Рабочая программа учебной дисциплины «Профессиональная этика и психология делового общения» для специальности СПО 034702 «Документационное обеспечение управления и архивоведение»
рабочая программа по теме

Жесик Надежда Борисовна

Целью учебной дисциплины «Профессиональная этика и психология делового общения» является ознакомление студентов с данной отраслью психологического знаний, формирование коммуникативной компетенции и навыков вербального и невербального взаимодействия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_d-31.docx46.99 КБ

Предварительный просмотр:

федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение «Кунгурский техникум-интернат» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

Рабочая программа

учебной дисциплины

«Профессиональная этика и психология делового общения»

для специальности СПО 034702

 «Документационное обеспечение управления и архивоведение»

2013

1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Профессиональная этика и психология делового общения».

1.1. Область применения рабочей программы.

 Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 034702 «Документационное обеспечение управления и архивоведения»

Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании, в программах повышения квалификации.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина ОП.06 «Профессиональная этика и психология делового общения» входит в группу общепрофессиональных дисциплин гуманитарного и социально- экономического цикла.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины.

Целью учебной дисциплины «Профессиональная этика и психология делового общения» является ознакомление студентов с данной отраслью психологического знаний, формирование коммуникативной компетенции и навыков вербального и невербального взаимодействия.

Задачи дисциплины:

  • овладение студентами категориальным аппаратом психологии общения;
  • ознакомление студентов с развитием проблем психологии общения в отечественной и зарубежной науке;
  • овладение студентами современными технологиями делового и личного общения;
  • формирования практических навыков эффективного общения.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен

уметь:

- применять в профессиональной деятельности приёмы делового общения.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен

 знать:

- основные правила профессиональной этики и приёмы делового общения в коллективе;

- особенности профессиональной этики и психологии делового общения служащих государственных и иных организационно-правовых форм учреждений и организаций.

Специалист по документационному обеспечению управления  должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность (по базовой подготовке):

OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Специалист по документационному обеспечению управления должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности (по базовой подготовке):

ПК 1.2. Осуществлять работу по подготовке и проведению совещаний, деловых встреч, приемов и презентаций.

ПК 1.3. Осуществлять подготовку деловых поездок руководителя и других сотрудников организации.

ПК 1.4. Организовывать рабочее место секретаря и руководителя.

ПК 1.5. Оформлять и регистрировать организационно-распорядительные документы, контролировать сроки их исполнения.

ПК 1.6. Обрабатывать входящие и исходящие документы, систематизировать их, составлять номенклатуру дел и формировать документы в дела.

ПК 1.7. Самостоятельно работать с документами, содержащими конфиденциальную информацию, в том числе с документами по личному составу.

ПК 1.8. Осуществлять телефонное обслуживание, принимать и передавать факсы.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

  • максимальной учебной нагрузки обучающегося - 114 часов, в том числе:
  • обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося –76 часов;
  • самостоятельной работы обучающегося –38 часов.

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы.

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

114

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

76

в том числе практических заданий

20

Самостоятельная работа студента

выполнение рефератов

- поиск информации в дополнительных литературных источниках

- поиск информации в интернет-ресурсах

38

Консультаций

6

Итоговая аттестация

зачёт

                

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Профессиональная этика и психология делового общения».

 

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа студентов

Объём часов

Уровень усвоения

Раздел 1.

Этика и эстетика.

 Методологическая основа наук, сущность этического и эстетического воспитания, значение.

16

Тема 1.1.

Введение.

Общие сведения о предмете

Задачи предмета «Этика», его значение для овладения

профессиональными навыками, работающих в сфере услуг.

2

1

Самостоятельная работа.

Подготовка рефератов по темам раздела. Приложение №1.

5

Тема 1.2.

Эстетическая

культура.

Общие сведения об эстетике как науке.

Основные области эстетической деятельности человека. Общие понятия об эстетической культуре. Роль эстетической культуры в профессиональной деятельности.

2

1

Тема 1.3.

Эстетическое воспитание.

 Сущность эстетического воспитания, его значение.

Понятие об эстетическом чувстве, идеале. Эстетическая

оценка. Эстетическая потребность.

Понятие об эстетическом

вкусе, его проявление и значение.

2

1

Самостоятельная работа.

Выполнение домашних заданий по разделу 1. Составление словаря терминов:

эстетическая культура, идеал,

эстетический вкус,

эстетика деловых отношений,

эстетика рекламы,

этическая культура.

5

3

Раздел №2.

Психологические основы делового общения.

Общие понятия о науке. Психические свойства и состояния человека. Профессионально-значимые качества работающих в сфере услуг.

23

Тема 2.1.

Психология

общения.

Общие понятия о науке психологии. Задачи психологии, значение для овладения

профессиональными навыками, работающих в сфере услуг.

2

1

Практическая работа

Психические свойства: темперамент, характер; их виды и особенности. Определение темперамента и характера человека по внешнему виду. Прохождение теста.

2

3

Тема 2.2.

Психические состояния человека, их влияние на процесс общения

Психические состояния человека: бодрость, усталость, удовлетворенность, активность.  Их влияние на процесс общения.

2

2

Практическая работа.

Способности - важное условие успеха в профессиональной деятельности.

Выявить необходимые профессиональные качества.

2

3

Тема 2.4.

 Профессионально-значимые качества работающих в сфере услуг.

Зависимость профессиональных качеств от психологических свойств личности. Их соотношение с

психическими свойствами личности.

2

1

Тема 2.5. Психологические основы делового общения.

Общение основа человеческого бытия.

Понятие делового общения. Универсальные и этические правила делового общения. Психологические аспекты делового общения

Этические нормы взаимоотношений.

2

2

Практическая работа

Классификация видов общения.  Непосредственное, прямое, межличностное, массовое, императивное, диалоговое общение.

Практикум.

2

3

 Тема 2.6. Перцептивная сторона общения.

Восприятие. Факторы восприятия, привлекательности.

2

1

Тема 2.7.

Интерактивная сторона общения. Трансактная модель общения.

Теория трансактного анализа Э. Берна. Три позиции человека: родитель, взрослый, ребёнок. Построение схем общения с точки зрения этих позиции. Взаимосвязь жизненного сценария и общения. Построение и анализ личных ролей и жизненного сценария.

2

2

Самостоятельная  работа.

Выполнение домашних

заданий по разделу 2.3. Г.М Шеламова «Деловая культура и психология общения.

5

Раздел 3 

Деловой этикет.

Правила повседневного и служебного этикета. Этикет и имидж делового человека.

23

Практическая работа.

Повседневный этикет.

Правила поведения на улице.

Поведение в транспорте.

Поведение в театре и музее.

Составить правила повседневного этикета.

2

3

Практическая работа.

Подарки.

Эстетика и этика подбора и оформления подарков. Отказ от подарка.

Как дарят подарки. Подбор подарок служащим и руководителям фирмы.

2

3

Тема 3.1.

Этикет курение.

Общие правила этикета для курящих.

2

2

Практическая работа.

Сервировка стола, правила поведения за столом.

Практикум.

2

3

Тема 3.2.

 Этикет и имидж делового человека.

Понятие о служебном этикете: поведенческом, речевом. Общие правила поведенческого этикета и речевого этикета. Этикет приветствия и представления.

2

2

Практическая работа.

Умение хорошо одеваться.

Одежда и аксессуары мужчин.

Практикум. Способы завязывания галстука.

Умение хорошо одеваться.

Одежда и аксессуары женщин.

2

3

Тема 3.3.

Этика в деловых отношениях.

Приём на работу и собеседование. Процесс собеседования. Представление нового сотрудника коллективу.

2

1

Тема 3.4.

Документы при поступлении на работу.

Рекомендации, характеристики при поступлении на работу. Составление резюме.

2

2

Практическая работа.

Деловая корреспонденция.

Фирменные бланки и визитные карточки. Оформление визиток.

2

3

Самостоятельная работа.

Подготовка рефератов по темам раздела, прохождение тестов, выполнение домашней работы.

5

Раздел 4.

Культура

общения в

профессиональной

среде.        

18

Сущность коммуникации, средства общения. Техники слушания и публичного выступления.

Тема 4.1.

Профессиональная

Коммуникация.  

Коммуникация и ее особенности. Содержание и сущность речевого общения. Невербальные средства общения. Жесты, назначение жестов, логика жестов.

2

2

Тема 4.2.

Техники общения.

Техника активного диалога и  слушания.

Практикум.

2

2

Тема 4.3.

Публичное выступление.

Основные аспекты публичного выступления.

Практикум.

2

2

Тема 4.4.

Общие требования к деловому телефонному диалогу.

Требования к содержанию

телефонных разговоров; основные элементы диалога. Требования к частным

разговорам по телефону в деловой обстановке.

2

2

Самостоятельная работа.

Выполнение домашних заданий по разделу 4.

Подготовка сообщений по темам:

«Секреты общения в поисках работы»,

«Аргументы и их влияние на эффективность общения»,

«Язык телодвижений»,

«Речевой этикет»,

«Культура общения в коллективе»

10

Раздел 5.

Деловые переговоры.

Виды, цели, условия, этапы организации, особенности переговоров.

21

Тема 5.1.

Искусство ведения переговоров.

Виды переговоров. Цель переговоров. Решение, принимаемое на переговорах. Анализ принимаемых решений. Участники переговоров.

2

1

Тема 5.2.

Этические приёмы ведения деловых переговоров.

Морально-этические условия заключения договора. Этическая основа ведения деловых переговоров.

2

1

Тема 5.3.

Приёмы убеждения и аргументации.

Барьеры и ошибки общения. Этическая позиция председательствующего.

2

1

Тема 5.4.

Подготовка к переговорам.

Этапы, организация, приёмы и тактика ведения, принятие решения. Технология ведения переговоров.

2

2

Тема 5.5.

Особенности деловых переговоров.

Работа переводчика на деловых переговорах. Запись деловых переговоров. Внешний облик участников.

2

1

Тема 5.6.

Деловые переговоры с иностранцами.

Этикет делового общения с иностранными партнёрами.

2

1

Тема 5.7.

Приёмы и их обслуживание.

 Виды приёмов. Организация деловых приёмов.

2

1

Практическая работа.

Общие правила составления меню для приёмов.

Составление меню, сервировка стола.

2

3

Самостоятельная работа.

Подготовка сообщений на тему «Деловые переговоры с иностранцами

5

Раздел 6. Конфликты в деловом общении.

Понятие конфликта. Стратегии поведения в конфликте. Решение конфликта.

15

Тема 6.1.

Конфликты и его структура.

Понятие конфликта. Виды, структура.

2

1

Тема 6.2.

Психологический и этический аспект конфликта.

Решение конфликта конструктивным способом.

2

1

Тема 6.3.

Стратегия поведения в конфликтной ситуации.

Стратегия черепашки, акулы, совы и медвежонка.

2

1

Практическая работа.

Правила поведения в конфликтах.

Практикум по конструктивному решению конфликта.

2

3

Зачёт по дисциплине

Защита реферата

2

1

Самостоятельная работа.

        

Повторение основных положений раздела, конспектирование, практическое применение.

3

3

Всего по учебной дисциплине:

114

в том числе обязательная аудиторная учебная нагрузка

76

Для характеристики уровня общения используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (усвоение ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3. – продуктивный (планирование самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

 Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;  

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий по дисциплине

Технические средства обучения:

 - компьютер с выходом в сеть Интернет;

 - видеопроектор;

 - презентации;

 - видеофильмы;

 - электронные пособия.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Основные источники:

 Шеламова Г.М., Деловая культура и психология общения. - М. Издательский центр «Академия», 2009 – 320 с.

 Шеламова Г.М., Деловая культура взаимодействия. - М. Издательский центр «Академия», 2010 – 64 с.

 Шеламова Г.М., Этикет делового общения. - М. Издательский центр «Академия», 2010 – 192 с.

 Дополнительные источники:

 Биннерман Л., Искусство общения. – ЮНИТИ, 2008.

 Клаус Бишоф, Анета Бишоф, Секреты эффективного делового общения. - ДАШКОВ и Ко, 2011.

 Павлова Л.Г., Основы делового общения. – ФЕНИКС, 2009.

 Панкратов В.Н., Культура делового общения и успех. - ФЕНИКС 2008

 Потёмкина. О. , Тесты для подростков»

 Руденко А.И., Самыгин С.И., Деловое общение. – ФЕНИКС, 2010.

 Чернышова Л.И., Деловое общение. – ЮНИТИ, 2009.

Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет. www.twirpx.com/files/financial/trading/

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

 Образовательное учреждение, реализующее подготовку по учебной дисциплине, обеспечивает организацию и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля индивидуальных образовательных достижений – демонстрируемых обучающимися знаний, умений и навыков.

 Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

 Формы и методы промежуточной аттестации и текущего контроля по учебной дисциплине самостоятельно разрабатываются образовательным учреждением и доводятся до сведения обучающихся не позднее начала двух месяцев от начала обучения.

 Для промежуточной аттестации и текущего контроля образовательными учреждениями создаются фонды оценочных средств (ФОС).

 ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки (таблицы).

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)        

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Уметь:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- осуществлять профессиональное общение с соблюдением норм и правил делового этикета;

 - пользоваться приемами саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;

 - передавать информацию устно и письменно с соблюдением требований культуры речи;

 - принимать решения и аргументированно отстаивать свою точку зрения в корректной форме;

 - поддерживать деловую репутацию;

 - создавать и соблюдать имидж делового человека;

- организовывать рабочее место деловое общение подчиненных;

-экспертная оценка выполнения индивидуальных заданий;

- кейс метод;

-деловые и ролевые игры;

 - экспертная оценка выполнения практической работы;

- экспертиза выполнения самостоятельной работы;

Знания:        

знать/понимать:

- правила делового общения;

 - этические нормы взаимоотношений с коллегами, партнерами, клиентами;

 - основные техники и приемы общения: правила слушания, ведения беседы, убеждения, консультирования, инструктирования и др.;

 - формы обращения, изложения просьб, выражения признательности, способы аргументации в производственных ситуациях;

 - составляющие внешнего облика делового человека: костюм, прическа, макияж, аксессуары и;

 - правила организации рабочего пространства для индивидуальной работы и профессионального общения

- тестирование;

 -экспертная оценка выполнения индивидуальных заданий;

 - экспертная оценка выполнения практической работы;

- кейс метод;

-деловые и ролевые игры;

 - экспертиза выполнения самостоятельной работы;

- психологические практикумы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 06 «Профессиональная этика и психология делового общения» для специальности 034702 «Документационное обеспечение управления и архивоведение»

Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 034702 «Документационное обеспечение упр...

Рабочие программы учебных дисциплин, профессиональных модулей

Фрагменты рабочих программ учебных дисциплин, профессиональных модулей по специальности "Дошкольное образование", их аннотации....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВЧ.ОПД.08 Психология «профессионального учебного цикла» программы подготовки специалистов среднего звена по специальностям 31.02.02 Акушерское дело базовой подготовки

Разработчик: Перфилова О.В.Эксперты:Внутренняя экспертизаТехническая экспертиза: Мулюкина О.С., методист, ГБОУ СПО НО «НМК"Содержательная экспертиза: Вяжевич Л.П., председатель ЦМК ОПД и пс...

Рабочие программы учебных дисциплин, профессиональных модулей

Аннотации рабочих программ учебных дисциплин. Рабочие программы учбных дисциплин, практики...

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине «Профессиональная этика и психология делового общения» по специальности "Документационное обеспечение управления"

Контрольная работа по дисциплине «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА И ПСИХОЛОГИЯ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ» по специальности "ДОКУМЕНТАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ"...

Рабочие программы учебных дисциплин, профессиональных модулей, практик

Фрагменты рабочих программ учебных дисциплин и профессиональных модулей, производственных практик специальности Дошкольное образование...

Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.12 Обществознание (вкл. экономику и право)специальность 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений специальность 08.02.05 Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов, 2021 год

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Обществознание (вкл. экономику и право)» предназначена для изучения обществознания в профессиональных образовательных организациях...