Социально - педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в деятельности воспитателя общежития техникума.
статья на тему
В статье представлена технология социально-педагогического сопровождения адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья на этапе перехода из школьных образовательных учреждений в учреждение среднего профессионального образования и проживания их в общежитии заведения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Коровина Г.П., воспитатель
общежития ГБОУ СПО
«Волгоградский профессиональный
техникум кадровых ресурсов»
Социально - педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в деятельности воспитателя общежития техникума.
Аннотация: В статье представлена технология социально-педагогического сопровождения адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья на этапе перехода из школьных образовательных учреждений в учреждение среднего профессионального образования и проживания их в общежитии заведения.
Ключевые слова: социально-педагогического сопровождения, дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), адаптация, учреждение среднего профессионального образования, общежитие.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) образования является одним из основных и неотъемлемых условий успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ОВЗ рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации.
Необходимым условием организации успешного обучения и воспитания детей с ОВЗ в образовательных учреждениях, является создание адаптивной среды, которая позволяет обеспечить их полноценную интеграцию и личностную самореализацию, а также наличие адекватной системы социально-педагогического сопровождения.
Переход детей из школьных образовательных учреждений в учреждение среднего профессионального образования педагоги уверенно называют кризисным. Наблюдения показывают, что значительная часть детей с ОВЗ испытывают трудности, связанные с привыканием к режиму, новым системам требований, новым социальным контактам, стилю общения. Обучение дается за счет высоких психологических затрат. Возможны неадекватные поведенческие реакции. Предполагаемая система работы педагогов, воспитателей, администрации, специалистов и психологов на этапе перехода детей из школьных образовательных учреждений в учреждение среднего профессионального образования есть попытка, если не преодоления, то хотя бы существенного смягчения психологических последствий данного педагогического кризиса.
В ГБОУ СПО "Волгоградский профессиональный техникум кадровых ресурсов" на ровне с классным руководителем главным лицом по организации педагогического сопровождения является воспитатель в общежитии. Воспитатель принимает детей в новые для них социальные и бытовые условия жизни, проводит социально-педагогическое сопровождение в общежитии, непосредственно на месте проживания.
Для решения задач коррекции дефекта и формирования личности ребенка с ОВЗ воспитателю необходимо:
- Учитывать особенности характера и недостатки ребенка,
- Знать структуру ложного дефекта, механизмы его возникновения, влияющие на формирование личности обучающегося,
- Постоянно наблюдать, отслеживать динамику, изменение, устранение или нейтрализацию его недостатков, возможностей и способностей.
Процесс общения воспитателя и воспитанника должен протекать таким образом, чтобы в ходе него устранялись негативные проявления личности, поведения с одновременным развитием, освоением разнообразных моделей коммуникативного поведения.
Основная цель работы воспитателя – организация особого образовательного пространства обучающихся с ограниченными возможностями здоровья первого курса в учреждение среднего профессионального образования и его общежитии как переходного этапа в образовании и жизни ребенка.
Для достижения данной цели используются следующие задачи:
- Планирование и организация жизнедеятельности обучающихся (воспитанников) и осуществление их воспитания.
- Организация выполнения обучающимися (воспитанниками) режима дня, оказание им помощи в организации досуга и в получении дополнительного образования, вовлечение их в художественное и научно-техническое творчество, спортивные секции, кружки и другие объединения по интересам.
- Организация работы обучающихся (воспитанников) по самообслуживанию, соблюдению ими требований охраны труда, техники безопасности, участию в общественно полезном труде.
- Проведение работы по профилактике отклоняющегося поведения, вредных привычек.
- Взаимодействие с родителями обучающихся (воспитанников) или лицами, их заменяющими.
- Повышение уровня психологической готовности: детей к обучению, познавательному развитию, общению преподавателей к работе с новым контингентом обучающихся.
- Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в общежитии, обеспечивающего проживание кризиса, обусловленного резкими изменениями педагогических условий и смены места жительства, без стрессов и негативных явлений.
- Установление определенных норм взаимоотношения детей с другими участниками учебного процесса (воспитанниками), в том числе с педагогами.
- Выработка единых и последовательных требований.
- Адаптация учебной программы, нагрузки, образовательных технологий к индивидуальным особенностям обучающихся с ОВЗ.
- Формирование и сплочение коллектива.
Очевидно, что все поставленные задачи могут быть выполнены лишь при совместной деятельности всех организаторов образовательного процесса: педагогов, воспитателе, администрации, психолога и социального педагога в образовательном учреждении. В нашем образовательном учреждении, «Волгоградский профессиональный техникум кадровых ресурсов», воспитательная работа воспитателя общежития заключается в следующем:
Работа по направлениям:
- Пропаганда ЗОЖ, профилактика употребления ПАВ, профилактико-оздоровительное, спортивное воспитание.
- Профилактика безнадзорности, правонарушений и преступлений, правовое воспитание.
- Гражданско-патриотическое воспитание.
- Экологическое воспитание.
- Художественно-эстетическое воспитание.
- Воспитание будущего семьянина
- Профилактика суицидов, воспитание толерантного сознания.
- Трудовое воспитание.
- Внеклассная работа (вовлечение в кружки и секции, экскурсии, походы, волонтерская деятельность).
Активно работает кружок рукоделия «Волшебный короб». Конкретно с группой с нарушения слуха проводятся занятия в кружке «Жестовая песня».
Участие в мероприятиях, кружках и секциях, дает положительный результат, обучающиеся имеют высокий процент успеваемости (100%), процент качества составляет (80%).
В учреждение среднего профессионального образования «Волгоградский профессиональный техникум кадровых ресурсов», благодаря сформированной социально-педагогической системе мероприятий созданы условия для успешной социально-педагогической адаптации первокурсников к новой социальной ситуации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья: «Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья V вида в условиях Центра для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Статья:«Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья V вида в условиях Центра для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»Воспитатель Антонова И.А.Практ...
Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья V вида в условиях Центра для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Сопровождение ребенка с ОВЗ, можно рассматривать как комплексную технологию поддержки всех участников воспитательно-образовательного процесса и помощь ребёнку и педагогам в решении задач развити...
ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
На современном этапе развития образования проблема формирования толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья является сложной социальн...
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья через театрализованную деятельность.
О формах и методах работы по социализации детей с ОВЗ через театрализованную деятельность....
СБО в социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья»
В современных условиях нестабильности социально-экономической ситуации большое значение приобретает вопрос о социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.Одним из ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Корригирующая гимнастика" для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Рабочая программа составлена для занятий с детьми с ограниченными возможностями по состоянию здоровья. В программе подобраны упражнения для коррекции осанки у младших школьников.Программы направлена н...
Социально-педагогическое сопровождение детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в профессиональном образовательном учреждении.
ВведениеОбразование является основополагающим элементом развития любого общества, и оно должно быть доступным для всех, независимо от физических возможностей. Особую важность приобретает социально-пед...