Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 06 «Профессиональная этика и психология делового общения» для специальности 034702 «Документационное обеспечение управления и архивоведение»
рабочая программа на тему
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 034702 «Документационное обеспечение управления и архивоведения». Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании, в программах повышение квалификации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_d-31.docx | 41.33 КБ |
Предварительный просмотр:
ФКПОУ «Кунгурский техникум – интернат» Минтруда России
Рабочая программа
учебной дисциплины
ОП. 06 «Профессиональная этика и
психология делового общения»
для специальности 034702
«Документационное обеспечение управления и архивоведение»
базовый уровень
2014 г.
1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Профессиональная этика и психология делового общения»
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 034702 «Документационное обеспечение управления и архивоведения»
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании, в программах повышение квалификации.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина ОП. 06 «Профессиональная этика и психология делового общения» входит в группу профессионального цикла ОПОП СПО
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины.
Целью учебной дисциплины ОП. 06 «Профессиональная этика и психология делового общения» является ознакомление студентов с данной отраслью психологического знаний, формирование коммуникативной компетенции и навыков вербального и невербального взаимодействия.
Задачи дисциплины:
- овладение студентами категориальным аппаратом психологии общения;
- ознакомление студентов с развитием проблем психологии общения в отечественной и зарубежной науке;
- овладение студентами современными технологиями делового и личного общения;
- формирования практических навыков эффективного общения.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
уметь:
- общаться с коллегами, руководством, деловыми партнерами и клиентами;
- пользоваться вербальными и невербальными средствами общения;
- применять основные правила и нормы поведенческого Этикета
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
знать:
- основы эстетической и этической культур;
- основы психологии и общения;
- основы делового имиджа;
- элементы речевого этикета и основные требования к речи;
- требования к ведению делового диалога по телефону.
Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы.
Специалист по документационному обеспечению управления, архивист должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность (по базовой подготовке):
OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ПК 1.2. Осуществлять работу по подготовке и проведению совещаний, деловых встреч, приемов и презентаций.
ПК 1.3. Осуществлять подготовку деловых поездок руководителя и других сотрудников организации.
ПК 1.4. Организовывать рабочее место секретаря и руководителя.
ПК 1.5. Оформлять и регистрировать организационно-распорядительные документы, контролировать сроки их исполнения.
ПК 1.6. Обрабатывать входящие и исходящие документы, систематизировать их, составлять номенклатуру дел и формировать документы в дела.
ПК 1.7. Самостоятельно работать с документами, содержащими конфиденциальную информацию, в том числе с документами по личному составу.
ПК 1.8. Осуществлять телефонное обслуживание, принимать и передавать факсы.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 78 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося –52часов;
самостоятельной работы обучающегося –26 часов
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 78 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 52 |
в том числе практических заданий | 37 |
Самостоятельная работа студента выполнение рефератов - поиск информации в дополнительных литературных источниках - поиск информации в интернет-ресурсах | 26 |
Консультаций | |
Итоговая аттестация | зачёт (форма: защита реферата) |
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Профессиональная этика и психология делового общения»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа студентов | Объём часов | Уровень усвоения |
Раздел 1. Этика и эстетика. |
| 11 | |
Тема 1.1. Введение. | Общие сведения о предмете Задачи предмета «Этика», его значение для овладения профессиональными навыками, работающих в сфере услуг. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа. | Подготовка рефератов по темам раздела. Приложение №1. | 2 | |
Тема 1.2. Эстетическая культура. | Общие сведения об эстетике как науке. Основные области эстетической деятельности человека. Общие понятия об эстетической культуре. Роль эстетической культуры в профессиональной деятельности. | 2 | 1 |
Тема 1.3. Эстетическое воспитание. Сущность эстетического воспитания, его значение. | Понятие об эстетическом чувстве, идеале. Эстетическая оценка. Эстетическая потребность. Понятие об эстетическом вкусе, его проявление и значение. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа. | Выполнение домашних заданий по разделу 1. Составление словаря терминов: эстетическая культура, идеал, эстетический вкус, эстетика деловых отношений, эстетика рекламы, этическая культура | 3 | |
Раздел №2. Психологические основы делового общения. | 17 | ||
Тема 2.1. Психология общения. | Общие понятия о науке психологии. Задачи психологии, значение для овладения профессиональными навыками, работающих в сфере услуг. | 2 | 1 |
Тема 2.2. Практическая работа | Психические свойства: темперамент, характер; их виды и особенности. Определения темперамента и характера человека по внешнему виду. | 2 | 3 |
Тема 2.3. Практическая работа | Способности - важное условие успеха в профессиональной деятельности. Необходимые профессиональные качества. | 2 | 3 |
Тема 2.4. Практическая работа | Психологические основы делового общения. Общение основа человеческого бытия. Понятие делового общения. Универсальные и этические правила делового общения. Психологические аспекты делового общения Этические нормы взаимоотношений. | 2 | 3 |
Тема 2.5. Практическая работа | Классификация видов общения. Непосредственное, прямое, межличностное, массовое, императивное, диалоговое общение. | 2 | 3 |
Тема 2.6. Практическая работа | Персептивная сторона общения. Восприятие. Факторы восприятия, привлекательности. Интерактивная сторона общения. Трансактная модель общения. Теория трансактного анализа Э. Берна. Три позиции человека: родитель, взрослый, ребёнок. Построение схем общения с точки зрения этих позиции. Взаимосвязь жизненного сценария и общения. Построение и анализ личных ролей и жизненного сценария. | 2 | 3 |
Самостоятельная работа. | Выполнение домашних заданий по разделу 2.3. Г.М Шеламова «Деловая культура и психология общения. | 5 | |
Раздел 3 Деловой этикет. | 17 | ||
Тема 3.1. Практическая работа. | Повседневный этикет. Правила поведения на улице. Поведение в транспорте. Поведение в театре и музее. Этикет курение. Общие правила этикета для курящих. | 2 | 3 |
Тема 3.2. Практическая работа. | Подарки. Эстетика и этика подбора и оформления подарков. Отказ от подарка. Как дарят подарки. Подарок служащим и руководителям фирмы. | 2 | 3 |
Тема 3.3. Этикет и имидж делового человека. | Понятие о служебном этикете: поведенческом, речевом. Общие правила поведенческого этикета и речевого этикета. Этикет приветствия и представления. | 2 | 2 |
Тема 3.4. Практическая работа. | Умение хорошо одеваться. Одежда и аксессуары мужчин. Способы завязывания галстука. Умение хорошо одеваться. Одежда и аксессуары женщин. | 2 | 3 |
Тема 3.5. Практическая работа | Этика в деловых отношениях. Приём на работу и собеседование. Процесс собеседования. Представление нового сотрудника коллективу. | 2 | 3 |
Тема 3.6. Практическая работа. | Документы при поступлении на работу. Рекомендации, характеристики при поступлении на работу. Составление резюме. Деловая корреспонденция. Фирменные бланки и визитные карточки. Оформление визиток. | 2 | 3 |
Самостоятельная работа. | Подготовка рефератов по темам раздела, прохождение тестов, выполнение домашней работы. | 5 | |
Раздел 4. Культура общения в профессиональной среде. | 10 | ||
Тема 4.1.
Практическая работа | Профессиональная Коммуникация. Коммуникация и ее особенности. Содержание и сущность речевого общения. Техника активного диалога и слушания. | 2 | 3 |
Тема 4.2. Практическая работа
| Публичное выступление. Основные аспекты публичного выступления. Требования к публичному выступлению. | 2 | 3 |
Тема 4.3. Практическая работа | Общие требования к деловому телефонному диалогу. Требования к содержанию телефонных разговоров; основные элементы диалога. Требования к частным разговорам по телефону в деловой обстановке. | 2 | 3 |
Самостоятельная работа. | Выполнение домашних заданий по разделу 4. Подготовка сообщений по темам: «Секреты общения в поисках работы», «Аргументы и их влияние на эффективность общения», «Язык телодвижений», «Речевой этикет», «Культура общения в коллективе» | 4 | 3 |
Раздел 5. Деловые переговоры. | 11 | ||
Тема 5.1. Практическая работа | Искусство ведения переговоров. Виды переговоров. Цель переговоров. Решение, принимаемое на переговорах. Анализ принимаемых решений. Участники переговоров. | 2 | 3 |
Тема 5.2. Практическая работа | Приёмы убеждения и аргументации. Барьеры и ошибки общения. Этическая позиция председательствующего. | 2 | 3 |
Тема 5.3. Практическая работа | Подготовка к переговорам. Этапы, организация, приёмы и тактика ведения, принятие решения. Технология ведения переговоров. | 2 | 3 |
Тема 5.4 Практическая работа. | Деловые переговоры с иностранцами. Этикет делового общения с иностранными партнёрами. | 2 | 3 |
Самостоятельная работа. | Подготовка сообщений на тему «Деловые переговоры с иностранцами | 3 | |
Раздел 6. Конфликты в деловом общении. | 10 | ||
Тема 6.1. Конфликтология как наука. Конфликты. | Цели и задачи конфликтологии как науки. Виды конфликтологии. Понятие конфликта. Виды, структура, характеристика конфликта. Функции и стадии. | 2 | 1 |
Тема 6.2. Практическая работа. | Типология конфликтов. Участники сторон конфликта. Границы конфликтов. Теория социального конфликта. Решение конфликта конструктивным способом. Сущность и структура социального конфликта. | 2 | 3 |
Тема 6.3. Психологический и этический аспект конфликта. | Стратегия поведения в конфликтной ситуации. Стратегия черепашки, акулы, совы и медвежонка. Решение конфликта конструктивным способом. Правила поведения в конфликтах. Практикум по конструктивному решению конфликта. | 2 | 1 |
Зачёт по дисциплине | Защита реферата | 2 | |
Самостоятельная работа.
| Повторение основных положений раздела, конспектирование, практическое применение. | 4 | |
Всего: | 78 |
Для характеристики уровня общения используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (усвоение ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3. – продуктивный (планирование самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий по дисциплине
Технические средства обучения:
- компьютер с выходом в сеть Интернет;
- видеопроектор;
- презентации;
- видеофильмы;
- электронные пособия.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
Шеламова Г.М., Деловая культура и психология общения. - М. Издательский центр «Академия», 2011 – 320 с.
Шеламова Г.М., Деловая культура взаимодействия. - М. Издательский центр «Академия», 2011 – 64 с.
Шеламова Г.М., Этикет делового общения. - М. Издательский центр «Академия», 2011 – 192 с.
Дополнительные источники:
Биннерман Л., Искусство общения. – ЮНИТИ, 2012.
Клаус Бишоф, Анета Бишоф, Секреты эффективного делового общения. - ДАШКОВ и Ко, 2011.
Павлова Л.Г., Основы делового общения. – ФЕНИКС, 2010.
Панкратов В.Н., Культура делового общения и успех. - ФЕНИКС 2011
Потёмкина. О. , Тесты для подростков»
Руденко А.И., Самыгин С.И., Деловое общение. – ФЕНИКС, 2010.
Чернышова Л.И., Деловое общение. – ЮНИТИ, 2010.
Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет. www.twirpx.com/files/financial/trading/
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Образовательное учреждение, реализующее подготовку по учебной дисциплине, обеспечивает организацию и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля индивидуальных образовательных достижений – демонстрируемых обучающимися знаний, умений и навыков.
Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Формы и методы промежуточной аттестации и текущего контроля по учебной дисциплине самостоятельно разрабатываются образовательным учреждением и доводятся до сведения обучающихся не позднее начала двух месяцев от начала обучения.
Для промежуточной аттестации и текущего контроля образовательными учреждениями создаются фонды оценочных средств (ФГОС).
ФГОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки (таблицы).
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Уметь: | |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: - осуществлять профессиональное общение с соблюдением норм и правил делового этикета; - пользоваться приемами саморегуляции поведения в процессе межличностного общения; - передавать информацию устно и письменно с соблюдением требований культуры речи; - принимать решения и аргументированно отстаивать свою точку зрения в корректной форме; - поддерживать деловую репутацию; - создавать и соблюдать имидж делового человека; - организовывать рабочее место деловое общение подчиненных; | - тестовый контроль; -экспертная оценка выполнения индивидуальных заданий; - экспертная оценка выполнения практической работы; - экспертиза выполнения самостоятельной работы; |
Знания: знать/понимать: | |
- правила делового общения; - этические нормы взаимоотношений с коллегами, партнерами, клиентами; - основные техники и приемы общения: правила слушания, ведения беседы, убеждения, консультирования, инструктирования и др.; - формы обращения, изложения просьб, выражения признательности, способы аргументации в производственных ситуациях; - составляющие внешнего облика делового человека: костюм, прическа, макияж, аксессуары и; - правила организации рабочего пространства для индивидуальной работы и профессионального общения | - тестирование; -экспертная оценка выполнения индивидуальных заданий; - экспертная оценка выполнения практической работы; - экспертиза выполнения самостоятельной работы; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы учебных дисциплин и профессиональных модулей
Анотации программ учебных дисциплин общего гуманитарного и социально-экономического, профессионального циклов...
Рабочая программа учебной дисциплины Обществознание включая экономику и право (23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте)
Программа учебной дисциплины «Обществознание (включая экономику и право)» разработана на основе примерной программы «Обществознание», рекомендованной ФИРО в соответствии с «Рекомендациями по организац...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.05 «Этика и психология профессиональной деятельности»
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.05 «Этика и психология профессиональной деятельности» для специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»(базовый ...
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.12 Обществознание (вкл. экономику и право)специальность 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений специальность 08.02.05 Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов, 2021 год
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Обществознание (вкл. экономику и право)» предназначена для изучения обществознания в профессиональных образовательных организациях...
Методическое обеспечение образовательного процесса: Рабочие программы учебных дисциплин и профессиональных модулей, учебно-методические комплексы, фонды оценочных средств, статьи и публикации
Разработаны на основе Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования, актуализированы в соответсвии с требованиями ФГОС СПО....
Методическое обеспечение образовательного процесса: Рабочие программы учебных дисциплин и профессиональных модулей, учебно-методические комплексы, фонды оценочных средств
Разработаны на основе Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования и профессиональных стандартов...
Рабочая программа учебной дисциплины "Техническая графика" по профессии 15.01.32 Оператор станков с программным управлением
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО, утвержденного Приказом Министерства просвещения России от 9 декабря 2016 г. № 1555( з...