Об авторе: Железнов Денис уже с 5 класса заявил о себе как личности довольно неординарной, пожалуй, он один из тех учеников, которые умеют слышать учителя. В современных условиях читая даже только ради поощрения, участия в конференции, ребенок постепенно привыкает читать. Денис с большим успехом преодолел этот этап еще в 6 классе, сейчас он читает ради самого удовольствия от встречи с удивительным миром книги. Многие произведения ученик открывает сам, знакомит с ними не только одноклассников, но и учителя. Такая ситуация имела место с произведением Р.Баха. Ребенок сознательно подходит к выбору книг для чтения, умеет сравнивать, владеет навыками сопоставительного анализа. Тема работы в рамках очерка выбрана учеником самостоятельно, руководителю пришлось не только прочитать произведение позже ученика, но и опираться на его позицию при подготовке к написанию данной работы. Отличительной особенностью этого ребенка является также умение анализировать информацию и предлагать свой взгляд, свою точку зрения.
Так как одной из наиболее примечательных черт отечественной журналистики традиционно является нацеленность не столько на сообщение новостей, сколько на анализ, исследование, истолкование происходящих событий, процессов, ситуаций, автор попытался смоделировать собственное суждение по поводу уже имеющегося явления. Отличительной особенностью работы является самостоятельный поиск ученика, его интерес к теме. Выбранная юным журналистом тема достаточно интересна и перспективна. Обращение к современной литературе само по себе требует от школьников настойчивости, умения работать с источниками, ресурсами Интернета, умения выявлять причину популярности произведения.
Хотелось бы сразу обратить внимание на жанр предлагаемой работы. Как утверждается во всех руководствах, у очерков не бывает ни сюжета, ни фабулы. Однако это вовсе не означает, что очерк не содержит в себе "нити", по которой ведется повествование. Как правило, в очерке присутствует экспозиция, одна основная тема вместе с отступлениями и побочными темами, заключение и вывод. Экспозиция иногда пишется в виде пролога, носящий рекламный характер и служащий для привлечения внимание читателя к очерку. В проблемных очерках вместо отдельных фактов или событий, портретов людей, нарисованных в конкретной обстановке, даются обобщённые образы героев. В таких очерках внимание читателя сосредотачивается на решении злободневных проблем, а для этого журналисту необходимо дать такой художественно-публицистический анализ действительности, в котором явления жизни, сами факты отобраны и преподнесены в свете общенародных проблем.
Очерк исключает категоричность выводов, заключений. Основным фактором, который порождает жанр, является метод исследования действительности, определяемый как «домысел». Этот метод является ведущим в литературно-художественном творчестве. Версия в данной работе показывает направление размышлений автора, предоставляет аудитории информацию о возможных причинно-следственных связях отображаемого события.
Следуя методическим рекомендациям к написанию творческой работы, необходимо ее структуру подчинять направлению и жанру. Поэтому, в данной работе нет предмета, объекта исследования, нет научной гипотезы, зато сформулирована цель обращения к аудитории, отражено обоснование выбора темы и ее актуальность. Чувствуется наличие авторской позиции и собственный исследовательский опыт. Данную работу предполагается опубликовать в местной газете «Кяхтинские вести», так как она уже получила много откликов и комментариев в Интернете.
Вложение | Размер |
---|---|
ocherk._zheleznov_denis.doc | 71.5 КБ |
Направление творческой секции: Журналистика
Кто ты, чайка по имени Джонатан?
Жанр - проблемный сюжетный очерк
Исполнитель: Железнов Денис
Ученик 8 класса
Оглавление
Введение.
Цели обращения к аудитории с материалами: оповещение, ориентирование, включение, побуждение к коррекции, расширение поля социальной активности, эмоциональное и нравственное обогащение.
Выбор жанра: Цель создания и публикации очерка заключается в том, чтобы пробуждать общественное мнение и формировать понимание права выдвигать и отстаивать передовые мысли, сочетая объективную оценку действительности с субъективным мнением, сравнениями и параллелями между ними. Только тогда, когда публицист проявляет себя как компетентный исследователь, тонкий аналитик, он может убедить читателя в верности своих оценок и суждений.
Жанровая специфика: Предметом исследования и художественно-публицистического отражения становится актуальная проблема, вставшая перед обществом в конкретный текущий момент. Это концептуальный авторский монолог, просвеченный индивидуальным видением человека и ситуации, в которой он действует. Очеркист-проблемник не просто разрабатывает тему с помощью эмоционально-образных средств, а создает образ ситуации. Роль автора здесь всегда активная, - он вступает в прямой разговор с читателем. Такой вид очерка не частый гость на страницах газет. Создавая развернутый образ ситуации, он значительно объемнее проблемно-аналитических жанров - корреспонденции и статьи. Поэтому проблемный очерк - форма журнальной или даже книжной публицистики. Основная задача автора - публицистическое освещение проблемы. Он вступает в диалог с читателем. Сначала обозначает проблемную ситуацию, а потом соображения по этому поводу, подкрепляя их собственными знаниями. Этот жанр популярен больше в журнальной периодике, так как по размеру и глубине превосходит газетные аналитические статьи.
Обоснование выбора темы и ее актуальность: Основной целью предпринимаемого исследования является попытка выяснить причину популярности литературного произведения. Вопрос в том, что именно находили и продолжают находить в «Ча́йке по и́мени Джо́натан Ли́вингстон» разновозрастные читатели. К сожалению, если на Западе число исследований, диссертаций и монографий, посвященных творчеству Ричарда Баха, велико, то в России его феномен остается практически неизученным.
Свое выступление я хочу начать с вопросов к аудитории:
Любите ли вы мечтать? А хотели бы вы научиться летать как птица?
Если бы у вас была возможность превратиться в чайку, вы бы согласились оставить человеческий мир и взметнуться ввысь?
А любите ли вы читать? Не научную литературу и не произведения школьной программы, а вообще. Читать для души и ума?
А знаете ли вы в чем смысл человеческого существования?
А известно ли вам, что потомок Иоганна Себастьяна Баха был писателем?
А вы можете себе представить, что простая чайка по имени Джонатан Ливингстон научила меня смотреть на многое по-иному?
Подобных вопросов у меня множество, а вот времени всего 8 минут. Я не буду ждать на них ответов, так как мне мало и 3 часов, чтобы выслушать вас всех и высказаться самому. В течение оставшихся 7 минут я постараюсь вам ответить на них сам. Начну с того, что Ричард Бах - знаменитый американский писатель, летчик, потомок Иоганна Себастьяна Баха. Он автор многочисленных книг, но уже только одной философской сказки "Чайка по имени Джонатан Ливингстон" оказалось достаточно для того, чтобы писатель навсегда вошел в "Зал Славы" мировой литературы.
Сменяются поколения читателей, но "Чайка…" год за годом входит в десятку самых популярных книг мира. К концу 1972 (спустя 2 года после опубликования) было напечатано свыше миллиона экземпляров книги. Издательство «Ридерз Дайджест» выпустило версию книги, которая стала бестселлером за 38 недель (по рейтингу газеты New York Times). Сегодня эта версия всё ещё допечатывается.
Актуальность и новизна моего очерка определяются малоизученностью творчества данного писателя. Эту работу я выполнил без опоры на критическую литературу (за неимением таковой) и рад тому, что являюсь не первым, но и не сотым исследователем творчества Баха в нашейстране.
Практическая ценность работы предопределена самим фактом отсутствия работ о произведениях Р. Баха. Буду несказанно горд, если мой труд начинающего журналиста послужит материалом для аналитического чтения в средних школах при изучении современной зарубежной литературы.
Я люблю читать произведения, которые учат мыслить. В прошлом году я работал с творчеством Джона Р. Р. Толкиена и сделал для себя открытие: если люди будут читать Толкиена, пытаться его понять, в мире будет меньше разногласий: национальных, религиозных, идеологических. Познакомившись с повестью Баха, я пришел к выводу о том, что его произведения ближе к книгам Антуана де Сент-Экзюпери и даже Джона Р. Р. Толкиена. За ярко выраженными признаками сказочного или фантастического жанра скрывается огромный потенциал оптимизма, эмоционального воздействия, подкупающая простотой и добротой законов философия. «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» стала символом стремления к свободе и совершенству.
Задавая вам вопросы вначале, я не желал заниматься нравоучениями и, тем более, казаться всем со стороны «глянцевого отличника». Моя цель – донести особенность писательской манеры Ричарда Баха: задать читателю вопросы, заставить задуматься и… САМОМУ НА НИХ ОТВЕТИТЬ. Один зарубежный критик назвал книги Баха вызывающими, дерзкими, соблазнительными, одним словом, provocative. И этим Бах доказывает, что в подсознании каждого живет одна идеальная картина мира, одна мечта — никогда не умирать, жить свободно и счастливо, достойно встречать удары судьбы, радоваться каждому дню и летать сквозь иные миры, иные пространства и времена на крыльях любви и надежды.
«Чайка по имени Джонатан Ливингстон» - маленькая повесть об обыкновенной чайке, которая хотела научиться летать. Движимая этим единственным желанием, она самостоятельно постигла законы аэродинамики и высшего пилотажа, а вместе с ними и законы любви и доброты.
Вам, конечно, станет интересно, что именно привлекло меня в этом произведении. Я скажу. Меня заинтриговала тема. Тема одиночества на пути к истине, изгнания из родного сообщества (в данном случае, из Стаи) за своеобычность мышления, тема бессмертия, стереотипичности ограничений, наложенных на возможности личности, тема ученичества. Я предложил эту книгу моему учителю литературы. Прочитав, она сказала, что «Чайку…» можно читать в любом возрасте. И даже через месяц, через год ты будешь читать ее, заново открывая для себя что-то новое.
Я назвал это произведение манифестом безграничной духовной свободы. Сейчас вы думаете, что эта книга очень большая и скучная, с нудным сюжетом, но тут вы не правы. Сюжет довольно-таки прост. Есть чайка, которая не хочет проживать свою жизнь как все соплеменники, которые только и ценят в жизни что сон и еду. Но наша чайка с этим не согласна. Несмотря на все протесты со стороны стаи, она обучается полёту и забывает свою привычную жизнь. Вот и весь сюжет! Если говорить про «атмосферу» книги и степень интересности чтения, то я бы поставил высший бал по этим критериям. Иногда читая очередную страницу, мне невольно хочется самому взлететь, самому попробовать это чувство. Автор знал, про что он пишет, ведь Ричард Бах сам был когда-то лётчиком. Для него это была книга, в которой можно открыть себя полностью, все свои качества, все свои знания о полёте. Все свои ощущения Ричард бах вложил в эту книгу, только поэтому стоит прочитать это произведение.
Моя работа - это не просто отзыв и впечатления! Во-первых, как я уже говорил, это сама атмосфера книги. Для людей с хорошим воображением это возможность не только представить полет, это ощущение реального полета! Вы окунитесь в него с помощью книги, включите тихо нужную музыку! Именно так я знакомился с Джонатаном. Во-вторых, эта книга прекрасно показывает стремление к мечте. Чайка не думает бросать свою мечту, она гордо идёт к ней и добивается. Это пример, который показывает нам, что нужно идти до намеченной цели несмотря ни на что. Вот книга для всех возрастов! Детям она нужна, чтобы показать упорство, веру в свою мечту и результат. Взрослым поможет не забыть свою мечту, вспомнить ее и довести до конца. В-третьих, эта книга раскрывает проблемы общества. С позиций моего возраста я уже могу судить о такой взрослой проблеме как «Быть не таким как все». Общество этих людей не воспринимает. Мы говорим о «белых воронах», а вы прочитайте о белой чайке, которая уже не имеет такого «нарицательного оперения» как ворона. Напротив, она имеет даже собственное имя! Джонатан Ливингстон был не таким, потому что не хотел нелепо существовать, он хотел жить и развиваться. Общество же отказало ему в признании. Будучи изгнан из стаи, Джонатан ведёт идиллическую жизнь отшельника и ничуть не страдает от одиночества, всецело отдаваясь совершенствованию мастерства полёта.
А вот самое замечательное в этой книге то, что Ричард Бах дал нам возможность оказаться по ту сторону зеркала и смотреть на людей глазами чаек. Ведь в основе повествования, которое построено на аллегории, лежит философский смысл. Все эти стремления к мечте так похожи на стремления людей. Кто из нас не мечтал? Кто не совершал такие поступки, за которые люди осуждали? Я думаю, эпиграф Ричарда Баха к произведению тому доказательство: «Невыдуманному Джонатану-чайке, который живет в каждом из нас» .
Если вас заинтересовали мои вопросы, и вы не нашли полного ответа на какой-то из них, думаю книга Ричарда Баха вам поможет. Не нужно иронии по поводу того, что в моем возрасте такие книги еще рано читать. Уже давно наука доказала, что современные дети, то есть мы, очень быстро взрослеем. И когда же, позвольте, нам читать такие книги? Когда мечты повзрослеют? Нет, мечта должна с тобой расти. А еще и потому стоит читать, что нашим мудрым взрослым иногда некогда говорить с нами на такие темы.
Чайка по имени Джонатан Ливингстон - это уникальное произведение, вложившее в себе лучшие качества книги, созданной для приятного прочтения и философского размышления. В мире сейчас столько книг, с которыми можно сидеть часами, думая лишь над одной строчкой, разбирая текст на различные цитаты, такие книги можно читать днями, неделями и даже месяцами. «Чайка…» захватывает тебя и уносит ввысь твои мысли и чувства.
Я сочувствую людям, которые не любят и не хотят читать. Суета отучает нас мыслить, мы становимся винтиками в большом механизме и бессознательно подчиняемся времени. Читайте «Чайку..» на ночь вместо просмотра безликих страниц Интернета и телевизора. Дайте почитать ее своим родным, родителям, друзьям. Поговорите о книге. Вы узнаете, что есть такие произведения, которые можно читать в любом возрасте и видеть их по-своему. Не всем взрослым она понравится, потому что они сразу отнесут себя к числу «не белых ворон». Будут долго рассуждать о том, что день и ночь работают, чтобы обеспечить пропитание своим детям, а чтоб стать избранным, им придется порвать с родными и постигать дзен. Подобных комментариев к книге Р. Баха в Интернете великое множество. Я не буду навязывать вам свое мнение. Каждый человек имеет право на самоанализ. Книга, о которой я говорил, учит летать и позволяет расправить крылья тем, кто к этому готов.
Список использованной литературы:
Использованы также ресурсы Интернета: сайты на русском языке, посвященные творчеству Ричарда Баха.
Официальный российский сайт писателя Ричарда Баха rbach.ru/
Творчество и философия Ричарда Баха (
Ричард Бах - Собрание книг [1963-2009, fb2, rtf] :: RuTracker.org ...
Ричард Бах — новинки - LiveLib
О Ричарде Бахе (Элизабет Вандерхилл)
Рисуем ветку берёзы сухой пастелью
Четыре художника. Осень
Два морехода
Как выглядело бы наше небо, если вместо Луны были планеты Солнечной Системы?
Сказка об осеннем ветре