Программа учебной дисциплины "Деловое общение"
рабочая программа
Данная программа создана для обучающихся с интеллектуальными нарушениями, осваивающих профессию : 19258 "уборщик служебных помещений".
Цель программы: совершенствование речевой практики, знакомство с основными принципами современного делового этикета и правилами поведения в различных ситуациях общения, формирование умений в составлении и оформлении различных деловых бумаг, необходимых в повседневной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
delovoe_obshchenie.docx | 43.94 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебной дисциплине «Деловое общение»
на 2022-2023 учебный год
Профессия: 19258 «Уборщик служебных помещений»
Составитель:
Сперанская Марина Евгеньевна,
учитель,
Сургут
2022
Планируемы результаты по предмету «Деловое общение»
Основы делового общения
Деловой стиль речи.
Знать основные признаки делового стиля речи (сфера применения, задача общения, участники общения).
Знать и применять в жизненных ситуациях правила делового разговора по телефону, правила ведения делового разговора с руководителем: особенности вербального и невербального общения.
Деловой этикет и культура коммуникации
Этикет и имидж делового человека.
Знать особенности делового стиля одежды. Понимать роль цвета в восприятии имиджа человека.
Решение вопроса трудоустройства.
Знать этику производственных (деловых) отношений, особенности собеседования с работодателем.
Уметь заполнять деловые бумаги, необходимые для приема на работу (резюме, заявление). Понимать значение резюме при устройстве на работу.
Знать особенности составления резюме.
Деловые бумаги: языковое оформление
Различать виды деловых бумаг:расписка, доверенность, заявление.
Уметь заполнять деловые бумаги по образцу.
Самостоятельно оформлять деловые бумаги по соответствующей форме.
Уметь работать с памятками, инструкциями, рецептами.
Составлять и оформлять служебные записки.
Писать смс – сообщения и электронные письма.
Тематическое планирование по учебной дисциплине «Деловое общение»
Тема | Содержание учебного материала | Форма организации учебных занятий |
Основы делового общения. (10 часов) | Деловой стиль речи. Основные признаки делового стиля речи (сфера применения, задача общения, участники общения) на основе сравнительного анализа текстов-образцов в разговорном и деловом стилях речи. Деловое повествование речи: памятки, инструкции, рецепты. Связь предложений в деловых повествованиях. Правила делового разговора по телефону. Правила ведения делового разговора с руководителем: особенности вербального и невербального общения. | Традиционный урок; урок – игра; урок – практикум. |
Деловой этикет и культура коммуникации. (22 часа) | Повседневный этикет.Правила поведения на улице.Поведение в общественных местах. Правила представления и знакомства. Виды подарков. Подарки служащим и руководителям. Язык цветов и букетов Этикет и имидж делового человека. Деловой стиль одежды. Создание внешнего позитивного имиджа делового человека. Понятие имиджа в деловом пространстве. Роль цвета в восприятии имиджа человека. Решение вопроса трудоустройства. Этика производственных (деловых) отношений. Собеседование с работодателем. Деловые бумаги, необходимые для приема на работу (резюме, заявление). Роль и значение резюме при устройстве на работу. Составление резюме: идеальное и отрицательное резюме. Заполнение деловых бумаг, необходимых для приема на работу. | Традиционный урок; урок – практикум. |
Деловые бумаги: языковое оформление. (22 часа) | Деловые бумаги: расписка, доверенность, заявление. Отработка структуры, содержания и оформления на письме сложных предложений с союзами при составлении деловых бумаг (расписка, доверенность, заявление). Практические упражнения в составлении заявления о приеме на работу; материальной помощи.. Оформление бланков почтового перевода, посылки. Разбор нейтрального значения слов, употребляемых в деловых бумагах (с помощью учителя). Выбор слова из нескольких предложенных с точки зрения уместности его употребления в деловом стиле речи. Анализ образцов текстов делового стиля речи с точки зрения уместности использования различных частей речи. Выбор части речи (или её грамматической формы) из нескольких предложенных, уместных при создании текста делового стиля (подбор глаголов для обозначения последовательности действий, образование глаголов 3-го лица множественного числа). Составление и запись правил, памяток, инструкций по предложенной теме и по опорным словам. Наблюдение за самостоятельными и служебными частями речи в текстах делового стиля. Составление и запись простых и сложных предложений, используемых в текстах делового стиля. Повествование в деловом стиле: аннотация (без введения термина). Практическое знакомство со структурой и оформлением деловых записок. Составление и запись деловых записок. Практическое знакомство с различными видами деловых писем. Языковые, композиционные и стилистические различия деловых и личных писем. Оформление служебной записки. Практические упражнения на формирование навыков работы с документами, опубликованными на сайтах городских служб (УФМС, Пенсионный фонд, порталы городских услуг, доступных Интернет-ресурсов). | урок – практикум. |
Календарно – тематическое планирование
№ ур. | Дата | Тема раздела (кол-во часов) Тема урока | Планируемые результаты | Основные виды учебной деятельности | Примечание | |||
План | Факт | |||||||
I четверть (18 часов) | ||||||||
Основы делового общения (10 часов) | ||||||||
1 | 1.09 | Деловой стиль речи. | Знать сферу применения делового стиля речи. Уметь отличать от других стилей речи. | Смотрят видеосюжет. Слушают. Читают. Выполняют сравнительный анализ текстов – образцов в разговорном и деловом стилях речи. | ||||
2 | 6.09 | Деловой стиль речи. | Знать сферу применения делового стиля речи. Уметь отличать деловой стиль от других стилей речи. | Смотрят видеосюжет. Слушают. Читают. Выполняют сравнительный анализ текстов – образцов в разговорном и деловом стилях речи. | ||||
3 | 8.09 | Основные признаки делового стиля речи. | Знать сферу применения делового стиля речи, задачу общения. Уметь применять знания в жизненных ситуациях. | Работают с текстами – образцами в деловом стиле речи. Определяют задачу общения и участников. Обыгрывают смоделированную ситуацию. | ||||
4 | 13.09 | Основные признаки делового стиля речи. | Знать сферу применения делового стиля речи, участников общения. Уметь применять знания в жизненных ситуациях. | Работают с текстами – образцами в деловом стиле речи. Определяют задачу общения и участников. Обыгрывают смоделированную ситуацию. | ||||
5 | 15.09 | Деловое повествование речи: памятки(урок – практикум) | Знать понятие «памятка» Уметь отличать памятки от инструкций. | Работают с образцами памяток. Определяют особенности связи предложений в деловых повествованиях. Создают памятку. | ||||
6 | 20.09 | Деловое повествование речи: инструкции(урок – практикум) | Знать сферы применения инструкций. Уметь читать инструкцию. | Работают с инструкциями. Составляют инструкцию. | ||||
7 | 22.09 | Деловое повествование речи: рецепты (урок – игра) | Знать алгоритм записи рецепта. Уметь записывать рецепт. Уметь работать с технологической картой. | Находят и предъявляют информацию. Анализируют рецепты. Записывают простой рецепт. Составляют технологическую карту. | ||||
8 | 27.09 | Правила делового разговора по телефону (урок – практикум) | Знать особенности вербального и невербального общения. Знать правила ведения разговора. Уметь применять в жизни. | Смотрят обучающее видео. Анализируют. Отвечают на вопросы. Упражняются в ведении делового разговора по телефону. | ||||
9 | 29.09 | Правила ведения делового разговора с руководителем (урок – практикум) | Знать особенности вербального и невербального общения. Знать правила ведения разговора. Уметь применять в жизни. | Смотрят обучающее видео. Анализируют. Определяют задачу общения и участников. Обыгрывают смоделированную ситуацию. | ||||
10 | 4.10 | Правила ведения делового разговора с руководителем (урок – практикум) | Знать особенности вербального и невербального общения. Знать правила ведения разговора. Уметь применять в жизни. | Смотрят обучающее видео. Анализируют. Определяют задачу общения и участников. Обыгрывают смоделированную ситуацию. | ||||
Деловой этикет и культура коммуникации (8 часов) | ||||||||
11 | 6.10 | Этикет и имидж делового человека. | Знать понятия «этикет» и «имидж». уметь применить правила делового этикета в жизни. | Смотрят обучающее видео. Анализируют. Упражняются в подборе деловой одежды. Участвуют в моделировании деловых ситуаций. | ||||
12 | 11.10 | Деловой стиль одежды. | Знать особенности делового стиля одежды. Уметь подобрать одежду, необходимую для деловой встречи. | Смотрят обучающее видео. Анализируют. Упражняются в подборе деловой одежды. Участвуют в моделировании деловых ситуаций. | ||||
13 | 13.10 | Создание внешнего позитивного имиджа делового человека. | Знать особенности создания внешнего позитивного имиджа. | Смотрят обучающее видео. Анализируют. Создают позитивный имидж. Участвуют в моделировании деловых ситуаций. | ||||
14 | 18.10 | Создание внешнего позитивного имиджа делового человека (урок – игра) | Знать особенности создания внешнего позитивного имиджа. | Смотрят обучающее видео. Анализируют. Создают позитивный имидж. Участвуют в моделировании деловых ситуаций. | ||||
15 | 20.10 | Понятие имиджа в деловом пространстве. | Понимать значимость имиджа в деловом пространстве. | Смотрят видеосюжеты. Анализируют. Отвечают на вопросы. Играют. Решают смоделированные жизненные ситуации. | ||||
16 | 25.10 | Понятие имиджа в деловом пространстве. | Понимать значимость имиджа в деловом пространстве. | Смотрят видеосюжеты. Анализируют. Отвечают на вопросы. Играют. Решают смоделированные жизненные ситуации. | ||||
17 | 27.10 | Роль цвета в восприятии имиджа человека (урок – практикум) | Знать о влиянии цвета в восприятии имиджа человека. Уметь подбирать гармонирующие оттенки ткани. | Смотрят обучающее видео. Отвечают на вопросы. Работают в группах. Выполняют практические задания. | ||||
18 | 1.11 | Роль цвета в восприятии имиджа человека (урок – практикум) | Знать о влиянии цвета в восприятии имиджа человека. Уметь подбирать гармонирующие оттенки ткани. | Смотрят обучающее видео. Отвечают на вопросы. Работают в группах. Выполняют практические задания. | ||||
II четверть (14 часов) | ||||||||
Деловой этикет и культура коммуникации (14 часов) | ||||||||
1 | 10.11 | Этика производственных отношений. | Знать понятие «этика». Знать особенности общения на производстве. | Смотрят презентацию. Находят и предъявляют информацию (с помощью учителя). | ||||
2 | 15.11 | Этика производственных отношений. | Знать понятие «этика». Знать особенности общения на производстве. | Решают смоделированные жизненные ситуации. | ||||
3 | 17.11 | Собеседование с работодателем (урок – практикум) | Знать понятие «собеседование» Уметь отвечать на вопросы. | Смотрят обучающее видео. Отвечают на вопросы. Работают в группах. Выполняют практические задания. | ||||
4 | 22.11 | Собеседование с работодателем (урок – практикум) | Знать этические нормы при собеседовании. Уметь отвечать на вопросы. | Смотрят обучающее видео. Отвечают на вопросы. Работают в группах. Выполняют практические задания. | ||||
5 | 24.11 | Деловые бумаги, необходимые для приема на работу. | Знать перечень деловых бумаг, необходимых для приема на работу. Уметь работать по образцу. | Смотрят обучающее видео. Отвечают на вопросы. Работают в группах. Выполняют практические задания. | ||||
6 | 29.11 | Роль и значение резюме при устройстве на работу. | Знать о значении резюме при устройстве на работу. | Смотрят обучающее видео. Отвечают на вопросы. Работают в группах. Выполняют практические задания. | ||||
7 | 1.12 | Составление резюме (урок – практикум). | Знать понятие «резюме». Уметь работать по образцу. | Смотрят презентацию. Отвечают на вопросы. Восстанавливают алгоритм. Работают по образцу. Выполняют практические задания. | ||||
8 | 6.12 | Составление резюме (урок – практикум). | Знать понятие «резюме». Уметь составлять резюме. | Работают по образцу. Выполняют практические задания. Составляют резюме. | ||||
9 | 8.12 | Составление заявления (урок – практикум). | Уметь работать по образцу. Уметь писать заявление. | Работают по образцу. Выполняют практические задания. Составляют заявление о приеме на работу. | ||||
10 | 13.12 | Составление заявления (урок – практикум). | Уметь работать по образцу. Уметь писать заявление. | Работают по образцу. Выполняют практические задания. Составляют заявление о приеме на работу. | ||||
11 | 15.12 | Заполнение договора (урок – практикум). | Уметь работать по образцу. Уметь заполнять договор. | Работают по образцу. Выполняют практические задания. Заполняют трудовой договор. | ||||
12 | 20.12 | Заполнение договора (урок – практикум). | Уметь работать по образцу. Уметь заполнять договор. | Работают по образцу. Выполняют практические задания. Заполняют трудовой договор. | ||||
13 | 22.12 | Заполнение трудового соглашения (урок – практикум). | Уметь работать по образцу. Уметь заполнять соглашение. | Работают по образцу. Выполняют практические задания. Заполняют трудовое соглашение. | ||||
14 | 27.12 | Заполнение трудового соглашения (урок – практикум). | Уметь работать по образцу. Уметь заполнять соглашение. | Работают по образцу. Выполняют практические задания. Заполняют трудовое соглашение. | ||||
III четверть (20 часов) | ||||||||
Деловые бумаги: языковое оформление (20 часов) | ||||||||
1 | 10.01 2023 | Деловые бумаги: расписка(урок – практикум). | Знать виды деловых бумаг. Знать особенности написания расписки. | Смотрят презентацию. Работают по образцу. Выполняют практическое задание. | ||||
2 | 12.01 | Составление расписки (урок – практикум). | Знать виды деловых бумаг. Знать особенности написания расписки. | Смотрят презентацию. Работают по образцу. Выполняют практическое задание. | ||||
3 | 17.01 | Составление доверенности в свободной форме. (урок – практикум). | Уметь составлять доверенность в свободной форме. | Смотрят презентацию. Отвечают на вопросы. Работают по образцу. Выполняют практические задания. | ||||
4 | 19.01 | Составление доверенностина распоряжение имуществом (урок – практикум). | Уметь составлять доверенность на бланке. | Смотрят презентацию. Отвечают на вопросы. Восстанавливают алгоритм. Работают по образцу. Выполняют практические задания. | ||||
5 | 24.01 | Составление заявления о материальной помощи (урок – практикум). | Уметь работать по образцу. Составлять заявление о материальной помощи. | Смотрят презентацию. Отвечают на вопросы. Работают по образцу. Выполняют практические задания. | ||||
6 | 26.01 | Составление и запись деловых записок (урок – практикум). | Знать особенности написания деловых записок. | Анализируют образцы текстов делового стиля речи с точки зрения уместности использования различных частей речи. Составляют записку. | ||||
7 | 31.01 | Оформление служебной записки(урок – практикум). | Уметь оформлять служебную записку. | Работают по образцу. Выполняют практические задания. | ||||
8 | 2.02 | Письма. Виды, структура. | Знать виды писем, структуру написания. | Смотрят презентацию. Слушают. Восстанавливают схему. Работают по схеме, по образцу. | ||||
9 | 7.02 | Электронные письма (урок – практикум). | Знать особенности составления электронного письма. Назначение электронных писем. Уметь написать и отправить письмо. | Смотрят обучающее видео. Читают. Выделяют основную мысль. Отвечают на вопросы. Составляют письмо по плану. Записывают. Печатают. | Компьютер | |||
10 | 9.02 | Электронные письма (урок – практикум). | Знать особенности составления электронного письма. Назначение электронных писем. Уметь написать и отправить письмо. | Смотрят обучающее видео. Читают. Выделяют основную мысль. Отвечают на вопросы. Составляют письмо по плану. Записывают. Печатают. | Компьютер | |||
11 | 14.02 | Личные письма. | Знать понятие «личные» Уметь писать письмо по образцу. | Смотрят видеосюжет. Читают. Рассматривают образцы писем. Пишут письмо на предложенную тему. | ||||
12 | 16.02 | Различия деловых и личных писем. | Знать виды писем, различать деловые и личные письма. | Смотрят видеосюжет. Читают. Рассматривают образцы писем. Пишут письмо на предложенную тему. | ||||
13 | 21.02 | Написание объявлений (урок – практикум). | Уметь составить объявление. Написать от руки. Напечатать. | Смотрят презентацию.Составляют объявление, записывают по образцу. Печатают на компьютере. | ||||
14 | 23.02 | Написание объявлений (урок – практикум). | Уметь составить объявление. Написать от руки. Напечатать. | Смотрят презентацию. Составляют объявление, записывают по образцу. Печатают на компьютере. | ||||
15 | 28.02 | Оформление служебной записки(урок – практикум). | Знать отличия письма и записки. Уметь составить записку. | Рассматривают образцы записок. Сравнивают с письмами. Оформляют служебную записку. | ||||
16 | 2.03 | Оформление служебной записки (урок – практикум). | Знать отличия письма и записки. Уметь составить записку. | Рассматривают образцы записок. Сравнивают с письмами. Оформляют служебную записку. | ||||
17 | 7.03 | Работа с документами, опубликованными на сайтах городских служб(урок – практикум). | Знать правила работы в сети Интернет. Уметь находить информацию. | Слушают. Работают с информацией. Ориентируются в информации (с помощью учителя). Скачивают, заполняют документ. | Компьютер | |||
18 | 14.03 | Работа с документами, опубликованными на сайтах городских служб(урок – практикум). | Знать правила работы в сети Интернет. Уметь находить информацию. | Слушают инструкцию.Работают с информацией. Ориентируются в информации (с помощью учителя). Скачивают, заполняют документ. | Компьютер | |||
19 | 16.03 | Практические упражнения в оформлении деловых бумаг. | Знать виды деловых бумаг, особенности их заполнения. Уметь оформлять бумаги по образцу. | Выполняют практические упражнения в оформлении деловых бумаг. | ||||
20 | 21.03 | Практические упражнения в оформлении деловых бумаг. | Знать виды деловых бумаг, особенности их заполнения. Уметь оформлять бумаги по образцу. | Выполняют практические упражнения в оформлении деловых бумаг. | ||||
VI четверть (2 часа) | ||||||||
Деловые бумаги: языковое оформление (2 часа) | ||||||||
1 | 4.04 | Практические упражнения в оформлении деловых бумаг. | Знать виды деловых бумаг, особенности их заполнения. Уметь оформлять бумаги по образцу. | Выполняют практические упражнения в оформлении деловых бумаг. | ||||
2 | 6.04 | Практические упражнения в оформлении деловых бумаг. | Знать виды деловых бумаг, особенности их заполнения. Уметь оформлять бумаги по образцу. | Выполняют практические упражнения в оформлении деловых бумаг. |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение по предмету
«Деловое общение»
Учебно-методические средства обучения | Специфическое обеспечение | Электронно-программное обеспечение, ТСО |
1.Скибицкая, И. Ю. Деловое общение : учебник и практикум для СПО / И. Ю. Скибицкая, Э. Г. Скибицкий. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 247 с. 2. Жернакова, М. Б. Деловое общение : учебник и практикум для СПО / М. Б. Жернакова, И. А. Румянцева. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 370 с. 3. Панфилова, А. П. Культура речи и деловое общение в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для СПО / А. П. Панфилова, А. В. Долматов ; под общ.ред. А. П. Панфиловой. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 231 с. 4.Аленкина О.А. «Профессионально – трудовая социализация молодежи» /Т.В. Черникова, О.А. Аленкина –Глобус 2009г. | Наглядные пособия, карточки с заданиями. м/с «Уроки хороших манер» | Компьютер. Мультимедийные презентации. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.06 ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 230115 ПРОГРАММИРОВАНИЕ В КОМПЬЮТЕРНЫХ СИСТЕМАХ (БАЗОВАЯ ПОДГОТОВКА)
Программа по ФГОС предназначена для преподавателей психологии....
Рабочая программа учебной дисциплины «Профессиональная этика и психология делового общения» для специальности СПО 034702 «Документационное обеспечение управления и архивоведение»
Целью учебной дисциплины «Профессиональная этика и психология делового общения» является ознакомление студентов с данной отраслью психологического знаний, формирование коммуникативной компетенции и на...
Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 06 «Профессиональная этика и психология делового общения» для специальности 034702 «Документационное обеспечение управления и архивоведение»
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 034702 «Документационное обеспечение упр...
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.02 Психология общения
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.02 Психология общения разработана на основе ФГОС по специальности среднего профессионального образования 44.02.02 Преподавание в начальных классах...
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02 «Культура и психология профессионального общения»
Программа учебной дисциплины ОП.02 «Культура и психология профессионального общения» является частью профессиональной подготовки по профессии 18103 Садовник...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.05 ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИУТВЕРЖДАЮЗаместитель директорапо учебной работе_____________ /__Л.А.Терехова/(подпись)...