Урок№1 на тему "Поет зима-аукает"
Проведенный урок № 1 для исследования в школьном проекте "Творчество Есенина-"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 1
С.Есенин «Поет зима, аукает»
Цели: развивать воображение учащихся, умение работать с поэтическим текстом; продолжить знакомство с творчеством С. Есенина; воспитывать любовь к родному языку, родной природе; оказывать эстетическое воздействие на детей через слово и живопись; вырабатывать навыки выразительного чтения.
Оборудование: репродукции картин А. Пластова «Первый снег» и И.Грабаря «Зимний пейзаж», портрет С.Есенина.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
III. Работа над новым материалом.
1. Введение в тему.
- Сегодня мы с вами продолжаем разговор о зиме.
Посмотрите на репродукцию двух картин известных художников: «Первый снег» А. Пластова и «Зимний пейзаж» И. Грабаря.
-Какое настроение у вас возникает, когда вы смотрите на картину А.Пластова?
(Радостное, весёлое, хочется выбежать во двор, протянуть руки, поймать снежинку.)
-А когда вы смотрите на картину И.Грабара?
(Торжественное, и в то же время возникает ощущение холода, мороза.)
- Что изобразил художник на своей картине? (Лес зимой.)
- Какие деревья в этом лесу?
- Каким словом называют лес, в котором растёт много сосен?
(Сосновый бор, сосняк.)
- Сосны покрыты иголками, хвоей, и если мы прислушаемся в таком лесу, то, что мы услышим?
(Шорох, еле слышный звон.)
- А какие ещё деревья нарисовал художник? (Берёзы, осины.)
- Они покрыты инеем. Подберите слова, с помощью которых можно описать эти деревья.
(Мохнатые, пушистые, сказочные.)
- Да, ребята, зима – удивительное время года. Она бывает разной: радостной, весёлой, торжественной, величавой, холодной, неуютной.
-Что вам очень нравится зимой? А что вы зимой очень не любите?
-Сегодня мы продолжаем знакомиться с творчеством С.Есенина. Мы будем учиться читать выразительно стихотворение «Поёт зима, аукает…».
2. Чтение стихотворения учителем.
- Какое чувство возникло у вас, когда вы слушали стихотворение?
3. Чтение стихотворения учащимися про себя.
4. Анализ содержания.
- А теперь, ребята, прочитав текст, давайте поразмыслим над его содержанием.
Вопросы.
1) Как автор описывает зиму? (Как живое существо.)
2) Что она делает? (Аукает, баюкает лес.)
3) Какое настроение возникает у вас при чтении следующих строк? (Грустное печальное.)
4) С помощью каких слов Есенину удалось создать такое настроение? (..С тоской глубокою…, страну далёкую.., седые облака..)
5) Прочитайте следующую часть стихотворения. О чём автор пишет в этой части? (О метелице.)
6) Он называет её ласково «метелица», но как он к ней относится? (Любуется, но опасается.)
7) Найдите и прочитайте, как автор описывает метель в следующей части. Как он теперь её называет? (Вьюга.)
8) Какая она? (Злая, сердитая.)
9) Какие слова помогают нам это понять? О ком ещё Есенин пишет в стихотворении?
(О воробышках.)
10) Как вы думаете, почему он пишет именно о них? (Потому что они бедствуют от холода и голода зимой.)
11) Какие слова он употребляет, чтобы передать своё отношение к воробышкам?
(Поэт жалеет бедных птичек. Он пишет, что они голодные, усталые, дремлют у мёрзлого окна.)
12) Ребята, о чём мечтают воробышки? (О том, что скоро придет весна, станет тепло, весело.)
13) Прочитайте, о какой весне они мечтают.
14) представьте себе, что вы художники. Какую иллюстрацию к этому стихотворению вы нарисуете?
5. Подготовка к выразительному чтению.
- Давайте подумаем теперь, как мы будем читать это стихотворение. С каким чувством?
(О вьюге, зиме – с чувством тревоги, печали; о воробышках – с чувством жалости, нежности; о весне – с радостью.)
- В каком темпе будем читать это стихотворение: быстро или неторопливо?
(Неторопливо, потому что нам надо показать, как нам жалко бедных птичек зимой.)
- А где будем делать небольшие остановки при чтении? (В конце каждой строки и там, где стоят знаки препинания.)
- Какие слова мы будем выделять голосом при чтении стихотворения?
(Дети читают по строчке, выделяя голосом слова, обсуждают, пробуют, спорят.)
- А теперь, когда мы подготовились к выразительному чтению, давайте, почитаем его по частям.
(Дети читают по частям и коллективно оценивают чтение каждого ученика, делают замечания.)
- Приготовьтесь читать стихотворение целиком. Кто лучше прочитает?
(Чтение каждого ученика обсуждается, оценивается.)
IV. Подведение итогов урока.