Педагогические образовательные технологии

Бальчинова Соелма Доржиевна

Педтехнологии

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_no3.docx24.64 КБ

Предварительный просмотр:

Применение современных педагогических технологий в моей деятельности

 Процессы модернизации и информатизации современного социального пространства приводят к необратимым изменениям системы образования.

Изменяются потребности социальной системы: возрастает необходимость в специалистах, которые бы наряду с техническими знаниями и навыками, необходимыми сегодня практически во всех областях профессиональной деятельности, умеют оперировать полученными знаниями, и соответственно способны к самостоятельному образованию и профессиональной переориентации. В связи с этим сегодня в образовании активно внедряются новые образовательные технологии.

    Сущность образовательных технологий выражается в том, что изменяется характер и способ образования. Наряду с развитием умственного потенциала учащихся происходит личностное развитие, т.е. сам процесс образования предполагает иную позицию учителя и ученика в образовании: они выступают как равноправные участники образовательного процесса. В школе представлен широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе. Инновационные педагогические технологии взаимосвязаны, взаимообусловлены и составляют определенную дидактическую систему, направленную на воспитание таких ценностей как открытость, честность, доброжелательность, сопереживание, взаимопомощь и обеспечивающую образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его индивидуальными особенностями.

Поэтому для формирования, развития и воспитания качеств у учащихся, отвечающих требованиям современного образования, я в своей педагогической  деятельности  активно применяю следующие технологии:

  • Развитие критического мышления
  • Кейс-метод
  • Проектный метод
  • Игровой метод
  • Информационно-коммуникационные технологии
  • Здоровьесберегающие технологии

 Применяя в своей  работе данные технологии, я достигаю следующей цели - модернизация традиционного обучения, его преобразование в духе эффективной организации усвоения новых знаний через использование  возможностей современных технологий.

1.Технология развития критического мышления (ТКМ)

Применение в моей педагогической деятельности данной технологии обусловлено следующим:

Сегодня, в условиях дефицита рабочих мест, рыночных отношений, высокой конкурентоспособности  возникает потребность в появлении специалистов совершенно нового формата. На рынке труда  конкурентоспособными оказываются те молодые люди, которые обладают не только высоким уровнем профессиональных знаний и навыков, но и такими важными личными качествами, как инициативность, мобильность, гибкость, потребность к саморазвитию. Многие выпускники оказываются неготовыми проявить свои деловые качества в реальной жизни. Поэтому  в современных условиях стремительно меняющейся жизни актуальным становится поиск новых средств и методов обучения, направленных на активизацию критического мышления у школьников.

Критическое мышление – это совокупность умений и навыков мыслительной деятельности, предполагающих высокий уровень сформированности  исследовательской культуры учителя и учеников.

Особенно меня привлекает в данной технологии то, что в ходе ее применения  решаются такие задачи:

  • Научить умению работать с текстом (научным, художественным, учебным)
  • Научить создавать собственные творческие работы
  • При встрече с новой информацией рассматривать ее вдумчиво, критически
  • Представлять новые идеи с различных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации

Т.е. данный метод предполагает большую работу с текстом. Сейчас это особенно актуально, так как работа с текстом позволяет формировать языковую и речевую компетентности учащихся. Особенно это умение необходимо развивать у учащихся национальной школы с неродным русским и родным бурятским языком. Например, применение данной технологии позволяет использовать тексты, составленные на региональном материале (приложение:  технологическая карта урока «Правописание о-е после шипящих в окончании имен прилагательных»)

Или же, другой пример. В данной технологии есть очень хороший и эффективный метод для развития речи и мыслительной деятельности-методсинквейн. При составлении синквейнов ребенок как бы пропускает слово через себя. Метод отлично применяется и на уроках литературы. (приложение работы учеников)

2.Далее расскажу о применении такого излюбленного мною метода – о кейс- методе.

Технология развития критического мышления (ТКМ) позволяет интерпретировать информацию, выделять в тексте противоречия, аргументировать свою точку зрения, принимая многополярность окружающего мира (наличие многих других точек зрения). Таким образом, одним из эффективных средств совершенствования мыслительных навыков и развития критического мышления у учащихся может стать использование в практике кейс-технологии. Метод предполагает активно-проблемное обучение на основе анализа проблемных ситуаций.

Особенность данного метода  состоит в «моментальном снимке реальности», «фотографии действительности». Кейс (case) – это не только правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию. Акцент делается не на получение готовых знаний, а на его выработку в сотворчестве учителя и ученика. Являясь одним из самых эффективных, на мой взгляд, методов КТМ, данный метод особенно привлекателен тем, что отражает один из принципов УУД - метапредметность, т.е. позволяет выйти за рамки преподаваемого предмета. Привлекателен он еще и тем, что  его можно успешно применять при подготовке к зачетам, олимпиадам, НПК, итоговой аттестации. Например, при подготовке к зачетам ребенок получает кейс(пакет с информационным комплексом), который включает в себя:

Ситуация или описание проблемы: тема «Деепричастие. Деепричастный оборот»

Погружение в ситуацию: ответить на вопросы (Что такое деепричастие? Деепричастный оборот? Какие знаки препинания необходимы при деепричастном обороте? Какую синтаксическую функцию выполняют деепричастие, деепричастный оборот в предложении?

Задание: составить 10 предложений с деепричастным оборотом.

Или же, другой пример применения кейса на уроке литературы:

Содержание кейса:

Тема урока: Проявление человечности в рассказе К. Паустовского «Заячьи лапы».

Ситуация: Каким образом заяц помогает своим героям проявить человечность?

Вопросы: Кто из героев рассказа проявил человечность? Кто не проявил? Почему? Почему дед чувствует вину перед зайцем?

Задание: Напишите мини-сочинение: Что было бы, если бы заяц не спас деда.

Применение данного метода на уроках литературы развивает также  творческие способности учащихся. Ведь хорошо организованное обсуждение кейса напоминает театральный спектакль.

Также метод помогает при подготовке к олимпиадам. Если на уроках можно применять мини-кейсы, то при подготовке к олимпиадам требуется использования более объемного материала в содержании кейса. Например, применение этого метода при подготовке к олимпиаде по литературе позволило добиться успешных результатов (приложение:грамота за первое место по литературе)

Еще раз отмечу, что метод кейс для меня привлекателен тем, что выходит за рамки преподаваемого предмета. Так, в октябре 2017 учебного года мы с группой ребят из 10 класса  участвовали в стартап школе «Тайга.Юниор», которая была организована НП «Технопарк ИРГТУ»при поддержке Иркутского национального исследовательского технического университета. Итогом нашей деятельности в школе стали проекты «Студия красоты (кейс№1), «Геометрия.ру (кейс №2)» (приложение: грамота победителей, фото, презентации проекта). Данный проект позволил ребятам использовать кейс- метод  в другом формате, т.е.  в качестве бизнесменов, экономистов, журналистов.

Применение технологии развития критического мышления и кейс-метода  очень привлекателен еще и тем, что здесь сопривлекаются  и другие методы, как  проектная технология, игровая. Далее хочу обратиться к описанию метода проектов.

3. При применении метод проектов создаются условия, при которых учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников, учатся пользоваться приобретенными знаниями при решении познавательных задач, приобретают коллективные умения работать в различных группах, развивая в себе системное мышление.

Использование проектногообразования позволяет:

Индивидуализировать обучение;

Актуализировать знания и умения, имеющиеся у школьников;

Позволит каждому ученику участвовать в учебном процессе;

Помогает выполнять работу в собственном ритме;

Использовать полученные знания в практическом применении;

Четко планировать свою деятельность и принимать во внимание время, ресурсы, методы и приемы деятельности;

Видеть начальный, промежуточный и конечный результат совместной деятельности;

Корректировать отдельные этапы, вносить изменения и поправки с целью достижения запланированных результатов.

Проектный метод мною применяется успешно уже давно. Например, в 6 классе на уроке русского языка  в изучении темы  «Сложносокращенные слова» детям предлагается разделиться на группы и составить сообщение на тему «Театры нашего города Улан-Удэ». 1-я группа пишет на тему «ГБАТД» (Государственный  Бурятский Академический театр имени ХоцаНамсараева), 2- группа-на тему «ГРДТ им. Н. Бестужева (Государственный русский драматический театр имени Н.А. Бестужева), 3-группа- на тему «БРТК «Ульгэр»(Бурятский республиканский театр кукол "Ульгэр").   Сбор материала, совместная групповая работа, представление  письменных работ в итоге предстают в виде мини-проекта.  Проектной деятельностью ребята занимаются , когда участвуют в НПК, конкурсах различных уровней. Результатами проектной деятельности являются не только успешное усвоение учебного материала, но и призовые места на НПК (приложение: грамоты НПК, презентации, доклады учащихся).

Игровой метод присутствует почти  во всех  названных технологиях. Игровые технологии связаны с игровой формой взаимодействия педагога и учащихся через реализацию определенного сюжета (игры, сказки, спектакли, деловое общение). Игровые технологии занимают важное место в учебно- воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций: 1) правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки; 2) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету; 3) игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников. Игры дают возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход из конфликтов, не прибегая к агрессивности, учат разнообразию эмоций в восприятии всего существующего в жизни. Кроме всего, игры выполняют функцию  межнациональной коммуникации, что позволяет воспитать у учащихся такое важное качество как толерантность. Данный метод успешно реализовывается не только на уроках, но и в проекте «К классике через мини-театр», в ролевых играх кейс-метода, в конкурсах «Живая классика», «Чудесный клад Бурятии», «Театр одного актера» и т.д. (приложение: грамоты учеников, проект «К классике через мини-театр» )

Использование здоровьесберегающих  технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.