РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.05 ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ
рабочая программа на тему
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по учебной работе _____________ /__Л.А.Терехова/ (подпись) (Ф.И.О.) «__» ____________20__г. |
Заместитель директора по учебной работе _____________ /_____________/ (подпись) (Ф.И.О.) «__» ____________20__г. |
Заместитель директора по учебной работе _____________ /____________/ (подпись) (Ф.И.О.) «__» ____________20__г. |
«СЕРГИЕВСКИЙ ГУБЕРНСКИЙ ТЕХНИКУМ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.05 ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ
«Общий гуманитарный и социально-экономический цикл»
программы подготовки специалистов среднего звена
по специальности 35.02.16 Эксплуатация и ремонт
сельскохозяйственной техники и оборудования
Сергиевск, 2017
ОДОБРЕНА Предметной (цикловой) комиссией «Профессиональные модули специальностей гуманитарного и социально – экономического профиля» Протокол № от «___» _____ 20 __ г. Председатель ПЦК ___________ / И.А. Карачкова/ (подпись) (Ф.И.О.)
|
Протокол № от «___» ______ 20 г. Председатель ПЦК ____________ / _____________ / (подпись) (Ф.И.О.) |
Протокол № от «___» ______ 20 г. Председатель ПЦК ____________ / ____________ / (подпись) (Ф.И.О.) |
Автор ___________ /_______________/ (подпись) (Ф.И.О.) «___» ______ 20 г.
|
Эксперты:
Внутренняя экспертиза
Техническая экспертиза: Шаршова В.В., методист ГБПОУ СО СГТ
Содержательная экспертиза: Карачкова И.А., председатель ПЦК «Профессиональные модули специальностей естественнонаучного профиля»
Внешняя содержательная экспертиза: _______________________________________________
_____________________________________________________________________
Дата актуализации | Результаты актуализации | Подпись разработчика |
30.08.2017 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.05 Психология общения разработана в соответствии с:
- федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 09.12.2016 №1564;
- профессиональным стандартом "Специалист в области механизации сельского хозяйства", утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21 мая 2014 г. N 340н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 июня 2014 г., регистрационный N 32609);
- примерной основной образовательной программой по специальности 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования, зарегистрированной в Федеральном реестре ПООП под номером 35.02.16-170907, дата регистрации в реестре -07/09/2017
- положением о порядке разработки и требованиях к содержанию и оформлению рабочих программ ГБПОУ СО СГТ
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
|
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
|
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
|
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.05 ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ
1.1. Область применения примерной рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО 35.02.16 «Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования»
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу
1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Базовая часть:
Код ПК, ОК | Умения | Знания |
ОК 01 – ОК 07, ОК 09, ОК 10
| применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности; использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;
| взаимосвязь общения и деятельности; цели, функции, виды и уровни общения; роли и ролевые ожидания в общении; виды социальных взаимодействий; механизмы взаимопонимания в общении; техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения; этические принципы общения; источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов; приемы саморегуляции в процессе общения |
Вариативная часть: не предусмотрено
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Суммарная учебная нагрузка во взаимодействии с преподавателем | 44 |
Самостоятельная работа Количество часов для самостоятельной работы может быть увеличено образовательной организацией за счет использования времени вариативной части (должна составлять не более 30 % от объема дисциплины) | 8 |
Объем образовательной программы | 36 |
в том числе: | |
теоретическое обучение | 20 |
лабораторные работы | Не предусмотрено |
практические занятия | 14 |
курсовая работа (проект) | Не предусмотрено |
контрольная работа | Не предусмотрено |
Самостоятельная работа | 8 |
Промежуточная аттестация проводится в форме зачета | 2 |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объем часов | Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы |
1 | 2 | 3 |
|
Раздел 1. Психология как центральное составляющее звено знаний о человеке |
|
| |
Тема № 1.1. Введение | Содержание учебного материала | 1 | ОК 01 – ОК 07, ОК 09, ОК 10
|
Предмет курса, основные понятия и определения. Своеобразие психических процессов, свойств и состояний человека. | |||
Тема № 1.2. Представления о личности и ее свойствах | Содержание учебного материала | 1 | ОК 01 – ОК 07, ОК 09, ОК 10
|
Представления о личности и ее свойствах. Темперамент. Характер и воля. Эмоции и чувства. | |||
Практическое занятие: индивидуальный проект: «Значение знаний о психологии для современной профессиональной деятельности» | 2 | ||
Тема № 1.3. Взаимосвязь общения и деятельности | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01 – ОК 07, ОК 09, ОК 10
|
Общение - основа человеческого бытия. Понятие об общении в психологии. Категории «общения» и «деятельности» в психологии. Способности – важное условие профессиональной деятельности. Общение как обмен информацией. Общение как межличностное взаимодействие. Общение как понимание людьми друг друга. Деловое общение. Формы общения: непосредственное, опосредованное; прямое, косвенное; межличностное, массовое. Типы межличностного общения: императивное, манипулятивное, диалогическое. | |||
Раздел 2. Цели, функции, виды и уровни общения |
|
| |
Тема № 2.1. Структура общения | Содержание учебного материала | 1 | ОК 01 – ОК 07, ОК 09, ОК 10
|
Цели общения. Структура общения. Общение как форма взаимодействия. Структура общения: коммуникативная, интерактивная, перцептивная стороны общения | |||
Тема № 2.2. Основные функции общения | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01 – ОК 07, ОК 09, ОК 10
|
Основные функции общения: контактная, информационная, побудительная, координационная, понимания, эмотивная, функция установления отношений, функция оказания влияния | |||
Тема № 2.3. Виды общения | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01 – ОК 07, ОК 09, ОК 10
|
Виды общения. Вербальное общение. Невербальное общение. Экстрасенсорное общение. Уровни общения: макроуровень, мезауровень, микроуровень | |||
Тематика практических занятий и лабораторных работ |
| ||
Практическое занятие. Методы исследования общения. Определение видов общения | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: индивидуальный проект «Особенности общения в современном мире» | 2 | ||
Раздел 3. Роли и ролевые ожидания в общении |
|
| |
Тема № 3.1. Роли и ролевые ожидания в общении | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01 – ОК 07, ОК 09, ОК 10
|
Роли и ролевые ожидания в общении. Типы социальных ролей. «Треугольник С. Карпмана»: позиции Жертвы, Агрессора и Спасателя. | |||
Тематика практических занятий и лабораторных работ | |||
Практическое занятие. Типы социальных ролей. Коммуникативный тренинг. Роль эмоций и чувств в общении. | |||
Раздел 4. Механизмы взаимопонимания в общении |
|
| |
Тема № 4.1. Механизмы взаимопонимания в общении | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01 – ОК 07, ОК 09, ОК 10
|
Механизмы взаимопонимания в общении. Идентификация, эмпатия, рефлексия. Механизмы «заражения», «внушения», «убеждения» и «подражания» и их роль в процессе общения. Понятие об «аттракции» и ее влияние на развитие процесса общения. Факторы, влияющие на возникновение и развитие «аттракции». | |||
Тематика практических занятий и лабораторных работ |
| ||
Практическое занятие. Характеристика механизмов «заражения», «внушения», «убеждения» и «подражания». Их роль в процессе общения Тренинг противостояния манипуляции в общении | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: работа с дополнительными источниками – электронными учебными пособиями. Подбор упражнений использования механизмов взаимопонимания в общении | 2 | ||
Раздел 5. Техники и приёмы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения |
|
| |
Тема № 5.1. Типы собеседников
| Содержание учебного материала | 2 | ОК 01 – ОК 07, ОК 09, ОК 10
|
Типы собеседников. Правила ведения беседы. Техники для выявления скрытых мотивов и интересов собеседников. Правила слушания. Техники поведения в ситуации конфликта, просьбы и отказа. Техники влияния и противодействия. | |||
Тема № 5.2. Техники активного слушания | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01 – ОК 07, ОК 09, ОК 10
|
Техники активного слушания. Техники налаживания контакта. Активные методы повышение коммуникативной компетентности: Т-группы, группы личностного роста, группы сенситивности | |||
Тематика практических занятий и лабораторных работ |
| ||
Практическое занятие. Разработка правил эффективного общения. Разработка и проведение тренинга общения. Развитие техники установления контакта и активного слушания. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: разработка проекта «Способы оптимизации общения в коллективе» | 2 | ||
Раздел 6. Этические принципы общения |
|
| |
Тема № 6.1. Этика общения | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01 – ОК 07, ОК 09, ОК 10
|
Этика общения и культура общения. Определение понятий «этика общения» и «культура общения». Характеристика способов овладения культурой общения. сохранение достоинства партнера по общению, право партнера на ошибку и возможность ее исправления, толерантность, доверие к людям | |||
Тема № 6.2. Ценности общения | Содержание учебного материала | 1 | ОК 01 – ОК 07, ОК 09, ОК 10
|
Ценностная ориентация процесса общения, общекультурные ценности. | |||
Тематика практических занятий и лабораторных работ |
| ||
Практическое занятие. Исследование нравственной культуры личности | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: индивидуальный проект «Проблемы общения в истории этики и философии» | 2 | ||
Раздел 7. Источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов |
|
| |
Тема № 7.1. Конфликты: причины, динамика, способы разрешения | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01 – ОК 07, ОК 09, ОК 10
|
1. Понятие «конфликта». Причины конфликтов в общении. Виды конфликтов: внутренние и внешние, межличностные и межгрупповые, социальные, потенциальные и актуальные, прямые и опосредованные, конструктивные и деструктивные, вертикальные и горизонтальные, предметные и личностные, ролевые, мотивационные | |||
2. Структура конфликта. Объект конфликтной ситуации, цели, субъективные мотивы его участников, оппоненты, конкретные лица, являющиеся его участниками. Подлинные причины, которые важно суметь отличить от непосредственного повода столкновения. Стадии протекания конфликта | |||
Тема № 7.2. Стратегии поведения в конфликтных ситуациях | Тематика практических занятий и лабораторных работ |
| ОК 01 – ОК 07, ОК 09, ОК 10
|
Практическое занятие. Определение уровня конфликтности личности. Способы реагирования в конфликте (Опросник К. Томаса). Использование приемов урегулирования. Упражнения по предупреждению конфликта | 2 | ||
Промежуточная аттестация | 2 |
| |
Самостоятельная работа | 8 |
| |
Всего: | 44 |
|
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет социально-экономических дисциплин,
оснащенный оборудованием: рабочее место преподавателя, рабочие места обучающихся, плакаты по темам занятий; техническими средствами обучения: мультимедийный комплекс (проектор, проекционный экран, ноутбук).
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемых для использования в образовательном процессе.
3.2.1. Печатные издания
1.Михалкин, Н. В. Социальная психология [Электронный ресурс] : учебное пособие / Н. В. Михалкин. – Москва : Российская академия правосудия, 2012. - 256 с. – Режим доступа: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=140629.
3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)
1.Электронно-библиотечная система издательства «Лань» [Электронный ресурс]. – Санкт-Петербург, 2010-2016. – Режим доступа: http://e.lanbook.com/; (дата обращения: 04.08.2016). – Доступ по логину и паролю.
2.Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн [Электронный ресурс]. – Москва, 2001-2016. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/; (дата обращения: 04.08.2016). – Доступ по логину и паролю.
3.Издательский центр «Академия» [Электронный ресурс] : сайт. – Москва, 2016. – Режим доступа: http://www.academia-moscow.ru/; (дата обращения: 04.08.2016). – Доступ по логину и паролю.
4.Электронная библиотечная система Издательства «Проспект Науки» [Электронный ресурс]. – Санкт-Петербург, 2010-2016. – Режим доступа: http://www.prospektnauki.ru/ebooks/index-usavm.php; (дата обращения: 04.08.2016). – Доступ с территории ИВМ.
3.2.3. Дополнительные источники
1. Немов, Р. С. Общая психология [Электронный ресурс] : учебник / Р. С. Немов. – Москва : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2008. - 396 с. : ил. - (Для средних специальных учебных заведений). – Режим доступа: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=260771.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения | Критерии оценки | Методы оценки |
Знания: | ||
Взаимосвязь общения и деятельности. Цели, функции, виды и уровни общения. Роли и ролевые ожидания в общении. Виды социальных взаимодействий. Механизмы взаимопонимания в общении. Техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения. Этические принципы общения. Источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов. Приемы саморегуляции в процессе общения.
| Знать: -взаимосвязь общения и деятельности; цели, функции, виды и уровни общения; -роли и ролевые ожидания в общении; -виды социальных взаимодействий; -механизмы взаимопонимания в общении; -техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения; -этические принципы общения; -источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов; -приемы саморегуляции в процессе общения.
| Устный опрос. Письменный опрос. Тестирование, Дифференцированный зачет. |
Умения: | ||
Применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности. Использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения.
| Уметь: -применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности; -использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;
| Устный опрос. Письменный опрос. Тестирование, Дифференцированный зачет. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа | 28.76 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по учебной работе _____________ /__Л.А.Терехова/ (подпись) (Ф.И.О.) «__» ____________20__г. |
Заместитель директора по учебной работе _____________ /_____________/ (подпись) (Ф.И.О.) «__» ____________20__г. |
Заместитель директора по учебной работе _____________ /____________/ (подпись) (Ф.И.О.) «__» ____________20__г. |
«СЕРГИЕВСКИЙ ГУБЕРНСКИЙ ТЕХНИКУМ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.05 ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ
«Общий гуманитарный и социально-экономический цикл»
программы подготовки специалистов среднего звена
по специальности 35.02.16 Эксплуатация и ремонт
сельскохозяйственной техники и оборудования
Сергиевск, 2017
ОДОБРЕНА Предметной (цикловой) комиссией «Профессиональные модули специальностей гуманитарного и социально – экономического профиля» Протокол № от «___» _____ 20 __ г. Председатель ПЦК ___________ / И.А. Карачкова/ (подпись) (Ф.И.О.) |
Протокол № от «___» ______ 20 г. Председатель ПЦК ____________ / _____________ / (подпись) (Ф.И.О.) |
Протокол № от «___» ______ 20 г. Председатель ПЦК ____________ / ____________ / (подпись) (Ф.И.О.) |
Автор ___________ /_______________/ (подпись) (Ф.И.О.) «___» ______ 20 г. |
Эксперты:
Внутренняя экспертиза
Техническая экспертиза: Шаршова В.В., методист ГБПОУ СО СГТ
Содержательная экспертиза: Карачкова И.А., председатель ПЦК «Профессиональные модули специальностей естественнонаучного профиля»
Внешняя содержательная экспертиза: _______________________________________________
_____________________________________________________________________
Дата актуализации | Результаты актуализации | Подпись разработчика |
30.08.2017 | ||
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.05 Психология общения разработана в соответствии с:
- федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 09.12.2016 №1564;
- профессиональным стандартом "Специалист в области механизации сельского хозяйства", утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21 мая 2014 г. N 340н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 июня 2014 г., регистрационный N 32609);
- примерной основной образовательной программой по специальности 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования, зарегистрированной в Федеральном реестре ПООП под номером 35.02.16-170907, дата регистрации в реестре -07/09/2017
- положением о порядке разработки и требованиях к содержанию и оформлению рабочих программ ГБПОУ СО СГТ
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | |
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.05 ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ
1.1. Область применения примерной рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО 35.02.16 «Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования»
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу
1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Базовая часть:
Код ПК, ОК | Умения | Знания |
ОК 01 – ОК 07, ОК 09, ОК 10 | применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности; использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения; | взаимосвязь общения и деятельности; цели, функции, виды и уровни общения; роли и ролевые ожидания в общении; виды социальных взаимодействий; механизмы взаимопонимания в общении; техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения; этические принципы общения; источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов; приемы саморегуляции в процессе общения |
Вариативная часть: не предусмотрено
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Суммарная учебная нагрузка во взаимодействии с преподавателем | 44 |
Самостоятельная работа Количество часов для самостоятельной работы может быть увеличено образовательной организацией за счет использования времени вариативной части (должна составлять не более 30 % от объема дисциплины) | 8 |
Объем образовательной программы | 36 |
в том числе: | |
теоретическое обучение | 20 |
лабораторные работы | Не предусмотрено |
практические занятия | 14 |
курсовая работа (проект) | Не предусмотрено |
контрольная работа | Не предусмотрено |
Самостоятельная работа | 8 |
Промежуточная аттестация проводится в форме зачета | 2 |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объем часов | Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы |
1 | 2 | 3 | |
Раздел 1. Психология как центральное составляющее звено знаний о человеке | |||
Тема № 1.1. Введение | Содержание учебного материала | 1 | ОК 01 – ОК 07, ОК 09, ОК 10 |
Предмет курса, основные понятия и определения. Своеобразие психических процессов, свойств и состояний человека. | |||
Тема № 1.2. Представления о личности и ее свойствах | Содержание учебного материала | 1 | ОК 01 – ОК 07, ОК 09, ОК 10 |
Представления о личности и ее свойствах. Темперамент. Характер и воля. Эмоции и чувства. | |||
Практическое занятие: индивидуальный проект: «Значение знаний о психологии для современной профессиональной деятельности» | 2 | ||
Тема № 1.3. Взаимосвязь общения и деятельности | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01 – ОК 07, ОК 09, ОК 10 |
Общение - основа человеческого бытия. Понятие об общении в психологии. Категории «общения» и «деятельности» в психологии. Способности – важное условие профессиональной деятельности. Общение как обмен информацией. Общение как межличностное взаимодействие. Общение как понимание людьми друг друга. Деловое общение. Формы общения: непосредственное, опосредованное; прямое, косвенное; межличностное, массовое. Типы межличностного общения: императивное, манипулятивное, диалогическое. | |||
Раздел 2. Цели, функции, виды и уровни общения | |||
Тема № 2.1. Структура общения | Содержание учебного материала | 1 | ОК 01 – ОК 07, ОК 09, ОК 10 |
Цели общения. Структура общения. Общение как форма взаимодействия. Структура общения: коммуникативная, интерактивная, перцептивная стороны общения | |||
Тема № 2.2. Основные функции общения | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01 – ОК 07, ОК 09, ОК 10 |
Основные функции общения: контактная, информационная, побудительная, координационная, понимания, эмотивная, функция установления отношений, функция оказания влияния | |||
Тема № 2.3. Виды общения | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01 – ОК 07, ОК 09, ОК 10 |
Виды общения. Вербальное общение. Невербальное общение. Экстрасенсорное общение. Уровни общения: макроуровень, мезауровень, микроуровень | |||
Тематика практических занятий и лабораторных работ | |||
Практическое занятие. Методы исследования общения. Определение видов общения | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: индивидуальный проект «Особенности общения в современном мире» | 2 | ||
Раздел 3. Роли и ролевые ожидания в общении | |||
Тема № 3.1. Роли и ролевые ожидания в общении | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01 – ОК 07, ОК 09, ОК 10 |
Роли и ролевые ожидания в общении. Типы социальных ролей. «Треугольник С. Карпмана»: позиции Жертвы, Агрессора и Спасателя. | |||
Тематика практических занятий и лабораторных работ | |||
Практическое занятие. Типы социальных ролей. Коммуникативный тренинг. Роль эмоций и чувств в общении. | |||
Раздел 4. Механизмы взаимопонимания в общении | |||
Тема № 4.1. Механизмы взаимопонимания в общении | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01 – ОК 07, ОК 09, ОК 10 |
Механизмы взаимопонимания в общении. Идентификация, эмпатия, рефлексия. Механизмы «заражения», «внушения», «убеждения» и «подражания» и их роль в процессе общения. Понятие об «аттракции» и ее влияние на развитие процесса общения. Факторы, влияющие на возникновение и развитие «аттракции». | |||
Тематика практических занятий и лабораторных работ | |||
Практическое занятие. Характеристика механизмов «заражения», «внушения», «убеждения» и «подражания». Их роль в процессе общения Тренинг противостояния манипуляции в общении | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: работа с дополнительными источниками – электронными учебными пособиями. Подбор упражнений использования механизмов взаимопонимания в общении | 2 | ||
Раздел 5. Техники и приёмы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения | |||
Тема № 5.1. Типы собеседников | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01 – ОК 07, ОК 09, ОК 10 |
Типы собеседников. Правила ведения беседы. Техники для выявления скрытых мотивов и интересов собеседников. Правила слушания. Техники поведения в ситуации конфликта, просьбы и отказа. Техники влияния и противодействия. | |||
Тема № 5.2. Техники активного слушания | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01 – ОК 07, ОК 09, ОК 10 |
Техники активного слушания. Техники налаживания контакта. Активные методы повышение коммуникативной компетентности: Т-группы, группы личностного роста, группы сенситивности | |||
Тематика практических занятий и лабораторных работ | |||
Практическое занятие. Разработка правил эффективного общения. Разработка и проведение тренинга общения. Развитие техники установления контакта и активного слушания. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: разработка проекта «Способы оптимизации общения в коллективе» | 2 | ||
Раздел 6. Этические принципы общения | |||
Тема № 6.1. Этика общения | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01 – ОК 07, ОК 09, ОК 10 |
Этика общения и культура общения. Определение понятий «этика общения» и «культура общения». Характеристика способов овладения культурой общения. сохранение достоинства партнера по общению, право партнера на ошибку и возможность ее исправления, толерантность, доверие к людям | |||
Тема № 6.2. Ценности общения | Содержание учебного материала | 1 | ОК 01 – ОК 07, ОК 09, ОК 10 |
Ценностная ориентация процесса общения, общекультурные ценности. | |||
Тематика практических занятий и лабораторных работ | |||
Практическое занятие. Исследование нравственной культуры личности | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: индивидуальный проект «Проблемы общения в истории этики и философии» | 2 | ||
Раздел 7. Источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов | |||
Тема № 7.1. Конфликты: причины, динамика, способы разрешения | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01 – ОК 07, ОК 09, ОК 10 |
1. Понятие «конфликта». Причины конфликтов в общении. Виды конфликтов: внутренние и внешние, межличностные и межгрупповые, социальные, потенциальные и актуальные, прямые и опосредованные, конструктивные и деструктивные, вертикальные и горизонтальные, предметные и личностные, ролевые, мотивационные | |||
2. Структура конфликта. Объект конфликтной ситуации, цели, субъективные мотивы его участников, оппоненты, конкретные лица, являющиеся его участниками. Подлинные причины, которые важно суметь отличить от непосредственного повода столкновения. Стадии протекания конфликта | |||
Тема № 7.2. Стратегии поведения в конфликтных ситуациях | Тематика практических занятий и лабораторных работ | ОК 01 – ОК 07, ОК 09, ОК 10 | |
Практическое занятие. Определение уровня конфликтности личности. Способы реагирования в конфликте (Опросник К. Томаса). Использование приемов урегулирования. Упражнения по предупреждению конфликта | 2 | ||
Промежуточная аттестация | 2 | ||
Самостоятельная работа | 8 | ||
Всего: | 44 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет социально-экономических дисциплин,
оснащенный оборудованием: рабочее место преподавателя, рабочие места обучающихся, плакаты по темам занятий; техническими средствами обучения: мультимедийный комплекс (проектор, проекционный экран, ноутбук).
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемых для использования в образовательном процессе.
3.2.1. Печатные издания
1.Михалкин, Н. В. Социальная психология [Электронный ресурс] : учебное пособие / Н. В. Михалкин. – Москва : Российская академия правосудия, 2012. - 256 с. – Режим доступа: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=140629.
3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)
1.Электронно-библиотечная система издательства «Лань» [Электронный ресурс]. – Санкт-Петербург, 2010-2016. – Режим доступа: http://e.lanbook.com/; (дата обращения: 04.08.2016). – Доступ по логину и паролю.
2.Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн [Электронный ресурс]. – Москва, 2001-2016. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/; (дата обращения: 04.08.2016). – Доступ по логину и паролю.
3.Издательский центр «Академия» [Электронный ресурс] : сайт. – Москва, 2016. – Режим доступа: http://www.academia-moscow.ru/; (дата обращения: 04.08.2016). – Доступ по логину и паролю.
4.Электронная библиотечная система Издательства «Проспект Науки» [Электронный ресурс]. – Санкт-Петербург, 2010-2016. – Режим доступа: http://www.prospektnauki.ru/ebooks/index-usavm.php; (дата обращения: 04.08.2016). – Доступ с территории ИВМ.
3.2.3. Дополнительные источники
1. Немов, Р. С. Общая психология [Электронный ресурс] : учебник / Р. С. Немов. – Москва : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2008. - 396 с. : ил. - (Для средних специальных учебных заведений). – Режим доступа: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=260771.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения | Критерии оценки | Методы оценки |
Знания: | ||
Взаимосвязь общения и деятельности. Цели, функции, виды и уровни общения. Роли и ролевые ожидания в общении. Виды социальных взаимодействий. Механизмы взаимопонимания в общении. Техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения. Этические принципы общения. Источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов. Приемы саморегуляции в процессе общения. | Знать: -взаимосвязь общения и деятельности; цели, функции, виды и уровни общения; -роли и ролевые ожидания в общении; -виды социальных взаимодействий; -механизмы взаимопонимания в общении; -техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения; -этические принципы общения; -источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов; -приемы саморегуляции в процессе общения. | Устный опрос. Письменный опрос. Тестирование, Дифференцированный зачет. |
Умения: | ||
Применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности. Использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения. | Уметь: -применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности; -использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения; | Устный опрос. Письменный опрос. Тестирование, Дифференцированный зачет. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.02 Психология общения
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.02 Психология общения разработана на основе ФГОС по специальности среднего профессионального образования 44.02.02 Преподавание в начальных классах...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ. 04 Физическая культура основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования 120714 «Земельно-имущественные отношения» (базовая подготовка)
Методическое обеспечение по предмету "Физическая культура" для СПО...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.05 «Этика и психология профессиональной деятельности»
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.05 «Этика и психология профессиональной деятельности» для специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»(базовый ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.06 «Культура делового общения» для специальности 43.02.14 «Гостиничное дело» социально - экономического профиля
Рабочая программа учебной дисциплины является вариативной частью основной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена по специальности СПО 43.02.14 "Гостиничное дело&qu...
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.05 Психология общения специальность 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений (для всех форм обучения), 2021 год
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) в соответствии с ФГОС по специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и со...
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.05 Психология общения
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 35.02.16 Эксплуатация и ремонт се...