Сат Оюмаа Кара-ооловна

Сайт педагога-библиотекаря МБОУ "Солчурской Сош" Сат Оюмаа Кара-ооловны

Учение - с увлечением, воспитание - с любовью и радостью.
Идти вперед – значит потерять покой, остаться на месте – значит потерять себя.
С. Кьеркегора, философ, писатель

Прошу на мой сайт!

О себе

   Дата рождения: 23 марта 1964 г

   Образование: высшее, ТГУ

   Общий стаж работы: 40

   Педагогический стаж: 36

   С 1983 г работаю в МБОУ "Солчурская СОШ" Овюрского кожууна

   Из них библиотекарем 11 г

   Квалификационная категория: первая, 2016 г

   В 2019 г  победила на республиканском конкурсе мастерства "Лучший школьный библиотекарь-2019".

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Это истории об уверенных женщинах, способных любить и постоять за себя - книги знаменитой писательницы Даниэла Стил занесены в Книгу рекордов Гиннеса, которые неизменно находят отклик и в ваших сердцах.

Мой взгляд на мир

Профессия библиотекаря только на первый взгляд кажется легкой и простой. Я не просто библиотекарь, я – ШКОЛЬНЫЙ БИБЛИОТЕКАРЬ. Так что же означает «быть библиотекарем?». Чаще всего можно услышать ответ одной фразой: «выдавать книги». Оказывается, так все просто! В большинстве своём люди считают, что уж в таком месте как библиотека любой сможет работать. А посему искренне удивляются тому, что библиотечная профессия требует специальной подготовки и большой эрудиции. Я убеждена, что библиотекарем нельзя стать, им надо родиться, впрочем, как и актером, музыкантом, художником. Это призвание.

Мои достижения

Вот уже больше 10 лет я отдала  библиотечному делу и ни разу не пожалела о своем решении стать библиотекарем. И сегодня с гордостью могу сказать: «Да, я люблю свою работу». Она приносит мне удовлетворение и радость, она не дает останавливаться на месте, благодаря ей, я развиваюсь как личность. 

 

 

Благодарность Министерства образования и науки РТ  за многолетний и добросовестный труд, высокий профессионализм и значительный вклад в развитие библиотечного дела 2019 г

Грамота за I место в кожуунном конкурсе "Лучший библиотекарь -2019" Овюрского кожууна

Диплом I степени в конкурсе "Лучший библиотекарь -2019", посвященном Международному дню школьных библиотек

Почетная грамота главы муниципального района "Овюрский кожуун РТ" за многолетний добросестный вклад в развитие образования и в деле воспитания, обучения подростающего поколения, 2020 г

Почетная грамота Профсоюза работников народного образования и науки РФза высокие профессиональные достижения в конкурсе "Лучший школьный библиотекарь-2020" 

Грамота за подготовку призера в муниуципальном этапеи конкурса "Живое слово" 2016 г

Грамота за подготовку призера в кожунном этапе конкурса стхотворений "Служу Отечеству" 2019

Благодарность за подготовку участников Всероссийского конкурса юных чтецов "Жтвая классика" 2020г

 

Моё портфолио

Портфолио - полное собрание собственных достижений. Способ фиксирования, накопления, оценки и самооценки индивидуальных достижений за какой-то период времени. Основная цель - оценивание работы библиотечного специалиста по теме саморазвития.

 

                                 

                      Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

Солчурская средняя общеобразовательная школа Овюрского кожууна

Республики Тыва

 

Утверждаю:

Директор МБОУ «Солчурская СОШ»

 /Монгуш А.О./ ____________

«   »  _________2015 г

 

 

 

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

« Ознакомление с  пейзажной лирикой А.С. Пушкина»

Год разработки программы  - 2015 г

Год реализации – 1 год

 Рассчитана для учащихся 6 класса

 

Разработала:

педагог-библиотекарь

Сат Оюмаа Кара-ооловна

 

 

 

 

                                                      Солчур, 2015

 

                                                ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Рабочая программа курса «Изучение пейзажной лирики А.С. Пушкина»

 составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;

 - инструктивно-методического письма «Об основных направлениях развития воспитания в образовательных учреждениях области в рамках реализации ФГОС».

   Методологической основой исследования курса является теория о межпредметных связях Ю.А. Самарина, литературоведческие и методические труды О.И. Никифоровой, М.П. Воюшиной, М.В. Черкезовой, И.В. Чиж.

                                           Общая характеристика курса

        Как отражение явлений действительности в литературе было бы неполным без лирического рода, так и школьное гуманитарное образование без изучения лирики не могло бы в полной  мере выполнить стоящую перед ним задачу – быть средством формирования всесторонне развитой личности.

Лирическая поэзия – важный элемент школьного курса литературы. Она приобщает к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых многообразных её проявлениях.

Являясь высшим выражением духовной культуры народа, она играет чрезвычайно важную роль в формировании гуманистических идеалов и эстетических потребностей личности, особенно в период её становления и развития. Отражая тонкие и сложные движения души, лирическая поэзия открывает младшим школьникам величие цели и смысл гуманистических устремлений человека, нелегкие пути его к добру, красоте и правде. Глубина чувства, отраженная в лирическом произведении, побуждает читателя

пристальнее вглядываться в человека, глубже понимать окружающий мир. Лирические строки, воспринятые сердцем, делают нас лучше, отзывчивее, благороднее. Подлинная поэзия проникает в самые сокровенные уголки сознания. Она расширяет духовные горизонты, формирует способность понимать нравственную ценность личности, умение сопереживать.

        Особое значение лирики заключается в её способности доходить до самых тайных глубин душевного мира ученика и оставлять в нём неизгладимый след.

Большое воспитательное значение имеет и работа над пейзажной лирикой. Острее почувствовать с помощью слова поэта удивительную красоту родной природы и в то же время её хрупкость, ранимость, иногда беззащитность перед наступлением техники, сердцем понять, что природа нуждается во внимании, бережном отношении, помощи и защите со стороны каждого человека и всего общества, так важно в возрасте, когда закладываются устои нравственности.

В наше время, когда воспитание культуры чувств молодых людей рассматривается общественностью как задача не меньшей важности, чем овладение достижениями современной науки, социальная роль лирики возросла. Вот почему и теоретическая разработка проблем лирического творчества приобретает практическую значимость.

Исследованию специфических особенностей лирики, как особого искусства, посвящены работы таких ученых, как  Палкин М.А., Сильман Т.И., Поспелов Г.Н., Огнев В.Ф., Михайлов А.А. и др. Вопросы методики работы над лирическими стихотворениями рассматриваются в трудах Ушинского К.Д., Бунакова Н.Ф., Стоюнина В.Я., Каноныкина Н.П., Щербаковой, Н.А., Сальниковой Т.П. и др.

При всей кажущейся простоте изучение лирического произведения в школе требует от учителя большого литературоведческого опыта и методического мастерства. В нём нет широкого изображения событий или действий героев. Лирическая поэзия отражает жизнь специфическими, только ей доступными средствами. Поэтому попытка перенести на анализ лирического произведения методы и приёмы изучения эпического произведения приводит к обеднению восприятия поэзии. Лирика может стать средством духовного обогащения и нравственного воспитания учащихся только в том случае, когда они научатся понимать её идейно-эстетическое богатство, воплощенное в специфической форме лирического монолога.

Однако проблема изучения лирических стихов в  школе остаётся недостаточно разработанной.

Этим обосновывается актуальность темы курса.

Объектом исследования является методическая организация педагогического процесса, которая формирует навыки анализа лирических произведений о природе.

Предметом исследования является процесс изучения младшими школьниками пейзажной лирики А. С. Пушкина.

Цель исследования - изучение педагогических условий полноценного восприятия  школьниками цикла стихов  А.С.  Пушкина о временах года.

   Гипотеза исследования: приёмы интегрированного обучения с использованием поэзии, музыки и живописи развивают полноценное восприятие пейзажной лирики, в частности, цикла стихов  А.С.  Пушкина о временах года, а также пробуждают любовь к природе своего родного края.

             В соответствии с  целью и гипотезой исследования были сформулированы следующие задачи:

       - исследовать литературоведческие основы изучения лирических стихов;

       - изучить состояние работы над лирическими стихами в школе;

      - раскрыть особенности восприятия лирических произведений  школьниками среднего звена;

      -  разработать методические подходы изучения пейзажной лирики.

Для решения поставленных задач будут использованы следующие методы исследования:

      -анализ литературоведческой, психолого-педагогической и учебно-методической литературы;

-  наблюдение за занятием в школе;

- собеседование;

-  анализ устных высказываний  школьников;

      -  педагогический эксперимент;

      -  качественно-количественный анализ экспериментальных данных.

Практическая значимость программы заключается в возможности использовать разработанную систему работы при  изучении пейзажной лирики А. С. Пушкина на уроках литературы,  при подготовке к внеклассным занятиям по творчеству поэтов-пейзажистов.

       Опытно-экспериментальная база исследования: МБОУ «Солчурская СОШ»  Овюрского кожууна, 6  класс.

     Программа курса составлена с учетом особенностей интеллектуального и физического развития обучающихся  для учащихся 6  класса. Весь курс составляет  32  часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Время занятия - 30 минут.
      Была  сделана попытка рассмотреть лирику, как особый вид искусства, рассмотрены характерные черты лирических стихотворений, взгляд на лирику литераторов и методистов.
     В частности, в учебнике Ф. М. Головенченко «Введение в литературоведение» встречается такое определение: «Лирика - поэзия, выражающая переживания, ощущения, настроения человека». В то же время, М.А.Палкин говорит о том, что: «Предмет лирической поэзии вовсе не ограничивается самопознанием и самовыражением лирического субъекта, ему подвластен весь мир».

    В  методической литературе О.И.Никифорова подчёркивает, что условием понимания идеи литературных произведений является - «полноценное восприятие произведения.

          Е.В.Карсалова обращает внимание на то, что активизации восприятия лирического произведения способствуют музыка и живопись. Это связано с природой самого рода лирики.

Раскрытие теоретического вопроса позволило лучше узнать о подходе к методике работы над лирическими стихами.

         Занятия посвящены определённому времени года: осени, зиме, весне, лету на материале пейзажной лирики А.С.Пушкина; каждое 5-ое  – посвящается развитию интонационной выразительности речи у шестиклассников.

        На занятиях будут применяться следующие приемы:

  1. Целостное восприятие лирического стихотворения: его идейного

содержания, изобразительно-выразительных средств языка, жанровых особенностей пейзажной лирики;

  1. Развитие интонационной выразительности с помощью комплекса упражнений на умение регулировать силу голоса, темп речи, паузы, логические ударения, мелодику.
  2. Мелодекламация учеников на фоне музыкального сопровождения и слайд-шоу с репродукциями картин русских художников                    (Куинджи, Левитана, Саврасова, Шишкина и др. художников) о временах года.
  3. Образец учителя с мелодекламацией.

 (Музыка+Слайд-шоу+Выразительное чтение учителя)

Ожидаемые результаты реализации программы

       В результате освоения программы курса у учащихся  формируются

универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС ОО.

По окончании  обучения  учащиеся смогут:

1. понимать  содержание пейзажной лирики;

 2. уметь  выделять изобразительные средства языка в пейзажной лирике     А. С. Пушкина;

 3. иметь представление о лирическом жанре;

4. владеть навыками выразительного чтения.

    В процессе  чтения стихов у  школьников формируются учебные навыки, которые  помогут им в освоении всех предметных областей.

                                    

 

 

 

 

 

                               Учебно-тематическое планирование

 

 

Содержание

 

    Количество часов

1.

Вводное занятие

 

1

2.

Понятие о лирическом стихотворении. Его содержание

2

3.

Тема и идея стиха

 

1

4.

Развитие интонационной выразительности речи

 

1

5.

Лирический образ

 

1

6.

Знакомство с биографией поэта

 

1

7.

Развитие интонационной выразительности речи

 

1

8.

Содержание пейзажной лирики А. Пушкина

 

2

9.

Изобразительные средства языка в пейзажной лирике А. Пушкина

2

10

Развитие интонационной выразительности речи

 

1

11.

Стихи А. Пушкина в переводе на тувинский

Язык

1

12.

Лирический жанр.  Жанровые особенности лирического стиха.

2

13.

Выразительное чтение лирических стихов.

 

2

14.

Констатирующий эксперимент №1

 

1

15.

 

Формирующий эксперимент №2

 Изучение стихов А. Пушкина

 

 

6

16.

Контрольный эксперимент №3

 

1

17.

Выводы. Сравнительный анализ результатов первичного и повторного обследования

1

16.

Итоговое занятие

 

1

 

 

28

 

  Календарно-тематическое планирование

 

 

Содержание

 

количество часов

Дата по плану

Факти

чески

1.

Вводное занятие

1

2.10

 

2.

Понятие о лирическом стихотворении. Его содержание

2

9.10

16.10

 

3.

 

Тема и идея стиха

 

1

       

23.10

 

 

4.

Развитие интонационной выразительности речи

 

         1

30.10

 

 

 

5.

Лирический образ

1

 13.11

 

 

6.

Знакомство с биографией поэта

1

 20.11

 

 

7.

Содержание пейзажной лирики А. Пушкина

 

 2

 

27.11

4.12

 

8.

Развитие интонационной выразительности речи

 1

11.12

 

 

9.

Изобразительные средства языка в пейзажной лирике А. Пушкина

2

 18.12

25.12

 

 

10.

Стихи А. Пушкина в переводе на тувинский

 

1

 

15.01

 

 

11.

Развитие интонационной выразительности речи

 

1

22.01

 

 

 

12.

Лирический жанр.  Жанровые особенности лирического стиха.

2

29.01

12.02

 

 

10.

Выразительное чтение лирических стихов

.

2

19.02

6.02

 

11.

Констатирующий эксперимент №1

 

1

4.03

 

 

 

12.

Формирующий эксперимент №2

6

март-апрель

 

 

 

1. «Уж небо осенью дышало..»

1

11.03

 

 

2.«Осень»

1

18.03

 

 

3.«Зимний вечер»

1

1.04

 

 

4.«Гонимы вешними лучами»

1

8.04

 

 

5.«..Какая ночь!»

1

15.04

 

 

6.«Румяной зарею покрылся восток»

 

1

22.04

 

 

13.

Контрольный эксперимент №3

 

1

29.04

 

 

 

14.

Выводы. Сравнительный анализ результатов первичного и повторного обследования

1

13.05

 

 

15

Итоговое занятие

 

1

20.05

 

 

 

28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                         Библиография

1. Абрамович Г.Л. Введение в литературоведение. – М.,1979. – 325с.

2. Адалис А.Е. Любите поэзию. – М.,1961. – 111с.

3. Взаимосвязь восприятия и анализа художественных произведений в процессе изучения литературы в школе. –  М.,1990. – 148 с.

4. Городецкий Б.П. Лирика Пушкина. – Л., 1974. – 184с.

5. Елагина Н.Ф. Нетрадиционный урок-лекция о А.С.Пушкине // Нач.шк. - 1994. –  №12. – с.34 .

6. Исаковский М.В. О поэтическом мастерстве. – М.,1960.

7 . Коренюк Л.Ю. Изучение стихотворения А.Пушкина «Вот север тучи нагоняя…» // Нач.шк. - 2013. - №2. - с.23-128.

8. Кузнецова Е.Г. Урок поэзии в III классе // Нач.шк. - 1994. - №3. - с.81-130.

9.Лисовский А.М. Изучение лирики в школе: Пособие для учителя. - Киев: Рад. шк.,2000.

10.Маранцман В.Г. Анализ литературного произведения и читательское восприятие школьников. - Л., Учпедгиз., 2012. - 211с.

11.Медведев В.П. Изучение лирики в школе: Кн. для учителя. - М.,1985. - 208с.

12.Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. завед. В 2-х кн. Кн.1. Общие основы психологии. - М.: Просвещение: Владос, 2014. - 576с.

13.Никифорова О.И. Восприятие художественной литературы школьниками. - М.,2009. - 85с.

14.Никифорова О.И. Психология восприятия художественной литературы. - М., 2008. - 168с.

 

Согласовано:                                                                Согласовано:

Председатель МО «Служба»                                    на заседании педагогического совета

__________ /Донгак Д.О./                                          Председатель педагогического совета

                                                                                     _________  /Монгуш А.О./

 «30» августа 2015 г                                                   «31» августа 2015 г

 

 

 

 

 

Добавить грамоту в портфолио
Портфолио: