Статья "Предпосылки формирования духовно-нравственной личности, как одной из общекультурных компетенций, в условиях культурной среды города Санкт – Петербурга"
статья на тему
В наше сложное время, когда множаться искушения и беззакония, душа подростка особенно ранима и восприимчива к разного рода информации. Чтобы правильно сформировать духовно- нравственные ориентиры необходимо воспользоваться удивительными возможностями Петербурга с его уникальной культурной средой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predposylki_formirovaniya.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Предпосылки формирования духовно-нравственной личности, как одной из общекультурных компетенций, в условиях культурной среды города Санкт – Петербурга
Имамбаева Л.М.
Колледж Судостроения и Прикладных Технологий
В течение последних двух десятилетий чрезвычайно быстрыми темпами менялось социально-экономическое состояние нашей страны. Сознание большинства россиян не было готово к таким переменам. Рывок к свободе в области идеологии прошелся по нравственным нормам, сметая устоявшиеся социальные и личностные традиции. Что отразилось и на воспитании подрастающего поколения его инертности, апатии, отсутствии всякого интереса к истории своей страны, ее культурному наследию. Новое состояние российского общества обнаруживает противоречие между существующим сознанием у молодежи и жизненно важными ценностями, выработанными на протяжении многих лет. Это противоречие требует переосмысления, пересмотра и изменения содержания, средств и методов воспитания учащейся молодежи. Современная молодежь за время перестройки и постперестройки российского общества обрела иные ценности, приоритеты, идеалы и примеры для подражания под влиянием теле- радиопередач и интернет-ресурсов. Изменился не только уровень жизни, но и менталитет, представления об историческом прошлом, его значимости, о духовно-нравственных идеалах. В наши дни процесс восстановления духовной образовательной традиции в государстве происходит с одновременным обращением к великой и многовековой духовной культурной памяти русского народа. Опора на традицию сегодня не означает слепого копирования воспитательного опыта прошлого, но подразумевает его творческое применение для создания новых педагогических форм духовно-нравственного становления личности. Под духовно-нравственным становлением личности понимается целенаправленный процесс создания условий, помогающих человеку в процессе духовного саморазвития, реализации духовного потенциала применительно к различным сферам жизнедеятельности. Цель духовно-нравственного воспитания предполагает постановку задач, решение которых способствует: восстановлению исторической преемственности национального образования, нацеленного на воспитание личности, которой присущи творческая энергия, чувство долга, патриотизм.
В современном обществе наблюдается рост внимания к музеям, к истории родного города, а Петербург называют музеем под открытым небом, не говоря о множестве музеев города, каждый из которых уникален по-своему. Триединая функция музейной среды – сохранение, исследование, представление музейного материала- делает музей одним из главных звеньев сохранения культурно-исторического наследия, включая духовно-нравственное воспитание. Музейная среда , являясь хранилищем памятников природы, материальной и духовной культуры, обладает предметной базой для обучения в виде музейных собраний, выставленных в экспозиции или хранящихся в фондах. Уникальные возможности музея заключаются в специфике музейной информации. Музей обогащает и формирует историческое сознание, чувство патриотизма и сопричастности к мировому и региональному культурному наследию. В соответствии с этим музейно-экскурсионная среда является открытым, информационным, деятельностным, коммуникативным пространством.
Перед растущим поколением открываются невиданные ранее возможности приобщения к культурным ценностям ,овладения ими, и в то же время во многом благодаря средствам СМИ и интернету быстро нарастают и широко распространяются источники деструктивности, акультуры, факторы, усиливающие деградацию личности, что в свою очередь вызывает необходимость развивать общекультурную компетентность.
Общекультурная компетентность определяется как интегративная способность личности обучаемого, обусловленная опытом освоения культурного пространства, уровнем обученности, воспитанности и развития, ориентированная на использование культурных эталонов как критериев оценки при решении проблем познавательного, мировоззренческого, жизненного и профессионального характера, которая может реализоваться в культурой среде Санкт- Петербурга. Музей, как символ культуры и как образовательное учреждение играет важную роль в воспитании молодых людей. Имея своей целью сохранение и трансляцию материальных свидетельств опыта творческой деятельности, культурных эталонов, музей, создав уникальное художественно-временное пространство, "погружает" воспитуемого в культуру прошлого, связывая ее с ценностями текущего времени, вовлекая в диалог с ними. В этом пространстве можно не только испытать эмоциональный подъем, но и, прикоснувшись к минувшим эпохам, почувствовать свое место в культурном потоке.
.Д.С.Лихачев в книге «О добром» писал: «…Память и знание прошлого наполняют мир, делают его интересным, значительным, одухотворенным. Человек живет не только в природной среде, но и в среде, созданной культурой его предков и им самим. Сохранение культурной среды- задача не менее важная, чем сохранение окружающей природы. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда не менее необходима для его духовной, нравственной жизни, для его «духовной оседласти», для его привязанности к родным местам, следованию заветам предков, для его нравственной самодисциплины и социальности… Человек воспитывается в окружающей его культурной среде незаметно для себя. Его воспитывает история , прошлое. Прошлое открывает ему окно в мир, и не только окно, но и двери, даже ворота - триумфальные ворота. Жить там, где жили поэты и прозаики великой русской литературы, жить там, где жили великие русские критики и философы, ежедневно впитывать впечатления, которые так или иначе получили отражение в великих произведениях русской литературы, посещать квартиры-музеи - значит постепенно обогащаться духовно. Улицы, площади, каналы, отдельные дома, парки напоминают, напоминают, напоминают… До известных пределов утраты в природе восстановимы…Совсем иначе с памятниками культуры. Их утраты невосстановимы, ибо памятники культуры всегда индивидуальны, всегда связаны с определенной эпохой в прошлом, с определенными мастерами…Мы сами должны быть интеллигентны, культурны, воспитаны, понимать красоту и быть добрыми - именно добрыми и благодарными нашим предкам, создавшим для нас и наших потомков всю ту красоту, которую не кто-либо другой, а именно мы не умеем порой опознать, принять в свой нравственный мир, хранить и деятельно защищать. Исторические города населяют не только те, кто в них сейчас живет. Их населяют великие люди прошлого, память о которых не может умереть. » В этом отношении Санкт-Петербург занимает особое место. За трехвековую историю в городе накоплен колоссальный культурно - исторический потенциал. Такого количества подлинников и фондов культуры 18 столетия больше нет нигде. Здесь сохранилась и развивается мощная сеть музеев, театров, библиотек, выставочных и концертных залов .Именно наличие этого культурного пласта, эта культурная среда мегаполиса делает перспективным развитие Санкт-Петербурга как центра науки, образования, как источника духовно- нравственного развития личности, его общекультурной компетенции.
.
.:
Содержание
1.Образование на современном этапе.
2. Восстановление духовной образовательной традиции – Это обращение к многовековой культурной памяти русского народа.
3. Национальное образование в России как часть мировой культуры.
4. Преодоление деструктивных процессов современности, раскрытие духовного потенциала человека через музейную педагогику.
5. Истоки музейной педагогики и ее образовательно-воспитательная роль.
6. Музейная педагогика- одно из направлений общекультурной компетентности.
7.Особая культурная среда Санкт- Петербурга как перспективное развитие музейной педагогики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Целенаправленная работа по формированию духовно-нравственной личности ребенка"
Проект для курсов: сущность духовно-нравственного воспитания и развития ребенка, духовно-нравственное развитие на уроках и во внеурочное время, взаимодействие с семьей по вопросу духовно-нравственного...
Целенаправленная работа по формированию духовно-нравственной личности студента.
В соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России «духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной обра...
Опыт работы классного руководителя по формированию толерантности обучающихся ГБОУ ЦО № 133 Невского района города Санкт-Петербурга.
Описание опыта работы классного руководителя по воспитанию толерантности среди обучающихся, на основании современных методик и технололий исследования вышеуказанной проблематики....
Опыт работы классного руководителя по формированию толерантности обучающихся ГБОУ ЦО № 133 Невского района города Санкт-Петербурга.
Описание опыта работы классного руководителя по воспитанию толерантности среди обучающихся, на основании современных методик и технололий исследования вышеуказанной проблематики....
Прогулка по городу Санкт-Петербургу
Мероприятие включает в себя такие области как социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое, конструирование из деревянного конструктора, ...
Презентация "Формирование духовно - нравственных качеств личности младших школьников в условиях ГПД"
Основные направления работы:- спортивно - оздоровительная- общекультурная- духовно - нравственная- социальная деятельность- проектная деятельность...
МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Отличительной особенностью данной программы является то, что в процессе изучения материала прослеживается последовательное изучение истоков русской государственности, русской духовности, русской литер...