Конспект занятия по внеурочной деятельности. Ознакомление пейзажной лирикой А. С. Пушкина.
Тема: А.С. Пушкин «Гонимы вешними лучами…»
Цели:
Образовательная:
-На примере данного произведения показать особенности мастерства А.С. Пушкина в создании художественного образа весны;
Воспитательная:
-Прививать любовь к русской поэзии;
Развивающие:
-создать условия для развития устной речи учащихся, развивать эстетические чувства, образное мышление;
-развивать навык выразительного чтения поэтического произведения. творческих способностей, прививать любовь к русской поэзии;
Оборудование:
- портрет А.С.Пушкина;
- словарная работа;
- текст речевых упражнений;
- фотоиллюстрации.
Ход урока
Орг. момент.
- Создание ситуации успеха.
Нет ни одного известного поэта, чью душу не затронула бы картина природы, оживающей весной. И мы с вами знаем много стихотворений о весне, многие из которых являются нашими любимыми. Одним из величайших мастеров стихотворений, человеком, который художественным словом мог передать целый мир, в том числе и мир весны, был А.С.Пушкин.
(На доске закрепляется портрет поэта)
Тема нашего урока "А.С.Пушкин. Гонимы вешними лучами:)
- Хотите познакомиться с его произведением и открыть особенности его мастерства при создании образа весны?
Новый материал.
1.Чтение учителем стихотворения наизусть.
- Какой вы представили весну Пушкинскую?
(солнечная, дружная, пестрая, звонкая и др.)
2.Самостоятельное чтение.
- Подчеркните незнакомые, пока непонятные вам слова,
- Попытайтесь определить, какими изобразительными средствами пользуется Пушкин, рисуя картины весны, какой мы её увидели? (дети читают, подчёркивают непонятные слова, определяют места пауз)
3. Проверка. Словарная работа.
- Какие незнакомые, непонятные пока вам слова использовал поэт в стихотворении?
Келья - отдельная комната монаха в монастыре.
Дань - налог, взимаемый победителем с побежденного народа.
В безмолвии - в полной тишине).
- Какие изобразительные средства он использует?
- А как вы думаете, тот набор языковых средств, который назван, гарантирует, что стихотворение будет удачно?
Для того, чтобы разобраться в особенностях мастерства Пушкина, нужно проанализировать стихотворение.
Идейно-художественный анализ произведения.
а) - Прочитайте про себя и выделите первую весеннюю картину, которую можно представить?
- Кто нашел? Прочитайте.
- С помощью каких образов поэт рисует картину весеннего таяния снега? (снега, ручьи)
На доске: " на залитые водой луга", " весенними лучами."
- Подбери синонимы у Пушкина к записанным на доске выражениям.
- Можно ли заменить этими словами строчки в стихах? (нет, так как нет рифмы, исчезает поэтический образ).
"Потопленные", также как и слово "гонимы" употреблялось больше в пушкинские времена, чем сейчас.
Одно слово вмещает целую картину природы.
Гонимы вешними лучами,/
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями/
На потопленные луга.//
- Вчитайтесь еще раз. Подумайте, с каким чувством надо читать эту строфу? ( с радостью - ученики делают пометку на полях учебника)
- Что бы вы хотели еще передать в своем чтении? (Природа живая, она изменяется, движение.)
Построчное чтение строфы (хором)
(Учащиеся определяют слово, несущее в себе логическое ударение и подчеркивают его карандашом)
- Найдите ключевые слова для этой картины (ручьями снег)
Отработка выразительного чтения в парах.
- Вчитайтесь еще раз. Попробуйте передать в своем чтении всё то, о чем мы сейчас говорили.
Чтение в парах.
2-3 ученика читают вслух.
- Кому наиболее точно удалось передать в своем чтении то, о чём мы говорили?
- А как бы вы прочитали? (читают 1-2 ученика)
- Какую следующую картину весенней природы рисует А.С. Пушкин?
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года
- Какое настроение создают эти строчки?
- Какими изобразительными средствами пользуется А.С. Пушкин, чтобы передать это? (олицетворение, метафора)
- А картина ли это? Прочтите еще раз.
- Это лирическое отступление в стихотворении, рассуждение о весеннем настроении. Лирический герой радуется встрече с весной.
- Какую следующую картину рисует поэт? (Синея блещут небеса)
- Как вы понимаете выражение "блещут небеса"? (небеса смотрятся, как новенькие, чистые; блеск лучей солнца слепит глаза и поэтому на небеса больно смотреть; такое небо можно увидеть только весной).
- С каким чувством поэт рисует небеса? (с радостью, с восхищением -дети делают пометку на полях учебника)
- На какие слова падает логическое ударение?
- Найдите ключевое слово (небеса)
- Подготовьте выразительное чтение этой картины ( чтение в парах)
Проверка чтения (1-3 уч-ся читают вслух).
- Какую еще картину рисует А.С. Пушкин?
Еще прозрачные леса
Как будто пухом зеленеют.
- А какую образную картину вы представили? (словесное рисование учащихся)
- С каким чувством поэт описывает леса? (с нежностью, он любуется этой картиной)
- Какой прием использует поэт, чтобы передать это? (сравнение: первые листочки сравнил с зеленым пухом).
- На какие слова падает логическое ударение? (леса)
- Найдите ключевое слово для этой картины (леса - дети обводят слово)
- Какую еще картину рисует поэт?
Пчела за данью полевой
Летит из кельи восковой.
- Как вы думаете, какие чувства испытывает поэт при виде первой пчелы? (радость, удивление, умиление)
- С каким чувством поэт описывает леса? (с нежностью, он любуется этой картиной)
- За какой "данью полевой" летит пчела? (Пчела опыляет цветок, а тот отдает ей за это дань - сладкий нектар).
- На какие слова падает логическое ударение? (данью, летит)
- Найдите ключевое слово для этой картины (пчела - дети обводят слово)
- Подготовьте выразительное чтение этой картины ( чтение в парах)
Проверка чтения (1-3 уч-ся читают вслух).
- Какую еще картину рисует поэт?
Долины сохнут и пестреют
- Как вы понимаете слово "долины"? (На доске: Долина - удлиненная впадина вдоль речного русла или среди гор)
- Что вы себе представили? (на лугах подсыхает земля, на высоких местах сухо, зеленеет травка, пестреют первые цветочки)
- С каким чувством будем читать? (радость, любование)
- Найдите ключевое слово для этой картины (долины - дети обводят слово)
- Подготовьте выразительное чтение этой картины ( чтение в парах)
- На какие слова падает логическое ударение? (сохнут, пестреют)
- Подготовьте выразительное чтение этой картины ( чтение в парах)
Проверка чтения (1-3 уч-ся читают вслух).
- Какую следующую картину рисует поэт?
стада шумят
- Каким словом поэт передает настроение стада? ( шумят)
- Какое это настроение? (радостное)
- Какие звуки услышал поэт? (звук колокольчиков, веселое мычание коров, топот копыт)
- Передайте это все в своем чтении (1-2 учащихся выразительно читают)
- Какую следующую картину рисует поэт?
( соловей уж пел в безмолвии ночей)
- Видим ли мы на этой картине соловья? (нет, скорее - мы представляем себе, как маленькая птичка сидит в кустах и поет; а поэт стоит и, завороженный песней соловушки, слушает).)
- Какое чувство вызывает эта песня у поэта? (нежность, восхищение)
- Какое ключевое слово выберем? (соловей)
- На какие слова падает логическое ударение?
- Подготовьте выразительное чтение в паре.
По ходу анализа стихотворения на доске появляются таблички с ключевыми словами:
- небеса
- леса
- долины
- пчела
- стада
- соловей
- Что же представляет собой стихотворение поэта? (цепь картин)
- Как они подаются Пушкиным? (последовательно)
- С какой целью поэт использует последовательную смену картин? (он старается показать весну живой, яркой и шумной; рассматривает весеннюю природу в движении)
- Что же представляет собой стихотворение поэта? (цепь картин)
- Что же представляет собой стихотворение поэта? (цепь картин)
- Сменой картин природы Пушкин создал свой, неповторимый образ весны. В этом мастерство поэта.
- Ребята, какие картины мы с вами увидели как бы с высоты?
- А какие картины, нарисованные поэтом, можно увидеть, если только как следует вглядеться в них?
- Каждая из этих картин несет в себе своё настроение. Общим является лишь чувство радости.
- Подготовьте выразительное чтение всего стихотворения (читают 1-2 ученика)
VIII. Итог урока.
- Какое открытие на уроке вы сделали для себя?
- Кому захотелось выучить стихотворение наизусть?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: А.С. Пушкин «Гонимы вешними лучами…»
Цели:
Образовательная:
-На примере данного произведения показать особенности мастерства А.С. Пушкина в создании художественного образа весны;
Воспитательная:
-Прививать любовь к русской поэзии;
Развивающие:
-создать условия для развития устной речи учащихся, развивать эстетические чувства, образное мышление;
-развивать навык выразительного чтения поэтического произведения. творческих способностей, прививать любовь к русской поэзии;
Оборудование:
- портрет А.С.Пушкина;
- словарная работа;
- текст речевых упражнений;
- фотоиллюстрации.
Ход урока
Орг. момент.
- Создание ситуации успеха.
Нет ни одного известного поэта, чью душу не затронула бы картина природы, оживающей весной. И мы с вами знаем много стихотворений о весне, многие из которых являются нашими любимыми. Одним из величайших мастеров стихотворений, человеком, который художественным словом мог передать целый мир, в том числе и мир весны, был А.С.Пушкин.
(На доске закрепляется портрет поэта)
Тема нашего урока "А.С.Пушкин. Гонимы вешними лучами:)
- Хотите познакомиться с его произведением и открыть особенности его мастерства при создании образа весны?
Новый материал.
1.Чтение учителем стихотворения наизусть.
- Какой вы представили весну Пушкинскую?
(солнечная, дружная, пестрая, звонкая и др.)
2.Самостоятельное чтение.
- Подчеркните незнакомые, пока непонятные вам слова,
- Попытайтесь определить, какими изобразительными средствами пользуется Пушкин, рисуя картины весны, какой мы её увидели? (дети читают, подчёркивают непонятные слова, определяют места пауз)
3. Проверка. Словарная работа.
- Какие незнакомые, непонятные пока вам слова использовал поэт в стихотворении?
Келья - отдельная комната монаха в монастыре.
Дань - налог, взимаемый победителем с побежденного народа.
В безмолвии - в полной тишине).
- Какие изобразительные средства он использует?
- А как вы думаете, тот набор языковых средств, который назван, гарантирует, что стихотворение будет удачно?
Для того, чтобы разобраться в особенностях мастерства Пушкина, нужно проанализировать стихотворение.
Идейно-художественный анализ произведения.
а) - Прочитайте про себя и выделите первую весеннюю картину, которую можно представить?
- Кто нашел? Прочитайте.
- С помощью каких образов поэт рисует картину весеннего таяния снега? (снега, ручьи)
На доске: " на залитые водой луга", " весенними лучами."
- Подбери синонимы у Пушкина к записанным на доске выражениям.
- Можно ли заменить этими словами строчки в стихах? (нет, так как нет рифмы, исчезает поэтический образ).
"Потопленные", также как и слово "гонимы" употреблялось больше в пушкинские времена, чем сейчас.
Одно слово вмещает целую картину природы.
Гонимы вешними лучами,/
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями/
На потопленные луга.//
- Вчитайтесь еще раз. Подумайте, с каким чувством надо читать эту строфу? ( с радостью - ученики делают пометку на полях учебника)
- Что бы вы хотели еще передать в своем чтении? (Природа живая, она изменяется, движение.)
Построчное чтение строфы (хором)
(Учащиеся определяют слово, несущее в себе логическое ударение и подчеркивают его карандашом)
- Найдите ключевые слова для этой картины (ручьями снег)
Отработка выразительного чтения в парах.
- Вчитайтесь еще раз. Попробуйте передать в своем чтении всё то, о чем мы сейчас говорили.
Чтение в парах.
2-3 ученика читают вслух.
- Кому наиболее точно удалось передать в своем чтении то, о чём мы говорили?
- А как бы вы прочитали? (читают 1-2 ученика)
- Какую следующую картину весенней природы рисует А.С. Пушкин?
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года
- Какое настроение создают эти строчки?
- Какими изобразительными средствами пользуется А.С. Пушкин, чтобы передать это? (олицетворение, метафора)
- А картина ли это? Прочтите еще раз.
- Это лирическое отступление в стихотворении, рассуждение о весеннем настроении. Лирический герой радуется встрече с весной.
- Какую следующую картину рисует поэт? (Синея блещут небеса)
- Как вы понимаете выражение "блещут небеса"? (небеса смотрятся, как новенькие, чистые; блеск лучей солнца слепит глаза и поэтому на небеса больно смотреть; такое небо можно увидеть только весной).
- С каким чувством поэт рисует небеса? (с радостью, с восхищением -дети делают пометку на полях учебника)
- На какие слова падает логическое ударение?
- Найдите ключевое слово (небеса)
- Подготовьте выразительное чтение этой картины ( чтение в парах)
Проверка чтения (1-3 уч-ся читают вслух).
- Какую еще картину рисует А.С. Пушкин?
Еще прозрачные леса
Как будто пухом зеленеют.
- А какую образную картину вы представили? (словесное рисование учащихся)
- С каким чувством поэт описывает леса? (с нежностью, он любуется этой картиной)
- Какой прием использует поэт, чтобы передать это? (сравнение: первые листочки сравнил с зеленым пухом).
- На какие слова падает логическое ударение? (леса)
- Найдите ключевое слово для этой картины (леса - дети обводят слово)
- Какую еще картину рисует поэт?
Пчела за данью полевой
Летит из кельи восковой.
- Как вы думаете, какие чувства испытывает поэт при виде первой пчелы? (радость, удивление, умиление)
- С каким чувством поэт описывает леса? (с нежностью, он любуется этой картиной)
- За какой "данью полевой" летит пчела? (Пчела опыляет цветок, а тот отдает ей за это дань - сладкий нектар).
- На какие слова падает логическое ударение? (данью, летит)
- Найдите ключевое слово для этой картины (пчела - дети обводят слово)
- Подготовьте выразительное чтение этой картины ( чтение в парах)
Проверка чтения (1-3 уч-ся читают вслух).
- Какую еще картину рисует поэт?
Долины сохнут и пестреют
- Как вы понимаете слово "долины"? (На доске: Долина - удлиненная впадина вдоль речного русла или среди гор)
- Что вы себе представили? (на лугах подсыхает земля, на высоких местах сухо, зеленеет травка, пестреют первые цветочки)
- С каким чувством будем читать? (радость, любование)
- Найдите ключевое слово для этой картины (долины - дети обводят слово)
- Подготовьте выразительное чтение этой картины ( чтение в парах)
- На какие слова падает логическое ударение? (сохнут, пестреют)
- Подготовьте выразительное чтение этой картины ( чтение в парах)
Проверка чтения (1-3 уч-ся читают вслух).
- Какую следующую картину рисует поэт?
стада шумят
- Каким словом поэт передает настроение стада? ( шумят)
- Какое это настроение? (радостное)
- Какие звуки услышал поэт? (звук колокольчиков, веселое мычание коров, топот копыт)
- Передайте это все в своем чтении (1-2 учащихся выразительно читают)
- Какую следующую картину рисует поэт?
( соловей уж пел в безмолвии ночей)
- Видим ли мы на этой картине соловья? (нет, скорее - мы представляем себе, как маленькая птичка сидит в кустах и поет; а поэт стоит и, завороженный песней соловушки, слушает).)
- Какое чувство вызывает эта песня у поэта? (нежность, восхищение)
- Какое ключевое слово выберем? (соловей)
- На какие слова падает логическое ударение?
- Подготовьте выразительное чтение в паре.
По ходу анализа стихотворения на доске появляются таблички с ключевыми словами:
- небеса
- леса
- долины
- пчела
- стада
- соловей
- Что же представляет собой стихотворение поэта? (цепь картин)
- Как они подаются Пушкиным? (последовательно)
- С какой целью поэт использует последовательную смену картин? (он старается показать весну живой, яркой и шумной; рассматривает весеннюю природу в движении)
- Что же представляет собой стихотворение поэта? (цепь картин)
- Что же представляет собой стихотворение поэта? (цепь картин)
- Сменой картин природы Пушкин создал свой, неповторимый образ весны. В этом мастерство поэта.
- Ребята, какие картины мы с вами увидели как бы с высоты?
- А какие картины, нарисованные поэтом, можно увидеть, если только как следует вглядеться в них?
- Каждая из этих картин несет в себе своё настроение. Общим является лишь чувство радости.
- Подготовьте выразительное чтение всего стихотворения (читают 1-2 ученика)
VIII. Итог урока.
- Какое открытие на уроке вы сделали для себя?
- Кому захотелось выучить стихотворение наизусть?