Методическое обеспечение образовательного процесса.

 Кудрицкая Тамара Вадимовна

Методическое обеспечение образовательного процесса в старшей группе общеразвивающей направленности.

 

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Задачи образовательной  деятельности

 

возраст

5-6 лет

Федеральная образовательная программа дошкольного образования.  Приказ     Министерства просвещения  Российской Федерации от 25 ноября 2022г.

п. 18.6.1.

 

            Содержание образовательной деятельности в области «Социально- коммуникативное развитие»:

Социальные отношения

Задачи для детей 5-6 лет:

обогащать представления детей о формах поведения и действиях в различных

ситуациях в семье и ДОО;

 

содействовать пониманию детьми собственных и чужих эмоциональных

состояний и переживаний, овладению способами эмпатийного поведения в ответ на

разнообразные эмоциональные проявления сверстников и взрослых;

 

поддерживать интерес детей к отношениям и событиям в коллективе,

согласованию действий между собой и заинтересованности в общем результате

совместной деятельности;

 

обеспечивать умение детей вырабатывать и принимать правила

взаимодействия в группе, понимание детьми последствий несоблюдения принятых

правил;

 

расширять представления о правилах поведения в общественных местах; об

обязанностях в группе.

 

          5-6 лет: Федеральная образовательная программа дошкольного образования.  Приказ     Министерства просвещения  Российской Федерации от 25 ноября 2022г., п. 18.6.2.;

Петрова В.И., Стульник Т.Д. «Этические беседы с детьми 4-7 лет». - М.: Мозаика-Синтез, 2016г.

 Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3-7 лет. - М.: Мозаика-ситез, 2016;

 Губанова Н.Ф.  Игровая деятельность в детском саду. Для работы с детьми 2-7 лет.- М.: Мозаика-Синтез, 2016;

Абрамова Л.В., Слепцова И.Ф. Социально-коммуникативное развитие дошкольников: старшая группа. - М.: Мозаика-Синтез, 2018.

 

Формирование основ гражданственности и патриотизма

Задачи для детей 5-6 лет:

 

воспитывать уважительное отношение к Родине, к людям разных национальностей, проживающим на территории России, их культурному наследию;

 

знакомить детей с содержанием государственных праздников и традициями празднования, развивать патриотические чувства, уважение и гордость за поступки героев Отечества, достижения страны;

 

 поддерживать детскую любознательность по отношению к родному краю, эмоциональный отклик на проявления красоты в различных архитектурных объектах и произведениях искусства, явлениях природы.

          5-6 лет: Федеральная образовательная программа дошкольного образования.  Приказ     Министерства просвещения  Российской Федерации от 25 ноября 2022г., п. 18.6.2.;

Петрова В.И., Стульник Т.Д. «Этические беседы с детьми 4-7 лет». - М.: Мозаика-Синтез, 2016г.

 Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3-7 лет. - М.: Мозаика-ситез, 2016;

 Губанова Н.Ф.  Игровая деятельность в детском саду. Для работы с детьми 2-7 лет.- М.: Мозаика-Синтез, 2016;

Абрамова Л.В., Слепцова И.Ф. Социально-коммуникативное развитие дошкольников: старшая группа. - М.: Мозаика-Синтез, 2018.

 

Трудовое воспитание

Задачи для детей 5-6 лет:

формировать представления о профессиях и трудовых процессах;

 

воспитывать бережное отношение к труду взрослых, к результатам их труда;

 

 развивать самостоятельность и инициативу в трудовой деятельности по самообслуживанию, хозяйственно-бытовому, ручному труду и конструированию, труду в природе;

 

знакомить детей с элементарными экономическими знаниями, формировать первоначальные представления о финансовой грамотности.

             5-6 лет: Федеральная образовательная программа дошкольного образования.  Приказ     Министерства просвещения  Российской Федерации от 25 ноября 2022г., п. 18.6.2.;

Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3-7 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2016;

 Куцакова Л.В. Трудовое воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 3-7 лет. ФГОС ДО. - М.: Мозаика-Синтез, 2016.

Формирование основ безопасного поведения

Задачи для детей 5-6 лет:

 

формировать представления детей об основных источниках и видах опасности в быту, на улице, в природе, в сети Интернет и способах безопасного поведения;

 

о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;

 

 формировать осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям;

 

знакомить с основными правилами пользования сети Интернет, цифровыми ресурсами, исключая практическое использование электронных средств обучения индивидуального использования

           5-6 лет: Федеральная образовательная программа дошкольного образования.  Приказ     Министерства просвещения  Российской Федерации от 25 ноября 2022г., п. 18.6.2.;

Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. Для занятий с детьми 2-7 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2016;

Саулина Т.Ф. «Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения (3-7 лет).- М.: Мозаика- Синтез, 2016г.

 

Образовательная область «Познавательное развитие»

 

Задачи образовательной деятельности

 

возраст

5-6 лет

Федеральная образовательная программа дошкольного образования.  Приказ     Министерства просвещения  Российской Федерации от 25 ноября 2022г.

п. 19.6.1.

 

            Содержание образовательной деятельности в области «Познавательное развитие»

Задачи для детей 5-6 лет:

развивать интерес детей к самостоятельному познанию объектов окружающего мира в его разнообразных проявлениях и простейших зависимостях;

 

формировать представления детей о цифровых средствах познания окружающего мира, способах их безопасного использования;

 

развивать способность использовать математические знания и аналитические способы для познания математической стороны окружающего мира: опосредованное сравнение объектов с помощью заместителей (условной меры), сравнение по разным основаниям, счет, упорядочивание, классификация, сериация и т. п.);

 

совершенствовать ориентировку в пространстве и времени;

 

 развивать способы взаимодействия с членами семьи и людьми ближайшего окружения в познавательной деятельности, расширять самостоятельные действия различной направленности, закреплять позитивный опыт в самостоятельной и совместной со взрослым и сверстниками деятельности;

 

расширять представления о многообразии объектов живой природы, их особенностях, среде обитания и образе жизни, в разные сезоны года, их потребностях;

 

продолжать учить группировать объекты живой природы;

 

 продолжать учить детей использовать приемы экспериментирования для познания объектов живой и неживой природы и их свойств и качеств;

 

продолжать знакомить с сезонными изменениями в природе, и деятельностью человека в разные сезоны, воспитывать положительное отношение ко всем живым существам, желание их беречь и заботиться

 

Сенсорные эталоны и познавательные действия

 

          5-6 лет: Федеральная образовательная программа дошкольного образования.  Приказ     Министерства просвещения  Российской Федерации от 25 ноября 2022г., п. 19.6.2.;

Шиян О. Развитие творческого мышления. Работаем по сказке. Для занятий с детьми от 3 до 7 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2016;

Крашенинников Е.Е., Холодова О.Л. Развитие познавательных способностей дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет.- М.: Мозаика-Синтез, 2016;

Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. 4-7 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2016.

 

 

математические представления

 

        5-6 лет: Федеральная образовательная программа дошкольного образования.  Приказ     Министерства просвещения  Российской Федерации от 25 ноября 2022г., п. 19.6.2.;

Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений Старшая группа.(5-6 лет). – М.: Мозаика-Синтез, 2016.

 

окружающий мир

    

          5-6 лет: Федеральная образовательная программа дошкольного образования.  Приказ     Министерства просвещения  Российской Федерации от 25 ноября 2022г., п. 19.6.2.;

Павлова Л.Ю. «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром (3-7 лет). - М.: Мозаика-Синтез, 2016;

Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Старшая группа. Для занятий с детьми 5-6 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2016.

 

Природа

 

        5-6 лет: Федеральная образовательная программа дошкольного образования.  Приказ     Министерства просвещения  Российской Федерации от 25 ноября 2022г., п. 19.6.2.;

 Соломенникова О.А.  Ознакомление с природой старшая группа. Для занятий с детьми 5-6 лет. - М.: Мозаика-ситез, 2016;

Николаева С.Н.  Парциальная программа «Юный эколог». Система работы в старшей группе детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2017.

 

 

 

Образовательная область «Речевое развитие»

Задачи образовательной  деятельности

 

возраст

5-6 лет

Федеральная образовательная программа дошкольного образования.  Приказ     Министерства просвещения  Российской Федерации от 25 ноября 2022г.

п. 20.6.1.

 

            Содержание образовательной деятельности в области «Речевое развитие»

 

формирование словаря

Задачи для детей 5-6 лет:

Обогащение словаря.

 Вводить в словарь детей существительные, обозначающие профессии (каменщик, тракторист, швея); названия техники (экскаватор, комбайн); прилагательные, обозначающие признаки предметов; наречия, характеризующие отношение людей к труду (старательно, бережно); глаголы, характеризующие трудовую деятельность людей.

 

Упражнять детей в умении подбирать слова со сходными значениями (синонимы) и противоположными значениями (антонимы).

 

Активизация словаря.

 Закреплять у детей умение правильно, точно по смыслу употреблять в речи существительные, прилагательные, глаголы, наречия, предлоги, использовать существительные с обобщающим значением (строитель, хлебороб).

 

         5-6 лет: Федеральная образовательная программа дошкольного образования.  Приказ     Министерства просвещения  Российской Федерации от 25 ноября 2022г., п. 20.6.2.;

Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду». Старшая группа. Для занятий с детьми 5-6 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2016.

 

звуковая культура речи

Задачи для детей 5-6 лет:

Закреплять правильное, отчетливое произношение всех звуков родного языка;

 

умение различать на слух и отчетливо произносить часто смешиваемые звуки (с-ш, ж-з); определять место звука в слове.

 

 Продолжать развивать фонематический слух. Отрабатывать интонационную выразительность речи

 

               5-6 лет: Федеральная образовательная программа дошкольного образования.  Приказ     Министерства просвещения  Российской Федерации от 25 ноября 2022г., п. 20.6.2.;

Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду».Старшая группа. Для занятий с детьми 5-6 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2016.

грамматический строй речи

Задачи для детей 5-6 лет:

Совершенствовать умение детей согласовывать в предложении существительные с числительными, существительные с прилагательным, образовывать множественное число существительных, обозначающих детенышей животных.

 

 Развивать умения пользоваться несклоняемыми существительными (метро); образовывать по образцу однокоренные слова (кот-котенок-котище), образовывать существительные с увеличительными, уменьшительными, ласкательными суффиксами и улавливать оттенки в значении слов.

 

Познакомить с разными способами образования слов.

 

Продолжать совершенствовать у детей умение составлять по образцу простые и сложные предложения; при инсценировках пользоваться прямой и косвенной речью.

 

         5-6 лет: Федеральная образовательная программа дошкольного образования.  Приказ     Министерства просвещения  Российской Федерации от 25 ноября 2022г., п. 20.6.2.;

Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду». Старшая группа. Для занятий с детьми 5-6 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2016.

 

связная речь

Задачи для детей 5-6 лет:

Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи: закреплять умения поддерживать непринужденную беседу, задавать вопросы, правильно отвечать на вопросы педагога и детей; объединять в распространенном ответе реплики других детей, отвечать на один и тот же вопрос по-разному (кратко и распространенно).

 

Закреплять умение участвовать в общей беседе, внимательно слушать собеседника, не перебивать его, не отвлекаться.

 

 Поощрять разговоры детей по поводу игр, прочитанных книг, просмотренных фильмов.

 

 Продолжать формировать у детей умение использовать разнообразные формулы речевого этикета, употреблять их без напоминания; формировать культуру общения: называть взрослых по имени и отчеству, на «вы», называть друг друга ласковыми именами, во время разговора не опускать голову, смотреть в лицо собеседнику, не вмешиваться в разговор взрослых.

 

Развивать коммуникативно-речевые умения, умение связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие литературные произведения (сказки, рассказы) без помощи вопросов педагога, выразительно передавая диалоги действующих лиц, характеристики персонажей, формировать умение самостоятельно составлять по плану и образцу небольшие рассказы о предмете, по картине, набору картинок, составлять письма (педагогу, другу); составлять рассказы из опыта, передавая хорошо знакомые события.

 

 Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера по теме, предложенной педагогом.

     

         5-6 лет: Федеральная образовательная программа дошкольного образования.  Приказ     Министерства просвещения  Российской Федерации от 25 ноября 2022г., п. 20.6.2.;

Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду».Старшая группа. Для занятий с детьми 5-6 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2016.

 

подготовка детей к обучению грамоте

Задачи для детей 5-6 лет:

Формировать у детей умение производить анализ слов различной звуковой структуры, выделять словесное ударение и определять его место в структуре слова, качественно характеризовать выделяемые звуки (гласные, твердый согласный, мягкий согласный, ударный гласный, безударный гласный звук), правильно употреблять соответствующие термины.

 

Познакомить детей со словесным составом предложения и звуковым составом слова.

    

         5-6 лет: Федеральная образовательная программа дошкольного образования.  Приказ     Министерства просвещения  Российской Федерации от 25 ноября 2022г., п. 20.6.2.;

Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду». Старшая группа. Для занятий с детьми 5-6 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2016.

 

интерес к художественной литературе

Задачи для детей 5-6 лет:

Обогащать опыт восприятия жанров фольклора (потешки, песенки, прибаутки, сказки о животных, волшебные сказки) и художественной литературы (небольшие авторские сказки, рассказы, стихотворения).

 

Развивать интерес к произведениям познавательного характера.

 

Формировать положительное эмоциональное отношение к «чтению с продолжением» (сказка-повесть, цикл рассказов со сквозным персонажем).

 

Формировать избирательное отношение к известным произведениям фольклора и художественной литературы, поддерживать инициативу детей в выборе произведений для совместного слушания (в том числе и повторное).

 

Формировать представления о некоторых жанровых, композиционных, языковых особенностях произведений: поговорка, загадка, считалка, скороговорка, народная сказка, рассказ, стихотворение.

 

Углублять восприятие содержания и формы произведений (оценка характера персонажа с опорой на его портрет, поступки, мотивы поведения и другие средства раскрытия образа; ритм в поэтическом тексте; рассматривание иллюстраций разных художников к одному и тому же произведению).

 

 Совершенствовать художественно-речевые и исполнительские умения (выразительное чтение наизусть потешек, прибауток, стихотворений; выразительное чтение по ролям в инсценировках; пересказ близко к тексту).

 

Развивать образность речи и словесное творчество (умения выделять из текста образные единицы, понимать их значение; составлять короткие рассказы по потешке, прибаутке).

          

          5-6 лет: Федеральная образовательная программа дошкольного образования.  Приказ     Министерства просвещения  Российской Федерации от 25 ноября 2022г.; п. 20.6.2.;

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Старшая группа. - М.: Мозаика-Синтез, 2016;

 Хрестоматия для чтения детям  в детском саду и дома. 5-6лет. -  М.: Мозаика-Синтез, 2016.

 

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Задачи образовательной деятельности

 

возраст

5-6 лет

Федеральная образовательная программа дошкольного образования.  Приказ     Министерства просвещения  Российской Федерации от 25 ноября 2022г.

п. 21.6.1.

 

 

 

 

 

            Содержание образовательной деятельности в области «Художественно-эстетическое развитие»

 

приобщение к искусству

Задачи для детей 5-6 лет:

продолжать развивать эстетическое восприятие, эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, интерес к искусству;

 

умение наблюдать и оценивать прекрасное в окружающей действительности, природе;

 

развивать эмоциональный отклик на проявления красоты в окружающем мире, произведениях искусства и собственных творческих работах;

 

способствовать освоению эстетических оценок, суждений; формировать духовно-нравственные качества, в процессе ознакомления с различными видами искусства духовно-нравственного содержания;

 

 формировать бережное отношение к произведениям искусства;

 

 активизировать проявление эстетического отношения к окружающему миру (искусству, природе, предметам быта, игрушкам, социальным явлениям);

 

развивать эстетические интересы, эстетические предпочтения, желание познавать искусство и осваивать изобразительную и музыкальную деятельность;

 

продолжать развивать у детей стремление к познанию культурных традиций своего народа через творческую деятельность;

 

продолжать формировать умение выделять, называть, группировать произведения по видам искусства (литература, музыка, изобразительное искусство, архитектура, балет, театр, цирк, фотография);

 

продолжать знакомить детей с жанрами изобразительного и музыкального искусства;

 

продолжать знакомить детей с архитектурой;

 

расширять представления детей о народном искусстве, музыкальном фольклоре, художественных промыслах; развивать интерес к участию в фольклорных праздниках.

 

Продолжать формировать умение выделять и использовать в своей изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности средства выразительности разных видов искусства, знать и называть материалы для разных видов художественной деятельности;

 

уметь называть вид художественной деятельности, профессию и людей, которые работают в том или ином виде искусства;

 

поддерживать личностные проявления детей в процессе освоения искусства и собственной творческой деятельности: самостоятельность, инициативность, индивидуальность, творчество.

 

организовать посещение выставки, театра, музея, цирка

 

         5-6 лет: Федеральная образовательная программа дошкольного образования.  Приказ     Министерства просвещения  Российской Федерации от 25 ноября 2022г., п. 21.6.2.1.

 

изобразительная деятельность

Задачи для детей 5-6 лет:

продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности;

 

развивать художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности.

 

обогащать у детей сенсорный опыт, развивая органы восприятия: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус;

 

 закреплять у детей знания об основных формах предметов и объектов природы; развивать у детей эстетическое восприятие, желание созерцать красоту окружающего мира;

 

в процессе восприятия предметов и явлений развивать у детей мыслительные операции: анализ, сравнение, уподобление (на что похоже), установление сходства и различия предметов и их частей, выделение общего и единичного, характерных признаков, обобщение;

 

 формировать умение у детей передавать в изображении не только основные свойства предметов (форма, величина, цвет), но и характерные детали, соотношение предметов и их частей по величине, высоте, расположению относительно друг друга;

 

совершенствовать у детей изобразительные навыки и умения, формировать художественно-творческие способности;

 

развивать у детей чувство формы, цвета, пропорций;

 

поддерживать у детей стремление самостоятельно сочетать знакомые техники, помогать осваивать новые, по собственной инициативе объединять разные способы изображения;

 

 обогащать содержание изобразительной деятельности в соответствии с задачами познавательного и социального развития детей;

 

инициировать выбор сюжетов о семье, жизни в ДОО, а также о бытовых, общественных и природных явлениях (воскресный день в семье, группа на прогулке, профессии близких взрослых, любимые праздники, средства связи в их атрибутном воплощении, ферма, зоопарк, лес, луг, аквариум, герои и эпизоды из любимых сказок и мультфильмов);

 

 продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством (Городецкая роспись, Полховско-майданская роспись, Гжельская роспись), расширять представления о народных игрушках (городецкая игрушка, богородская игрушка, матрешка, бирюльки);

 

 развивать декоративное творчество детей (в том числе коллективное);

 

поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства, мысли;

 

 поддерживать личностное творческое начало;

 

 формировать у детей умение организовывать свое рабочее место, готовить все необходимое для занятий;

 

работать аккуратно, экономно расходовать материалы, сохранять рабочее место в чистоте, по окончании работы приводить его в порядок.

 

         

          5-6 лет: Федеральная образовательная программа дошкольного образования.  Приказ     Министерства просвещения  Российской Федерации от 25 ноября 2022г., п. 21.6.2.2.;

Комарова Т. С. Детское художественное творчество. Для работы с детьми 2-7 лет.- М.:  Мозаика-Ситез, 2016;

Комарова Т.С. Народное искусство – детям. 3-7 лет.- М.: Мозаика-Синтез, 2016;

Комарова Т.С. Развитие художественных способностей дошкольников 3-7 лет.- М.: Мозаика- Синтез, 2016;

Комарова Т.С «Изобразительная деятельность в детском саду» Старшая группа.- М.: Мозаика- Синтез, 2016.

 

конструктивная деятельность

реализуется в совместной и самостоятельной деятельности

Задачи для детей 5-6 лет:

продолжать развивать умение детей устанавливать связь между создаваемыми постройками и тем, что они видят в окружающей жизни;

 

создавать разнообразные постройки и конструкции;

 

 поощрять у детей самостоятельность, творчество, инициативу, дружелюбие.

 

         5-6 лет: Федеральная образовательная программа дошкольного образования.  Приказ     Министерства просвещения  Российской Федерации от 25 ноября 2022г., п.21.6.2.3.;

Куцакова Л.В. «Конструирование из строительного материала» Старшая группа.- М.: Мозаика- Синтез, 2016.

музыкальная деятельность

Задачи для детей 5-6 лет:

продолжать формировать у детей эстетическое восприятие музыки, умение различать жанры (песня, танец, марш);

 

 развивать у детей музыкальную память, умение различать на слух звуки по высоте, музыкальные инструменты;

 

 формировать у детей музыкальную культуру на основе знакомства с классической, народной и современной музыкой;

 

накапливать представления о жизни и творчестве композиторов; продолжать развивать у детей интерес и любовь к музыке, музыкальную отзывчивость на нее;

 

продолжать развивать у детей музыкальные способности детей: звуковысотный, ритмический, тембровый, динамический слух;

 

 развивать у детей умение творческой интерпретации музыки разными средствами художественной выразительности;

 

способствовать дальнейшему развитию у детей навыков пения, движений под музыку, игры и импровизации мелодий на детских музыкальных инструментах;

 

 творческой активности детей;

 

развивать у детей умение сотрудничества в коллективной музыкальной деятельности.

 

         5-6 лет: Федеральная образовательная программа дошкольного образования.  Приказ     Министерства просвещения  Российской Федерации от 25 ноября 2022г., п. 21.6.2.4.;

Каплунова И., Новоскольцева И. «Праздник каждый день».- Санкт – Петербург: «Композитор», 2008.

 

театрализованная деятельность

Задачи для детей 5-6 лет:

знакомить детей с различными видами театрального искусства (кукольный театр, балет, опера и пр.);

 

знакомить детей с театральной терминологией (акт, актер, антракт, кулисы и т.д.);

 

 развивать интерес к сценическому искусству;

 

создавать атмосферу творческого выбора и инициативы для каждого ребенка;

 

развивать личностные качеств (коммуникативные навыки, партнерские взаимоотношения;

 

 воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками;

 

 развивать навыки действий с воображаемыми предметами;

 

способствовать развитию навыков передачи образа различными способами (речь, мимика, жест, пантомима и пр.);

 

 создавать условия для показа результатов творческой деятельности, поддерживать инициативу изготовления декораций, элементов костюмов и атрибутов.

 

5-6 лет: Федеральная образовательная программа дошкольного образования.  Приказ     Министерства просвещения  Российской Федерации от 25 ноября 2022г., п. 21.6.2.5..

 

культурно-досуговая деятельность

Задачи для детей 5-6 лет:

развивать желание организовывать свободное время с интересом и пользой.

 

Формировать основы досуговой культуры во время игр, творчества, прогулки и пр.;

 

создавать условия для проявления культурных потребностей и интересов, а также их использования в организации своего досуга;

 

 формировать понятия праздничный и будний день, понимать их различия;

 

знакомить с историей возникновения праздников, воспитывать бережное отношение к народным праздничным традициям и обычаям;

 

развивать интерес к участию в праздничных программах и вызывать желание принимать участие в подготовке помещений к ним (украшение флажками, гирляндами, цветами и пр.);

 

 формировать внимание и отзывчивость к окружающим людям во время праздничных мероприятий (поздравлять, приглашать на праздник, готовить подарки и пр.);

 

воспитывать интерес к народной культуре, продолжать знакомить с традициями народов страны;

 воспитывать интерес и желание участвовать в народных праздниках и развлечениях;

 

 поддерживать интерес к участию в творческих объединениях дополнительного образования в ДОО и вне ее.

 

5-6 лет: Федеральная образовательная программа дошкольного образования.  Приказ     Министерства просвещения  Российской Федерации от 25 ноября 2022г., п. 21.6.2.6..

 

Образовательная область «Физическое развитие»

Задачи образовательной деятельности

 

возраст

5-6 лет

Федеральная образовательная программа дошкольного образования.  Приказ     Министерства просвещения  Российской Федерации от 25 ноября 2022г.

п. 22.6.1.

 

            Содержание образовательной деятельности в области «Физическое развитие»

Задачи для детей 5-6 лет:

обогащать двигательный опыт, создавать условия для оптимальной двигательной деятельности, развивая умения осознанно, технично, точно, активно выполнять упражнения основной гимнастики, осваивать спортивные упражнения, элементы спортивных игр, элементарные туристские навыки;

 

развивать психофизические качества, координацию, мелкую моторику ориентировку в пространстве, равновесие, точность и меткость, воспитывать самоконтроль и самостоятельность, проявлять творчество при выполнении движений и в подвижных играх, соблюдать правила в подвижной игре, взаимодействовать в команде;

 

воспитывать патриотические чувства и нравственно-волевые качества в подвижных и спортивных играх, формах активного отдыха;

 

 продолжать развивать интерес к физической культуре, формировать представления о разных видах спорта и достижениях российских спортсменов;

 

укреплять здоровье ребенка, формировать правильную осанку, укреплять опорно-двигательный аппарат, повышать иммунитет средствами физического воспитания;

 

расширять представления о здоровье и его ценности, факторах на него влияющих, оздоровительном воздействии физических упражнений, туризме как форме активного отдыха;

 

воспитывать бережное и заботливое отношение к своему здоровью и здоровью окружающих, осознанно соблюдать правила здорового образа жизни и безопасности в двигательной деятельности и во время туристских прогулок и экскурсий.

основная гимнастика

 

5-6 лет: Федеральная образовательная программа дошкольного образования.  Приказ     Министерства просвещения  Российской Федерации от 25 ноября 2022г., п. 22.6.2.;

Пензулаева Л.И. Физическая культура в детском саду. Старшая группа. Для занятий с детьми 5- 6лет.- М.: Мозаика-Синтез, 2016;

Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика. Комплексы упражнений для детей 3-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2016;

Харченко Т.Е. Утренняя гимнастика в детском саду: Учебное пособие для занятий с детьми 5-7 лет.- М.: Мозаика-Синтез, 2016;

Чеменева А.А., Столмакова Т.В.  Парциальная программа «Система обучения плаванию детей дошкольного возраста». – СПб.: ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011,  ( стр. 32-33).

 

подвижные игры

 

5-6 лет: Федеральная образовательная программа дошкольного образования.  Приказ     Министерства просвещения  Российской Федерации от 25 ноября 2022г., п. 22.6.2.;

Степаненкова Э.Я. Сборник подвижных игр. Для занятий с детьми 2-7 лет.- М.: Мозаика-Синтез, 2016;

Борисова М.М. Малоподвижные игры и игровые упражнения» для детей 3-7 лет.- М.: Мозаика-Синтез, 2016.

 

 

формирование основ  здорового образа жизни

 

5-6 лет: Федеральная образовательная программа дошкольного образования.  Приказ     Министерства просвещения  Российской Федерации от 25 ноября 2022г., п. 22.6.2..

 

спортивные игры

 

 

5-6 лет: Федеральная образовательная программа дошкольного образования.  Приказ     Министерства просвещения  Российской Федерации от 25 ноября 2022г., п. 22.6.2..

 

спортивные упражнения

 

5-6 лет: Федеральная образовательная программа дошкольного образования.  Приказ     Министерства просвещения  Российской Федерации от 25 ноября 2022г., п. 22.6.2..

 

активный отдых

 

5-6 лет: Федеральная образовательная программа дошкольного образования.  Приказ     Министерства просвещения  Российской Федерации от 25 ноября 2022г., п. 22.6.2..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskoe_obespechenie_obrazovatelnogo_protsessa.docx34.62 КБ

Предварительный просмотр:

Методическое обеспечение образовательного процесса в старшей группе общеразвивающей направленности.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Задачи образовательной  деятельности 

возраст

5-6 лет

Федеральная образовательная программа дошкольного образования.  Приказ     Министерства просвещения  Российской Федерации от 25 ноября 2022г.

п. 18.6.1.

            Содержание образовательной деятельности в области «Социально- коммуникативное развитие»:

Социальные отношения

Задачи для детей 5-6 лет:

обогащать представления детей о формах поведения и действиях в различных

ситуациях в семье и ДОО;

содействовать пониманию детьми собственных и чужих эмоциональных

состояний и переживаний, овладению способами эмпатийного поведения в ответ на

разнообразные эмоциональные проявления сверстников и взрослых;

поддерживать интерес детей к отношениям и событиям в коллективе,

согласованию действий между собой и заинтересованности в общем результате

совместной деятельности;

обеспечивать умение детей вырабатывать и принимать правила

взаимодействия в группе, понимание детьми последствий несоблюдения принятых

правил;

расширять представления о правилах поведения в общественных местах; об

обязанностях в группе.

 

          5-6 лет: Федеральная образовательная программа дошкольного образования.  Приказ     Министерства просвещения  Российской Федерации от 25 ноября 2022г., п. 18.6.2.;

Петрова В.И., Стульник Т.Д. «Этические беседы с детьми 4-7 лет». - М.: Мозаика-Синтез, 2016г.

 Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3-7 лет. - М.: Мозаика-ситез, 2016;

 Губанова Н.Ф.  Игровая деятельность в детском саду. Для работы с детьми 2-7 лет.- М.: Мозаика-Синтез, 2016;

Абрамова Л.В., Слепцова И.Ф. Социально-коммуникативное развитие дошкольников: старшая группа. - М.: Мозаика-Синтез, 2018.

Формирование основ гражданственности и патриотизма

Задачи для детей 5-6 лет:

воспитывать уважительное отношение к Родине, к людям разных национальностей, проживающим на территории России, их культурному наследию;

знакомить детей с содержанием государственных праздников и традициями празднования, развивать патриотические чувства, уважение и гордость за поступки героев Отечества, достижения страны;

 поддерживать детскую любознательность по отношению к родному краю, эмоциональный отклик на проявления красоты в различных архитектурных объектах и произведениях искусства, явлениях природы.

          5-6 лет: Федеральная образовательная программа дошкольного образования.  Приказ     Министерства просвещения  Российской Федерации от 25 ноября 2022г., п. 18.6.2.;

Петрова В.И., Стульник Т.Д. «Этические беседы с детьми 4-7 лет». - М.: Мозаика-Синтез, 2016г.

 Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3-7 лет. - М.: Мозаика-ситез, 2016;

 Губанова Н.Ф.  Игровая деятельность в детском саду. Для работы с детьми 2-7 лет.- М.: Мозаика-Синтез, 2016;

Абрамова Л.В., Слепцова И.Ф. Социально-коммуникативное развитие дошкольников: старшая группа. - М.: Мозаика-Синтез, 2018.

Трудовое воспитание

Задачи для детей 5-6 лет:

формировать представления о профессиях и трудовых процессах;

воспитывать бережное отношение к труду взрослых, к результатам их труда;

 развивать самостоятельность и инициативу в трудовой деятельности по самообслуживанию, хозяйственно-бытовому, ручному труду и конструированию, труду в природе;

 

знакомить детей с элементарными экономическими знаниями, формировать первоначальные представления о финансовой грамотности.

             5-6 лет: Федеральная образовательная программа дошкольного образования.  Приказ     Министерства просвещения  Российской Федерации от 25 ноября 2022г., п. 18.6.2.;

Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3-7 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2016;

 Куцакова Л.В. Трудовое воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 3-7 лет. ФГОС ДО. - М.: Мозаика-Синтез, 2016.

Формирование основ безопасного поведения

Задачи для детей 5-6 лет:

формировать представления детей об основных источниках и видах опасности в быту, на улице, в природе, в сети Интернет и способах безопасного поведения;

о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;

 формировать осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям;

знакомить с основными правилами пользования сети Интернет, цифровыми ресурсами, исключая практическое использование электронных средств обучения индивидуального использования

           5-6 лет: Федеральная образовательная программа дошкольного образования.  Приказ     Министерства просвещения  Российской Федерации от 25 ноября 2022г., п. 18.6.2.;

Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. Для занятий с детьми 2-7 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2016;

Саулина Т.Ф. «Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения (3-7 лет).- М.: Мозаика- Синтез, 2016г.

Образовательная область «Познавательное развитие»

Задачи образовательной деятельности

возраст

5-6 лет

Федеральная образовательная программа дошкольного образования.  Приказ     Министерства просвещения  Российской Федерации от 25 ноября 2022г.

п. 19.6.1.

            Содержание образовательной деятельности в области «Познавательное развитие»

Задачи для детей 5-6 лет:

развивать интерес детей к самостоятельному познанию объектов окружающего мира в его разнообразных проявлениях и простейших зависимостях;

формировать представления детей о цифровых средствах познания окружающего мира, способах их безопасного использования;

развивать способность использовать математические знания и аналитические способы для познания математической стороны окружающего мира: опосредованное сравнение объектов с помощью заместителей (условной меры), сравнение по разным основаниям, счет, упорядочивание, классификация, сериация и т. п.);

совершенствовать ориентировку в пространстве и времени;

 развивать способы взаимодействия с членами семьи и людьми ближайшего окружения в познавательной деятельности, расширять самостоятельные действия различной направленности, закреплять позитивный опыт в самостоятельной и совместной со взрослым и сверстниками деятельности;

расширять представления о многообразии объектов живой природы, их особенностях, среде обитания и образе жизни, в разные сезоны года, их потребностях;

продолжать учить группировать объекты живой природы;

 продолжать учить детей использовать приемы экспериментирования для познания объектов живой и неживой природы и их свойств и качеств;

продолжать знакомить с сезонными изменениями в природе, и деятельностью человека в разные сезоны, воспитывать положительное отношение ко всем живым существам, желание их беречь и заботиться

Сенсорные эталоны и познавательные действия

          5-6 лет: Федеральная образовательная программа дошкольного образования.  Приказ     Министерства просвещения  Российской Федерации от 25 ноября 2022г., п. 19.6.2.;

Шиян О. Развитие творческого мышления. Работаем по сказке. Для занятий с детьми от 3 до 7 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2016;

Крашенинников Е.Е., Холодова О.Л. Развитие познавательных способностей дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет.- М.: Мозаика-Синтез, 2016;

Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. 4-7 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2016.

математические представления

        5-6 лет: Федеральная образовательная программа дошкольного образования.  Приказ     Министерства просвещения  Российской Федерации от 25 ноября 2022г., п. 19.6.2.;

Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений Старшая группа.(5-6 лет). – М.: Мозаика-Синтез, 2016.

окружающий мир

     

          5-6 лет: Федеральная образовательная программа дошкольного образования.  Приказ     Министерства просвещения  Российской Федерации от 25 ноября 2022г., п. 19.6.2.;

Павлова Л.Ю. «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром (3-7 лет). - М.: Мозаика-Синтез, 2016;

Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Старшая группа. Для занятий с детьми 5-6 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2016.

Природа

        5-6 лет: Федеральная образовательная программа дошкольного образования.  Приказ     Министерства просвещения  Российской Федерации от 25 ноября 2022г., п. 19.6.2.;

 Соломенникова О.А.  Ознакомление с природой старшая группа. Для занятий с детьми 5-6 лет. - М.: Мозаика-ситез, 2016;

Николаева С.Н.  Парциальная программа «Юный эколог». Система работы в старшей группе детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2017.

Образовательная область «Речевое развитие»

Задачи образовательной  деятельности

возраст

5-6 лет

Федеральная образовательная программа дошкольного образования.  Приказ     Министерства просвещения  Российской Федерации от 25 ноября 2022г.

п. 20.6.1.

            Содержание образовательной деятельности в области «Речевое развитие»

формирование словаря

Задачи для детей 5-6 лет:

Обогащение словаря.

 Вводить в словарь детей существительные, обозначающие профессии (каменщик, тракторист, швея); названия техники (экскаватор, комбайн); прилагательные, обозначающие признаки предметов; наречия, характеризующие отношение людей к труду (старательно, бережно); глаголы, характеризующие трудовую деятельность людей.

Упражнять детей в умении подбирать слова со сходными значениями (синонимы) и противоположными значениями (антонимы).

Активизация словаря.

 Закреплять у детей умение правильно, точно по смыслу употреблять в речи существительные, прилагательные, глаголы, наречия, предлоги, использовать существительные с обобщающим значением (строитель, хлебороб).

         5-6 лет: Федеральная образовательная программа дошкольного образования.  Приказ     Министерства просвещения  Российской Федерации от 25 ноября 2022г., п. 20.6.2.;

Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду». Старшая группа. Для занятий с детьми 5-6 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2016.

звуковая культура речи

Задачи для детей 5-6 лет: 

Закреплять правильное, отчетливое произношение всех звуков родного языка;

умение различать на слух и отчетливо произносить часто смешиваемые звуки (с-ш, ж-з); определять место звука в слове.

 Продолжать развивать фонематический слух. Отрабатывать интонационную выразительность речи

               5-6 лет: Федеральная образовательная программа дошкольного образования.  Приказ     Министерства просвещения  Российской Федерации от 25 ноября 2022г., п. 20.6.2.;

Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду».Старшая группа. Для занятий с детьми 5-6 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2016.

грамматический строй речи

Задачи для детей 5-6 лет:

Совершенствовать умение детей согласовывать в предложении существительные с числительными, существительные с прилагательным, образовывать множественное число существительных, обозначающих детенышей животных.

 Развивать умения пользоваться несклоняемыми существительными (метро); образовывать по образцу однокоренные слова (кот-котенок-котище), образовывать существительные с увеличительными, уменьшительными, ласкательными суффиксами и улавливать оттенки в значении слов.

Познакомить с разными способами образования слов.

Продолжать совершенствовать у детей умение составлять по образцу простые и сложные предложения; при инсценировках пользоваться прямой и косвенной речью.

         5-6 лет: Федеральная образовательная программа дошкольного образования.  Приказ     Министерства просвещения  Российской Федерации от 25 ноября 2022г., п. 20.6.2.;

Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду». Старшая группа. Для занятий с детьми 5-6 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2016.

связная речь

Задачи для детей 5-6 лет:

Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи: закреплять умения поддерживать непринужденную беседу, задавать вопросы, правильно отвечать на вопросы педагога и детей; объединять в распространенном ответе реплики других детей, отвечать на один и тот же вопрос по-разному (кратко и распространенно).

Закреплять умение участвовать в общей беседе, внимательно слушать собеседника, не перебивать его, не отвлекаться.

 Поощрять разговоры детей по поводу игр, прочитанных книг, просмотренных фильмов.

 Продолжать формировать у детей умение использовать разнообразные формулы речевого этикета, употреблять их без напоминания; формировать культуру общения: называть взрослых по имени и отчеству, на «вы», называть друг друга ласковыми именами, во время разговора не опускать голову, смотреть в лицо собеседнику, не вмешиваться в разговор взрослых.

Развивать коммуникативно-речевые умения, умение связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие литературные произведения (сказки, рассказы) без помощи вопросов педагога, выразительно передавая диалоги действующих лиц, характеристики персонажей, формировать умение самостоятельно составлять по плану и образцу небольшие рассказы о предмете, по картине, набору картинок, составлять письма (педагогу, другу); составлять рассказы из опыта, передавая хорошо знакомые события.

 Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера по теме, предложенной педагогом.

     

         5-6 лет: Федеральная образовательная программа дошкольного образования.  Приказ     Министерства просвещения  Российской Федерации от 25 ноября 2022г., п. 20.6.2.;

Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду».Старшая группа. Для занятий с детьми 5-6 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2016.

подготовка детей к обучению грамоте

Задачи для детей 5-6 лет:

Формировать у детей умение производить анализ слов различной звуковой структуры, выделять словесное ударение и определять его место в структуре слова, качественно характеризовать выделяемые звуки (гласные, твердый согласный, мягкий согласный, ударный гласный, безударный гласный звук), правильно употреблять соответствующие термины.

Познакомить детей со словесным составом предложения и звуковым составом слова.

     

         5-6 лет: Федеральная образовательная программа дошкольного образования.  Приказ     Министерства просвещения  Российской Федерации от 25 ноября 2022г., п. 20.6.2.;

Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду». Старшая группа. Для занятий с детьми 5-6 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2016.

интерес к художественной литературе

Задачи для детей 5-6 лет:

Обогащать опыт восприятия жанров фольклора (потешки, песенки, прибаутки, сказки о животных, волшебные сказки) и художественной литературы (небольшие авторские сказки, рассказы, стихотворения).

Развивать интерес к произведениям познавательного характера.

Формировать положительное эмоциональное отношение к «чтению с продолжением» (сказка-повесть, цикл рассказов со сквозным персонажем).

Формировать избирательное отношение к известным произведениям фольклора и художественной литературы, поддерживать инициативу детей в выборе произведений для совместного слушания (в том числе и повторное).

Формировать представления о некоторых жанровых, композиционных, языковых особенностях произведений: поговорка, загадка, считалка, скороговорка, народная сказка, рассказ, стихотворение.

Углублять восприятие содержания и формы произведений (оценка характера персонажа с опорой на его портрет, поступки, мотивы поведения и другие средства раскрытия образа; ритм в поэтическом тексте; рассматривание иллюстраций разных художников к одному и тому же произведению).

 Совершенствовать художественно-речевые и исполнительские умения (выразительное чтение наизусть потешек, прибауток, стихотворений; выразительное чтение по ролям в инсценировках; пересказ близко к тексту).

Развивать образность речи и словесное творчество (умения выделять из текста образные единицы, понимать их значение; составлять короткие рассказы по потешке, прибаутке).

           

          5-6 лет: Федеральная образовательная программа дошкольного образования.  Приказ     Министерства просвещения  Российской Федерации от 25 ноября 2022г.; п. 20.6.2.;

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Старшая группа. - М.: Мозаика-Синтез, 2016;

 Хрестоматия для чтения детям  в детском саду и дома. 5-6лет. -  М.: Мозаика-Синтез, 2016.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Задачи образовательной деятельности

возраст

5-6 лет

Федеральная образовательная программа дошкольного образования.  Приказ     Министерства просвещения  Российской Федерации от 25 ноября 2022г.

п. 21.6.1.

            Содержание образовательной деятельности в области «Художественно-эстетическое развитие»

приобщение к искусству

Задачи для детей 5-6 лет:

продолжать развивать эстетическое восприятие, эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, интерес к искусству;

умение наблюдать и оценивать прекрасное в окружающей действительности, природе;

развивать эмоциональный отклик на проявления красоты в окружающем мире, произведениях искусства и собственных творческих работах;

способствовать освоению эстетических оценок, суждений; формировать духовно-нравственные качества, в процессе ознакомления с различными видами искусства духовно-нравственного содержания;

 формировать бережное отношение к произведениям искусства;

 активизировать проявление эстетического отношения к окружающему миру (искусству, природе, предметам быта, игрушкам, социальным явлениям);

развивать эстетические интересы, эстетические предпочтения, желание познавать искусство и осваивать изобразительную и музыкальную деятельность;

продолжать развивать у детей стремление к познанию культурных традиций своего народа через творческую деятельность;

продолжать формировать умение выделять, называть, группировать произведения по видам искусства (литература, музыка, изобразительное искусство, архитектура, балет, театр, цирк, фотография);

продолжать знакомить детей с жанрами изобразительного и музыкального искусства;

продолжать знакомить детей с архитектурой;

расширять представления детей о народном искусстве, музыкальном фольклоре, художественных промыслах; развивать интерес к участию в фольклорных праздниках.

Продолжать формировать умение выделять и использовать в своей изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности средства выразительности разных видов искусства, знать и называть материалы для разных видов художественной деятельности;

уметь называть вид художественной деятельности, профессию и людей, которые работают в том или ином виде искусства;

поддерживать личностные проявления детей в процессе освоения искусства и собственной творческой деятельности: самостоятельность, инициативность, индивидуальность, творчество.

организовать посещение выставки, театра, музея, цирка

         5-6 лет: Федеральная образовательная программа дошкольного образования.  Приказ     Министерства просвещения  Российской Федерации от 25 ноября 2022г., п. 21.6.2.1.

изобразительная деятельность

Задачи для детей 5-6 лет:

продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности;

развивать художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности.

обогащать у детей сенсорный опыт, развивая органы восприятия: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус;

 закреплять у детей знания об основных формах предметов и объектов природы; развивать у детей эстетическое восприятие, желание созерцать красоту окружающего мира;

в процессе восприятия предметов и явлений развивать у детей мыслительные операции: анализ, сравнение, уподобление (на что похоже), установление сходства и различия предметов и их частей, выделение общего и единичного, характерных признаков, обобщение;

 формировать умение у детей передавать в изображении не только основные свойства предметов (форма, величина, цвет), но и характерные детали, соотношение предметов и их частей по величине, высоте, расположению относительно друг друга;

совершенствовать у детей изобразительные навыки и умения, формировать художественно-творческие способности;

развивать у детей чувство формы, цвета, пропорций;

поддерживать у детей стремление самостоятельно сочетать знакомые техники, помогать осваивать новые, по собственной инициативе объединять разные способы изображения;

 обогащать содержание изобразительной деятельности в соответствии с задачами познавательного и социального развития детей;

инициировать выбор сюжетов о семье, жизни в ДОО, а также о бытовых, общественных и природных явлениях (воскресный день в семье, группа на прогулке, профессии близких взрослых, любимые праздники, средства связи в их атрибутном воплощении, ферма, зоопарк, лес, луг, аквариум, герои и эпизоды из любимых сказок и мультфильмов);

 продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством (Городецкая роспись, Полховско-майданская роспись, Гжельская роспись), расширять представления о народных игрушках (городецкая игрушка, богородская игрушка, матрешка, бирюльки);

 развивать декоративное творчество детей (в том числе коллективное);

поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства, мысли;

 поддерживать личностное творческое начало;

 формировать у детей умение организовывать свое рабочее место, готовить все необходимое для занятий;

работать аккуратно, экономно расходовать материалы, сохранять рабочее место в чистоте, по окончании работы приводить его в порядок.

         

          5-6 лет: Федеральная образовательная программа дошкольного образования.  Приказ     Министерства просвещения  Российской Федерации от 25 ноября 2022г., п. 21.6.2.2.;

Комарова Т. С. Детское художественное творчество. Для работы с детьми 2-7 лет.- М.:  Мозаика-Ситез, 2016;

Комарова Т.С. Народное искусство – детям. 3-7 лет.- М.: Мозаика-Синтез, 2016;

Комарова Т.С. Развитие художественных способностей дошкольников 3-7 лет.- М.: Мозаика- Синтез, 2016;

Комарова Т.С «Изобразительная деятельность в детском саду» Старшая группа.- М.: Мозаика- Синтез, 2016.

конструктивная деятельность

реализуется в совместной и самостоятельной деятельности

Задачи для детей 5-6 лет:

продолжать развивать умение детей устанавливать связь между создаваемыми постройками и тем, что они видят в окружающей жизни;

создавать разнообразные постройки и конструкции;

 поощрять у детей самостоятельность, творчество, инициативу, дружелюбие.

         5-6 лет: Федеральная образовательная программа дошкольного образования.  Приказ     Министерства просвещения  Российской Федерации от 25 ноября 2022г., п.21.6.2.3.;

Куцакова Л.В. «Конструирование из строительного материала» Старшая группа.- М.: Мозаика- Синтез, 2016.

музыкальная деятельность

Задачи для детей 5-6 лет:

продолжать формировать у детей эстетическое восприятие музыки, умение различать жанры (песня, танец, марш);

 развивать у детей музыкальную память, умение различать на слух звуки по высоте, музыкальные инструменты;

 формировать у детей музыкальную культуру на основе знакомства с классической, народной и современной музыкой;

накапливать представления о жизни и творчестве композиторов; продолжать развивать у детей интерес и любовь к музыке, музыкальную отзывчивость на нее;

продолжать развивать у детей музыкальные способности детей: звуковысотный, ритмический, тембровый, динамический слух;

 развивать у детей умение творческой интерпретации музыки разными средствами художественной выразительности;

способствовать дальнейшему развитию у детей навыков пения, движений под музыку, игры и импровизации мелодий на детских музыкальных инструментах;

 творческой активности детей;

развивать у детей умение сотрудничества в коллективной музыкальной деятельности.

         5-6 лет: Федеральная образовательная программа дошкольного образования.  Приказ     Министерства просвещения  Российской Федерации от 25 ноября 2022г., п. 21.6.2.4.;

Каплунова И., Новоскольцева И. «Праздник каждый день».- Санкт – Петербург: «Композитор», 2008.

театрализованная деятельность

Задачи для детей 5-6 лет:

знакомить детей с различными видами театрального искусства (кукольный театр, балет, опера и пр.);

знакомить детей с театральной терминологией (акт, актер, антракт, кулисы и т.д.);

 развивать интерес к сценическому искусству;

создавать атмосферу творческого выбора и инициативы для каждого ребенка;

развивать личностные качеств (коммуникативные навыки, партнерские взаимоотношения;

 воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками;

 развивать навыки действий с воображаемыми предметами;

способствовать развитию навыков передачи образа различными способами (речь, мимика, жест, пантомима и пр.);

 создавать условия для показа результатов творческой деятельности, поддерживать инициативу изготовления декораций, элементов костюмов и атрибутов.

5-6 лет: Федеральная образовательная программа дошкольного образования.  Приказ     Министерства просвещения  Российской Федерации от 25 ноября 2022г., п. 21.6.2.5..

культурно-досуговая деятельность

Задачи для детей 5-6 лет:

развивать желание организовывать свободное время с интересом и пользой.

Формировать основы досуговой культуры во время игр, творчества, прогулки и пр.;

создавать условия для проявления культурных потребностей и интересов, а также их использования в организации своего досуга;

 формировать понятия праздничный и будний день, понимать их различия;

знакомить с историей возникновения праздников, воспитывать бережное отношение к народным праздничным традициям и обычаям;

развивать интерес к участию в праздничных программах и вызывать желание принимать участие в подготовке помещений к ним (украшение флажками, гирляндами, цветами и пр.);

 формировать внимание и отзывчивость к окружающим людям во время праздничных мероприятий (поздравлять, приглашать на праздник, готовить подарки и пр.);

воспитывать интерес к народной культуре, продолжать знакомить с традициями народов страны;

 воспитывать интерес и желание участвовать в народных праздниках и развлечениях;

 поддерживать интерес к участию в творческих объединениях дополнительного образования в ДОО и вне ее.

5-6 лет: Федеральная образовательная программа дошкольного образования.  Приказ     Министерства просвещения  Российской Федерации от 25 ноября 2022г., п. 21.6.2.6..

Образовательная область «Физическое развитие»

Задачи образовательной деятельности

возраст

5-6 лет

Федеральная образовательная программа дошкольного образования.  Приказ     Министерства просвещения  Российской Федерации от 25 ноября 2022г.

п. 22.6.1.

            Содержание образовательной деятельности в области «Физическое развитие»

Задачи для детей 5-6 лет:

обогащать двигательный опыт, создавать условия для оптимальной двигательной деятельности, развивая умения осознанно, технично, точно, активно выполнять упражнения основной гимнастики, осваивать спортивные упражнения, элементы спортивных игр, элементарные туристские навыки;

развивать психофизические качества, координацию, мелкую моторику ориентировку в пространстве, равновесие, точность и меткость, воспитывать самоконтроль и самостоятельность, проявлять творчество при выполнении движений и в подвижных играх, соблюдать правила в подвижной игре, взаимодействовать в команде;

воспитывать патриотические чувства и нравственно-волевые качества в подвижных и спортивных играх, формах активного отдыха;

 продолжать развивать интерес к физической культуре, формировать представления о разных видах спорта и достижениях российских спортсменов;

укреплять здоровье ребенка, формировать правильную осанку, укреплять опорно-двигательный аппарат, повышать иммунитет средствами физического воспитания;

расширять представления о здоровье и его ценности, факторах на него влияющих, оздоровительном воздействии физических упражнений, туризме как форме активного отдыха;

воспитывать бережное и заботливое отношение к своему здоровью и здоровью окружающих, осознанно соблюдать правила здорового образа жизни и безопасности в двигательной деятельности и во время туристских прогулок и экскурсий.

основная гимнастика

5-6 лет: Федеральная образовательная программа дошкольного образования.  Приказ     Министерства просвещения  Российской Федерации от 25 ноября 2022г., п. 22.6.2.;

Пензулаева Л.И. Физическая культура в детском саду. Старшая группа. Для занятий с детьми 5- 6лет.- М.: Мозаика-Синтез, 2016;

Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика. Комплексы упражнений для детей 3-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2016;

Харченко Т.Е. Утренняя гимнастика в детском саду: Учебное пособие для занятий с детьми 5-7 лет.- М.: Мозаика-Синтез, 2016;

Чеменева А.А., Столмакова Т.В.  Парциальная программа «Система обучения плаванию детей дошкольного возраста». – СПб.: ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011,  ( стр. 32-33).

 

подвижные игры

5-6 лет: Федеральная образовательная программа дошкольного образования.  Приказ     Министерства просвещения  Российской Федерации от 25 ноября 2022г., п. 22.6.2.;

Степаненкова Э.Я. Сборник подвижных игр. Для занятий с детьми 2-7 лет.- М.: Мозаика-Синтез, 2016;

Борисова М.М. Малоподвижные игры и игровые упражнения» для детей 3-7 лет.- М.: Мозаика-Синтез, 2016.

формирование основ  здорового образа жизни

5-6 лет: Федеральная образовательная программа дошкольного образования.  Приказ     Министерства просвещения  Российской Федерации от 25 ноября 2022г., п. 22.6.2..

спортивные игры

5-6 лет: Федеральная образовательная программа дошкольного образования.  Приказ     Министерства просвещения  Российской Федерации от 25 ноября 2022г., п. 22.6.2..

спортивные упражнения

5-6 лет: Федеральная образовательная программа дошкольного образования.  Приказ     Министерства просвещения  Российской Федерации от 25 ноября 2022г., п. 22.6.2..

активный отдых

5-6 лет: Федеральная образовательная программа дошкольного образования.  Приказ     Министерства просвещения  Российской Федерации от 25 ноября 2022г., п. 22.6.2..