Педагогический опыт

Карелина Лина Галимшановна

Обобщение опыта проходит в форме оформления портфолио педагога, выпуска брошюр и т.д.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Казённое образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского творчества»

Образовательное учреждение дополнительного образования:

проблемы и перспективы

сборник составлен

по материалам выступлений

педагогов и методистов Центра детского творчества

на совещаниях, конференциях 2011-12 уч.года

г. Тара, 2012г.

Людмила Алексеевна Вандышева,

директор Центра  детского творчества

О перспективах развития требований к дополнительному образованию в современных условиях

Настоящий период жизни нашего общества, характеризующийся кардинальными социально-экономическими и политическими преобразованиями, делает особенно актуальным вопрос о качестве образовательной системы, которое является одним из важнейших показателей состояния государства и общества. Будущее нашего города и района, зависит от людей, обладающих нестандартным мышлением, высоким интеллектуальным потенциалом, научным подходом к решению проблем. Динамичное развитие Тары требует воспитания творческих, талантливых и социально ответственных горожан. Но с  одной стороны, развитие творчества детей является потенциалом для развития общества в целом, с другой — существующие условия не в полной мере способствуют этому развитию.

В этой связи основную проблему дополнительного образования.  можно сформулировать как невозможность достижения высокого (максимального) уровня развития способностей детей без создания соответствующих условий обучения и развития. Разрешение противоречия между потребностями общества в одаренных, творческих, талантливых людях и традиционными условиями обучения и воспитания возможно только в учебных заведениях нового типа, с современной материально-технической базой при наличии дополнительных средств на обеспечение развития инновационной деятельности.

Инновационность учреждений дополнительного образования заключается, прежде всего, в добровольном участии ребенка в процессе его обучения и воспитания; свобода выбора видов, форм образовательной деятельности; творческой позиции педагога, формирование нового типа педагога дополнительного образования. И эта задача сегодня одна из социально значимых в деятельности Центра Детского творчества.

Профессиональная подготовка педагога нашего учреждения стала приоритетной проблемой, органичным блоком создания, становления и развития системы образовательной деятельности Центра.

Так, например, успешно действует программа подготовки собственных кадров – педагогов, в которой удачно сочетаются теоретические и практические занятия. Особенностью данной программы является сочетание специальных занятий с опытом работы с детьми в детских объединениях, разнообразным участием в организации и проведении образовательного процесса в целом. Такое сочетание помогает успешнее освоить азы педагогики молодым специалистам, осмыслить свой повседневный опыт старшим педагогам, выявить трудности, проблемы своей педагогической деятельности и осознать необходимость самосовершенствования. Программа предусматривает индивидуальную подготовку через систему семинаров, индивидуальных консультаций, организуемых в учреждении.

В будущем на семинарских занятиях будет происходить подготовка к участию в различных  конкурсах, направленных на поддержку инновационных разработок и технологий обучения, рост профессионального мастерства, выявление творчески работающих педагогов.

Результативность в деятельности педагогов зависит не столько от внедрения  новых технологий, сколько от их стремления овладеть достижениями педагогической науки, методологией педагогического исследования. Поэтому инновационные формы образовательной деятельности педагог должен осваивать, как правило, через самообразование, востребованное его личными потребностями, интересами и возможностями.

Коллективная (групповая) разработка и реализация методических разработок, позволяет включить педагогов в расширение методической базы, органично связанной с целью, задачами, содержанием основной образовательной программы.

Центром создания научно - методической базы реализации программ и одновременно дифференцированной работы с педагогами по повышению их профессионализма, становлению личностной позиции становится научно - методическая служба, которая уже сейчас работает адресно: на обеспечение деятельности отдельных педагогов и творческих групп, работающих по одной образовательной программе (студия раннего развития «Карусель») на обеспечение деятельности всех направлений Центра.

Научно - методическое обеспечение образовательного процесса помимо имеющихся: общей концепции и программы развития Центра, пакета образовательных программ детских объединений, методических и дидактических материалов, диагностических методик, позволяющих оценивать результативность деятельности педагога и воспитанников пополняется практическими материалами (из опыта работы, творческие отчеты, творческие работы воспитанников, видеофильмы и др.); материалами рефлексии педагогом своего опыта. И все это представляется в сборниках методических разработок и  публикациях, востребованных другими образовательными учреждениями. Но на это нужны средства!

В настоящий момент, решая проблему внедрения инновационных технологий, необходимо  выделить несколько, апробированных опытными педагогами Центра, по которым теперь будет работать большинство педагогов. Так, например:

  1. Групповая технология
  2. Технология игрового обучения
  3. Блочное обучение
  4. Исследовательская (проблемно-поисковая) технология
  5. Проектная технология
  6. Коммуникативная (дискуссионная) технология
  7. Рефлексивная

Для того чтобы продемонстрировать инновационные достижения, несколько раз в год проходит «Мастер-класс». Из опыта работы в этом направлении мы знаем, что учение и теоретическое осмысление новой технологии, демонстрация ее элементов на открытом занятии в рамках мастер-класс с последующим обсуждением проведенного занятия оказывают влияние на совершенствование профессионального уровня, повышение методической культуры педагогического коллектива, совершенствование образовательного процесса.

Методическая служба Центра находится в постоянном творческом поиске. Можно перечислить ее несомненные достижения:

  1. создано комплексное учебно-методическое и программное обеспечение всех образовательных областей;
  2. проводится мониторинг качества образования.
  3. введены папки коллективных и личных достижений  воспитанников и педагогов – портфолио;
  4. создан и действует банк данных одаренных и способных детей начиная с 1999 года.

В то же время, некоторые вопросы еще требуют своего решения. А для этого назрела необходимость создания «проблемных» или «творческих» групп педагогов и методистов Центра, которые в течение определенного времени будут работать над разрешением следующих проблем:

  1. организация учебно-исследовательской деятельности педагогов. Недостаточная разработанность дидактических пособий по подготовке педагогов-исследователей приводит к созданию программы подготовки руководителей исследовательской работой воспитанников детских объединений. Изучая программу курса, педагоги будут представлять свои методы, способы, технологии на обсуждение коллег, получать советы, рекомендации, учиться, грамотно, представлять свой опыт, осваивать метод проектов. Педагоги получат помощь в оформлении конкурсных материалов и создании презентаций для защиты своей программы.
  1. изменение порядка и процедуры аттестации выпускников детских объединений Центра.
  2. формирование системы мониторинга качества образования. Система мониторинга должна стать средством включения педагогов в диагностико - аналитическую деятельность. По результатам входной и выходной диагностики педагоги должны вносить коррективы по достижению нового качества своей профессиональной деятельности.
  3. внедрение инновационных технологий в практику воспитательной работы: использование социальной рекламы, необходимой для формирования имиджа учреждения в социуме, организация,  сплочение и развитие детского коллектива и др.
  4. презентация образовательных программ и методические выставки.
  5. научно-практическая конференция по результатам деятельности педагогического коллектива в конце года, где педагоги обобщат опыт работы в форме презентации. Элементы технологий на занятиях можно будет просмотреть на фрагментах видеофильма с последующим обсуждением и рефлексией.
  6. открытые педагогические чтения педагогических работников учреждений дополнительного образования детей.
  7. проведение городского фестиваля «Слагаемые успеха» педагогов дополнительного образования, в содержание которого могут быть включены:
  1. конференция «Россыпь талантов». На этой конференции выступят с обобщением своего опыта те педагоги, которые в течение учебного года представляли свой опыт на городском, областном, региональном или Всероссийском уровне;
  2. методическая выставка «Педагогический вернисаж». На этой выставке можно экспонировать методические пособия, разработанные педагогами дополнительного образования в текущем учебном году.

Критерии и показатели результата педагогического труда формируются в соответствии с моделью выпускника. Поэтому назрела необходимость в создании такой модели и над этим вопросом опять таки работает «творческая» группа в составе: психолога, методистов и педагогов Центра.

Качественные изменения, происходящие в образовательном процессе и ориентированные на его успешность, происходят при интенсивном развитии контактов между учреждениями дополнительного образования с учреждениями - партнерами. Центр Детского творчества активно вступил в период сотворчества с родителями и общественностью, постоянно сотрудничает с преподавателями ТФ ОГПУ, педагогического колледжа. Педагоги и методисты  выступают в качестве преподавателей, передающих свой опыт и знания студентам, но существует и обратная связь: когда преподаватели университета становятся консультантами педагогов и методистов. На сегодняшний день назрела необходимость проведения спецкурсов по назревшим вопросам для педагогов дополнительного образования ведущими специалистами вузов.

Среди позитивных изменений в Центре Детского творчества за последние годы можно назвать развитие лидерства и активизацию самоуправления.

На территории Тарского муниципального района сложилась многолетняя система работы детских общественных объединений. В настоящее время действуют 36 детских общественных объединений. Это разные по количеству и направлениям деятельности коллективы, объединенные в Союз детских организаций «Надежда Сибири».

Исходя из целевых и стратегических приоритетов Тарского муниципального района, в целях эффективной совместной деятельности детских и молодежных общественных объединений разработаны программы деятельности: «Штурманы детства» для руководителей детских общественных объединений, «Лидер» для актива детских общественных объединений.

В Центре Детского творчества созданы условия для проведения занятий в школе «Лидер» для активистов ДОО, семинаров для руководителей ДОО, а также массовых мероприятий: акций, конференций, ассамблей, слетов и др.; предусмотрены совместные мероприятия с классными руководителями, старшими вожатыми, заместителями директоров по воспитательной работе. Создан банк данных детских общественных объединений Тарского муниципального района.

В плане мероприятий по реализации задач развития основных направлений детского движения в Тарском муниципальном районе Союзом детских организаций «Надежда Сибири» предусмотрено взаимодействие с Тарской Местной Молодежной Общественной  организацией «Импульс», что позволяет детским общественным организациям участвовать в конкурсах грантов по реализации социально-значимой деятельности, а также участвовать в программах по номинациям конкурса грантов Губернатора Омской области.

Через участие в детском общественном движении прошло большое количество детей и подростков. Отрадно видеть переход объединений из детских в молодежные, зачастую лидеры детских объединений со временем становятся лидерами в молодежной среде и инициаторами создания нового молодежного объединения. Это достойный показатель деятельности детских общественных объединений.

Вместе с тем, перед Союзом детских организаций «Надежда Сибири» остро стоит проблема финансирования деятельности. Хотелось бы, чтобы органы власти не на словах, а на деле обратили внимание на детское общественное движение и определили отдельную статью для финансирования социально-значимых дел детских общественных объединений, приобретения символики и атрибутики, технических средств, средств для участия СДО в выездных семинарах, слетах, конференциях в целях обмена опытом, поощрения членов детских организаций и взрослых, работающих с детскими организациями.

О перспективах развития дополнительного образования в современных условиях можно говорить много и долго. За последние годы в педагогическом коллективе произошло формирование потребностей к обновлению, идет процесс постоянного поиска и разработки новшеств в области воспитания и развития детей, их социальной адаптации в обществе. Но поиск должен быть не только интенсивным, но и эффективным. И только комплексное взаимодействие педагогического коллектива профессионалов, новаторов, педагогов, заинтересованных в положительных результатах, коллег-единомышленников, родителей, социальных партнеров, может качественно изменить уровень образовательного процесса в современном образовательном учреждении дополнительного образования.

Галина Андреевна Логинова,

методист Центра детского творчества

Роль дополнительного образования в формировании информационной культуры подростков в выборе здорового образа жизни

Существует мнение, будто дети сами разберутся, что в жизни хорошо, что плохо, что нравственный и гражданский облик человека формируется только в результате последовательной педагогической деятельности, цель которой вырастить гражданина России, её защитника и работника, современного человека: образованного, творческого, интеллектуального и одновременно активного, смелого. Воспитать такого человека без книги невозможно!

Сокращение чтения – это мировая тенденция,  это глобальный процесс, связанный с тем, что развиваются средства массовой информации, массовой индустрии развлечений, которые вытесняют чтение как источник получения важной информации, и как средство релаксации.

Специфика дополнительного образования как гибкой системы, способной быстро реагировать на запросы детей в творческом развитии личности, обеспечивает широту культурного кругозора. В рамках дополнительного образования создаётся среда интеллектуального и нравственного общения, развиваются увлечения, привычка к культуре досуга.

Так, книжный фонд нашего информационно-методического кабинета насчитывает 2000 экземпляров книг, из них замечательный фонд энциклопедий и справочников, дающий возможность выполнить любую справку, 800 экземпляров брошюр и журналов,  в нашем арсенале имеется медиатека, которая включает 60 дисков, а также набор аудио- и видеозаписей. Благодаря использованию новых электронных технологий создан и активно пополняется электронный банк данных, включающий различные профильные базы данных: «Учебная литература», «Художественная литература», «Электронная картотека статей из периодики, сборников и т.д.». Поисковая система по ключевым словам помогает отыскать нужную литературу, например: «Бисер», «Вязание» и т.д. База данных предназначена как для детей, так и для взрослых – одни могут найти в ней советы по обучению и развитию своего увлечения, другие – новые, оригинальные идеи для занятий.

Кроме того, педагоги-руководители детских объединений направляют ребят к ИМК, иногда сами приводят их для знакомства с книжными и журнальными новинками. ИМК оказывает постоянную консультативную и практическую помощь педагогам.

 Огромным ресурсом для формирования здорового образа жизни являются также внеурочные занятия как одна из составляющих дополнительного образования детей.

При разработке технологий формирования здорового образа жизни в системе дополнительного образования мы исходили из того, что это – новое, непривычное и не совсем понятное дело, которым никогда специально педагоги не занимались. Пока не существует и системы их подготовки в данной области. Поэтому мы стремились к тому, чтобы каждый педагог мог выбрать из разработанных нами технологий те, которые ему подходят, отвечают его способностям. В основе этих технологий – партнерство, сотворчество детей, педагогов и семьи.

Проанализировав существующие формы работы в системе дополнительного образования, мы предприняли попытку внедрить в них действенные стимулы, которые заставляли бы детей выбирать здоровый образ жизни.

Вот варианты этих подходов.

Первый – внедрение в работу детских объединений по интересам тем здоровья, здорового образа жизни, имеющих прямое отношение к тематике объединения. Так, например, немецкий клуб «WIR» занимается пропагандой здорового образа жизни. Ребята выезжают в школы города со своей программой «Мы за здоровый образ жизни».

Второй – включение в деятельность детских объединений тем образа жизни, прямо не связанных с этой деятельностью, но чрезвычайно актуальных в настоящее время (например, проблемы вредных привычек, нравственного здоровья и др.), а также тем здорового образа жизни, традиционно входивших в систему гигиенического воспитания. К ним относятся личная и общественная гигиена, гигиена умственного труда, питания, оздоровительное значение физкультуры и спорта, профилактика инфекционных заболеваний, травматизма и гигиенические аспекты полового воспитания.

Мы стараемся, чтобы наши дети вели здоровый образ жизни без сигареты, наркотиков и алкоголя. Для детей студии раннего развития проводятся беседы и обсуждения «Советы Неболейки», «Враги здоровью человека».

Формирование личности читающего маленького человека невозможно без воспитания его правовой культуры. ИМК уделяет этому направлению работы особое внимание. В правовом уголке «Твои права» ребята знакомятся с «Конвенцией о правах ребёнка», правовой информацией «Что нужно знать о своих правах и обязанностях», информацию о законах РФ, о правовой экологии, о вреде наркотических средств. Картотека «Твои права» помогает ребятам находить ответы на многие интересующие их вопросы.

Задачи воспитания любви к своей Родине, гордости за свой народ, желание беречь и защищать своё Отечество преследуют такие мероприятия, как встречи с военнослужащими, ветеранами Великой Отечественной войны, смена Лидер «Юные патриоты России». Использование игровых форм создаёт благоприятное условия для воспитания детей гражданами России – патриотами своего Отечества.

Третий – общие акции в детском объединении или Центре детского творчества на темы здорового образа жизни.

В празднования дня Победы оформляются выставки, ребята участвуют в конкурсах рисунков, рассказов на тему «Они сражались за Родину». Выпущена книга «Дедушкина юность», куда вошли рассказы о войне, стихи ребят из детских объединений и школ города и района.

Проблемы здоровья актуальны для каждого человека – и для детей, и для педагогов. Каждый готов обсуждать их. Вопрос в том, как это делать. Это должен быть не монолог педагога устрашающего характера (если вы будете делать то-то или не делать того-то, то вам грозит…), а дискуссии, споры, игры (кто умеет, кто правильнее действует). Главное, к чему нужно стремиться, – чтобы по возможности это было общение с детьми на языке их чувств, чтобы обсуждение любой темы не было отвлеченным, но было обращено к практической жизни ребенка.

Через совместное творчество детей, родителей и прародителей лежит путь к восстановлению во многом утраченных связей между поколениями, в том числе традиций, помогающих сохранению здоровья.

С 2010 года в Центре начата реализация программы развития по теме: «Этнокультурное воспитание детей как условие развития патриотизма». Сегодня, когда естественный механизм передачи традиционных ценностей «из уст в уста», «из рук в руки» почти разрушен.

Преемственность фольклора, рукодельного мастерства во многом зависит от целенаправленной деятельности учреждения образования и культуры. Дети занимаются не только изучением различных видов ремёсел и декоративно-прикладного творчества, но и изучают быт, культуру, традиции, обычаи, обряды народов, населяющих Тарский район, знакомятся с культурой народов России, мира. Всё это помогает сформировать более полные знания детей по народной культуре, воспитать в них уважение к традициям русского народа и культуре других народов.

В ИМК есть большой блок по разделу «Народная культура». Участвуя в праздниках, дети становятся не пассивными зрителями, а активными участниками – проживают праздник, играют в народные игры, разучивают пословицы и поговорки, поют, импровизируют.

Воспитание книгой – главная функция информационно-методической службы Центра. Мы понимаем, что от того, какие книги читают ребята в детстве, во многом зависит, какими они станут в будущем.

Светлана Витальевна Рарич

методист Центра детского творчества

Духовно-нравственное воспитание детей на традициях народных праздников

Одной из особенностей Российской Федерации является то, что исторически наше государство складывалось как сообщество разных этносов, культур и религий. Особую актуальность учет интересов всех населяющих Россию народов и культур приобретает в современных условиях, поскольку изменения, произошедшие в стране в области политики, экономики, социальных отношений, вызвали, в свою очередь, рост национального самосознания этносов. В обществе появилась тенденция к межэтническому расслоению, обособлению, зачастую переходящая в национальную нетерпимость и непримиримость. Необходимостью сохранения прочности государства объясняется особое внимание к развитию культуры межнациональных отношений и гармонизации этнических взаимоотношений на современном этапе. Большая роль в этом деле отводится образованию, а дополнительному образованию особенно.

Народная культура донесла до наших дней  древние традиции, которые не должны быть утеряны и стерты урбанизированной массовой культурой. Активное освоение детьми традиций народной культуры в Центре детского творчества дает возможность каждому освоить духовное наследие предыдущих поколений, осознать свои национальные корни. Народная культура позволяет сформировать личность с целостным мировосприятием и миропониманием. Проблемы сохранения и дальнейшего развития этнокультурного воспитания детей являются как никогда актуальными и важными. Дети, являясь по своей природе творцами, всегда способны отображать в разных видах творчества все многообразие окружающего мира через особенности своего мировосприятия, поэтому в Центре Детского  творчества возникла необходимость в реализации программы обучения и воспитания «Народное творчество», ориентированная не только на современное состояние развития этноса, но и на его историю. Формирование патриотического сознания у подростков и молодежи способствует осознанию ими личной ответственности за будущее своей семьи, своей малой Родины, страны и, как следствие, повышению уровня их позитивной социальной активности.

Народы Тарского Прииртышья принадлежат к различным религиозным и культурным традициям — христианской и мусульманской. Здесь проживают русские, татары, латыши, украинцы, немцы, чуваши и т.д. Это ставит перед дополнительным образованием непростые задачи формирования дружественных, гуманистических межнациональных отношений, развития этнической толерантности. Она означает уважение, принятие и признание многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности.

Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. «Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, которыми живёт народная душа. Как ни сложна, ни темна психология национальной связи, мы можем, однако, утверждать, что мы не можем созреть вне национальной культуры, которой мы должны проникнуться, чтобы присущие нашей душе силы могли получить развитие», - писал известный русский религиозный философ В.В. Зеньковский.

Семейные и народные праздники стали хорошей и доброй традицией Центра детского творчества, объединяющей взрослых и детей. Одним из ярких, запоминающихся мероприятий стала «Масленичная Неделя». Каждый день недели дети вместе со взрослыми проводили по традициям народного праздничного календаря: «Понедельник-Встреча», «Вторник-Заигрыш», «Среда-Лакомка», «Четверг-Разгул», «Пятница-тёщин вечерок», «Суббота- Золовкины посиделки» и «Прощёное воскресенье». Самыми яркими событиями этой недели стали первый и последний дни. Встреча Масленицы сопровождалась мероприятием    с участием детей, родителей и педагогов. На празднике дети в игровой форме узнали о традициях Масленичной недели, сами изготовили Масленицу из соломы, попробовали блинов и разных угощений. Всю неделю ребята играли в народные игры, делали из соломы кукол-маслениц, играли на улице в зимние игры, катались с горы на санках, разучивали пословицы и поговорки о Масленице. В последний день праздника все участники приняли активное участие в районном театрализованном мероприятии «Масленица», где были организованы различные игры, продажа сувениров, сжигание Масленицы. Реализация программы «Народное творчество», изучение семейных и народных традиций, фольклора, изготовление национальных костюмов, сувениров позволяют увидеть, что народная культура – не мёртвая застывшая форма традиционной памяти народа, а живое активное народное движение, неподвластное веянию времени, связанное с национальным характером, менталитетом и понятием «русская душа».

Ратниченко Светлана Анатольевна,

психолог Центра детского творчества

Факторы, обусловливающие здоровье и физическое развитие дошкольника

«С помощью научного и просто благоразумного подхода мы должны облегчить внутреннюю работу и духовное напряжение, которые происходят в глубинах детского организма. Эту работу никоим образом нельзя сравнивать с какой-нибудь внешне заметной работой или производством чего-то».

                                                                                          М.Монтессори.

Здоровье, согласно определению словаря С.И.Ожегова, - правильная нормальная жизнедеятельность организма, то или иное состояние организма человека. Здоровый, значит обладающий здоровьем, не больной, выражающий, обнаруживающий здоровье, полезный для здоровья, правильный.

Народная мудрость большое внимание уделяет здоровью. Масса известных изречений, одно из которых – «здоровье – это ещё не всё, но всё без здоровья – это ничто». Известный факт, что последние десятилетия, и даже годы здоровье человека неизменно ухудшается, т.е. бесценный человеческий ресурс нашей планеты преображается, иссякает.

Отчего зависит здоровье человека? По мнению большинства специалистов, педагогов, медиков, экологов здоровье лишь на 3-5% зависит от качества медицинского обслуживания и врачебной помощи; на 25-37% - от экологической обстановки;  и остальные 58%  - от образа жизни человека.

Вот почему культуру здоровья, менталитет «быть здоровым», беречь свой собственный ресурс, формирование навыков развития и сохранения этого ресурса должно начинаться с началом человеческой жизни, с самого раннего возраста. Исток человеческого здоровья, счастья – в дошкольном детстве.

Среди основополагающих факторов, определяющих здоровье детей дошкольного возраста и определяющих стиль дальнейшей их жизни, являются: наследственность; режим дня; закаливание и физические нагрузки, питание; организованная педагогами система занятий и игровая деятельность.

Какова ситуация по г. Таре и Тарскому  району в  плане здоровье дошкольников? На 1 января 2010г. по сравнению 2009г. число детей дошкольного возраста сократилось на 38чел. (1264 и 1226чел. соответственно). Значимый показатель: один ребёнок, посещающий детский сад, в среднем пропускает по болезни 23 дня в году (около месяца!). Увеличилось число заболеваний органов дыхания (с 291 до 428), острых вирусных инфекций (с 1680 до 1824), лорзаболеваний (от 159 до 261).  В целом же группа здоровых детей в  нашем городе и районе  увеличилась со 57, 8%в прошлом году  до 73, 4%  в текущий период; всего на 1% уменьшилась группа часто болеющих детей.

Среди основополагающих факторов, определяющих здоровье детей дошкольного возраста и определяющих стиль дальнейшей их жизни, являются: экология, наследственность; режим дня; закаливание и физические нагрузки, питание; организованная педагогами система занятий и игровая деятельность.

Экология. Учёные Гарвардского университета провели исследование относительно интеллектуальных возможностей детей и с помощью тестов они сопоставили познавательные функции. Было выявлено: интеллект ребёнка напрямую связан с экологией. Дети, которые живут в городах с интенсивным движением транспорта, имеют коэффициент интеллекта ниже, чем их сверстники, дышащие чистым воздухом. Исследование показывает, что из-за загрязнённого выхлопными газами воздуха коэффициент интеллекта в среднем падает на 3,4 пункта. Дышащие загрязненным воздухом дети так же хуже прошли тесты по словарному запасу, памяти и эрудиции. Окружающая среда оказывает такой же негативный эффект на интеллект, как если бы мать выкуривала по десять сигарет ежедневно во время беременности.

Наследственность. Природа даёт каждому физиологический жизненный потенциал: все болезни, вся программа жизни человека записана ДНК в виде генной информации. То, что носителем этой информации для будущего потомства является женщина  - это бесспорно. Однако для молодой женщины лучше завести детей с немолодым мужчиной: как свидетельствует новое исследование, у него больше шансов произвести на свет здоровых детей, чем юноши. Дети молодых отцов на 22% чаще умирают в первые четыре недели жизни, а шансы умереть в первый год жизни у них на 41% выше, чем у тех, чьим отцам за 20. Кроме того, у них больше вероятность родиться раньше положенного срока и недостатком веса. При этом если мужчине за 40, риск врождённых заболеваний у ребёнка не повышается. Свою роль играют и социальные факторы. Дети старших отцов начинают жизнь в более выгодных стартовых условиях.

Режим дня. Режим – это правильное распределение во времени и правильная последовательность в удовлетворении основных физиологических потребностей организма ребёнка: сна, приёма пищи, бодрствования. Режим- основа формирования биоритмов в деятельности организма. Формирование биоритмов пищевого возбуждения, сна и активного бодрствования способствует нормальному функционированию внутренних органов. При составлении режима дня учитываются возрастные и индивидуальные особенности ребёнка, особые его состояния, например, период выздоровления после болезни, период адаптации к детскому учреждению, условия жизни дома, время года. Переводить ребёнка на следующий возрастной режим следует постепенно, если он физиологически подготовлен к этому периоду. Так, например, суточная потребность во сне и продолжительность каждого отрезка дневного сна меняются с возрастом. Чем старше ребёнок, тем более продолжительны у него периоды глубокого сна и периоды неглубокого, реже пробуждения, дневной сон становится редким, но более продолжительным и глубоким, обеспечивающим полный отдых после длительного бодрствования. Меду тем вовремя сна восстанавливается энергетический потенциал клеток центральной нервной системы. У человека сон зависит от социальных условий (привычка засыпать в определенной позе, читать перед сном и т.д). Социальные условия очень рано начинают влиять на характер и качество сна ребёнка (укачивание сон на руках у взрослого и т.д.).

Закаливание и физические нагрузки. Закаливание- это дозированное применение специальных температурных воздействий для обеспечения привыкания организма к естественным колебаниям температуры внешней среды, к холоду. Выносливость к колебаниям температур – это не врождённое свойство организма, оно приобретается систематическими тренировочными воздействиями. Почему так важно выработать устойчивость организма к температурным воздействиям среды? При охлаждении различных участков кожи изменяется их крово- и лимфообращение, а так же образование слизи в верхних дыхательных путях. Застой крови и лимфы, повышенная секреция слизистых способствует активации микробов которые постоянно находятся в организме. Если не выработать устойчивость к холоду, к колебаниям температуры, простудные заболевания учащаются. Основные средства закаливания – естественные факторы – воздух вода, солнечные лучи. Между тем и в закаливании свои приёмы в каждом возрастном периоде, а отдельным детям с повышенной нервной возбудимостью, часто болеющим, показаны строго индивидуальные процедуры, назначенные врачом.

Увеличение с каждым днем жизни ребёнка его физических нагрузок двигательной активности – потребность организма. Чтобы быть здоровым, взрослый человек должен проходить дистанцию не менее 11км.  У ребёнка этот показатель, естественно, ниже, но как часто взрослые пытаются утихомирить непоседу, подавляя жизненно необходимую суточную потребность в движении! Систематическое проведение физкультурных упражнений, массажа, необходимо для всех возрастов, начиная с грудного. Регулярные и правильные физкультурные занятия и занятия спортом укрепляют общую и дыхательную мускулатуру, увеличивают полезный дыхательный объём легких, способствуют насыщенному снабжению внутренних органов кислородом, повышают сопротивляемость детского организма к острым респираторным заболеваниям.

Питание. Правильное питание – важный фактор не только для нормального развития ребёнка, но и для предупреждения целого ряда серьёзных заболеваний. Причем, чем младше ребёнок, тем значительнее влияние правильного питания на его здоровье и развитие. Именно материнское молоко содержит готовые защитные антитела и от самых распространённых вирусных инфекций. В питании детей особую роль играет и эстетика, и воспитание, и грамотный подход взрослых. У детей очень быстро формируются пищевые привычки и пристрастия, благодаря очень чувствительным пищевым рецепторам формируются довольно стойкие зависимости на пищевые добавки, усилители вкуса, запахи, красители. Известно, что головные боли могут вызывать пищевые добавки, широко используемые промышленностью: усилитель вкуса глутамат натрия, заменитель сахара аспартам, консервант нитрата натрия – ищите эти близкие к ним вещества в составе, который всегда указывают на продуктах. А чтобы избежать их наверняка, откажитесь от готовых продуктов и полуфабрикатов. Стоит ли поощрять малыша в потреблении сладостей, наносящих вред его здоровью?  Известно, что на морковку можно сформировать полезную привычку, также как на конфетку, тем более в раннем возрасте это очень легко.  Для детей любого возраста в пище должно быть правильное соотношение веществ: белков, жоров, углеводов. Пища, чрезмерно богатая белковыми продуктами (творог, мясо, молоко) приводит к появлению экссудативного диатеза, с другой стороны, недостаток белка ведёт к снижению иммунитета, так как нарушается производство в организме собственных защитных белков – глобулинов. Чрезмерное потребление в пищу углеводов (сахар крахмал, крупа) и жиров (масло, сливки) приводит к избыточному весу, затрудняет процессы пищеварения, нарушает обмен веществ, уменьшает умственную и двигательную активность ребёнка – всё это приводит к нарушению иммунитета и возникновению заболеваний.

Организованная педагогами система занятий и игровая деятельность. Важнейшие индивидуальные особенности каждого воспитанника необходимо также учитывать в процессе обучения (темп деятельности, особенности памяти, внимания, отношения со сверстниками, индивидуальные проявления и т.п.)

Проведение занятий с использованием разноуровневых заданий предусмотрено в программах обучения и воспитания дошкольников. Большое участие в педагогическом процессе подготовки к школе должны принять родители обучающихся дошкольников.

Их помощь связана, прежде всего, с физическим и эстетическим воспитанием детей. В семье должны быть созданы условия для развития основных движений, для спортивных упражнений и закаливания ребёнка. Проведение прогулок, посещение музеев и театров, слушание музыки и семейные праздники – всё это дополнит программу обучения и обеспечит  всестороннее развитие ребёнка, его психическое и физиологическое здоровье в частности.

При подготовке конкретного занятия педагог должен:

*Оценить этап обучения и сформированность у каждого ребёнка необходимых зун.

*Предусмотреть разные организационные формы проведения занятий (парная, групповая, коллективная), а так же индивидуальную работу каждого ребёнка.

*Предусмотреть взаимосвязь занятий и свободной игровой деятельности.

Следует помнить, что игровая деятельность может изобретаться ребёнком, если к этому есть предпосылки, - разнообразные умения и навыки участия в игре, знания, которые становятся основой её результативности.

Как использовать игрушки или предметы – заместители, как разыгрывать роль, изображать придуманного персонажа, выполнять условные действия, строить сюжет, подчиняться правилам, вступать во взаимодействие и т.д.

Ролевая игра имеет особое значение для развития воображения, фантазии ребёнка – важнейшей способности будущего школьника. Режиссёрские и ролевые игры во многом определяют и сформированность умений сотрудничать, общаться, договариваться.

Особенность сюжетно-ролевых игр: педагог побуждает детей использовать в игре разнообразные предметы-заместители, символические действия, ненавязчиво предлагает свои образцы замещений. Широкое использование предметов – заместителей в игре в дальнейшем позволит ребёнку овладеть другим темпами замещения, н-р, моделями, символами, знаками, что потребуется в учении. Дидактические, сюжетно-ролевые игры, игры со строительным материалом, режиссёрские игры имеют огромное значение в развитии детей, сохранении его жизненного потенциала, обеспечении стартовых возможностей к школьному обучению. При организации процесса обучения важно избегать научивания, слепого механического повторения сложного малодоступного дошкольникам материала, усердного, часто бессмысленного слепого повторения навыков письма, чтения, счёта.

Дошкольников нельзя усаживать за парты, готовить их к урокам в школе, спрашивать, ставить оценки и т.д. Дошкольник учится, растет, развивается, познает окружающий мир, играя. Только игра наиболее эффективно обеспечит полноценное проживание ребёнком ценного периода дошкольного детства, сохранит здоровье и успешный школьный старт будущему ученику. Следует прислушиваться к ребёнку, наблюдать, поддерживать его потребности и интересы, предоставить свободу и самостоятельность, возможность почувствовать ответственность выбора маленькому человеку. Девизом взрослого в это время должно быть: «Помоги мне это сделать самому!»

Великий итальянский педагог М. Монтессори писала: «Задача воспитания – не сформировать ребёнка, а позволить ему проявить себя». И далее: «Мы свободны не тогда, когда можем делать всё, что хотим, а тогда, когда можем делать всё, что является правильным».

Отец и мать, безусловно, - персоны№1 в воспитании ребёнка, и они берут на себя формирование важнейших основ в первые годы его жизни, как бы проигрывая перед ним положительный образец. Поэтому важнейшим фактором сохранения детей, обеспечения их физического здоровья является просветительская работа с родителями, работа педагогов, врачей- педиатров, психологов.

Лилия Владимировна Честухина,

педагог дополнительного образования,

студия раннего развития «Карусель» Центра детского творчества

Коммуникативно-игровые технологии на занятиях с дошкольниками

В последнее время многие педагогические и образовательные издания публикуют информацию о преимуществе игрового общения для обучения ребёнка. И это не удивительно, ведь личность ребенка раскрывается более спонтанно именно в игре, благодаря тому, что в процессе игровой деятельности снимается напряжение, дети ведут себя более легко, раскованно.

Игра, является ведущей деятельностью дошкольника, так почему бы ни использовать это обстоятельство, чтобы путем ненавязчивой игры привить ребенку все необходимые ему знания, умения, навыки, в том числе и коммуникативные навыки, умение правильно выражать свои мысли, чувства и т. д.

Если вмешиваться в игру ребенка ненавязчиво, побуждать его действовать по определенному сюжету, поиграть на глазах у ребенка с его игрушками, воспроизводя ряд действий, а потом назвать роль, например, “я доктор”, ребенок будет сам играть так же, внося свои изменения, дополняя эти действия. Нужно поощрять самостоятельную выдумку, инициативу ребенка. Важно направлять игру детей, не разрушая ее, сохранять самодеятельный и творческий характер игры, непосредственность переживаний, веру в правду игры. Если взрослый поможет ребенку овладеть способами ролевого поведения, то он включится в более разнообразную игровую деятельность, осваивая и другие роли. Можно, включаясь в игру, переориентировать малыша, например, если ребенок все время играет в солдата, который убивает, то взрослый может взять на себя роль командира-пограничника, и тогда солдат будет вынужден подчиняться взрослому, защищая, а не нападая.

Игровое общение очень важно для ребенка, посредством игрового общения дети легче обучаются, игра раскрепощает ребенка, раскрывает его как самостоятельную личность. Очень важно использовать в дошкольных учреждениях именно игровые методики для более интенсивного развития ребенка, нежели просто обучающие методы.

На границе раннего и дошкольного детства возникают первые виды детских игр. Один из видов игры этого периода - образно-ролевая игра. В ней ребенок воображает себя кем угодно и чем угодно и действует в соответствии с этим образом. Ребенка может удивить картина, бытовой предмет, явление природы, и он может стать им на короткий промежуток времени. Обязательное условие для развертывания такой игры - яркое, запоминающееся впечатление, которое вызвало у него сильный эмоциональный отклик.

Образно-ролевая игра является источником сюжетно-ролевой игры, которая ярко проявляется с середины дошкольного периода. Игровое действие имеет символический характер. Играя, ребенок под одним действием подразумевает другое, под одним предметом - другой. Не имея возможности обращаться с реальными предметами, ребенок учится моделировать ситуации с предметами-заместителями. Ребенок может использовать палочку в качестве подзорной трубы, а затем, по ходу сюжета, в качестве шпаги. Мы видим, как в ролевой игре знак входит в жизнь ребенка и становится средством организации его деятельности, так же, как и в жизни взрослого человека.

В каждой игре имеются свои игровые средства: участвующие в ней дети, куклы, игрушки и предметы. Их подбор и сочетание различны для младших и старших дошкольников. По уровню развития игровых действий ребенка можно определить его готовность к школьному обучению, так как основные предпосылки для перехода к учебной деятельности формируются в рамках сюжетно-ролевой игры.

В игре осуществляются два вида взаимоотношений - игровые и реальные. Игровые отношения - это отношения по сюжету и роли, реальные - это отношения детей как партнеров, товарищей, которые выполняют общее дело. В совместной игре дети учатся языку общения, взаимопониманию, взаимопомощи, учатся подчинять свои действия действию других игроков.

В студии раннего развития «Карусель» руководство играми происходит в процессе свободной деятельности детей, а также на  занятиях. Программой предусмотрено обучение сюжетно-ролевой, дидактической и подвижной игре. В связи с большой воспитательно-образовательной значимостью сюжетно-ролевой игры ей отводится большая часть учебного времени.

Задача дидактической игры заключается в том, чтобы научить детей правильно, полно и точно воспринимать предметы, их свойства и отношения (величину, форму, цвет, пространственные отношения).  Дидактическая игра стимулирует умственное развитие, способствует овладению различными видами деятельности (рисованием, конструированием) и расширению представлений об окружающем мире. Этот вид игры проводится на  занятиях «Звукологика» на протяжении всех годов обучения. Кроме игровых занятий по развитию речи, формированию элементарных математических представлений и «Окружающему миру», дидактическая игра используется и на других занятиях: по творчеству, этикету, английскому языку, музыке и др.

Подвижные игры, основанные на активных двигательных действиях детей, способствуют не только физическому воспитанию. В них происходит игровое перевоплощение в животных, подражание трудовым действиям людей. Подвижным играм посвящается  свободное время.

В начале «учебного» года, когда дети только знакомятся друг с другом, происходит адаптация ребёнка в новом коллективе, необходимо:

  1. провести перед началом занятия несколько коммуникативных игр, продолжительность которых не будет превышать 5-10 минут. Включенные в этот раздел игры не только создадут в группе атмосферу сотрудничества и доверия, но и будут способствовать решению других важных задач:
  2. помогут каждому лучше понять себя и научиться ценить мнения и чувства других;
  3. снимут беспокойство и напряжение;
  4. помогут создать радостную, спокойную и творческую обстановку, при которой дети и взрослые более свободно задают вопросы, свободно участвуют или не участвуют в каких-либо видах деятельности.

Эти игры можно использовать не только в начале, но и на других этапах занятия для изменения темпа учебного процесса и настроя в группе.

Успешная организация игр невозможна без устройства игрового уголка в кабинете, который включают стеллажи с игрушками, а также ковровое покрытие, где размещены столы для занятий.

Наиболее важным условием формирования игры дошкольников является последовательное руководство ими со стороны педагога дополнительного образования. Осуществляя это руководство в разных формах: на занятиях, в свободной деятельности детей, во время досуга и праздников, педагог ориентируется на задачи обучения игре детей данного возраста и возможности каждого ребенка. С одними детьми он обыгрывает игрушки, показывает им различные способы действий с ними, другим помогает придумать сюжет и найти предметы-заместители, демонстрирует исполнение различных ролей, помогает общаться участникам игры.

Дошкольный возраст (5-7 лет) традиционно выделяется в педагогике и психологии, как переходный, критический период детства. В детском саду главная деятельность ребенка игровая, а в школе начинается сразу серьезная учебная деятельность. Поэтому воспитатели, педагоги дополнительного образования должны подбирать новые методы, чтобы игровая и учебная деятельность тесно переплетались, а в дальнейшем сменяли друг друга безболезненно.

Коммуникативные игры:

«Живое слово». Каждый участник изображает какую-либо букву. Дети составляют слова. Считают количество букв в сказанном слове, чем больше букв, тем лучше. Иногда можно использовать дополнительно палку.

Компот. Участники располагаются в кругу. Их задача - приготовить "компот". Первый участник называет какой-либо фрукт (или ягоду), который он кладет в "коллективный компот", при этом называемый им фрукт (или ягода) должен начинаться на ту же букву, что и его имя (или фамилия), например, Ира - ирга, Гена - груша, Лена - лимон и т.д. Каждый участник должен сначала назвать имена тех, кто уже положил в "компот" что-либо и что именно они туда положили, а потом уже назвать своё имя и тот фрукт (или ягоду), который он собирается положить, например: "Сергей положил смородину, Аня - абрикос, Кирилл - калину, Илья - изюм, меня зовут Антон и я положу в "компот" алычу".

Дидактические игры:

Очень часто использую на своих занятиях игры с палочками. Составить 2 равных квадрата из 7 палочек, составить квадрат их двух палочек (используя угол стола).

Знакомя детей с цифрами, я провожу игры такие, как «На что похожа цифра», а педагог по творчеству, работая с пластилином, после моего занятия предлагает игры «Слепи цифру из пластилина», «Найди предметы, окружающие нас, которые напоминают цифру». Дети учатся отгадывать загадки математического содержания, слушают стихи о цифрах, знакомятся со сказками, в которых присутствуют цифры.

При изучении геометрических фигур дети любят играть в игру «Пара слов». Например: я говорю детям: круг – дети называют предмет, похожий на круг – руль; квадрат – картина; овал – яйцо, и наоборот: я называю предмет, а дети называют форму. Детям также нравится игра «Какая фигура лишняя» - здесь дети не только называют и показывают лишнюю фигуру, но и объясняют почему она не подходит, почему лишняя. (Например: 3 объемные фигуры, а одна плоскостная). Для развития зрительного внимания играем в игру: «Сосчитай сколько треугольник, кругов».

По разделу «Количество и счет» также использую дидактические игры. Например: «Назови число на единицу больше меньше». Интересно проходит игра «Какое число я задумал». При изучении чисел второго десятка использую игры: «Какие числа пропущены», «Назови соседей».

Лина Галимшановна Карелина,

методист Центра детского творчества

Развитие познавательной активности дошкольников в элементарной исследовательской деятельности

Я не ошибусь, если скажу, что в каждом дошкольном учреждении можно встретить одаренного ребенка и не одного. Поэтому основной акцент в работе по данному направлению необходимо ставить на выявление и развитие способностей каждого ребенка.

В нашем дошкольном образовательном учреждении организована работа по созданию условий для эффективного развития способностей каждого ребенка в различных видах деятельности (музыкальной, танцевальной, художественной, интеллектуальной) с целью максимального раскрытия природного потенциала каждого воспитанника.

При организации этой работы учитывается ряд условий, позволяющих каждому дошкольнику пройти путь от проявления склонностей до яркого расцвета способностей и талантов, а именно:

  1. наличие предметно-пространственной среды, стимулирующей самую разнообразную деятельность ребенка;
  2. наличие подготовленных квалифицированных педагогов дополнительного образования;
  3. создание атмосферы доброжелательности и заботливости по отношению к ребенку, обстановки, формирующей у ребенка чувство собственной значимости, поощряющей проявление его индивидуальности;
  4. нельзя допускать ранней узкой специализации, ребенку необходимо дать возможность помимо занятий приоритетной для типа его одаренности деятельности включаться и в другие интересные и нужные дела.

Одна из ведущих потребностей дошкольника – стремление узнавать. Дети, словно губка, впитывают новые впечатления. Любознательность становится качеством личности. Поэтому большое внимание уделяю познанию в процессе специально организованной деятельности. Содержанием этой деятельности является окружающий ребёнка многообразный мир людей, предметов, вещей, явлений.

Вопросы, просьбы, действия, опыты, эксперименты, наблюдения возникают у детей часто спонтанно, по их желанию, как бы изнутри. Важно поддерживать эти проявления. Знания, впечатления, полученные таким путём, запоминаются надолго, если не на всю жизнь. Однако стихийный путь познания не способствует формированию системы знаний, он очень индивидуален. Опираясь только на опыт ребёнка, можно пропустить те возможности развития, которые в дальнейшем ничем не восстановить.

Работая по проекту «Центр развития ранней одаренности дошкольников и младших школьников» мы пришли к выводу, что необходимо использовать более эффективные методы и приемы развития познавательной активности детей в процессе исследовательской деятельности.

  1. Диагностика уровня развития познавательной активности дошкольников и построение воспитательно-образовательного процесса на основе данных диагностического обследования.
  2. Создание условий для детского экспериментирования (исследовательские уголки, кабинет игровой деятельности и пр.).
  3. Разработка системы познавательных занятий.
  4. Организация совместных с детьми опытов и исследований в повседневной жизни.
  5. Использование технологии ТРИЗ в поисково-исследовательской деятельности.
  6. Организация детского экспериментирования и исследований в процессе наблюдений за живыми и неживыми объектами, явлениями природы.
  7. Проведение ежедневных эвристических бесед.
  8. Развитие параллельного взаимодействия в сферах:
  1. педагог - ребенок;
  2. ребенок - ребенок;
  3. педагог - родитель;
  4. педагог - ребенок - родитель.
  1. Сбор информации об изучаемом объекте с помощью различных методов.
  2. Систематизация познавательных задач и проблемных ситуаций.
  3. Отработка различных приемов развития мысли ребенка от анализа факта, рассуждений к обобщению, выводу, первым маленьким открытиям.

Немаловажное значение в развитии детской познавательной активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда. Она стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития. В группе необходимо создать исследовательский уголок: специальный уголок у окна. Чтобы были различные материалы для исследований:

  1. образцы песка, глины, чернозема;
  2. образцы полезных ископаемых нашего края (ракушечник, нефть, известняк и пр.);
  3. камни (галька, гравий, цирконий);
  4. медь, железо, уголь, магнит;
  5. смола, асфальт, мел, резина, каучук;
  6. семена цветов, деревьев (шишки, желуди, орехи и др.), зерновых культур (пшеница, рожь, овес и др.);
  7. семена огородных культур;
  8. гербарий (растения, произрастающие в нашей местности);
  9. хлопок, лен, шерсть, мех, кожа, войлок, перья;
  10. кожура апельсина, шелуха лука, кора, скорлупа;
  11. соль, сахар, лимонная кислота;
  12. лепестки роз, мята, чеснок, ванилин и т.д.

Очень важно, чтобы дети исследовали объекты, которые находятся в местности, где они живут.

Для активизации детской исследовательской деятельности необходимо использовать оборудование:

  1. емкости (колбы, тарелочки, пробирки, стаканчики, песочные формы и т.д.);
  1. шприцы, трубочки (резиновые, пластмассовые), воронки, сито;
  2. увеличительные стекла, лупы (микроскоп);
  3. измерительные приборы (градусники, весы, часы, линейки, термометр и пр.);
  4. фонендоскоп, жгут, бинты, салфетки, калька;
  5. компас, бинокль;
  6. пилочки, наждачная бумага, пипетки;
  7. губка, пенопласт, поролон, вата и т.д.;
  8. микроскопы, глобус.

Дети должны прослеживать взаимосвязи и зависимость между изменениями в природе и ростом растений, жизнью птиц, насекомых, так как они учатся рассуждать, делать умозаключения на основе наблюдений.

Большое значение в развитии познавательной активности дошкольника имеет семейное воспитание. В студии раннего развития проводятся встречи с родителями, где они получают информацию о нашей деятельности с детьми, родители вносят свои предложения, педагоги дают советы родителям. Например, что рекомендуется почитать, рассказать, нарисовать, как провести совместную экскурсию, организовать опыт и т.д.

Для развития исследовательских навыков детей используем идеи методики «исследовательского обучения» В. Савенкова. Построена данная методика на игровой основе.

Ребенок, желающий заниматься исследовательской деятельностью, выбирает определенную познавательную тему: «Домашние животные», «Цветы», «Мир растений», «Средства передвижения», «Человек» и др. Затем начинаем поэтапную работу над ней.

1-й этап - выбор исследуемого объекта.

Ребенок  вместе с родителями выбирает тему.

2-й этап - «постановка вопросов».

1. Какие бывают виды исследуемого объекта?

2. Какие функции выполняют данные объекты?

3. Какими свойствами и качествами обладают?

4. На что влияют?

3-й этап - проведение исследования.

Дети собирают информацию и зарисовывают ее символами (с помощью родителей).

4-й этап - подведение итогов.

Факты, собранные детьми и помещенные в папку, анализируются педагогом, и начинается подготовка сообщения, о ходе подготовки к нему ребята рассказывают на занятиях.

Очень важен момент сбора информации. Способность изобретать символы и значки свидетельствует о высоком уровне развития ассоциативного мышления и творческих способностей в целом и одновременно выступает важным средством их развития. Этот метод можно назвать - «Метод символов».

Следующий метод - «Спросить у другого человека». Научить ребенка спрашивать и воспринимать информацию - одна из важнейших целей педагогической деятельности. Специалисты в области психологии считают, что умение поставить вопрос часто ценится больше, чем умение его решить.

Используется и метод «Узнать из книг». Необходимо заранее подобрать литературу. Договориться с родителями о том, чтобы они помогали детям подбирать литературу и читали им нужную информацию об исследуемом объекте из справочника, энциклопедий.

Метод «Наблюдение и эксперимент». Проводя наблюдения, например, за растениями, необходимо отметить их особенности, из чего они состоят, какой формы, цвета, размера, каковы на ощупь, какие запахи и звуки издают (задействуем все анализаторы). Можно провести эксперимент. «Что необходимо для роста, в каких условиях быстрее прорастает семя, с чем это связано?»

Для систематизации знаний детей используются методы ТРИЗ: метод мозгового штурма, метод свободных ассоциаций, метод мозговой атаки, игры «Что сначала, что потом», «Наоборот» и др. Применение этой технологии позволяет сочетать предметно-познавательную деятельность с методами активизации и развития творческого мышления у детей.

Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое мы используем, - опыты. Опыт - это наблюдение за явлениями природы, которое производится в специально организованных условиях. В ходе опыта дети высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи. Благодаря опытам у детей развиваются способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы, высказывать свои суждения и умозаключения. Огромное значение имеют опыты и для осознания причинно-следственных связей.

Особенно интересно детям экспериментировать с предметами живой и неживой природы. Так, посадив семена цветов в стаканчики, дети наблюдают за их развитием: какое семя быстрее проросло, почему; какое влияние на развитие растений оказывает человек, зависит ли рост цветов от погодных условий.

В процессе проведения исследовательской деятельности мы развиваем экологическую грамотность детей, воспитываем активную природоохранную позицию. Творческое познание природы способствует формированию представлений о закономерностях природы. В результате дети приобретают определенный багаж знаний о мире природы. У них возникает познавательный интерес к объектам природы, желание узнавать новое о свойствах вещей, активно исследовать их.

И, конечно, самое главное, что должен помнить педагог при работе с одаренными и талантливыми детьми, что одаренность не является единственным фактором в успешном развитии ребенка. Помимо одаренности человек должен обладать соответствующими знаниями и умениями.

Любовь Витальевна Шель,

педагог дополнительного образования

Центра детского творчества

Формирование у старших дошкольников активно-творческого отношения к окружающему миру

«В одном мгновеньи видеть вечность

Огромный мир – в зерне песка,

В единой горсти – бесконечность

И небо – в чашечке цветка».

Уильям Блейк.

В современном мире стремительного развития техники и информационных технологий самой актуальной и ответственной функцией общества остается воспитание здорового, всесторонне развитого, высоконравственного человека. Социально-экономические преобразования диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы.

Воспитание творческого отношения к делу (умение видеть красоту в обыденных вещах, испытывать чувство радости от процесса труда, способность находить выход из сложных жизненный ситуаций) – одна из наиболее сложных и интересных задач современной педагогики. И хотя в народе говорят: «Век живи – век учись», важно не пропустить тот период в жизни ребёнка, когда формируются основные навыки и умения, среди которых центральное место отводится воображению, фантазии, интересу к новому. Если эти качества не развивать в дошкольном периоде, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции, а значит, обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности.

До 3 лет у детей воображение существует внутри других психических процессов, в них закладывается его фундамент. В 3 года происходит становление словесных форм воображения. В 4-5 лет ребенок начинает планировать, составлять в уме план действий. В 6-7 лет воображение носит активный характер.

Детская душа в одинаковой мере чувствительна и к родному слову, и к красоте природы, и к музыкальной мелодии, и к живописи, каждый ребёнок – прирождённый художник, музыкант, поэт. И творить он способен ярко и талантливо, только надо создать для этого благоприятную среду, основанную на доверии и понимании.

Обучение ребенка дошкольного периода должно обогащать и уточнять восприятие и представление его об окружающем мире, а не сводиться к «навязыванию» ему готовых тем. Ребенку нужно помогать знакомиться с действительностью, чтобы ее изображать, развивать способность оперировать образами, чтобы создавать на их основе новые. Важно формировать у детей познавательные интересы. Развивая творческий потенциал с раннего детства, мы не только совершенствуем познавательные процессы и способности к творчеству, но и формируем личность ребенка.

Для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в своей работе особое внимание уделяю художественному труду. Раскрытие личности ребёнка, его индивидуальности, развитие его творческого потенциала, свободного без нажима со стороны взрослого, основанного на самовыражении ребёнка, саморазвитии, на сотрудничестве и сотворчестве, с использованием только гуманных методов и приёмов - на этих принципах и строю свою работу с детьми.

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

  1. совершенствовать художественно-творческие способности детей;
  2. способствовать познанию свойств материала, желанию экспериментировать с ними;
  3. развивать умение создавать художественные образы;
  4. развивать глазомер, ловкость движений рук, пальцев, умение владеть инструментами и материалами.

Известно, что отсутствие элементарных изобразительных навыков затрудняет проявление художественного творчества. Поэтому я использую систему творческих игр, игр-фантазий, которые позволяют быстро, легко, без нажима, а главное в увлекательной для детей форме развивать «лёгкость», «память», «точность», «смелость» руки, отработать изобразительные и конструктивные навыки и одновременно развивать у детей изобретательность, коммуникабельность, речь, чувства, умение размышлять.

Форму организации детей на занятиях приближаю к свободной. Предлагаю ребятам работать сидя и стоя, как им удобно. Дети отходят от своего рабочего места, чтобы посмотреть на деятельность товарищей, спросить совета, попросить помощи или предложить свою либо найти для себя другое занятие. Закончив то или иное задание, никто никого не ждет, наводит порядок и занимается своим делом, не привлекая внимания.

Использую игровые персонажи типа Незнайки, Буратино, Карлсона, которые допускают неточности, делают ошибки, путают. Дети с удовольствием приходят им на помощь, радуются, чувствуют уверенность в себе, осознают важность и полезность знания, умения.

Часто мне приходится высказывать суждения по поводу сделанного детьми. Оценивая, не сравниваю результаты разных детей, помню, что каждый идёт неповторимым путём познания, своим темпом развития. Сравниваю только с тем, как у него было раньше и как теперь, т.е. с самим собой.

Строю работу, исходя из сезонности, различных проявлений природы, календарных праздников, из того, что детям близко, дорого и интересно. Занятия провожу в форме игры через сказку. Например: «Что нам осень принесла», «В царстве аленького цветочка», Встреча с бабушкой Метелицей» т.п. На занятиях царит особая творческая обстановка. Вся деятельность сопровождается яркими переживаниями, сюрпризными моментами.

Занятия провожу фронтальные, подгрупповые, интегрированные. Один раз в месяц организую творческий день, детям предоставляю возможность заняться любым видом деятельности. Один раз в месяц провожу работу в «театральной мастерской». Один раз в месяц – комплексное (игровое), объединяющее разные виды деятельности.

Детям старшего дошкольного возраста доступны творческие задания, для проведения которых они объединяются по интересам. Каждой подгруппе предлагается на выбор творческое задание, которое подгруппа делает «в тайне» от других. В конце занятия устраивается выставка, конкурс, игра, где демонстрируются плоды детского творчества.

Должное внимание уделяю занимательным играм и упражнениям, играм-экспериментам с материалами и инструментами, а также игровым заданиям, которые проводятся во всех формах организации продуктивной деятельности.

Для лучшего усвоения и организации усвоения учебного материала применяю следующие методы:

  1. объяснительно – иллюстративный,
  2. репродуктивный,
  3. исследовательский,
  4. эвристический (частично поисковый),
  5. рефлексивные приёмы и методы.

Занимаясь с детьми художественным трудом, в своей работе использую различные техники.

Бумажная пластика – синтез разных видов изобразительной деятельности: лепки, аппликации, рисования, конструирования из бумаги, коллажа. С лепкой и коллажом её роднит объёмность выполняемой работы, пластичность используемого материала; с конструированием из бумаги – видоизменение плоской формы путём сгибания, складывания, разрезания. Она развивает творческие способности детей, фантазию, воображение, которое невозможно без необходимых знаний, умений, мыслительной деятельности ребёнка.

Изготовление и оформление открыток. Открытка – это самостоятельный вид искусства, со своей историей. Её можно сделать своими руками для своих родных и друзей. Делая открытку, дети продолжают творческие эксперименты самостоятельно и создают своё произведение, красивая открытка может служить подарком к празднику и украшением стены в любом помещении.

Коллаж – это весёлая и непредсказуемая техника. В ней используют и комбинируют между собой элементы, которые были не предназначены первоначально друг для друга. Фантики от конфет, старых газет, кусочки ткани, ленты, сеточки, плоские пластмассовые игрушки и упаковки от них, листочки деревьев. Работу в этой технике можно сравнивать с игрой. Она помогает проявлять фантазию и терпение, развивать воображение, умение сравнивать, воспитывает усидчивость.

Объёмная аппликация – это разновидность аппликации, созданная путём наклеивания готовых сложенных из бумаги форм, на подготовленный фон. Можно использовать различные материалы: бумагу разной фактуры, ткань, нитки х/б и шерстяные, вату. Эта техника сочетает в себе разные техники (обрывание, выщипывание, работа с мятой бумагой, мозаичным и другими способами).

Диагностика позволяет проследить развитие у детей в художественном труде творческих способностей, умений, использование различных материалов, овладения различными техниками проанализировать уровень сформированности изобразительных и конструктивных навыков и умений. Диагностические задания помогают глубже оценить художественно-эстетическое развитие дошкольников в художественном труде.

Диагностику провожу два раза в год: в начале года и в конце учебного года. По результатам диагностики видно, как повысился уровень знаний и умений детей в конце учебного года в сравнении с началом года. Этому способствовали методы, формы организации детской деятельности, различные техники, которые я использовала в своей работе с детьми.

Альфира  Назмутдиновна Декет–

руководитель ансамбля «Якташ»,

педагог дополнительного образования Центра детского творчества

«Якташ» - надежда на возрождение культуры и традиций татарского народа

Появление детского татарского клуба было подготовлено самим временем, ситуацией национальной культуры в целом. На протяжении многих лет на территории Тарского района проживают представители разных наций и народностей: 86,1%-русских, 7,7%-татар, 1,6%-немцев, 0,9%-украинцев, 0,7%-эстонцев и 2,1%-других этнических групп.

Благодаря этому фактору, еще не имея официального статуса, будущие обучающиеся коллектива были приглашены в Центр детского творчества для знакомства с татарским языком. Позже, когда вместе с педагогом детского объединения «Якташ» они начали изучать песни, традиции и обычаи своего народа, стали выступать с концертами, при поддержке взрослого населения местных татар города Тары и Тарского района, возникла идея о создании детского татарского клуба.

На сегодняшний день в составе клуба  23 человека. Возраст участников от 5 до 18 лет. Весь состав разделяется на три возрастные группы – подготовительная (15 чел.), младшая группа (8 чел.), старшая группа (10 чел.). В коллективе есть вокальные группы: ансамбль, дуэты, трио и солисты. Каждая группа имеет свой концертный репертуар. За годы своего существования, группы меняют свой состав, обновляется репертуар, но неизменно радуют зрителей своими выступлениями.

Основным источником репертуара клуба являются старожилы, хранители народного духовного богатства, созидая веков связующую нить, они передают бесценный материал подрастающему поколению: Курманова Фарида Салимовна, солистка татарского вокального ансамбля "Нур", Майя Галиевна Алимбекова, Почетный гражданин города Тара, исполнительница национальных песен, Садыков Вагиз. Вместе, взрослые и дети, проводят встречи, праздники, вечера общения, чаепития, беседы, родительские собрания, отчётные концерты, выезды в село.

Клуб "Якташ" является участником многих мероприятий разного уровня: районный и областной праздник " Сабантуй ", районный фестиваль национальных культур "Истоки", районный конкурс художественной самодеятельности "Мы все талантливы", международный профильный лагерь "Дуслык", областной фестиваль "Душа России".

Данный коллектив известен далеко за пределами города Тары: о "Якташ" неоднократно писали в районной газете "Тарское Прииртышье", в областной газете на татарском языке "Татарский мир", а также был снят и транслировался на телевидении фильм по поводу победы в Межрегиональном конкурсе "Урал сандугач".

С первых дней поют в ансамбле Маргарита Чащина, Равиль Аширбаев, Регина Латыпова.

Элина Баширова пришла в коллектив недавно, но уже есть первые успехи и первые победы.

Всегда радует пением солистка ансамбля Оксана Сафралеева. Она очень трепетно относится к исполнению татарских песен.

Фарид Баширов много лет занимался вокальным пением, необыкновенно артистичен. Он уже выпускник и выбрал песню своей профессией. Фарид успешно обучается в музыкальном училище им. Шебалина. На смену себе он привел в наш коллектив своего младшего брата Рафаэля, который очаровывает всех зрителей своей непосредственностью, детской улыбкой и прекрасным голосом. Зрители конкурса встречают его громкими аплодисментами, а жюри отметило его выступление на конкурсе «Яна Ялдыз – Новая звезда» первым местом в номинации «сольное пение от 5 до 10 лет». Рафаэль Баширов получил приз самого юного участника конкурса.

Пение солиста ансамбля Фарида Курманова не случайно было отмечено первым местом, ведь он родился и вырос в старинной татарской деревне Сеитово. С детства впитал он в себя особую мелодичность татарской народной песни. Мы думаем, что впереди у него еще много побед.

Бережное отношение к традициям национальной культуры является одним из условий преемственности исторического опыта народа, воссоздания нравственных и этических основ национального характера. Освоение наследия татарской народной традиционной культуры, служит творческому развитию личности, укреплению естественных связей между поколениями, консолидации общества.

Ребята изучают татарскую культуру  во всем её многообразии. Это современные песни и древние мусульманские обычаи, традиции, праздники, устный, музыкальный фольклор и декоративно-прикладное искусство татар. На сегодняшний день в творческом багаже коллектива накоплено немало народных татарских песен, игр, сказок, народных обычаев и обрядов, а также современных эстрадных песен на татарском языке.

И все, что изучается на занятиях, находит свой выход во время татарских народных праздников, которые являются самой собирательной, яркой и массовой частью фольклора. На праздниках воспитанники клуба  показывают народные обряды, которые отражаются в устном фольклоре (заклички, кричалки), и в музыкальном фольклоре (песни, игры, хороводы).

Заслугой  педагогов клуба Декет А.Н., Осиповой Н.Н., Фатхутдиновой Ч.К., Степановой И.Н. является сохранение и возрождение традиций своего народа. Мы с воспитанниками проводим такие татарские национальные праздники, как: "Рамазан" - мусульманский праздник, посвященный ниспосланию людям Корана; "Сомбел" – осенний праздник урожая; "Навруз" - новый год по древнему восточному календарю, наступающий в день весеннего равноденствия 21 марта; "Карга боткасы" - древний весенний праздник, посвященный встрече теплой весны - благодарение птицам за то, что они принесли весну на своих крыльях; а также обряды и обычаи: "Баби туе" (Обряд, посвященный рождению ребенка), "Колга" (Сбор подарков на Сабантуй). Календарные праздники стали неотъемлемой частью жизни нашего коллектива.

В педагогической деятельности используем возможности синтеза прошлого и настоящего, соединяем традиционные напевы и наигрыши с современным, но, в то же время, бережно передаём национальное ощущение ритма и гармонии.

Особенность воспитательной работы в коллективе состоит в том, что она изначально ориентирована на изучение историко-культурного наследия своей малой Родины – города Тары, как части России. Большое значение мы придаём краеведческой работе с семьями воспитанников, живыми носителями изучаемой истории, культуры и традиций жителей города Тары, что помогает детям лучше понять закономерности исторического процесса, концентрирует и обогащает знания, развивает познавательные интересы воспитанников, приобщает их к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения

Воспитанники клуба успешно проводят многогранную работу по сохранению, развитию и пропаганде татарской культуры в городе Тара и Тарском районе. Стимул к развитию, творческий потенциал, яркие, профессионально поставленные номера - визитная карточка детского татарского клуба "Якташ". И он оправдывает свое название: ведь в переводе "Якташ" означает "Земляк", который приносит надежду на возрождение традиционных народных корней, на многонациональную дружбу народов, населяющих Тарское Прииртышье.

Сегодняшний "Якташ" продолжает свои традиции. Это касается и сохранения традиционного костюма, и сбора этнографического материала для постановки театральной пьесы. За последние три года «Якташ» становится дипломантом и лауреатом регионального конкурса «Звонкие голоса», лауреатом Межрегионального конкурса татарской песни «Новая звезда» в Казани, в 2012 году - дипломант Международного фестиваля «Искер Джиен» в Тобольске.

В творческих планах воспитанников детского татарского клуба "Якташ" организация этнографической экспедиции в татарские села Тарского района с целью пополнения репертуара, приобщения к непосредственным первоистокам татарской народной культуры.

Ирина Николаевна Степанова,

педагог дополнительного образования

Центра детского творчества

Лежит дорога к счастью через труд

Будущее России принадлежит образовательным, талантливым людям, нашим детям и нашей молодёжи.

Педагоги Центра Детского Творчества отдают все свои профессиональные знания, всю свою любовь и творческие силы важному делу воспитания и развития нашего молодого поколения. Центр детского творчества занимает особое место в судьбе детей и молодёжи города Тары.

Это второй и любимый дом ни одного поколения мальчишек и девчонок.

Это светлые страницы детства, юности и молодости.

Это неповторимый мир, где каждый может найти себе дело по интересам, мир творчества педагогов и их воспитанников. В объединениях занимаются дети от 6 до 18 лет. И от нас взрослых зависит, какая картина мира сформируется в сознании ребёнка.

Наше детское объединение называется мастерская «Сувенир». Более 20 лет я работала вместе с детьми над созданием игрушек.

Игрушка – один из самых древних видов декоративно-прикладного искусства, искусства украшающего наш быт, радующего наш глаз. Для детей она забава, игра: взрослые же с радостью смотрят на красивые, забавные игрушки, которые доставляют им истинную радость, переносят в мир детства. На занятиях в нашем объединении дети учатся моделировать и изготавливать игрушки, вязать крючками и спицами, постигать основу выжигания по тканям.

Но как всё началось?

В 1937 году был основан Дом пионеров. Здание находилось по адресу ул. Советская 18, где сейчас располагается картинная галерея. В доме пионеров в тот время начали работать кружки: «Танцевальный», «Спортивный», «Умелые ручки».

Рычкова Нина Васильевна вспоминает: «Первыми руководителями были учителя начальных классов школы №3 Королятина Нина Васильевна и Коптанкина Зинаида Павловна. Вместе с ними мы изготавливали игрушки на новогоднюю ёлку и встречали 1938 год…». Возможно название кружка «Умелые ручки» и было первое название нашего детского объединения.

В 40-егоды в доме пионеров открылись новые кружки «Хоровой» «Домоводство». Значит можно сделать вывод, что кружок «Домоводство» - второе название нашего объединения.

Так как утеряны архивные документы, мы не можем точно сказать, кто был руководителем этого кружка.

С 1955-1956 года кружком «Домоводство» руководила Карелина Анфиза Григорьевна. Герман Зоя Александровна вспоминает: «На занятиях ребята шили, вязали, вышивали. Литературы никакой не было, пользовались вырезками из газет и журналов, брали образцы у мастеров».

С 1969-1986 года кружком руководила Акжегитова Лия Хайдаровна. Астапенко Наталья Александровна вспоминает: «Я начала ходить на кружок ещё по адресу ул. Советская 18, потом нас перевели в дом по соседству, Советская 24. У нас были две книги: «Домоводство» и «Умелые ручки. На занятиях мы шили сувениры, вязали, вышивали, готовили, а летом ухаживали за растениями».  

Мне тоже довелось посещать занятия Лии Хайдаровны. Она умела организовать работу так, чтобы всем было интересно, чтобы ребята хотели прийти ещё и ещё раз. Сохранилось несколько работ, которые были выполнены ребятами в этот период. Это вышивка и работы, сделанные из открыток.

С 1986-1988 года кружком руководила Косенко Татьяна Яковлевна. И в этот же период детское объединение распалось на два кружка. Они стали называться: «Мягкая игрушка» и «Вязание». С 1988 года и по сей день детским объединением руковожу я - Степанова Ирина Николаевна, педагог дополнительного образования.

 С приходом нового директора, Вандышевой Людмилы Алексеевны, Дом пионеров был переименован в Центр Детского творчества. Наше  объединение получило красивое звучное название «Сувенир». Для многих детей занятия это шаг на пути к творчеству, первая ступень в выборе профессии и успеху в жизни.

О результатах нашей работы наглядное представление дают выставки, которые являются для детей важным событием. Это место обмена опытом детей и взрослых, так как на выставках можно увидеть только лучшие работы.

Уровень мастерства детей растёт с каждым годом.

В 2009-2010 учебном году Кислицина Марина удостоена диплома II степени на международном конкурсе «Хранители» в городе Москве, лауреат I степени районного фестиваля-конкурса «Красота спасёт мир», провела мастер-класс на областном этапе этого конкурса.

Кислицина Марина, Муравьёва Анжела, Ситникова Юлия - дипломанты областного фестиваля – конкурса «Народные ремесла Сибири».

Жужгова Оксана – победитель районного фестиваля «Я росинка твоя, Россия»;

Черкина Марина, Жужгова Оксана, Андронникова Елена – дипломанты областного фестиваля «Я росинка твоя, Россия».

Муравьёва Анжела, Андронникова Елена - победители областного конкурса «Моя малая Родина» в номинации «Традиционная материальная культура» - 2010 года.

Ковель Татьяна завоевывает III место в районном конкурсе «Красота спасёт мир» в номинации «Куклы».

Весь коллектив детей нашего объединения принимает участие в различных конкурсах и занимает призовые места. Наши работы пользуются признанием на выставках города,  района и области: «Под звуки музыки на бал» (центральная библиотека), «Матрёнин день» (краеведческий музей), «Новогодние игрушки» (драматический театр, картинная галерея, краеведческий музей), «Праздник Агафьи Коровятницы» (краеведческий музей), «Осенины» (КДЦ «Север») и отмечены благодарственными письмами, дипломами, грамотами и ценными призами.

На протяжении пяти лет мы занимаемся исследовательскими работами по теме «Обереги». Ребята защищают свои работы на научно-практических конференциях не только Центра детского творчества, но и на муниципальном уровне. Кислицина Марина, Жужгова Оксана, Муравьёва Анжелика - участники районной научно-исследовательской конференции школьников, награждены грамотами комитета по образованию Тарского района. Занимаясь исследовательской работой, ребята расширяют свои знания по культурному наследию народов, проживающих в нашем городе и районе, и делятся ими со всеми ребятами.

Вовлечение детей в систему организации и проведения таких мероприятий меняет уклад их жизни, обогащает жизнь детей новыми социальными связями, ценностями, жизненными ориентирами.

Иногда нас, педагогов, обвиняют в том, что мы «тормозим» развитие дополнительного образования, что нужно учить детей работать на компьютере, вводить новые технологии, создавать проекты т.д.  Это очень хорошо, мы с эти согласны, но хочется ещё и возразить. Ведь мы с вами живём в реальном мире, а не в виртуальном, и, если оторвалась пуговица, то нужно уметь её пришить. Цель любой культуры - человек. Воспитание свободной и творческой личности, осознающей свои национальные истоки, - это и есть задача образования.

Обучая и воспитывая детей в нашем детском объединении мы, прежде всего, решаем задачи сохранения истории, культуры и традиций, национальной самобытности своего народа.

Содержание

  1. Л.А.Вандышева. О перспективах развития требований к дополнительному образованию в современных условиях………..2
  2. Г.А.Логинова. Роль дополнительного образования в формировании информационной культуры подростков в выборе здорового образа жизни……………………………………………………………………9
  3. С.В.Рарич. Духовно-нравственное воспитание детей на традициях народных праздников…………………………...........13
  4. С.А.Ратниченко. Факторы, обусловливающие здоровье и физическое развитие дошкольника……………………………...........................16
  5. Л.В.Честухина. Коммуникативно-игровые технологии на занятиях с дошкольниками……………………………………………………….23
  6. Л.Г.Карелина. Развитие познавательной активности дошкольников в элементарной исследовательской деятельности…………………28
  7. Л.В.Шель. Формирование у старших дошкольников активно-творческого отношения к окружающему миру…………………..34
  8. А.Н. Декет. «Якташ» - надежда на возрождение культуры и традиций татарского народа………………………………………..39
  9. И. Н. Степанова. Лежит дорога к счастью через труд……………...43

 Образовательное учреждение дополнительного образования: проблемы и перспективы

Сборник составлен по материалам выступлений педагогов и методистов Центра детского творчества на совещаниях, конференциях 2011-12 уч.года. – Тара: 2012. – 48 с.

Составитель                                          Л.Г.Карелина

Набор, верстка, оформление             Л.Г.Карелина

КОУ ДОД «Центр детского творчества»

г. Тара, ул. Советская, 24

тел (факс): 2-12-70

2012г.