Рабочая программа по швейному делу 7 класс
рабочая программа на тему
Программа по швейному делу 7 класс для общеобразовательной организации, осуществляющей свою деятельность по адаптированным общеобразовательным программам (коррекционная школа VIII вида)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_shveynomu_delu_7_klass.doc | 302 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Хакасия
Государственное бюджетное образовательное учреждение
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
«Аскизская специальная (коррекционная) школа-интернат»
Согласовано: Утверждаю:
Директор
Заместитель директора по УВР
___________ _____________ «___»
Протокол педагогического совета № ____
от «____»_________ 2014 г.
Рабочая программа
по швейному делу
(7 класс)
Составила:
ТОПОЕВА Э.Г., учитель швейного дела
Аскиз, 2014 год
Пояснительная записка
Данная программа составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: под редакцией В.В. Воронковой ( М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2010- Сб. 2), допущено Министерством образования Российской Федерации и Базисного учебного плана для специальных (коррекционных) учреждений VIII вида.
Количество учебных часов
Четверти | Количество недель | Количество часов в неделю, Классы 7 кл. | Количество часов по четвертям Классы 7 кл. |
I | 9 | 10 | 89 |
II | 7 | 10 | 70 |
III | 10 | 10 | 98 |
IV | 9 | 10 | 84 |
год | 34 | 40 | 341 |
Обязательная и дополнительная литература для учителя и учащихся.
Учебники:
- Мозговая Г. Г., Картушина Г.Б. Швейное дело: Учебник для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. - М. : Просвещение,2006.
Методические пособия:
- Цейтлин Н.Е. Справочник по трудовому обучению. –М. : Просвещение, 1983
- Ковалева Е.А. Трудовое обучение во вспомогательной школе – М. : Просвещение 1998.
- Ктиторов А.Ф. Организация производственного труда учащихся в УПК . –М. : Просвещение, 1986.
- Глинкин В.А. Искусство современного интерьера – школьнику. : –М. : Просвещение, 1984.
- Егорова В.И. Учись шить. –М. : Просвещение, 1988.
Формы промежуточной аттестации: Контрольные и самостоятельные работы, административные контрольные срезы.
Цели и задачи
Основной целью обучения швейному делу является – повышение уровня познавательной активности учащихся и развитие их способности к осознанной регуляции трудовой деятельности.
Таким образом, при обучении швейному делу ставится триада задач:
- Образовательные задачи:
- Формировать у учащихся необходимый объем профессиональных знаний и трудовых умений и навыков.
- Формировать организационные умения в труде (правильно располагать на своём рабочем месте инструменты и приспособления).
- Формировать умение видеть и создавать красивые вещи (поделки) своими руками.
- Выполнять правила внутреннего распорядка, техники безопасности, гигиены труда.
- Формировать умение планировать предстоящую работу, пользоваться инструкциями.
- Воспитательные задачи:
- Умение работать в коллективе.
- Воспитание положительных качеств личности.
- Уважение к человеку труда.
- Привитие интереса к труду.
- Формирование эстетических представлений.
III. Коррекционно-развивающие задачи:
- Развитие различных видов мышления: наглядно - образного, словесно- логического (умение видеть и устанавливать связи между предметами, явлениями и событиями).
- Развитие способностей к пространственному анализу.
- Коррекция отдельных сторон психической деятельности, зрительного восприятия, памяти, внимания.
- Развитие основных мыслительных операций (сравнение, обобщение, анализ и т.д.). Формирование навыков группировки и классификации.
- Формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, по алгоритму.
- Формирование умения планировать процесс пошива, анализировать свои действия и их результаты.
- Развитие связной речи.
- Расширение представлений об окружающем мире, обогащение словаря.
- Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
- Развитие мелкой и крупной моторики.
В процессе обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: воображения, наблюдательности, речи, пространственной ориентировки, недостатков физического развития – мелкой моторики рук. Занятия по программе выявляют актуальные и потенциальные способности учащихся в трудовом обучении, воспитывают умения и привычки, необходимые для продуктивной безопасной работы в учебных мастерских, обучают знаниям и умениям, которые послужат опорой для усвоения учебного материала в дальнейшей трудовой подготовке.
Учебный материал составлен с учётом возрастных и психофизических возможностей учащихся 7 классов.
При оценивании знаний и умений учащихся следует учитывать правильность приёмов работы, степень самостоятельности при выполнении задания, качество готового изделия, организацию рабочего места, соблюдения правил техники безопасности.
Формирование умений учащихся должно включать дозированную (с постепенным уменьшением) помощь в ориентировке и планировании работы. Для формирования образа объекта труда используются натуральные образцы.
Помощь в планировании работы осуществляется в групповой беседе с использованием демонстрационных технологических карт.
Программа реализуется через следующие методы и приёмы обучения: разнообразные по форме практические упражнения и задания, наглядные опоры, демонстрация учебных пособий и образцов, технологические карты, практические работы, сравнение и сопоставление работ учащихся и образцов изделий, анализ и синтез. Занятия должны проводиться в швейной мастерской, которая приспособлена и имеет всё необходимое для реализации данной программы.
Основное содержание программы
7 класс
I четверть
Вводное занятие (1 ч)
Задачи предстоящего учебного года и план работы на четверть. Закрепление рабочих мест. Проверка оборудования в мастерской. Закрепление инструментов индивидуального пользования. Правила безопасной работы.
Промышленные швейные машины (7 ч)
Теоретические сведения. Промышленная швейная машина 22 – А класса ПМЗ, назначение, скорости, виды выполняемых операций, основные механизмы. Заправка верхней и нижней нитки. Регулятор строчки, назначение и действие. Работа на промышленной швейной машине. Организация рабочего места. Правила безопасной работы. Посадка во время работы: положение рук, ног, корпуса. Установка стула (напротив игловодителя). Краеобметочная швейная машина: назначение, устройство, работа и регулирование механизмов, регулировка длины и ширины стежка ,правила безопасной работы.
Умение. Строчка на промышленной швейной машине по прямой и закругленным линиям. Одновременная и последовательная работа обеими руками. Работа на краеобметочной швейной машине. Выполнение потайных подшивочных стежков.
Упражнения. Нажим на педаль, пуск и остановка машины, наматывание нитки на шпульку, заправка верхней и нижней ниток. Регулировка натяжения верхней и нижней нитей на промышленной машине.
Практические работы. Подготовка машины к работе (наружный осмотр, наматывание нитки на шпульку, заправка верхней и нижней ниток).
Пошив постельного белья (18 ч)
Изделие. Наволочка с клапаном, простыня, пододеяльник.
Теоретические сведения. Основные стандартные размеры наволочек, простыней и пододеяльников. Ткани для пошива постельного белья. Пооперационное разделение труда при пошиве постельного белья. Качество пошива. Технические требования к готовой продукции.
Название деталей и срезов, швы для обработки и соединения деталей. Утюжка пододеяльника.
Упражнение. Обработка обтачкой рамки пододеяльника на образце.( Обтачка раскраивается из выпада ткани. Внешний срез обтачки может быть обработан кружевом или шитьем).
Практические работы. Обработка поперечного среза швом вподгибку с закрытым срезом (ширина шва до 1 см.). Разметка длины клапана. Складывание кроя для обработки боковых срезов двойным швом (или одним из швов, применяемым в производстве) одновременно с клапаном. Вывертывание, утюжка и складывание по стандарту изделия.
Сведения об одежде (1 ч)
Теоретические сведения. Виды одежды. Требования к одежде.
Отделка швейных изделий (24 ч)
Изделия. Отделка на изделии (окантовочный шов, оборка).
Теоретические сведения. Виды отделки. Окантовочный шов. Назначение оборки. Правила расчета длины ткани на оборку. Правила раскроя оборок. Виды обработки отлетного среза оборки.
Упражнение. Изготовление образца окантовочного шва, оборки.
Практические работы. Обработка среза детали окантовочным швом. Обработка отлетного среза оборок швом вподгибку с закрытым срезом, строчкой «зигзаг», двойной строчкой и окантовочным швом. Соединение оборок с изделием стачным или накладным швом. Втачивание оборок между деталями изделия.
Изготовление плечевых бельевых изделий (30 ч)
Изделие. Ночная сорочка с прямоугольным, овальным или фигурным вырезом горловины, обработанным подкройной обтачкой.
Теоретические сведения. Ткани для пошива ночных сорочек. Фасоны выреза горловины. Мерки для построения чертежа выкройки. Названия контурных срезов и деталей. Расход ткани на изделие. Особенности складывания ткани при раскрое детского белья без плечевого шва. Производственный способ раскроя (вразворот). Надставка-клин: допустимые соединения с основной деталью (по какой нити).
Упражнения. Построение чертежа в масштабе. Обработка горловины и рукава обтачкой. Применение кружева, тесьмы. Обработка бокового среза запошивочным швом, нижнего - швом в подгибку. Утюжка и складывание изделия.
Практические работы. Снятие мерок. Изготовление выкройки в натуральную величину. Проверка выкройки. Раскладка выкройки на ткани, раскрой изделия с припуском на швы. Вырезание горловины и обтачки. Обозначение середины переда, спинки и рукава на основной детали и на обтачке.
Практическое повторение (6 ч)
Виды работы. Изготовление ночной сорочки без плечевого шва с горловиной, обработанной подкройной или косой обтачкой. Пошив постельного белья. Изготовление хакасского пого.
Обработка среза швом вподгибку с закрытым срезом (III – IV гр.). Пошив по готовому крою небольшой наволочки (I – II гр.)
II четверть
Вводное занятие (1 ч)
План работы на четверть. Правила безопасной работы с инструментами и оборудованием.
Изготовление плечевых и поясных бельевых изделий (43 ч)
Изделие. Пижама детская (комплект из короткой сорочки и пижамных брюк).
Теоретические сведения. Пижама : назначение ,ткани для пошива, фасоны, виды отделок. Использование выкройки сорочки без плечевого шва.
Мерки для построения чертежа пижамных брюк. Название деталей изделия и контурных срезов. Особенности раскроя парных деталей. Расчет расхода ткани. Швы применяемые при пошиве детской пижамы. Технические требования к выполнению запошивочного шва в бельевом изделии.
Умение. Моделирование выкройки. Обработка запошивочным швом шаговых и среднего срезов парных деталей. Обработка швом вподгибку с закрытым срезом верхних и нижних срезов деталей.
Практические работы. Снятие с себя мерок, построение чертежа выкройки. Проверка, вырезание, раскладка выкройки на ткани. Раскрой парных деталей. Изменение выкройки ночной сорочки (уменьшение длины). Раскладка выкройки на ткани, проверка и раскрой изделия. Подготовка кроя к обработке. Обработка запошивочным швом боковых срезов. Обработка горловины косой обтачкой с применением отделки, срезов рукава – швом вподгибку с закрытым срезом деталей.
Волокна и ткани (8 ч)
Теоретические сведения. Шерстяное волокно: вид ,свойства ( длина, сравнительная толщина (тонина), извитость, прочность ), получение пряжи. Получение ткани из шерстяной пряжи. Пряжа чистошерстяная и полушерстяная. Свойства чистошерстяной ткани ( прочность, способность к окраске, усадка, воздухопроницаемость, теплозащита). Действие воды ,тепла и щелочей на шерсть. Полушерстяная ткань ( с добавлением волокон лавсана, нитрона). Правила утюжки шерстяной ткани.
Умение. Распознавание шерстяной ткани.
Лабораторная работа. Определение волокон шерсти по внешнему виду, на ощупь, по характеру горения. Определение длины, извитости, тонины, прочности шерстяных волокон. Определение чистошерстяных и полушерстяных тканей по внешним признакам (шерстистая поверхность), на ощупь, по разрыву и характеру горения нитей.
Экскурсия. Магазин (ознакомление с ассортиментом льняных тканей).
Практическое повторение (16 ч)
Виды работы. По выбору пошив постельного белья, ночной сорочки, пижамы. Вышивание пого.
Обработка горловины подкройной обтачкой по готовому крою (I – II группа). Обработка подкройной обтачки (III – IV группа)
III четверть
План работы на четверть. Правила безопасной работы на швейной машине.
Обработка отдельных деталей и узлов поясных швейных изделий (44 ч)
Изделие. Вытачка. Складка на платье. Застежка в боковом шве поясного изделия (тесьма, «молния», крючки.)
Теоретические сведения. Складка : виды ( односторонняя, встречная, бантовая), назначение, конструкция, ширина и глубина. Расчет ширины ткани на юбку со складками. Отделка складок строчками. Застежка в юбке: виды, длина, фурнитура, особенности обработки в юбках из разных тканей. Петли из ниток. Обработка низа юбки: виды, зависимость от фасона и ткани. Ширина подгиба. Виды обработки верхнего среза юбок (притачным поясом и корсажной тесьмой). Способы застегивания пояса ( на крючках и на пуговицах). Зависимость размера петли от диаметра пуговицы. Виды обработки срезов швов. Разутюженная и заутюженная вытачка.
Упражнение. Обработка складок на образце. Обработка на образце застежки тесьмой «молния» и застежки на крючках. Обработка верхнего среза образца корсажной тесьмой. Обметывание петли по долевой и поперечной нитям.
Умение. Обработка среза ткани зигзагообразной строчкой. Выполнение потайных подшивочных стежков.
Практические работы. Разметка линий внутреннего и наружного сгибов ткани. Заметывание складок. Закрепление складок строчками. Утюжка складок. Обработка среза припуска по шву для верхней и нижней стороны застежки. Разметка мест для петель и крючков. Пришивание петель и крючков. Изготовление петель из ниток. Приметывание тесьмы «молния» к подогнутым краям застежки. Настрачивание краев застежки на тесьму «молния». Заметывание низа юбки. Обработка потайными петлеобразными и крестообразными стежками среза с подгибом и без подгиба края внутрь. Обработка среза тесьмой, косой обтачкой и зигзагообразной строчкой. Закрепление подгиба ручными стежками и машинной строчкой. Утюжка изделия.
Изготовление юбок (35 ч)
Изделие. Юбка двухшовная прямая, слегка расширенная книзу, со складками или без складок.
Теоретические сведения. Юбка: ткани для пошива, виды, фасоны, мерка для построения чертежа, название деталей и контурных срезов выкройки. Название деталей кроя юбки и контурных срезов. Подготовка деталей кроя к пошиву.
Умение. Изменение выкройки в соответствии с фасоном. Раскрой.
Упражнение. Построение чертежа в масштабе по инструктажу.
Практические работы. Снятие мерок. Расчет раствора вытачек. Применение расчетов для получения выкройки на свой размер. Изготовление основы выкройки прямой двухшовной юбки. Прокладывание контрольных линий. Прокладывание контрольных стежков по контуру выкройки и линии бедер.
Сметывание основных деталей .Подготовка юбки к примерке. Примерка юбки. Обработка вытачек и складок. Стачивание боковых срезов, обработка застежки. Обработка и соединение притачного пояса с юбкой. Разметка и обметывание петли.
Обработка потайными подшивочными стежками или другим способом низа изделия. Изготовление и втачивание вешалки. Утюжка и складывания изделия.
Практическое повторение (15 ч)
Виды работы. Выполнение заказов. Пошив юбок. Изготовление пого. Подготовка к выставке.
(1-2 уровни) Выполнение отдельных операций по изготовлению прямой юбки в масштабе 1 : 2. (Верхний срез юбки обрабатывается притачным поясом, низ – швом вподгибку с закрытым срезом и застрачивается машинной строчкой).
(3-4 уровни) Выполнение шва вподгибку с закрытым срезом.
IV четверть
Вводное занятие (2 ч)
План работы на четверть.
Изготовление юбок (54 ч)
Изделие. Юбка « полусолнце». Юбка «солнце». Юбка из клиньев.
Теоретические сведения. Чертежи расклешенной юбки (мерки для построения линии, контурные срезы). Направление нитей основы в ткани при раскрое расклешенной юбки.
Выравнивание и подрезка низа расклешенной юбки. Расположение швов. Использование обтачки при обработке верхнего среза под эластичную тесьму. Правила утюжки расклешенной юбки.
Практические работы. Снятие мерок. Построение вспомогательных линий. Построение линий талии и низа по расчету для юбок «солнце» и « полусолнце». Расчет размера, построение клина на чертеже. Раскладка выкройки, припуск на подгиб по верхнему срезу. Раскрой юбки.
Подрезка низа юбки, обработка верхнего среза швом вподгибку с закрытым срезом. Прокладывание строчек под тесьму. Вкладывание тесьмы. Обметывание и обработка швом вподгибку с открытым срезом на машине низа юбки на краеобметочной машине.
Ремонт одежды (6 ч)
Изделия. Заплата в виде аппликации.
Теоретические сведения. Эстетика одежды.
Практические работы. Определение вида ремонта. Подбор ниток и тканей. Раскрой заплаты. Подготовка места наложения заплаты. Пристрачивание заплаты накладным швом на швейной машине. Выполнение штопки.
Практическое повторение (20 ч)
Виды работы. Выполнение заказов. Выполнение пого. Пошив на выбор изделий на основе выкройки сорочки без плечевого шва.
(1-2 уровни) Выполнение отделочных операций по изготовлению образца расклешенной юбки в масштабе 1:2 . Выполняется по готовому крою. Верхний срез обрабатывается швом вподгибку с закрытым срезом с вкладыванием эластичной тесьмы. По низу юбки – оборка, обработанная окантовочным швом). (3-4 уровни) Выполнение заплаты в виде аппликации.
Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса.
Учащиеся должны уметь:
1 – 2 уровень | 3 – 4 уровень |
* Выполнять строчку на промышленной швейной машине по прямым и закругленным линиям. * Одновременно и последовательно работать обеими руками. * Работать бригадным методом. * Выполнять самоконтроль качества работы. * Моделировать выкройки. * Обрабатывать запошивочным швом шаговые и средние срезы парных деталей. * Обрабатывать швом вподгибку с закрытым срезом верхних и нижних срезов деталей. * Выбирать фасон и ткани изделия. * Распознавать шерстяную ткань. * Изменять выкройки в соответствии с фасоном. * Раскраивать изделия. * Обрабатывать срез ткани зигзагообразной строчкой. * Работать на краеобметочной швейной машине. * Выполнять потайные подшивочные стежки. | * Выполнять строчку на промышленной швейной машине по прямым и закругленным линиям. * Выполнять несложные операции. * Сравнивать качество выполненной работы с образцом. * Различать детали кроя. * Обрабатывать запошивочным швом средние срезы парных деталей. * Обрабатывать швом вподгибку с закрытым срезом верхних и нижних срезов деталей. * Выбирать фасон. * Отличать шерстяную ткань от хлопчатобумажной и льняной. * Ориентироваться в деталях кроя. * Обрабатывать срез ткани зигзагообразной строчкой. * Выполнять потайные подшивочные стежки. |
Диагностика: педагогическая дифференциация по В.В. Воронковой.
По возможностям обучения умственно отсталые учащиеся делятся на четыре группы:
I группу составляют ученики, наиболее успешно овладевающие программным материалом в процессе фронтального обучения. Все задания ими, как правило, выполняются самостоятельно. Они не испытывают больших затруднений при выполнении измененного задания, в основном правильно используют имеющийся опыт, выполняя новую работу. Умение объяснять свои действия словами свидетельствует о сознательном усвоении этими учащимися программного материала. Им доступен некоторый уровень обобщения. Полученные знания и умения такие ученики успешнее остальных применяют на практике. При выполнении сравнительно сложных заданий им нужна незначительная активизирующая помощь взрослого.
На уроках труда в младших и старших классах ученики, входящие в I группу, не испытывают серьезных затруднений в овладении общетрудовыми умениями. При анализе образца, рисунка или чертежа изделия ученики придерживаются определенной последовательности, дают полные, довольно точные характеристики, в которых указываются конструктивные особенности изделия. В процессе обучения планированию они научаются определять последовательность операций, мысленно представляют их очередность и изменяющийся объект труда, могут рассказать план работы и обосновать его. Они сравнительно легко обучаются составлению планов с помощью предметно-операционных и технологических карт, могут извлекать из них необходимую информацию для самостоятельной работы. Указанные качества дают им возможность усваивать программный материал по труду в младших и старших классах.
Однако в условиях фронтальной работы при изучении нового учебного материала, изготовлении конструктивно более сложных изделий у этих учащихся все же проявляются затруднения в ориентировке и планировании работы. Им бывает нужна дополнительная помощь в умственных трудовых действиях. Эту помощь они используют достаточно эффективно. Приобретенные знания и умения такие дети, как правило, не теряют, могут применять их при выполнении аналогичного и сравнительно нового изделия.
Учащиеся II группы также достаточно успешно обучаются в классе. В ходе обучения эти дети испытывают несколько большие трудности, чем ученики I группы. Они в основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый материал, но без помощи сделать элементарные выводы и обобщения не в состоянии.
Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ, они нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. Перенос знаний в новые условия их в основном не затрудняет. Но при этом ученики снижают темп работы, допускают ошибки, которые могут быть исправлены с незначительной помощью. Объяснения своих действий у учащихся II группы недостаточно точны, даются в развернутом плане с меньшей степенью обобщенности.
На уроках труда ученики рассматриваемой группы нуждаются в определенной помощи при нахождении той или иной особенности объекта, но их умение ориентироваться и планировать развивается успешно. Изделия, близкие по конструкции и плану работы, чаще всего выполняются ими самостоятельно и правильно. Исполнительская деятельность и словесные отчеты говорят об осознании детьми порядка действий. Ученики довольно успешно применяют имеющиеся знания и умения при выполнении новых изделий, но все же допускают ошибки, связанные с особенностями конструкций изделий, взаиморасположением деталей. В заготовках и развертках сразу разобраться не могут, прибегают к пробным действиям, обращаются за помощью учителю.
К III группе относятся ученики, которые с трудом усваивают программный материал, нуждаясь в разнообразных видах помощи (словесно-логической, наглядной и предметно-практической).
Успешность усвоения знаний, в первую очередь, зависит от понимания детьми того, что им сообщается. Для этих учащихся характерно недостаточное осознание вновь сообщаемого материала (правила, теоретические сведения, факты). Им трудно определить главное в изучаемом, установить логическую связь частей, отделить второстепенное. Им трудно понять материал во время фронтальных занятий, они нуждаются в дополнительном объяснении. Их отличает низкая самостоятельность. Темп усвоения материала у этих учащихся значительно ниже, чем у детей, отнесенных к II группе.
Несмотря на трудности усвоения материала, ученики в основном не теряют приобретенных знаний и умений, могут их применить при выполнении аналогичного задания. Однако каждое несколько измененное задание воспринимается ими как новое. Это свидетельствует о низкой способности учащихся данной группы обобщать, из суммы полученных знаний и умений выбрать нужное и применить адекватно поставленной задаче.
Школьники III группы в процессе обучения в некоторой мере преодолевают инертность. Значительная помощь им бывает нужна главным образом в начале выполнения задания, после чего они могут работать более самостоятельно, пока не встретятся с новой трудностью. Деятельность учеников этой группы нужно постоянно организовывать, пока они не поймут основного в изучаемом материале. После этого школьники увереннее выполняют задания и лучше дают словесный отчет о нем. это говорит хотя и о затрудненном, но в определенной мере осознанном процессе усвоения.
В трудовом обучении ученики этой группы испытывают значительные затруднения при ориентировке в задании и планировании, что проявляется в большом количестве ошибок при изготовлении новых изделий; в основном эти ошибки на взаиморасположение деталей, несоблюдение заданных размеров.
Перечисленные ошибки возникают из-за того, что на этапе ориентировке в задании в сознании детей не формируется полный и точный образ конечного результата работы. Об этом говорят те факты, что учащиеся не замечают ошибок в своем изделии или выполненной работе, так как контролируют себя на основе искаженного или неполного образа предмета, сформированного во время предварительной ориентировки.
У этих детей нарушен процесс формирования программы деятельности, что проявляется в значительных трудностях планирования предстоящих трудовых действий. Им сложно определить логику изготовления предмета, у них страдает полнота и последовательность планов. В их собственных планах наблюдаются пропуски, перестановки. План, составленный с помощью учителя, не осознается ими до конца, поэтому в ходе работы наблюдаются отступления от него, что ведет к ошибкам. Например, четвероклассникам нужно запомнить порядок разметки (перенос точки – центра расположения детали с образца на выполняемую деталь). План разметки состоит из пяти последовательно выполняемых приемов. Запомнить его можно только в случае осознания необходимости каждого «шага» (приема). О затруднениях в запоминании и осмыслении логики действий говорят следующие факты: приемы выполняются детьми формально, наблюдаются перестановки и пропуски операций. Характерно также и то, что такие дети с трудом усваивают технические и технологические знания, при их воспроизведении называют несущественные детали, путают терминологию. Затрудняются в задании сгруппировать хорошо известные предметы по тому или иному признаку, например, инструменты по их назначению.
Отчетливо проявляются сложности в осуществлении общетрудовых умений при выполнении нового изделия. Так, анализируя новый объект, ученики называют меньше характеристик, чем они это делали ранее, не указывают особенности конструкции изделий, при планировании пропускают операции, повторяют уже названные. В ряде случаев проявляется тенденция к неадекватному переносу.
К IV группе относятся учащиеся, которые овладевают учебным материалом коррекционной школы на самом низком уровне. При этом только фронтального обучения для них явно недостаточно. Они нуждаются в выполнении большого количества упражнений, введении дополнительных приемов обучения, постоянном контроле и подсказках во время выполнения работ. Сделать выводы с некоторой долей самостоятельности, использовать прошлый опыт им недоступно. Учащимся требуется четкое неоднократное объяснение учителя при выполнении любого задания. Помощь учителя в виде прямой подсказки одними учениками используется верно, другие и в этих условиях допускают ошибки. Эти школьники не видят ошибок в работе, им требуется конкретное указание на них и объяснение к исправлению. Каждое последующее задание воспринимается ими как новое. Знания усваиваются чисто механически, быстро забываются. Они могут усвоить значительно меньший объем знаний и умений, чем предлагается программой вспомогательной школы.
На уроках трудового обучения у учащихся этой группы тоже проявляется значительное отставание от одноклассников. Низкий уровень их возможностей проявляется, в первую очередь, при планировании и изготовлении объекта, в неадекватном переносе ранее известного в новые условия. Так, ученики составляют план и выполняют не предъявляемое изделие, а то, которое изготавливали на предыдущих уроках. Первоначальное искаженное представление об изделии преодолевается после неоднократной помощи учителя.
Давая устную характеристику объекта, ученики не соблюдают последовательность анализа, могут назвать несущественные признаки, не указывают пространственных характеристик изделия. Их затрудняют планирование, в составленных же планах трудно обнаружить какой-либо замысел. В ходе практической деятельности ученики не могут найти верного решения. Даже если они понимают, что работа не получается, часто наблюдается «застревание» на одних тех же действиях. В предметно-операционных планах и технологических картах они разбираются только с помощью учителя, далеко не всегда руководствуются ими во время выполнения изделий. Наблюдения за деятельностью детей этой группы на уроках труда показывают, что они не могут полностью усвоить программный материал.
Учебно-тематическое планирование 7 класс.
I четверть.
II четверть
III четверть
IV четверть
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО СТОЛЯРНОМУ ДЕЛУ К АДАПТИРОВАННОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ 9а 9б КЛАСС
Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным ...
Рабочая программа допобразования Музейное дело
Рабочая программа дополнительного образования Музейное дело (обучающиеся 1-2 курса)Музейное дело объединяет музейную политику (музейное законодательство, музейное строительство, организацию управ...
рабочая программа по страховому делу для специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения
1.3 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:оперировать страховыми понятиями и терминами;заполнять страх...
Рабочая программа по столярному делу. 8 класс.
Рабочая программа предназначена для учащихся 8 класса коррекционной школы....
Дополнительная образовательная программа Кружка «Швейное дело» (срок реализации - 80 часов)
Программа направлена на формирование у обучающихся практических трудовых навыков, эстетического воспитания обучающихся, расширение их кругозора. Обучающимся предоставляется возможность для освоения на...
ПРИЛОЖЕНИЯ к экзаменационным билетам (практическая работа) итоговой аттестации выпускников с ОВЗ, образовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, реализующих адаптированные общеобразовательные программы. (профиль - швейное дело)
ПРИЛОЖЕНИЯк экзаменационным билетам (практическая работа)итоговой аттестации выпускников с ОВЗ, образовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, реализующих ада...
Рабочая программа "Основы горного дела"
Цель дисциплины – формирование базовых знаний и представлений о горном деле, включая открытые, подземные и строительные горные работы с учётом современных тенденций развития техникиитехно-логии....