Рабочая программа допобразования Фактор успеха
рабочая программа

Демидова Анастасия Александровна

Рабочая программа дополнительного образования Фактор успеха (обучающиеся 1-2 курса)

Актуальность данного курса состоит в его социальной направленности на формирование активной жизненной позиции в процессе коммуникативного общения.

Программа «Фактор успеха» направлена на формирование универсальных учебных действий (УУД) и рассчитана на обучающихся, увлекающихся социально значимой деятельностью

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_faktor_uspeha_volontyory_2017-2018_uch.god_demidova.doc198 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение города Москвы

«Московский образовательный комплекс

имени Виктора Талалихина»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ФАКТОР УСПЕХА»

(ознакомительный уровень) 

Москва

2017

Пояснительная записка

Нравственный смысл жизни человека

состоит в служении добру, но это служение

 должно быть добровольным, то

есть пройти через человеческое сознание.

В.С.Соловьев

Волонтерство - институт воспитания Милосердия, Терпимости, Ответственности, Трудолюбия, Честности, Справедливости, Дружбы, Верности, Вдохновения, Созидательности, Умеренности, Добра.

Одной из задач социального и гражданского воспитания, согласно Программе развития воспитания детей в РФ до 2020 года, является формирование у обучающихся активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни страны. В Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года указывается, что “Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющее современное качество содержания образования”.

В подростковом возрасте складываются способности к свободному мышлению и самостоятельности, а творческая деятельность, в том числе социальная, становится реальной личностной потребностью. Процесс воспитания активности должен строиться на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия взрослых и детей. Новые формы вовлечения подростков в социальную активность, призвано способствовать формированию и совершенствованию политической и социальной компетентности подрастающего поколения. Волонтёрское движение,  - одна из таких форм работы. Важнейшей задачей данной формы является формирование у подростков навыков социальной и личностной компетентности – умение общаться, понимать других людей, а также формирование собственного достоинства и уважения к другим, умение отстаивать свое мнение, считаться с мнением окружающих, противостоять внешнему давлению.

Волонтеры (от англ. Volunteer - доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Волонтерство (добровольничество) - единый акт или группа акций социально значимого характера, символ солидарности, созидательная и созерцательная сила, направленная на сохранение и укрепление человеческих ценностей (потребность в мире, свободе, безопасности, справедливости), на реализацию прав и обязанностей граждан, изучение их личностного роста и осознание полного человеческого потенциала. Волонтерские или добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом, деятельность которых связана с благотворительностью, милосердием, добровольностью и свободой выбора.

    Ключевым аспектом в деятельности волонтерского движения является привлечение подростков «группы риска», побуждение их на совершение добрых и полезных дел.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ФАКТОР УСПЕХА»

(ознакомительный уровень)

название дисциплины

1.1. Область применения программы

Рабочая программа дополнительного образования «ФАКТОР УСПЕХА» (ознакомительный уровень) – является частью дополнительного образования ГАПОУ МОК им.В.Талалихина обучающихся по специальностям СПО.

Рабочая программа составлена на основе Требований к результатам освоения основных образовательных программ основного общего образования (стандарты четвертого поколения), примерной программы организации внеурочной деятельности и в соответствии с документами:

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.13 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Приказ Департамента образования г. Москвы от 17.12.14 №922 «О мерах по развитию дополнительного образования детей в 2014-2015 году».

        

Рабочая программа направлена на формирование общих, политических и социальных компетенций, владение которыми позволит молодым людям:

Код

Наименование результата обучения

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, определять типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 3.

Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях

ОК 4.

Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 6.

Работать в коллективе и команде, обеспечивать её сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК 7.

Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

Перечисленные компетенции определяют достаточный уровень для развития умственных операций (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение), развития универсальных знаний и умений, формирования навыков системного мышления и проектной деятельности, умения воспринимать художественные образы. Таким образом, через внеурочную деятельность происходит воспитание гармонично развитой личности, формирование компетентного человека – гражданина своей страны.

1.2. Визитная карточка

Тип программы:

Авторская

Срок реализации:

Сентябрь 2017 года – Декабрь 2017 года

Образовательный уровень:

Социально-психологический и социально-правовая адаптация Ознакомительный уровень

Направленность:

Социально-психологический и социально-правовая адаптация

Количество обучающихся:

12 человек

Возраст:

16-18 лет / 1-2 курс СП-1

Учебный период:

36 часов

Количество часов в неделю:

2 часа

Стоимость оказания услуги:

Услуга предоставляется бесплатно

1.4. Общая характеристика программы

Актуальность данного курса состоит в его социальной направленности на формирование активной жизненной позиции в процессе коммуникативного общения.

Программа «Фактор успеха» направлена на формирование универсальных учебных действий (УУД) и рассчитана на обучающихся, увлекающихся социально значимой деятельностью:

  • личностные УУД – ориентация  в социальных ролях и межличностных отношениях; формирование интереса к осуществлению благотворительных акций;
  • регулятивные УУД – постановка учебной задачи, планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата); прогнозирование, контроль, коррекция и оценка;
  • познавательные УУД – умение осуществлять поиск необходимой информации, самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера;
  • коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей; умение интегрироваться в группу сверстников и продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

Принципы программы:

  • культуросообразность предполагает, что волонтёрская деятельность основывается на духовно-нравственных ценностях.
  • коллективность в процессе волонтёрской деятельности означает, что она протекает в детско-взрослых общностях и даёт подростку опыт конструктивного взаимодействия с окружающими людьми.
  • проектность предполагает последовательную ориентацию всей деятельности на подготовку и «выведение» в самостоятельное проектное действие, развёртываемое в логике «замысел — реализация — рефлексия».

Ценностные ориентиры:

  • коммуникабельность — лёгкость вступления в межличностное общение, инициатива на начальном этапе взаимодействия;
  • предприимчивость — способность своевременно решать актуальные задачи, находчивость, практичность, обладание изобретательностью и энергией, способность изыскивать возможности и идти на преднамеренный риск;
  • самостоятельность — независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки, возможность проявления субъектом своей воли, отсутствие ограничений и стеснения;
  • организационная и управленческая компетентность — знания, опыт по образованию социальной структуры, привлечению ресурсов, координации действий отдельных элементов системы, достижение взаимного соответствия функционирования её частей в процессе решения задач;
  • законность (легальность) — стремление действовать в рамках устанавливаемых государством пределов, готовность взять на себя определённые обязательства и не нарушать их.

1.4. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Цель программы: возродить лучшие отечественные традиции благотворительности, воспитание доброты, чуткости, сострадания; инициировать и развить подросткового добровольческого движения; способствовать развитию высоких нравственных качеств путём пропаганды идей добровольного труда на благо общества  с помощью привлечения к решению социально значимых проблем (участие в социальных, экологических, гуманитарных, культурно-образовательных, просветительских и др. проектах и программах).

Задачи программы:

  • воспитание активной нравственной и гражданской позиции и развитие эмпатиии, открытости, коммуникабельности;
  • формирование лидерских и нравственно-этических качеств;
  • овладение основными практическими умениями в области социальных отношений, способствующие духовному и социальному совершенствованию личности;
  • вовлечение в социально-значимые проекты, связанные с оказанием конкретной помощи;
  • формирование позитивного мнения по отношению к людям с ограниченными возможностями;
  • формирование опыта и навыков для реализации собственных идей и проектов в социальной сфере;
  • обучение конструктивному общению по средствам совместной значимой деятельности;
  • поддержка инициатив в реализации программ профилактической и информационно-пропагандистской направленности;
  • научить ориентироваться в реальном социальном пространстве современного общества;
  • привить навыки исследовательской и практической работы по сбору и систематизации материалов; подготовки исследовательских работ к публикации;
  • формирование исследовательского мышления, стремления к творчеству и познанию окружающего мира;
  • социализация личности обучающегося в процессе обучения и воспитания.

В результате освоения курса обучающийся должен

знать:

  • историю волонтерского движения в России и в мире;
  • права и обязанности волонтеров,
  • основные направления деятельности волонтерских отрядов;
  • основные формы работы волонтеров

уметь:

  • организовывать и проводить различные мероприятия для соответствующих категорий, нуждающихся в помощи;
  • проводить профилактическую работу и здоровьесберегающие акции, направленные на формирование здоровых привычек;
  • аргументировано отстаивать личностную позицию, принимая общечеловеческие ценности
  • адекватно, корректно и толерантно общаться со сверстниками и взрослыми;
  • работать со справочными материалами и Интернет-ресурсами, планировать волонтёрскую деятельность, производить агитационную продукцию;
  • оценивать результаты совместной волонтёрской деятельности;
  • брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путём, участвовать в функционировании и улучшении демократических институтов;
  • анализировать и применять полученные знания и умения в повседневной жизни для социально-ответственного поведения.

Критерии оценки волонтёрской деятельности:

  • активность участия;
  • умение спланировать работу волонтёрского отряда;
  • умение проводить профилактическую работу в школьном коллективе;
  • самостоятельность.

Личностные результаты освоения программы:

  • формирование духовно-нравственных качеств, приобретение знаний о принятых в обществе нормах отношения к памятникам культуры, к людям, к окружающему миру;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении социальных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование ключевой коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве в процессе образовательной, творческой деятельности.

2. СТРУКТУРА И  СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 

2.1. Формы занятий

Программа содержит лекционные и практические занятия. При изучении программы обучающиеся активно участвуют в муниципальных и городских волонтерских акциях, социальных инициативах.

 

  • Индивидуальная, групповая (рабочая группа, микрогруппа);
  • Психологическое сопровождение (Школа волонтёра)
  • Социальные проекты
  • Встречи с представителями различных волонтёрских организаций
  • Ролевые и интерактивные игры
  • Тренинги, «Мозговая атака / штурм», открытый микрофон
  • Экскурсионно-информационная и просветительская работа
  • Культурно-массовая работа
  • Тематические дни / недели
  • Проектно-исследовательская деятельность

2.2. Методы занятий

  • Рассказ, беседа, объяснение
  • Метод иллюстраций и метод демонстраций
  • Практические работы
  • Частично-поисковый метод

2.3. Методы контроля и управления образовательным процессом

После каждого занятия обучающиеся получают домашнее задание: поработать со справочным текстом, подобрать дополнительную интересную информацию, подготовить сценарий мероприятия или акции. Подобные задания поддерживают интерес к занятиям и служат удобной формой проверки усвоения пройденного материала.

В дополнительном обучении не принято ставить отметки, поэтому викторины и конкурсы, тестирование, фоторепортажи и презентации, выставки творческих работ, защита проектов и презентаций позволяют решить проблему оценки знаний и премирования за успешно проведённую работу.

2.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальная учебная нагрузка обучающегося - 36 часов,

включая:

аудиторную учебную нагрузки обучающегося - 6 часов;

практические занятия – 30 часов.

2.5. Тематический план

занятия

Название темы

Форма занятия

Теория

Практика

Кол-во часов

1

Вводное занятие. Основы добровольческой деятельности.

2

2

Школа волонтёра

1

1

3

Разработка и подготовка мероприятий по плану работы

2

4

Социальные акции и мероприятия.

2

5

Социальное проектирование

2

6

Тренинговое занятие «Я и другие».

2

7

Этика и психология общения волонтёров

1

1

8

Разработка и подготовка мероприятий по плану работы

2

9

День толерантности

2

10

Всемирный день ребенка

2

11

Разработка и подготовка мероприятий по плану работы

2

12

День волонтёров России

2

13

Тренинг-семинар «Я и команда»

2

14

«Неделя единых действий против вредных привычек»

2

15

Социальный проект «Рождественские подарки в каждый дом»

2

16

Разработка и подготовка мероприятий по плану работы

2

17

Разработка и подготовка мероприятий по плану работы

2

18

Творческий отчет о деятельности Волонтёров МОК им. В.Талалихина

2

2.6. Содержание изучаемого курса

№ п/п

Дата

занятия

Содержание занятия

1

19.09.17

Вводное занятие

Знакомство с ребятами. Инструктаж по технике безопасности. История волонтерского движения в России и мире. Основные правовые акты и документы, регламентирующими волонтерскую деятельность.

2

25.09.17

Школа волонтёра

Обсуждение прав и обязанностей волонтера, их распределение. Разработка удостоверения. Составление плана работы.

3

03.10.17

Разработка и подготовка мероприятий по плану работы

День пожилого человека (29.09). День учителя (05.10). Сто дорог – одна твоя (28.10).

4

10.10.17

Социальные акции и мероприятия.

«Телефон доверия». День донора. «Подарок солдату». «Никто не забыт, ничто не забыто». «Георгиевская ленточка». Вахта памяти. «Дом без одиночества».

5

17.10.17

Социальное проектирование

Основы проектной деятельности в волонтёрской работе. Общая структура социального проекта, правила определения целей и задач проекта, распределение функционала участников.

6

24.10.17

Тренинговое занятие «Я и другие».

Знакомство с разными категориями граждан: дети-сироты, дети и подростки, оставшихся без попечения родителей; люди с ограниченными возможностями, пожилые люди, ветераны и участники ВОВ. Доступная среда.

7

31.10.17

Этика и психология общения волонтёров

Игро-тренинговое занятие: «Культура общения»

8

07.11.17

Разработка и подготовка мероприятий по плану работы

Международный день толерантности (16.11). Всемирный день ребенка (20.11). День матери (27.11).

9

14.11.17

День толерантности

Проведение мероприятий. Встреча с представителями различных волонтёрских организаций.

10

21.11.17

Всемирный день ребенка

Проведение мероприятий. Встреча с представителями различных волонтёрских организаций.

11

28.11.17

Разработка и подготовка мероприятий по плану работы

Всемирный день борьбы со СПИДОМ (01.12). Международный день инвалидов (03.12). День героя России (9.12).

12

05.12.17

День волонтёров России

Творческий отчёт.

13

12.12.17

Тренинг-семинар «Я и команда»

Анализ проведенных мероприятий и участия в социальных акциях. Выпуск «Волонтерского вестника».

14

19.12.17

«Неделя единых действий против вредных привычек»

Разработка и подготовка печатно-агитационного материала; проведение акции (раздача листовок, леденцов), интерактивного конкурса. Подготовка уголка здоровья «Будем здоровы»

15

26.12.17

Социальный проект «Рождественские подарки в каждый дом»

Разработка и подготовка новогодних поздравлений, подарков.

16

09.01.18

Разработка и подготовка мероприятий по плану работы

«Время доверять» - студенческий «телефон доверия». Изучение и помощь по обращениям студентов.

17

16.01.18

Разработка и подготовка мероприятий по плану работы

Подготовка творческого отчета «Копилка добрых дел». Подготовка к творческому отчетному проекту

18

23.01.18

Творческий отчет о деятельности Волонтёров МОК им. В.Талалихина

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Кабинет социально-гуманитарных дисциплин».

Оборудование учебного кабинета:

  • рабочие места по количеству обучающихся;
  • рабочее место преподавателя;
  • комплект учебно-методической документации;
  • наглядные пособия, демонстрационные плакаты;
  • учебные фильмы по определенным разделам дисциплины;
  • периодические издания;
  • шкаф для хранения учебно-методической документации
  • учебные стенды.

Технические средства обучения:

  • персональный компьютер
  • мультимедиа комплекс
  • интерактивный экран

3.2. Информационное обеспечение обучения

Основные источники

  1. Конвенция о правах ребенка (1989 г.);
  2. Всеобщая Декларация добровольцев, принятая на XVI Всемирной конференции Международной ассоциации добровольческих усилий (Амстердам, январь 2001 г., Международный Год добровольцев) при поддержке Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций и Международной ассоциации добровольческих усилий (IAVE);
  3. Конституция Российской Федерации (ч. 4 и 5 ст. 13, ч. 2 ст.19, ст. 30);
  4. Гражданский кодекс РФ (ст. 117); Закон РФ "Об образовании"
  5. Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации, одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 г. № 1054-р;
  6. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»;
  7. Федеральный закон от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»;
  8. Федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»;
  9.  Кузнецова И.В. Хорошая привычка – помогать ближнему: Материалы из опыта работы волонтёрской группы «Ориентир» Балахнинского муниципального района. МОУ ДОД «Центр внешкольной работы» - Балахна, 2009.
  10. Бодренкова Г. Добровольчество // Социальная работа – 2006, -№1

Интернет-ресурсы

www.volontery.ru 

Союз волонтерских организаций и движений

www.miloserdie-nn.ru 

Волонтёрское движение Милосердие

www.donors.ru 

Донорство

www.isovet.ru 

Волонтерство в России

www.sbornet.ru 

Добровольчество в России: состояние проблемы, перспективы

www.tvkultura.ru

Телеканал «Культура»

www.otr-online.ru

Общественное телевидение России

www.km.ru

Энциклопедия Кирилла и Мефодия

3.3. Рекомендуемые акции для самостоятельного посещения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Факторы успеха в изучении английского языка в средней школе

«..Изучать иностранный язык - не для всех легкая задача, поэтому на уроках я стараюсь использовать разнообразные методы обучения: от просмотра видеофильмов д...

НРАВСТВЕННОСТЬ И ПРОФЕССИОНАЛИЗМ – ФАКТОРЫ УСПЕХА БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА НА РЫНКЕ ТРУДА

НРАВСТВЕННОСТЬ И ПРОФЕССИОНАЛИЗМ – ФАКТОРЫ УСПЕХА БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА НА РЫНКЕ ТРУДА...

Рабочая программа по внеурочной деятельности Мастерская успеха

Данная программа курса «Мастерская успеха» (проектно-исследовательская  деятельность) разработана для обучающихся 1-4 курсов в рамках реализации внеурочной деятельности согласно ФГОС СПО. Она обу...

Рабочая программа допобразования Музейное дело

Рабочая программа дополнительного образования Музейное дело (обучающиеся 1-2 курса)Музейное дело объединяет музейную политику (музейное законодательство, музейное строительство, организацию управ...

дополнительная образовательная программа "путь к успеху"

Рабочая программа  "Путь к успеху" для  дополнительного образогвания и проведения классных часов....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА Финансовая грамотность – путь к успеху

В ситуации глобального финансового кризиса экономисты и общественные деятели поднимают вопрос о необходимости повышения финансовой грамотности населения. Для нашей страны этот вопрос является гораздо ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «Путь к успеху – знание английского языка»

Рабочая программа кружка по английскому языку для студентов "Путь к успеху - знание английского языка"...