Рабочая программа по Теоретическим основам товароведения
рабочая программа на тему

Харисова Лилия Насиховна

Специальность:  100801 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров (базовый уровень)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_tot_22gr_2014gotovo.docx51.04 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы

«Политехнический колледж им. Н.Н. Годовикова»

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

Общепрофессиональной дисциплины:

 «Теоретические основы товароведения»

Специальность:  

100801 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров

базовый образовательный уровень подготовки

Москва

2014 год


ОДОБРЕНА

Предметной (цикловой)

комиссией_____Коммерция_

Протокол №  1

от «29» августа  2014 г.

Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования

100801 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров

______________________________

                    код, наименование  специальности

Председатель предметной (цикловой) комиссии___________

________________Харисова Л.Н.

Заместитель директора по УМР                     _____________И.В. Бойцова

Руководитель СП по ИМР

_________М.А. Аксиньева

Составитель: Харисова Л.Н., преподаватель ГБПОУ ПК им. Н.Н. Годовикова_________

                                                        Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование ГБПОУ

 Рецензенты:_________________________________________________________________

                                                  Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование организации

________________________________________________________________

                                                  Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование организации


СОДЕРЖАНИЕ

  1. Паспорт рабочей программы общепрофессиональной

дисциплины _____________________________________

  1. Структура и содержание общепрофессиональной

дисциплины _____________________________________

  1. Условия реализации рабочей программы общепрофессиональной

дисциплины _____________________________________

  1. Контроль и оценка результатов освоения общепрофессиональной

дисциплины _____________________________________


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Теоретические основы товароведения

1.1. Область применения программы

Рабочая программа общепрофессиональной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 100801 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Дисциплина «Теоретические основы товароведения» является общепрофессиональной дисциплиной (ОП.02)  и  входит в профессиональный цикл П.00  .

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Общие компетенции

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Профессиональные компетенции

1. Управление ассортиментом товаров.

ПК 1.1. Выявлять потребность в товарах.

ПК 1.2. Осуществлять связи с поставщиками и потребителями продукции.

ПК 1.3. Управлять товарными запасами и потоками.

ПК 1.4. Оформлять документацию на поставку и реализацию товаров.

2. Проведение экспертизы и оценки качества товаров.

ПК 2.1. Идентифицировать товары по ассортиментной принадлежности.

ПК 2.2. Организовывать и проводить оценку качества товаров.

ПК 2.3. Выполнять задания эксперта более высокой квалификации при проведении товароведной экспертизы.

3. Организация работ в подразделении организации.

ПК 3.1. Участвовать в планировании основных показателей деятельности организации.

ПК 3.2. Планировать выполнение работ исполнителями.

ПК 3.3. Организовывать работу трудового коллектива.

ПК 3.4. Контролировать ход и оценивать результаты выполнения работ исполнителями.

ПК 3.5. Оформлять учетно-отчетную документацию.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • распознавать классификационные группы товаров;
  • анализировать стадии и этапы технологического цикла товаров;

        

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  • основные понятия товароведения;
  • объекты, субъекты и методы товароведения;
  • общую классификацию потребительских товаров и продукции производственного назначения, классификацию продовольственных и непродовольственных товаров по однородным группам;
  • виды, свойства, показатели ассортимента;
  • основополагающие характеристики товаров;
  • товароведные характеристики товаров однородных групп (групп продовольственных или непродовольственных): классификацию ассортимента, оценку качества;
  • количественные характеристики товаров;
  • факторы, обеспечивающие формирование и сохранение товароведных характеристик;
  • виды потерь, причины возникновения, порядок списания.

1.4. Количество часов, отведенное на освоение программы общепрофессиональной дисциплины:

максимальная учебная нагрузка обучающегося 77 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 51 час;

самостоятельной работы обучающегося 26 часов.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем общепрофессиональной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

77

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

51

в том числе:

     практические занятия

6

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

      индивидуальное (проектное) задание

26

26

Итоговая  аттестация в форме дифференцированного зачета



2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Теоретические основы товароведения»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Методологические основы товароведения

Тема 1.1. Введение в товароведение

Основные понятия товароведения. Предмет, цели и задачи товароведения. Принципы товароведения. Межпредметные связи товароведения с другими учебными дисциплинами. Этапы становления товароведения как научной дисциплины.  Формирование профессиональной компетентности. Объекты, субъекты и методы товароведения.

4

1,2

Тема 1.2. Методы товароведения

Методы товароведения: понятие, классификация. Методы научного познания и практические, их разновидности и краткая характеристика, применяемость. Преимущества и недостатки.

2

1,2

Тема 1.3 Классификация и кодирование товаров

Классификация как метод товароведения.  Виды классификации: Классификация потребительских товаров, общие принципы и правила классификации, классификационные признаки. Принципы построения иерархического метода классификации. Принципы построения фасетного метода классификации. Преимущества и недостатки иерархического и фасетного методов классификации.

Кодирование товаров. Методы кодирования товаров. 

 Классификаторы: Общероссийский классификатор продукции (ОКП): назначение, структура; Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (ТНВЭД): назначение, правила интерпретации.

Штриховое кодирование.

                                                                             

4

2

Практическое занятие

2

Распознавание разновидности выбранного товара в соответствии с торговой классификацией, расшифровка штрих-кода

Раздел 2. Товароведные характеристики товаров

Тема 2.1. Ассортимент товаров

Ассортимент товаров: основные свойства и показатели, управление и формирование ассортимента.. Товарный артикул как единица измерения показателей ассортимента :понятие,  назначение, отличительные признаки. Влияние отдельных показателей  на результаты коммерческой деятельности. Управление ассортиментом: понятие, назначение. Факторы,  влияющие  на формирование ассортимента, регулирование этих факторов. Виды нормативных документов, регламентирующих  ассортимент товаров.

Ассортиментная политика: понятие, цели и задачи. Направления развития и совершенствования ассортимента.

4

2

Тема 2.2. Качество товаров

Основные понятия: качество, свойства, показатели, уровень качества, технический уровень качества. Классификация потребительских свойств и показателей потребительских товаров: номенклатура, краткая характеристика, критерии выбора. Виды нормативных документов, устанавливающих требования к качеству потребительских товаров.

4

2,3

Тема 2.3. Свойства товаров

Общие сведения. Химические свойства. Физические свойства: механические, теплофизические, оптические, акустические, электрические свойства. Физико-химические свойства: сорбционные свойства, свойства, характеризующие проницаемость.  Биологические свойства

2

2,3

Тема 2.4.Оценка качества товаров 

Оценка качества: понятие. Структура и результаты оценочной деятельности.

Градации товаров по соответствию и несоответствию установленным требованиям: стандартные, нестандартные, брак и отход. Градации качества стандартной продукции: сорта, классы и группы сложности, марки, номера, размерные категории, классы качества.

Сортамент: природный и товарный. Принципы деления товаров на сорта. Пересортица: причины возникновения, методы обнаружения, способы предупреждения и устранения. Ответственность за умышленную и неумышленную пересортицу товаров.

Дефекты товаров: понятие, классификация. Допустимые, недопустимые дефекты. Отличия дефектов от допустимых отклонений. Взаимосвязь дефектов различной значимости с градациями качества. Диагностика дефектов: причины возникновения, методы обнаружения, способы предупреждения и устранения. Права потребителей и ответственность продавца при реализации дефектной продукции

6

2

Тема 2.5. Количественная характеристика товаров

Основные понятия: единичный экземпляр товаров, комплексная упаковочная единица, товарная партия. Общность и различия. Идентифицирующие признаки товарной партии. Однородность и неоднородность качества в товарной партии, классификация товаров по этим признакам.

Размерные характеристики, общие для всех размерных градаций и специфичные для товарных партий. Назначение, краткая характеристика.

Идентификация и прослеживаемость товаров: определение, цели, виды, средства, методы

4

2

Практическое занятие

Определение приемочного и браковочного числа. Применение правил отбора проб и образцов

2

Раздел 3. Обеспечение качества и количества товаров

Тема 3.1.Технологический цикл товародвижения

Технологический цикл товародвижения: этапы и стадии: предтоварная, товарная и послереализационная.

Контроль качества и количества товарных партий. Виды. Правила выборочного контроля. Пробы: виды, требования к ним. Правила отбора проб. Понятие о приемочном и браковочном числе.

4

2

Тема 3.2.Формирование и сохранение качества и количества товаров

Обеспечение качества и количества: понятие. Факторы, влияющие на качество и количество товаров. Факторы, формирующие качество и количество, краткая характеристика, степень влияния отдельных факторов на качество и количество товаров. Корректирующие мероприятия.

Классификация сохраняющих факторов.

Упаковка: понятие, функции. Виды упаковки по назначению. Требования к упаковке. Эффективность разных видов упаковки.

Хранение: основные понятия, назначение. Составные элементы условий хранения.

Режим хранения: климатический и санитарно-гигиенический. Понятие. Показатели климатического режима и их влияние на сохранность товаров. Значимость отдельных показателей для обеспечения количества и качества. Классификация потребительских товаров по требованиям к оптимальному температурно-влажностному режиму. Регулирование показателей режима хранения.

Санитарно-гигиенический режим складов. Показатели режима, их значимость для обеспечения количества и качества. Профилактические и текущие мероприятия по созданию и поддерживанию санитарно-гигиенического режима. Уход за товарами при хранении.

Размещение товаров. Принципы и правила размещения, их взаимосвязь. Классификация методов хранения. Экономическая эффективность разнх методов, критерии эффективности.

Сроки годности, хранения, реализации и эксплуатации. Классификация товаров по срокам годности и эксплуатации.

Контроль за соблюдением условий и сроков хранения, нормативная база.

8

2,3

Тема 3.3.Товарные потери

Товарные потери: основные понятия. Виды и разновидности потерь, причины их возникновения и порядок списания. Нормативные документы, регламентирующие порядок списания потерь. Меры по предупреждению и снижению потерь. Народнохозяйственное значение мероприятий по сокращению потерь.

3

2,3

Практическое занятие

Решение ситуационных задач по расчету количественных потерь

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Выполнение индивидуального (проектного) задания.

Задание выполняется в течение всего курса обучения по дисциплине «Теоретические основы товароведения».

Исследовать и провести анализ классификации, определенной группы товаров, на примере конкретного магазина.

Исследовать и провести анализ ассортиментной политики розничной торговой организации в произвольно выбранном студентом районе в пределах города.

Студент выбирает однородную группу продукции и исследует ассортимент, свойства, показатели качества, принципы деления на сорт, выявление дефектов. Исследовать условия хранения и реализации товаров, виды упаковки товаров, полноту информации о товаре, организацию торговли в выбранном магазине.

Исследование ведется в течение всего курса изучения дисциплины.

Для выполнения заданий предлагается работа с учебной литературой, с нормативно-технической документацией по заданной теме.

Для выполнения заданий рекомендуется написание отчетов с детальным рассмотрением основных изучаемых вопросов.

26

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Товароведения».

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся
  • рабочее место преподавателя
  • комплект учебно-наглядных пособий «Товароведение»

Технические средства обучения:

  • компьютер с лицензионным программным обеспечением
  • мультимедиа проектор
  • экран

3.2. Информационно-коммуникационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:

Основные источники:

  1. Райкова Е.Ю. Теоретические основы товароведения и экспертизы: Учебник для бакалавров/ Е.Ю. Райкова.- М..: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2013. – 412с.
  2. Райкова, Е.Ю. Теория товароведения: учеб. пособие для студ. сред. проф. образования: учеб. пособие для преподавателей нач. проф. образования / Е.Ю. Райкова, Ю.В. Додонкин. – 3-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 240 с.
  3. Калачев С.Л. Товароведение, экспертиза товаров и стандартизация: краткий курс лекций/ С.Л. Калачев, И.М. Лифиц. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательство Юрайт, 2011. – 175с.
  4. Куликова Н.Р. Основы товароведения.- М.: Альфа- М:ИНФРА-М, 2012.336с.

Дополнительные источники:

  1. ФЗ «О защите прав потребителей», Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 23.11.2009) "О защите прав потребителей" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2010)
  2. ГОСТ 15467-79 Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения.
  3. ГОСТ Р 50646-94. «Услуги населению. Термины и определения».
  4. ГОСТ Р 51303-2009 «Торговля. Термины и определения».
  5. ГОСТ Р 51304-99 «Услуги торговли. Общие требования».
  6. ГОСТ Р 51305-2009 «Услуги торговли. Требования к персоналу».
  7. ГОСТ Р «Розничная торговля. Номенклатура показателей качества и безопасности».
  8. ГОСТ 16504-81 Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения.
  9. ОСТ 28-002-2000 Розничная торговля. Номенклатура показателей качества услуг.
  10. Николаева М.А. «Теоретические основы товароведения» М.: «Норма», 2007. – 448с.
  11. Колачев С.Л. «Товароведение и экспертиза товаров», М.: «Юнити», 2010
  12. Казанцева Н.С. «Товароведение продовольственных товаров»: учебник / Н.С. Казанцева. - М.: Издательско- торговая корпорация "Дашков и К*, 2007.
  13. Петрище Ф.А. Теоретические основы товароведения и экспертизы непродовольственных товаров. Учебник М.: Дашков и К, 2006. – 510с.

Интернет- ресурсы:

  1. www.znaytovar.ru
  2. www.konfop.ru
  3. www.ziebel.ru
  4. www.tks.ru
  5.  www.rospotrebnadzor.ru/ 


  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, а также выполнения обучающимися индивидуального задания, проекта, исследования.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

распознавать классификационные группы товаров

Проверка правильности выполнения практической работы

анализировать стадии и этапы технологического цикла товаров

Проверка правильности выполнения практической работы

Знания:

основных понятий товароведения

Проверка отчета  по выполнению индивидуального задания по исследованию и анализа ассортиментной политики розничной торговой организации в произвольно выбранном районе в пределах города Москвы.

Тестирование

Индивидуальный или фронтальный опрос студентов по домашнему заданию

объектов, субъектов и методов товароведения

общей классификации потребительских товаров и продукции производственного назначения, классификации продовольственных и непродовольственных товаров по однородным группам;

видов, свойств, показателей ассортимента

основополагающих характеристик товаров

товароведных характеристик товаров однородных групп (групп продовольственных или непродовольственных товаров): классификацию ассортимента, оценку качества

количественных  характеристик  товаров;

факторов, обеспечивающих формирование и сохранение товароведных характеристик

видов  потерь, причин возникновения,  порядок списания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа МДК 03.01. Теоретические основы товароведения

для специальности 100701 Коммерция (по отраслям)...

ОП.02.Теоретические основы товароведения спец.38.02.05.Товаров и эксперт кач прод тов Рабочая программа

Рабочая программа учебной дисциплины 0п.02 Теоретические основы товароведения разработана в соответствии с ФГОС по специальности среднего профессионального образования 38.02.05 «Товароведение и...

КОС ОП 02. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТОВАРОВЕДЕНИЯ специальности СПО 38.02.05. Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров ( углубленной подготовки)

ОП 02. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  ТОВАРОВЕДЕНИЯ  ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА для проведения промежуточной аттестации  на специальности СПО 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потре...

Рабочая программа по дисциплине "Основы товароведения продовольственных товаров" для профессии Повар, кондитер

Рабочая программа по дисциплине "Основы товароведения продовольственных товаров"...

Рабочая программа по дисциплине Основы товароведения продовольственных товаров

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – СПО) по профессии 43.01.09 &la...