Расширение профессиональных компетенций обучающихся как предпосылка развития реальной экономики отрасли
статья на тему
выступление на городском семинаре
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rasshirenie_professionalnyh_kompetentsiy_obuchayushchihsya.docx | 27.04 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Колледж легкой промышленности №5
Разработка педагогических условий социально-трудовой адаптации обучающихся в группах КРО
Городской семинар
Развитие творчества и профессионализма у обучающихся по профессии «Портной», «Швея»
Расширение профессиональных компетенций обучающихся как предпосылка развития реальной экономики отрасли
Преподаватель Т.С. Чачина
Москва
2010
Основной целью "Стратегии развития легкой промышленности на период до 2020 г", по словам директора департамента лесной и легкой промышленности минпромторга Михаила Клинова, являются интенсификация инновационного развития и технологического прорыва текстильной и легкой промышленности России.
Первый этап Стратегии направлен на защиту внутреннего рынка, а также на продолжение действия принятых нормативно-правовых актов и экономических мер, и гибкое применение таможенно-тарифной политики. Он закончится в 2012 году.
Второй этап (2013-2015 гг.) предусматривает переход экономики отрасли на новую технологическую базу, основанную на развитии малоотходных и безотходных технологических процессов. В этот период будет осуществлена масштабная реализация пилотных проектов, связанных с притоком иностранных и государственных инвестиций, в том числе за счет развития частно-государственного партнерства.
На третьем этапе (2016-2020 гг.) планируется выход отрасли на заданную динамику инвестиционной и инновационной активности.
Директор Департамента лесной и легкой промышленности Михаил Клинов заявил, что одним из основных факторов, характеризующих состояние отрасли в целом, является состояние потребительского рынка. В данный момент потребительский рынок товаров легкой промышленности выглядит следующим образом: 20% - товары отечественного производства, 32% - легальный импорт и 48% рынка составляют нелегально ввезенные и произведенные товары. «Основная задача, которая стоит перед нами, исходя из этих оценок – увеличение доли товаров российского производства на рынке» - подчеркнул Михаил Клинов.
Одной из главных причин, сложившейся ситуации, по словам представителя Минпромторга, является состояние основных фондов. В данный момент около 75% оборудования предприятий легкой промышленности находятся в эксплуатации более 10 лет. Как следствие мы имеем низкую производительность труда, низкую заработную плату и непривлекательность отрасли для новых кадров. Молодежь не хочет работать на устаревшем оборудовании, по-старинке - им интересны современные технологии.
Поэтому, в подготовке кадров для экономики страны, сложилась крайне тяжелая ситуация: остро ощущается дефицит кадров необходимой квалификации и профессии. Медленно реализуется концепция государственно-частного партнерства в развитии профессиональных образовательных учреждений. Отсталость отрасли, требует более внимательного подхода к профессиональной подготовке специалистов.
Сегодня, когда основная задача – не получать, а строить свое образование, важно в процессе обучения создавать условия для развития потребности у обучающихся в непрерывном самосовершенствовании.
Образование – это личностное приобретение человека, совокупность изменений, наступивших в результате его собственной активности, выражающихся в овладении системой знаний, умений и навыков, в сформированности мировоззрения, развития качеств личности, творческих сил и способов их применения.
Личностно-ориентированное образование акцентирует внимание на развитии личностно-смысловой сферы студентов. Формирование профессионального мышления составная часть профессионального образования. Термин «профессиональное мышление» употребляется в двух смыслах. Первое - это качественный аспект уровня подготовки специалиста. Второе – подчеркивает особенности, обусловленные характером профессиональной деятельности, художественное и творческое мышление.
Интегральный показатель качества профессионального образования – это умение человека мобилизовать в конкретной ситуации полученные знания и опыт.
По мнению академика А.М. Новикова «профессиональная компетентность» подразумевает помимо профессиональной технологической подготовки, целый ряд других компонентов, имеющих в основном внепрофессиональный, надпрофессиональный характер, но в тоже время необходимых сегодня. Это, в первую очередь, такие качества как самостоятельность, способность принимать решения, умение постоянно учиться и обновлять знания; такие качества мышления, как гибкость, системность, коммуникация.
Подготовить студента к жизни в современном обществе означает не просто выработать навыки, но и развить способность и потребность в их использовании и распространении. Студент осознает себя не только потребителем, но и распространителем нового знания, ощущает общественную значимость своей индивидуальной познавательной деятельности.
Научить не просто профессионально и качественно выполнять свою работу, а подходить к ней творчески, с душой - вот те результаты труда педагогов, которые мы видим сегодня.
Такие личностно-ориентированные занятия по интересам позволяют преподавателям воспитывать в подростках не только мастерство и творческих подход, но и любовь к будущей профессии.
Создание благоприятной, привлекательной среды, направленной на формирование профессионального имиджа выпускника, повышение мотивации профессиональной деятельности позволяет раскрыть и реализовать индивидуальные способности, повысить престиж рабочей профессии и профессионального образования в целом.
Цель профессионального образования работника – воспитание способности самостоятельно и ответственно анализировать сложные заказы, планировать ход работы и осуществлять ее на высоком технологическом, эстетическом и экономическом уровне.
Профессиональное образование, которое имеет своей целью подготовку специалистов, обладающих практической компетентностью, дает возможность молодым людям почувствовать себя важными участниками развития экономики и общества.
Одним из главных условий компетентного профессионального образования является тесная взаимосвязь процесса погружения обучающихся в профессиональную деятельность с развитием собственной предпринимательской активности. Эффективность зависит от практических форм включения учащихся в реальную предпринимательскую деятельность на основе технологии социокультурного проектирования, методики и содержания проектной работы. Получение экономических знаний, ориентация их на формирование национального самосознания, системный анализ экономических явлений с учетом российских традиций осуществления хозяйственной деятельности позволяет повысить профессиональную мобильность будущего рабочего.
Русская пословица «С ремеслом не пропадешь» появилась давным-давно – и в нее по-прежнему верят.
Сегодня спрос предъявлен не только на знания, которые обучающиеся получают в учебном заведении, но и на те навыки и культурные стандарты, которые дает сам процесс обучения и пребывания в атмосфере колледжа.
Результатом такого труда является профессиональная деятельность выпускников: востребованность на рынке труда, профессиональный рост, создание собственного дела.
Количество выпускников, создающих собственные предприятия растет с каждым выпуском. Многие из них известны не только в нашей стране, но и за рубежом.
Один из первых выпускников Кременецкий Израиль Яковлевич:
- Президент гильдии Московских промышленников; председатель Совета директоров ЗАО `Промышленное швейное объединение `Москва член правления РСПП,
- председатель Московского городского отделения РСПП;
- член объединенной коллегии по промышленной политике Правительства Москвы
- заслуженный работник текстильной и легкой промышленности России;
- 57 лет руководил созданным им же самим промышленным швейным объединением «Москва»;
- кавалерворденов Ленина, Знак Почета, медали «За трудовое отличие»; награждён почетным знаком «За безупречную службу Москве».курсе всегоЕлена Макашова - создатель марки "Ширпотреб" и совместно с Ириной Хакамада создала марку «ХакаМа» (Ирина Хакамада и Лена Макашова); их коллекция сезона осень-зима 2009/10 представлена в последний день Russian Fashion Week.
Сергей Ефремов создатель Дома Моды «EFREMOV»
Участвовал в конференции, организованной Правительством Японии и Японской Ассоциацией по торговле с Россией и Восточной Европой на тему «Бизнес модной одежды». Дом моды «Efremov» представляет коллекцию pret-a-porter de luxe сезона весна-лето 2010
Сергей Сысоев - художник-модельер, занимающийся выпуском прет-а-порте и pret-a-porter de luxe под собственной маркой ; член Ассоциации Высокой моды и pret-a-porter России; член Международной Ассоциации "Союз Дизайнеров";
Дарья Бардеева работает под собственной торговой маркой «Daria Bardeeva». Её вещи продаются в Ruspublika, Perfetta и других мультибрендах, неравнодушных к российским дизайнерам. Первые «публичные коллекции» были созданы в соавторстве с Ольгой Мягковой и представлены на подиуме Russion Fashion Week под маркой «MYAGKOVA&BARDEEVA».
Ян Сазонов организовал салон «Свадебные платья» под своим именем.
Елена Мирошниченко занимается дизайном и производством коллекций домашнего текстиля под маркой «Хаус-ДЕКОР».
Это только некоторые, хорошо известные имена, а сколько выпускников трудится ежедневно и на предприятиях отрасли, и как индивидуальные предприниматели.
Легкая промышленность – это та отрасль, в которой малые предприятия могут успешно развиваться. Чем выше активность и конкурентоспособность выпускников, тем реальнее развитие отрасли, а значит и реальной экономики страны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
Методическая разработка интегрированного учебного занятияпо технологии ювелирных изделий и основам изобразительного искусства: графике.Ажурные узоры филиграни...
Формирование общих и профессиональных компетенции обучающихся в соответствии ФГОС НПО
Актуальной проблемой современного профессионального образования является не только подготовка специалистов к качественному осуществлению профессиональной деятельности, не только демонстрация своих лич...
Формирование профессиональных компетенций обучающихся с помощью интеграции обучения математики и профессиональных дисциплин в системе среднего профессионального образования
В даной статье говорится об интеграции как об одном из способов формирования профессиональных компетенций обучающихся в системе среднего профессионального образования. С помощью межпредметных связий м...
Доклад на тему «Деловая игра как средство развития профессиональных компетенций обучающихся»
Деловая игра - один из видов педагогических игр по игровой методике, которая используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формир...
cтатья "Формирование и развитие профессиональных компетенций обучающихся ГБПОУ ВО «ММК» в условиях модернизации системы здравоохранения."
Для преподавателей СПО...
ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ДИСЦИПЛИНЫ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 13.02.11 ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ И ОБСЛУЖИВАНИЕ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ
В данной статье приведен план урока, способствующий формированию общих и профессиональных компетенций студентов при изучении дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятел...
Доклад "Проектные технологии в работе педагога для формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся при изучении профессиональных дисциплин"
В данном докладе рассматривается способ применения проектных технологий при изучении профессиональных дисциплин....