Подготовка к ОГЭ,ЕГЭ
Готовимся к ОГЭ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska_k_kim_po_russkomu_yazyku_9_klass.docx | 14.82 КБ |
kodifikator.docx | 18.59 КБ |
kriterii_otsenivaniya_oge.docx | 23.16 КБ |
kim_oge_russkiy_yazyk_9_klass_variant_1.docx | 18.06 КБ |
kim_po_russkomu_yazyku_oge_variant_2.docx | 17.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Контрольно-измерительные материалы для подготовки к ОГЭ по русскому языку, содержащие региональный языковой материал
Пояснительная записка
В Законе “Об образовании” (ст.7) закреплены два компонента стандарта – федеральный и национально-региональный. Федеральный компонент стандарта обеспечивает единство образовательного пространства в стране, включает образовательные области и базовые предметы общенационального и общекультурного значения и является обязательной частью содержания общего среднего образования. Национально-региональный компонентпредусматривает возможность введения содержания, связанного с традициями региона. Он отвечает потребностям и интересам народов нашей страны и позволяет организовать занятия, направленные на изучение природных, социокультурных и экономических особенностей региона, национального (родного) языка и национальной литературы.
Национальный состав Нижнеиволгинской СОШ республики Бурятия (95% учащихся – это буряты) заставляет нас, учителей русского языка, сталкиваться с проблемами развития их речи, понимания школьниками русского текста, выражения своих мыслей на русском языке. Одним из путей решения данных проблем мы видим в разработке и создании материалов к факультативным занятиям по подготовке к ГИА с краеведческими, национально-региональными элементами.
Введение элементов национально-регионального компонента в образовательные программы подготовки к итоговой аттестации учащихся нашей школы имеет огромное значение. Прежде всего оно позволяет учащимся с неродным (русским) и родным (бурятским) языком в более доступной для них форме овладевать знаниями по изучению русского языка и успешно их использовать на практике, в первую очередь при сдаче государственной итоговой аттестации. Таким образом, разработанные нами материалы для подготовки к экзамену по русскому языку полностью отвечают требованиям Закона об образовании, ФГОС о национально-региональном компоненте.
Одним из показателей качества приобретенных знаний по русскому языку за курс основной школы является наличие орфографической и пунктуационной грамотности, развитие связной речи обучающихся. Эти знания также играют немаловажную роль при сдаче ОГЭ по русскому языку.
Содержание наших методических разработок нацеливает на систематизацию обучающимися правил орфографии и пунктуации, развитие речевой компетенции с использованием регионального материала.
Реализовать работу в указанном направлении помогут обобщающие схемы и таблицы по орфографии и пунктуации, стилистике, развитию речи, лингвистические словари, орфографический анализ различных слов, стилистический анализ текстов из федерального компонента, а также систематическая работа с текстами из национально-регионального компонента стандарта.
Цель данных методических разработок:
- способствовать повышению орфографической и пунктуационной грамотности обучающихся, развитию у них связной речи, обеспечение подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации через языковой материал, включающий региональные компоненты.
Задачи:
- обобщить и систематизировать знания орфографических и пунктуационных правил русского языка, совершенствовать грамотность учащихся;
- способствовать развитию творческих способностей учащихся, коммуникативных умений и навыков;
- формировать навыки, обеспечивающие успешное прохождение государственной итоговой аттестации
В соответствии с КИМами, разработанными ФИПИ, наши материалы также состоят из трех частей.
Первая часть основного государственного экзамена по русскому языку предполагает написание сжатого изложения по тексту. Сжатое изложение – это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых умений:
- умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемых в тексте;
- умение адекватно воспринимать авторский замысел;
- умение разделять главную и второстепенную информацию;
- умение сокращать текст разными способами;
- умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
- умение использовать языковые средства для обобщенной передачи содержания текста.
Эта часть экзаменационной работы особенно вызывает у учащихся национальной школы трудности, так как детям с неродным русским языком сложно грамотно сформулировать свои мысли в письме по памяти (изложении). Работа усложняется еще и тем, что им необходимо применять способы, приемы сжатия текста, используя различные языковые средства для передачи информации в обобщенном виде.
Вторая часть экзаменационной работы включает в себя задания с выбором ответа / кратким ответом. Здания второй части проверяют глубину и точность понимания экзаменуемым содержания исходного текста. Все задания имеют практическую направленность, так как проверяемые языковые явления составляют необходимую лингвистическую базу владения орфографическими и языковыми нормами. Работа в рамках второго подготовительного этапа будет заключаться в повторении важнейших орфографических и пунктуационных правил и их применении на конкретных примерах, которые также будут представлять собой «местные» выражения.
Третья часть экзаменационной работы содержит три альтернативных творческих задания (15.1, 15.2, 15.3), из которых учащийся должен выбрать только одно. Задания проверяют коммуникативную компетенцию учащихся, в частности умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи. При этом особое внимание уделяется умению аргументировать свою точку зрения, используя прочитанный текст. Именно это общеучебное умение необходимо обучающимся в дальнейшей образовательной, а часто и в профессиональной деятельности. Поэтому это задание оправданно считается заданием повышенной сложности.
Предварительный просмотр:
Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для подготовки к проведению основного государственного экзамена по русскому языку на материалах, содержащих национально-региональный компонент.
Данный кодификатор является систематизированным перечнем требований к уровню подготовки выпускников и проверяемых элементов содержания, в котором каждому объекту соответствует определенный код. Кодификатор составлен на базе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. В данном кодификаторе также учтены требования для учащихся национальных школ, не проверяемых на ОГЭ.
Раздел 1. Перечень элементов содержания, проверяемых на основном государственном экзамене по русскому языку
1 | фонетика | |
1.1 | Звуки и буквы | |
1.2 | Фонетический анализ слова, в том числе слов из местного языкового материала | |
Лексика и фразеология | ||
2 | 2.1 | Лексическое значение слова |
2.2 | Синонимы. Антонимы. Омонимы | |
2.3 | Фразеологические обороты | |
2.4 | Группы слов по происхождению и употреблению | |
2.5 | Лексический анализ | |
2.6 | Лексическое значение слов из регионального компонента | |
3 | 3.1 | Значимые части слова (морфемы) |
3.2 | Морфемный анализ слова | |
3.3 | Основные способы словообразования | |
3.4 | Словообразовательный анализ слова | |
4 | Грамматика. Морфология | |
4.1 | Самостоятельные части речи | |
4.2 | Служебные части речи | |
4.3 | Морфологический анализ слова | |
5 | Грамматика. Синтаксис | |
5.1 | Словосочетание | |
5.2 | Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения | |
5.3 | Второстепенные члены предложения | |
5.4 | Двусоставные и односоставные предложения | |
5.5 | Распространенные и нераспространенные предложения | |
5.6 | Полные и неполные предложения | |
5.7 | Осложненное простое предложение | |
5.8 | Сложное предложение | |
5.9 | Сложные бессоюзные предложения. Смысловые отношения между частями сложного бессоюзного предложения | |
5.10 | Сложные предложения с разными видами связи между частями | |
5.11 | Способы передачи чужой речи | |
5.12 | Синтаксический анализ простого предложения | |
5.13 | Синтаксический анализ сложного предложения | |
5.14 | Синтаксический анализ (обобщение) | |
Орфография | ||
6.1 | Орфограмма | |
6.2 | Употребление гласных букв И/Ы, А/Я, У/Ю после шипящих и Ц | |
6.3 | Употребление гласных букв О/Е (Е) после шипящих и Ц | |
6.4 | Употребление Ь и Ъ | |
6.5 | Правописание корней | |
6.6 | Правописание приставок | |
6.7 | Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-) | |
6.8 | Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи | |
6.9 | Правописание падежных и родовых окончаний | |
6.10 | Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий | |
6.11 | Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи | |
6.12 | 6.12 Правописание отрицательных местоимений и наречий | |
6.13 | Правописание НЕ и НИ | |
6.14 | Правописание служебных слов | |
6.15 | Правописание словарных слов | |
6.16 | Слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речи | |
6.17 | Орфографический анализ | |
7 | Пунктуация | |
7.1 | Знаки препинания между подлежащим и сказуемым | |
7.2 | Знаки препинания в простом осложненном предложении | |
7.3 | Знаки препинания при обособленных определениях | |
7.4 | Знаки препинания при обособленных обстоятельствах | |
7.5 | Знаки препинания при сравнительных оборотах | |
7.6 | Знаки препинания при уточняющих членах предложения | |
7.7 | Знаки препинания при обособленных членах предложения (обобщение) | |
7.8 | Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения | |
7.9 | Знаки препинания в осложненном предложении (обобщение) | |
7.10 | Знаки препинания при прямой речи, цитировании | |
7.11 | Знаки препинания в сложносочиненном предложении | |
7.12 | Знаки препинания в сложноподчиненном предложении | |
7.13 | Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи | |
7.14 | Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении | |
7.15 | Знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью | |
7.16 | Тире в простом и сложном предложениях | |
7.17 | Двоеточие в простом и сложном предложениях | |
7.18 | Пунктуация в простом и сложном предложениях | |
8 | Речь | |
8.1 | Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста, основанного на региональном компоненте | |
8.2 | Средства связи предложений в тексте | |
8.3 | Стили и функционально-смысловые типы речи | |
8.4 | Отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения | |
8.5 | Анализ текста, составленный на местном материале | |
8.6 | Создание текстов различных стилей и функционально-смысловых типов речи | |
9 | Языковые нормы | |
9.1 | Орфоэпические нормы | |
9.2 | Лексические нормы | |
9.3 | Грамматические нормы (морфологические нормы) | |
9.4 | Грамматические нормы (синтаксические нормы) | |
10 | Выразительность русской речи | |
10.1 | Анализ средств выразительности | |
11 | Информационная обработка текстов различных стилей и жанров |
Предварительный просмотр:
В наших материалах по подготовке к ОГЭ подробно разработаны критерии оценивания только к первому варианту, согласно критериям оценивания ОГЭпо Российской Федерации. При оценивании остальных вариантов можно взять первый вариант за образец.
Учитель на свое усмотрение может применить упрощенный вариант оценивания работ учащихся.
Критерии оценивания задания 1
Вариант 1.
Информация о тексте сжатого изложения | |
абзац | микротема |
1 | Кузнечное дело |
2 | Мастерство кузнечных ювелиров |
3 | Идеи буддизма наполнились смыслом и красотой |
№ | Критерии оценивания сжатого изложения | Баллы |
ИК1 | Содержание изложения | |
Экзаменуемый точно передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы, перечисленные в таблице 1 | 2 | |
Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил одну микротему | 1 | |
Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил более одной микротемы | 0 | |
ИК2 | Сжатие исходного текста | |
Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста | 3 | |
Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия двух микротем текста | 2 | |
Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия одной микротемы текста | 1 | |
ИК3 | Экзаменуемый не использовал приёмов сжатия текста | 0 |
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: – логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; – в работе нет нарушений абзацного членения текста | 2 | |
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена одна логическая ошибка, и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста | 1 | |
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки, и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста | 0 | |
Максимальное количество баллов за сжатое изложение по критериям ИК1–ИК3 | 7 |
Часть 2. Проверка заданий 2–14.
За верное выполнение заданий части 2 экзаменационной работы экзаменуемый получает по одному баллу за каждое задание. За неверный ответ или его отсутствие выставляется ноль баллов.
Номер задания | Правильный ответ |
2 | 1 |
3 | 1 |
4 | 2 |
5 | 1 |
6 | кажутся |
7 | Вихри огней |
8 | много |
9 | 20 |
10 | 2 |
11 | 2 |
12 | 12<или> другаяпоследовательность этих цифр |
13 | 5 |
14 | 24 |
Часть 3. Критерии оценивания задания 15.1, 15.2, 15.3
Ответ на задание 15.1 (сочинение-рассуждение) оценивается по следующим критериям.
№ | Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (15.1) | Баллы |
С1К1 | Наличие обоснованного ответа | |
Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса, нет | 2 | |
Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущена одна фактическая ошибка, связанная с пониманием тезиса | 1 | |
Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущено две и более фактические ошибки, связанные с пониманием тезиса, или тезис не доказан, или дано рассуждение вне контекста задания, или тезис доказан на бытовом уровне | 0 | |
С1К2 | Наличие примеров-аргументов | |
Экзаменуемый привёл два примера-аргумента из текста, верно указав их роль в тексте | 3 | |
Экзаменуемый привёл два примера-аргумента из текста, но не указал их роли в тексте, или привёл два примера-аргумента из текста, указав роль в тексте одного из них, или привёл один пример-аргумент из текста, указав его роль в тексте | 2 | |
Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из текста, не указав его роли в тексте | 1 | |
Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента, иллюстрирующего тезис, или экзаменуемый привёл примеры-аргументы не из прочитанного текста | 0 | |
С1К3 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения | |
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: – логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; – в работе нет нарушений абзацного членения текста | 2 | |
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена одна логическая ошибка, и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста | 1 | |
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки, и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста | 0 | |
С1К4 | Композиционная стройность работы | |
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет | 2 | |
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, но допущена одна ошибка в построении текста | 1 | |
В работе допущено две и более ошибки в построении текста | 0 | |
Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С1К1–С1К4 | 9 |
Критерии оценивания задания 15.2
Ответ на задание 15.2 (сочинение-рассуждение) оценивается по следующим критериям.
№ | Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (15.2) | баллы |
С2К1 | Понимание смысла фрагмента текста | |
Экзаменуемый дал верное объяснение содержания фрагмента. Ошибок в интерпретации нет | 2 | |
Экзаменуемый дал в целом верное объяснение содержания фрагмента, но допустил одну ошибку в его интерпретации. Экзаменуемый дал неверное объяснение содержания фрагмента текста, или экзаменуемый допустил две или более ошибки при интерпретации содержания фрагмента текста, или объяснение содержания фрагмента в работе экзаменуемого отсутствует | 1 0 | |
С2К2 | Наличие примеров-аргументов | |
Экзаменуемый привёл из текста два примера-аргумента, которые соответствуют объяснению содержания данного фрагмента | 3 | |
Экзаменуемый привёл из текста один пример-аргумент, который соответствует объяснению содержания данного фрагмента | 2 | |
Экзаменуемый привёл пример(-ы)-аргумент(-ы) не из прочитанного текста | 1 | |
Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента, объясняющего содержание данного фрагмента, или экзаменуемый привёл в качестве примера-аргумента данную в задании цитату или её часть. Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента, иллюстрирующего тезис, или экзаменуемый привёл примеры-аргументы не из прочитанного текста | 0 | |
С1К3 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения | |
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: – логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; – в работе нет нарушений абзацного членения текста | 2 | |
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена одна логическая ошибка, и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста | 1 | |
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки, и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста | 0 | |
С1К4 | Композиционная стройность работы | |
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет | 2 | |
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, но допущена одна ошибка в построении текста | 1 | |
В работе допущено две и более ошибки в построении текста | 0 | |
Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С1К1–С1К4 | 9 |
№ | Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого | Баллы |
ГК1 | Соблюдение орфографических норм | |
Орфографических ошибок нет, или допущено не более одной ошибки | 2 | |
Допущено две-три ошибки | 1 | |
Допущено четыре и более ошибки | 0 | |
ГК2 | Соблюдение пунктуационных норм | |
Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более двух ошибок | 2 | |
Допущено три-четыре ошибки | 1 | |
Допущено пять и более ошибок | 0 | |
ГК3 | Соблюдение грамматических норм | |
Грамматических ошибок нет, или допущена одна ошибка | 2 | |
Допущено две ошибки | 1 | |
Допущено три и более ошибки | 0 | |
ГК4 | Соблюдение речевых норм | |
Речевых ошибок нет, или допущено не более двух ошибок | 2 | |
Допущено три-четыре ошибки | 1 | |
Допущено пять и более ошибок | 0 | |
ФК1 | Фактическая точность письменной речи | |
Фактических ошибок в изложении материала, а также в понимании и употреблении терминов нет | 2 | |
Допущена одна ошибка в изложении материала или употреблении терминов | 1 | |
Допущено две и более ошибки в изложении материала или употреблении терминов | 0 | |
Максимальное количество баллов за сочинение и изложение по критериям ФК1, ГК1–ГК4 | 10 |
При оценке грамотности (ГК1–ГК4) следует учитывать объём изложения и сочинения.
Указанные в таблице 7 нормативы применяются для проверки и оценки изложения и сочинения, суммарный объём которых составляет 140 и более слов. Если суммарный объём сочинения и изложения составляет 70–139 слов, то по каждому из критериев ГК1–ГК4 не ставится больше 1 балла:
ГК1 – 1 балл ставится, если орфографических ошибок нет или допущена одна негрубая ошибка;
ГК2 – 1 балл ставится, если пунктуационных ошибок нет или допущена одна негрубая ошибка;
ГК3 – 1 балл ставится, если грамматических ошибок нет;
ГК4 – 1 балл ставится, если речевых ошибок нет.
Если в изложении и сочинении в целом насчитывается менее 70 слов, то такая работа по критериям ГК1–ГК4 оценивается нулём баллов.
Если ученик выполнил только один вид творческой работы (или изложение, или сочинение), то оценивание по критериям ГК1–ГК4 осуществляется также в соответствии с объёмом работы:
– если в работе не менее 140 слов, то грамотность оценивается по таблице 7;
– если в работе 70–139 слов, то по каждому из критериев ГК1–ГК4 не ставится более 1 балла (см. выше);
– если в работе менее 70 слов, то такая работа по критериям ГК1–ГК4 оценивается нулём баллов.
Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы, – 39.
Предварительный просмотр:
Вариант 1
Часть 1
Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.
Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
Ремесло бурят
Одно из самых древних ремесел у бурят — кузнечное дело. Кузнецов чрезвычайно уважали прежде, и пользовались они особыми правами и привилегиями. Чингисхан вообще освободил кузнецов от податей — налогов. Люди считали, что огонь людям подарили божества, и умение обращаться с огнём и металлом — тоже дар свыше.
Кузнецы делились на черных и белых. Белые, часто ювелиры, златокузнецы, почитались больше и приравнивались к шаманам. Кузнецы использовали зернь, насечку, воронение, чернение, золочение, накладную и ажурную филигрань, использовали инкрустацию из полудрагоценных камней, эмаль, литьё. Буряты любили раньше металлические украшения и использовали их, где только можно. Замечательной отделкой отличались бурятские упряжь, сёдла, тебеньки́, чепраки, сабли и ножи. А какие они изобретали изящные, затейливые кольца, гребёнки, браслеты, серьги, подвески, броши, цепочки, ладанки и колокольчики!
С приходом буддизма в Бурятию пришло много новых знаний. Строительство дацанов, и́конопись, скульптура, изготовление культовой утвари, книгопечатание чрезвычайно обогатили бурятское ремесло. Идеи буддизма были восприняты и стали народными, наполняя смыслом и красотой обыденные вещи. Вырезанные из дерева шкатулки, трубки и трости, пиалы и кувшины-домбо поражают не только прочностью, совершенством отделки и удобством в быту, но и терпением, упорством мастера. ( Из истории происхождения и традиции)
Часть 2
(1)…На лесной поляне, где могила Зоригто, каждую весну поднимаются к солнцу красные маки. (2) Часто приходит сюда Дамдин. (3)Тихо вокруг. (4)Только пчелы гудят, да ветер шелестит листьями старой березы.
(5) Он смотрит на красные маки, густо разросшиеся на поляне, и в покачивании их головок, в далеком посвисте степного ветра чудятся ему партизанские знамена. (6) Вьются знамена, как огненные вихри. (7) Качаются красные маки перед глазами… (8)Не кровь ли это? (9) Не та ли самая струйка, пролитая Зоригто в последней схватке с врагом? (10) Нет, это ветер спустился с облаков на лужайку, и красные маки закачали своим бутонами, играют с ветром. (11) А вот и кушак Зоригто. (12)Почему он красный?
(13) Стоит Дамдин, смотрит, думает. (14) Старый он стал, совсем старый. (15)Вот даже слезы текут.(16) Если бы молодой был, сильный, разве текли бы слезы?
(17) Вся поляна в огне, в красных знаменах.(18) Вот и его сын Бато.(19) Ведь он шел под теми же красными знаменами, бился за Сталинград. (20)И кровь Бато окрасила те же знамена, что и кровь Зоригто, и кровь многих, многих людей, которые живут вместе с Дамдином в огромной стране, раскинувшейся от моря до моря.
(21) Цветут в Боори красные маки.(22) Любит бывать здесь старый Дамдин. (23)Сидит он на пригорке, один со своими думами, курит трубку.(24) Утихает боль в сердце, высыхают слезы на глазах, расправляются плечи.(25) Пусть пламенеют маки, пусть качаются на ветру, на степном приволье! (26) На смену павшим бойцам встают новые. (27)Его дочь идет со всеми. Какая хорошая песня! (28) Это Дулма поет.(29) Ее друзья поют. (30)Их много. (31)Они молодые, смелые, сильные.(32) Идут и идут…
(33) «Ты слышишь, Зоригто? — шепчет Дамдин. — Слышишь, как они идут?»
(По Б. Мунгонову)
Прочтите текст и выполните задания 2-14. Ответами являются цифра, слово, словосочетание, число или последовательность чисел.
2. В каких предложениях содержится информация, необходимая для ответа на вопрос: «Какие ассоциации вызывают у героя текста красные маки?»
1. (5) Он смотрит на красные маки, густо разросшиеся на поляне, и в покачивании их головок, в далеком посвисте степного ветра чудятся ему партизанские знамена. (6) Вьются знамена, как огненные вихри. (7) Качаются красные маки перед глазами… (8)Не кровь ли это?
2. (17) Вся поляна в огне, в красных знаменах.(18) Вот и его сын Бато.(19) Ведь он шел под теми же красными знаменами, бился за Сталинград.
3. (3)Тихо вокруг. (4)Только пчелы гудят, да ветер шелестит листьями старой березы.
4. (24) Утихает боль в сердце, высыхают слезы на глазах, расправляются плечи.(25) Пусть пламенеют маки, пусть качаются на ветру, на степном приволье! (26) На смену павшим бойцам встают новые.
3. В каком предложении употребляется сравнение?
1. (6) Вьются знамена, как огненные вихри
2. (7) Качаются красные маки перед глазами…
3. (10) Нет, это ветер спустился с облаков на лужайку, и красные маки закачали своим бутонами, играют с ветром
4. (31)Они молодые, смелые, сильные.
4. Укажите слово, в котором приставка имеет значение приближения.
1. посвист
2. приходит
3. покачивая
4. пролитая (кровь)
5. Укажите слово с чередующейся гласной в корне
1. разросшиеся
2. бутонами
3. посвисте
4. пролитая
6. Замените слово чудятся (предложение №5) стилистически нейтральным синонимом
7. Замените словосочетание огненные вихри (предложение №6), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание
8. Выпишите грамматическую основу предложения №30.
9. Среди предложений №17-20 найдите предложение с обособленным распространенным определением.
10. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при обособленном определении
Вьются знамена,(1) как огненные вихри. Качаются красные маки перед глазами… Не кровь ли это? Не та ли самая струйка,(2) пролитая Зоригто в последней схватке с врагом? Нет,(3) это ветер спустился с облаков на лужайку,(4)и красные маки закачали своими бутонами.
11. Укажите количество грамматических основ в предложении №5.
12. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Укажите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчиненного предложения
На лесной поляне,(1) где могила Зоригто, (2) каждую весну поднимаются к солнцу красные маки. Только пчелы гудят,(3) да ветер шелестит листьями старой березы. Вьются знамена,(3) как огненные вихри.
13. Среди предложений 5 – 9 найдите сложносочиненное предложение
14. Среди предложений 21 – 26 найдите бессоюзное сложное предложение
Часть 3
Используя прочитанный текст из части 2, выполните только одно из заданий: 15.1,15.2 или 15.3.Перед написанием сочинения напишите номер выбранного задания:15.1,15.2,15.3.
15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Н.С. Валгиной: «Многоточие — частый и незаменимый знак в текстах большого эмоционального накала, интеллектуальной напряженности».
15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл предложения «Он смотрит на красные маки, густо разросшиеся на поляне, и в покачивании их головок, в далеком посвисте степного ветра чудятся ему партизанские знамена».
15.3. Как вы понимаете значение слова ГЕРОИЗМ? Сформулируйте и прокомментируйте данное вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «В чем заключается героизм советских солдат в Великой Отечественной войне?», взяв в качестве тезиса данное вами определение. Аргументируйте свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один — из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Предварительный просмотр:
Вариант 2
Часть 1
Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.
Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом (текст №2 ,раздел III.Тексты изложений к материалам для подготовки к ОГЭ с использованием регионального языкового материала)
Часть 2
Прочтите текст и выполните задания 2-15. Ответами являются цифра, слово, словосочетание, число или последовательность чисел.
(1)Непоседливый охотник пилил дрова, столярничал, помогал ремонтировать лодки. (2)Частенько заглядывал и в питомник. (3)Притаившись где-нибудь в сторонке, подолгу любовался черными соболями, удивляясь их крутому нраву.(4) «Шибко сердита зверь… Была бы с собаку, людей много давил бы», — говорил он, качая головой.
(5)А в свободное время они со Сватошем уходили в тайгу и там беседовали.(6)Зенон Францевич рассказывал о дальних странах, теплых и холодных морях, о людях и зверях, живущих в тех местах.(7) Но больше всего они говорили, конечно, о заповеднике. (8)Окинув потеплевшими глазами тайгу, Сватош уверенно говорил: «Соболя так много расплодится, что он расселится по всему Забайкалью. (9)А потом его будут отлавливать живым и развозить в другие края, где растет лес».
(10)Бимба молча и внимательно слушал Сватоша, порой не верил, но не подавал виду. (11)А однажды в конце беседы все же не вытерпел и укорил хозяина:
(12) — Эх, Зенфран (он не мог выговорить полностью имя и отчество Сватоша), много соболей сохранила ты, а жене воротник из кошки делал.
(13)От души смеялся Сватош над замечанием своего друга, а потом серьезно сказал:
(14) — Нельзя, батенька мой, за-по-ведник! Понимаешь, Бим, лучше дам отрубить себе руку, чем позволю убить соболя. Да!
(15)Понял Бимба, что такое заповедник и какая огромная польза от него людям. (16)А когда пришло время расставаться, крепко пожав руки супругам Сватош, потоптался на одном месте и прерывистым голосом спросил: (17) «Зенфран… друг мой… Однако, ходить буду Кудалты… жить… работать… Тебе помогать…».
(18)Так степняк Бимба стал стражником заповедника.(19)Он не обращал внимания ни на трудности, ни на свои синяки и шишки. (20)Ни на ворчливые нарекания тетки Цицик.
(По М. Жигжитову)
2. В каких предложениях содержится информация, необходимая для ответа на вопрос: «К какому выводу пришел Бимба в результате долгих разговоров со Сватошем»
1. (3)Притаившись где-нибудь в сторонке, подолгу любовался черными соболями, удивляясь их крутому нраву.(4) «Шибко сердита зверь… Была бы с собаку, людей много давил бы»,- говорил он, качая головой.
2. (10)Бимба молча и внимательно слушал Сватоша, порой не верил, но не подавал виду.(11) А однажды в конце беседы все же не вытерпел и укорил хозяина:
(12) -Эх, Зенфран (он не мог выговорить полностью имя и отчество Сватоша), много соболей сохранила ты, а жене воротник из кошки делал
3. (15)Понял Бимба, что такое заповедник и какая огромная польза от него людям. (16)А когда пришло время расставаться, крепко пожав руки супругам Сватош, потоптался на одном месте и прерывистым голосом спросил: (17) « Зенфран… друг мой…Однако, ходить буду Кудалты… жить… работать… Тебе помогать…»
4. (8)Окинув потеплевшими глазами тайгу, Сватош уверенно говорил: « Соболя так много расплодится, что он расселится по всему Забайкалью. (9)А потом его будут отлавливать живым и развозить в другие края, где растет лес».
3. В каком предложении употребляется эпитет?
1. (8)Окинув потеплевшими глазами тайгу, Сватош уверенно говорил: « Соболя так много расплодится, что он расселится по всему Забайкалью»
2. (19)Он не обращал внимания ни на трудности, ни на свои синяки и шишки. (20)Ни на ворчливые нарекания тетки Цицик.
3. (3)Притаившись где-нибудь в сторонке, подолгу любовался черными соболями.
4. (15)Понял Бимба, что такое заповедник и какая огромная польза от него людям. (16)А когда пришло время расставаться, крепко пожав руки супругам Сватош, потоптался на одном месте и прерывистым голосом спросил: (17) « Зенфран… друг мой…Однако, ходить буду Кудалты… жить… работать… Тебе помогать…»
4. Укажите слово, в котором приставка указывает на неполноту действия
1. пришел
2. притаившись
3. уходили
4. вытерпел
5. Укажите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости-звонкости последующей буквы
1. вытерпел
2. пришло
3. смеялся
4. развозить
6. Замените слово шибко (предложение №4) стилистически нейтральным синонимом
7. Замените словосочетание воротник из кошки (предложение №12), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите это получившееся словосочетание.
8. Выпишите грамматическую основу предложения №10
9. Среди предложений №3,4,7 найдите предложение с обособленными распространенными обстоятельствами
10. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие вводное слово.
А в свободное время они со Сватошем уходили в тайгу и там беседовали. Зенон Францевич рассказывал о дальних странах, (1)теплых и холодных морях,(2) о людях и зверях,(3) живущих в тех местах. Но больше всего они говорили,(4) конечно,(5) о заповеднике. Окинув потеплевшими глазами тайгу,(6) Сватош уверенно говорил: « Соболя так много расплодится, что он расселится по всему Забайкалью»
11. Укажите количество грамматических основ в предложении №3
12. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Укажите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятые между частями сложноподчиненного предложения.
— Эх,(1) Зенфран (он не мог выговорить полностью имя и отчество Сватоша),(2) много соболей сохранила ты,(3) а жене воротник из кошки делал. Притаившись где-нибудь в сторонке,(4) подолгу любовался черными соболями, (5)удивляясь их крутому нраву. Понял Бимба, (6)что такое заповедник и какая огромная польза от него людям.
13. Среди предложений 1—4найдите односоставные предложения
14. Среди предложений 13—16 найдите сложноподчиненное предложение с однородным подчинением придаточных.
Часть 3
Используя прочитанный текст из части 2, выполните только одно из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения напишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2, 15.3.
15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Константина Георгиевича Паустовского: «Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться».
Обдумывая ответ на вопрос, опирайтесь на текст М. Жигжитова.
15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл предложения «— Нельзя, батенька мой, за-по-ведник! Понимаешь, Бим, лучше дам отрубить себе руку, чем позволю убить соболя. Да!»
15.3. Как вы понимаете значение слова ГУМАННОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое гуманность?», взяв в качестве тезиса данное вами определение. Аргументируйте свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один — из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.