Главные вкладки
Сат Оюмаа Кара-ооловна
Сайт педагога-библиотекаря МБОУ "Солчурской Сош" Сат Оюмаа Кара-ооловны
Профессия: педагог-библиотекарь
Профессиональные интересы: образование и воспитание детей
Увлечения: чтение
Регион: Республика Тыва (Тува)
Населенный пункт: село Солчур
Место работы: МБОУ Солчурская сош Республики Тыва
Навигация
Мои сайты
Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/sat-oyumaaИдти вперед – значит потерять покой, остаться на месте – значит потерять себя.
Прошу на мой сайт!
![](/sites/all/themes/acquia_marina/_img/about_me.png)
О себе
Дата рождения: 23 марта 1964 г
Образование: высшее, ТГУ
Общий стаж работы: 40
Педагогический стаж: 36
С 1983 г работаю в МБОУ "Солчурская СОШ" Овюрского кожууна
Из них библиотекарем 11 г
Квалификационная категория: первая, 2016 г
В 2019 г победила на республиканском конкурсе мастерства "Лучший школьный библиотекарь-2019".
![](/sites/all/themes/acquia_marina/_img/knigi.png)
Книги, которые сформировали мой внутренний мир
Это истории об уверенных женщинах, способных любить и постоять за себя - книги знаменитой писательницы Даниэла Стил занесены в Книгу рекордов Гиннеса, которые неизменно находят отклик и в ваших сердцах.
![](/sites/all/themes/acquia_marina/_img/vzgljad.png)
Мой взгляд на мир
Профессия библиотекаря только на первый взгляд кажется легкой и простой. Я не просто библиотекарь, я – ШКОЛЬНЫЙ БИБЛИОТЕКАРЬ. Так что же означает «быть библиотекарем?». Чаще всего можно услышать ответ одной фразой: «выдавать книги». Оказывается, так все просто! В большинстве своём люди считают, что уж в таком месте как библиотека любой сможет работать. А посему искренне удивляются тому, что библиотечная профессия требует специальной подготовки и большой эрудиции. Я убеждена, что библиотекарем нельзя стать, им надо родиться, впрочем, как и актером, музыкантом, художником. Это призвание.
![](/sites/all/themes/acquia_marina/_img/dostizh.png)
Мои достижения
Вот уже больше 10 лет я отдала библиотечному делу и ни разу не пожалела о своем решении стать библиотекарем. И сегодня с гордостью могу сказать: «Да, я люблю свою работу». Она приносит мне удовлетворение и радость, она не дает останавливаться на месте, благодаря ей, я развиваюсь как личность.
Благодарность Министерства образования и науки РТ за многолетний и добросовестный труд, высокий профессионализм и значительный вклад в развитие библиотечного дела 2019 г
Грамота за I место в кожуунном конкурсе "Лучший библиотекарь -2019" Овюрского кожууна
Диплом I степени в конкурсе "Лучший библиотекарь -2019", посвященном Международному дню школьных библиотек
Почетная грамота главы муниципального района "Овюрский кожуун РТ" за многолетний добросестный вклад в развитие образования и в деле воспитания, обучения подростающего поколения, 2020 г
Почетная грамота Профсоюза работников народного образования и науки РФза высокие профессиональные достижения в конкурсе "Лучший школьный библиотекарь-2020"
Грамота за подготовку призера в муниуципальном этапеи конкурса "Живое слово" 2016 г
Грамота за подготовку призера в кожунном этапе конкурса стхотворений "Служу Отечеству" 2019
Благодарность за подготовку участников Всероссийского конкурса юных чтецов "Жтвая классика" 2020г
![](/sites/all/themes/acquia_marina/_img/portfolio.png)
Моё портфолио
Портфолио - полное собрание собственных достижений. Способ фиксирования, накопления, оценки и самооценки индивидуальных достижений за какой-то период времени. Основная цель - оценивание работы библиотечного специалиста по теме саморазвития.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Солчурская средняя общеобразовательная школа Овюрского кожууна
Республики Тыва
Утверждаю:
Директор МБОУ «Солчурская СОШ»
/Монгуш А.О./ ____________
« » _________2015 г
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
« Ознакомление с пейзажной лирикой А.С. Пушкина»
Год разработки программы - 2015 г
Год реализации – 1 год
Рассчитана для учащихся 6 класса
Разработала:
педагог-библиотекарь
Сат Оюмаа Кара-ооловна
Солчур, 2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Изучение пейзажной лирики А.С. Пушкина»
составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
- инструктивно-методического письма «Об основных направлениях развития воспитания в образовательных учреждениях области в рамках реализации ФГОС».
Методологической основой исследования курса является теория о межпредметных связях Ю.А. Самарина, литературоведческие и методические труды О.И. Никифоровой, М.П. Воюшиной, М.В. Черкезовой, И.В. Чиж.
Общая характеристика курса
Как отражение явлений действительности в литературе было бы неполным без лирического рода, так и школьное гуманитарное образование без изучения лирики не могло бы в полной мере выполнить стоящую перед ним задачу – быть средством формирования всесторонне развитой личности.
Лирическая поэзия – важный элемент школьного курса литературы. Она приобщает к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых многообразных её проявлениях.
Являясь высшим выражением духовной культуры народа, она играет чрезвычайно важную роль в формировании гуманистических идеалов и эстетических потребностей личности, особенно в период её становления и развития. Отражая тонкие и сложные движения души, лирическая поэзия открывает младшим школьникам величие цели и смысл гуманистических устремлений человека, нелегкие пути его к добру, красоте и правде. Глубина чувства, отраженная в лирическом произведении, побуждает читателя
пристальнее вглядываться в человека, глубже понимать окружающий мир. Лирические строки, воспринятые сердцем, делают нас лучше, отзывчивее, благороднее. Подлинная поэзия проникает в самые сокровенные уголки сознания. Она расширяет духовные горизонты, формирует способность понимать нравственную ценность личности, умение сопереживать.
Особое значение лирики заключается в её способности доходить до самых тайных глубин душевного мира ученика и оставлять в нём неизгладимый след.
Большое воспитательное значение имеет и работа над пейзажной лирикой. Острее почувствовать с помощью слова поэта удивительную красоту родной природы и в то же время её хрупкость, ранимость, иногда беззащитность перед наступлением техники, сердцем понять, что природа нуждается во внимании, бережном отношении, помощи и защите со стороны каждого человека и всего общества, так важно в возрасте, когда закладываются устои нравственности.
В наше время, когда воспитание культуры чувств молодых людей рассматривается общественностью как задача не меньшей важности, чем овладение достижениями современной науки, социальная роль лирики возросла. Вот почему и теоретическая разработка проблем лирического творчества приобретает практическую значимость.
Исследованию специфических особенностей лирики, как особого искусства, посвящены работы таких ученых, как Палкин М.А., Сильман Т.И., Поспелов Г.Н., Огнев В.Ф., Михайлов А.А. и др. Вопросы методики работы над лирическими стихотворениями рассматриваются в трудах Ушинского К.Д., Бунакова Н.Ф., Стоюнина В.Я., Каноныкина Н.П., Щербаковой, Н.А., Сальниковой Т.П. и др.
При всей кажущейся простоте изучение лирического произведения в школе требует от учителя большого литературоведческого опыта и методического мастерства. В нём нет широкого изображения событий или действий героев. Лирическая поэзия отражает жизнь специфическими, только ей доступными средствами. Поэтому попытка перенести на анализ лирического произведения методы и приёмы изучения эпического произведения приводит к обеднению восприятия поэзии. Лирика может стать средством духовного обогащения и нравственного воспитания учащихся только в том случае, когда они научатся понимать её идейно-эстетическое богатство, воплощенное в специфической форме лирического монолога.
Однако проблема изучения лирических стихов в школе остаётся недостаточно разработанной.
Этим обосновывается актуальность темы курса.
Объектом исследования является методическая организация педагогического процесса, которая формирует навыки анализа лирических произведений о природе.
Предметом исследования является процесс изучения младшими школьниками пейзажной лирики А. С. Пушкина.
Цель исследования - изучение педагогических условий полноценного восприятия школьниками цикла стихов А.С. Пушкина о временах года.
Гипотеза исследования: приёмы интегрированного обучения с использованием поэзии, музыки и живописи развивают полноценное восприятие пейзажной лирики, в частности, цикла стихов А.С. Пушкина о временах года, а также пробуждают любовь к природе своего родного края.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были сформулированы следующие задачи:
- исследовать литературоведческие основы изучения лирических стихов;
- изучить состояние работы над лирическими стихами в школе;
- раскрыть особенности восприятия лирических произведений школьниками среднего звена;
- разработать методические подходы изучения пейзажной лирики.
Для решения поставленных задач будут использованы следующие методы исследования:
-анализ литературоведческой, психолого-педагогической и учебно-методической литературы;
- наблюдение за занятием в школе;
- собеседование;
- анализ устных высказываний школьников;
- педагогический эксперимент;
- качественно-количественный анализ экспериментальных данных.
Практическая значимость программы заключается в возможности использовать разработанную систему работы при изучении пейзажной лирики А. С. Пушкина на уроках литературы, при подготовке к внеклассным занятиям по творчеству поэтов-пейзажистов.
Опытно-экспериментальная база исследования: МБОУ «Солчурская СОШ» Овюрского кожууна, 6 класс.
Программа курса составлена с учетом особенностей интеллектуального и физического развития обучающихся для учащихся 6 класса. Весь курс составляет 32 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Время занятия - 30 минут.
Была сделана попытка рассмотреть лирику, как особый вид искусства, рассмотрены характерные черты лирических стихотворений, взгляд на лирику литераторов и методистов.
В частности, в учебнике Ф. М. Головенченко «Введение в литературоведение» встречается такое определение: «Лирика - поэзия, выражающая переживания, ощущения, настроения человека». В то же время, М.А.Палкин говорит о том, что: «Предмет лирической поэзии вовсе не ограничивается самопознанием и самовыражением лирического субъекта, ему подвластен весь мир».
В методической литературе О.И.Никифорова подчёркивает, что условием понимания идеи литературных произведений является - «полноценное восприятие произведения.
Е.В.Карсалова обращает внимание на то, что активизации восприятия лирического произведения способствуют музыка и живопись. Это связано с природой самого рода лирики.
Раскрытие теоретического вопроса позволило лучше узнать о подходе к методике работы над лирическими стихами.
Занятия посвящены определённому времени года: осени, зиме, весне, лету на материале пейзажной лирики А.С.Пушкина; каждое 5-ое – посвящается развитию интонационной выразительности речи у шестиклассников.
На занятиях будут применяться следующие приемы:
- Целостное восприятие лирического стихотворения: его идейного
содержания, изобразительно-выразительных средств языка, жанровых особенностей пейзажной лирики;
- Развитие интонационной выразительности с помощью комплекса упражнений на умение регулировать силу голоса, темп речи, паузы, логические ударения, мелодику.
- Мелодекламация учеников на фоне музыкального сопровождения и слайд-шоу с репродукциями картин русских художников (Куинджи, Левитана, Саврасова, Шишкина и др. художников) о временах года.
- Образец учителя с мелодекламацией.
(Музыка+Слайд-шоу+Выразительное чтение учителя)
Ожидаемые результаты реализации программы
В результате освоения программы курса у учащихся формируются
универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС ОО.
По окончании обучения учащиеся смогут:
1. понимать содержание пейзажной лирики;
2. уметь выделять изобразительные средства языка в пейзажной лирике А. С. Пушкина;
3. иметь представление о лирическом жанре;
4. владеть навыками выразительного чтения.
В процессе чтения стихов у школьников формируются учебные навыки, которые помогут им в освоении всех предметных областей.
Учебно-тематическое планирование
№ | Содержание
| Количество часов |
1. | Вводное занятие
| 1 |
2. | Понятие о лирическом стихотворении. Его содержание | 2 |
3. | Тема и идея стиха
| 1 |
4. | Развитие интонационной выразительности речи
| 1 |
5. | Лирический образ
| 1 |
6. | Знакомство с биографией поэта
| 1 |
7. | Развитие интонационной выразительности речи
| 1 |
8. | Содержание пейзажной лирики А. Пушкина
| 2 |
9. | Изобразительные средства языка в пейзажной лирике А. Пушкина | 2 |
10 | Развитие интонационной выразительности речи
| 1 |
11. | Стихи А. Пушкина в переводе на тувинский Язык | 1 |
12. | Лирический жанр. Жанровые особенности лирического стиха. | 2 |
13. | Выразительное чтение лирических стихов.
| 2 |
14. | Констатирующий эксперимент №1
| 1 |
15.
| Формирующий эксперимент №2 Изучение стихов А. Пушкина
|
6 |
16. | Контрольный эксперимент №3
| 1 |
17. | Выводы. Сравнительный анализ результатов первичного и повторного обследования | 1 |
16. | Итоговое занятие
| 1 |
|
| 28 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Содержание
| количество часов | Дата по плану | Факти чески |
1. | Вводное занятие | 1 | 2.10 |
|
2. | Понятие о лирическом стихотворении. Его содержание | 2 | 9.10 16.10 |
|
3.
| Тема и идея стиха
| 1
| 23.10
|
|
4. | Развитие интонационной выразительности речи
| 1 | 30.10
|
|
5. | Лирический образ | 1 | 13.11
|
|
6. | Знакомство с биографией поэта | 1 | 20.11
|
|
7. | Содержание пейзажной лирики А. Пушкина
| 2
| 27.11 4.12 |
|
8. | Развитие интонационной выразительности речи | 1 | 11.12
|
|
9. | Изобразительные средства языка в пейзажной лирике А. Пушкина | 2 | 18.12 25.12
|
|
10. | Стихи А. Пушкина в переводе на тувинский
| 1
| 15.01
|
|
11. | Развитие интонационной выразительности речи
| 1 | 22.01
|
|
12. | Лирический жанр. Жанровые особенности лирического стиха. | 2 | 29.01 12.02
|
|
10. | Выразительное чтение лирических стихов . | 2 | 19.02 6.02 |
|
11. | Констатирующий эксперимент №1
| 1 | 4.03
|
|
12. | Формирующий эксперимент №2 | 6 | март-апрель
|
|
| 1. «Уж небо осенью дышало..» | 1 | 11.03 |
|
| 2.«Осень» | 1 | 18.03 |
|
| 3.«Зимний вечер» | 1 | 1.04 |
|
| 4.«Гонимы вешними лучами» | 1 | 8.04 |
|
| 5.«..Какая ночь!» | 1 | 15.04 |
|
| 6.«Румяной зарею покрылся восток»
| 1 | 22.04
|
|
13. | Контрольный эксперимент №3
| 1 | 29.04
|
|
14. | Выводы. Сравнительный анализ результатов первичного и повторного обследования | 1 | 13.05
|
|
15 | Итоговое занятие
| 1 | 20.05 |
|
|
| 28 |
|
|
Библиография
1. Абрамович Г.Л. Введение в литературоведение. – М.,1979. – 325с.
2. Адалис А.Е. Любите поэзию. – М.,1961. – 111с.
3. Взаимосвязь восприятия и анализа художественных произведений в процессе изучения литературы в школе. – М.,1990. – 148 с.
4. Городецкий Б.П. Лирика Пушкина. – Л., 1974. – 184с.
5. Елагина Н.Ф. Нетрадиционный урок-лекция о А.С.Пушкине // Нач.шк. - 1994. – №12. – с.34 .
6. Исаковский М.В. О поэтическом мастерстве. – М.,1960.
7 . Коренюк Л.Ю. Изучение стихотворения А.Пушкина «Вот север тучи нагоняя…» // Нач.шк. - 2013. - №2. - с.23-128.
8. Кузнецова Е.Г. Урок поэзии в III классе // Нач.шк. - 1994. - №3. - с.81-130.
9.Лисовский А.М. Изучение лирики в школе: Пособие для учителя. - Киев: Рад. шк.,2000.
10.Маранцман В.Г. Анализ литературного произведения и читательское восприятие школьников. - Л., Учпедгиз., 2012. - 211с.
11.Медведев В.П. Изучение лирики в школе: Кн. для учителя. - М.,1985. - 208с.
12.Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. завед. В 2-х кн. Кн.1. Общие основы психологии. - М.: Просвещение: Владос, 2014. - 576с.
13.Никифорова О.И. Восприятие художественной литературы школьниками. - М.,2009. - 85с.
14.Никифорова О.И. Психология восприятия художественной литературы. - М., 2008. - 168с.
Согласовано: Согласовано:
Председатель МО «Служба» на заседании педагогического совета
__________ /Донгак Д.О./ Председатель педагогического совета
_________ /Монгуш А.О./
«30» августа 2015 г «31» августа 2015 г