Рабочая программа по УД "Основы экономики, менеджмента и маркетинга"
рабочая программа

Елена Владимировна Новикова

Рабочая программа по УД "Основы экономики, менеджмента и маркетинга" в объеме 80 часов разработана для подготовки специалистов среднего звена по специальности "Механизация сельского хозяйства"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования и науки Брянской области

Мглинский филиал

государственного  бюджетного профессионального

 образовательного  учреждения

«Брянский аграрный техникум имени Героя России А.С.Зайцева»

Рассмотрено и одобрено

       на заседании

       предметно-цикловой комиссии

       специальных дисциплин

       Председатель ПЦК

       ____________ Е.В.Новикова

      Протокол № ______

       от  «___» ___________ 20__г.

                                                                  Утверждаю

Зам.директора по УПР

   _________А.В.Жирютин

                                                                                «__» __________ 20__ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.10  Основы экономики, менеджмента и маркетинга

для    подготовки специалистов

среднего звена

 по специальности

35.02.07 Механизация сельского хозяйства

Базовая подготовка

Мглин 2020

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы экономики, менеджмента и маркетинга» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального  образования (далее СПО) 35.02.07 Механизация  сельского хозяйства

Организация-разработчик: Мглинский филиал ГБПОУ  «БАТ имени Героя России А.С.Зайцева»

Разработчики:

Новикова Е.В. – преподаватель спецдисциплин 1 категории


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

14


  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы экономики, менеджмента и маркетинга

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая  программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО 35.02.07 Механизация  сельского хозяйства

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина относится к общепрофессиональноиму циклу

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

 - рассчитывать основные технико-экономические  показатели деятельности организации;

- применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения;

- анализировать ситуацию на рынке товаров и услуг

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

 -  основные положения экономической теории;

-  принципы рыночной экономики;

-  современное состояние и перспективы развития отрасли;

- роль и организацию хозяйствующих субъектов рыночной экономике;

- механизмы ценообразования на продукцию (услуги);

- формы оплаты труда;

- стили управления, виды коммуникаций;

- принципы делового общения в коллективе;

- управленческий цикл;

- особенности менеджмента в области механизации сельского хозяйства;

- сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга, его связь с менеджментом;

- формы адаптации производства и сбыта к рыночной ситуации.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося___96____часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося __80__ часов;

самостоятельной работы обучающегося __16___ часов.

2. СТРУКТУРА   И  СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

96

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

80

в том числе:

     Теория

69

     практические занятия

8

     контрольные работы

3

Самостоятельная работа обучающегося (всего) 20%

16

Итоговая аттестация в форме  экзамена

.

2.2.  Тематический план и содержание учебной дисциплины «ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ, МЕНЕДЖМЕНТА И МАРКЕТИНГА»                        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные  работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Основы экономики

8(6/0/2)

Тема 1.1. Экономика как система общественного производства

Содержание

1

Понятийный аппарат   экономики: предмет,методы, функции, структура

1

2

2

Производство как процесс создания полезного продукта в экономике

1

2


Тема 1.2. Экономические системы и рыночные отношения

Содержание

3

Виды и характерные особенности экономических систем

1

2

4

Собственность как основа экономической системы

1

2

Тема 1.3. Спрос, предложение, цена, их сущность и взаимосвязь

Содержание

5

Спрос и предложение как элементы рыночных отношений

1

2

6

Цены и обеспечение сбалансированности спроса и предложения

1

Самостоятельная работа:

Сообщения  по темам:

Социально-экономическое развитие России

Рынок. Виды рынков

Макроэкономические показатели

2

3

Раздел 2. Экономика сельского хозяйства

51 (34/8/9)

Тема 2.1. Место сельского хозяйства  в АПК

Содержание

7

Сельское хозяйство в составе АПК. Продовольственная безопасность страны.

1

2

8

Социально-экономическое значение сельского хозяйства.

1

2

Тема 2.2. Особенности отрасли.

Содержание

9

Особенности сельского хозяйства.

1

2

10

Основные производственно-экономические показатели с/х предприятия: валовая продукция, валовой доход, чистый доход, прибыли и рентабельность

1

2


Тема 2.3. Производственный потенциал предприятия

Содержание

11

Понятие производственного потенциала предприятия. Производственные ресурсы. Спрос на с/х продукцию.

1

2

12

Особая роль земли в сельском хозяйстве. Земля как предмет и и средство труда.

1

2

        

13

Материально-технические ресурсы. Их использование .Ресурсосбережение и его экономическое значение.

1

2

Тема 2.4. Основные и оборотные средства предприятия

Содержание

14

Классификация, состав основных фондов с/х предприятий

1

2

15

Оценка основных средств. Износ основных средств

1

2

16

Способы восстановления основных средств. Амортизация

1

2

17

Лизинг и аренда основных средств

1

2

18

Рынок основных средств.  Эффективность их использования

1

2

19

Понятие оборотных средств.

1

2

20

Экономическая эффективность использования  оборотных средств. Пути ее повышения

1

2

21

Контрольная работа по темам 2.1.-2.4.

1

2

22

Обобщающе-повторительный урок

1

2

Практические занятия

23

ПЗ №1. Классификация средств предприятия

1

3

24

ПЗ №2. Показатели использования ОПФ.

1

3

25

ПЗ №3. Показатели использования оборотных средств

1

3

Тема 2.5. Трудовые ресурсы и производительность труда

Содержание

26

Особенности труда в с/х. Трудовые ресурсы с/х.

1

2

27

Производительность труда. Показатели и методика их определения. Трудоемкость продукции как показатель ее конкурентоспособности

1

2

28

Факторы и пути повышения производительности труда.

1

2

Практические занятия

29

ПЗ №4. Расчет производительности труда.

1

3

Тема 2.6. Организация, нормирование и оплата труда

Содержание

30

Сущность  организации труда. Ее формы

1

2

31

Нормы затрат труда и его нормирование

1

2

32

Мотивация труда и принципы организации заработной платы на предприятии

1

2

33

Тарифная система и ее применение

1

2

34

Формы и системы оплаты труда

1

2

Практические занятия

35

ПЗ №5. Расчет заработной платы и удержаний из нее

1

3

Тема 2.7. Издержки производства

Содержание

36

Понятие издержек производства. Виды себестоимости, ее состав, структура. Классификация затрат.

1

2

37

Исчисление себестоимости с/х продукции. Факторы снижения себестоимости

1

2

Практические занятия

38-39

ПЗ №6.Исчисление себестоимости с/х продукции

2

3

Тема 2.8. Цена и ценообразование

Содержание

40

Понятие цены, виды цен и ее функции.

1

2

41

Ценовой механизм и методы ценообразования

1

2

42

Цены на основные факторы производства.

Государственное регулирование цен

1

2

Экономическая эффективность производства

Содержание

43

Основные показатели экономической эффективности и методика их определения .Пути повышения экономической эффективности производства

1

2

Практические занятия

44

 ПЗ №7. Расчет показателей экономической эффективности производства

1

3

Контрольная работа по 1 и 2 разделам

45

Контрольная работа за 1-ое полугодие

1

3

Финансы предприятия и кредит

Содержание

46

Понятие финансов, их функции и принципы организации

1

2

47

Организация финансов с/х предприятий

1

2

48

Кредитование с/х предприятий.

1

2

49

Организация и функции страхования

1

2

50

Налоговая система и налогообложение предприятий.

1

2

Самостоятельная работа: 

подготовка презентаций  по темам:

Сельское хозяйство – составляющая АПК

Основные производственные фонды с/х предприятия

Оборотные фонды предприятия

Трудовые ресурсы и производительность труда

Организация, нормирование и оплата труда

Издержки производства

Финансы предприятия и кредит

Экономическая эффективность производства

9

3

Раздел 3. Менеджмент

17 (14/0/3)


Тема 3.1 Сущность современного менеджмента

Содержание

51

Сущность и характерные черты современного менеджмента. Цели и задачи менеджмента. Принципы управления.

1

2

52

Зарубежный опыт менеджмента. Специфика менеджмента в России.

1

2

Тема 3.2. Организация работы предприятия

Содержание

53

Внешняя среда фирмы. Внутренняя среда. Организация работы предприятия

1

2


Тема 3.3. Процесс управления. Цикл менеджмента.

Содержание

2

54

Содержание процесса управления. Основные функции управления. Цикл менеджмента

1

Тема 3.4. Стратегическое и тактическое планирование в менеджменте

Содержание

55

Стратегическое планирование. Миссия предприятия. Цели предприятия. Анализ внешней и внутренней среды. Тактическое и текущее планирование

1

2

Тема 3.5. Мотивация, потребности и делегирование.

56

Мотивация, потребности, делегирование.

1

2

Тема 3.6. Система методов управления

57

Методы  управления. Группы методов управления. Управление и типы характеров.

1

2

Тема 3.7.Коммуникативность. Деловое общение.

58

Информация в менеджменте и ее виды. Коммуникации. Трансакционный анализ. Правила ведения  деловых бесед и совещаний.

1

2

Тема 3.8. Принятие решений.

59

Управленческое решение. Методы принятия решений. Уровни принятия решений.

1

2

Тема 3.9. Контроль и его виды.

60

Понятие контроля. Этапы. Технология и правила контроля. Виды контроля. Характеристика эффективного контроля. Итоговая документация по контролю.

1

2

Тема 3.10. Управление конфликтами и стрессами

61

Конфликты, их виды, управление конфликтами. Стресс

1

2

Тема 3.11. Руководство.

62-63

Власть. Источники власти. Виды власти. Лидерство. Методы влияния менеджера на подчиненного.

2

2

  Контрольная работа

64

Контрольная работа по 3 разделу.

1

2-3

Самостоятельная работа: подготовка рефератов  по темам:

Школы менеджмента

Факторы внешней среды организации

Этика менеджмента
Коммуникации.

3

3


Раздел 4. Основы маркетинга

17(15/0/2)


Тема 4.1. Сущность маркетинга. Окружающая среда маркетинга.

Содержание

65

66

Понятие маркетинга. Окружающая среда маркетинга.

Прогнозирование конъюнктуры рынка. Сегментация рынка

2

2


Тема 4.2. Маркетинговые исследования рынка

Содержание

67

68

Потребительский рынок

Рынок предприятий

2

2

Тема 4.3. Поведение покупателей на рынке

Содержание

69

70

Маркетинговая информация.

Система маркетинговых исследований

2

1

Тема 4.4. Основы товарной политики и планирование продукции

Содержание

71

72

Понятие товара в маркетинге. Методы создания новых товаров. Структура ассортимента продукции.

Использование товарных марок и упаковок.

 Жизненный цикл товара.

2

2

Тема.4.5. Конкуренция и конкуренты.

Содержание

73

74

Понятие и виды конкуренции. Стратегии конкурентов.

 Конкурентоспособность товара  и фирмы. Моделирование показателей конкурентоспособности.

2

2

Тема.4.6. Планирование товародвижения

Содержание

75

Основные методы распространения товаров. Товародвижение. Оптовая и розничная торговля.

1

2

Тема.4.7. Продвижение товаров

Содержание

76

Коммуникации в маркетинге. Реклама.

Стимулирование сбыта. Пиар и пропаганда.

1

2

Тема.4.8. Стратегическое маркетинговое планирование и контроль

Содержание

77

78

Планирование маркетинга. Маркетинговый контроль

    Общие подходы к ценообразованию

2

2

Контрольная работа.

79

  Контрольная работа по разделу 4.

1

2

Самостоятельная работа:

Подготовка докладов по темам:

Бизнес-план: его назначение и структура

Процесс создания нового товара.

2

2

Итоговое занятие

80

Обобщающе-повторительный урок

1

2,3

ИТОГО

96 (72/8/16)

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета экономики и менеджмента.

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-методической документации.

Технические средства обучения:

- мультимедийный проектор;

- проекционный экран;

- ноутбук.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1. Петранева Г.А. и др.Экономика сельского хозяйства М.:, Инфра-М, 2018г.- 288 с.

2. Петранёва Г. А. Экономика и управление в сельском хозяйстве,   учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений. М.:, Издательский центр «Академия» 2014г.

3.Барышев А.Ф. Маркетинг, учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений. М.:, Издательский центр «Академия» 2014г. – 224 с.

4.Драчева Е.Л., Юликов Л.И. Менеджмент,  учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений. М.:, Издательский центр «Академия» 2014г. – 224 с.

Дополнительные источники:

1. Петранёва Г. А. и др. «Экономика сельского хозяйства и менеджмент» практикум изд. «Академия» 2005г.

2. Попов Н. А. «Организация с/х производства»  изд. «ЭКМОС» 1999г.

3. Лишанский М.Л. «Финансы с/х предприятий» Москва «КолосС» 2004.

4. Яковлев Б.И., Яковлев В.Б. «Организация производства и предпринимательство в АПК» Москва «КолосС» 2004.

Интернет-ресурсы:

  1. http://slovari.yandeх.ru/dict/economic  (Современный экономический словарь).

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Освоенные умения:

- расчёт основных технико-экономических показателей деятельности организации;

- применение в профессиональной деятельности приемов делового и управленческого общения;

- анализ ситуации на рынке товаров и услуг.

- определение эффективности использования основных и оборотных средств организации;

Усвоенные знания:

- основные положения экономической теории;

- принципы рыночной экономики;

- современное состояние и перспективы развития отрасли;

- роли и организация хозяйствующих субъектов в рыночной экономике;

- механизмы ценообразования на продукцию (услуги);

- формы оплаты труда;

- стили управления, виды коммуникации;

- принципы делового общения в коллективе;

- управленческий цикл;

- особенности менеджмента в области электрификации и автоматизации сельского хозяйства;

- сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга, его связь с менеджментом;

- формы адаптации производства и сбыта к рыночной ситуации.

 оценка на практических занятиях

оценка на практических занятиях

оценка на практических занятиях

оценка на практических занятиях

оценка на практических занятиях

опрос, тестирование

опрос

опрос

тестирование

оценка на практических занятиях

тестирование, опрос

оценка на практических занятиях

оценка на практических занятиях

тестирование        

опрос

опрос, тестирование

 

оценка на практических занятиях


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины Основы экономики, менеджмента и маркетинга для специальности 260807 Технология продукции общественного питания

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 260807 Технология продукции общественного питания базовой по...

Рабочая программа по дисциплине "Основы экономики, менеджмента и маркетинга"

Рабочая программа по дисцилине "Основы экономики, менеджмента и маркетинга" по специальности "Технология продукции общественного питания"...

Рабочая программа учебной дисциплины " Основы экономики,менеджмента и маркетинга"

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта   по специальности среднего профессионального образования  по специальности ...

Рабочая программ учебной дисциплины основы экономики, менеджмента и маркетинга

Рабочая  программа учебной дисциплины разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта (утвержденного приказом Министерство образования и науки Российской Федерации ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 08. Основы экономики, менеджмента и маркетинга

Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫОП. 08. Основы экономики, менеджмента и маркетинга...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ, МЕНЕДЖМЕНТА И МАРКЕТИНГА

Рабочая программа дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) Приказ Министерства образования и науки РФ от 7 мая 2014 г. № 456 &ldqu...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ, МЕНЕДЖМЕНТА И МАРКЕТИНГА

Рабочая программа дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 апреля 2014 г. N...