Методическая служба
Добиться успеха не означает,
что Вы должны сделать что-либо исключительное.
Это означает, что Вы должны делать то же,
что и все, только исключительно хорошо.
Колин Тернер
Методисты, психолог, организатор, социальный педагог представляют собой методическую службу Центра детского творчества.Вся работа в Центре начинается с … мысли. «Мозговым центром» является методическая служба, которая в постоянном поиске интересного, инновационного. Грамотное методическое обеспечение образовательных программ позволяет улучшить учебно-воспитательный процесс в детских объединениях, студиях и клубах.
От уровня профессионализма педагогов зависит качество образования воспитанников, конкурентоспособность учреждения на современном рынке образовательных услуг. Сегодня об этом знают все. А уровень профессионализма педагогов, в свою очередь, во многом зависит от системы работы с педагогическими кадрами, от той образовательной среды, которая складывается в учреждении. И прежде всего от высококвалифицированной методической службы. Каким же должен быть методист, какими знаниями и умениями должен владеть, в чём заключается профессионализм методической службы?
Зажечь искорку любви к профессии педагог - как много для этого надо. Методист - это профессионал в полном смысле этого слова, это учитель учителей. Он помощник для педагогов в решении профессиональных проблем, поскольку методист умеет связать теорию с практикой. Самое важное в этой работе, я считаю, общение с коллегами. Радостно, когда к нам приходят педагоги делиться не только своими проблемами, которые мы стараемся совместно решить, но и рассказывают о своих успехах, благодарят за оказанную помощь. В такие моменты по-настоящему чувствуешь свою «нужность», радуешься удачам коллег.
Методист – путеводная звезда в стране под названием «Профессионализм». Его девиз: "Гореть самим, зажечь других, быть впереди и точка". Человек небезразличный, творческий. Отсюда и суть методической работы – поиск, организация, помощь, контроль, анализ, и опять поиск. Перед методистом стоит ряд специфических задач, которые никакой другой специалист не решит.
Первая задача — технологическая. Методист должен оказать помощь педагогу в создании «копилки» профессиональных достижений и сделать ее доступной для других педагогов, и для педагогической культуры в целом. Вторая задача — педагогическая. Методист должен способствовать профессиональному росту членов коллектива образовательного учреждения, мотивировать педагогов к самосовершенствованию. Третья задача — исследовательская. Четвертая задача — экспертная. Методист играет важную роль: он носитель критериев, и это накладывает на него большую профессиональную ответственность.
Педагогический коллектив нашего Центра отличает большое трудолюбие, творческий подход к работе, взаимопомощь. Большинство педагогов имеют большой педагогический стаж работы. В последние годы в системе образования произошли колоссальные изменения. В первую очередь, конечно, эти изменения связаны с новыми возможностями, которые представляет современное образовательное пространство. К сожалению, не все педагоги владеют компьютером, изучают и используют в работе с учащимися современные образовательные технологии. Поэтому основными задачами нашей работы является создание благоприятного микроклимата в педагогическом коллективе, оказание методической помощи коллегам, повышение мотивации педагогов в работе над темами самообразования, изучение и внедрение в образовательный процесс современных образовательных технологий, работа по обобщению и распространению педагогического опыта.
Методическая служба является центром единого образовательного пространства нашего учреждения. В своем развитии прошла долгий путь становления: от создания самой системы на основе большой и плодотворной работы педагогического коллектива до ее развития. Приятно, что у нас создана команда единомышленников. Это заместитель директора по учебной работе В.В.Климова, заместитель директора по воспитательной работе Т.А.Кучеренко, заведующая отделом декоративно-прикладного творчества С.В.Рарич, методист информационного отдела Г.А.Логинова, методист по детскому движению Е.П.Рунёва, методист по учебно-исследовательской работе Л.Г.Карелина, психолог С.А.Ратниченко. Каждый из них заслуживает массу тёплых слов, потому что все они трудятся творчески, самозабвенно, вкладывая в своё дело душу. Люди иного склада у нас не находят постоянной «прописки».
Методическая служба стабильна и в то же время находится в постоянном поиске новых форм организации помощи педагогам. Постоянными формами остаются: педсовет, методсовет, экспертный совет, работает информационно-методический кабинет. К временным структурным элементам относятся: педагогические конференции, мастер-классы, конкурсы профессионального мастерства, семинары-практикумы и др. На сегодняшний день актуальны временные творческие группы, формирующиеся для решения различных вопросов педагогической практики.
Центром деятельности является методический отдел, который, концентрируя информационные, интеллектуальные, материально-технические ресурсы, осуществляет методическое, информационно-техническое, социально-психологическое сопровождение инновационных процессов в Центре детского творчества.
Боле того, методический отдел традиционно оказывает методическую помощь и поддержку различным категориям педагогических работников образовательных учреждений района.
Программно-методическое обеспечение образовательного процесса – одно из важнейших направлений методической работы в нашем учреждении. Разработана и действует Программа развития учреждения на 2009-2014 гг., авторские программы педагогов и методистов.
Огромное внимание уделяется повышению квалификации педагогов Центра и их аттестации. Второй год аттестация педагогов проводится на основе экспертной оценки уровня профессиональной компетентности и результативности педагогической деятельности на основании представленных материалов и документов, собранных в индивидуальные папки – портфолио педагогов дополнительного образования.
Серьезное внимание уделяется организации работы по самообразованию. Методическая служба постоянно планирует систему мероприятий по этому вопросу: консультирование педагогов, семинарские занятия, круглые столы, мастер-классы, конкурсы на лучшее итоговое занятие, смотр-конкурс методических материалов и т.д.
Мы хорошо понимаем, что инновационный опыт является серьезным потенциальным ресурсом дальнейшего развития учреждения. В связи с этим мы ведем работу по обобщению результативного педагогического опыта. Это осуществляется через проведение и участие в мастер-классах разного уровня, проведение открытых занятий, творческих мастерских, презентаций, издание брошюр, буклетов, создание веб-страниц в интернете и т.д.
При реализации методической деятельности, мы прежде всего учитываем реальные проблемы учреждения, оптимальность сочетания форм коллективной и индивидуальной методической работы; необходимость оперативного и перспективного реагирования методической службы на запросы и потребности педагогов, творческих коллективов; уровень доступности методической продукции для всех педагогических работников.
Важной составляющей управления методической работой является оценка качества образования обучающихся и анализ педагогической деятельности. Критерием конечных результатов методической работы мы считаем результативность деятельности детских коллективов и объединений, рост уровня удовлетворенности обучающихся, родителей деятельностью Центра, успешность педагогов в профессиональном развитии и уровень их удовлетворенности своим трудом.
Современный ребёнок хочет быть понятым, многому научиться, проводить интересный досуг и стать успешным в жизни… Методическая служба нашего Центра гордится тем, что может удовлетворить многие потребности педагогов, родителей и детей. Мы не останавливаемся на достигнутом, перед нами стоят задачи решения вопросов, связанных с приданием методической работе более индивидуальных черт в работе с каждым педагогом, мы готовы к сотворчеству в реализации инновационных и новационных мероприятий.