Урок №2 В гостях у поэта

Сат Оюмаа Кара-ооловна

урок №2 для учащихся 4 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urokno2.docx53.79 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 2

В гостях у поэта С. А. ЕсенинаСезоны года

Цели:
• познакомить учащихся с биографией поэта и его стихотворением "Черемуха";
• учить выразительному чтению стихотворений;
• объяснить понятие "эпитет". Научить находить в тексте образные выражения;
• развивать эстетическое восприятие и творческое воображение;
• воспитывать чувство любви к Родине, к природе;
 развивать коммуникативные навыки детей, умение работать в команде.

Планируемые результаты:
• учащиеся должны знать основные вехи жизни и творчества поэта;
• уметь находить в тексте эпитеты.
Оборудование
: портрет поэта, запись звуков весенней природы, презентация, музыкальная запись А. Вивальди "Времена года. Весна", раскраски.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Актуализация

Учитель: Сегодня у нас необычный урок. Мы побываем в гостях у знаменитого русского поэта, откроем для себя некоторые секреты создания стихотворений и откроем для себя чарующий мир весенней природы. А сейчас закройте глаза и послушайте звуки природы. (Звучит запись звуков природы: весенняя капель, щебетание птиц, шелест листьев на ветру, журчание ручьев).
-Какие картины рисует вам воображение? Опишите их.
-Какое время года вам представляется?

Игра "Цепочка". Учащиеся по очереди перечисляют признаки наступления весны.

3. Объявление темы и целей урока

4. Знакомство с биографией С. Есенина. Работа с презентацией.

Слайд 1. Портрет С. Есенина. Сергей Александрович Есенин (1895 – 1925)

Слайд 2. Сергей Есенин родился под Рязанью в селе Константиново в семье простого крестьянина. С юных лет мальчик рос в деревне, наблюдал за жизнью простых людей. Но больше всего будущего поэта вдохновляла природа. Есенин начал писать стихи в 9 лет. И уже тогда обозначились главные темы его творчества: родной края, Родина, природа России.
Слайд 3. Картины русской природы. С большой любовью Есенин пишет о природе. Мы с вами уже знакомы с творчеством этого поэта. Вспомните стихотворения "Поет зима, аукает", "С добрым утром", "Белая береза". И вот перед нами очередное творение автора. На этот раз его стихотворение посвящено черемухе.
Слайд 4: дерево черемухи.
Учитель: В самый разгар весны, когда солнце уже не скупится на тепло, расцветает черемуха. Ее душистые цветочки пышным белоснежным облаком окутывают ветви. В таком наряде черемуха похожа на юную невесту, стыдливо прикрывшуюся фатой.
-Давайте посмотрим, что написал о черемухе С. Есенин.

5. Первичное знакомство с текстом
Учитель выразительно читает стихотворение.
-Ответьте на вопросы:
-Какое настроение стремится передать автор? (веселье, восторг, восхищение, радость) -Какое чувство у вас вызывают эти строки?
-Лирическое повествование тем и отличается, что автор описывает не событие, а чувства и настроение. Посмотрите, в тексте нет никаких событий, а между тем, оно навевает определенные мысли, дарит радость. Поэт делится с нами чувством прекрасного, своим восторгом. В воображении сразу рисуется яркая картина наступления весны. Это и ручейки, и веточки золотистые, и роса медвяная. Поэту удалось передать не только краски, но и звуки и даже запахи весны.
6. Анализ стихотворения
А) Прочитайте текст самостоятельно. Жужжащее чтение.
Б) Нарисуйте мысленно картину, которая возникает при прочтении этих строк.
Ориентировать учащихся, что в тексте два лирических героя: черемуха и ручей.
В) Работа с презентацией
На слайдах – изображения явлений природы. Учащиеся должны прокомментировать и объяснить значение слов.
• Роса медвяная – капли росы с запахом меда, ароматные, сладкие;

• Зелень пряная – зелень с острым пряным запахом, душистая;
• Сияет в серебре – это цветы черемухи, они белого цвета, похожи на расплавленное серебро.
• Проталинка – место, где растаял снег и виднеется земля.
• Зелень горит на солнышке – это капли росы переливаются и сверкают в солнечных лучах.
• Волна гремучая – вода громко журчит.
• Обдает – брызги воды достигают дерева.
• Под кручею – под обрывом.
Г) Объяснение термина "эпитет".
Обратите внимание, что каждому предмету автор дает характеристику. Черёмуха – душистая, ветки – золотистые, роса – медвяная, зелень – пряная. Одно единственное прилагательное, а как тонко подмечены качества. В итоге получается цельная картинка пейзажа. Такие слова называются эпитетами.
Д) Закрепление
• Давайте попробуем самостоятельно подыскать эпитеты к слову "черёмуха".
(белая, пушистая, ароматная, душистая, раскидистая, веселая, юная, стройная).
• Найдите в тексте цветовые эпитеты. (серебряный ручей, зелень золотистая)
Есенин рисует весну в золотых и серебряных красках. Это помогает создать особую картину природы – нежную, тонкую и невероятно богатую.
• Найдите в стихотворении эпитеты, подчеркивающие качества предмета (роса медвяная, зелень пряная, черемуха душистая)
-Посмотрите, из всего многообразия слов, автор выбрал те, которые подчеркивают запахи. И таким образом наша картина наполняется не только цветом, но и ароматом природы.
• На кого похожа черемуха? С кем автор сравнивает ее? Почему вы так думаете?
(с молодой девушкой. Она "ветки золотистые, что кудри завила")
• А на кого тогда похож ручей? Почему?
(на юного парня. Он "вкрадчиво ей песенку поет")
• Что значит "вкрадчиво" (тихо, доверчиво)
• Какой прием помогает автору изобразить черемуху и ручей как живых людей? (Олицетворение)
• Найдите подтверждения в тексте.
7. Закрепление пройденного
1.Работа в группах. Для каждой группы подготовлена раскраска с изображением черемухи и ручья. Учащиеся должны раскрасить рисунок, выбирая те краски, которые указал автор. Во время работы можно включить музыкальную запись А. Вивальди "Времена года. Весна".
2. Объясните свой выбор цветов. Подберите эпитеты к словам: ручей, черемуха, трава, небо.
8. Выразительное чтение стихотворения
9. Рефлексия
• Что нового вы узнали сегодня на уроке?
• Какое настроение подарила вам поэзия Есенина?
• Что еще вы хотите узнать о поэте?
10. Выставление оценок и домашнее задание