Проект «Лучшая игра на перемене» (или “Современные подходы к проведению школьных перемен”
проект по теме
Подвижные игры, проводимые во время переменок в школе, способствуют активному отдыху детей, снижают накопившееся на уроках утомление, повышают работоспособность к следующему уроку. Дети, активно играющие на переменах, в четыре раза меньше отвлекаются на последующих уроках, чем их одноклассники, проводящие переменки в спокойном отдыхе. Такие подвижные игры очень хорошо влияют на эмоционально-психологическое состояние детей, развивают их ловкость и координацию движений. Они формируют командный дух, взаимовыручку и упорство. В подвижные игры на переменах можно играть и всем классом, и небольшими группами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Лучшая игра на перемене» (или “Современные подходы к проведению школьных перемен”
Введение
Подвижные игры, проводимые во время переменок в школе, способствуют активному отдыху детей, снижают накопившееся на уроках утомление, повышают работоспособность к следующему уроку. Дети, активно играющие на переменах, в четыре раза меньше отвлекаются на последующих уроках, чем их одноклассники, проводящие переменки в спокойном отдыхе. Такие подвижные игры очень хорошо влияют на эмоционально-психологическое состояние детей, развивают их ловкость и координацию движений. Они формируют командный дух, взаимовыручку и упорство. В подвижные игры на переменах можно играть и всем классом, и небольшими группами.
Физическая активность является неотъемлемым видом деятельности человека, совершенно необходимым для сохранения и укрепления здоровья. Одна из характерных особенностей современного образа жизни, имеющая прогрессирующую тенденцию – сокращение объемов двигательной активности (гипокинезия) и мышечной работы (гиподинамия) в сочетании с нервно-психическими перегрузками. Проблемы укрепления здоровья подрастающего поколения средствами физических упражнений волнуют специалистов уже давно. Современная педагогика значимое место определяет здоровьесберегающим технологиям как на уроке, так и во внеурочное время. Выходом из сложившегося положения является введение различных форм телесно-двигательной практики.
Школьная перемена является одной из форм восполнения дефицита двигательной активности учащихся младшего школьного возраста.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Не все дети одинаково проводят свободное время, но общая для них деятельность в свободное время – это игра. Наблюдения показывают, что выбор игр на перемене, прежде всего, зависит от ряда факторов:
- во-первых, большое значение имеют психологические особенности детей, чем ребенок подвижнее, эмоциональней, он играет в более азартные игры. Спокойный ребенок предпочитает игры, связанные с умственной деятельностью;
- во-вторых – особенности пола;
- в-третьих, на выбор игр влияет окружающая действительность.
Таким образом, происходит деление учащихся на группы.
1 группа: включает детей подвижных, эмоциональных, которые большую часть свободного времени занимают подвижными играми: спонтанный бег соревновательного характера, выявление самого сильного, заигрывание между мальчиками и девочками, выливающееся в “догонялки” (мальчики и девочки; преобладающий перевес в сторону мальчиков).
2 группа: дети, предпочитающие игры средней подвижности. Они более серьезно относятся к учебной деятельности. Дети этой группы играют в игры, связанные с умственной деятельностью (мальчики и девочки; преобладающий перевес в сторону девочек)
3 группа: дети, которые заняты игрой с малой подвижностью. В эту группу входят, практически, только девочки. Они проводят почти всю перемену сидя за партой, обычно бывают очень спокойны.
Опираясь на результаты наблюдений, были сделаны следующие выводы:
- Дети стремятся к игровой деятельности. Игра для них – смысл жизни, они не могут жить без активности, испытывают её дефицит.
- В свободное время предпочтение отдается игре, но игр дети знают очень мало.
- В зависимости от поведения учащиеся делятся на группы для совместного времяпровождения, деление зависит от психологических особенностей и особенностей пола.
- Школьные перемены строятся однообразно. Дети часто предоставлены сами себе и не всегда умеют организовывать свое свободное время.
В связи с этим наблюдается возникновение конфликтных ситуаций, что можно уменьшить (или искоренить) если умело организовать игры на перемене, имея арсенал игр с учетом интересов и психологических особенностей детей.
Значит, можно предположить, что если отдых хорошо и грамотно организован, можно:
- прогнозировать положительный эффект;
- используя игру, можно воздействовать на здоровье учащихся, воспитывать, влияя на их поведение.
Осознавая то, что некоторые факторы образовательной сферы оказывают существенное влияние на состояние здоровья учащихся, появилась необходимость в организации процесса воспитания и образования (длительность занятий и перемен), в двигательном режиме детей (с учетом их возрастных особенностей), так как именно педагог нередко первым замечает отклонения в здоровье учащихся, именно от педагога зависит, на сколько меньше отклонений будет у воспитанников. Среди основных школьных факторов, негативно воздействующих на здоровье учащихся, является недостаток их двигательной активности.
Познакомившись со всеми аспектами, появилась потребность в создании программы организации школьных перемен.
ПРОГРАММА
Цель: создание условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья гимназистов через организацию школьных перемен.
Задачи:
- подготовить зоны для активного отдыха детей;
- создать банк игр для детей с разным уровнем подвижности;
- научить детей организованно проводить свободное время;
- организовать сотрудничество педагогов и детей.
Программа должна способствовать принятию детьми правильных решений в отношении сохранения здоровья и поможет педагогам правильно организовать школьную перемену.
Основными принципами организации школьных перемен являются:
- рациональность;
- эффективность;
- учет возрастных особенностей;
- дифференцированный подход;
- учет физической подготовленности и функциональных особенностей;
- регулярность;
- эмоциональный подъем;
- педагогический контроль.
Типичными формами физической активности в школе с целью оздоровления и профилактики заболеваний являются подвижные перемены, которые носят релаксационный и оздоровительный характер (направленный на преодоление утомления) В то же время игра требует от ребенка сообразительности, внимания, учит выдержке, вырабатывает умение быстрее ориентироваться и находить правильные решения.
В режиме учебного дня необходимо более рационально использовать перемены между уроками, которые имеют важное значение для профилактики утомления у детей.
От содержания и организации активного отдыха во время перемен в значительной степени зависит работоспособность детей на уроке.
Владея такой информацией, а так же с учетом деления детей на группы, указанные выше, организация перемен в программе предусматривает использование игр следующим образом:
1 группа Игры способствующие удовлетворению двигательной активности подвижных, эмоциональныхи детей
| Разорви цепь, Воротца, Западня, Сторож, Море волнуется, Поймай замыкающего, Свободное место, Успей занять место, У медведя во бору, Обыкновенные жмурки, Рыбаки и рыбки, Поезд, Салки обыкновенные, Салки с приседанием, Салки-елочки, Два стула и веревочка, Вьюны
|
2 группа Игры средней подвижности
| Выставка картин, Стоп, Узнай по голосу, Канатоходец, Земля, вода, огонь, воздух; Если нравится тебе, Молчанка, По длинной извилистой дорожке, За мной, Набрасывание колец, 3,13,30
|
3 группа Игры малой подвижности
| Канатоходец, Если нравится тебе, Молчанка, Передал – садись, Садовник
|
Для учащихся 3 группы разработан комплекс упражнений, используемых на перемене.
Можно сделать следующие выводы:
- в результате включения во время перемен новых игр и привлечения к ним детей, появляется совершенно иная атмосфера: дети становятся более организованными, меньше происходит конфликтных ситуаций между детьми, меньше становится пассивных детей;
- организация перемен влияет на работу детей на уроке. Работоспособность улучшается;
- следует включать больше игр после третьего урока, но заканчивать их за 3 – 5 минут до начала урока, чтобы дети смогли немного успокоиться и подготовиться к следующему уроку.
В самых различных системах обучения игре отводится особое место. И определяется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Ребенок от рождения и до наступления зрелости уделяет огромное внимание играм. Игра для ребенка - не просто интересное времяпрепровождение, но способ моделирования внешнего, взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений, в процессе которого, ребенок вырабатывает схему взаимоотношений со сверстниками. Дети с удовольствием сами придумывают игры, с помощью которых самые банальные, бытовые вещи переносятся в особый интересный мир приключений.
В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. Потребность в игре и желание играть у школьников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания и обучения, если она будет включаться в целостный педагогический процесс
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучающее занятие-игра по правилам дорожного движения для детей младшего школьного возраста "Красный, жёлтый, зелёный"
Сценарий предполагает, что зрители рассажены по секторам и разделены на три команды: команда красных, команда жёлтых, команда зелёных. Ведущие знакомят участников программы с историей возникнове...
Лингвистический турнир Who knows English better? (a joke-game) Кто знает английский лучше? (игра-шутка)
Внеклассное мероприятие по английскому языку Цель: создать условия для активного и творческого развития личности и стимулировать интерес ст...
Курсовая работа «Театральная игра как способ изучения английского языка детьми младшего школьного возраста в условиях школьной площадки»
Внеклассная работа по иностранному языку имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта работа не только углубляет и расширяет знание иностранного языка, но...
Проведение школьной военно-спортивной игры "Семеро смелых"
Методические рекомендации...
Исследовательский проект Современный подход к благоустройству территории колледжа после реконструкции
Актуальность выбранной темы обусловлена искажением взаимоотношений человека с природой, что повлекло перемены в природном, социальном и культурном окружении, и оказывают влияние и на внутренний мир че...
Лекция "Функции нескольких переменных. Предел и непрерывность функции двух независимых переменных"
Лекция "Функции нескольких переменных. Предел и непрерывность функции двух независимых переменных" для студентов 2 курса специальности "Компьютерные системы и комплексы"...