Упражнения по музыкальной терапии для детей.
Упражнения по музыкальной терапии для детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uprazhneniya_po_muzykoterapii.docx | 23.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Упражнения по музыкальной терапии для детей.
Музыкальная терапия представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства коррекции нарушений в эмоциональной сфере, поведении, при проблемах в общении, страхах, а также при различных психологических заболеваниях.
Музыкотерапия строится на подборе необходимых мелодий и звуков, с помощью которых можно оказывать положительное воздействие на человеческий организм. Это способствует общему оздоровлению, улучшению самочувствия, поднятию настроения, повышению работоспособности.
Такой метод дает возможность применения музыки в качестве средства, обеспечивающего гармонизацию состояния ребенка: снятие напряжения, утомления, повышение эмоционального тонуса, коррекцию отклонений в личностном развитии ребенка и его психоэмоциональном состоянии.
Упражнение «Здравствуйте!»
Это упражнение очень полезно начинать занятия.
Для некоторых детей очень важна повторяющаяся структура
занятий, им необходимо заранее знать последовательность
упражнений, чтобы чувствовать себя в безопасности. В этом случае
эффективной будет импровизация в рамках заданной темы, и
одно из упражнений, позволяющих сделать это – музыкальное
«Здравствуйте!»
Упражнение «Соло». Это упражнение тоже удобнее делать в кругу или таким образом,
чтоб каждый мог видеть всех остальных.
Участники выбирают себе музыкальные инструменты,
рассматривают их, пробуют издавать звуки, сыграть что-либо.
Выбрав музыкальный инструмент, солист играет на нем законченную
музыкальную фразу, потом выразительно смотрит на другого
участника группы, выбирая следующего солиста из круга без слов.
Желательно, чтоб все поучаствовали, по очереди передавая друг
другу очередность. Музыкальный терапевт поддерживает каждого
солиста и следит за тем, чтобы каждый побыл в роли солиста, а
остальные внимательно слушали, не перебивали его.
Упражнение «Музыкальные каракули»
Эту технику можно использовать, как инструмент развития
ценных социальных качеств — терпения, внимательности и т. д., а
также для повышения самооценки. Ее применяют в групповой,
индивидуальной и семейной работе. Упражнение помогает детям обладать
минимальными навыками игры на музыкальных инструментах и
звучащих предметах, а могут и впервые обратиться к этому виду
деятельности.
Упражнение «Сыграй свое настроение» является коллективной формой активного музицирования на шумовых инструментах. Во время нее дети учатся озвучивать стихи, играть в ансамбле, а еще — импровизировать собственные небольшие пьесы, воплощая в них свое настроение и звуковые представления.
Упражнение «Шарф с волшебными историями» предназначено, прежде всего, для детей с выраженной гиперактивностью, синдромом дефицита внимания. Такие дети требуют индивидуальной работы, во время которой учатся успокаиваться и сосредотачиваться.
Для проведения упражнения музыкальный руководитель включает музыку, двигает над ребенком большой яркий шарф, одновременно рассказывая фантазийную историю (например, про самого ребенка, с которым проводит упражнение). При этом музыкальный руководитель предлагает ребенку произвольно двигаться, когда шарф «взлетает» вверх или колыхаются из стороны в сторону, и останавливаться, когда шарф опускается.
Упражнение для расслабления «Морское дно» предназначено, прежде всего, для детей старшей группы. Музыкальный материал для упражнения — аудиозапись пьесы «Лунный свет» Клода Дебюсси (Claude Debussy).
Дети произвольно размещаются в музыкальном зале. Педагог проговаривает текст, согласуя его с движением музыки: «Дети, сейчас мы окунемся в морскую глубину.
Таким образом можно выявить у детей скрытое эмоциональное напряжение, недовольство, агрессию и направить усилия для их устранения во время сеансов музыкотерапии.
Целью упражнения является релаксация и развитие певческого дыхания. Музыкальный материал для упражнения — Прелюдия до-мажор из «Хорошо темперированного клавира» Иоганна Себастьяна Баха (Johann Sebastian Bach).
Ценность этого упражнения в том, что оно выравнивает эмоциональное состояние всех детей группы, помогает воспитанникам со слабой нервной системой избавиться от эмоционального дисбаланса от того, что их психофизические реакции отстают от общего ритма жизни группы.
Упражнение «Цветная музыка» целесообразно проводить, когда есть необходимость вызвать у детей определенное настроение.
Упражнение содержит элементы цветотерапии, а именно предусматривает использование различных предметов определенного цвета.
Музыкальное сопровождение упражнения и цвет предметов будет зависеть от настроения, которое нужно создать. Так, чтобы успокоить детей, музыкальный руководитель может предложить им создать танцевальную импровизацию под музыку вальса, используя при этом шелковые шарфы синего, голубого или зеленого цветов. Вместо того, чтобы подбодрить детей, следует включить ритмичную музыку в оживленном темпе, а как реквизит предложить детям ленты или платочки желтого или красного цветов.
Целью этого упражнения является:
- нормализовать дыхание;
- расслабить мышцы горла.
Как музыкальный материал для упражнения можно использовать аудио-запись «Утро» из сюиты «Пер Гюнт» Эдварда Грига (Edvard Grieg) или другую спокойную музыку (темп — не более 60-65-ти ударов в минуту), шум леса, пение птиц и тому подобное.
Упражнение «Музыкальный портрет».
Упражнение подходит для работы в группе. Участникам предлагается разбиться на пары, если количество участников не четное - значит должна быть создана одна тройка.
Далее ведущий предлагает каждому выбрать музыкальный инструмент и с помощью звуков "нарисовать портрет" своего партнера.
Если участники затрудняются в выполнении данного упражнения - можно задать наводящие вопросы:
- с каким цветом ассоциируется ваш партнер?
- какая музыка бы ему подошла - быстрая, спокойная, медленная etc?
- какое время года ему подходит?
и так далее.
Подобные вопросы помогают активировать воображение, творческую активность, что помогает музыкально-терапевтическому процессу.
Далее необходимо провести мини-шеринг.
Упражнение полезно на начальных этапах развития группы, оно позволяет снизить напряжение, познакомить участников друг с другом, получить обратную связь относительно области "не вижу я, видят другие" (окно Джохари).
Упражнение «Саундтрек жизни».
Ребенку предлагается выбрать музыкальный инструмент и исполнить "песню своей жизни", попробовать описать звуками события, которые происходили с ними с момента рождения до настоящего времени.
При групповой работе возможно создание мини-оркестра, где один из участников играет роль дирижера, под руководством которого группа создает саундтрек его жизни. Дирижер задает общий темп, настроение, показывает кому и когда вступать, объясняет партии etc.
При затруднениях в выполнении этого упражнения клиент может предварительно вербально описать свою жизнь.
Упражнение имеет большой диагностический потенциал и может дать богатую почву для последующего обсуждения/терапии.
Упражнение «Шумовой оркестр».
Ведущий предлагает участникам исполнить вместе ту или иную известную песню, при этом каждый из участников самостоятельно выбирает себе роль - будет ли он играть на инструменте, петь, молчать, хлопать и т д.
Важно чтобы песня так или иначе пересекалась с темой группы и была известна большинству участников.
Упражнение «Недирективная медитация»
Недирективная медитация — это метод, который позволяет фокусироваться
на дыхании или звуке, а также «обрабатывать» воспоминания и эмоции.
Такой метод целесообразно использовать тогда, когда слушатель свободно
отдается образам и ассоциациям, которые возникают у него во время
созерцания развития музыкального содержания.
Слушая музыку, дети создают в воображении
«музыкальные сны» («рисуют мультфильмы»).
Затем каждый из детей рассказывает, что увидел и почувствовал, какие
образы навеяла ему музыка.
Используя музыкотерапевтические упражнения на занятиях, психолог
гармонизирует внутренний мир детей двумя способами: физическим — через
успокоение дыхания и расслабление мышц, и эмоциональным — через
раскрепощение воображения и свободное выражение чувств.
Упражнение «Дирижер»
Ребенку предлагается продирижировать звучащую музыку. Это
увеличивает заинтересованность и вовлеченность в процесс
восприятия музыки, что приносит и нужный психотерапевтический
эффект.
Упражнение «Свободный танец»
Это упражнение на свободное выражение эмоций. Детям
предлагается придумать свой танец под названием «Мой самый
тяжелый день», «Я и мои родители» и т. д.
Упражнение «Спонтанное рисование под музыку»
Детям предлагается рисовать все, что они захотят, пока звучит
музыка. Ассоциации, рожденные музыкой, свободно выражаются
ими на бумаге. Используются карандаши, краски, мелки. Музыка —
яркая, эмоционально богатая, негромкая, не более 60-65 ударов в
минуту.
Упражнение «Музыкальный диалог»
Еще это упражнение называют «Найди друга».
Его суть – общение без слов, исключительно при помощи
музыкальных инструментов. Общение в формате музыкального
диалога может быть, как полностью свободным, так и импровизацией
на заданную тему (например, участники диалога могут получить
задание изобразить знакомство, ссору, вопрос-ответ и любые другие
вводные).
С помощью музыкального диалога можно выстроить
взаимодействие с тем, кто не склонен к вербальному общению
(неговорящие дети, пациенты после инсульта или иных заболеваний,
в результате которых утрачивается речь), можно искать контакт, если
клиент не умеет или не может выражать себя, по сути, это
альтернативная форма общения.