Рабочая программа допобразования Музейное дело
рабочая программа по теме
Рабочая программа дополнительного образования Музейное дело (обучающиеся 1-2 курса)
Музейное дело объединяет музейную политику (музейное законодательство, музейное строительство, организацию управления музеями), музееведение, музейную практику (научно-фондовую, экспозиционную и научно-просветительскую работу)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzeynoe_delo_2017-2018_uch.god_demidova.doc | 188 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение города Москвы
«Московский образовательный комплекс
имени Виктора Талалихина»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КРУЖОК
«МУЗЕЙНОЕ ДЕЛО»
(ознакомительный уровень)
Москва
2017
Пояснительная записка
Современный мир невозможно представить без экскурсий, являющихся важным достижением цивилизации. Экскурсии широко востребованы в различных сферах деятельности, а в социально-культурной сфере занимают одну из лидирующих позиций, что определяет необходимость развития экскурсионного дела и подготовки кадров, способных им профессионально заниматься
В классическом музееведении музейная педагогика определяется преимущественно как научная дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая образовательные аспекты музейной коммуникации.
Музей образовательного учреждения отличается от других музеев, он интегрирован в учебно-воспитательный процесс
Музей образовательного учреждения нечто большее, чем простое систематизированное собрание предметов. Уникальность музейного пространства заключается еще в том, что включается воображение ребенка. Соприкасаясь с предметами музейного собрания, ученик начинает слышать голоса истории, учится их понимать, вступает с ними в диалог. Именно в музее он впервые осознает себя не пассивным потребителем сухих знаний школьной истории, а звеном в цепи поколений, участником исторических процессов, продолжателем дела отцов и прадедов, огромного числа людей, внесших свой вклад в строительство, развитие и защиту независимой нашей страны.
Экскурсионная деятельность - эффективная форма культурно-образовательной деятельности и заняла прочное место в музейной и туристической деятельности.
Музейное дело – вид деятельности, включающий комплектование, учет, хранение, охрану, изучение и использование музеями культурного наследия страны и рефлексию этих процессов.
Музейное дело объединяет музейную политику (музейное законодательство, музейное строительство, организацию управления музеями), музееведение, музейную практику (научно-фондовую, экспозиционную и научно-просветительскую работу).
Музейный мир - часть культурного пространства, в котором функционируют объекты истории, культуры, природы, признанные обществом ценными и подлежащими сохранению и передаче будущим поколениям в качестве овеществленного культурно-исторического опыта.
- Музейный мир охватывает не только подлежащие сохранению и включению в современную культуру объекты, но и всю совокупность учреждений, людей, идей, выполняющих эти задачи.
- В процессе включения объектов в современную культуру, их актуализации, в рамках музейного мира формируется особая историко-культурная среда, активно влияющая на культуру настоящего и будущего.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к своей Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянная готовность к её защите. Вместе с тем, воспитание патриотизма - это неустанная работа по созданию у учащихся чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.
Школьный музей - место, где дети могут проявить себя, где видят работы, которые вызывают чувство уважения к его свершениям и достойным страницам прошлого и настоящего, знакомятся с историей своей родины и судьбами своих земляков.
Подвиги примеры героизма и самопожертвования, которыми так богата история нашей Родины, оставили глубокий след в исторической памяти поколений и сформировали лучшие черты национального характера граждан России.
События ушедших лет находят живой эмоциональный отклик в душах детей и педагогов, определяют их интерес к событиям отечественной истории, дают мощный заряд гражданственности и патриотизма. Именно поэтому так высока доля музеев военно-исторической и патриотической направленности в образовательных учреждениях, и именно поэтому им принадлежит особая роль в патриотическом и гражданском воспитании учащихся.
Отличительная особенность (новизна) программы - проведение разработанной авторской экскурсии в реальном существующем музеи образовательной организации: «Музей Героя Советского союза Виктора Талалихина».
Формирование кадров туристско-экскурсионной организации - это процесс воспроизводства и воспитания квалифицированных работников, которые в максимальной степени отвечали бы требованиям, предъявляемым к технологии обслуживания туристов и экскурсантов. Важная роль при этом отводится подготовке экскурсоводов и качественной разработке самой экскурсии, освоению методики и техники ее проведения.
В ходе изучения программы обучающиеся знакомятся с социально-демографическими, мотивационными и поведенческими особенностями потребителей туризма и практически применяют полученные знания, выполняя задания по проектированию, подготовки и проведению новой авторской экскурсии с применением информационных технологий.
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МУЗЕЙНОЕ ДЕЛО» (ознакомительный уровень)
название дисциплины
1.1. Область применения программы
Рабочая программа дополнительного образования «МУЗЕЙНОЕ ДЕЛО» (ознакомительный уровень) – является частью дополнительного образования ГАПОУ МОК им.В.Талалихина обучающихся по специальностям СПО.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в качестве основной программы для профессиональной подготовки специалистов в области социально-культурного сервиса и туризма, вариативной программы для специальностей сервисной деятельности и дополнительной образовательной программы для повышения квалификации специалистов СПО.
Рабочая программа написана в соответствии с документами: Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.13 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Приказ Департамента образования г. Москвы от 17.12.14 №922 «О мерах по развитию дополнительного образования детей в 2014-2015 году».
Рабочая программа направлена на формирование общих компетенций:
Код | Наименование результата обучения |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, определять типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество |
ОК 4. | Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития |
ОК 6. | Работать в коллективе и команде, обеспечивать её сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями |
ОК 7. | Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий |
ОК 8. | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации |
Перечисленные компетенции определяют достаточный уровень для развития умственных операций (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение), развития универсальных знаний и умений, формирования навыков системного мышления и проектной деятельности, умения воспринимать художественные образы. С помощью художественно-эстетического воспитания у учащихся выстраивается целостная картина мира. Таким образом, через внеурочную деятельность посредством творческого развития происходит воспитание гармонично развитой личности, формирование компетентного человека – гражданина своей страны.
1.2. Визитная карточка | ||
Тип программы | Авторская | |
Срок реализации | Сентябрь 2017 года – май 2018 года | |
Образовательный уровень | Ознакомительный уровень | |
Направленность | Культурологическая Туристско-краеведческая | |
Количество обучающихся | 16 человек | |
Возраст | 15-18 лет | |
Учебный период | 36 часов | |
Количество часов в неделю | 1 час | |
Стоимость оказания услуги | Услуга предоставляется бесплатно |
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины
Целью изучения дополнительной образовательной программы «Музеное дело» является подготовка специалиста, владеющего основополагающими знаниями об экскурсионной работе и современными особенностями экскурсионного обслуживания через обучение общим методологическим и методическим проблемам музееведения и экскурсоведения, приобретение навыков проектировании, разработки и проведения экскурсий.
Задачи дополнительной образовательной программы:
- усвоение знаний, необходимых для осознания значимости экскурсионного дела в социализации современной личности, удовлетворении ее духовных и рекреативных потребностей;
- раскрытие сущности экскурсионной работы как важнейшей части туристской деятельности;
- приобретение навыков, необходимых для самосовершенствования в практике экскурсионной работы, для обеспечения необходимой компетентности в вопросах управления качеством экскурсии;
- изучение особенностей технологии экскурсионной деятельности;
- раскрытие психологических особенностей профессии экскурсовода, содействие становлению личности будущего организатора социально-культурного сервиса и туризма в профессиональном и этическом аспектах;
- содействие патриотическому воспитанию будущих работников социально-культурной сферы на основе исследования краеведческих материалов.
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения учебного курса должен:
иметь практический опыт:
- разработки и проведения экскурсии;
- подбора информации по заданной теме экскурсии;
уметь:
- составлять паспорт и схему экскурсионного объекта, «Портфель экскурсовода»;
- использовать методические разработки форм и видов проведения экскурсий;
- использовать информационные источники (справочную литературу, исторические документы, научную литературу, электронные средства массовой информации);
- определять цели, задачи и тему экскурсии, ключевые позиции программы экскурсии;
- организовывать протокольные мероприятия при встрече туристов, в начале и завершении экскурсии;
- определять особые потребности туристской группы или индивидуального экскурсанта;
- использовать методические приемы показа экскурсионных объектов;
- проводить инструктаж о правилах поведения в группе;
- соблюдать правила протокола и этикета;
знать:
- экскурсионную теорию и музейные организации;
- технику подготовки экскурсии;
- объекты экскурсионного показа и критерии отбора объектов экскурсионного показа;
- отечественную историю и культуру;
- методики работы с библиографическими материалами;
- техники поиска информационных материалов в сети Интернет;
- регламент и правила обслуживания в конкретных музейных организациях;
- методику проведения экскурсий;
- методические приемы показа экскурсионных объектов;
- правила делового протокола и этикета;
- техники ведения переговоров, публичных выступлений, экскурсионного рассказа, ответов на вопросы;
- основы психологии и физиологии человека.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Формы занятий
Реализация дополнительной образовательной программы «Музейное дело» предполагает использование следующих форм проведения занятий:
- очная форма предусматривает сочетание аудиторных теоретических и практических выездных занятий;
- групповая форма предусматривает проведение разработанных авторских экскурсий для разновозрастной группы экскурсантов;
- индивидуальная форма предусматривает проектирование, подготовку и проведение новой авторской экскурсии
- Основная форма проведения занятий дополнительной образовательной программы – самостоятельное проведение экскурсии реальном музейном пространстве, в соответствии с разработанной технологией проведения экскурсии (последовательное составление технологических карт экскурсии, контрольного и индивидуального текстов экскурсии, Портфеля экскурсовода). Данная форма предполагает посещение музеев, выставок, памятных мест, способствует совершенствованию профессионального мастерства экскурсовода, его взаимоотношениям с научными и общественными.
- Аудиторные теоретические занятия, предваряющие экскурсию, носят обучающий характер в изучении, обобщении и систематизации знаний по экскурсионной теории и музееведению. Форма аудиторных занятий - опрос-беседа, тестирование, дизайн-анализ, проблемная беседа. Учебный год начинается и заканчивается вводным и заключительным занятиями.
- Индивидуальная исследовательская и проектная деятельность по технологии проектирования и подготовки новой авторской экскурсии, подготовки выступлений и проведения экскурсий, обучающиеся могут заниматься индивидуально либо в малых рабочих группах.
- Встречи с интересными и знаменитыми людьми (краеведы, экскурсоводы, библиографы, составители путеводителей, путешественники)
- Публичные выступления - конференция, семинар, дискуссия, репортаж. Приобретённые навыки служат основой для дальнейшей серьёзной исследовательской работы, публичных выступлений и работы с различными видами источниками информации.
2.2. Методы организации учебного процесса
2.2.1 Формирование «портфеля экскурсовода» – поиск и подбор фотографий, репродукций, книг, газетных и журнальных публикаций, воспоминаний о Москве и ее жителях. Занятия развивают у обучающихся стремление самостоятельно собирать материалы и составлять личные коллекции, библиотеки и архивы, вести дневники и другие записи по городу.
2.2.2 Составление фоторепортажей, презентаций, подготовка сообщений, докладов по пройденным темам и маршрутам прогулок. Данные задания вырабатывают навыки работы с источниками, вдумчиво относиться к изучаемому и увиденному материалу, приобретённые навыки служат хорошей основой для дальнейшей серьёзной исследовательской работы и выступлений, получив, таким образом, опыт публичного выступления и работы с источниками.
2.2.3 После каждого занятия обучающиеся получают домашнее задание: поработать со справочным текстом, разгадать кроссворд или головоломку по теме, составить схему маршрута, ответить на вопросы, решить задачу, подобрать дополнительную интересную информацию по маршруту. Подобные задания поддерживают интерес к занятиям и служат удобной формой проверки усвоения пройденного материала.
2.3. Критерии оценивания учебных результатов программы
«Отлично» | «Хорошо» | «Удовлетворительно» | |
Содержание и проведение экскурсии |
|
|
|
Научность |
|
|
|
Грамотность |
|
|
|
- УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Названия тем | Количество часов | Формы аттестации / контроля | ||
всего | теория | практика | |||
1 | Вводное занятие. | 1 | 1 |
| |
2 | История возникновения музеев и их этапы развития | 1 | 1 | ||
3 | Классификация музеев | 2 | 1 | 1 | |
4 | Музейный фонд. Коллекция музея. | 3 | 1 | 2 | |
5 | Музейная экспозиция и композиция. | 3 | 1 | 2 | |
6 | Методология изучения и отбора экскурсионных объектов, материалов по теме экскурсии | 4 | 1 | 3 | |
7 | Экскурсионная методика. | 1 | 1 | ||
8 | Техники и формы проведения экскурсии | 1 | 1 | ||
9 | Технология проектирования новой авторской экскурсии | 3 | 1 | 2 | |
10 | Технологическая карта экскурсии | 2 | 2 | ||
11 | Контрольный и индивидуальный тексты экскурсии | 3 | 3 | ||
12 | Портфель экскурсовода | 3 | 3 | ||
13 | Речь экскурсовода. Внеречевые средства общения – жесты, мимика | 1 | 1 | ||
14 | Этикет проведения экскурсии. Кризисы внимания и пути их преодоления. | 1 | 1 | ||
15 | Проведение пробной экскурсии | 3 | 3 | ||
16 | Экскурсионная документация | 1 | 1 | ||
17 | Встреча с краеведами Москвы и района Печатники | 1 | |||
18 | Пешеходная экскурсия | 1 | |||
19 | Пешеходная экскурсия | 1 | |||
Заключение. | 1 | 1 | |||
Итого: | 36 | 12 | 24 | ||
Всего: | 36 |
- . СОДЕРЖАНИЕ дополнительной образовательной программы
№ п/п | Кол-во часов | Названия тем | Основное содержание |
1 | 1 | Вводное занятие. | Инструктаж по технике безопасности. История развития экскурсионного дела в мире и России. |
2 | 1 | История возникновения музеев и их этапы развития | Понятие музея и музейного дела. История возникновения и развития музеев в России. Краткое описание первых музеев мира |
3-4 | 2 | Классификация музеев | Профиль музея. Виды и типы музеев. Школьный музей. Необычные и удивительные музеи мира и России. |
5-7 | 3 | Музейный фонд. Коллекция музея. | Понятие - Фонды музея. Музейный предмет. Фондовая работа. Коллекция - основа научно-фондовой деятельности музея. |
8-10 | 3 | Музейная экспозиция и композиция. | Экспонированные предметы. Этикетка. План экспозиции. Экспозиционная деятельность. Организация работы над экспозицией. |
11-14 | 4 | Экскурсионные объекты, материалы по теме экскурсии | Типология, анализ и отбор экскурсионных объектов. Изучение материалов по теме экскурсии |
15 | 1 | Экскурсионная методика | Понятие экскурсии. Сущность, функции и признаки, тема, название, цель и задачи экскурсии. Форма организации экскурсионного обслуживания. |
16 | 1 | Техники и формы проведения экскурсии | Алгоритм, этапы, формы проведения экскурсии. Вербальная и невербальная коммуникация. Показ, рассказ. |
17-19 | 3 | Технология проектирования новой авторской экскурсии | Общее понятия создания экскурсии. Основные принципы и этапы разработки новой экскурсии |
20 | 2 | Технологическая карта экскурсии | Объекты показа. Время осмотра. Наименование подтем и перечень основных вопросов. Методические указания. |
21-23 | 3 | Контрольный и индивидуальный тексты экскурсии | Структура экскурсии. Содержание контрольного и индивидуального текстов. |
24-26 | 3 | Портфель экскурсовода | Портфель экскурсовода – комплект информационных материалов экскурсии |
27 | 1 | Речь экскурсовода. Внеречевые средства общения – жесты, мимика | Речь экскурсовода – приемы, содержание и формы. Культура речи. Грамотность, стилистика. |
28 | 1 | Этикет проведения экскурсии. Кризисы внимания и пути их преодоления. | Яркие факты, впечатляющие эпизоды, юмор, вопросно-ответный метод изложения материала и риторические вопросы. |
29-31 | 3 | Проведение пробной экскурсии | Объезд (обход) маршрута. Определение ошибок и пути их устранение. Корректировка текста. |
32 | 1 | Экскурсионная документация | Составление пакета экскурсионной документации и его систематизация |
33 | 1 | Встреча с краеведами Москвы и района Печатники | Беседа по вопросам краеведения, поисково-исследовательской деятельности по тематики музея. |
34 | 1 | Пешеходная экскурсия | «Наш Герой в названиях улиц Москвы». Экскурсия пешеходная «Крестьянская застава – Волгоградский проспект – улица Талалихина – Сквер Талалихина» |
35 | 1 | Пешеходная экскурсия | «Наши Герои в названиях улиц района Печатники». Экскурсия по району Печатники «МОК им. В. Талалихина - улица Полбина – Парк 65-летия Победы – улица Гурьянова – Памятник Военной медсестре» |
36 | 1 | Заключение | Итоговый семинар-дискуссия на тему: «Экскурсовод – вчера, сегодня, завтра» |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины предусматривает наличие учебного кабинета «Предоставление экскурсионных услуг» и музея в образовательной организации «Музей Героя Советского союза Виктора Талалихина» .
Оборудование учебного кабинета:
- рабочие места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-методической документации;
- наглядные пособия; демонстрационные плакаты;
- учебные и документальные фильмы;
- периодическая и художественная литература;
- шкаф для хранения учебно-методической документации
- учебные стенды.
Технические средства обучения:
- персональный компьютер
- мультимедиа комплекс
- интерактивный экран
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники
- Конвенция об охране нематериального культурного наследия. – Париж: ЮНЕСКО, 2003 Федеральный закон от 26.05.96. № 54-ФЗ «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»
- Курило Л.В., Основы экскурсионной деятельности, РМАТ, Советский спорт, 2012
- Емельянов В.А., Экскурсоведение, Советский спорт, 2012
- Долженко Г.П., Экскурсионное дело, М.: Академия, 2013
- Матюхина Ю. А., Мигунова Е. Ю. Экскурсионная деятельность, Альфа-М, 2012
- Бисько И.А., Информационно-экскурсионная деятельность на предприятиях туризма, Инфра-М, 2015
- Барчуков И.С., Ю.Б. Башин, Экскурсионная деятельность в индустрии гостеприимства, ИНФРА-М, 2011
- Скобольцина А.С., Шарухин А.П., Технологии и организация экскурсионных услуг, Академия, 2010
- Кузина И.Н., Москвоведение. О чем рассказали названия московских улиц. Тесленко О.Е. ОАО «Московские учебники», 2010.
- Святославский А.В., Городская экскурсия. Основы теории и практики. М.: МИОО, 2006.
- Н.А. Гейнике. Краеведение Москвы. Научно-методические материалы в помощь краеведам. - М., 1990.
- Горелова Н. Город чудный, город древний... М., 1994.
- Горелова Н., Поникарова Н. Лики Москвы. - М., 1995.
- Рюмина Т., Смятских А. История Москвы – столицы России. - М., 1994.
Интернет-ресурсы
Информационный портал Музеи России | |
Портал Культурного наследия России | |
Всемирное наследие ЮНЕСКО | |
Персональный гид в туризме | |
Информационный портал по странам мира | |
Телеканал «Культура» | |
Общественное телевидение России | |
Электронная туристическая энциклопедия | |
Энциклопедия Кирилла и Мефодия | |
www.tourlib.ru | Туристская библиотека |
Ресурс текстов по архитектуре | |
Города России, информация, история, справки. | |
Происхождение и толкование имён | |
Москва неофициальная | |
Электронная версия известной книги В.А. Никольского «Старая Москва» | |
Москва историческая. Литература о Москве, Москва в фотографиях и в живописи |
3.3. Рекомендуемые музеи для самостоятельного посещения
Центральный музей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. |
Историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль" |
Государственный Исторический музей |
Музейное объединение "Музей Москвы" |
Центральный музей Военно-Воздушных Сил РФ |
Музей космонавтики |
Музей-панорама "Бородинская битва" |
Музей морского флота |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по швейному делу 7 класс
Программа по швейному делу 7 класс для общеобразовательной организации, осуществляющей свою деятельность по адаптированным общеобразовательным программам (коррекционная школа VIII вида)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО СТОЛЯРНОМУ ДЕЛУ К АДАПТИРОВАННОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ 9а 9б КЛАСС
Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным ...
Рабочая программа занятия по выбору «Музейное дело»
Рабочая программа школьного кружка «Музейное дело» составлена на основе авторской программы дополнительного образования «Музейное дело» А. В. Барабановой, О. Я. Саютиной....
Рабочая программа допобразования Фактор успеха
Рабочая программа дополнительного образования Фактор успеха (обучающиеся 1-2 курса)Актуальность данного курса состоит в его социальной направленности на формирование активной жизненной позиции в проце...
рабочая программа по страховому делу для специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения
1.3 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:оперировать страховыми понятиями и терминами;заполнять страх...
Рабочая программа по столярному делу. 8 класс.
Рабочая программа предназначена для учащихся 8 класса коррекционной школы....
Рабочая программа "Основы горного дела"
Цель дисциплины – формирование базовых знаний и представлений о горном деле, включая открытые, подземные и строительные горные работы с учётом современных тенденций развития техникиитехно-логии....