Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.02 Психология общения
рабочая программа на тему
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.02 Психология общения разработана на основе ФГОС по специальности среднего профессионального образования 44.02.02 Преподавание в начальных классах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
44.02.02_ogse.02_psikhologiya_obshcheniya.docx | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Филиал ОГБОУ СПО «Братский педагогический колледж»
УТВЕРЖДАЮ
Директор ОГБОУ СПО
«Братский педагогический
колледж»
_________ /Г.М. Парилова/
«___» __________ 20 ___ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.02 Психология общения
Специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах
Срок обучения 3 г. 10 м., форма обучения очная
Тулун, 2014
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 3 |
| 5 |
| 10 |
| 11 |
1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины
Психология общения
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах.
Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основе примерной программы: организация-разработчик: государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Колледж сферы услуг № 32 г. Москвы; разработчик примерной программы: Шеламова Галина Михайловна, кандидат педагогических наук, заместитель директора по НМ и ЭР.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Психология общения» относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу основной профессиональной образовательной программы.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Цель: приобретение студентами теоретических знаний и практических умений в области психологии общения.
Задачи:
- продолжить формирование коммуникативной компетентности будущих специалистов;
- развивать навыки эффективного общения, необходимого для работы;
- научить использовать знания в области психологии общения в предотвращении и регулировании конфликтных ситуаций;
- сформировать навыки соблюдения этических норм общения.
Профессиональная деятельность специалистов предусматривает социально-психологические связи и отношения, что неразрывно связано с формированием знаний и умений в сфере общения.
В результате освоения дисциплины «Психология общения» обучающийся должен уметь:
- применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;
- использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения.
должен знать:
- взаимосвязь общения и деятельности;
- цели, функции, виды и уровни общения;
- роли и ролевые ожидания в общении;
- виды социальных взаимодействий;
- механизмы взаимопонимания в общении;
- техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы,
убеждения;
- этические принципы общения;
- источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 70 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов;
самостоятельной работы обучающегося 22 часа.
2. Структура и содержание учебной дисциплины Психология общения
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 70 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 48 |
в том числе: | |
практические занятия | 34 |
контрольные работы | 2 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 22 |
в том числе: | |
подготовка практико-ориентированных сообщений | 8 |
подготовка к практическим занятиям | 4 |
домашняя работа | 10 |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Психология общения
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа студентов, курсовая работ (проект) | Объем часов | Уровень освоения | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | ||||
Раздел 1. Введение в учебную дисциплину | 4 | ||||||
Тема 1.1. Введение в предмет | |||||||
Содержание учебного материала | 1 | ||||||
1. | Назначение учебной дисциплины «Психология общения». Требования к изучаемой дисциплине. Роль общения в профессиональной деятельности человека. Единство общения и деятельности. | 2 | |||||
Практическое занятие «Установление контакта общения» 1. Выполнение упражнений на знакомство с участниками группы, правилами группы, установление контакта в группе: «Расскажи о своём имени», «Мои имена», «Футболка с надписью», «Игры-перестройки», «Молодёжная тусовка», «Молчанка». 2. Выполнение теста «Определение уровня общительности» (В.Ф. Ряховский) 3. Заполнение анкеты «Мои затруднения в общении». | 2 | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся Используя профессиограмму своей специальности, опишите роль и место общения в структуре деятельности. | 1 | ||||||
Раздел 2. Психология общения | 47 | ||||||
Тема 2.1. Общение – основа человеческого бытия. | Содержание учебного материала | ||||||
1. | Общение в системе межличностных и общественных отношений. Социальная роль. | 1 | 2 | ||||
2. | Классификация общения. Три стороны общения: коммуникативная, перцептивная, интерактивная. Функции общения: прагматическая, формирующая, подтверждения, организации и поддержания межличностных отношений, внутриличностная. Структура и средства общения. | 1 | |||||
Практические занятия «Построение коммуникативного процесса на основе знаний структуры, функций и средств общения» 1. Выполнение упражнений на установление контакта в группе: «Ёжик-ёжик», «А я еду», «Сиамские близнецы». 2. Выполнение теста «Определите тип своей личности». (К. Юнг) | 2 | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся Определите специальности, в которых императивный тип общения используется эффективно. Опишите сферы человеческих отношений, где применение императива невозможно. Подготовьте доклады и выступления по теме: «Общение – основа человеческого бытия» Охарактеризуйте свою профессиональную деятельность. | 3 | ||||||
Тема 2.2 Общение как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона общения) | Содержание учебного материала | ||||||
1. | Понятие социальной перцепции. Факторы, оказывающие влияние на восприятие. Искажения в процессе восприятия. | 1 | 2 | ||||
2. | Психологические механизмы восприятия. Влияние имиджа на восприятие человека. | 1 | |||||
Практические занятия 1. Выполнение упражнений на развитие умений воспринимать и понимать друг друга: «Поздороваемся», «Рожицы», «Слепой и поводырь», «Эмпатия», «Понял – не понял», «Ошибки восприятия», «Зеркало». 2. Выполнение тестов «Понимаете ли вы друг друга?», «Коммуникативные и организаторские способности», «Ваши эмпатические способности». 3. Самоанализ результатов тестирования. 4. Составление плана действий по коррекции результатов, мешающих эффективному общению. | 5 | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся Определите, с какими закономерностями и ошибками каузальной атрибуции Вы сталкиваетесь в повседневной жизни? Опишите типичные искажения при восприятии друг друга, с которыми Вы можете встретиться в своей профессиональной деятельности. Определите, есть ли связь между внешним видом человека и его успехом в профессиональной деятельности? (если да, то докажите на конкретных примерах) | 3 | ||||||
Тема 2.3. Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения) | Содержание учебного материала | ||||||
1. | Типы взаимодействия: кооперация и конкуренция. Позиции взаимодействия в русле трансактного анализа. Ориентация на понимание и ориентация на контроль. Взаимодействие как организация совместной деятельности. | 1 | 2 | ||||
Практические занятия 1. Выполнение упражнений на развитие навыков общения: «Спасибо», «Представление в парах», Ролевая игра «Угадай стиль общения». 2. Выполнение упражнений на развитие навыков общения: «Поросячьи бега», «Былинка на ветру», «Ассоциации», «Волшебное кресло», Ролевая игра «Самоподача». | 3 | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся В чем его сущность трансактного анализа Э. Берна и какую практическую значимость он имеет для вас? | 2 | ||||||
Тема 2.4. Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения) | Содержание учебного материала | ||||||
1. | Основные элементы коммуникации. Вербальная коммуникация. Коммуникативные барьеры. Невербальная коммуникация. | 1 | 2 | ||||
2. | Методы развития коммуникативных способностей. Виды, правила и техники слушания. | 1 | |||||
Контрольная работа по теме «Психологические аспекты общения» | 1 | ||||||
Практическое занятие 1. Выполнение упражнений на развитие навыков невербального общения: «Чувство на спине», «Не слышу», «Любящий взгляд», «Выбор дистанции», «Передай сообщение», «Подарок», «Молекулы» 2. Выполнение упражнений на развитие навыков вербального общения: «Поменяйтесь местами те, кто …», «Путаница», «Только вместе», «Просьба», «Согласие». 3. Выполнение упражнений на развитие навыков слушания: «Настроение», «Дождик», «Испорченный телефон», «Эксперимент», «Разобраться в проблеме с использованием приёмов активного слушания» Проблема 1. Вы не готовы к зачёту. Проблема 2. Друг взял без спроса твою вещь. Проблема 3. Мама не пускает на дискотеку. 4. Участие в ролевой дискуссии «Правила слушания» 5. Выполнение теста «Умеете ли вы слушать?», «Умеете ли вы контролировать себя в общении?» 6. Выполнение «Уровень владения невербальными компонентами в процессе делового общения». Анализ самодиагностики 7. Самодиагностика: «Коммуникативная толерантность». Анализ диагностики. 8. Ролевые игры, направленные на групповое принятие решения. Анализ ролевых игр. | 8 | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся С какими коммуникативными барьерами Вы сталкивались во время прохождения производственной практики? Почему по речи судят об общей культуре человека? Сделайте сообщения по теме: «Потолкуешь с одним – возликуешь, потолкуешь с другим – затоскуешь» Подготовьте краткие сообщения по книге А. Пиз «Язык телодвижений. Как читать мысли других по их жестам» Используя СМИ (газеты, журналы, интернет), докажите, что толерантность – основа диалогического общения. Подготовьте сообщения по теме: «Толерантность и ее значение в развитии коммуникационных способностей». | 4 | ||||||
Тема 2.5. Формы делового общения и их характеристики | Содержание учебного материала | ||||||
1. | Деловая беседа. Формы постановки вопросов. Аргументация. Психологические особенности ведения деловых дискуссий и публичных выступлений. | 1 | 2 | ||||
Практическое занятие. 1. Выполнение упражнений на развитие навыков делового общения: «Не урони», «Контакты», Ролевая игра «Деловое общение» 2. Выполнение теста «Умеете ли вы влиять на других людей?» 3. Ролевые игры, направленные на навыки корректного ведения диспута; Тренинг публичного выступления. Ролевые игры, направленные на формирование умения аргументировать и убеждать. Анализ ролевых игр 4. «Самопрезентация. Проведение собеседования» Мозговой штурм «Как правильно составить резюме?», ролевая игра «Интервью» 5. Составление резюме | 5 | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся Почему деловую беседу нельзя проводить спонтанно? Ответ обоснуйте. Подготовьте самопрезентацию (не более 5 минут). Какую роль самопрезентация играет при организации публичного выступления? | 3 | ||||||
Раздел 3 Конфликты и способы их предупреждения и разрешения | 14 | ||||||
Тема 3.1. Конфликт: его сущность и основные характеристики | Содержание учебного материала | ||||||
1. | Понятие конфликта и его структура. Невербальное проявление конфликта. Стратегия разрешения конфликтов. | 1 | 2 | ||||
Практические занятия 1. Выполнение упражнений на развитие навыков бесконфликтного общения: «Рукопожатия», «Ассоциации», «Взаимодействие», «Холодный суп» 2. Самодиагностика: тест: «Твоя конфликтность»; 3. «Стратегии поведения в конфликтах К. Томаса. Анализ своего поведения на основании результатов диагностики. 4. Анализ производственных конфликтов и составление алгоритма выхода из конфликтной ситуации. | 4 | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся Вспомните и проанализируйте сказки, художественные произведения (литература, кинофильмы), в которых рассматриваются примеры различных стратегий поведения в конфликтах. | 2 | ||||||
Тема 3.2. Эмоциональное реагирование в конфликтах и саморегуляция | Содержание учебного материала | ||||||
1. | Особенности эмоционального реагирования в конфликтах. Правила поведения в конфликтах. Влияние толерантности на разрешение конфликтной ситуации. | 1 | 2 | ||||
Контрольная работа по темам «Деловое общение. Конфликт» | 1 | ||||||
Практические занятия 1. Практическое занятие «Применение стилей реагирования в конфликтных ситуациях» Выполнение упражнений на развитие навыков общения: «Икс и игрек», «Катастрофа», «Невалящка», «По порядку номеров», «Вердикт», «Молчаливое приветствие», «Откровенно говоря …», «Трудные взрослые» 2. Решение ситуационных задач. 3. Практическое занятие «Конструктивное разрешение конфликтов». Выполнение упражнений на развитие навыков общения: «Апельсин», «Верблюд», «Философ», «Лёгкая агрессия», «Конфликтные ситуации», Ролевая игра «Семейный конфликт» | 3 | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся Подготовьте сообщения на темы: «Роль негативных эмоций в общении человека», «Толерантное поведение приходит на смену конфликтам». | 2 | ||||||
Раздел 4. Этические формы общения | 5 | ||||||
Тема 4.1. Общие сведения об этической культуре | Содержание учебного материала | ||||||
1. | Понятие: этика и мораль. Категории этики. Нормы морали. Моральные принципы и нормы как основа эффективного общения. Деловой этикет в профессиональной деятельности. | 1 | 2 | ||||
Практическое занятие. Разработка этических норм своей профессиональной деятельности. Презентация результатов деятельности. | 2 | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся Рассмотрите значение нравственных норм в современном предпринимательстве. Обоснуйте «золотое правило» нравственности. Сформулируйте принципы делового этикета и докажите их значение в профессиональной сфере. | 2 | ||||||
ВСЕГО | 70 |
3. Условия реализации рабочей программы дисциплины Психология общения.
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Для реализации рабочей программы дисциплины имеется в наличии учебный кабинет педагогики и психологии.
Оборудование учебного кабинета включает:
УМК учебной дисциплины (учебники, учебно-методические рекомендации, видеофильмы и т.п.)
Технические средства обучения: телевизор, компьютер.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
1. Столяренко Л.Д. Психология делового общения и управления (учебник для ссузов) – Ростов на Дону.: Издательство «Феникс», 2009. – 409с.
2. Волкова А.И. Психология общения (учебное пособие для ссузов) – Ростов на Дону.: Издательство «Феникс», 2009. – 448с.
3. Шеламова Г.М. Деловая культура и психология общения (учебное пособие для среднего профессионального образования) – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 178с.
Дополнительные источники:
1. Шеламова Г.М. Этикет делового общения. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 187с.
2. Шеламова Г.М. Этикет деловых отношений. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 65с.
3. Битянова М.Р. Социальная психология (учебное пособие) – СПб.: Издательский дом Питер, 2010. - 368с.
4. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений – СПб.: Издательский дом Питер, 2010. – 576с.
5. Канке А.А., Кошевая И.П. Профессиональная этика и психология делового общения (учебное пособие для ссузов) – М.: Форум, 2009. – 304с.
6. Курбатов В.И. Конфликтология – Ростов на Дону.: Издательство «Феникс», 2009. – 448с.
7. Руденко А.М., Самыгин С.И. Деловое общение (учебное пособие) – М.: КноРус, 2010. – 440с.
8. Сухов А.Н. Социальная психология (учебное пособие для ссузов) - М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 240с.
4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины Психология общения.
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины Психология общения осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, выполнения контрольных работ, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Итоговым контролем освоения обучающимися дисциплины Психология общения является зачет.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: - применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности; - использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения. В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: - взаимосвязь общения и деятельности; - цели, функции, виды и уровни общения; - роли и ролевые ожидания в общении; - виды социальных взаимодействий; - механизмы взаимопонимания в общении; - техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения; - этические принципы общения; источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов. | Формы контроля обучения: - устный опрос, - письменное тестирование; - контрольные работы; - домашнее задание творческого характера; - практические задания; - активность на занятиях (экспертное суждение; дополнения к ответам сокурсников и т.п.). Методы оценки результатов обучения: - мониторинг роста творческой самостоятельности и навыков получения нового знания каждым обучающимся; - накопительная система баллов, на основе которой выставляется итоговая отметка; - традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу, на основе которых выставляется итоговая отметка. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ. 04 Физическая культура основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования 120714 «Земельно-имущественные отношения» (базовая подготовка)
Методическое обеспечение по предмету "Физическая культура" для СПО...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.05 «Этика и психология профессиональной деятельности»
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.05 «Этика и психология профессиональной деятельности» для специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»(базовый ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.05 ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИУТВЕРЖДАЮЗаместитель директорапо учебной работе_____________ /__Л.А.Терехова/(подпись)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.06 «Культура делового общения» для специальности 43.02.14 «Гостиничное дело» социально - экономического профиля
Рабочая программа учебной дисциплины является вариативной частью основной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена по специальности СПО 43.02.14 "Гостиничное дело&qu...
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.05 Психология общения специальность 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений (для всех форм обучения), 2021 год
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) в соответствии с ФГОС по специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и со...
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.05 Психология общения
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 35.02.16 Эксплуатация и ремонт се...