Социально - педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в деятельности воспитателя общежития техникума.
статья на тему

Коровина Галина Павловна

В  статье  представлена  технология  социально-педагогического  сопровождения  адаптации  детей  с  ограниченными  возможностями  здоровья  на этапе перехода из школьных образовательных учреждений в учреждение среднего профессионального образования и проживания их в общежитии заведения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коровина Г.П., воспитатель

 общежития ГБОУ СПО

«Волгоградский профессиональный

 техникум кадровых ресурсов»

Социально - педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в деятельности воспитателя общежития техникума.

Аннотация: В  статье  представлена  технология  социально-педагогического  сопровождения  адаптации  детей  с  ограниченными  возможностями  здоровья  на этапе перехода из школьных образовательных учреждений в учреждение среднего профессионального образования и проживания их в общежитии заведения.

Ключевые слова: социально-педагогического  сопровождения, дети  с  ограниченными  возможностями  здоровья (ОВЗ), адаптация, учреждение среднего профессионального образования, общежитие.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) образования является одним из основных и неотъемлемых условий успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ОВЗ рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации.

Необходимым условием организации успешного обучения и воспитания детей с ОВЗ в образовательных учреждениях, является создание адаптивной среды, которая позволяет обеспечить их полноценную интеграцию и личностную самореализацию, а также наличие адекватной системы социально-педагогического сопровождения.

Переход детей из школьных образовательных учреждений в учреждение среднего профессионального образования педагоги уверенно называют кризисным. Наблюдения показывают, что значительная часть детей с ОВЗ испытывают трудности, связанные с привыканием к режиму, новым системам требований, новым социальным контактам, стилю общения. Обучение дается за счет высоких психологических затрат. Возможны неадекватные поведенческие реакции. Предполагаемая система работы педагогов, воспитателей, администрации, специалистов и психологов на этапе перехода детей из школьных образовательных учреждений в учреждение среднего профессионального образования есть попытка, если не преодоления, то хотя бы существенного смягчения психологических последствий данного педагогического кризиса.

В ГБОУ СПО "Волгоградский профессиональный техникум кадровых ресурсов" на ровне с классным руководителем главным лицом по организации педагогического сопровождения является воспитатель в общежитии. Воспитатель принимает детей в новые для них социальные и бытовые условия жизни, проводит социально-педагогическое сопровождение в общежитии, непосредственно на месте проживания.

Для решения задач коррекции дефекта и формирования личности ребенка с ОВЗ воспитателю необходимо:

  • Учитывать особенности характера и недостатки ребенка,
  • Знать структуру ложного дефекта, механизмы его возникновения, влияющие на формирование личности обучающегося,
  • Постоянно наблюдать, отслеживать динамику, изменение, устранение или нейтрализацию его недостатков, возможностей и способностей.

Процесс общения воспитателя и воспитанника должен протекать таким образом, чтобы в ходе него устранялись негативные проявления личности, поведения с одновременным развитием, освоением разнообразных моделей коммуникативного поведения.

Основная цель работы воспитателя – организация особого образовательного пространства обучающихся с ограниченными возможностями здоровья первого курса в учреждение среднего профессионального образования и его общежитии как переходного этапа в образовании и жизни ребенка.

Для достижения данной цели используются следующие задачи:

  • Планирование и организация жизнедеятельности обучающихся (воспитанников) и осуществление их воспитания.
  • Организация выполнения обучающимися (воспитанниками) режима дня, оказание им помощи в организации досуга и в получении дополнительного образования, вовлечение их в художественное и научно-техническое творчество, спортивные секции, кружки и другие объединения по интересам.
  • Организация работы обучающихся (воспитанников) по самообслуживанию, соблюдению ими требований охраны труда, техники безопасности, участию в общественно полезном труде.
  • Проведение работы по профилактике отклоняющегося поведения, вредных привычек.
  • Взаимодействие с родителями обучающихся (воспитанников) или лицами, их заменяющими.
  • Повышение уровня психологической готовности: детей к обучению, познавательному развитию, общению преподавателей к работе с новым контингентом обучающихся.
  • Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в общежитии, обеспечивающего проживание кризиса, обусловленного резкими изменениями педагогических условий и смены места жительства, без стрессов и негативных явлений.
  • Установление определенных норм взаимоотношения детей с другими участниками учебного процесса (воспитанниками), в том числе с педагогами.
  • Выработка единых и последовательных требований.
  • Адаптация учебной программы, нагрузки, образовательных технологий к индивидуальным особенностям обучающихся с ОВЗ.
  • Формирование и сплочение коллектива.

Очевидно, что все поставленные задачи могут быть выполнены лишь при совместной деятельности всех организаторов образовательного процесса: педагогов, воспитателе, администрации, психолога и социального педагога в образовательном учреждении. В нашем образовательном учреждении, «Волгоградский профессиональный техникум кадровых ресурсов», воспитательная работа воспитателя общежития заключается в следующем:

Работа по направлениям:

  • Пропаганда ЗОЖ, профилактика употребления ПАВ, профилактико-оздоровительное, спортивное воспитание.
  • Профилактика безнадзорности, правонарушений и преступлений, правовое воспитание.
  • Гражданско-патриотическое воспитание.
  • Экологическое воспитание.
  • Художественно-эстетическое воспитание.
  • Воспитание будущего семьянина
  • Профилактика суицидов, воспитание толерантного сознания.
  • Трудовое воспитание.
  • Внеклассная работа (вовлечение в кружки и секции, экскурсии, походы, волонтерская деятельность).

Активно работает кружок рукоделия «Волшебный короб». Конкретно с группой с нарушения слуха проводятся занятия в кружке «Жестовая песня».

Участие в мероприятиях, кружках и секциях, дает положительный результат, обучающиеся имеют высокий процент успеваемости (100%), процент качества составляет (80%).

В учреждение среднего профессионального образования «Волгоградский профессиональный техникум кадровых ресурсов», благодаря сформированной социально-педагогической системе мероприятий созданы условия для успешной социально-педагогической адаптации первокурсников к новой социальной ситуации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: «Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья V вида в условиях Центра для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Статья:«Сопровождение    детей с ограниченными возможностями здоровья V вида в условиях Центра для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»Воспитатель Антонова И.А.Практ...

Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья V вида в условиях Центра для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Сопровождение ребенка с ОВЗ, можно рассматривать как комплексную технологию поддержки всех участников воспитательно-образовательного процесса и помощь ребёнку и  педагогам в решении задач развити...

ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

         На современном этапе развития образования проблема формирования толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья является сложной социальн...

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья через театрализованную деятельность.

О формах и методах работы по социализации детей с ОВЗ через театрализованную деятельность....

СБО в социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья»

В современных условиях нестабильности социально-экономической ситуации большое значение приобретает вопрос  о социализации  обучающихся  с ограниченными возможностями здоровья.Одним из ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Корригирующая гимнастика" для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Рабочая программа составлена для занятий с детьми с ограниченными возможностями по состоянию здоровья. В программе подобраны упражнения для коррекции осанки у младших школьников.Программы направлена н...

Социально-педагогическое сопровождение детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в профессиональном образовательном учреждении.

ВведениеОбразование является основополагающим элементом развития любого общества, и оно должно быть доступным для всех, независимо от физических возможностей. Особую важность приобретает социально-пед...