Группа "Сказка"
Старшая группа компенсирующей направленности
для детей с задержкой психического развития"Сказка "
Воспитатели:
Михеева Инна Вячеславовна
стаж работы- 15 лет, 1 квалификационная категория,
образование средне - специальное, неоконченное высшее педагогическое (5 курс);
Маликова Виктория Евгеньевна
стаж работы - 8 лет, 1 квалификационная категория,
образование высшее.
Учитель-логопед:
Полянская Марина Ивановна
стаж работы -3 года, 1 квалификационная категория
образование высшее
Учитель-дефектолог:
Мельникова Ольга Анатольевна
стаж работы - 6 лет,
образование высшее
Педагог-психолог:
Дивеева Наталья Алексеевна
стаж работы – 7 лет, высшая квалификационная категория
образование высшее
Набор детей в группу компенсирующей направленности (для детей ЗПР) "Сказка" происходит по направлению Психолого – медико-педагогической комиссии. В эту группу поступают дети с заключением: задержка психического развития.
Направления работы, позволяющей обеспечить эффективность коррекционно-развивающего воспитания и подготовки к школе детей с ЗПР, определяются единством следующих задач:
· создание ребёнку с ЗПР возможности для осуществления содержательной деятельности в условиях, оптимальных для его всестороннего и своевременного психического развития;
· Обеспечение охраны и укрепление здоровья ребёнка;
· коррекция (исправление и ослабление) негативных тенденций развития;
· стимулирование и обогащение развития во всех видах деятельности (познавательной, игровой, продуктивной, трудовой)
· Профилактика вторичных отклонений в развитии и трудностей в обучении на начальном этапе.
В своей работе мы руководствуемся "Программой воспитания и обучения в детском саду" под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой, а также "Программой коррекционно - развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР" под редакцией С.Г.Шевченко.
Учитывая структуру дефекта дошкольников, имеющих задержку психического развития, для повышения эффективности коррекционной работы в группе нами была создана специальная коррекционная предметно - развивающая среда.
Под коррекционной предметно- развивающей средой мы подразумеваем специально организованное жизненное пространство, способное обеспечить социально- культурное становление дошкольника с проблемами в развитии, удовлетворить потребности зоны его актуального и ближнего развития.
С нашей точки зрения, наиболее оптимальными видами уголков- микроцентров для самостоятельно деятельности детей с ЗПР является следующие:
Центр сюжетно-ролевой игры (содержит необходимое оборудование, тематические коллекции игрушек для игр «Семья», «Больница», «Магазин», «Парикмахерская» и др);
Центр физической культуры (содержит спортивный инвентарь- обручи, прыгалки, мячи, кегли, для развития моторных навыков);
Центр изобразительной деятельности (размещены материалы для знакомства детей с различными видами изобразительного и декоративно- прикладного искусства);
Театральный центр (собрано необходимое оборудование для театрализованной деятельности и игр: детские костюмы, пальчиковые куклы, игрушки декорации для настольного театра);
Музыкальный центр (наборы музыкальных игрушек, материалы и оборудование для развития слухового внимания и восприятия, организации музыкально – ритмической деятельности, детские музыкальные инструменты, аудиотехника);
Центр сенсомоторного развития (оборудование для дыхательной гимнастики, мелкие и сыпучие материалы (манка, фасоль, горох), резиновые массажные мячики, а также различные виды массажных ковриков ( с пуговицами, пробками, губками, войлоком), мозаика, настолько - печатные игры для развития и коррекции мелкой моторики, сенсорных навыков);
Книжный центр(собрана библиотека: книги для чтения воспитателями детям и самостоятельно чтения, иллюстрации к произведениям, тематические альбомы, речевой материал для автоматизации звуков, речевые игры, журналы. Здесь же размещаются альбомы с семейными фотографиями детей группы, временные тематические фотовыставки, способствующие развитию эстетических представлений дошкольников, детские рисунки-иллюстрации, творческие работы различных жанров);
Центр природы (комнатные растения, аквариум, цветник и мини- огород на территории- цель- непосредственное взаимодействие детей с объектами природы);
Центр ознакомления с окружающим миром (уголок закрепления лексических программных тем). Например, панно «Огород» с прорезанными карманами, имитирующими грядки, позволяет закрепить тему»Овощи».
Центр формирования элементарных математических представлений (это стеллажи с различным раздаточным материалом- счётными палочками, бусинами магнитные цифры и др);
Центр обучения грамоте - настенное панно, позволяющее наглядно объяснить детям деление звуков на гласные и согласные, дифференцировать согласные на твёрдые и мягкие, овладеть элементарными навыками чтения, а также разнообразный раздаточный материал);
Центр эмоциональной разгрузки - представляет собой уголок уединения, где любой ребёнок из группы может побыть один, успокоиться.
Предметно- развивающая среда нашей группы представляет собой целостную систему, отвечающую содержанию образовательной деятельности, целям воспитания, обучения и коррекции детей с ЗПР.
Следует отметить взаимосвязь работы воспитателей, учителя-дефектолога, учителя- логопеда, педагога- психолога, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию и методиста. Все педагоги применяют в своей работе здоровьесберегающие технологии.
Родители воспитанников оказывают воспитателям всестороннюю поддержку, что позволяет создавать атмосферу радости, заботы и внимания, чтобы ребёнок почувствовал чуткость и доброжелательность воспитателя и сверстников.
В.А.Сухомлинский писал: « жизненный путь от детства к отрочеству должен быть путём радости, бодрости – это одно из самых важных правил всей системы воспитательной работы. Радость как источник оптимистической уверенности ребёнка в своих силах является условием того богатства действительных отношений к окружающему миру, без которого не может быть духовного развития….»