Рабочая программа дисциплины "Теоретические основы курса иностранного языка"
календарно-тематическое планирование по теме
Описание курса дисциплины, календарный план.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_distsipliny_teoreticheskie_osnovy_kursa_inostrannogo_yazyka.docx | 30.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа по учебной дисциплине «Теоретические основы курса английского языка» предназначена для реализации Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 050704 Дошкольное образование.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта.
Цель - знакомство с основными понятиями современной теории языка, а именно, с введением в общее языкознание, представляющее собой методологическую базу для частнолингвистических дисциплин и введением в теоретическое языкознание.
Достижению поставленной цели способствует решение следующих задач:
- изучение проблемы становления мирового языкознания;
- изучение методов функционального и формального описания языка;
- изучение структуры основных компонентов языковой системы;
- изучение сравнительно-исторического ареального, типологического и универсологического подходов к освоению языков; содержание социолингвистики, этнолингвистики, психолингвистики и семиотической системы;
- формирование умения самостоятельно работать со специальной литературой;
- повышение качества профессионального образования, интеллектуализацию;
- формирование основ для продолжения профессионального образования в высшем учебном заведении.
Курс призван помочь начинающему лингвисту в условиях многообразия теоретических и методологических подходов идейного богатства концепций разных учёных и научных школ выработать свой собственный взгляд.
Преподавание дисциплины имеет практическую направленность и проводится в тесной взаимосвязи с другими общепрофессиональными и специальными дисциплинами.
Использование междисциплинарных связей обеспечит преемственность изучения материала и исключит дублирование.
Для закрепления теоретических знаний и приобретения необходимых практических навыков и умений программой дисциплины предусмотрена максимальная учебная нагрузка – 50 часов, из них: аудиторных занятий – 19 часов, практических занятий – 19 часов, самостоятельная работа студентов – 12 часов.
Курс обучения дисциплины заканчивается зачетом после 5 семестра.
В результате изучения учебной дисциплины «Теоретические основы курса иностранного языка» студент должен знать:
- сущность воспитательной деятельности и особенности ее организации;
- методы и приемы педагогической деятельности, направленные на самопознание, самосовершенствование и самовоспитание личности;
- типы семей и внутрисемейные отношения, особенности семейного образования и домашнего воспитания, формы и методы работы с семьями воспитанников;
- основы этнопедагогики;
- иметь представление о работе с социально неадаптированными детьми.
Уметь:
- формировать у детей целостное представление об окружающем мире, общечеловеческих нравственных ценностях, природных явлениях и общественных процессах;
- организовывать учебно-познавательную, игровую, трудовую, художественно-эстетическую деятельность воспитанников, их двигательную деятельность;
- выявлять, развивать и поддерживать творческие способности воспитанников (в том числе детей, имеющих отклонения в развитии и девиантное поведение);
- анализировать и представлять опыт воспитательной деятельности в различных формах методической работы;
- оказывать консультативную помощь родителям (лицам их замещающим);
- использовать знания об основах этнопедагогики в воспитательно-образовательной работе с детьми и просветительско-педагогической работе с родителями.
Требования к минимуму содержания основной профессиональной образовательной программы (дидактические единицы):
- основы языкознания;
- теоретическая фонетика;
- теоретическая грамматика.
Содержание учебной дисциплины
Тема 1. Из истории языкознания
языковедческая мысль в культурах древнего и среднего Востока; греко-римская языковедческая традиция как прародительница европейского языкознания; языкознание Средневековья и эпохи Возрождения; языкознание 19 и 20 века.
Практические занятия №1. (2 часа). Языковедческая культура.
Определение языковедческой культуры разных народов на примере текста.
Самостоятельная работа (1 час). Составить вопросы по данной теме.
Тема 2. Язык, коммуникация и познание мира
функции как сущностные свойства языка; информационные процессы и системы; понятие коммуникации.
Практические занятия №2. (2 часа). Подготовить вопросы по теме: «Познание мира»
Самостоятельная работа (1 час). Подготовить вопросы по теме: «Коммуникация»
Тема 3. Язык как система знаков:
свойства знаков; виды знаковых систем; специфика языка как знаковой системы.
Практические занятия №3 (2 часа). Сделать вывод о системе знаков.
Самостоятельная работа (1 час). Составить презентацию по теме: «Система знаков».
Тема 4. Структура языка: план выражения и план содержания языка; односторонние и двусторонние единицы языка; речевая деятельность, речь и языковая система; установление состава единиц языковой системы.
Практические занятия №4 (2 часа). Составить вопросы по теме: «Структура языка».
Самостоятельная работа (1 час). Подготовить презентацию по теме: «Структура языка».
Тема 5. Семантический и прагматический компоненты: от коммуникативного намерения к высказыванию; реалии, концепты семантемы; положение дел и семантические конфигурации.
Практические занятия №5 (2 часа). Подготовить презентацию по теме: «Семантический компонент».
Самостоятельная работа (1 час). Подготовить презентацию по теме: «Прагматический компонент».
Тема 6. Лексический, номинативный компонент: процессы номинации и единицы лексикона; установление состава лексем; исторические изменения в системе языка.
Практические занятия №6 (1 час). Подготовить выступление по теме: «Лексический компонент».
Самостоятельная работа (1 час). Подготовить выступление по теме: «Номинативный компонент».
Тема 7. Синтаксический компонент: объекты синтаксиса; конструктивная основа предположения; средства выражения синтаксических связей и функций.
Практические занятия №7 (1 час). Составить план ответа по теме: «Синтаксический компонент».
Самостоятельная работа (1 час).Составить презентацию по теме: «Синтаксический компонент».
Тема 8. Морфологический компонент: основные единицы морфологического анализа; отношение морфологии к лексикологии и синтаксису; исторические изменения в морфологическом строе языка.
Практические занятия №7 (1 час). Составить план по теме: «Основные единицы анализа».
Самостоятельная работа (1 час). Составить презентацию по теме: «Основные единицы анализа».
Тема 9. Фонетико-фонологический компонент: дисциплины, изучающие звуковую сторону языка; акустические и физиологические характеристики речи; исторические изменения в фонологической системе языка.
Практические занятия №9 (1 час). Подготовить вопросы по теме: «Звуковая сторона языка».
Самостоятельная работа (1 час). Составить презентацию по теме: «Звуковая сторона языка».
Тема 10. Язык в кругу языков: сравнительно-историческое языкознание; генеалогическая классификация языков; индоевропейские языки.
Практические занятия № 10 (1 час). Составить рассказ об индо-европейских языках.
Самостоятельная работа (1 час). Составить план ответа по теме: «Индо-европейские языки».
Тема 11. Язык, языковая общность и индивид: язык как социальное явление; язык как этнокультурный феномен; язык, психика и мозг.
Практические занятия № 11 (2 часа). Составить устный ответ по теме: «Язык как социальное явление».
Самостоятельная работа (1 час). Составить презентацию по теме: «Язык как социальное явление».
Тема 12. Язык и письмо: основные понятия теории письма; типы письма; письмо в восточноевропейском и западноевропейском культурном ареале.
Практические занятия № 12 (2 часа). Составить вопросы по теме: «Типы письма».
Самостоятельная работа (1 час). Составить презентацию по теме: «Типы письма».
Требования к ЗУН
Теоретические основы курса иностранного языка:
Основы языкознания; теоретическая фонетика; теоретическая грамматика; лексикология.
Выпускник должен знать:
-сущность воспитательной деятельности и особенности ее организации;
-методы и приемы педагогической деятельности, направленные на самопознание, самосовершенствование и самовоспитание личности;
-типы семей и внутрисемейные отношения,собенности семейного образования и домашнего воспитания, формы и методы работы с семьями воспитанников;
-основы этнопедагогики;
-иметь представления о работе с социально неадаптированными детьми;
Уметь:
-формировать у детей целостное представление об окружающем мире, общечеловеческих нравственных ценностях, природных явлениях и общественных процессах;
-организовывать учебно-позновательную,игровую,трудовую,художественно-эстетическую деятельность воспитанников, их двигательную активность;
-выявлять, развивать и поддерживать творческие способности воспитанников( в том числе детей,имеющих отклонения в развитии и девиантное поведение);
-анализировать и представлять опыт воспитательной деятельности в различных формах методической работы;
- оказывать консультативную помощь родителям ( лицам их замещающим);
- использовать знания об основах этнопедагогики в воспитательно-образовательной работе с детьми и просветительско-педагогической работе с родителями.
Тематический план учебной дисциплины
Общеобразовательная подготовка
№ | Наименование темы | Аудиторные занятия | Практические занятия | СРС |
1. | Из истории языкознания | 2 | 2 | 1 |
2. | Язык, Коммуникация, и познание мира | 2 | 2 | 1 |
3. | Язык как система знаков | 2 | 2 | 1 |
4. | Структура языка | 2 | 2 | 1 |
5. | Семантический и прагматический компоненты | 2 | 2 | 1 |
6. | Лексический, номинативный компонент | 1 | 1 | 1 |
7. | Синтаксический компонент | 1 | 1 | 1 |
8. | Морфологический компонент | 1 | 1 | 1 |
9. | Фонетико-фонологический компонент | 1 | 1 | 1 |
10. | Язык в кругу языков | 1 | 1 | 1 |
11. | Язык, языковая общность и индивид | 2 | 2 | 1 |
12. | Язык и письмо | 2 | 2 | 1 |
Итого: 50 | 19 | 19 | 12 |
Самостоятельная работа студентов
Общегуманитарная подготовка
Наименование темы | Кол-во часов | Вид самостоятельной работы | Форма контроля |
Из истории языкознания | 1 | Рассказать о греко-римской языковой традиции | Устный опрос |
Язык, Коммуникация, и познание мира | 1 | Рассказать о коммуникации | Устный опрос |
Язык как система знаков | 1 | Сделать вывод о системе знаков | Устный опрос |
Структура языка | 1 | Рассказать о плане содержания языка | Устный опрос |
Семантический и прагматический компоненты | 1 | Рассказать о семантическом и прагматическом компоненте | Устный опрос |
Лексический, номинативный компонент | 1 | Рассказать о лексическом компоненте | Устный опрос |
Синтаксический компонент | 1 | Составить план ответа по теме | Устный опрос |
Морфологический компонент | 1 | Составить план «Основные единицы анализа» | Устный опрос |
Фонетико-фонологический компонент | 1 | Рассказать о звуковой стороне языка | Устный опрос |
Язык в кругу языков | 1 | Рассказать об индо-европейских языках | Устный опрос |
Язык, языковая общность и индивид | 1 | Рассказать о языках как о социальных явлениях | Устный опрос |
Язык и письмо | 1 | Рассказать о типах письма | Устный опрос |
Итого: | 12 |
Список литературы
Основная литература
- Сусов И. П., Введение в языкознание. М., 2008 г
- Попова З. Ш., Стернин И. А., Общее языкознание. Воронеж, 2008 г
Дополнительная литература
- Сусов И. П. Введение в теоретическое языкознание. Электронный учебник. 2009 г
http://homepages.tversu.ru/-ips/LingFakl.htm - Широков О. С. Введение в языкознание. М., 2008 г
- Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность. Л., 2010 г
- Якобсон Р. О. Избранные работы. М., 2011 г
Средства обучения:
- Технические средства обучения: Компьютер, мультимедийное оборудование;
- Мультимедийное сопровождение дисциплины: презентации по темам;
- Дидактические средства обучения: методические разработки к урокам, справочные учебные пособия, карточки, задания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дисциплины ОДБ.03 "Иностранный язык"
Рабочая программа дисциплины иностранный язык (немецкий) разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) среднего профессионального образования (СПО) по под...
Рабочая программа УД БД.01 Иностранный язык (немецкий)
Программа предназначена для профессиональных образовательных учреждений, реализующих основную профессиональную образовательную программу СПО на базе основного общего образования с одновременным получе...
Рабочая программа по учебной дисциплине "Иностранный язык"
Рабочая программа составлена в соотвествии с ФГОС для студентов СПО...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ03 Иностранный язык для специальности 15.02.08 «Технология машиностроения»
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 15.02.08 «Технология машиностроения» и может быть использова...
Календарно-тематические планы (КТП) и рабочие программы (РП) по дисциплине Иностранный язык (английский)
КТП и РП по дисциплине Иностранный язык (английский) для специальностей и профессий:032002 Документационное обеспечение управления и архивоведение190604 Техническое обслуживание и ремо...
Рабочая программа дисциплины ОГСЭ.03. "Иностранный язык" для специальности "Ветеринария".
1. Паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫОГСЭ. 03 «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК»Область применения программы Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины ОГСЭ. 04 Иностранный язык в профессиональной деятельности специальность 43.02.13 Технология парикмахерского искусства 4 курс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины ОГСЭ. 04 Иностранный язык в профессиональной деятельности специальность 43.02.13 Технология парикмахерского искусства 4 курс...