. - выдох.
2. И.П. - палку на шею.
На счет 1-2 - палку назад,3-4 - и.п. Дыхание произвольное.
3. И.П. - хватом за конец двумя руками палку вверх.
На счет 1 - медленный наклон назад.
На счет 2 - и.п. (выдох).
4.И.П. – стойка – ноги врозь, палку вниз.
На счет 1 - наклон влево, левый конец к правому плечу, палку
вверх - вдох.
На счет 2 - и.п. (выдох).
5. И.П. - стойка ноги врозь, палку назад - вниз.
На счет 1 - наклон вперед, палку отвести как можно больше назад-
выдох.
На счет 2 - И.П. (вдох).
6. И.П. - ноги вместе, палка внизу.
На счет 1 – выпад правой ногой в сторону – палка – вверх.
На счет 2 - наклон вперед, палку на лопатки.
На счет 3 - выпад левой ногой в сторону, палка вверх.
На счет 4 - и.п. Дыхание произвольное.
7. Подскоки с одновременным движением рук вверх с палкой.
Повторить 8-10 раз.
В заключении подготовительного этапа проводится разминочный бег с правильным положением спины, бег с захлестыванием голеней и ходьба с правильной осанкой.
КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ
1. И.П.- лежа на спине прижать поясницу, слегка втянуть в себя живот (дыхание не задерживать), приподнять обе ноги на угол около 30 градусов, удерживать их на весу 5-7 секунд, вернуться в и.п. Дыхание произвольное, не натуживаться.
2. И.П. - то же. Принять поясницу, приподнять обе ноги над полом, скрещивать выпрямленные ноги в горизонтальной плоскости "ножницы". Одно упражнение - восемь движений ногами. Вернуться в и.п.
3. И.П. - то же. Прижать поясницу, приподнять обе ноги и делать круговые движения выпрямленными ногами "внутрь". Одно упражнение - 8 движений ногами. Вернуться в И.п.
4. И.П. - то же. То же упражнение, но круговые движения ногами "наружу". Одно упражнение - 8 движений ногами. Вернуться в И.п.
5.И.П. - то же. Прижать поясницу, приподнять обе ноги над полом, делать движение, имитирующее езду на велосипеде. Одно упражнение
- 8 движений ногами. Вернуться в И.п.
6. И.П. - то же. Перейти из положения лежа в положение сидя, сохраняя правильное положение спины.
7. И.П. - то же. Руки на пояс. Приподнять туловище (присесть), задержав туловище в положении 30 градусов от горизонтали на 5 секунд.
8. И.П. - лечь на живот. Приподнять поочередно правую и левую ноги, удерживая на весу по 5 секунд.
9. И.П. - лежа на животе, подбородок на руки. Отвести руки назад и приподнять ноги "рыбка". Удержать 5 секунд.
10. И.П. - лечь на живот. Имитировать руками плавание стилем "брасс".
11. И.П. - то же. Руки взять в замок. Подтянуться руками внизу и за голову, втянуть живот, приподнять туловище над полом, удержав 5 секунд.
12. И.П. - лежа на правом боку, правая рука под щекой, левая над собой, удерживая тело в этом положении, приподнять и опустить левую ногу. То же лежа на левом боку.
13. И.П. - лечь на правый бок. Приподнять обе прямые ноги, удерживая их на весу на 3-4 счета, медленно опустить их в и.п. То же на левом боку.
14. И.П. - лежа на спине, ноги согнуты в коленях, сделать вдох и медленно поднять таз (полумостик), на выдохе опуститься в и.п.
15. И.П. - упор стоя на коленях и руках. Поочередное поднимание прямых ног.
16. И.П. - стоя. "Замочек" - завести руку за голову, вторую за лопатки. Применять несколько раз, меняя положение рук.
Методические рекомендации к выполнению основного комплекса упражнений. Желательно весь комплекс упражнений сопровождать под магнитофонную запись, с медленной, спокойной музыкой.
ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ С МЯЧАМИ.
1. Бросить мяч вверх, хлопнуть в ладони за спиной и поймать мяч.
2. Бросить мяч вверх, повернуться кругом и поймать мяч.
3. Бросить мяч вверх, сесть, скрестив ноги и поймать мяч.
4. Из приседа бросить мяч вверх, прыжок вверх и поймать мяч.
5. Приподнять правую ногу, слегка вытянув ее вперед и бросить мя левой рукой о землю (пол), так, чтобы он пролетел над правой ногой. Затем поймать отскочивший мяч справа, не отпуская ноги Сделать то же упражнение, приподняв левую ногу и бросить мяч правой рукой.
ПРИМЕЧАНИЕ: каждое упражнение играющий вначале повторяет по одному разу и последовательно одно за другим. На каждое упражнение допускается по две попытки.
КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ с мешочками
1. Упражнения с мешочками на голове: И.П. - О.с.
На счет 1-3 - подняться на носочки, руки вверх.4 - И.П.
Необходимо удержать ровное положение туловища.
2. И.П. - стоя, ноги вместе, руки на пояс.1 - сесть на носочки.2 - И.П. и т.д.
Стараться сохранить прямое положение спины.
3.И.П - то же. На счет 1-3 сидеть на носочках, руки вперед. 4 - И.П.
Стараться удержать равновесие и сохранить прямое положение спины.
4.И.П. - сидя на носочках, руки к плечам. На счет 1-4 круговые движения руками вперед. На счет 1-4 круговые движения руками назад. Стараться удержать равновесие и сохранить прямое положение спины. КОНСПЕКТ N2 учебно-тренировочного занятия по лечебной физической культуре
5. Упражнения с мешочками на голове: И.П. - стоя, ноги врозь пошире, руки в "замок" за голову. 1 - наклон туловища вперед.2 - И.П. и т.д. (5-6 раз) Стараться не уронить мешочек с головы.
6. И.П. - сидя, руки в упор сзади, ноги вместе, мешочек на голове. 1 - опустить на локти туловище. 2 - И.П. и т.д. (5-6 раз) Следить за правильным положением спины в И.П.
7.И.П. - то же, но ноги согнуты. 1 - упор на локти с одновременным выпрямлением ног, не касаясь пола.2 - И.П. и т.д. (5-5 раз) Ноги выпрямлять не высоко.
8.И.П. - то же, но с удержанием прямых ног не касаясь пола. (3-4 раза) Следить, чтобы в процессе выполнения упражнения сохранялось прямое положение ног, носочки тянуть.
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА
1. «Подуй на одуванчик,
Как дует этот мальчик
Подуй, подуй сильнее
И станешь здоровее»
И.п. – О.с. Глубокий вдох, длительный выдох.
2. «Обхвачу себя руками,
Очень крепко, очень сильно,
И потопаю ногами,
Согревайся, Чипполино»
И.п.- руки в стороны, ладони вперед – вдох,
Обхватить себя руками за плечи – выдох, при выдохе сказать «Ух»
3.Упражнение «Трубач»
И.п. – о.с. Глубокий вдох, на выдохе произнести:
«Ту-ру-ру, бу-бу-бу!
Подудим в свою трубу!»
4. Упражнение «Жук»
И.п. – сед, скрестив руки на груди, опусти голову. На 1 – руки в сторону, расправив плечи, голову держать прямо – вдох, произнося «жжж» - выдох.
«ЖЖ-у, - сказал крылатый жук,
Посижу и пожужжу».
5. И.п. – о.с. Голова прямо – вдох, поворот головы – выдох.
«Подуем на плечо, подуем на другое.
Нас солнце горячо пекло дневной порою.
Подуем на живот, как трубка станет рот.
Ну, а теперь на облака и остановимся пока.
Потом повторим все опять: раз, два, три, четыре, пять.»
Предварительный просмотр:
Упражнения для зубов
Сидя в спокойной позе слегка ударять зубами нижней челюсти по зубам верх челюсти (три раза)
Упражнения для языка
Двигать языком в полости рта вправо, влево вверх восемнадцать раз.
Упражнения для носа.
Потереть область носа наружной стороной большого пальца до появления чувства тепла. После этого проделать восемнадцать массажных движений указательным пальцем вдоль носа с обеих сторон. Предохраняет от насморка , улучшает кровообращение верхних дыхательных путей
Упражнения для глаз
Закрыть глаза сидеть не принуждено межфаланговым суставом большого пальца (руки должны быть теплыми) сделать восемнадцать массирующих движений вдоль век от наружного к внутреннему углу глаза. После этого восемнадцать раз сделать массаж бровей от переносицы к вискам, затем восемнадцать раз повернуть влево и вправо, вверх вниз глазными яблоками улучшается зрение укрепляется нервная система.
Упражнение-массаж лица
Кончиками пальцев, проводить по лицу сверху вниз слегка нажимая, как при умывании.
Упражнения для шеи
Скрестить пальцы на затылке, поднять голову смотреть вверх, руками стараться согнуть шею(мышцы шеи препятствует этому движению) делать это от трех до девяти раз, улучшается кровообращения головы.
Упражнение массаж мышц бедра
Сидя на стуле, обеими руками массировать левое и правое бедро от колена вверх. Снижает усталость после долгой ходьбы.
Упражнение для мышц дна таза
Сидя на твердом стуле, положить руки на колени. Одновременно со вздохом напрягать мышцы ягодиц и бедер, втягивать мышцы дна таза и задний проход; на выдохе мышцы таза расслабить. Способствует укреплению дна полости таза, сфинктеров, мочевого пузыря и прямой кишки, профилактики опущения влагалища. матки, прямой кишки. Повторять двадцать пять раз.
Упражнение-массаж плечевого сустава
Ладони левой руки взяться за правое плечо и сделать восемнадцать круговых движений по часовой стрелки. Сделать тоже самое правой рукой. Улучшается кровообращение, снимается боль в суставах, нормализуется нервная система, сон.
Упражнение для позвоночника
Стоя (можно сидя), ладони слегка сжать в кулаки, руки согнуты в локтях, раскачиваться вправо влево восемнадцать раз, стремится соблюдать ритмичность дыхания. Усиливается деятельность внутренних органов, улучшается эластичность легких, особенно нижних отделов, улучшается кровообращение головного мозга.
Упражнение-«кручение»
Стоя, слегка согнув руки в локтях, ноги- в бедрах и коленях, спина и шея прямые, делать повороты в право и влево, не отрывая стоп от пола; сидеть чтобы двигались все суставы рук, ног, поясницы и шеи. Усиливается мозговое кровообращение, тренируется подвижность суставов.
Упражнение-массаж поясницы
Стоя, потереть ладони друг о друга, чтобы стали теплыми. Затем помассировать поясницу восемнадцать раз одной рукой и восемнадцать раз другой рукой. Снимается боль в поясницы, улучшается кровообращение в малом тазе (рекомендуется при хронических заболеваниях половых органов).
Упражнение массаж области копчика
Сидя, указательным и средними пальцами массировать справа и слева от копчика тридцать шесть раз. Является профилактикой выпадения прямой кишки, геморроя, оказывает лечебное воздействие при заболевании половых органов.
Упражнение массаж органов брюшной полости
Согреть ладони: левой рукой проделать легкий массаж брюшной стенки сто раз по часовой стрелки и затем правой рукой сто раз против часовой стрелки. Улучшается всасывание пищи, перистальтика кишечника, кровообращение органов брюшной полости.
Упражнение-массаж коленей
Двумя руками сделать массирующие движения вокруг каждого колена по часовой стрелки сто раз. Успокаивается нервная система, снижается боль и отечные явления в суставах.
Упражнение- массаж стоп
Левой рукой провести сто раз по подошве правой ноги; то же самое по подошве левой ноги правой рукой. Укрепляется мышцы и связки свода стопы снимается усталость, предотвращается плоскостопие.
Предварительный просмотр:
Упражнения помогают развитию речи, улучшают внимание и память, формируют пространственные представления.
КОМПЛЕКС № 1
- Постучите по столу расслабленной кистью правой, а затем левой руки.
- Поверните правую руку на ребро, согните пальцы в кулак, выпрямите, положите руку на ладонь. Сделайте то же самое левой рукой.
- Звонок. Опираясь на стол ладонями, полусогните руки в локтях. Встряхивайте по очереди кистями.
- Домик. Соедините концевые фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами правой руки с усилием нажмите на пальцы левой, затем наоборот. Отработайте эти движения для каждой пары пальцев отдельно.
- Постучите каждым пальцем правой руки по столу под счёт «1, 1-2, 1-2-3 и т.д.».
- Зафиксируйте предплечье правой руки на столе. Указательным и средним пальцами возьмите карандаш со стола, приподнимите и опустите его. Сделайте то же левой рукой.
- Раскатывайте на доске небольшой комочек пластилина по очереди пальцами правой руки, затем левой.
- Вращайте карандаш сначала между пальцами правой руки, затем левой ( между большим и указательным; указательным и средним; средним и безымянным; безымянным и мизинцем; затем в обратную сторону).
- Зафиксируйте предплечье на столе. Берите пальцами правой руки спички из коробочки на столе и складывайте рядом, не сдвигая руку с места. Затем уложите их обратно в коробку. Сделайте то же левой рукой.
КОМПЛЕКС 2
- Сядьте на пол «по-турецки», полжите руки на диафрагму. Поднимая руки вверх, сделайте вдох, опуская руки- выдох.
- Снеговик. Стоя. Представьте, что вы только что слепленный снеговик. Тело должно быть напряжено как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце и снеговик начал таять. Сначала «тает» и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т.д. В конце упражнения мягко упадите на пол и лежите, как лужица воды
.
- Сидя, согните руки в локтях, сжимайте и разжимайте кисти рук, постепенно убыстряя темп. Выполняйте до максимальной усталости кистей. Затем расслабьте руки и встряхните
.
- Свободные движения глаз из стороны в сторону, вращения.
- Рожицы. Выполняйте различные мимические движения: надувайте щёки, выдвигайте язык, вытягивайте губы трубочкой, широко открывайте рот
.
- Поглаживание лица: приложите ладони ко лбу, на выдохе проведите ими с легким нажимом вниз до подбородка. На вдохе проведите руками со лба через темя на затылок, с затылка на шею.
- Вытяните руки перед собой, сгибайте кисти вверх и вниз. Затем вращайте обеими кистями по и против часовой стрелки (сначала однонаправленно, затем разнонапрвленно), сводите и разводите пальцы обеих рук. Попробуйте с движениями рук одновременно широко открывать и закрывать рот.
- Сделайте медленные наклоны головы к плечам и «кивающие» движения вперед-назад. Затем сделайте круговые движения головой в одну сторону, затем в другую.
- Сделайте круговые движения плечами вперед-назад и пожимания ими.
- Возьмите в руки мяч или игрушку. По команде ведущего поднимите его вверх, вправо, влево, вниз.
Предварительный просмотр:
Упражнения из практической жизни
Для развития мелкой и крупной моторики рекомендуется выполнение упражнений из практической жизни (заимствовано из системы Марии Монтессори - итальянского педагога и врача, 1870-1952 гг.).
Запомните очень важное правило: все упражнения нужно выполнять в "обе стороны", т. е. по очереди обеими руками.
Вот их примерный перечень:
- Переливание воды из стакана в стакан, из заварного чайника в чашку.
- То же, но на одном стакане сделайте метку, до какого уровня можно наливать воду, а в другой стакан налейте заведомо больше воды.
- Воду из одной емкости в другую можно переносить при помощи одноразового шприца или губки.
- Вместо переливания ребенок может пересыпать крупу из одной емкости в другую.
- Подготовьте рамки с застежками: с бантами, шнурками, пряжками, пуговицами, молнией, булавками, крючками, кнопками, "липучками" и др. Обязательно покажите ребенку, как пользоваться застежками, разделяя каждое действие на маленькие шаги.
- Чистка зеркал, металла, обуви. Небольшое зеркало нужно припудрить, и ребенок должен его почистить сухой тряпочкой. Приготовьте латунную пластинку, тряпочку и чистящую пасту, ребенок должен отполировать пластинку. Для чистки обуви нужно подготовить "грязный" ботинок, небольшую обувную щетку и крем для обуви.
- Уход за живыми растениями в помещении и на улице (посадка, рыхление и полив).
- Подметание пола. Чтобы движения ребенка при выполнении этого задания не были хаотичными, нарисуйте на полу или разметьте изоляционной лентой небольшой квадрат. Вокруг него рассыпьте что-нибудь, например, косточки абрикоса, и покажите ребенку, как нужно сметать мусор в центр квадрата. После того как все сметете в одну кучку, дайте ребенку совок и ведерко для сбора "мусора".
- Не отказывайте своему ребенку, если он хочет помочь вам при стирке белья. Более того, сделайте ему сушилку рядом с батареей, а потом помогите погладить мелкие вещи.
- Разделение сыпучих веществ. Смешайте гречневую крупу и манку в миске. Рядом поставьте еще одну миску и положите на нее ситечко. Пусть ребенок ложкой насыпает смесь в ситечко и перемешивает смесь. Когда вся манка ссыплется в миску, гречку из ситечка ребенок должен пересыпать в баночку.
- Хорошее упражнения для развития координации движений - складывание салфеток по размеченным линиям.
- Используя безопасную овощечистку, можно научить ребенка чистить овощи и фрукты. Под вашим присмотром ребенок может попробовать их разрезать на кусочки. Было бы очень хорошо, если бы маленький повар угостил всех присутствующих в доме.
- Мытье посуды (не важно, настоящей или игрушечной) тоже поможет развить координацию движений.
- Если в вашем доме есть ручной миксер, то подготовьте еще одно упражнение: налейте в какую-нибудь миску подкрашенную мыльную воду, и пусть малыш взбивает цветную пену.
- Подвесьте где-нибудь пучок вискозных или шерстяных ниток и научите малыша заплетать косы.
- Налейте в неглубокий тазик воды и бросьте в него или теннисные шарики, или "скорлупки" от киндер-сюрприза. Пусть ребенок вылавливает их при помощи ложки с прорезями и складывает в тарелочку.
- Нарежьте кусочки поролона (размер кусочка сахара) и наломайте пробки (чтобы у кусочков специально были неровные края). Все это сложите в тарелочку, рядом поставьте другую. Ваш малыш будет все это перекладывать при помощи пинцета. Предварительно научите ребенка правильно держать пинцет.
- На края мисочки нацепите обыкновенные прищепки. Их нужно будет снять и опять одеть на край. Приготовьте разные по размеру полиэтиленовые бутылки из-под воды, шампуня, пузырьков, духов и др., и пусть ребенок отвинчивает и навинчивает пробки, подбирая по диаметру.
- Если вы найдете кусок плотного пенопласта, то можно дать малышу маленький молоток, гвозди с широкими шляпками и разрешить их забить.
- Ваш ребенок приобретет хороший практический навык при чистке стеклянной бутылки при помощи "ершика".
- Для самых маленьких рекомендуем очень простое упражнение: в одну мисочку насыпаете обыкновенный горох, и пусть малыш перекладывает его сначала всей горстью, затем щепоткой и в конце концов - указательным и большим пальцами в другую миску.
- Хорошим занятием послужит игра с телефоном.
- Если вам нужно что-либо перемешать (салат, тесто), то подключите к этой работе ребенка.
- Еще одна игра для самых маленьких: нарвите вместе с малышом в ящик бумагу и спрячьте маленькую игрушку. Ее нужно будет найти на ощупь.
- Работа с бумагой очень значима для ребенка. Нужно учить его складывать и разворачивать, скатывать, скручивать, перелистывать, мять ее.
- Поставьте наклонно желоб, и пусть ребенок катит по нему мяч, после чего мяч попадает в корзину.
- Поставьте на стол воротца. Ребенок через них должен прокатить мяч.
- Изготовление гирлянд, бус.
- Продевание тесьмы в дырочки.
- Игра "поймай рыбку": сделайте удочку с магнитом на конце, а из жестяных банок вырежьте рыбок или можно использовать жестяные крышки отлимонада или минир. воды. Рыбок нужно положить на поднос, и ребенок должен при помощи удочки перенести их на другой поднос.