Рабочая программа кружка воспитателя общежития "Бисероплетение"
рабочая программа

Цыретарова Цырендулма Соломоновна

Данная программа создает благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности студента, социально – культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации студентов.

Цель программы: - сформировать у воспитанников духовно-культурные ценности путём овладения искусством бисероплетения, подготовка к профессиональному самоопределению.

Задачи:

образовательные: дать прочные знания, умения, навыки по освоению техники бисероплетения, расширить знания об истории и развитии бисероплетения, по основам композиции и цветоведения, обучать элементам исследовательской деятельности;

воспитательные: воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение; прививать основы культуры труда;

развивающие: развивать моторные навыки, фантазию, творческие способности, эстетический и художественный вкус.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ГБПОУ «КОЛЛЕДЖ ТРАДИЦИОННЫХ ИСКУССТВ НАРОДОВ ЗАБАЙКАЛЬЯ»

«УТВЕРЖДАЮ»

__________А. Д. Гулгенова

Зам. директора по УВР

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ОБЩЕЖИТИЯ КРУЖКА:

«БИСЕРОПЛЕТЕНИЕ»

Срок реализации программы: 1 год

Руководитель кружка:

 Цыретарова Цырендулма Соломоновна

Воспитатель общежития ГБПОУ «КТИНЗ»

с. Иволгинск

2015г

Пояснительная записка

Плетение из бисера – это древнее рукоделие, которое ведет в удивительный мир, хранит много секретов, интересных приемов плетения. Хотя это рукоделие и древнее, но оно хорошо прижилось и в наше время. Детям очень нравится выполнять такие изделия, которые слагаются из маленьких бусинок – бисера. Каждая выполненная из бисера вещь индивидуальна, хранит тепло рук каждой мастерицы, которая становится оригинальными сувениром и подарком для друзей и близких. Сегодня, казалось бы, умершее искусство изготовления вновь стало популярным. Вновь стали модными сумочки, расшитые бисером и стеклярусом, украшенные камушками и кристалликами. Бисер, точно подобранный в тон основы, практически незаметен, но в, то, же время аккуратно подчеркивает основной рисунок сумочки, а порой и ее форму. В нашу эпоху всеобщей «мобильности» бисер не обошел стороной и эту новую нишу моды: огромный выбор чехлов для мобильных телефонов осуществит любую мечту самой капризной модницы. В настоящее время становится насущной проблема сохранения культурной и исторической самобытности России, национальных традиций, незыблемых нравственных ценностей народа. Декоративно – прикладное искусство органично вошло в современный быт и продолжает развиваться, сохраняя национальные традиции в целостности, оно содержит в себе огромный потенциал для освоения культурного наследия, так как донесло до сегодняшнего дня практически в неискаженном виде характер духовно – художественного постижения мира.

Программа кружка «Бисероплетение» носит практико – ориентированный характер и направлена на овладение обучающихся основными приемами бисероплетения. Созданная программа способствует развитию интереса к культуре своей Родины, истокам народного творчества, эстетического отношения к действительности. Главной задачей является всестороннее содействие становлению и развитию индивидуальности подрастающего поколения.

Ценностью программы является возможность развития творческого потенциала обучающихся. Новизна и оригинальность ее заключается в том, что студенты начинают осваивать искусство бисероплетения с работы на проволоке. Учебный материал распределен в соответствии с принципом последовательного и постепенного расширения теоретических знаний, практических умений и навыков. Данная программа создает благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности студента, социально – культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации студентов.

Цель программы: - сформировать у воспитанников духовно-культурные ценности путём овладения искусством бисероплетения, подготовка к профессиональному самоопределению.

Задачи:

образовательные: дать прочные знания, умения, навыки по освоению техники бисероплетения, расширить знания об истории и развитии бисероплетения, по основам композиции и цветоведения, обучать элементам исследовательской деятельности; воспитательные: воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение; прививать основы культуры труда;

развивающие: развивать моторные навыки, фантазию, творческие способности, эстетический и художественный вкус.

Методы и формы работы

В кружке могут заниматься все желающие. Программа содержит теоретическую и практическую части. Для работы со студентами отводится 20 часов. Занятия проводятся: совместные, групповые и индивидуальные. Для изложения теоретических вопросов используются следующие методы:

- рассказ, сопровождающийся показом репродукций, моделей изделий, схемами;

- беседа с просмотром и анализом схем изделий.

Практическая работа включает в себя зарисовку схем, составление композиций для украшений и самостоятельное ее выполнение, умение пользоваться описаниями и схемами из журналов, изготовление украшений, цветов, фигурок животных и насекомых и т.д. на основе изученных приемов. На занятиях студенты знакомятся с техникой безопасности при работе с ножницами, иглами, булавками, учатся работать со схемами, получают представление о классификации бисера и его хранении, об основах композиции и цветоведении.

Процесс выполнения изделий из бисера требует от студентов ловких действий. В ходе систематического труда рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Это оказывает решающее воздействие на становление красивого, ровного почерка. Такой труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. При организации учебного процесса планируется применение компьютерных технологий (иллюстративный и справочный материал, тесты), помощь в доступе к дополнительным источникам знаний, ресурсам Интернета, возможность интерактивной формы работы. Для проверки знаний участие в выставках и конкурсах. При оценке знаний и умений учитывается факт участия, стабильность посещения занятий и интереса к работе в кружке.

Условия реализации программы

Занятия проводятся в помещении, отвечающем санитарно-гигиеническим нормам, с хорошим освещением, вентиляцией.

Кружковцы имеют рабочие места. Рабочий стол расположен так, чтобы руководитель мог свободно подойти к любому студенту. В кружке оформлена постоянно действующая выставка, выполненная руками студентов и служащая наглядным пособием. Изготовление украшений из бисера не требует особых приспособлений. Для работы понадобятся бисер и стеклярус, мелкие бусины, иглы для бисера, нитки, леска, проволока, ножницы, плоскогубцы.

Для проведения занятий руководителю необходимо изготовить наглядный материал: карточки – схемы «Техника плетения»: плетение в крестик, параллельное плетение, игольчатое плетение, петельная техника. Карточки «Способы плетения»: цепочка пупырышки, зигзаг, цветочек и т.д., методический материал для проведения бесед и образцы изделий из бисера.

Методическое обеспечение

- инструкция по технике безопасности;

- таблицы и карточки методического материала;

- схемы узоров;

- изделия из бисера;

- книги с описанием выполнения игрушек и украшений;

- брошюры и журналы, пособия по изготовлению бисерной бижутерии;

- схемы узоров для вышивания;

- бисер разный по размеру и цвету;

- бусины разной формы;

- иглы разных размеров;

- леска, нить, проволока разной толщины;

- нитки х/б разных цветов;

- ножницы, круглогубцы, плоскогубцы кусачки, пинцет;

- карандаши, шариковые ручки, ластик, тетрадь, клей ПВА, клей «Момент».

Тематический план занятий.

Тема

Общее
кол-во
часов

1.

Вводное занятие

1

2.

Цветоведение.

1

3.

Плетение на проволоке. Цветы из бисера.

6

4.

Плетение на леске.

Основные приемы бисероплетения.

Комплекты украшений

3

5.

Индивидуальная работа

6

6.

Оформление выставки

2

7.

Экскурсии

1

8.

Итоговое занятие

1

Содержание программы
Вводное занятие.

Правила техники безопасности.

Правильное положение рук и туловища во время работы. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Цель и задачи кружка. Режим работы. План занятий. Демонстрация изделий. История развития бисероплетения. Современные направления бисероплетения.  

Цветоведение. Композиция.

Теоретические сведения. Понятие о композиции. Основные понятия о цветоведении: основные и дополнительные, хроматические и ахроматические цвета, спектр. Сочетание цветов. Практическая работа. Создание эскизов цветового сочетания.

Плетение на проволоке. Цветы из бисера.

Теоретические сведения. Основные приемы бисероплетения, используемые для изготовления цветов: параллельное, петельное, игольчатое плетение.

Комбинирование приемов.

Техника выполнения серединки, лепестков, чашелистиков, тычинок, листьев.

Практическая работа. Зарисовка схем. Выполнение отдельных элементов цветов.

Сборка изделий: брошей, букета цветов.

Составление композиций весенних, летних, осенних и зимних букетов.

Комплект украшений.

Теоретические сведения. Анализ образцов украшений (колье, браслеты, кольца, серьги). Выбор бисера. Цветовое решение. Виды застежек.

Практическая работа. Зарисовка схем для выполнения украшений. Плетение комплекта украшений на основе изученных приемов.

Оформление. Прикрепление застежки. Плетение кулонов и брелок.

Индивидуальная работа. Индивидуальная помощь студентам слабо усваивающим материал, помощь одаренным студентам, выполняющим работы на выставки.

Оформление выставки

Оформление выставочных стендов по итогам полугодия и отчетным выставкам за год. 

Экскурсии. Экскурсии в музеи, выставочный зал.

Итоговое занятие.

Подведение итогов за год.

Ожидаемые результаты.

По итогам обучения о обучающиеся должны знать:

- правила техники безопасности;

- историю возникновения и развития бисероплетения;

- основы композиции и цветоведения;

- общие сведения о материалах и инструментах, необходимых при бисероплетении;

- классификацию и свойства бисера;

- основные приемы бисероплетения.

По итогам обучения обучающиеся должны уметь:

- правильно организовывать свое рабочее место;

- правильно пользоваться ножницами, иглами, круглогубцами, кусачками;

- гармонично сочетать цвета при выполнении изделий;

- выполнять отдельные элементы и сборку изделий.

Методические рекомендации

Данная программа рассчитана на один год обучения. Занятия проводятся 2 раза в месяц по 1 учебному часу. Основной акцент программы делается на изучение видов техники бисероплетения и практическое применение полученных знаний на практических занятиях.

При организации работы бисером, хорошо соединить игру, труд и обучение, что поможет обеспечить единство решения познавательных, практических и воспитательных задач. Информационный материал должен быть небольшим по объему, но нести в себе достаточно информации для овладения знаниями, позже применяемыми на практическом занятии, и быть увлекательным. Не перегружать, создавать условия для самовыражения и развития конструктивной деятельности.

Овладение искусством бисероплетения начинается с изготовления изделий по образцу путем прямого повторения за педагогом. После разъяснения схемы педагог дает дополнительные сведения для выполнения конкретного изделия: расход материала, способы крепления отдельных деталей и их количество, место прикрепления деталей и т.д. далее студенты, руководствуясь схемами и объяснениями педагога, выполняют сначала образцы, а затем и само изделие.

В обучении бисероплетением, как и в других областях декоративно-прикладного искусства полезна повторяемость полученных знаний для закрепления в памяти определенных навыков. Поэтому студентам предлагается изучение техник в таком порядке, где каждая новая техника требует повторения знаний. Техники разные, а приемы одни и те же. Очень важно в занятиях последовательно усложнять задания в зависимости от индивидуальных особенностей. В таких случаях видно, кто, на что способен и как этим способностям надо помогать.

Постановка и решение проблемных задач развивает творческие способности, делает труд более осмысленным. Очень важно озадачить поиском самостоятельного решения, а не сразу давать готовый ответ.

Для этого предлагаются сетки-схемы, с помощью которых они сами создают варианты изделий. Когда навыки будут сформированы, можно предложить создавать различные композиции из отдельных элементов. Комплексное использование методов обучения повышает надежность усвоения информации, делает кружковую деятельность более эффективным.

Инструкция по технике безопасности для студентов, выполняющих ручные работы.

Общие требования.

Данная инструкция предусматривает безопасные приемы работы с иглами и ножницами. Основными опасными производственными инструментами являются: ножницы, иглы, булавки. Обучающийся обязан:

Изучать и совершенствовать методы безопасной работы;

Выполнять только порученную работу;

Пользоваться только исправными инструментами и приспособлениями;

При получении травмы на занятии, немедленно обратиться в медпункт и сообщить преподавателю;

Оказать необходимую помощь пострадавшему на занятии.

Требования безопасности перед началом работы.

1. Убедиться в исправности одежды, застегнуть её на все пуговицы, заколоть волосы;

2.Проверить своё рабочее место: убедиться, что оно достаточно освещено и не загромождено. Безопасные приемы и требования во время работы

1.Иглы и булавки следует хранить в коробке;

2. При работе с иголкой пользоваться наперстком;

3. При резании нитей пользоваться ножницами;

4. НЕ бросать пустых катушек, бобин, игл на пол.

4. Требования безопасности по окончании работы

5. Убрать инструменты и приспособления, убрать свое рабочее место и сдать его дежурному.

Правила безопасной работы с ножницами

Ножницы во время работы класть справа, кольцами к себе, чтобы не уколоться об их острые концы. Лезвия ножниц в нерабочем состоянии должны быть сомкнуты;

Передавать ножницы кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями;

При работе с ножницами не размахивать руками, следить, чтобы они не падали на пол. Правила безопасной работы с иглой

1. Необходимо хранить иглу всегда в игольнице;

2. Не оставлять иглу на рабочем месте без нитки;

3. Передавать иглу в игольнице и с ниткой;

4. Не брать иглу в рот, не играть с иголкой;

5. Не втыкать иглу в одежду;

6. Во время работы пользоваться наперстком;

7. До и после работы проверить количество игл;

8. Хранить игольницу с иголкой всегда в одном месте;

9. Во время работы втыкать иглу в игольницу;

10. Не отвлекаться во время работы с иглой.

 Правила безопасной работы с проволокой.

1. Для работы с проволокой используем круглогубцы, плоскогубцы, кусачки.

2. Инструменты во время работы лежат с правой стороны.

3. При отрезании проволоки концы придерживать руками.

4.При работе с проволокой не размахивать руками, следить, чтобы ее концы не мешали другим. 

Список литературы

1. Базулина Л.В., Новикова И.В. «Бисер». Ярославль, Академия развития. 2007

2. Виноградова Е.Г. «Цветы из бисера». М-Санкт-Петербург. АСТ Сова. 2007

3. Зайцева Н.К. «Бисер. Украшения. Кулоны». Москва. АСТ-Пресс. 2000

4. Зотова М., «Бисер: украшение, кабошоны». – М.: АСТ - Пресс, 1999.

5. http://www.biser.info/

6. http://www.biserok/ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа кружка "Художественная композиция"

Программа кружка «Художественная композиция» предназначена для учреждений среднего профессионального образования.Основная цель данной программы – обеспечение условий для творческой активности и саморе...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «ЖИВАЯ СТАЛЬ»

Программа кружка может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям рабочих: слеса...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «ЖИВАЯ СТАЛЬ»

Программа кружка может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям рабочих: слеса...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «WorldSkills. Графический дизайн. Работа в графических редакторах»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММа кружка «WorldSkills. Графический дизайн. Работа в графических редакторах»Программа кружка является частью примерной основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО....

рабочая программа кружка "Пресс-клуб"

авторская программа, разработана и введена в 2013-2014 учебном году. Результатом работы является выпуск газеты "Диктофон"....

Рабочая программа кружка "Мир компьютерной графики"

Основное назначение кружка «Мир компьютерной графики» — углубленное и расширенное изучение методов кодирования, создания, редактирования, хранения изобра­жений в памяти компьютера.Предлагаемый курс пр...