Рабочая программа по учебной дисциплине: Теоретические основы товароведения, специальность 100801" Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров" (углубленный уровень подготовки)
рабочая программа на тему

Зайцева Лариса Афанасьевна

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab_tot_na_51.doc159 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение города Москвы

«ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС «ЮГО-ЗАПАД»

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

 

учебной дисциплины: Теоретические основы товароведения

СПЕЦИАЛЬНОСТИ: 100801 ТОВАРОВЕДЕНИЕ И ЭКСПЕРТИЗА КАЧЕСТВА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ

УГЛУБЛЕННАЯ ПОДГОТОВКА

Москва

2015год


ОДОБРЕНА

цикловой комиссией

                            _

   

Протокол № ____

от «__» _________ 2015 г

Разработана на основе Федерального Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 100801 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров.

Председатель цикловой комиссии

____________               .

Заведующая Научно-методического центра

   

                            ___________/Л.В. Карташова

             Подпись      Ф.И.О.                                                                                 Подпись      Ф.И.О.

Составитель (автор): Зайцева Л.А., преподаватель специальных дисциплин ГБПОУ ОК «ЮГО-ЗАПАД»                                                     

Рецензент: (внешний)

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

14


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Теоретические основы товароведения

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 100801 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям рабочих:

12721 Кассир торгового зала;

17353 Продавец продовольственных товаров;

17351 Продавец непродовольственных товаров.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный цикл.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • распознавать классификационные группы товаров;
  • анализировать стадии и этапы технологического цикла товаров;

        

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  • основные понятия товароведения;
  • объекты, субъекты и методы товароведения;
  • общую классификацию потребительских товаров, виды, свойства, показатели ассортимента;
  • основополагающие характеристики товаров;
  • товароведные характеристики товаров однородных групп (групп продовольственных или непродовольственных): классификацию ассортимента, оценку качества;
  • количественные характеристики товаров;
  • факторы, обеспечивающие формирование и сохранение товароведных характеристик;
  • виды потерь, причины возникновения, порядок списания.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося,                             71 час          в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося                   51 час

самостоятельной работы обучающегося                                                  20 часов


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

71

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

51

в том числе:

     практические занятия

20

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

     

20

Промежуточная  аттестация –  зачет


2.2.  Тематический план и содержание учебной дисциплины: Теоретические основы товароведения

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Методологические основы товароведения

10

Тема 1 Предмет, цели, задачи, Принципы товароведения

Основные понятия товароведения. Предмет, цели и задачи товароведения. Принципы товароведения. Межпредметные связи товароведения с другими учебными дисциплинами. Формирование профессиональной компетентности..

2

1

Тема 2 Объекты и субъекты товароведения.

 Объекты, субъекты  товароведения.

2

1

Тема 3Методы товароведения

Методы товароведения: понятие, классификация. Методы научного познания и практические, их разновидности и краткая характеристика, применяемость. Преимущества и недостатки.

2

1

Тема 4 Классификация  и кодирование товаров

Общая классификация потребительских товаров, классификация по различным признакам. Основные понятия в области классификации Основные понятия кодирования, разновидности  методов, их преимущества и недостатки

2

2

Практическое занятие___________________________________________

Распознавание разновидности метода классификации товаров иерархическим или фасетным методам

2

2

 Товароведные характеристики товаров

20

Тема 5 Ассортимент товаров

Ассортимент товаров:  основные понятия, классификация по различным признакам

Свойства и показатели ассортимента

2

1

Тема 6 Ассортиментная политика

Формирование ассортимента, ассортиментная политика: понятие, цели и задачи, основные направления, факторы формирования ассортимента

2

1

Практические занятия

6

2,3

Расчет показателей ассортимента

Анализ ассортиментной политики розничных торговых организаций

Тема 7 Качество товаров

Номенклатура потребительских свойств и показателей

Основные понятия, свойства, показатели качества

2

1

Классификация потребительских свойств и показателей потребительских товаров, их характеристика

Практическое занятие___________________________________________

Анализ номенклатуры показателей качества потребительских товаров

2

2

Тема 8 Оценка качества товаров 

Дефекты товаров

Оценка качества: понятие.

Градации товаров по соответствию и несоответствию установленным требованиям: стандартные, нестандартные, брак и отход. Градации качества стандартной продукции: сорта, классы и группы сложности, марки, номера, размерные категории, классы качества.

Сортамент: природный и товарный. Принципы деления товаров на сорта. Пересортица: причины возникновения, методы обнаружения, способы предупреждения и устранения. Ответственность за умышленную и неумышленную пересортицу товаров.

Дефекты товаров: понятие, класификация. Допустимые, недопустимые

 дефекты. Отличия дефектов от допустимых отклонений. Взаимосвязь дефектов различной значимости с градациями качества. Диагностика дефектов: причины возникновения, методы обнаружения, способы предупреждения и устранения. Права потребителей и ответственность продавца при реализации дефектной продукции

2

1

Практическое занятие

2

2

Определение товарного сорта потребительских товаров и принципов деления на товарные сорта

Тема 9. Количественная характеристика товаров – основные понятия. Общие физические свойства.

 Теплофизические и электрофизические свойства товаров

 Оптические и акустические свойства товаров

Основные понятия: единичный экземпляр товаров, комплексная упаковочная единица, товарная партия. Общность и различия. Идентифицирующие признаки товарной партии. Характеристика физических свойств

Классификация и характеристика теплофизических и электрофизических свойства товаров

Классификация и характеристика оптических и акустических свойств товаров

2

2

Обеспечение качества и количества товаров

20

Тема 10 Технологический цикл товародвижения. Контроль качества и количества товарных партий

Контроль качества и количества товарных партий. Виды. Правила выборочного контроля. Пробы: виды, требования к ним. Правила отбора проб. Понятие о приемочном и браковочном числе.

2

1

Практические занятия

2

2

Ознакомление с правилами отбора проб товаров растительного происхождения

Ознакомление с правилами отбора проб товаров животного и комбинированного происхождения

2

2

Ознакомление с правилами расчета приемочных и браковочных чисел

2

2

Тема 11 Обеспечение качества и количества: понятие. Факторы, формирующие качество товаров.

Обеспечение качества и количества: понятие. Факторы, влияющие на качество и количество товаров. Факторы, формирующие качество и количество, краткая характеристика, степень влияния отдельных факторов на качество и количество товаров.

2

1

Тема 12 Классификация факторов сохраняющих качество и количество. Упаковка товаров – понятие, функции, классификация.

 Требования к упаковке товаров

Классификация сохраняющих факторов.

Упаковка: понятие, функции. Виды упаковки по назначению.

Характеристика основополагающих требований к упаковке товаров

2

1

Тема 13 Хранение товаров: понятие. Условия хранения товаров

   Размещение товаров: принципы и правила

Хранение: основные понятия, назначение. Составные элементы условий хранения.

Режим хранения: климатический и санитарно-гигиенический. Понятие. Показатели климатического режима и их влияние на сохранность товаров. Требования к санитарно – гигиеническому режиму хранения

Размещение товаров. Принципы и правила размещения, их взаимосвязь. Основополагающие принципы хранения товаров

2

1

Тема 14 Сроки годности и эксплуатации товаров

Сроки годности, хранения, реализации и эксплуатации. Классификация товаров по срокам годности и эксплуатации.

2

1

Тема 15 Товарные потери

Товарные потери: основные понятия. Виды и разновидности потерь, причины их возникновения и порядок списания. Нормативные документы, регламентирующие порядок списания потерь. Меры по предупреждению и снижению потерь, их характеристика. Народнохозяйственное значение мероприятий по сокращению потерь.

Практическое занятие_____________________________________________

Расчет количественных потерь

2

1

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

История и направления развития товароведения

Проработка конспектов лекции

Товароведная характеристика товаров: деление на роды, классы, подклассы, группы, подгруппы, виды, разновидности, наименования

Сбор информации для расчета широты и полноты ассортимента            (на примере любой товарной группы)

Проработка конспекта лекции

Методы хранения товаров

Методы ухода за товарами по способам их обработки. Товарная обработка

Проработка конспектов занятий

Достоинства и недостатки бестарного и тарного способов размещения товаров

Реализация товаров

20

3

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета.

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся
  • рабочее место преподавателя
  • комплект учебно-наглядных пособий «Товароведение»

Технические средства обучения:

  • компьютер с лицензионным программным обеспечением
  • мультимедиа проектор
  • экран

Рабочее место преподавателя должно быть оборудовано компьютером с лицензионным программным обеспечением, мультимедиа проектором и экраном.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:

Основные источники:

  1. ФЗ «О защите прав потребителей», Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 23.11.2009) "О защите прав потребителей" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2010)
  2. ГОСТ Р 51305-2009 «Услуги торговли. Требования к персоналу».
  3. Николаева М.А. «Теоретические основы товароведения» М.: «Норма», 2007

Дополнительные источники:

  1. Петрище Ф.А. Теоретические основы товароведения и экспертизы непродовольственных товаров. Учебник М.: Дашков и К, 2006
  2. Китайский В.Е.    Товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров: учебник / В.Е. Китайский. - М.: Книжный мир, 2007
  3. Ходыкин А.П.     Товароведение непродовольственных товаров: учеб.для сред. спец. учеб. заведений / А.П. Ходыкин, А.А. Ляшко,
  4. Н.И. Волошко, А.П. Снитко. - М.: Издательско- торговая корпорация "Дашков и К* ", 2006      . - 540 с. - ISBN 5-94798-752-Х, 300

 5.   Колачев С.Л. «Товароведение и экспертиза товаров», М.: «Юнити», 2010

 6. Казанцева Н.С. «Товароведение продовольственных товаров»: учебник / Н.С. Казанцева. - М.: Издательско- торговая корпорация "Дашков и К* ", 2007

        Интернет-ресурсы


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, а также выполнения обучающимися индивидуального задания, проекта, исследования.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

распознавать классификационные группы товаров

Проверка правильности выполнения практической работы

анализировать стадии и этапы технологического цикла товаров

Проверка правильности выполнения практической работы

Знания:

основных понятий товароведения

Проверка отчета  по выполнению индивидуального задания по исследованию и анализа ассортиментной политики розничной торговой организации в произвольно выбранном районе в пределах города Москвы.

объектов, субъектов и методов товароведения

общей классификации потребительских товаров и продукции производственного назначения, классификации продовольственных и непродовольственных товаров по однородным группам;

видов, свойств, показателей ассортимента

основополагающих характеристик товаров

товароведных характеристик товаров однородных групп (групп продовольственных или непродовольственных товаров): классификацию ассортимента, оценку качества

количественных  характеристик  товаров;

факторов, обеспечивающих формирование и сохранение товароведных характеристик

видов  потерь, причин возникновения,  порядок списания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ ОП 10. ЛОГИСТИКА для специальности СПО 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров ( углубленная подготовка)

ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ  ОП 10.  ЛОГИСТИКА  для специальности СПО  38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров      ...

КОС ПМ.04 Оценка конкурентоспособности товаров и услуг специальности 38.02.05. Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров (углубленной подготовки)

КОС ПМ.04 Оценка конкурентоспособности товаров и услуг специальности 38.02.05. Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров (углубленной подготовки) ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА для проведени...

КОС ОП 02. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТОВАРОВЕДЕНИЯ специальности СПО 38.02.05. Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров ( углубленной подготовки)

ОП 02. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  ТОВАРОВЕДЕНИЯ  ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА для проведения промежуточной аттестации  на специальности СПО 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потре...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ 38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров» (углубленная подготовка) ПМ.04 Оценка конкурентоспособности товаров и услуг

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ 38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров»(углубленная подготовка)  ПМ.04 Оценка конкурентоспособности товаров...

Рабочая программа по учебной дисциплине «Теоретические основы теплотехники и гидравлики» по профессии 15643 «Оператор котельной»

Рабочая программа по учебной дисциплине «Теоретические основы теплотехники и гидравлики» предназначена для реализации в профессиональных образовательных учреждениях ФСИН России....