Статья "Дизайн-технологии как средство самореализации и развития креативности студентов Яковлевского педагогического колледжа"
статья

Жданова Эльвира Николаевна

В статье рассматриваются вопросы организации образовательного процесса с применением дизайн-технологий. Описаны особенности и проблемы формирования креативности и творческой активности будущего специалиста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_zhdanova_babakina_24092021.docx21.38 КБ

Предварительный просмотр:

Бабакина Г. И.

преподаватель

ОГАПОУ «Яковлевский педагогический колледж»

г. Строитель, Белгородская область, Российская Федерация

Жданова Э. Н.

преподаватель

ОГАПОУ «Яковлевский педагогический колледж»

г. Строитель, Белгородская область, Российская Федерация

ДИЗАЙН-ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО САМОРЕАЛИЗАЦИИ И РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ЯКОВЛЕВСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы организации образовательного процесса с применением дизайн-технологий. Описаны особенности и проблемы формирования креативности и творческой активности будущего специалиста.

Ключевые слова

Дизайн-технологии,  научно-исследовательская деятельность, креативность, самореализация, творческая деятельность.

Одним из приоритетов деятельности государственных и общественных институтов в современных условиях является создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, использования ее творческого потенциала и креативности в интересах инновационного развития страны.

Современная школа, не отказываясь от своих лучших традиций, призвана усилить личностную и практическую направленность, повысить развивающий и творческий характер обучения. Особую значимость приобретает изучение психолого-педагогических основ творческой деятельности. В комплексе проблем творческой активности выделяется задача определения различных параметров креативности как ведущей характеристики процесса и результата творческой деятельности. На наш взгляд, именно дизайн может взять на себя роль предмета, который воспитает активную неординарную личность, которая сможет успешно действовать в современном мире.

Безусловно, развивать креативность необходимо с детства, включая ребенка в различные виды деятельности, среди которых наиболее необычным и увлекательным для него является дизайн. Участие в процессе придумывания удобных и красивых вещей, реализация в игровой форме идей по созданию эстетически выразительной и комфортной предметной среды, позволяет одновременно развивать как интеллектуальные, так и эстетические параметры креативности ребенка.

Поэтому использование дизайн-технологий в образовательном процессе можно считать эффективным способом развития креативности личности.

Одной из наиболее эффективных дизайн-технологий для эстетического развития студентов Яковлевского педагогического колледжа является художественное проектирование и моделирование игрушки.  Данная технология направлена на получение конкретного продукта. Источником замысла является окружающий человека мир, природа, социальные явления, культурное наследие родного народа, различные виды деятельности.

Для художественного проектирования характерно научное исследование и моделирование объекта на всех этапах его разработки. Это позволяет проверять и отбирать оптимальные варианты графических, композиционных и других решений. Здесь модель служит не иллюстрацией к проекту, а инструментом проектирования. Она постоянно модифицируется в ходе работы, становится эталоном опытного образца изделия.

Художественное проектирование предусматривает художественно-конструкторский анализ (исследование исходной ситуации, построение объекта проектирования, функциональный и конструктивно-технологический анализ, композиционный анализ) и художественно-конструкторский синтез (в процессе которого ведется функциональный поиск, работа над композицией изделия). Затем следуют моделирование и коллективная оценка. Все направления могут реализовываться как этапы проектной деятельности.

Работа может проводиться как обучающее действие по алгоритму, реновация по заданным условиям или творческое конструирование, где большое внимание уделяется самостоятельности, реализации оригинального замысла и индивидуальному творчеству студентов. Система поэтапно усложняющихся творческих дизайн-заданий способствует изменению интеллектуальных и эстетических параметров развития креативности обучающихся.

Подводя итог, можно сказать о том, что одним из эффективных средств для развития креативных свойств личности являются дизайн-технологии. Они обладают огромным потенциалом для самореализации современной молодежи.

Список использованной литературы

  1. Брушлинский, А.В. Психология мышления и проблемное обучение [Текст] / А.В. Брушлинский. – М., 1983. - 354 с.
  2. Волков, И.П. Учим творчеству: Педагогический поиск [Текст] / И.П. Волков. - М., 1988. - 148 с.
  3. Конышева Н.М. Методика трудового обучения младших школьников: Основы дизайн-образования [Текст]: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Н.М. Конышева. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 245 с.
  4. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности [Текст] / А.А. Мелик-Пашаев. - М., 1981. – 156 с.
  5. Сидоренко В. Ф. Дизайнерские методы познания // Сборник "Дизайн в общеобразовательной системе". М. – 2006.

© Бабакина Г.И., Жданова Э.Н., 2021



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА

Традиционная система подготовки педкадров формирует фундаментальные знания, а также не отвечающие потребностям практики способности, воспроизводящее мышление будущих учителей. Использование инновацион...

Методическая работа "Организационно-педагогические условия развития профессионально-ориентированной коммуникативной компетенции студентов педагогического колледжа"

Методическая работа опытно-экспериментального характера, целью которой является теоретическое обоснование и проверка опытно-экспериментальным путем организационно-педагогических условий развития профе...

Инновационный опыт: Использование интерактивных технологий в развитии креативности студентов

Новые технологии вошли в образовательный процесс стремительно. Настолько, что изменения не успевают в достаточной степени осмысливаться наукой и практикой. Интерактивные технологии позволяют интенсифи...

Предметные средства - эффективный фактор развития самостоятельности студентов

В представленной статье раскрывается технология развития самостоятельности у студентов на уроках по дисциплине "Практикум по художественной обработке материалов"...

Программа мониторинга физической подготовленности студентов ОГАПОУ «Яковлевский педагогический колледж»

Мониторинг физической подготовленности проводится 2 раза в год в сентябре и мае. Для того, чтобы выявить физическую подготовленность студентов и оценить работу преподавателей....

Статья "Организация проектной деятельности студентов-дизайнеров Яковлевского педагогического колледжа в процессе разработки концепции художественного оформления мероприятий"

В статье рассматриваются вопросы организации проектной деятельности студентов среднего профессионального образования специальности «Дизайн». Описаны особенности и алгоритмы этапов планиров...

Статья "От учебно-исследовательской к проектной деятельности. Из опыта работы ЦМК специальности Дизайн Яковлевского педагогического колледжа"

В статье рассказывается, как создать в колледже условия для успешного формирования у студентов-дизайнеров поисковой деятельности на уроках и преобразования этой деятельности в проектную....