Характерологические предпосылки креативности студентов
статья по теме

Светлана Радиевна Ихсанова

Позднее будут подробности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon исследование64 КБ

Предварительный просмотр:

Характерологические предпосылки творческой эффективности

На сегодняшний день проблема эффективности становится все более актуальной, и интерес к ней в научном сообществе постоянно возрастает.

В качестве объекта своего исследования мы избрали творческую эффективность, так как в отличие от эффективности в других видах профессиональной деятельности, этой области уделено мало внимания. Причины такого положения понятны – критерии творческой эффективности трудноопределимы и не всегда поддаются количественному анализу.

А между тем специфика современной стремительно развивающейся информационной среды ставит все более сложные задачи, требуя все более быстрого реагирования и разработки новых, более рациональных и инновационных подходов к их решению.

Современное профессиональное образование базируется на инновационных подходах к эффективному обучению, но когда речь идет о художественных учебных заведениях – нужны подходы к творческой эффективности.

Инновационные модели современного образования все чаще опираются на психологические подходы и индивидуально-личностные характеристики студентов. Поэтому мы поставили целью своего исследования выявить характерологические предпосылки творческой эффективности студентов художественных специальностей

Исследование характерологических предпосылок творческой эффективности было проведено весной 2013 на базе ГБОУ СПО Самарского художественного училища имени К.С. Петрова-Водкина.

В общей сложности в исследовании приняло участие 45 студентов, составивших  выборку, репрезенативность которой определяется возрастом и спецификой образования испытуемых.

Инструментом измерения характерологических особенностей стал классический опросник Леонгарда Шмишека, дающий возможность выявить 10 показателей, описывающих особенности характера испытуемых [Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: Учебное пособие.- Самара:Издательский дом "БАХРАХ", 1998. - 672с.].

Количественным показателем творческой эффективности стала экспертная оценка достижений учащихся по трем базовым дисциплинам – Рисунку, Живописи и Композиции. Система оценивания творческой успеваемости в СХУ представляет собой результат коллективной работы педагогов. Такая система предоставила удачную возможность для нашего исследования получить надежные экспертные оценки.

В ходе учебного процесса регулярно проводятся просмотры. Просмотр представляет собой коллективный экспертный обзор и оценку достижений учащихся за определенный период. Каждый студент представляет все свои работы, сделанные в течение этого срока, по трем направлениям. Работы по рисунку включают студийные работы, домашние работы, зарисовки и  эскизную графику. Работы по живописи также включают студийные работы, домашние этюды и промежуточные наброски, описывающие процесс поиска.

Композиционный блок состоит из копий аналогов по теме, эскизных наработок, в графике, цвете и объеме, монтажных листов по каждому заданию и итоговых вариантов решения. Такой объем предоставляемого материала, как правило, сводит к минимуму вероятность субъективности в оценке работ.

Экспертная комиссия включает не менее 8 человек и состоит из преподавателей художественных дисциплин. Согласно правилам, принятым в СХУ, каждая работа оценивается по 10-балльной шкале, и оценка присваивается работе только после того, как все члены комиссии с ней согласны. Затем по результатам обзора и обсуждения работ студенту дается общая оценка по предмету, причем также с согласия всех членов комиссии.

Таким образом, в итоге мы имеем три объективных внешних показателя творческой успешности по направлениям – живопись, рисунок и композиция.

Поскольку рабочей гипотезой нашего исследования стало предположение о связи между характерологическими показателями и оценками творческой успешности, основным методом обработки данных стал расчет корреляционных связей. Рассчет проводился с использованием непараметрического коэффициента корреляции Спирмена в компьютерной среде Statistica10.0

Ниже приведен фрагмент корреляционной матрицы, содержащий показатели, релевантные гипотезе и цели исследования.

Гипер-

тимный

Возбу-

димый

Эмотив-

ный

Педан-

тичный

Тревож-

ный

Цикло-

тимный

Демонстра-тивный

Неуравно-вешенный

Дистимный

Экзальти-рованный

Рисунок

-0,3435

0,3090

-0,0266

-0,0088

-0,0914

-0,2002

-0,2329

0,1800

0,2867

0,0236

Живопись

-0,3161

0,3438

0,0305

-0,0306

-0,0543

-0,1203

-0,1594

0,1965

0,2355

0,0854

Композиция

-0,2558

0,3822

0,0507

0,1859

0,0570

-0,1026

-0,1574

0,1404

0,4468

0,1309

Таблица1. Корреляционные связи средних показателей творческой успешности по Рисунку, Живолписи и Композиции с типами характера в классификации Леонгарда-Шмишека

Таблица позволяет заметить, что обнаружено несколько значимых связей, подтверждающих взаимозависимость характерологических показателей и показателей творческой успешности.

Рассмотрим подробнее наиболее интересные результаты

Самый высокий показатель корреляции выявлен между успеваемостью по предмету Композиция и дистимностью. На первый взгляд, результат неожиданный. Прямая зависимость свидетельствует о том, что чем более у студента проявлена склонность к подавленным состояниям, тем более он успешен в дисциплине, в первую очередь характеризующуюся многообразием и разноплановостью задач [Голубева О.Л. Основы композиции: учебное пособие – 2-е изд. М.: изд. Дом «Искусство», 2004. – 120с.]. Инертность, медлительность и замкнутость, свойственная людям данного типа, по идее не должна способствовать эффективности в этом направлении.

Однако выявленная значимая связь указывает на обратное. Мы связываем это с описанными социально-адаптивными особенностями:

–        увлеченность, глубокое знание того, чем интересуются;

–        нестандартный тип мышления;

–        независимость в суждениях, наличие собственной позиции; [Леонгард, К. Акцентуированные личности / К. Леонгард. – Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 2000. – 544 с.]

Очевидно, увлеченность и оригинальность представителей этого типа не только компенсируют инертность и пассивность, но и способствуют значительным успехам в композиции.

Добросовестность и надежность также помогают студентам дистимного типа реализовать себя в рисунке и живописи, что подтверждается довольно значимыми показателями прямой корреляции.

Мы думаем, это связано с тем, что эти дисциплины предоставляют студенту возможность сосредоточиться на одной задаче и углубиться в тему. Отсутствие временных ограничений в первую очередь относится к ситуациям, способствующим наибольшей продуктивности Дистимного типа [Акцентуации характера: учебное пособие / Л.П. Паршукова,  И.В. Выбойщик. – 2-е изд., испр. и доп. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2007. – 84 с.]

Также следует отметить, что задания по Живописи и Рисунку носят более четкий и конкретный характер, тогда как в курсе Композиции они более абстрактны и допускают большую свободу действий. Изначально нами предполагалось, что такие условия работы могут фрустрировать студента дистимного типа, склонного к следованию инструкции. Однако, несмотря на это, показатель успешности в композиции значительно выше чем в рисунке и живописи. Мы объясняем это тем, что к наиболее благоприятным факторам эффективности Дистимного типа также принято относить работу с информацией, на анализе и обработке которой и основаны в большей степени задания по Композиции [Голубева О.Л. Основы композиции: учебное пособие – 2-е изд. М.: изд. Дом «Искусство», 2004. – 120с.].

Что касается, Гипертимного типа, полученные результаты только подтверждают выводы, сделанные ранее. Обнаружены значимые показатели обратной связи  гипертимного типа с успеваемостью по Рисунку и Живописи. Очевидно, импульсивность, непостоянство, отсутствие терпения, усидчивости, неспособность к длительной концентрации внимания, относимые к дезадаптивным особенностям этого типа [Леонгард, К. Акцентуированные личности / К. Леонгард. – Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 2000. – 544 с.], не способствуют успеваемости по этим предметам, требующим, как уже указывалось, определенной дисциплины.

Было бы логичным предположить, что предприимчивость и энергичность студентов гипертимного типа компенсирует это успехами в Композиции. Однако здесь также наблюдается обратная зависимость, хоть и менее выраженная. Мы это связываем с тем, что повышенная отвлекаемость не дает остановиться на заслуживающих внимания идеях решения задач, а легкомысленное отношение к работе мешает доработать и те, что имеются. Это также может быть связано с тем, что необходимость тщательного анализа информации, лежащая в основе композиционных задач, относится к стрессогенным условиям для Гипертимного типа [Акцентуации характера: учебное пособие / Л.П. Паршукова,  И.В. Выбойщик. – 2-е изд., испр. и доп. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2007. – 84 с.].

Невысокую, но все же интересную обратную зависимость обнаружила пара Демонстративность и успешность в занятиях по рисунку. Осмелимся предположить, что амбициозному и артистичному студенту демонстративного типа Рисунок просто не интересен - этот предмет не позволяет ему ни проявить свою склонность к ярким и броским решениям, как в живописи, ни свою нестандартность мышления, как в Композиции. Это подтверждает тот факт, что монотонную деятельность, свойственную рисунку в большей степени чем двум другим предметам, как правило, принято относить к стрессогенным ситуациям для демонстративного типа. [Акцентуации характера: учебное пособие / Л.П. Паршукова,  И.В. Выбойщик. – 2-е изд., испр. и доп. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2007. – 84 с.]

Самыми интересными результатами нам представляются прямые связи, обнаруженные между Возбудимым типом и успешностью во всех трех направлениях. Рассмотрим подробнее.

Самый высокий показатель прямой зависимости среди них связан с композицией, и здесь результат вполне ожидаем – разноплановость задач, частая смена заданий, возможность проявить себя, а также более прикладной характер задач [Голубева О.Л. Основы композиции: учебное пособие – 2-е изд. М.: изд. Дом «Искусство», 2004. – 120с.] способны создать относительно комфортную среду для успешной самореализации Возбудимого типа.

С живописью и рисунком все видится несколько сложнее, и на первый взгляд, результат представляется парадоксальным – обе дисциплины требуют определенной усидчивости и самоконтроля, что не свойственно данному типу.

Однако если взять за его основную характеристику не ослабленный контроль над эмоциональным состоянием, а предшествующие этому низкие пороги эмоциональной чувствительности и повышенную реактивность нервной системы  [Акцентуации характера: учебное пособие / Л.П. Паршукова,  И.В. Выбойщик. – 2-е изд., испр. и доп. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2007. – 84 с.], все представляется вполне логичным. Можно предположить, что любой раздражитель – в данном случае цвет, форма, глубина, светотень и т.д. – воспринимается студентом этого типа сильнее и острее,  чем представителями других типов, в связи с чем он способен тоньше и точнее передать особенности натуры. Принято считать, что большинство великих живописцев отличались эмоциональной неустойчивостью, непредсказуемостью и неуправляемостью поведения, что как раз характерно для возбудимого типа.

Таким образом, гипотеза подтвердилась, и это означает что существуют индивидуально-личностные предпосылки творческой успешности, как и любой другой профессиональной успешности. И обнаружение таких закономерностей позволяет в некотором роде прогнозировать успешность студентов по этим направлениям на основе диагностики характера. Это позволит более точно выбирать для них специализацию и образовательную траекторию, повышая тем самым не только индивидуальную эффективность студента, но и общую эффективность учебного заведения (и российского образования в целом).

Библиографический список

  1. Акцентуации характера: учебное пособие / Л.П. Паршукова,  И.В. Выбойщик. – 2-е изд., испр. и доп. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2007. – 84 с.).
  2. Батаршев, А.В. Диагностика черт личности и акцентуаций. Практическое руководство / А.В. Батаршев. – М.: Психотерапия, 2006. –  288 с.

  1. Голубева О.Л. Основы композиции: учебное пособие – 2-е изд. М.: изд. Дом «Искусство», 2004. – 120с.
  2. Леонгард, К. Акцентуированные личности / К. Леонгард. – Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 2000. – 544 с.
  3. Личко, А.Е. Клиническая и психологическая диагностика типов психопатий и акцентуаций характера / Личко А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. – М.: Апрель-Пресс, ЭКСМО-ПРЕСС, 1999.– С. 111–241.
  4. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты:Учебное пособие.- Самара:Издательский дом "БАХРАХ", 1998. - 672с.].
  5. Шорохов Е.В. Основы композиции М.: 1986.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕДПОСЫЛКИ К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЗДОРОВЬЕРАЗВИВАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В УСЛОВИЯХ КОЛЛЕДЖА .

В любом образовательном учреждении учебный процесс предпо­лагает использование педагогических технологий, которые имеют неоди­наковые потенциальные возможности в аспекте влияния на здоровье уча­...

Инновационный опыт: Использование интерактивных технологий в развитии креативности студентов

Новые технологии вошли в образовательный процесс стремительно. Настолько, что изменения не успевают в достаточной степени осмысливаться наукой и практикой. Интерактивные технологии позволяют интенсифи...

Предпосылки возникновения и развития сервисной деятельности

Сервисная деятельность формировалась как составная часть хозяйственной активности людей на протяжении всего исторического развития общества.Отличие социальной среды от животных сообществ заключается в...

Технологическая карта урока "Предпосылки и значение образования Древнерусского государства"

Технологическая карта урока "Предпосылки и значение образования Древнерусского государства" предназначена для проведения занятия в учреждениях СПО на 1 курсе при изучении ОУД.05 История. (Уч...

Статья "Предпосылки формирования духовно-нравственной личности, как одной из общекультурных компетенций, в условиях культурной среды города Санкт – Петербурга"

В наше сложное время, когда множаться искушения и беззакония, душа подростка особенно ранима и восприимчива к разного рода информации. Чтобы правильно сформировать духовно- нравственные ориентиры необ...

Статья "Дизайн-технологии как средство самореализации и развития креативности студентов Яковлевского педагогического колледжа"

В статье рассматриваются вопросы организации образовательного процесса с применением дизайн-технологий. Описаны особенности и проблемы формирования креативности и творческой активности будущего специа...