ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.06 ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 230115 ПРОГРАММИРОВАНИЕ В КОМПЬЮТЕРНЫХ СИСТЕМАХ (БАЗОВАЯ ПОДГОТОВКА)
рабочая программа по теме
Программа по ФГОС предназначена для преподавателей психологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Психология общения | 194 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПО ОБРАЗОВАНИЮ, НАУКЕ И ДЕЛАМ МОЛОДЁЖИ
Сафоновский филиал областного государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования
«Смоленский промышленно-экономический колледж»
(Сафоновский филиал ОГБОУ СПО
«Смоленский промышленно - экономический колледж»)
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.06 ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ
СПЕЦИАЛЬНОСТИ 230115 ПРОГРАММИРОВАНИЕ В КОМПЬЮТЕРНЫХ СИСТЕМАХ
(БАЗОВАЯ ПОДГОТОВКА)
2013г.
Программа учебной дисциплины входит в состав вариативной части основной профессиональной образовательной программы и предназначена для реализаций требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 230115 Программирование в компьютерных системах. | |
Разработчик________А.С. Малуева, преподаватель Сафоновского филиала ОГБОУ СПО «Смоленский промышленно-экономический колледж» | |
Согласовано с Методическим объединением педагогов-психологов г. Сафоново | |
Утверждена научно - методическим советом ОГБОУ СПО «Смоленский промышленно-экономический колледж» Протокол №__ от «__» ___________ 20__г. | |
Рассмотрена методическим советом Сафоновского филиала ОГБОУ СПО «Смоленский промышленно-экономический колледж» Протокол №___ от «___» __________ 20__г. Начальник службы ОД и НМС ______Е.А.Киселёва | |
Одобрена цикловой комиссией общеобразовательных дисциплин Протокол №___ от «___» _________ 20___г. Председатель _____И.Л.Карпова | |
Рецензент_________Балакина Н.Н., преподаватель Сафоновского филиала ОГБОУ СПО «Смоленский промышленно-экономический колледж» | |
Рецензент_____________Байдакова В.А., руководитель МО педагогов-психологов |
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 5 |
| 6 |
| 11 |
| 12 |
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Психология общения
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины предназначена для реализации общеобразовательной подготовки в пределах основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования с учетом профиля получаемого профессионального образования по специальностям среднего профессионального образования (далее - СПО) социально-экономического профиля.
Программа учебной дисциплины может быть использована в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
дисциплина является вариативной и входит в общий гуманитарный и социально-экономический цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;
-использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
-взаимосвязь общения и деятельности, цели, функции, виды и уровни общения;
-роли и ролевые ожидания в общении;
-виды социальных взаимодействий;
-механизмы взаимопонимания в общении;
-техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;
-этические принципы общения;
-источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов.
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 72 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов;
самостоятельной работы обучающегося 24 часа.
2. ПЕРЕЧЕНЬ РАЗВИВАЕМЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
Результатом освоения учебной дисциплины является овладение общими (ОК) и профессиональными (ПК) компетенциями:
Код | Наименование результата обучения |
ОК 1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2 | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3 | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК 4 | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5 | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6 | Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7 | Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. |
ОК 8 | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 9 | Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
ОК 10 | Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). |
ПК 5.1 | Производить инсталляцию, настройку и обслуживание программного обеспечения компьютерных систем. |
ПК 5.2 | Осуществлять выбор методов и средств измерения эксплуатационных характеристик объектов профессиональной деятельности. |
ПК 5.3 | Выполнять работы по модификации отдельных компонент программного обеспечения. |
ПК 5.4 | Обеспечивать защиту программного обеспечения компьютерных систем. |
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов/зачетных единиц |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 72 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 48 |
Самостоятельная работа студента (всего) | 24 |
в том числе: | |
подготовка и написание сообщений и докладов решение ситуационных задач подготовка к деловым играм подготовка и участие в дискуссиях анализ производственных ситуаций | 12 2 2 4 4 |
Итоговая аттестация в форме зачета с использованием контрольных материалов в виде набора заданий тестового типа |
3.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Психология общения»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Введение в учебную дисциплину | 3 | ||
Содержание учебного материала | 2 | ||
Назначение учебной дисциплины «Психология общения». Основные понятия. Требования к изучаемой дисциплине. Роль общения в профессиональной деятельности человека. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся №1: Используя профессиограмму своей специальности, опишите роль и место общения в структуре деятельности. | 1 | ||
Раздел 2. Социальное общение | 49 | ||
Тема 2.1. Общение – основа человеческого бытия | Содержание учебного материала | 10 | |
1.Общение в системе межличностных и общественных отношений. Социальная роль. | 2 2 2 | 2 | |
2. Классификация общения. Виды, функции общения. Структура и средства общения | |||
3. Единство общения и деятельности | |||
Самостоятельная работа обучающихся №2: Подготовка докладов и выступлений по теме: «Общение – основа человеческого бытия» | 4 | ||
Тема 2.2 Общение как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона общения) | Содержание учебного материала | 11 | |
1. Понятие социальной перцепции. Факторы, оказывающие влияние на восприятие. Искажение в процессе восприятия. | 2 2 | 2 | |
2. Психологические механизмы восприятия. Влияние имиджа на восприятие человека. | |||
Практическое занятие № 1, 2 Самодиагностика по теме «Общение» Диагностический инструментарий: «Коммуникативные и организаторские способности». «Ваш стиль делового общения». «Ваши эмпатические способности». Самоанализ результатов тестирования Составление плана действий по коррекции результатов, мешающих эффективному общению. | 4 | ||
Самостоятельная работа обучающихся №3: Подготовка выступлений на темы: «Значение стереотипа в профессиональной деятельности», «Роль восприятия в развитии межличностного общения», «Влияние внешнего вида человека на успех в профессиональной деятельности» | 3 | ||
Тема 2.3 Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения) | Содержание учебного материала | 6 | |
1. Типы взаимодействия: кооперация и конкуренция. Позиции взаимодействия в русле трансактного анализа. Ориентация на понимание и ориентация на контроль. | 2 2 | 2 | |
2. Взаимодействие как организация совместной деятельности | |||
Самостоятельная работа обучающихся №4: - Разработка сценариев взаимодействия и определение их роли в межличностном общении. - Определение практической значимости трансактного анализа Э. Берна | 2 | ||
Тема 2.4 Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения) | Содержание учебного материала | 13 | |
1. Основные элементы коммуникации. Вербальная коммуникация. Коммуникативные барьеры. | 2 2 3 | 2 | |
2. Невербальная коммуникация. | |||
3. Методы развития коммуникативных способностей. Виды, правила и техники слушания. Толерантность как средство повышения эффективности общения. | |||
Контрольная работа по теме «Психологические аспекты общения» | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся №5: Самодиагностика: «Уровень владения невербальными компонентами в процессе делового общения» Анализ самодиагностики. Самодиагностика «Коммуникативная толерантность» Анализ диагностики. | 5 | ||
Тема 2.5 Формы делового общения и их характеристики | Содержание учебного материала | 9 | |
1. Деловая беседа. Формы постановки вопросов. | 2 4 | 2 | |
2. Психологические особенности ведения деловых дискуссий и публичных выступлений. Аргументация. | |||
Самостоятельная работа обучающихся №6: Подготовка самопрезентации. | 3 | ||
Раздел 3. Конфликты и способы их предупреждения и разрешения | 12 | ||
Тема 3.1 Конфликт: его сущность и основные характеристики | Содержание учебного материала | 6 | |
1. Понятие конфликта и его структура. Невербальное проявление конфликта. Стратегия разрешения конфликтов | 2 2 | 2 | |
Практическое занятие №3 Самодиагностика по теме «Конфликт» Диагностический инструментарий: «Твоя конфликтность» «Стратегия поведения в конфликтах» К. Томаса. Анализ своего поведения на основании результатов диагностики. | |||
Самостоятельная работа обучающихся №7: Проанализировать художественные произведения, в которых рассматриваются различные стратегии поведения в конфликтах. | 2 | ||
Тема 3.2 Эмоциональное реагирование в конфликтах и саморегуляции | Содержание учебного материала | 6 | |
1. Особенности эмоционального реагирования в конфликтах. Гнев и агрессия. Разрядка эмоций. | 2 2 | 2 | |
2. Правила поведения в конфликтах. Влияние толерантности на разрешение конфликтной ситуации. | |||
Самостоятельная работа обучающихся №8: Сообщение на тему: «Роль руководителя в разрешении конфликтов». | 2 | ||
Раздел 4. Этические формы общения | 8 | ||
Тема 4.1 Общие сведения об этической культуре | Содержание учебного материала | 8 | |
| 2 2 | 3 | |
2. Деловой этикет в профессиональной деятельности. Взаимосвязь делового этикета и этики деловых отношений. | |||
Практическое занятие №4 «Разработка этических норм своей профессиональной деятельности» | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся №9: Сформулировать принципы делового этикета и определить их значение в профессиональной сфере | 2 | ||
Всего | 72 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
4. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия
учебного кабинета социально-экономических дисциплин.
Оборудование учебного кабинета:
1. Документационное обеспечение:
паспорт кабинета; ФГОС СПО специальности; план работы учебного кабинета; план работы СНО; журнал по технике безопасности.
2. Учебно-методическое обеспечение:
- планы практических и семинарских занятий по дисциплине «Психология общения»;
- раздаточный дидактический материал по учебной дисциплине «Психология общения»;
- банк оценочных материалов по дисциплине «Психология общения» в форме разноуровневых тестовых заданий, ситуационных задач;
- методические рекомендации для организации самостоятельной деятельности студентов по дисциплине «Психология общения»;
- слайд – лекции к дисциплине «Психология общения».
Технические средства обучения:
-учебные рабочие места оснащенные ПВМ;
-Интернет ресурс;
-интерактивная доска;
-мультимедийный проектор;
-программные средства обучения.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Андреева Г. М. «Социальная психология». - М. : Аспект – пресс, 2009.
- Андреенко Е. В. «Социальная психология» - М.: Академия, 2009.
- Соснин В. А., Красникова Е. А. Социальная психология. Учебник для ССУЗов (изд:2). – М., 2009.
Дополнительные источники:
1) Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. – М.: 2007.
2) Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – М.: 2006.
3) Бороздина Г.В. Психология делового общения. –М.: 2006..
4) Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: 2008.
5) Майерс Д. Социальная психология. – СПб.: 2007.
6) Панфилова А.П. Деловая коммуникация и профессиональной деятельности. Учебное пособие. – СПб.: 2005.
7) Петровская Л.А. Компетентность в общении. – М.: 2007.
8) Социальная психология./ Авторы – составители Р.И. Мокшанцев,
А.В. Мокшанцева. – М.: Новосибирск, 2010.
Интернет-источники:
1) Портал психологии - "Psychology.ru": [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.psychology.ru
2) Журнал "Psychologies": [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.psychologies.ru
3) Электронная библиотека учебников: [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://studentam.net/
4) Библиотека Гумер - гуманитарные науки: [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gumer.info/
5) PSYLIB: Психологическая библиотека "Самопознание и саморазвитие": [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://psylib.kiev.ua/
5. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических и семинарских занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Освоенные умения: | |
-применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности; | Практическая работа: анализ производственных ситуаций. |
-использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения. | Практическая работа: анализ производственных ситуаций (деловая игра). |
Усвоенные знания: | |
-взаимосвязь общения и деятельности, цели, функции, виды и уровни общения; | Тестовый контроль |
-роли и ролевые ожидания в общении; -виды социальных взаимодействий; -механизмы взаимопонимания в общении; | Тестовый контроль |
-техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения; -этические принципы общения | Индивидуальные задания. |
-источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов. | Анализ проблемных ситуаций. |
Примерный вариант контрольно-оценочных средств для проведения итоговой аттестации в форме зачета с использованием контрольных материалов в виде набора заданий тестового типа
1. Какого рода контакт возникает в процессе общения двух попутчиков в поездке?
- Опосредованный
- Продолжительные и не случайный
- Непосредственный, случайный непродолжительный.
2. Какого рода контакт возникает в процессе общения людей через интернет?
- Непосредственный, продолжительный
- Опосредованный
- Случайный продолжительный
3. Что изучает психология общения и межличностного взаимодействия?
- различные виды и средства коммуникаций между людьми
- типы взаимодействия людей
- различные виды и средства коммуникаций между людьми (включая и массовые коммуникации), механизмы этих коммуникаций, типы взаимодействия людей - от кооперации до конфликта
4. Весь набор методов социально-психологического исследования можно подразделить на:
1. методы исследования и методы воздействия
2. методы сбора информации и методы ее обработки
5. При использовании какого метода социально-психологического исследования важнейшую роль играет способность к пониманию текста?
1. изучение документов
2. наблюдение
3. эксперимент
6. Представьте ситуацию: вы работник кадрового агентства и вам необходимо подобрать персонал для определенной фирмы. Какие методы социально-психологического исследования вы бы использовали в своей работе?
1. наблюдение, опросы
2. интервьюирование
3. эксперимент
7.Ответ да/нет. Требует ли продуктивное общение от человека высокой психологической культуры, а также постоянного изучения и учета эмоциональной стороны отношений?
Ответ: да
8.Чувства – это:
1. своеобразное личностное отношение человека к окружающей действительности и самому себе
2. отношение человека к окружающей действительности
3. отношение человека к самому себе
9. Что включает в себя микросреда общения:
1. Наука, культура, идеология, законы
2. Группа, семья, школа, улица, производство
10. Что включает в себя макросреда общения:
1. Наука, культура, идеология, законы
2. Группа, семья, школа, улица, производство
11. Вставьте пропущенное слово. Всевозможные связи и контакты незнакомых людей в обществе – это …. общение.
Ответ: массовое
12. Как называется обычное общение людей, каждый из которых отличается своими уникальными качествами?
1. Межличностное
2. Ролевое
3. Межперсональное
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ.12 ФИЗИКА для специальности 230115 Программирование в компьютерных системах
Рабочая программа учебной дисциплины «Физика» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности/ профессии 230115...
Материалы обязательной контрольной работы по учебной дисциплине ОП.01. «Операционные системы» для специальности 230115 «Программирование в компьютерных системах»
Материалы обязательной контрольной работы по учебной дисциплине общепрофессионального цикла «Операционные системы» разработаны на основе Федерального государственного образова...
Рабочая программа учебной практики, производственной практики по специальности 230115 "Программирование в компьютерных системах".
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования (утв. Приказом Министерства образования и науки ...
Рабочая программа учебной дисциплины "Операционные системы" по специальности 230115 Программирование в компьютерных системах
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 230115 Программирование в компьютерных с...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ, ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ по специальности: 230115 Программирование в компьютерных системах
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ, ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ (ПО ПРОФИЛЮ СПЕЦИАЛЬНОСТИ...
Рабочая программа по дисциплине БЖД для специальности 230115 "Программирование в компьютерных системах" 2015г.
В данном разделе размещена Рабочая программа по дисциплине БЖД для специальности 230115 "Программирование в компьютерных системах" 2015г....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА профессионального модуля ПМ.01 Разработка программных модулей программного обеспе-чения для компьютерных систем для специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах, базовой подготовки
Рабочая программа профессионального модуля – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 09.02.03 Программирование в компьютерн...