Материал для педагогов по региональному компоненту

 Кудрицкая Тамара Вадимовна

В каком бы городе вы не жили - это всегда самый близкий вашему сердцу край. Каждый город славен своей историей, традициями, памятниками, местами, связанными с прошлым, героизмом людей в годы Великой Отечественной войны, лучшими людьми Родины.
При ознакомлении ребенка с родным городом необходимо опираться на имеющийся у него опыт, а также учитывать психологические особенности дошкольника. Воспитывать любовь к родному городу,как начало патриотизма - значит связать весь воспитательный процесс с окружающей общественной жизнью и ближайшими и доступными объектами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий игры "Путешествие по родному городу Заволжье"

Цель: Познакомить детей с достопримечательностями родного города «Заволжье» в игровой форме.

Задачи:
Расширить знания детей о родном городе «Заволжье».

Вызвать желание больше узнать о своём городе. 

Способствовать развитию  у детей любознательности,  интереса к родному городу.

 Уточнить знания детей о родном городе, его достопримечательностях. Воспитать чувство гордости и восхищения родным городом и его историей, людьми.
Материал:
- картинки с достопримечательностями (знак города, ДК, парк, бассейн, кинотеатр, площадь, сквер Победы, храм),билеты на экскурсию (можно использовать цветную бумагу), карта города (или нарисовать на большом листе).

Ход мероприятия:

Воспитатель:
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие по нашему родному городу Заволжье! Я буду вашим экскурсоводом, а вы – первыми туристами. Каждый получит свой билет на экскурсию!

(Воспитатель раздает билеты.)

Воспитатель:
Посмотрите на карту нашего города! Давайте вместе проложим маршрут!

(Показывает карту и обсуждает маршрут.)

Воспитатель:
Начнем нашу экскурсию с речевки:

Город - это не только улицы,
И небо, что сильно хмурится!
Город - это ещё и прогулки,
Домики, скверы, переулки!

В городе украшение двора,
Громкая шумная детвора,
Занятие детям найдётся всегда,
Ведь много таят в себе города!
Мы на экскурсию идём,
Много нового увидим и найдём!

Слайд 1: Знак города

Воспитатель:
Вот первый знак нашего города. Знакомое место?

(Слушает ответы детей.)

Воспитатель:
Это знак Заволжье! Здесь у нас начинается путешествие. Туристы всегда обращают внимание на такие знаки!

Слайд 2: Дом культуры

Воспитатель:
Смотрим дальше на нашу карту. Это – Дом культуры!

Здесь мы можем петь, танцевать, участвовать в праздниках. Кто-то из вас бывал здесь на Новом годе или спектакле?

Слайд 3: Парк Ю.А. Гагарина

Воспитатель:
И вот наш следующий пункт – Парк Гагарина!

Это волшебное место для отдыха с родителями. Здесь стоит памятник первому космонавту. Кто знает, кто это?

(Дети отвечают.)

Слайд 4: Бассейн

Воспитатель:
Двигаемся дальше! Мы пришли к бассейну.

Это место, где мы учимся плавать и укрепляем здоровье. Кто из вас здесь плавал?

Слайд 5: Кинотеатр "Энергетик"

Воспитатель:
А это – наш кинотеатр "Энергетик"!

Здесь мы можем смотреть любимые фильмы и мультики. Кто любит ходить в кино?

Слайд 6: Площадь и фонтан

Воспитатель:
Теперь мы у площади города. Посмотрите на этот красивый фонтан!

Почему фонтан нужен, как вы думаете?

(Ответы детей)
Слайд 7: Сквер Победы

Воспитатель:
А это Сквер Победы.

Кто знает, почему здесь собираются люди 9 мая? Правильно, это День Победы! Мы почтили память тех, кто сражался за мир. Давайте представим, что мы запускаем шары в небо и вспоминаем наших героев.

Слайд 8: Храм

Воспитатель:
А это наш городской Храм.

Для чего служит Храм? Это место, где мы можем попросить о здоровье и мире. Кто-нибудь ставил свечку в Храме?

Заключение

Воспитатель:
Вот и закончилась наша экскурсия! А что вам больше всего понравилось?

Давайте поиграем в игру "Да" и "Нет", чтобы проверить, что вы запомнили!

На знаке нашего города написано - Городец ?
В ДК можно посмотреть спектакль?
А можно там прокатиться на самокате?                                                                                                                 В парк ходят в поход?
Там стоит памятник пекарю?
В кинотеатре «Энергетик» можно записаться в кружок рисования ?
А купить попкорн и билет в кино?
В фонтане можно сполоснуть платочек?
Фонтан работает зимой ?
В бассейне можно посмотреть новогоднее представление?
В сквере Победы можно организовать пикник?
В Храме есть библиотека?

Воспитатель:
Молодцы! Вы все отвечали правильно! За вашу активность у нас есть сюрприз.

(Стук в дверь, появляется коробка с угощениями.)

Воспитатель:
Вот, ребята, угощение для вас! Спасибо за вашу активность и интерес к родному городу!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 5

Досуговый центр «Спутник»

Слайд 6

Плавательный бассейн «Дельфин»

Слайд 8

В 2007 году на проспекте Дзержинского была построена Церковь во имя Святой Троицы



Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Путешествие «Заволжье-Нижний Новгород».

Цель: Способствовать формированию развития знаний детей о городе Заволжье и Нижнем Новгороде, о железной дороге, о людях работающих на железной дороге.

Виды деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, музыкальная, продуктивная.

Задачи:

- продолжать знакомство с железной дорогой;

- способствовать расширению представление о городе Заволжье и Нижнем Новгороде, о том , что железная дорога соединяет несколько городов;

 - способствовать расширению представление о железнодорожных профессиях и закрепить уже имеющиеся знания;

- помочь детям соотносить профессию и орудия труда (машинист, проводник вагонов, обходчик, билетный кассир);

- расширять активный словарь детей;

-развивать монологическую речь, умение правильно строить предложение, отвечать на вопросы;

- способствовать формированию умения составлять рассказ о профессиях, производить мысленный отбор значимого материала;

-обеспечить развитие познавательных процессов у детей.

 -воспитывать интерес и уважение к профессии железнодорожника.

Ход занятия:

Воспитатель: Дети, вы стали совсем большими, пройдёт ещё немного времени, и вы пойдёте в школу. В детском саду вы многому научились: играть, дружить, читать, считать. Чтобы проверить насколько хорошо вы всё усвоили, я приглашаю вас в необычное путешествие.

Воспитатель: Вы согласны?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда, я предлагаю вам отправиться в увлекательное путешествие по железной дороге.

Дети берут свои рюкзачки и идут за воспитателем.

Воспитатель: День сегодня интересный

Замечательный такой!

На железную дорогу

Вы хотите отправится со мной?

Воспитатель: Ребята, все на поезд собираемся,

В путешествие отправляемся!

Где едет поезд?

Дети: По железной дороге.

Воспитатель: Правильно, и сейчас мы построим электричку и железнодорожное полотно для него.( Работа с интерактивной доской: дети составляют пазл электрички и железнодорожного полотна  )

Воспитатель: Вот такая замечательный электричка у нас получилась, которая и повезёт нас в путешествие.

Воспитатель: Ребята, а в нашем городе Заволжье есть электричка? Дети: Есть.

 Куда она нас может отвести? Дети: В город Нижний Новгород? А  обратно Она нас сможет привести домой ? Дети: Да может.

Воспитатель: Ребята, прежде чем нам с вами отправиться в путешествие нужно вспомнить и назвать , что нам нужно сделать?

(Детям предлагается выстроить алгоритм действий).

Карточки с алгоритмом действий крепятся на магнитной доске:

Прийти на вокзал.

Купить билет на поезд в железнодорожной кассе.

Выйти на перрон, подождать прибытия поезда.

Найти свой вагон.

При посадке предъявить билет и документ (паспорт) проводнику.

Сесть в вагон, заняв своё место.

Воспитатель: Молодцы! Теперь вы все знаете.

 Голос диктора: (музыка объявления) Уважаемые пассажиры! Электропоезд «Заволжье-Нижний Новгород» приглашает вас в незабываемое путешествие в страну Всезнанию. Вам необходимо приобрести железнодорожные билеты и занять места согласно им.

Дети проходят к кассе и приобретают билеты у кассира-мальчика.

 Проводница-девочка встречает детей у «вагона», проверяет проездные документы и предлагает занять свои места в электричке.

 Воспитатель: Ну что ж, ребята, прежде чем наша электричка тронется, мы должны вспомнить правила поведения в поезде.

Дети: не кричать; не бегать по вагону; не ссориться; не мешать попутчикам; не высовываться из окон; не прислоняться к дверям; при движении по вагону нужно держаться за поручни или за спинки сидений.

Звучит «Гимн детей РЖД», дети «располагаются» в электричке: (По три стульчика выстроены друг на против друга).

Машинист: Подождите, подождите, мы никуда с вами не поедем!

Воспитатель: Это почему же?

Машинист: Мне ещё не был дан сигнал о том, что перрон чист и можно отправляться. Проводница даёт сигнал флажком об отправлении.

Воспитатель: В электричке люди смотрят в окно, что они могут там увидеть?

На экране фото с изображением стаций «Балахна»

 Машинист: Внимание! Вынужденная остановка! Поезд не может двигаться дальше потому, что на пути «Семафор». На экране изображение семафора. Воспитатель: Дети, у нас чрезвычайная ситуация: ведь без сигналов семафора поезд не может продолжать путь. Что вы знаете о семафоре? (Заранее выученные стихи)

Дети: 1. Он стоит на въезде в город

И сигналы подаёт.

Без команды семафора

Поезд дальше не пойдёт.

2. «Крылышко» он поднимает,

Если занять путь сейчас.

Пассажиры ожидают,

Строго светит красный глаз.

3. Разноцветные мелькают

Семафора огоньки.

Поездам он помогает

Что бегут вперегонки!

Воспитатель: Ребята, как можно узнать, разрешает семафор движение поезду или запрещает?

Дети: Если включается красный сигнал – движение запрещено, если зелёный – можно продолжать путь.

Воспитатель: Всё правильно вы назвали! Смотрите загорелся «Зеленый свет» . Это значит мы можем ехать дальше.

На экране фото с изображением стаций « Дубравная»

Воспитатель предлагает посмотреть видеофильм познавательного характера о железной дороге.

После просмотра блиц-опрос:

Для чего нужны железные дороги?

Какие виды железнодорожного транспорта вы знаете?

Какие грузы перевозят по железной дороге?

Люди, каких профессий работают на железной дороге?

Воспитатель: Молодцы ребята все то вы знаете! Едем дальше!

На экране фото с изображением стаций «Сормово»

Воспитатель: Ой, смотрите следующая станция «Сормово» и мы почти доехали. Наверное вы немного устали, предлагаю размяться.

(физкультминутка)

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу.

Сто вагонов я тащу (дети интенсивно двигают руками)

Раздаётся стук колёс,

Это мчит электровоз (стучат ногами).

Мимо рощи, мимо яра,

Мчит без дыма, мчит без пара (бег змейкой, на носках).

Чу-чу-чу

Я по рельсам всех домчу (бег замедляется, останавливаются и восстановление дыхания).

Воспитатель: Ребята, скажите есть ли среди этих людей, те чья профессия связана с железной дорогой? Если да, то назовите их и расскажите, что вы знаете об этой профессии.

Воспитатель даёт алгоритм рассказа (на экране мнемотаблица)

Что это за профессия?

Носят ли люди этой профессии форменную одежду? Если да, то какую?

Какие инструменты нужны людям этой профессии?

Это какая профессия – мужская, женская или общая?

С кем или с чем работают люди этой профессии?

Что делают люди этой профессии?

Рассказы детей. (1-2 человека)

На экране фото с изображением стаций «Нижний Новгород»

Воспитатель: Ребята, мы приехали! Ура! Конечная станция Нижний Новгород.

на этой остановке я предлагаю вам поиграть в игру «Назови слова – действия»

Воспитатель: Я читаю стихотворение, а вы прослушав его называете слова, которые обозначают действия.

(Проводник, диспетчер, пассажир, стрелочник)

Проводник

С нами он в вагоне едет,

И в пути за всё в ответе,

Чай и свежее бельё

Пассажирам выдаёт.

Остановки объявляет,

В вагоне чисто подметает,

На колёсах жить привык,

Потому, что – Проводник.

(Едет, выдаёт, объявляет, подметает)

Диспетчер

Поезд стоит, делать нечего,

Но поступила команда диспетчера,

Он дирижёр для железных дорог,

Поезд отправит в назначенный срок.

Его задача развести друг с другом поезда

Чтоб не столкнулись на пути

Составы никогда.

(Отправит, развести)

Пассажир

В кассе билет я заранее взял.

В точное время пришёл на вокзал,

К поезду вышел на длинный перрон,

Не перепутал, нашёл свой вагон.

Вещи на место в купе положил,

Сел у окна – я теперь пассажир.

(Взял, пришёл, нашёл, положил, сел)

Стрелочник

По рельсам ходят поезда.

Проложен прямо путь,

Но как же поездам тогда

Куда – то повернуть?

На помощь стрелочник придёт,

И рельсы разведёт – сведёт,

Чтобы состав направить,

Налево и направо.

(Придёт, разведёт, сведёт, направит)

Носильщик

Что там едет по перрону

Высотою с два вагона?

Рядом граждан целых пять –

Им ту гору не поднять.

Нашему же силачу

Тяжесть эта по плечу.

Сам, шутя везёт тележку,

Знай, подкладывай, не мешкай!

Чемоданы и баулы,

Два ковра, три новых стула,

Пылесос, велосипед –

Ну чего здесь только нет!

Он доставит по перрону

Вещи к нужному вагону.

И в вагон их занесёт –

Только, чур, плати вперёд!

(Везёт, доставит, занесёт)

Воспитатель: Мы с вами проехали от станции Заволжье до станции  Нижний Новгород. Предлагаю посмотреть мультфильм о достопримечательностях  Нижнего Новгорода. (дети смотрят мультфильм)

Голос диктора: Уважаемые пассажиры! Электропоезд «Заволжье-Нижний Новгород» отправляется в свой любимый детский сад. Ну что ребята, а нам пора возвращается в родной город «Заволжье». Дети оббегают электричку и садятся на свои места. На экране фото города Заволжье.

Воспитатель: Вот мы и дома! Представляете! Оказывается ,что наш город является как отправления и прибытия электрички и соединяет несколько городов. А еще скажу вам ребята, что по железнодорожному полотну к нам в город следуют не только электричка, но и разные грузовые вагоны. В них перевозят различный груз. Например, как песок, бумагу, уголь, древесину и многое другое.

Воспитатель: Ну, что ребята наше путешествие по стране Всезнании заканчивается. Дети, что вам понравилось в нашей путешествие? Что бы вы хотели пожелать маленьким пассажирам, отправляющимся в путь на железнодорожном транспорте? Рассуждения детей.

Воспитатель: Молодцы!

Воспитатель: А, что бы наше путешествие запечатлеть, предлагаю выполнить коллективную аппликацию «Путешествие «Заволжье-Нижний Новгород». (Работа детей).