Рабочая программа занятия по выбору «Музейное дело»
рабочая программа на тему
Рабочая программа школьного кружка «Музейное дело» составлена на основе авторской программы дополнительного образования «Музейное дело» А. В. Барабановой, О. Я. Саютиной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_muzeya_na_2016-2017.odt | 25.09 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа-гимназия» г. Ярцева Смоленской области
Рассмотрено на заседании МО учителей спортивно-эстетического цикла Руководитель МО ___________/Хартова М.А./ Протокол №__________ от « 28 » августа 2016 г. | Согласовано зам. директора ___________/_Хартова М.А./ « 29 » августа 2016 г. | УТВЕРЖДЕНО приказ № 190 от « 31 » августа 2016 г. |
Рабочая программа
занятия по выбору
«Музейное дело»
5-9 класс
основного общего образования
на 2016/17 учебный год
Разработана руководителем школьного музея Губиной Н.А |
2016
Рабочая программа школьного кружка «Музейное дело» составлена на основе авторской программы дополнительного образования «Музейное дело» А. В. Барабановой, О. Я. Саютиной.
Цель программы:
Воспитание внимания у педагогов и школьников к историческому прошлому и современным достижениям в области развития школы через внедрение инновационных технологий в музейную практику.
Основные задачи:
1. Изучить историю возникновения и развития школы.
2. Исследовать школьные традиции прошлого.
3. Провести поисковую работу в целях пополнения фонда школьного краеведческого музея.
4. Помочь детям раскрыть свои способности, реализовать их в различных видах исследовательской деятельности.
5. Воспитывать культуру общения с людьми старшего поколения.
6. Вести поисковую работу по изучению жизни и деятельности выпускников, учителей школы, а также людей, которые прославили свой город.
7. На базе музея проводить уроки, посвященные героической борьбе русского народа, уроки мира, уроки мужества, организовывать встречи с ветеранами войны.
8. Приобщать учащихся к общественно-полезной работе, развивать деятельность по охране памятников истории и культуры. Развивать информационно-коммуникативные способности учащихся, воспитывать толерантность по отношению к другим людям.
9. Вовлечение в работу ребят из детской организации «Пост №1» с целью их сплочения, расширения кругозора.
10. Связь с ветеранами войны и труда.
11. Освоение правил оформления и хранения собранного материала.
12. Внедрение информационно-коммуникативные технологий в программу работы музея.
13. Создать виртуальный школьный музей «XXI века».
Сроки действия программы: программа рассчитана на 5 лет. (2016-2020 гг.)
Режим работы: два раза в неделю по одному часу. Всего 68 часов в год.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
- Сохранение краеведческого направления как основного в воспитательной работе школы и повышение уровня ИКТ-компетентности членов школьного коллектива.
- Разработка модели гражданско-патриотического, социального воспитания учащихся на основе деятельности школьного музея.
- Повышение интереса учащихся к изучению истории своего учреждения, района, города, страны, проявление чувства патриотизма к своей стране, через систему творческого участия в деятельности музея.
- Повышение эффективности работы школьных музеев за счет использования инновационных форм и методов для решения воспитательных задач ОУ.
- Организация взаимодействия ОУ с музеями в целях создания единого воспитательного и образовательного пространства.
- Освоение учащимися приемов музейной, проектной и ИКТ деятельности.
- Расширение возможностей школьных музеев за счет социального партнерства с музеями других образовательных учреждений, городским музеем, образовательными учреждениями, советом ветеранов, творческими союзами и другими организациями.
- Расширение информационного пространства деятельности школьного музея путем сотрудничества с образовательными учреждениями, отделом образования и культуры.
- Создание электронной базы о наиболее ценных экспонатах школьных музеев.
- Презентация итоговых материалов проекта в интернете и СМИ.
Содержание программы
Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы школой и другими учреждениями культуры, общественными организациями. Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий, вечеров, конференций способствует заполнению их досуга. Кроме того, учащиеся постигают азы исследовательской деятельности. Они учатся выбирать и формулировать темы исследования, производить историографический анализ темы, заниматься поиском и сбором источников, их сопоставлением и критикой, составлением научно-справочного аппарата, формулированием гипотез, предположений, идей, их проверкой, оформлением выводов исследования и выработкой рекомендаций по использованию достигнутых результатов. В итоге у детей формируется аналитический подход к решению многих жизненных проблем, умение ориентироваться в потоке информации, отличать достоверное от фальсификации, объективное от субъективного, находить взаимосвязи между частным и общим, между целым и частью и т.п. Введение (1ч)
Задачи, содержание и значение работы кружка «Музейное дело». Особенности работы
историков-краеведов.
Введение. Задачи, содержание и значение работы
кружка «Музейное дело». (1 час)
Тема 1. Музей как институт социальной памяти (2ч)
Происхождение музея. Музей античного мира., эпохи Возрождения. Первые
национальные музеи. Профили музеев. Типы музеев. Специфика школьного музея как
центра музейно-педагогической и краеведческой работы в школе. Выбор профиля и темы
– важнейший этап в создании школьного музея.
Тема 2. Музейный предмет и способы его изучения (4ч)
Понятия: музейный предмет – предмет музейного назначения – экспонат.
Классификация музейных предметов. Основные критерии ценности музейного предмета.
Уникальный и типичный музейный предмет. Атрибуция – выявление основных признаков
музейного предмета. «Легенда» как способ фиксации сведений о музейном предмете со
слов владельца. Копии музейного предмета. Муляж, макет, модель.
Тема 3. Проведение научных исследований активом школьного музея (5ч)
Экспедиции и краеведческие походы как способ изучения темы и основная форма
комплектования фондов. Переписка, связанная с поисками материалов. Работа в фондах
городского музея, библиотеках и архивах. Привлечение данных различных
вспомогательных исторических дисциплин – геральдика, нумизматика и др. Подготовка
школьных рефератов, сообщений, докладов, а также публикаций статей по результатам
научных исследований.
Тема 4. Фонды школьного музея. Определение понятия, основные направления
фондовой работы (4ч)
Понятие: фонды школьного музея. Термины: коллекция – фонд – единица хранения.
Структура фондов: основной, научно-вспомогательный, интерактивный. Обменный фонд
и фонд временного хранения. Основные направления фондовой работы: комплектование,
учёт и хранение.
Тема 5. Экспозиция школьного музея (4 ч)
Понятия: экспонат, экспозиция, экспозиционный комплекс. Выставка (экспозиция
временного характера) как актуальная для школьного музея форма презентации его
коллекций. Интерактивные выставки. Этапы создания экспозиции. Тексты в экспозиции –
виды и функции, правила составления.
Тема 6. Работа с аудиторией (7 ч)
Понятие: аудитория школьного музея – учащиеся данной школы или других школ,
родители, жители посёлка, воспитанники детских садов и т. д. Разнообразие форм работы
с аудиторией. Традиционные и нетрадиционные формы работы с аудиторией. Основные
требования к музейной экскурсии. Этапы подготовки экскурсии. Работа экскурсовода.
Тема 7. Изучение истории школьного музея (7 ч)
Школьный музей как источник изучения родного края. История создания
школьного зала Боевой Славы Муниципального общеобразовательного
учреждения «Школы-гиманазии» г.Ярцева Смоленской области. Профиль музея: воспитание нравственности, патриотизма, гражданственности. Фонды и экспозиции школьного музея. Направления работы школьного музея, исследовательская деятельность.
Тема 8. Историческое краеведение (9 ч)
Историческое краеведение как наука. Объекты изучения. Общественно полезный
характер исторического краеведения. Записи историко-краеведческих наблюдений.
Порядок ведения дневника исторических событий. Как проводить беседы с очевидцами
исторических событий и записывать их воспоминания. Изучение записей воспоминаний,
хранящихся в школьном музее. Изучение и охрана памятников, связанных с историей
борьбы нашего народа за свою независимость в годы Великой Отечественной войны.
Тема 9. Военно-патриотическая работа (11 ч)
Воспитательное значение военно-патриотической работы. Учителя школы –
ветераны и труженики тыла Великой Отечественной войны. Пропаганда героических
подвигов советских воинов в годы Великой Отечественной войны.
Ученики школы – защитники Отечества.
Тема 10. Организация и проведение исторических экспедиций, поездок по местам
боевой славы (4 ч)
Как определять цели и район экспедиции. Как комплектовать группы и распределять
обязанности. Как разрабатывать маршрут экспедиции. Как организовать поездки по
местам боевой славы.
Тема 11. Изучение истории школы (10 ч)
Основные события в жизни школы. Учителя школы. История деятельности
пионерской и комсомольской организаций по экспозиции школьного музея.
Подведение итогов (1ч)
Как оформлять результаты практических работ кружка. Фотоальбом. Организация
отчетной выставки.
Формы организации учебных занятий.
1. По количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, групповая.
2. По особенностям коммуникативного взаимодействия: лекция с элементами беседы,
рассказ, практикум, исследование, проект, презентации, экскурсии, встречи с ветеранами
ВОВ и тружениками тыла, встреча с краеведом.
3. По дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические
занятия, комбинированные формы занятий.
Основные виды деятельности: познавательная, исследовательская.
Тематическое планирование
«Музейное дело»
№ п/п. | Содержание программы | Количество часов |
1 | Введение. Задачи, содержание и значение работы кружка «Музейное дело». | 1 |
Тема 1. Музей как институт социальной памяти. (2 часа) | ||
2 | Происхождение музея. Профили и типы музеев. | 1 |
3 | Специфика школьного музея как центра музейно- педагогической и краеведческой работы в школе. | 1 |
Тема 2. Музейный предмет и способы его изучения. (4 часа) | ||
4 | Понятия: музейный предмет – предмет музейного назначения – экспонат. Классификация музейных предметов. | 1 |
5 | Атрибуция – выявление основных признаков музейного предмета. «Легенда» как способ фиксации сведений о музейном предмете со слов владельца. | 1 |
6-7 | Способы изучения музейных предметов. | 2 |
Тема 3. Проведение научных исследований активом школьного музея. (5 часа) | ||
8 | Экспедиции и краеведческие походы - основная форма комплектования фондов. | 1 |
9-10 | Другие способы комплектования фондов школьного музея. | 2 |
11-12 | Подготовка школьных рефератов, сообщений, докладов, а также публикаций статей по результатам научных исследований. | 2 |
Тема 4. Фонды школьного музея. Определение понятия, основные направления фондовой работы. (4 часа) | ||
13-14 | Комплектование музейных фондов. | 2 |
15 | Учёт музейных фондов. | 1 |
16 | Хранение музейных фондов. | 1 |
Тема 5. Экспозиция школьного музея (4 часа) | ||
17 | Понятия: экспонат, экспозиция, экспозиционный комплекс | 1 |
18 | Выставка как актуальная для школьного музея форма презентации его коллекций. | 1 |
19-20 | Этапы создания экспозиции. Тексты в экспозиции – виды и функции, правила составления. | 2 |
Тема 6. Работа с аудиторией (7 часов) | ||
21 | Понятие: аудитория школьного музея. | 1 |
22 | Разнообразие форм работы с аудиторией. | 1 |
23-24 | Основные требования к музейной экскурсии и этапы её подготовки. | 2 |
25-27 | Работа экскурсовода. | 3 |
Тема 7. Изучение истории школьного музея (7 часов) | ||
28-29 | Школьный музей как источник изучения родного края. | 2 |
30 | История создания школьного музея Боевой Славы | 1 |
31-32 | Фонды и экспозиции школьного музея. | 2 |
33-34 | Направления работы школьного музея, исследовательская деятельность. | 2 |
Тема 8. Историческое краеведение (9 часов) | ||
35-36 | Историческое краеведение как наука. Объекты изучения. | 2 |
37-38 | Записи историко-краеведческих наблюдений. | 2 |
39-40 | Как проводить беседы с очевидцами исторических событий и записывать их воспоминания. | 2 |
41-43 | Изучение и охрана памятников, связанных с историей борьбы нашего народа за свою независимость в годы Великой Отечественной войны. | 3 |
Тема 9. Военно-патриотическая работа (11 часов) | ||
44-45 | Воспитательное значение военно-патриотической работы. | 2 |
46-48 | Учителя школы – ветераны и труженики тыла Великой Отечественной войны. | 3 |
49-51 | Пропаганда героических подвигов советских воинов. | 3 |
52-54 | Ученики школы – защитники Отечества. | 3 |
Тема 10. Организация и проведение исторических экспедиций, поездок по местам боевой славы (4 часа) | ||
55-56 | Как организовать историческую экспедицию. | 2 |
57-58 | Как организовать поездку по местам боевой славы. | 2 |
Тема 11. Изучение истории школы (10 часов) | ||
59-62 | Основные события в жизни школы. Учителя школы. | 4 |
63-65 | История деятельности пионерской и комсомольской организаций. | 3 |
66-68 | Подведение итогов. Организация отчётной выставки. Оформление фотоальбома | 3 |
Итого: | 68 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету "Штукатурно-малярное дело" 7 класс для специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Рабочая программа по предмету "Штукатурно-малярное дело" 7 класс для специальной (коррекционной) школы VIII вида....
Рабочая программа по предмету "Штукатурно-малярное дело" 8 класс для специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Рабочая программа по предмету "Штукатурно-малярное дело" 8 класс для специальной (коррекционной) школы VIII вида....
Рабочая программа по дисциплине:"Основы горного дела"
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы горного дела» разработана в соответствии с требованиями государственного образовательног...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 01 СЛЕСАРНОЕ ДЕЛО
рабочая ПРОГРАММа ДИСЦИПЛИНЫОП. 01 Слесарное дело...
Рабочая программа курса по выбору «Учусь творчески общаться»
Рабочая программа курса по выбору « Учусь творчески общаться» для 6 класса разработана на основе:Авторской программы: Алексеев Н.Д., Исаенко А.С., Кузей Т.И. «Учусь творчески м...
Рабочая программа учебной дисциплины "Основы банковского дела" 38.02.01
Рабочая программа учебной дисциплины "Основы банковского дела" для студентов, обучающихся по специальности 38.02.01 "Экономика и бухгалтерский учет" (по отраслям)...
Рабочая программа по ОП.09 Страховое дело
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.09 Страховое дело разработана на основе ФГОС СПО по специальности 40.02.01. Право и организация социального обеспечения (базовый уровень подготовки)...