Рабочая программа "Основы горного дела"
рабочая программа

Цель дисциплины – формирование базовых знаний и представлений о горном деле, включая открытые, подземные и строительные горные работы с учётом современных тенденций развития техникиитехно-логии.

Задачи дисциплины:

1. Приобретение знаний и умений в области технологий разработки твёрдых полезных ископаемых и строительства подземных сооружений.

2. Усвоение терминологии и получение практических навыков графического изображения элементов технологий и расчетов по открытому способу, подземному способу добычи полезных ископаемых.

3. Приобретение навыков предварительной оценки эффективности открытой или подземной геотехнологии при разработке осваиваемого месторождения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл op.15_osnovy_gornogo_dela.docx54.65 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«НОРИЛЬСКИЙ ТЕХНИКУМ ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И СЕРВИСА»

СОГЛАСОВАНО

на заседании методического совета протокол № _____________

от «_______» _________20______г.

председатель МС _____________

/Р.Г. Иванова/

РАССМОТРЕНО

на заседании

предметно-цикловой комиссии

технических профессий и специальностей

протокол № __________________

от «_____» _________20_______г.

председатель ПЦК

_________________/Т.В. Каменева/

УТВЕРЖДЕНО

приказом директора Норильского техникума промышленных технологий и сервиса № _________

от «______»___________20______г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ОП.15 Основы горного производства

Обогащение полезных ископаемых

Количество часов – 84

Составитель: Хамитов Константин Фаридович – мастер производственного обучения

2023

Рабочая программа разработана на основе федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования с учетом получаемой профессии или специальности и в соответствии:

  • с примерной программой общепрофессиональной дисциплины “Основы горного производства”;
  • для профессиональных образовательных организаций рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением “Федеральный институт развития образования” (ФГАУ “ФИРО”) в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (Протокол №3 от 21 июля 2015г, регистрационный номер лицензии 386 от 23 июля 2015г);
  • с Положением «О порядке разработки и требованиях к содержанию и оформлению рабочих программ учебных дисциплин, профессиональных модулей на основе ФГОС в краевом государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении среднего профессионального образования «Норильский техникум промышленных технологий и сервиса», утвержденным приказом директора Норильского техникума промышленных технологий и сервиса от г. № 01-11/62а.

Организация-разработчик: КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «НОРИЛЬСКИЙ ТЕХНИКУМ ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И СЕРВИСА»


СОДЕРЖАНИЕ

1 Паспорт программы учебного предмета

4

2 Структура и содержание учебного предмета

6

3 Условия реализации учебного предмета

10

4 Контроль и оценка результатов освоения учебного предмета

12

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.17 ОСНОВЫ ГОРНОГО ПРОИЗВОДСТВА
  1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: профессиональный цикл как общепрофессиональная дисциплина и направлена на формирование следующих общих компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Профессиональными компетенциями:

ПК Осуществлять контроль технологического процесса в соответствии с технологическими документами.

ПК Контролировать работу основных машин, механизмов и оборудования в соответствии с паспортными характеристиками и заданным технологическим режимом.

ПК Обеспечивать работу транспортного оборудования.

ПК Обеспечивать контроль ведения процессов производственного обслуживания.

ПК Вести техническую и технологическую документацию.

ПК Контролировать и анализировать качество исходного сырья и продуктов обогащения.

ПК Контролировать выполнение требований отраслевых норм, инструкций и правил безопасности при ведении технологического процесса.

ПК Контролировать выполнение требований пожарной безопасности и пылегазового режима.

ПК Контролировать состояние рабочих мест и оборудования на участке в соответствии с требованиями охраны труда.

ПК Организовывать и осуществлять производственный контроль соблюдения требований промышленной безопасности и охраны труда на участке.

ПК Проводить инструктажи по охране труда и промышленной безопасности.

ПК Обеспечивать материальное и моральное стимулирование трудовой деятельности персонала.

ПК Анализировать процесс и результаты деятельности производственного подразделения.

Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины.

Целями освоения дисциплины «Основы горного производства» является формирование у обучающихся представления о будущей профессии, получение базовых знаний об основных принципах добычи полезных ископаемых подземным способом.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен

знать:

термины и определения, используемые как базовые при разработке месторождений полезных ископаемых открытым, подземным и скважинным способами; определения физико-механических свойств горных пород и методы их установления; основные регионы добычи минерального сырья в России и дефицитные полезные ископаемые в стране; классификацию запасов полезных ископаемых, принятые в РФ; основные требования к разработке месторождений полезных ископаемых, в том числе на месторождениях, склонных к динамическим проявлениям горного давления; классификации и методы определения показателей полноты и качества извлечения полезных ископаемых; основные и вспомогательные процессы добычи полезных ископаемых открытым, подземным и скважным способами разработки; понятие и определение сдвижения горных пород; формы проявления горного давления на горных работах, условия и методы прогноза склонности пород к разрушению к динамической форме; способы крепления горных выработок; классификация систем разработки рудных и угольных месторождений; системы разработки с обрушением, закладкой выработанного пространства, виды закладки, способы приготовления; критерии и методы экономической оценки способов добычи полезных ископаемых.

уметь:

определять базовые требования к безопасному ведению горных работ в сложных горнотехнических и геомеханических условиях; планировать порядок отработки месторождения с учётом ожидаемых сдвижений массива горных работ и проявлениям горного давления. методами прогноза проявлений горного давления при разработках и способами предотвращения этих явлений; методами моделирования горнотехнических ситуаций на эквивалентных и оптических материалах, численными решениями; методами определения безопасных параметров выемки.

Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 84 часа,

в том числе:

- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 80 часов;

- самостоятельной работы обучающегося 4 часа.


  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
  1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем в часах

Обязательная учебная нагрузка

84

в том числе:

теоретическое обучение

59

практические занятия

21

Самостоятельная работа

4

Промежуточная аттестация в форме экзамена

Тематический план и содержание учебной дисциплины: «ОСНОВЫ ГОРНОГО ПРОИЗВОДСТВА»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

1

2

3

Тема

Краткие сведения о геологии месторождений полезных ископаемых

Содержание учебного материала

1

Современное состояние горного производства. Образование горных пород и их классификация по происхождению.

3

2

Формы залегания месторождений полезных ископаемых. Элементы залегания пласта.

2

3

Практическое занятия №1.

Изучение физико-механических свойств горных пород

2

Самостоятельная работа: Работа с источниками информации и подготовка реферата и доклада на темы: «Значение минерально-сырьевого комплекса для экономики страны». «Природа образования твердых полезных ископаемых»

2

Тема

Горные предприятия

Содержание учебного материала

4

Понятие горного предприятия. Технологический комплекс поверхности шахты. Шахтное поле.

4

5

Границы шахтного поля. Запасы и потери полезных ископаемых в шахтном поле. Основные параметры шахты.

4

6

Специфика горных предприятия. Ресурс горного предприятия

2

7

Практическое занятие №2.

Обоснование основных параметров шахты.

2

Тема

Горные выработки и их назначение

Содержание учебного материала

8

Элементы горных выработок. Форма и размеры поперечного сечения горных выработок.

3

9

Наименование, назначение и классификация горных выработок. Характеристика вертикальных, горизонтальных и наклонных выработок.

4

10

Практическое занятие №3

Знакомство с горными выработками учебного горного полигона.

2

11

Практическое занятие №4

Изучение элементов горных выработок по чертежам. Пространственное расположение горных выработок на схемах.

2

Самостоятельная работа: Работа с источниками информации и подготовка доклада на тему: «Выбор формы и определение размеров поперечного сечения горных выработок».

2

Тема

Горные работы при проведении горных выработок

Содержание учебного материала

12

Технология проведения горно-разведочных выработок

3

13

Свойства горных пород и их влияние на способ ведения горных работ. Определение величины горного давления в выработках.

4

14

Крепежные материала и конструкции крепи горных выработок.

3

15

Общие вопросы проведения горных выработок при подземной разработке полезных ископаемых

4

16

Проведения горизонтальных и наклонных выработок буровзрывным способом.

3

17

Проведения горизонтальных и наклонных выработок комбайновым способом.

4

18

Проведения вертикальных выработок буровзрывным и комбайновым способами.

4

19

Практическое занятие №5.

Определение размеров поперечного сечения горных выработок.

2

20

Практическая работа №6

Выбор типа и параметров крепи горной выработки.

4

21

Практическая работа №7

Изучение технологических схем проведения горизонтальных и наклонных выработок.

2

Тема

Буровзрывные работы

Содержание учебного материала

22

Назначение БВР. Понятие: шпуры и скважины. Шпуры, их параметры. Забойка и ее назначение, требования к ней. Расположение шпуров в забое.

4

23

Средства бурения шпуров. Суть, условия применения. Оборудование, используемое при бурении шпуров.

2

24

Взрыв и взрывчатые вещества. Классификация ВВ по условиям использования. Средства инициирования зарядов. Нитроглицериновые и аммиачно-селитренные взрывчатые вещества.

4

25

Способы и средства обеспечения безопасности взрывных работ в шахтах опасных по газу или пыли.

2

26

Практическое занятие №8. Расчет параметров буровзрывных работ.

.

3

27

Практическое занятие №9. Разработка паспорта буровзрывных работ.

3

28

Экзамен

Всего

84

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
  1. Материально-техническое обеспечение

Оборудование учебного кабинета:

- комплект учебной мебели,

- классная доска,

- компьютер,

- проектор

- комплект учебно-методической литературы,

- комплект учебно-наглядных пособий по дисциплине,

- тестовые задания, задачи.

  1. Информационное обеспечение реализации программы

Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации имеет печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемых для использования в образовательном процессе.

Основные источники

  1. Егоров П.В. Основы горного дела: Учебник для вузов. / П.В. Егоров, Е.А Бобер, Ю.Н. Кузнецов, Е.А. Косьминов, С.Е.Решетов, Н.Н. Красюк. М.: Изд-во МГГУ, 2006.
  2. Кузьмин Е.В.. Основы горного дела. Учебник для вузов / Е.В. Кузьмин, М.М. Хайрутдинов, Д.К. Зенько М.: МГГУ, 2007.
  3. Пучков Л.А., Жежеловский Ю.А. Подземная разработка месторождений полезных ископаемых: Учебник .М.: Изд-во МГГУ. 2007.
  4. Килячков А. П. Технология горного производства: Учеб. Для вузов.- 4-е изд., перераб. и доп.- М.: Недра, 1992.
  5. Килячков А. П., Брайцев А. В. Горное дело. М.: Недра, 1989.
  6. А.Б. Ефременков, А.А. Казанцев, М.Ю. Блащук. Горные машины и оборудование: Томск, изд. ТПУ, 2009.
  7. Заплавский Г.А., Лесных В.А. Горные работы, проведение и крепление горных выработок, М. Недра, 1986.
  8. Авдохин В.М. Основы обогащения полезных ископаемых: М. МГГУ, 2006

Дополнительная литература:

  1. Правила безопасности в угольных шахтах (ПБ-05-628-03).Серия 05. выпуск 11/ Колл. авт. М. :Федеральное государственное предприятие »Научно-технический центр по безопасности в промышленности» , 2005.
  2. Единые правила безопасности при разработке месторождений полезных ископаемых открытым способом. М.: Ростехнадзор России, 2003.
  3. Технологические схемы разработки пластов на угольных шахтах. В 2-х ч. Набор модулей и пояснительная записка /ИГД им. А.А. Скочинского. - М.: Минуглепром СССР, 1991. - 202 с.
  4. Заплавский Г.А. Технология подготовительных и очистных работ: М.,Недра, 1989.
  5. Игнатенко К.П., Брайцев А.Б., Ейнер Ф.Ф. Вентиляция, подземные пожары и горноспасательное дело - М.: Недра, 1975.

  1. Электронные издания (электронные ресурсы)

  1. Ресурс Цифровые учебные материалы
  2. Ресурс ЭБС «Университетская библиотека онлайн»:
  3. Ресурс ЭБС «Руконт»:

4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения зачётных, практических работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, исследований.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

определять базовые требования к безопасному ведению горных работ в сложных горнотехнических и геомеханических условиях; планировать порядок отработки месторождения с учётом ожидаемых сдвижений массива горных работ и проявлениям горного давления. методами прогноза проявлений горного давления при разработках и способами предотвращения этих явлений; методами моделирования горнотехнических ситуаций на эквивалентных и оптических материалах, численными решениями; методами определения безопасных параметров выемки.

решение задач,

выполнение тестовых заданий, проверка

выполнения самостоятельной работы.

Знания:

термины и определения, используемые как базовые при разработке месторождений полезных ископаемых открытым, подземным и скважинным способами; определения физико-механических свойств горных пород и методы их установления; основные регионы добычи минерального сырья в России и дефицитные полезные ископаемые в стране; классификацию запасов полезных ископаемых, принятые в РФ; основные требования к разработке месторождений полезных ископаемых, в том числе на месторождениях, склонных к динамическим проявлениям горного давления; классификации и методы определения показателей полноты и качества извлечения полезных ископаемых; основные и вспомогательные процессы добычи полезных ископаемых открытым, подземным и скважным способами разработки; понятие и определение сдвижения горных пород; формы проявления горного давления на горных работах, условия и методы прогноза склонности пород к разрушению к динамической форме; способы крепления горных выработок; классификация систем разработки рудных и угольных месторождений; системы разработки с обрушением, закладкой выработанного пространства, виды закладки, способы приготовления; критерии и методы экономической оценки способов добычи полезных ископаемых.

решение задач,

выполнение тестовых заданий, фронтальный опрос.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по дисциплине:"Основы горного дела"

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы горного дела» разработана в соответствии  с  требованиями  государственного образовательног...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ "ОСНОВЫ ГОРНОГО ДЕЛА"

Программа дисциплины «Основы горного дела» предназначается для профессиональных образовательных организаций, которые осуществляют подготовку по профессии: код 11717 «Горнорабочий под...

ОП.05 ТЕХНИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА 21.00.00 ПРИКЛАДНАЯ ГЕОЛОГИЯ, ГОРНОЕ ДЕЛО, НЕФТЕГАЗОВОЕ ДЕЛО И ГЕОДЕЗИЯ специальность 21.02.03 Сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ Методические указания к организации и выполнению заданий внеаудит

Методические указания к организации и выполнению заданий внеаудиторной самостоятельной работы для обучающихся 2 курса образовательных организаций среднего профессионального образования очной формы обу...

ОП.05 ТЕХНИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА 21.00.00 ПРИКЛАДНАЯ ГЕОЛОГИЯ, ГОРНОЕ ДЕЛО, НЕФТЕГАЗОВОЕ ДЕЛО И ГЕОДЕЗИЯ по специальность 21.02.02 Бурение нефтяных и газовых скважин Методические указания и контрольные задания для обучающихся заочной формы обучения образов

Методические указания и контрольные задания для обучающихся заочной формы обучения образовательных учреждений среднего профессионального образования по ОП.05 Техническая механика специальности 21.02.0...

ОП.05 ТЕХНИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА 21.00.00 ПРИКЛАДНАЯ ГЕОЛОГИЯ, ГОРНОЕ ДЕЛО, НЕФТЕГАЗОВОЕ ДЕЛО И ГЕОДЕЗИЯ специальность 21.02.02 Бурение нефтяных и газовых скважин Методические указания к организации и выполнению заданий внеаудиторной самостоятельной работы

Методические указания по выполнению  внеаудиторной самостоятельной работы для обучающихся очной формы обучения образовательных учреждений среднего профессионального образования по  ОП.05 Тех...

Презентация по основам горного дела на тему «Открытые горные работы»

В презентации указанны совокупность методов, способов и средств человеческой деятельности по проектированию, строительству, эксплуатации и реконструкции горнодобывающих предприятий, траншей, котловано...

Презентация по основам горного дела на тему «Горные машины и оборудование»

В данной презентации указанны основные виды горных машин и оборудования....