особенности деятельности воспитателя общежития
статья по теме

Куркова Виктория Анатольевна

Проблема постинтернатной адаптации выпускников детских домов давно переросла из проблемы педагогической в острую социальную, так как процесс их социализации и постинтернатной адаптации проходит очень сложно. Многочисленные исследования и результаты социологического опроса подтверждают тревожные выводы - какой бы замечательной не была воспитательная система, созданная в детском доме, она не способна в полной мере подготовить выпускников к самостоятельной жизни. Искусственно смоделированная среда не может заменить среду домашнюю, семейную. Именно поэтому большинство выпускников не могут успешно адаптироваться в обществе. Вступая в самостоятельную жизнь, они сталкиваются с проблемами жилья, поиска работы, организации быта, питания, обеспечения себя прожиточным минимумом, организацией свободного времени, получения медицинской помощи, создания и сохранения собственной семьи и многими другими проблемами, к которым они не всегда готовы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_sayta.osobennosti_raboty_vospitatelya.docx56.54 КБ

Предварительный просмотр:

                     СПб ГБ ПОУ « Колледж « Звёздный»

Особенности деятельности воспитателя в сиротских учреждениях

Воспитатель структурного подразделения «Детский дом»,

«Колледж «Звёздный»

Куркова Виктория Анатольевна

Оглавление

  1. Введение
  2. Возрастные особенности воспитанников
  3. Направление работы воспитателя
  4. Роль воспитателя в организации совместной деятельности
  5. Методы снятия неблагоприятного состояния у подростка
  6. Психотерапевтические приемы в работе воспитателя
  7. Список литературы.

Введение

Проблема постинтернатной адаптации выпускников детских домов давно переросла из проблемы педагогической в острую социальную, так как процесс их социализации и постинтернатной адаптации проходит очень сложно. Многочисленные исследования и результаты социологического опроса подтверждают тревожные выводы - какой бы замечательной не была воспитательная система, созданная в детском доме, она не способна в полной мере подготовить выпускников к самостоятельной жизни. Искусственно смоделированная среда не может заменить среду домашнюю, семейную. Именно поэтому большинство выпускников не могут успешно адаптироваться в обществе. Вступая в самостоятельную жизнь, они сталкиваются с проблемами жилья, поиска работы, организации быта, питания, обеспечения себя прожиточным минимумом, организацией свободного времени, получения медицинской помощи, создания и сохранения собственной семьи и многими другими проблемами, к которым они не всегда готовы. Каждое образовательное учреждение для детей-сирот ищет свой вариант решения этой проблемы. Важную роль в решении этой проблемы решают структурные подразделения « детский дом » созданные на базе некоторых учебных заведений Санкт – Петербурга. Работа воспитателя структурных подразделений  детский дом существенно отличается от работы воспитателя обычных детских домов и школ-интернатов и при этом налагает большую ответственность, так как зачастую выпускники детских домов, почувствовав больше свободы, чем в детских домах неправильно этой свободой распоряжаются, и совершают множество ошибок, исправление которых ложится на плечи воспитателя. Деятельность воспитателя этих подразделений включает в себя,  прежде всего работу с детьми старшего подросткового и юношеского возраста(16-21 год), воспитателю приходится чаще контактировать с органами правопорядка, быть психологами, медсестрами, друзьями, мамами и папами в одном лице.

Государственным попечителем наших детей является директор учебного учреждения, но в силу особенностей своей работы он не может знать каждого воспитанника в лицо, знать особенности его поведения и характера, это задача, прежде всего воспитателя – изучить личность воспитанника, узнать особенности его характера и уметь прогнозировать его поведение.

Не всегда характеристика воспитанника соответствует той характеристике которую предоставляет при поступлении д/д. и задача воспитателя не зацикливаться на характеристиках из д/д., а используя свои методы работы составить собственную характеристику, попытаться исправить поведение (если требуется) и сделать более успешной социализацию воспитанника.

Отечественная и зарубежная литература существует в основном по вопросу постинтернатной адаптации и даёт общие рекомендации для психологов и социальных работников, а как именно должен работать воспитатель каждое учебное заведение решает самостоятельно основываясь на требованиях правительства РФ предъявляемых к воспитанию детей

1.Возрастные особенности воспитанников 

ранняя юность (15-17 лет)

 Ранний юношеский возраст – чрезвычайно важный и ответственный период в развитии личности человека.

    Еще Ж..-Ж.. Руссо говорил о сознательном самоопределении как об основном содержании «второго рождения» личности в юности. К этому следует только добавить, что речь должна идти не столько о сознательном самоопределении, сколько о действенном самоопределении. Самоопределение юноши отличается от подросткового тем, что он уже начинает действовать, реализуя планы, утверждая тот или иной образ жизни, начиная осваивать выбранную профессию. Эту особенность юности хорошо выразил известный отечественный социолог В.И.Шубкин, назвавший юность судьбоносным периодом жизни, в котором цена ошибки не «двойка», а порой бесполезно прожитые годы.

   Главным новообразованием ранней юности является готовность (способность) к личностному и жизненному самоопределению.

   

 Потребность в общении

 15-17лет — это возраст формирования собственных взглядов и отношений, поисков самоопределения. Именно в этом выражается теперь самостоятельность юношей. Если подростки видят проявление своей самостоятельности в делах и поступках, то старшие школьники наиболее важной сферой проявления самостоятельности считают собственные взгляды, оценки, мнения.

   Одним из пиков развития у человека потребности в общении является ранняя юность. Можно назвать несколько причин, объясняющих возрастающую заинтересованность в расширении сферы контактов. Наиболее явная из них — постоянное физическое и умственное развитие и, связанное с этим, углубление его интересов. Важным обстоятельством является и потребность в деятельности. Она во многом находит свое выражение в общении. В юности особенно возрастает необходимость, с одной стороны, в новом опыте, а с другой — в признании, защищенности и сопереживании. Это определяет рост потребности в общении и способствует решению проблем самосознания, самоопределения, самоутверждения. С возрастом (от 15 до 17 лет) потребность в понимании заметно усиливается, причем у девушек она сильнее, чем у юношей.

     Изучая особенности общения старшеклассников, исследователи обращают особое внимание на разнообразие его функций. Во-первых, общение старшеклассника является очень важным «каналом информации». Во-вторых, — это вид деятельности, которая оказывает значительное влияние на развитие личности. И, в-третьих, это вид эмоционального контакта, который способствует развитию эмоциональной сферы и формированию самоуважения, которое так важно в этом возрасте. В связи с этим потребность в понимании не предполагает особой рациональности: понимание должно носить характер эмоционального сочувствия, сопереживания. Естественно, что таким человеком в первую очередь мыслится сверстник, которого мучают те же проблемы и те же переживания.

     Юноши и девушки находятся в постоянном ожидании общения — для них важен каждый новый человек. Общение в юности отличается особой доверительностью, исповедальностью, что накладывает отпечаток интимности, страстности на отношения, связывающие старшеклассников с близкими людьми. В силу этого в ранней юности так остро переживаются неудачи в общении. В этом возрасте, по сравнению с подростковым, возникает и потребность в общении со взрослыми, особенно в ситуации неопределенности, затруднительности самостоятельного решения, то есть в какой-то проблемной ситуации. И доверие в большей степени связано не с интимностью или секретностью передаваемой информации, а со значительностью самой проблемы, с которой воспитанник обращается к взрослому. Очень важно при этом, как воспитанник оценивает взрослого.

     Показательным примером служат взаимоотношения с учителями. Особенности этих взаимоотношений определяются в первую очередь индивидуальными качествами учителей. Наиболее строгой оценке со стороны старшеклассников подвергаются такие качества, как справедливость, способность к пониманию, эмоциональному отклику, а также уровень знаний учителя и качество преподавания. Наряду с потребностью в общении в юношеском возрасте отчетливо проявляется потребность в обособлении. Это может быть обособление сфер общения, а может быть стремление к уединению.

 Потребность в уединении выполняет в развитии старшеклассника разнообразные функции. Ее можно рассматривать и как отражение определенной стадии развития личности, и как одно из условий такого развития. Познание прекрасного, осмысление себя и других может быть эффективно лишь в уединении. Фантазии и мечты, в которых проигрываются роли и ситуации, позволяют компенсировать определенные трудности в реальном общенииОсновным принципом общения и психической жизни в целом в юношеском возрасте является выраженный поиск путей к миру через нахождение пути к самому себе.

2. Направление работы воспитателя.

Работа воспитателя строится в нескольких направлениях

1) формирование культуры отношений, так как только в условиях гармоничных отношений реализуются нравственные антиалкогольные и антинаркотические установки. Необходимо добиваться оптимальных форм поведения для формирования  установки на трезвый образ жизни;

2) формирование здоровой среды жизнедеятельности, включая выработку общего отрицательного отношения к алкоголю и  наркотикам, моральное осуждение этого явления.

Деятельность воспитателя,  должна быть нацелена на формирование здоровых социально-психологических установок.

Основным методом работы является профилактика, проводимая в форме беседы, консультаций, тренингов. Профилактика не должна основываться на замечаниях, угрозах или выкриках. Она должна быть направлена на коррекцию связей воспитанника со сверстниками, на вовлечение юношей в позитивную деятельность.

Работа с воспитанником нацелена на:

1) формирование потребности в обучении,

2) формирование и развитие качеств личности, таких как сила воли, чувство собственного достоинства, а также активного отношения к действительности. У воспитанников в возрасте 16-18 лет в меньшей степени выражена эмоциональная зависимость от группы сверстников и на первый план выдвигаются формы поведения, выражающие индивидуальность. Наряду с поиском своего места в жизни, осознанием себя в какой-либо сфере профессиональной деятельности, большую значимость приобретает формирование своего социального образа. Однако преобладает ранимость, неустойчивость; кроме того, возникающие стрессовые ситуации могут спровоцировать разного рода негативное поведение.

Воспитатель сосредоточивает свое внимание на индивидуальной работе  через:

1) проведение индивидуальных бесед с целью устранения причин, негативно влияющих на жизнедеятельность воспитанника;

2) социальное обучение личности, воспитатель через упражнения помогает усвоить нормы социально-положительного поведения. Воспитателю необходимо научить его освоить новые для него роли, что возможно путем поручения воспитаннику интересных для него функций в коллективе.

Методы воспитания делятся на основные и вспомогательные.

К основным относят: монологическое изложение научных данных, фактов и точки зрения педагога в процессе беседы (индивидуальной, групповой, коллективной), лекции.

Вспомогательные методы: самостоятельная работа с книгой, наблюдения и постановка опытов, викторины, олимпиады и др.

Основные формы работы: индивидуальная, групповая, коллективная, которые проводятся в разных микросредах – в условиях общежития в основном в компании или группе однокурсников.

3.Роль воспитателя в организации совместной деятельности

Совместная деятельность взрослого с ребенком, прежде всего, - это деятельность, в ходе которой налаживается эмоциональный контакт и деловое сотрудничество. Воспитателю важно организовать совместные действия так, чтобы он мог вызвать воспитанника на речевое взаимодействие или найти живые, доступные поводы для общения.

В процессе совместной деятельности воспитателя с воспитанниками, педагог не ставит задач прямого обучения, как это делается в непосредственно организованной образовательной деятельности. Постановка проблемных задач здесь носит ситуативный характер - воспитанник говорит только то, что хочет сказать, а не то, что спланировал педагог. Поэтому организация и планирование совместной деятельности должны быть гибкими. Воспитатель должен быть готовым к импровизации, к встречной активности воспитанника. В процессе совместной деятельности у воспитанника постепенно формируется позиция младшего партнёра, ведомого взрослым и постоянно учитывающего инициативу последнего.

В организации совместной деятельности используются три её формы:

- закрытая совместная деятельность, когда цель мотивируется педагогом, он продумывает её содержание; основным является усвоение умений и навыков, вводятся правила поведения, регулирующие дисциплину воспитанников. Как правило, эта форма преобладает на первом году проживания в д/д., и обучения в колледже.

- обращенная совместная деятельность, когда цель и содержание продумывается педагогом, но к их реализации привлекается личный опыт воспитанников. Как правило, эта форма преобладает в середине обучения (конец 1 начало2 курса)

- открытая совместная деятельность, когда цель, содержание и пути их реализации оговариваются вместе с воспитанниками. Как правило, эта форма преобладает на втором третьем курсе и выступает как равноправная.

В открытом совместном действии возникают партнерские отношения, субъект-субъектное взаимодействие. Открытость означает - воспитанник не только участвует, но и влияет на происходящее, например, не просто выбирает из предложенного взрослым, но и способен выступить со своей инициативой, предложить собственный замысел и воплотить его в какой либо деятельности.

 построение открытого совместного действия обеспечивается:

- ситуациями инициативности, экспериментирования, взаимодействия с другими воспитанниками в разных видах деятельности;

- децентрализованным, динамичным, зоновым пространством;

- направленность на развитие сопереживания, эмоциональный отзывчивости, конструктивных способов взаимодействия (договор, обмен, распределение действий) умения планировать, контролировать и оценивать собственные действия.

Роль воспитателя в организации совместной деятельности педагога с детьми огромна, так как только на примере личного участия воспитатель может сформировать трудовые навыки воспитанников, потребность в коллективной деятельности (участие в концертах, выездных мероприятиях и т.д.)

4. Методы снятия неблагоприятного состояния у воспитанника.

Достаточно часто воспитателю приходится разбираться в спонтанно возникшем конфликте между воспитанниками, осуществлять помощь в налаживании взаимоотношений, то есть снимать состояние озлобленности, агрессии, подавленности, тоски, апатии, неуверенности и др. Для этого можно использовать различные методы, выбирая наиболее подходящие для конкретной ситуации.

Подавление — жесткое пресечение и ограничение действий и поступков, чтобы избежать тех из них, которые могут принести вред самому воспитаннику. Воспитатель  силой своего авторитета пытается положить конец проявлениям агрессии, заглушить ее и занять господствующее положение. Но это может привести, воспитанника в еще более угнетенное состояние. Хотя цель достигается, но нельзя в этом случае говорить о благополучии и создании необходимых условий для личностного развития и включения его в  общественную деятельность. Идет фиксация внимания только на негативных проявлениях личности, и осуществляется выход на внешнее изменение поведения без учета состояния воспитанника в данный момент.

В такой ситуации очень важно акцентировать внимание на поступке, а не на личности. Возможность применения данного метода находится в прямой зависимости от авторитета и социального влияния взрослого. Применение подавления целесообразно, когда негативные проявления воспитанника грозят нанести вред его здоровью, возникает угроза для его жизни или возможен ущерб здоровью и жизни другого.

Вытеснение - метод используется для устранения отрицательных проявлений через включение в деятельность. Выстраивается цепочка действий, направленных на снятие неблагоприятного состояния: вытеснить — заменить — отвлечь. При использовании данного метода весьма важен уровень профессионализма  педагога, так как нельзя сводить усилия только к манипулированиюэмоциональным состоянием воспитанника. Вытеснение должно быть мягким, с использованием ненавязчивой шутки, сосредоточением внимания воспитанника на чем-то важном, не терпящем отлагательства и т. д.

Игнорирование — отсутствие реакции на то или иное неблагоприятное состояние. Метод применяется с целью создания условий для постепенного угасания накала неблагоприятного состояния.

Санкционирование — метод, предполагающий разрешение на проявление какого-либо состояния (апатии, грусти, скуки), несмотря на то, что оно отклоняется от социальных норм и ценностей. Санкционирование оправданно, если проявление неблагоприятного состояния не наносит ущерба самому воспитаннику и  окружающим, а обращение к резкому пресечению было бы вредным для его развития. Данный метод исключается, если воспитанник находится в состоянии злости, гнева, ненависти.

Концентрация на положительном — сосредоточение на позитивном в самом воспитаннике и в другом человеке, животном, предмете и т. д., против кого (чего) была направлена злость, агрессия, раздраженность или гнев. Цель данного метода — научить воспитанника  саморегуляции, самоконтролю, установлению равновесия между внешними влияниями, внутренним состоянием и формами поведения человека. Основные характеристики метода, которые делают его универсальным:

—  принятие негативного поведения как данности, признание воспитанником права на любое эмоциональное проявление;

—  содействие психическому равновесию— спокойный голос, мягкий тон, этическая выдержанность, понимающий взгляд, поддержка в атмосфере доверия;

—  учет индивидуальных и возрастных особенностей.

Ситуация успеха — инициирование проявления физических и духовных сил личности, максимальное развитие ее способностей. Проживая ситуацию успеха, воспитанник обретает достоинство. В признании его человеческих и индивидуальных качеств он обнаруживает, что он чего-то стоит как человек. К тому же ситуация успеха порождает удовлетворенность жизнью на данный момент.

Примерный алгоритм организации ситуации успеха:

Снятие страха

Высокая мотивация к сотрудничеству

Авансирование доверия

Скрытая инструкция

Персональная исключительность

Социально-педагогическое внушение

Высокая оценка поведения

Снятие страха можно осуществить с использованием игры-драматизации - воспитатель предлагает, изобразить пугающие ситуации жизни в форме театрализованного представления, они  должны быть доведены до крайней степени (так, чтобы было «очень страшно»). В ходе такой работы всячески поощряются попытки юмористического, карикатурного изображения неприятных для воспитанника ситуаций.

Высокая мотивация к сотрудничеству предполагает активизацию у воспитанника стремления заявить о себе, как о значимой, целеустремленной личности в среде одноклассников и взрослых. При формировании такой мотивации можно опираться как на личный опыт воспитанника (часто негативный, то есть «от противного»), так и на позитивные жизненные ценности (семья, любовь, душевный комфорт и средства его достижения, высокий профессионализм в будущей деятельности и пр.).

Под авансированием доверия можно понимать обещание (и обязательное выполнение обещанного) педагогом помощи и поддержки воспитанника в формировании его нового образа в глазах окружающих. Для этого воспитатель может провести беседы с учителями с целью поиска положительных качеств личности подростка в учебной деятельности.  Под скрытой инструкцией понимается ненавязчивая помощь педагога в сосредоточении на тех моментах, которые могут помочь воспитаннику изменить мнение окружающих о себе. Например:

—  сдерживаться и не отвечать грубостью на грубость;

—  не считать, что неприязнь кого-либо направлена лично на него;

—  находить в себе силы и возможности для помощи и поддержки друзей, родителей, классного руководителя и т. п.;

—  не стесняться попросить помощи

Социально-педагогическое внушение может представлять собой неоднократное повторение воспитателем, в различных ситуациях (во время краткой встречи на перемене,  на улице, при проведении целевой консультации, и пр.) следующих высказываний:  что воспитанник способен, сможет справиться с проблемой; что процесс этот трудный и не быстрый,  поэтому необходимо терпение и мужество, которых ему  не занимать; что он, воспитатель, всегда рядом и всегда протянет руку помощи и поддержки;

как уверенно и достойно будет чувствовать себя воспитанник после победы над негативными проявлениями своей личности; что каждому человеку приходится делать выбор, который определяет его будущую судьбу и т. д.

и т. д.

Высокая оценка поведения предполагает мониторинг поведения воспитанника с обязательным подчеркиванием и высокой оценкой некоей детали поведения, подтверждающей его работу над собой, например:

—  проявление сдержанности или отсутствие реакции на обидный выпад сверстника;

—  позитивное удивление учителя относительно глубины заданного воспитанником на уроке вопроса;

—  радость относительно отсутствия грубости в общении;

—  аккуратность внешнего вида и т. д.

5. педагогическая коррекция и реабилитация

Коррекцией принято называть сочетание процесса перевоспитания (внесение изменений в ценностные ориентации, установки и т. п.) с позитивными влияниями, предполагающими изменения в развитии личности.

Контактная беседа - наиболее часто используемый вид консультирования в практике педагога. Можно раз делить консультативную беседу на четыре этапа.

1. Знакомство, начало беседы.  Не следует слишком суетиться и пытаться понравиться всем воспитанникам, новому воспитаннику необходимо время, чтобы осмотреться, пережить начальный дискомфорт. Оптимальная позиция педагога— это уважительное равенство.

2. Расспрос. Формулирование и проверка консультативных гипотез. Основная цель на этом этапе - разговорить воспитанника. Эффективнее всего — максимальная стимуляция его рассказа при помощи уточняющих реплик.

3. Воздействие.  Задача на данном этапе заключается в том, чтобы еще раз внимательно проанализировать особенности поведения воспитанника, лежащие в основе его личности.

4.  Завершение беседы. Это этап обобщения, подведения итогов;

При возникновении напряжения в общении необходимо:

—  проявлять естественное внимание к собеседнику, доброжелательность, терпимость, дружелюбие;

— держаться спокойно, не терять самоконтроля, говорить лаконично, чуть медленнее, если собеседник излишне взволнован;

—  установить контакт глазами и стараться не терять его;

— дать собеседнику выговориться, не перебивая его;

— дать собеседнику понять, что вы понимаете его состояние (приблизиться, наклониться к нему);

—  признать свою вину, если объективно таковая есть;

—  постараться предельно тактично показать собеседнику, в чем, как вам кажется, он тоже не прав;

—  показывать, что вы заинтересованы в решении проблемы собеседника, сотрудничестве с ним, будете поддерживать его, если это не противоречит интересам дела;

—  разделять с собеседником ответственность за решение проблемы, определять план будущего сотрудничества.

6. Психотерапевтические приемы в работе воспитателя

«Психотерапия»,  в переводе с греческого означает - «уход за душой». Психотерапия — это забота о душевном равновесии человека, его на строении, чувствах, переживаниях.

Психотерапевтическое воздействие воспитателя на воспитанника — это содействие его благоприятному состоянию. Данное содействие может быть непосредственным (в процессе беседы), личностно-опосредованным (через друга, подругу), предметно-опосредованным (через книгу, дать позвонить с телефона и т.д.). В результате психотерапевтического воздействия воспитанник учится понимать и принимать себя, заботиться о себе, строить свой мир и отношения с окружающими на основе свободного выбора.

В настоящее время существует множество направлений, методик, техник и технологий психотерапии. Воспитатель в своей практической деятельности может использовать различные формы внушения, арт-терапию (лечение творчеством), библиотерапию, музыкотерапию, танцетерапию, игровую терапию, психодраму и др.

Рациональная психотерапия предполагает беседы с воспитанником о его субъективных трудностях и путях их преодоления.

Выбор психотерапевтического воздействия и взаимодействия зависит как от особенностей личности и характера воспитанникатак и от мастерства педагога. В современной литературе описываются два основных стиля психотерапевтического консультирования - «внимающий» и «влияющий» ,которые может использовать в работе воспитатель.

Для «внимающего» консультирования характерны следующие приемы.

Закрытые вопросы. Вопросы, предполагающие очень короткие односложные ответы, как правило, «да» и «нет». Этот прием позволяет собрать информацию

Открытые вопросы. Обычно такие вопросы начинаются со слов: «Что...», «Каким образом...», Для чего...», «Зачем...», «Почему...» - и предполагают пространные ответы. Они как бы подталкивают  к рефлексии, обеспечивают возникновение некой дискуссии между воспитанником и воспитателем.

Минимальное поощрение. Повторение нескольких слов из реплики (чаще повторяются последние 2—3 слова), что помогает продолжить рассказ.

Парафраз (прояснение смысла). Выделение смысла последнего высказывания. Это демонстрирует, что его понимают, определяет отправной момент для дискуссии.

Концентрация на чувствах (прояснение эмоционального фона). Подчеркивание эмоций, открыто или скрыто присутствовавших в последних высказываниях. При этом внимание концентрируется на чувствах, что повышает эмоциональную насыщенность беседы.

Обобщение.  Отправная точка для перехода к новой теме или другому уровню обсуждения.

«Влияющее» консультирование предполагает использование следующих приемов.

Указание. Прием инструктивного характера. Просьба совершить конкретные мысленные или реальные действия.

Информативное сообщение. Воспитатель дает советы, излагает свое мнение по определенному вопросу, сообщает свои выводы. Это дает возможность воспитаннику использовать информацию и опыт воспитателя, поддерживает процесс

общения.

Выражение собственных чувств. Воспитатель  делится своими чувствами, эмоциями, состоянием. Этот прием помогает воспитаннику раскрыться и ответить тем же.

                              Схема решения типичных проблем

Проблема

Методы и приемы решения проблемы

Привлечение специалистов и социума

Общение (грубость, агрессивность, неуважение окружающих, замкнутость и др.)

Разумная организация деятельности в течение дня, создание условий для проявления самостоятельности, разбор ситуаций, воспитание нравственных качеств, помощь в выполнении поручений,демонстрация положительных качеств воспитанника для него  самого  и окружающих.

Психолог, воспитатели,

классный руководитель, мастер п/о

Отсутствие желания учиться

Создание ситуации успеха в колледже (использование его интересов), обоснование связи обучения с приобретением профессии, постановка жизненых планов

воспитатели, учителя,социальный педагог,руководители кружков и спорт секций

Эмоциональная готовность к выпуску

Формирование эмоциональных привязанностей, обучение приемам просьбы о помощи, обсуждение с воспитанниками жизни, учебы выпускников, оказанной им помощи.

Директор детского дома,воспитатель,

психолог, выпускники.

Несформированность навыков самообслуживания и организация быта

Отработка практических навыков

Все службы детского дома,

Иждивенчество

Воспитание нравственных качеств личности, создание семейных традиций, моделирование ситуаций, экономические игры (планирование и расходование денежных средств, бюджет, выплата коммунальных платежей), обсуждение опыта выпускников прошлых лет.

Соц.служба, органы самоуправления колледжа, воспитатели

Отсутствие самостоятельности

Создание искусственных трудностей, ситуации выбора, совместное планирование и обсуждение действий.  

Индивидуальный попечитель, шефствующий сотрудник.

Неумение готовить

Организация практических занятий, конкурсов.

Воспитатели, сотрудники кухни

список литературы

  1. Ю. Б. Гиппенрейтер «Чувства и конфликты», «Чудеса активного слушания» ООО «Издательство АСТ»
  2. Ильин Е.П. «Психология общения и межличностных отношений»  СПб: Питер, 2011
  3. Козлов В.Н. « Социальная работа с кризисной личностью»
  4. Лабунская В.А. «Социальная психология личности в вопросах и ответах»
  5. Рогов Е.И. Выбор профессии: Становление профессионала. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
  6. http://hiddenshell.ru/
  7. Психология личности в трудах отечественных психологов. — СПб; Издательство «Питер», 2000.
  8. http://refdb.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально - педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в деятельности воспитателя общежития техникума.

В  статье  представлена  технология  социально-педагогического  сопровождения  адаптации  детей  с  ограниченными  возможностями  здоровья  ...

Методическая разработка по теме "Деятельность воспитателей Д/Д в формировании сознательного восприятия здорового образа жизни."

  Предложенная методическая разработка призвана помочь организовать информационно-обучающие мероприятия по пропоганде здорового образа жизни, повышению духовности и культуры подростков, об...

Паспорт инновационной деятельности воспитателя Е.А.Никулиной

ПАСПОРТ воспитательно – реабилитационной (инновационной) деятельности воспитателя Никулиной Елены Аркадьевны     Наименование технологии Дидактические компоненты Прогр...

План работы воспитателей общежития колледжа

План работы воспитателей общежития на 2017-2018 год...

Деятельность воспитателя как руководителя проектной деятельности суворовцев.

Данная работа - попытка систематизировать работу воспитателя взвода суворовцев как руководителя проектной деятельности....

Рабочая программа кружка воспитателя общежития "Бисероплетение"

Данная программа создает благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности студента, социально – культурного и профессионального самоопределения, развития познавательно...