Развитие словотворчества детей дошкольного возраста
Речевое развитие включает: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря, развитию связной, грамматически правильной, диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; знакомство с книжной культурой, детской литературой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slovotvorchestvo.docx | 15.43 КБ |
Предварительный просмотр:
"Развитие словотворчества детей дошкольного возраста "
Дошкольное детство является наиболее важным периодом в развитии всех психических процессов, а особенно речи.
Творческие способности детей, креативное мышление особенно ярко проявляются в словотворчестве. Словотворчество или новообразования – явления, которое издавна имеет место в речи, а в науке о языке закреплено как окказионализм. Дети, особенно в старшей, подготовительной группе должны знать, что словотворчество имеет место в жизни, оно известно, и значимо для речи. Именно при помощи словотворчества писатели и поэты находят возможность более точно и образно охарактеризовать ситуацию; при помощи словотворчества создаются смешные слова, словосочетания. Важно уметь так образовывать слово, чтобы оно нашло место в язык, запомнилось, понравилось другим людям и использовалось ими.
Речевое развитие включает: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря, развитию связной, грамматически правильной, диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; знакомство с книжной культурой, детской литературой.
Многие исследователи отмечают, что словотворчество – естественный способ освоить лексическое богатство родного языка, осмыслить разнообразие грамматических форм. Активное словопроизводство способствует развитию речи и воображения, свидетельствует о творческой личности ребенка.
В ходе анализа методической литературы выявили следующие методы и приемы, позволяющие развивать процесс словотворчества детей. Ими стали:
Игры – драматизации, импровизации, инсценировки, кукольный театр, элементы игры и драматизации при рассматривании картин, рисовании, лепке, аппликации. Такие виды игровой активности создают естественные условия для возникновения языковых игр.
Такие игры предлагали: Г. Швайко «Игры, игровые упражнения для развития речи» (М. Просвещение, 1988);
Г. А. Тумакова «Ознакомление дошкольника со звучащим словом. Под редакцией Сохина Ф. А. (М. Просвещение, 1991);
М. Андрепасова «Народная игра, как средство формирования готовности дошкольников к речевому общению» (Дошкольное воспитание 2007г, №3);
З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста» ((М. Просвещение, 1991);
Работа с загадками, автор Т. Н. Ломбина. В ее методики много игр по работе со сказкой: «Сказки от пословиц», «Сказки от превращений», «Сказки о временах года, запахах и звуках», «Сказки от одного слова».
Методика использования малых фольклорных форм, автор Г. Клименко.
Дидактические игры, предложенные С. Кудрявцевой. Направлены на развитие у детей навыков описательной и объяснительной речи, а также для обогащения и активизации словаря детей.
Интересна и многогранна методика Л. Б. Фесюковой, развивающая образное ти логическое мышление ребенка, его творческие способности, речь.
Мнемотехника или – алгоритмы. Мнемотехника – в переводе с греческого «искусство запоминания». Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Данная методика помогает развивать: ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение, связную речь, мелкую моторику руки. Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребенок легко воспроизводит текстовую информацию.
Метод моделирования сказок как средство развития речи детей дошкольного возраста. Направлен на освоение специальных средств литературно – речевой деятельности, ознакомления детей со средствами художественной выразительности (эпитеты, сравнения), развитие звуковой стороны речи, словаря, грамматического строя, связной, выразительной речи. Технология программы «Развитие» под редакцией О. М. Дьяченко, В. В.В. Холмовского.
Т. А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко предлагают использование методов и приемов ТРИЗ – технология, которая располагает конкретными приемами, методами для развития речевого творчества детей. Методики ТРИЗ – идеальные инструменты для проблемного, развивающего обучения. Они позволяют сделать традиционное обучение развивающим.
Словотворчество имеет важное значение для развития речи ребенка, так как оно способствует расширению словарного запаса, формированию грамматических навыков и развитию мышления. Кроме того, этот процесс помогает детям лучше понимать структуру языка и правила его функционирования, что является основой для дальнейшего обучения и развития речевой культуры.