Предпосылки возникновения и развития сервисной деятельности
статья на тему
Сервисная деятельность формировалась как составная часть хозяйственной активности людей на протяжении всего исторического развития общества.
Отличие социальной среды от животных сообществ заключается в развитие мышления и связанного с ним норм поведения, запретов и традиций. Можно проследить следующую цепочку развития сервисной деятельности:
Самообслуживание →→ Услуги →→ Обслуживание →→ Сервисная деятельность →→ Индустрия сервиса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
servisnaya_deyatelnost.docx | 123.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Предпосылки возникновения и развития
сервисной деятельности.
Преподаватель – Бодрова А.В. СПб ГБП ОУ «Колледж «Звездный»
(Специальность 43.02.02 «Парикмахерское искусство»)
Сервисная деятельность формировалась как составная часть хозяйственной активности людей на протяжении всего исторического развития общества.
Отличие социальной среды от животных сообществ заключается в развитие мышления и связанного с ним норм поведения, запретов и традиций.
Можно проследить следующую цепочку развития сервисной деятельности:
Самообслуживание→→ Услуги →→ Обслуживание →→Сервисная деятельность→→ Индустрия сервиса.
Для доисторического сообщества характерно:
• отсутствие деятельности, связанной с услугами в «чистом виде», т.к. было или участие в коллективной деятельности, или самообслуживание (присутствие лишь зачатков труда);
• на поздних этапах развития первобытной культуры существовали статусные роли: лидера, вождя, старейшина, шамана, сказителей, исполнителей музыки и наскальных рисунков;
• все занятия совершались добровольно, безвозмездно; (формирование зачатков услуг, которые существуют и в современном мире, в таких сферах жизнедеятельности, как торговля, денежное обращение, государственно-правовые отношения, духовная сфера, удовлетворение личных потребностей).
Существует характеристика развития услуг:
Взаимозависимость и взаимообусловленность потребностей человека и развития сервисной деятельности можно отразить в виде цепочке:
Все новые и новые потребности человека порождают развитие сервисной деятельности:
→ научно-технический прогресс и промышленная революция способствовали появлению в обществе новых средств коммуникаций, связанных с техникой (книги, журналы, радио, телевидение, компьютеры), что привело к истощению народного искусства, мифологии, самодеятельности →
→это позволило предпринимателям обращаться к многочисленной аудитории с помощью средств массовой информации →
→спрос и потребительское поведение людей стали определяться не только реальными, но и мнимыми потребностями, которые навязчиво стимулировались рекламой →
→ увеличение разных слоев и групп людей с неодинаковыми потребностями порождает новые благосостояния и услуги →
→ у граждан стал формироваться новый образ жизни →
→ появляется фиксированное свободное время в конце дня, недели, года (отпуск) →
→ появляется масштабный сегмент сервиса – сфера досуга, услуг, туризма →
→ сервисная деятельность порождает новые социокультурные потребности человека и увеличивает объем потребительского рынка→
→ становление «индустрии сервиса».
К середине ХХ в. уровень жизни основной части граждан развитых стран Западной Европы и Северной Америки оказывается самым высоким, отличаясь от уровня жизни граждан других стран мира.
Человек развитого общества получает высокую зарплату, на которую он может:
• прокормить свою семью;
• дать хорошее образование своим детям;
• приобрести жилье;
• приобрести личные средства передвижения;
• отдохнуть в отпускное время на престижном курорте другого континента.
Доминирующее значение в процессе оказания услуг занимают производства знаний, духовных ценностей, информации в целом.
За последние 10–15 лет отечественный сервис освоил множество разновидностей услуг, с которыми общество советского периода впрямую не сталкивалось: консалтинг, инжиниринг, лизинг, психологическое и семейное консультирование, игровой и шоу-бизнес и др.
Своеобразным импульсом в деле освоения сервисных инноваций оказался финансовый кризис 1998 г. В неблагоприятных экономических условиях многие предприятия сервиса вынуждены были проявить повышенную гибкость, быстро реагируя на требования стремительно меняющейся конъюнктуры и потребительского спроса.
В этот период:
♦ шло интенсивное совершенствование прежних видов и направлений сервисной деятельности;
♦ появлялись новые для российского общества виды и направления услуг;
♦ разрабатывались оригинальные сервисные продукты.
Примечательно, что в меняющейся ситуации многие сервисные организации и учреждения социокультурного профиля, продолжая работать на базе бюджетно-государственного финансирования, вынуждены были активно осваивать новые виды и формы обслуживания. Особенно примечательно в этом отношении улучшение библиотечного и музейного обслуживания.
Таким образом, можно отметить следующие тенденции развития сферы сервиса в России:
– высокая потребность населения в сервисных услугах на фоне снижения спроса на услуги, из-за повышения стоимости услуг, негативного опыта потребления услуг населением страны;
– невозможность полностью удовлетворить требования потребителей исполнителями услуг;
– нехватка материалов, несовершенство уровня технического обслуживания на предприятиях сферы сервиса;
– необходимость повышения качества работ и культуры обслуживания.
Перестройка системы бытового обслуживания началась с работы кооперативов и индивидуальных предпринимателей.
Развитие кооперативных сервисных организаций обеспечило:
– значительное расширение производства товаров и услуг без существенных капиталовложений;
– широкое использование небольших местных источников сырья и отходов крупного производства;
– выравнивание уровней обслуживания в разных регионов и населенных пунктах;
– вовлечение в трудовую деятельность пенсионеров, учащихся, домохозяек, инвалидов, и всех желающих подработать в свободное время.
В настоящее время сфера сервиса развивается быстрее материального производства и становится крупнейшим сектором экономики!
Однако подход государственных структур России к сфере сервиса, как к чему-то вторичному, тормозит прогресс общества. Необходима ориентация на новую систему принципов, к которым относят:
* сфера сервиса формирует работника нового качества;
* она развивается в органичном единстве с материальным производством, принцип вторичности для нее не приемлем;
* ее нельзя отождествлять только с бытовым обслуживанием;
* комплексные нормативы потребления услуг каждым гражданином страны должны быть не только разработаны, но и включены в потребительскую корзину;
* услуги должны быть доступны всем группам населения, в том числе престарелым, инвалидам, детям и т. д.;
* необходимо пересмотреть места сферы услуг в комплексе обобщающих оценок экономического развития и т. п.
Учитывая все эти принципы мы сможем развиваться в сфере сервиса, оказывая населению услуги высокого качества, ориентируясь на потребности населения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тесты по сервисной деятельности
Тесты по сервисной деятельности...
Тесты по Сервисной деятельности
Тесты по Сервисной деятельности...
Исторические этапы сервисной деятельности
Исторические этапы сервисной деятельности...
История возникновения и развития феномена кадетского образования
Анализ истории возникновения и развития феномена кадетского образования позволяет сформулировать некоторые выводы о его истории, генезисе и диалектике его предназначения. Необходимость и общественная ...
Технологическая карта урока по естествознанию Тема: «Возникновение и развитие эволюционных идей. Ч. Дарвин и его теория эволюции»
Технологическая карта предназначена для урока естествознания (раздел "Биология") у студентов 1 курса по специальностям: 050146 Преподавание в начальных классах, 050141 Физическая культура, 4...
Возникновение и развитие педагогики
Возникновение и развитие педагогики...
история возникновения и развития методики преподавания математики
реферат на тему история возникновения и развития методики преподавания математики...