Презентации и видео
Мультимедийное сопровождение выступлений педагогов, видео проведённых мероприятий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Введение в исследование | 745 КБ |
НОУ "ГНОМ" | 2.98 МБ |
Планета добрых сердец. Смена для детей с ограниченными возможностями здоровья | 2.95 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Подготовка к исследованию Поиск, спонтанный сбор материалов и подбор литературы Постановка вопросов: что, зачем, как, с помощью чего, где, когда и кем будет исследовано Ответы на поставленные вопросы
1. Основные этапы учебного исследования: выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования); выдвижение гипотез; поиск и предложение возможных вариантов решения; сбор материала; обобщение полученных данных; подготовка проекта (сообщение, доклад, макет и др.); защита проекта.
Схема
Тема исследования Самостоятельность в выборе темы Корректность и четкость Тема – область и ракурс исследования
Как выбрать тему исследования фантастические – темы, ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений; эмпирические – темы, предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов; теоретические – эта группа тем ориентирована на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках. Это то, что можно спросить у других людей, это то, что написано в книгах, и др.
Правила выбора темы Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его. Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.
Выбирая тему, надо учитывать: Возможный уровень решения. Естественно, что проблема должна соответствовать возрастным особенностям детей. Эта позиция касается обычно не столько выбора проблемы, сколько уровня её подачи, имеется в виду её формулировка и отбор материала для решения. Одна и та же проблема может решаться детьми разного возраста на разных этапах обучения по-разному, с различной степенью глубины. Желания и возможности. Выбирая проблему, нужно учесть, есть ли необходимые для её решения средства и материалы. Отсутствие литературы, необходимой «исследовательской базы», невозможность собрать необходимые данные, обычно приводят к поверхностному решению. Поверхностное решение рождает «пустословие».
Примеры: «Представление об историко-культурной роли игрушки» «Кукла - оберег как самобытное явление народного искусства» « Матрешка - это образ и душа России » «Праздники татар Тарского района и города Тары» «Символика тканого пояса» «Звуковая фотография стихотворения»
Объект исследования Что именно в этом мире мы исследуем? Известна ещё до начала исследования Не зависит от исследователя Объект – это та область, сфера деятельности, сторона действительности в которой ведется исследование данного вопроса
Актуальность Зачем и почему я изучаю именно эту тему? Я это не знаю и хочу узнать Почему мне это стало интересно? Актуальность – важность, значимость для настоящего момента
Проблема Это конкретный вопрос Это нахождение и лаконичная формулировка противоречия Это уточнение темы Проблема – это то, что мы изучаем, какой вопрос нам необходимо разрешить
Гипотеза? Для решения каждой проблемы вырабатывается ряд гипотез. Проблемы могут быть сложными и не очень, например, проблемами для детских исследований вполне могут быть такие: «почему светит солнце?», «почему играют котята?», «почему попугаи могут разговаривать?». Гипотезы возникают как возможные варианты решения проблемы. Затем эти гипотезы подвергаются проверке в ходе исследования. Построение гипотез – основа процесса творческого мышления. Гипотезы позволяют открывать новые возможности, находить новые варианты решения проблем и затем, в ходе мысленных или реальных экспериментов, оценивать их вероятность.
Упражнения, позволяющие тренировать способность вырабатывать гипотезы 1. При каких условиях каждый из этих предметов будет очень полезным? Можете ли вы придумать условия, в которых будут полезными два или более из этих предметов: деревянный брусок, велосипедная шина, молоток, пирожное, игрушечный автомобиль. Делая предположения, мы обычно используем следующие слова: «может быть», «предположим», «допустим», «возможно», «что если…». Приведем еще несколько упражнений: 2. Как вы думаете, почему щенки и котята любят играть? Предложите несколько разных гипотез по данному поводу. 3. Найдите возможную причину события: Дети стали больше играть во дворах; Миша стал совсем серьезным; Пожарный вертолет весь день кружил над лесом; Автомобиль одиноко стоял на дороге; Медведь зимой не заснул, а бродил по лесу; Друзья поссорились. 4. Что бы произошло, если каждый человек мог бы попросить у волшебника исполнения трех своих самых главных желаний? Надо придумать как можно больше гипотез и провокационных идей, объясняющих, что бы произошло в результате. 5. Рыба плещется в пруду. Сделайте два самых логичных предположения и придумайте два самых логичных объяснения. Придумайте два самых фантастических и неправдоподобных объяснения. 6. Представьте, что воробьи стали размером с больших орлов. Что бы произошло? Придумайте несколько гипотез и провоцирующих идей.
Сбор материала Источники информации во многом зависят от того, какая избрана тема. Для того чтобы помочь ребенку выбрать нужный информационный источник, можно заготовить карточки с различными вариантами источников информации.
Примеры: Подумаем, что нам известно о земноводных вообще и черепахах в частности. Спросим у взрослых людей. Они в нашем случае будут экспертами (в этой роли может выступить любой взрослый). Посмотрим справочники и книги по биологии. Посмотрим специальные телепередачи. Можно обратиться к компьютеру. Можно понаблюдать. Можно провести эксперимент (например, по поводу поведения черепахи, её отношения к человеку: как она реагирует на человеческий голос; обращает ли внимание на резкие движения; влияет ли освещение на ее поведение и др.).
Поиск и предложение возможных вариантов решения Помочь детям найти все пути, ведущие к достижению цели. Затем выделить общепринятые, общеизвестные и нестандартные, альтернативные. Четко их расклассифицировать. Надо сделать выбор, оценив «без эмоций», как и следует исследователю, эффективность каждого способа.
Процесс фиксации информации На листочках бумаги ручкой, карандашом или фломастером можно делать записи, рисунки, чертить опорные схемы. И не важно, что эти «значки-иероглифы» будут понятны только автору. Все эти заметки надо тщательно хранить по крайней мере до окончания работы.
Обобщение полученных данных Здесь никак не обойтись без деликатной помощи взрослого. Во многом упрощает эту задачу предварительное решение о том, как будут представлены результаты исследования, в каком виде будет реализован исследовательский проект. Подумать об этом надо обязательно. Исследование будет иметь мало пользы, если его результаты не будут материализованы в «докладе», «отчете», «проекте», небольшой книжке, написанной от руки или на компьютере. И не важно, сколько будет желающих выслушать этот «доклад» или прочитать «рукописную книгу», важно, чтобы они были, хотя бы в единственном числе. Пусть этим единственным слушателем будете вы сами, старший брат или бабушка.
Подготовка проекта Результатом исследовательской работы чаще всего становится «сообщение», прообраз «доклада». Но это может быть и макет, выполненный из самых разных материалов, со словесным описанием действия представляемого им объекта. Это может быть самостоятельно написанная и проиллюстрированная книга. И вовсе не важно, что в ней может оказаться всего даже не несколько страниц, а несколько слов. Прежде чем выбрать форму представления результатов (макет, «научный отчет», «книга» и др.), следует определить, сколько времени потребуется на подготовку. Не следует планировать изготовление сложных, требующих больших временных затрат работ (макетов, чертежей и др.).
Защита проекта Сообщить об усвоенном важно не столько тому, кому адресовано сообщение, сколько тому, кто рассказывает. Защита – венец исследовательской работы и один из главных этапов обучения маленького исследователя. О выполненной работе надо не просто рассказать, её, как и всякое настоящее исследование, надо защитить. Защита проекта должна быть «публичной». Публикой, как мы уже отметили, могут быть и друзья-сверстники с аналогичными проектами, и бабушки, и дедушки, и, непременно, вы сами. В ходе защиты ребенок учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения, отвечать на вопросы.
Памятка педагогу и родителям подходите к проведению этой работы творчески; не сдерживайте инициативы детей; поощряйте самостоятельность, избегайте прямых инструкций, учите детей действовать независимо; помните о главном «педагогическом» результате – не делайте за ребенка то, что он может сделать (или может научиться делать) самостоятельно; не спешите с вынесением оценочных суждений; оценивая, помните: лучше десять раз похвалить ни за что, чем один раз ни за что раскритиковать; обратите внимание на основные составляющие процесса усвоения знаний: а) учите прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями; б) старайтесь формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования; в) старайтесь обучать ребенка умениям анализировать, синтезировать, классифицировать информацию.