Технологическая карта урока "Предпосылки и значение образования Древнерусского государства"
план-конспект урока на тему
Технологическая карта урока "Предпосылки и значение образования Древнерусского государства" предназначена для проведения занятия в учреждениях СПО на 1 курсе при изучении ОУД.05 История. (Учебники Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: учебник для студ. СПО. - М.:"Академия", 2017) При проведении занятия используются наглядный, проблемный, частично-поисковый методы, разнообразные формы работы.Урок с применением УУД. В приложени дается материал для познавательной деятельности студентов, а также вопросы для рфлексии.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Преподаватель Скоробогатова Л.В.
Дата______________________
Группа, курс____________________
Специальность_______________________________________________________________
Дисциплина История
Количество по списку________________
Присутствуют_______________________
Тема урока Предпосылки и значение образования Древнерусского государства
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Цели урока:
- дидактические
рассмотреть предпосылки складывания государства у славян; охарактеризовать степень участия варягов в создании государства, выяснить предпосылки и значение образования Древнерусского государства; ознакомиться с различными теориями о возникновении государства у восточных славян.
- воспитательные
воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины;
воспитание коллективизма, товарищества.
- развивающие
развивать умение выделять главное, существенное в изучаемой теме, составляя опорную схему и таблицу; продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания на использование элементов причинно-следственного анализа, на перевод информации из текста в схему, таблицу; формировать умение работать с картой, дополнительной литературой, развивать умение работать в группах, излагать мысли перед аудиторией.
Планируемые образовательные результаты:
- личностные
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции; владение целостным представлением об историческом пути своей страны и человечества;
проявление заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой;
выражение положительного отношения к процессу познания;
адекватное понимание причин успешности или неуспешности учебной деятельности;
проявление навыков сотрудничества при работе в группах;
проявление интереса к истории как науке.
-метапредметные
уметь:
выдвигать версии решения проблемы, поставленной задачи;
самостоятельно определять цели и задачи своей деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
контролировать, оценивать свою учебную деятельность и усвоение изученного;
самостоятельно работать с различными источниками информации – текстами, цитатами, таблицами, схемами, картами, иллюстрациями;
критически оценивать высказывания и точки зрения различных авторов, интерпретировать их;
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты;
понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей;
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
обмениваться мнениями, слушать друг друга.
- предметные
-давать собственную оценку процессу формирования Древнерусского государства;
-называть предпосылки и причины формирования Древнерусского государства;
-показывать на карте торговый путь «из варяг в греки» и основные центры формирующегося Древнерусского государства – Новгород и Киев;
- характеризовать теории происхождения Древнерусского государства;
-объяснять значение создания единого Древнерусского государства;
-давать определение основным понятиям и терминам (норманнская теория, антинорманнская теория, «призвание варягов», государство)
- называть годы призвания варягов и создания единого Древнерусского государства;
- объяснять роль варягов в процессе образования государства;
- анализировать текстовую информацию, иллюстрации, карты, делать выводы;
- сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, составлять таблицы и схемы;
- устанавливают причинно-следственные связи;
- формулировать вопросы, направляющие познавательную активность;
- высказывать собственное мнение, суждения.
Формирование универсальных учебных действий (УУД)
личностные | познавательные (а-общеучебные, б-логические) | регулятивные | коммуникативные |
- аргументированно оценивать свои и чужие действия, высказывания; - осознавать свои эмоции; - вырабатывать уважительное отношение к людям, нормам и ценностям общества, к процессу познания; - выбирать, как поступать и отвечать за свой выбор. | а) - осознанно и произвольно выстраивать речевое высказывания в устной и письменной форме; - самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели; - постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; - поиск, выделение необходимой информации, б) - анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); - классификации объектов; - установление причинно-следственных связей, - анализ истинности утверждений; - доказательство; - формулирование обобщений и выводов. | - определять цель, проблему деятельности; - планирование деятельности; - решение поставленных задач; - коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия) - оценивание своей деятельности, - саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий) | - высказывание своей позиции; - умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; -владение монологической и диалогической формами речи - умение договариваться и решать конфликты; - организовывать работу в группе; - планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; - использовать различные источники информации для достижения цели. |
Формы и методы обучения
Формы: групповая, фронтальная, индивидуальная
Методы: наглядный, проблемный, частично-поисковый, практический
Приёмы: работа с учебником и дополнительными источниками, картой; письменно-графический (составление схемы, таблицы).
Методы контроля: устный, письменный.
Средства обучения (образовательные ресурсы)
Артемов В.В. Лубченков Ю.Н. История: учебник. для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования. – М, ИЦ «Академия» 2015.
Сахаров А.Н., Загладин Н.В. История России с древнейших времен до с.XVIIв. (базовый уровень). 10 класс. — М., 2015
Карта «Древнерусское государство в IX - X вв»
Дополнительный раздаточный материал (Приложения)
План объяснения нового материала
1. Теории образования Древнерусского государства.
2. Предпосылки и значение образования Древнерусского государства.
3. Роль варягов в процессе образования государства.
Оценки
5_________ 4 _______ 3_______2________
Домашнее задание
Артемов В.В. Лубченков Ю.Н. История: учебник. для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования. – М, ИЦ «Академия» 2015. § 22, § 23
Вопрос на самостоятельное изучение: определите роль князя Олега в процессе образования Древнерусского государства.
Индивидуальные задания: подготовить сообщения о деятельности первых русских князей по плану:
1.Имя, титул.
2.Годы княжения.
3.Способ прихода к власти.
4.Внутренняя политика: цели и задачи, результаты.
5. Внешняя политика: цели и задачи, результаты.
6. Итог правления. Оценка деятельности.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этапы урока | Время | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодей-ствия | Универсальные учебные действия (УУД) | Формы контроля |
Организа-ционный этап. | 1 | Приветствие. Определение отсутствующих. Проверка подготовленности кабинета и обучающихся к занятию. | Приветствие преподавателя. Доклад старосты. Обучающиеся готовятся к занятию | Фронтальная | Регулятивные: саморегуляция Личностные: - вырабатывать уважительное отношение к людям, нормам и ценностям общества; | ||
I. Мотивация к учебной деятельности | 10 | Эмоциональнаяпсихологичес-кая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала. Эвристическая беседа Постановка проблемного вопроса. | Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися. Обращает внимание на эпиграф, нацеливает на осмысление эпиграфа. “Русь! Русь! Вижу тебя, Преподаватель обращает внимание студентов на то, что социологические опросы показывают резкое возрастание интереса к древнерусской истории, хотя еще недавно лидировал интерес к событиям XX в. С чем это связано? Что заставляет нас искать ответ на вопрос летописца: «Откуда есть пошла Русская земля?» Обобщив ответы обучающихся, преподаватель отмечает, что в истории Древней Руси мы находим объяснение многих современных традиций и стереотипов, в ней единые корни восточнославянских народов. О Киевской Руси повествует множество источников, но остается проблема их научного истолкования и вопросов намного больше, чем ответов. На ключевые вопросы мы попытаемся ответить на уроке. - Итак, вопрос “Откуда есть пошла земля русская?” волновал и волнует и наших предков, и наших современников. Ведь все мы являемся жителями государства, которое имеет свою историю, развитие. И мы не должны быть “Иванами не помнящими своего родства”. Важно каждому гражданину своей страны изучать её историю, знать корни происхождения. Чтобы понять современную ситуацию, необходимо изучить исторические вехи наших предков. Появление государства у восточных славян и было такой важной вехой на пути развития общества. Цель нашего урока – выяснить предпосылки и значение образования Древнерусского государства, познакомиться с различными теориями возникновения государства у восточных славян. | Обучающиеся знакомятся с информацией преподавателя. Обсуждают тему и цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать. Высказывают мнения по эпиграфу к уроку. | Фронтальная работа | Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения Познавательные осознанно и произвольно выстраивать речевое высказывания в устной форме; | Устный опрос |
II. Актуализа ция знаний | 15-13 | Работа с заданиями в рабочей тетради Беседа | Ставится задача: познакомиться с различными теориями о возникновении государства у восточных славян. Выяснить предпосылки и этапы образования Древнерусского государства. 2. Преподаватель формулирует вопросы: а). Что такое государство? (организация политической власти, осуществляющая управление обществом и обладающая суверенитетом). - Какие теории происхождения государства вы знаете? (классовая - распад родовых отношений, появление неравенства; договорная - договор между людьми) | Отвечают на вопросы, опираясь на знания о происхождении и сущности государства из школьных курсов истории и обществознания. Делают вывод о том, что основной предпосылкой возникновения государства является процесс социальной дифференциации. | Индивидуальная работа Фронтальная работа | Познавательные: поиск, выделение необходимой информации, осознанно и произвольно выстраивать речевое высказывания в устной форме; формулирование вывода. Регулятивные: решение поставленных задач (ответить на вопросы); Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения познавательных задач, ставят вопросы ; умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями общения. | Устные ответы. |
III. Изучение нового материала | 28-30 | Работа в группах по вопросу «Теории происхождения Древнерусского государства» Работа с источниками Беседа по вопросу «Предпосылки образования Древнерусского государства» Беседа о роли варягов в формировании Древнерусского государства Беседа по картине Работа с дополнительными письменными источниками | Учитель делит учащихся на группы и раздаёт задания для групп. 1 группа «Норманисты» 2 группа «Антинорманисты» Задание: 1 группа. Изучив письменные источники, выясните основные положения норманнской теории и занесите в таблицу «Различные теории о возникновении государства у восточных славян». 2 группа. Ученые утверждают, что Древнерусское государство возникло как результат длительного самостоятельного развития славянского общества. Используя текст учебника, имеющиеся знания, выясните предпосылки образования Древнерусского государства. Преподаватель предлагает составить схему «Предпосылки образования государства» в результате групповой работы, выполнив задания на карточках. Каждая из 4-х группа получает задание на карточках. (Приложение 4) Задание: многие ученых высказывают различные точки зрения по вопросу о роли варягов в формировании государства. Давайте попробуем выяснить какие же это мнения, высказать свое суждение, подтвердить или опровергнуть мнения ученых. Просмотр картины Рериха «Заморские гости» Вопросы: 1.Кто изображен на картине? Почему вы так думаете? 2.При каких обстоятельствах норманны (варяги) появились на территории, которую занимали славянские племена? 3.Кого стали называть русами? 4.Как называли варяжских вождей? (Термин «конунг» (князь) учащиеся записывают в тетрадь.) 5.С какой целью славянские племена приглашали варяжских князей? Перед вами информация с мнениями различных ученых по вопросу о роли варягов. На основе текста учебника и представленного материала сформулируйте свое суждение по данному вопросу Учитель обобщает мнения учеников. | 1группа. Изучают документ-отрывок из ПВЛ о призвании варягов. (Приложение 1) 2 группа. Анализируют текст учебника. Заполняют колонки таблицы «Различные теории происхождения Древнерусского государства» (Приложение 2) Объясняют позиции норманистов и антинорманистов. Обсуждают. Высказывают свои мнения. Изучают задание, работают с картой, текстом, формулируют ответ в письменной и устной форме, отвечают на вопросы. Составляют схему «Предпосылки образования государства» (Приложение 3) Анализируют картину, отвечают на вопросы, записывают термины. Анализируют различные точки зрения, высказывают собственное мнение. Изучают текст о роли варягов (Приложение 5) Выполняют задание Анализируют, обсуждают, высказывают свое мнение | Групповая работа Фронтальная работа | Личностные: аргументированно оценивать свои и чужие действия, высказывания; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; извлекают необходимую информацию дополнительных текстовых материалов; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о образовании государства; выстраивать речевое высказывания в устной и письменной форме; анализ текстов с целью выделения существенных признаков, классификации объектов; установление причинно-следственных связей, анализ истинности утверждений; Коммуникативные: высказывание, аргументирование своей позиции; умение выражать свои мысли; владение монологической и диалогической формами речи организовывать работу в группе; планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; умение договариваться и сотрудничать при выработке общего решения в совместной деятельности Регулятивные: планирование деятельности; решение поставленных задач; саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий) | Письменный и устный ответ |
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного | 18 | Подведение итогов проделанной работы в группах Обобщение полученных на уроке сведений. Устный ответ на вопросы. Ответ на проблемный вопрос | Организует работу с учащимися по проверке заполненных таблиц и схемы. Осуществляет корректировку. Оценивает работу каждой группы. Подводит итог мнениям учеников. В качестве закрепления преподаватель организует беседу по вопросам: 1.Древнерусское государство возникло как результат длительного самостоятельного развития славянского общества. Утверждается …..(центристской) теорией. 2. Отрицается варяжское происхождение первых русских князей. Утверждается ……..(славянской) теорией. 3.Варяги образованнее и организованнее славян; признаются представителями более развитого мира. Утверждается ………(норманнской) теорией. 4.Мы с вами выяснили, что вопрос о роли варягов в процессе формирования Древнерусского государства остается спорным. А на ваш взгляд, какую роль сыграли варяги в появлении государства у восточных славян? 5.Первые русские князья были завоевателями или хозяевами Русской земли? 6.Какое значение имело образование Древнерусского государства? Преподаватель подводит итог: образование государства - процесс длительного развития самого общества, постепенного вызревания экономических, социальных, политических предпосылок. | Выступление групп с результатами проделанной работы Обмен мнениями. Ответы на вопросы. | Фронтальная работа | Личностные: аргументированно оценивать свои и чужие действия, высказывания; осознавать свои эмоции; вырабатывать уважительное отношение к людям Познавательные: выстраивать речевое высказывания в устной и письменной форме; выделение необходимой информации, классификации объектов; установление причинно-следственных связей, анализ истинности утверждений; формулирование обобщений и выводов. Регулятивные: оценивание своей деятельности, коррекция | Устные ответы учащихся |
V. Рефлексия | 3-4 | Беседа | Раздаются карточки с вопросами для рефлексии (Приложение 6). Предлагается ответить на них устно или письменно (по желанию) «Незаконченное предложение» сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось… | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Аргументированное оценивание своей деятельности. | Фронтальная работа | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его, аргументированное оценивание своей деятельности. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала | Оценивание учащихся за работу на уроке |
Домашнее задание | 3-4 | Разъяснение | Конкретизирует домашнее задание: § Вопрос на самостоятельное изучение: определите роль князя Олега в процессе образования Древнерусского государства. Индивидуальные задания: подготовить сообщения о деятельности первых русских князей по плану (Приложение) | Учащиеся выбирают домашнее задание и записывают его | Индивидуальная работа | Регулятивные планирование деятельности; определять цель, проблему деятельности; Познавательные: самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; |
Приложение 1
«Повесть временных лет»
«В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть. И не было среди них правды, и встал род на род, и была среди них усобица, и стали воевать сами с собой. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью подобно тому, как иные называются шведы, а иные норманны и англы, а ещё иные готландцы, − вот так и эти прозвались. Сказали чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И вызвались трое братьев со своими родами, и взяли с собою всю русь, и пришли к славянам, и сел старший, Рюрик – в Новгороде, а другой, Синеус – на Бело-озере, а третий, Трувор – в Изборске. И от тех варяг прозвалась Русская земля… Через два года умерли Синеус и брат его Трувор. И овладел всею властью Рюрик и стал раздавать мужам своим города – тому Полоцк, этому – Ростов, другому – Бело- озеро… И было у него два мужа, не родичи его, но бояре, и отпросились они в Царьград со своим родом. И отправились по Днепру, и когда плыли мимо, то увидели на горе небольшой город. И спросили: «Чей это городок?» Тамошние же жители ответили: «Были три брата: Кий, Щек и Хорив, которые построили городок этот и сгинули, а мы тут сидим, их потомки, и платим дань хазарам». Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали много варяг и стали владеть землёю полян. Рюрик же тогда княжил в Новгороде».
Приложение 2
«Различные теории о возникновении государства у восточных славян».
Норманнская теория | Центристская | Славянская (антинорманнисты) |
Н.М.Карамзин С.М.Соловьев Л.Н.Гумилев Б.Л.Васильев | А.Л.Юрганов Л.А.Кацва А.Мазуров | Б.А.Рыбаков В.Чивилихин М.В.Ломоносов |
Древнерусское государство создано варягами с добровольного согласия славян. Варяги организованнее и образованнее славян, признаются представителями более развитого мира. | Древнерусское государство возникло как результат длительного самостоятельного развития славянского общества. Но иноземные князья действительно были приглашены на Русь в качестве «третьей» примиряющей силы. | Отрицается присутствие варягов на Руси и их роль в образовании Древнерусского государства. Отрицается варяжское происхождение первых князей |
«Русь » имеет варяжское происхождение. | Споры о происхождении слова «Русь» продолжаются | Корни «руси» в праславянских языках, а отголоски – в современных словах и выражениях русского языка |
Приложение 3
- политические: (наличие союзов славянских племен, усиление роли военной знати - князь, дружина, появление системы правления);
- экономические: (развитие производительных сил у восточнославянских племен, развитие торговли, в т.ч. международной; возникновение городов);
- социальные: (возникновение имущественного неравенства, переход к соседской общине; усложнение социальной структуры общества);
- внешнеполитические: (постоянное военное давление соседей - кочевники, варяги; угроза нападения внешних врагов)
Приложение 4
Карточка 1. Предпосылка - наличие союзов славянских племен.
- Наличие союзов славянских племен: в течение всего 8 века шло формирование из отдельных небольших родственных племён крупных союзов; появилось по меньшей мере 15 таких союзов. Задание найдите на карте “Древнерусское государство в 9-10 вв” и покажите эти племенные союзы: словене ильменские , кривичи, полочане , радимичи, вятичи, дреговичи, северяне, древляне, поляне, уличи и тиверцы. Что они собой представляли?
Карточка 2.Предпосылка - развитие торговли, в т.ч. международной.
“Торговый путь из варяг в греки”, карта “Древнерусское государство в 9-10 вв”.
- Вспомните, как назывался знаменитый торговый путь, зародившийся в 8-9 вв.?
Задание: найдите на карте в учебнике и покажите этот путь.
“Торговый путь из варяг в греки”: Балтийское море – р. Нева – Ладожское озеро – р. Волхов – озеро Ильмень – р. Ловать – суда перетаскивали волоком р. Днепр – Черное море – Константинополь.
- Какое экономическое значение имел этот торговый путь (торговля товарами лесных промыслов преобладала, по мнению Ключевского В.О.)?
- Какое политическое значение имел этот торговый путь ( славяне познакомились с варягами)?
- Какое внешнеполитическое значение имел этот торговый путь(торговля с Византией играла важную роль в установлении и дипломатических отношений между двумя странами)?
Карточка 3. Предпосылка - возникновение городов.
Древние города по карте “Древнерусское государство в 9-10 вв”.
- Возникновение городов. Русь называли страной городов – Гардарики. Наиболее ранние города, которые появились в 9-10 веках – это: Белгород (980), Белоозеро (862), Изборск (862), Искоростень (946), Киев (по летописи относится к древнейшим временам), Ладога (862), Любеч (882), Муром (862), Новгород (862 г.), Переяславль (907), Полоцк (862), Псков (903), Ростов (862), Смоленск (упомянут в числе древнейших русских городов), Чернигов (907). Какую роль играли города в средние века?
Карточка 4. Предпосылка - усиление роли военной знати, усиление роли военной знати, возникновение имущественного неравенства. Задание: вспомните, прочитайте текст параграфа. Охарактеризуйте общественный и политический строй славян к VIII- IX вв. Какие новые черты появляются в это время? О чем это свидетельствует?
Усиление роли военной знати - князь, дружина (центральная власть, где силой, где по доброй воле объединяла территорию, где проживали племена), появление системы правления, переход к соседской общине (распад родовой общины, в которой люди перестали нуждаться, т.к. каждая семья могла обеспечить себя самостоятельно), возникновение имущественного неравенства (зарождалось право частной собственности, создать определенные излишки), усложнение социальной структуры общества (сложилась многоступенчатость общества, т.е. четкая иерархия: князь-дружинники-племенная знать-люди(смерды)-челядь-холопы), угроза нападения внешних врагов (постоянное военное давление соседей - кочевники, варяги).
Приложение 5
На становление государственности на Руси влияло много факторов, и имеет множество подходов к изучению этой спорной проблемы. Какова же роль варягов в формировании Древнерусского государства?
1. Историки XVIII – XIX вв ( С. М.Соловьев, В. О. Ключевский) рассматривали происхождение Древнерусского государства придерживаясь норманнской теории о том, что варяги – русь, призванные на княжение в Новгород, были этническими германцами (норманнами). Они основали правящую династию в России, им принадлежит и ведущая роль в оформлении государства у восточных славян. Следовательно, роль варягов – руси является в русской истории определяющей.
2. Современные историки (Б. А.Рыбаков, М. Н.Тихомиров) придерживаются другой позиции, что роль варягов не значительна, объясняя это тем, что
• рассказ Нестора доказывает, что у восточных славян к середине IX в. существовали органы, являвшиеся прообразом государственных институтов (князь, дружина, собрание представителей племен — будущее вече);
• варяжское происхождение Рюрика, а также Олега, Игоря, Ольги, Аскольда, Дира бесспорно, но приглашение иноплеменника в качестве правителя является важным показателем зрелости предпосылок к формированию государства. Племенной союз осознает свои общие интересы и пытается разрешить противоречия между отдельными племенами призванием стоящего над местными разногласиями князя. Варяжские князья, окруженные сильной и боеспособной дружиной, возглавили и завершили процессы, ведшие к образованию государства;
• крупные племенные суперсоюзы, включавшие несколько союзов племен, у восточных славян сложились уже в VIII—IX вв. — вокруг Новгорода и вокруг Киева;
• в формировании. Древнерусского государства важную роль сыграли внешние факторы: исходившие извне (Скандинавия, Хазарский каганат) угрозы подталкивали к сплочению
Приложение 6
Вопросы для рефлексии «Незаконченное предложение»
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект повторительно-обобщающего урока по истории на тему "Древнерусское государство в IX- XII веках"
Конспект направлен на развивающее повторение и обобщение знаний учащихся, используются дифференцированные задания, тестовый материал, работа с картой....
Древнерусское государство
Древнерусское государство...
Методическое пособие для проведения теоретического занятия Тема: «Образование Древнерусского государства»
Методическая разработка предназначена для проведения теоретического занятия со студентами 1 курса обучения по специальности 34.02.01 «Сестринское дело»; тема – «Образование Дре...
Технологическая карта учебного занятия «Крещение Руси и его значение»
Технологическая карта открытого урока по истории "Крещение Руси и его значение" для первых курсов СПО ....
Технологическая карта к занятию «Образование древнерусского государства. Крещение руси. Общество Древней Руси»
Технологическая карта к занятию «Образование древнерусского государства. Крещение руси. Общество Древней Руси» может быть ипользована на уроках Истории...
Технологическая карта к занятию: «Раздробленность на руси. Монгольское завоевание и его последствия. Образование единого русского государства»
Технологическая карта к занятию: «Раздробленность на руси. Монгольское завоевание и его последствия. Образование единого русского государства» ммоет быть использована преподавателями на ур...
Технологическая карта урока биологии в 9 классе по теме «Примитивные организмы. Значение бактерий и вирусов».
Представляю свой опыт проведенияу урока в 9 классе....