РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ, МЕНЕДЖМЕНТА И МАРКЕТИНГА
рабочая программа на тему

 

Рабочая программа дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 апреля 2014 г. N 384 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 19.02.10 Технология продукции общественного питания"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovy_ekonomiki_tehnolog.docx46.53 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение республики Татарстан
«Актанышский технологический техникум»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  ДИСЦИПЛИНЫ

ОП 07 Основы экономики менеджмента и маркетинга

по специальности

19.02.10Технология продукции общественного питания

Актаныш  

Рабочая программа дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 апреля 2014 г. N 384 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 19.02.10 Технология продукции общественного питания" и на основании решения педагогического совета от «__»___________20___ года, протокол №__.

Организация-разработчик: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение республики Татарстан «Актанышский технологический техникум»

Разработчики:

Зарипова Лилия Фасилевна, преподаватель специальных дисциплин

Программа рассмотрена на заседании цикловая комиссии «____________________ «__»___________20___ года, протокол №__.

 Председатель ЦК __________________________ (указать необходимого председателя)

Согласовано                                            

зам. директора по УПР

_____________  Садртдинов Р.Р.

от "     "______________  2018 год

                                                                   Утверждаю

Директор ГАПОУ  " Актанышский

технологический техникум"

_________________Габдулхаев И.И.

от  "      "___________   2018год

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

-

  1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

-

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

-

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

-

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

-

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа дисциплины является частью  ППССЗ  в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) или профессии (профессиям) СПО19.02.10 Технология продукции общественного питания

1.2. Место дисциплины в структуре ППССЗ / ППКРС:дисциплина входит в общепрофессиональный учебный цикл ППССЗ.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности организации;

- применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения; анализировать ситуацию на рынке товаров и услуг.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- основные положения экономической теории;

- принципы рыночной экономики;

- современное состояние и перспективы развития отрасли;

- роль и организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике;

- механизмы ценообразования на продукцию (услуги);

- механизмы формирования заработной платы;

- формы оплаты труда;

- стили управления, виды коммуникации;

- принципы делового общения в коллективе;

- управленческий цикл;

- особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;

- сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга, его связь с менеджментом;

- формы адаптации производства и сбыта к рыночной ситуации.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося  54 часов, в том числе:

- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося  36 часов;

- самостоятельной работы обучающегося  18 часов.

Практические занятия 24 часа.

Курсовая работа 16 часов.

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Результатом освоения дисциплины является овладение обучающимися знаниями и  умениями,  в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Код

Наименование результата обучения

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ПК 1.1

Организовывать подготовку мяса и приготовление полуфабрикатов для сложной кулинарной продукции.

ПК 1.2

Организовывать подготовку рыбы и приготовление полуфабрикатов для сложной кулинарной продукции.

ПК 1.3

Организовывать подготовку домашней птицы для приготовления сложной кулинарной продукции.

ПК 2.1

Организовывать и проводить приготовление канапе, легких и сложных холодных закусок.

ПК 2.2

Организовывать и проводить приготовление сложных холодных блюд из рыбы, мяса и сельскохозяйственной (домашней) птицы.

ПК 2.3

Организовывать и проводить приготовление сложных холодных соусов.

ПК 3.1

Организовывать и проводить приготовление сложных супов.

ПК 3.2

Организовывать и проводить приготовление сложных горячих соусов.

ПК 3.3

Организовывать и проводить приготовление сложных блюд из овощей, грибов и сыра.

ПК 3.4

Организовывать и проводить приготовление сложных блюд из рыбы, мяса и сельскохозяйственной (домашней) птицы.

ПК 4.1

Организовывать и проводить приготовление сдобных хлебобулочных изделий и праздничного хлеба.

ПК 4.2

Организовывать и проводить приготовление сложных мучных кондитерских изделий и праздничных тортов.

ПК 4.3

Организовывать и проводить приготовление мелкоштучных кондитерских изделий.

ПК 4.4

Организовывать и проводить приготовление сложных отделочных полуфабрикатов, использовать их в оформлении.

ПК 5.1

Организовывать и проводить приготовление сложных холодных десертов.

ПК 5.2

Организовывать и проводить приготовление сложных горячих десертов.

ПК 6.1

Участвовать в планировании основных показателей производства.

ПК 6.2

Планировать выполнение работ исполнителями.

ПК 6.3

Организовывать работу трудового коллектива.

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

54

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

36

в том числе:

     практические занятия

24

     курсовая работа

16

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

18

в том числе:

Итоговая аттестацияв форме  экзамена(защита курсовой работы)



3.2. Тематический план и содержание дисциплины  Основы экономики, менеджмента и маркетинга

                

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем часов

1

2

4

Раздел 1.

Основы экономики

Тема 1.1

Экономика и рынок

Содержание учебного материала

Предприятия общественного питания в Российской экономической системе.

Предприятия общественного питания как хозяйствующий субъект; классификация субъектов общественного питания; экономические методы управления предприятиями общественного питания; принципы прибыльности и финансовой устойчивости предприятия.

2

Планирование как основа экономики предприятий общественного питания.

Сущность и необходимость планирования на уровне предприятий общественного питания; методические основы планирования; система планирования на предприятиях общественного питания.

2

Товарооборот предприятий общественного питания.  

Продукция и товарооборот предприятий общественного питания; планирование выпуска продукции и товарооборота предприятий общественного питания; порядок анализа товарооборота и выпуска готовой продукции; факторы влияния на объем товарооборота и их взаимосвязь.

2

Практическая работа № 1.

Анализ товарооборота предприятия общественного питания.

3

Трудовые ресурсы предприятий общественного питания.

2

Сущность трудовых ресурсов предприятий общественного питания; производительность и эффективность труда в общественном питании; структура и характеристика трудового договора; права и обязанности работников предприятий общественного питания.

Оплата труда в общественном питании.

Виды и функции заработной платы; факторы, влияющие на уровень оплаты труда; принципы заработной платы в условиях рыночной экономики; элементы организации оплаты труда на предприятиях;  фонд оплаты труда; цели и задачи анализа и планирования фонда заработной платы.

2

Практическая работа № 2.

Расчет  заработной платы на предприятии общественного питания с учетом дифференциации.

3

Практическая работа № 3.  

Определение уровня рентабельности и прибыльности предприятий общественного питания.

3

Самостоятельная работа обучающихся  

Составление опорных схем «Типы экономических систем», «Факторы влиян ия на объем товарооборота»,  «Виды заработной платы на предприятиях общес твенного питания», «Классификация основных фондов предприятий общес твенного питания», «Виды износа основных фондов ПОП», «Клас сификация оборотных средств предприятий общественного питания». Подготовка сообщений по темам: «Сущность трудовых ресурсов предприятий общес твенного питания», «Новое в оплате труда предприятий общественного питан ия», «Факторы, влияющие на уровень оплаты труда на ПОП».

Подготовка по курсовой работе.

6

Раздел 2.  Основы менеджмента

Тема 2.1

Современный менеджмент: сущность и характерные черты

Содержание учебного материала

Сущность менеджмента.

Исходные положения менеджмента: принципы и методы. Модели национального менеджмента.  

2

Организация и ее среда.  

Внутренняя среда организации. Внешняя среда и ее воздействие на организацию.

2

Практическая работа № 4.

Выявление факторов внешней среды, влияющих на деятельность

3

организации.

Основные функции менеджмента.

Организация. Делегирование полномочий. Мотивация и потребности.  

Понятие мотивации, теории мотивации. Контроль.

2

Принятие решений.

Виды решений. Процесс принятия решений. Методы решения управленческих проблем.

2

Практическая работа № 5.

Решение ситуационных задач на выбор вариантов управленческих решений в конкретных ситуациях.

4

Руководство организацией как социальной системой.

Неформальные группы и управление ими. Лидерство, руководство, власть. Стили руководства. Природа конфликта в организации. Стресс.

2

Деловое общение.

Психология делового общения. Деловое общение и деловой этикет. Тактика делового общения: переговоры, подготовка сообщения, общение по телефону, правила ведения бесед и совещаний.

2

Самостоятельная работа обучающихся

Составление опорных схем: «Воздействие внешней среды на ПОП», «Виды решений».

6

Подготовка сообщений по  темам:  «Модели национального менеджмента», «Теории мотивации», «Формальные и неформальные организации».

Подготовка по курсовой работе.

Раздел 3.

Основы маркетинга

Тема 3.1

Рынок как условие и экономическая основа маркетинга

Содержание учебного материала

Сущность и содержание маркетинга.

Основы маркетинговой деятельности. Понятие маркетинга: принципы, функции, цели. Виды маркетинга.  

2

Рынок как условие и экономическая основа маркетинга.

Классификация рынков. Сегментация рынка: понятие, критерии сегментирования, признаки; выбор целевого сегмента.

Экономические субъекты рынка.

2

Практическая работа № 7.

Составление прогноза покупательского спроса с учетом факторов сегментирования.

4

Товар в системе маркетинга.  

Маркетинговое         понимание         товара.         Классификация         товаров.

Концепция жизненного цикла товаров.

2

Маркетинговая политика предприятия.

Товарная,         инновационная,         ассортиментная         политика.         Факторы, определяющие ассортиментную стратегию предприятия.

2

Цена и ценообразование.

Понятие         цены,         виды,         назначение,         функции.         Процесс ценообразования.  

2

Практическая работа № 6.

Расчет торговой наценки и розничной цены         на продукцию предприятия общественного питания.

4

Ценовая политика предприятия.

Разработка стратегии ценообразования предприятия общественного питания.

2

Самостоятельная работа обучающихся

Составление опорных схем «Виды маркетинга», «Классификация рынков», «Классификация товаров на ПОП», «Виды цен на ПОП».

Подготовка сообщений по темам: «Факторы формирования маркетинговой политики предприятия общественного питания» Подготовка по курсовой  работе.

6

Дифзачет (Защита курсовой работы)

2

Обязательная аудиторная учебная нагрузка по курсовой работе

16

Тематика курсовых работ

  1. Ценовая политика предприятия общественного питания.
  2. Цена и ее роль в системе экономических отношений.  
  3. Стратегии ценообразования на предприятии общественного питания.
  4. Функционирование рынка труда в современных условиях.
  5. Формы организации и оплаты труда на предприятиях питания в условиях рыночных отношений.
  6. Эффективность и производительность труда на предприятии общественного питания.
  7. Трудовые ресурсы и регулирование трудовых отношений на предприятии общественного питания.
  8. Оплата труда на предприятиях общественного  питания.

  1. Мотивация труда на предприятиях общественного питания.
  2. Современный менеджмент: сущность и характерные черты.
  3. Модели национального менеджмента и особенности подготовки менеджеров.
  4. Инфраструктура рынка товаров и услуг, анализ его современного состояния.
  5. Организация и её среда.
  6. Сбытовая политика  и организация товародвижения на предприятии общественного питания.
  7. Товар в системе маркетинга.
  8. Сегментация рынка и позиционирование товара.
  9. Рынок, его структура и условия функционирования.
  10. Реклама в системе маркетинговых коммуникаций и её эффективность.
  11. Маркетинговые коммуникации.
  12. Маркетинговая политика предприятия общественного питания.
  13. Малые предприятия как форма организации бизнеса.
  14. Сущность, принципы и типы планирования на предприятиях общественного питания.
  15. Предпринимательство и его место в современной экономике.
  16. Оборотные средства предприятия общественного питания.
  17. Основные фонды предприятий общественного питания.
  18. Модели и методы выбора решений в процессе управления предприятием общественного питания.
  19. Эффективность системы управления на предприятии общественного питания.
  20. Организация разработки и принятия управленческих решений на предприятии общественного питания.
  21. Авторитет, лидерство и власть в управлении предприятием общественного питания.

  Зачет/Экзамен

Э

Итого аудиторных занятий

36

В том числе:

самостоятельных работ

18

Итого практических работ

24

Итого максимальная нагрузка

54


  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета экономических дисциплин. Оборудование учебного кабинета:

  • рабочее место преподавателя;
  • рабочие места по количеству обучающихся; - учебно-методический комплекс.

Технические средства обучения:  - наглядные пособия по дисциплине.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:  

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации, ч.I в последней редакции.
  2. Закон о защите прав потребителей в последней редакции.
  3. Трудовой кодекс Российской Федерации в последней редакции.
  4. Налоговый кодекс Российской Федерации, ч. I, II в последней редакции.
  5. Кожевникова Н.Н.  Основы экономики: учебное пособие  для студентов сред. проф. образования, - 9-е изд. стер. М.: издательский центр «Академия», 2014.
  6. Н.П Котерова Экономика организации: учебник для студ. Учреждений сред.проф.образования, - 9-е изд. стер М.: издательский центр «Академия», 2016
  7. Зайцев Н.Л. Экономика, организация и управление предприятием: учебное пособие  для студентов сред.проф. образования М.:ИНФРА-М,2015
  8. Е.Л. Драчева, Л.И. Юликов Менеджмент: учебное пособие  для студентов сред. проф. образования, - 16-е изд., стер. М.: издательский центр «Академия», 2014.
  9. Е.Л. Драчева, Л.И. Юликов Менеджмент практикум: учебное пособие  для студентов сред. проф. образования, - 5-е изд., стер. М.: издательский центр «Академия», 2016.

Дополнительная литература:

  1. Грибов В.Д. Экономика организации (предприятия): учебное пособие /В.Д. Грибов, В.П. Грузинов, В.А.Кузьменко.-4-е изд., стер.-М.: КНОРУС, 2011.-408с.-(Среднее профессиональное образование).
  2. Грачева Е.Л., Юликов  Л.И. Менеджмент: учебное пособие для студентов сред. проф.

образования, М.: издательский центр «Академия», 2010.

  1. Чечевицына Экономика предприятия: учебное пособие, Феникс, 2010г.
  2. Журналы: “Питание и общество”, “Ресторанный бизнес”, “Ресторатор” и др.

Интернет-ресурсы:

1. http://znanium.com/

2. Информационно-справочные материалы «Экономический портал» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  www.institutiones.com, с регистрацией.

3. Информационно-справочные материалы «Административно-управленческий портал» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.aup.ru, свободный. – Заглавие с экрана.

        

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения  

уметь:

рассчитывать основные технико-

экономические показатели деятельности организации;

Оценка         результата

практических заданий

выполнения

применять в профессиональной деятельности приемы делового и

управленческого общения;

Оценка         результата

практических заданий

выполнения

анализировать         ситуацию         на         рынке товаров и услуг.

Оценка         результата

практических заданий

выполнения

знать:

основные         положения         экономической теории;  

Оценка         результата

самостоятельной работы и тесто

выполнения вых заданий

принципы рыночной экономики;

Оценка результата выполнения

самостоятельной работы и тестовых заданий

современное состояние и перспективы развития отрасли;

Оценка результата выполнения

самостоятельной работы и тестовых заданий

роль и организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике;

Оценка результата выполнения

самостоятельной работы и тестовых заданий

механизмы ценообразования на

продукцию (услуги);

Оценка         результата

самостоятельной работы, тестовых заданий

выполнения практических и

механизмы         формирования         заработной платы;  

Оценка         результата

самостоятельной работы, тестовых заданий

выполнения практических и

формы оплаты труда;

Оценка         результата

самостоятельной работы и т

выполнения

естовых заданий

стили управления, виды коммуникации;

Оценка         результата

выполнения

самостоятельной работы, тестовых заданий

практических и

принципы         делового         общения         в коллективе;

Оценка         результата

самостоятельной работы, тестовых заданий

выполнения практических и

управленческий цикл;

Оценка         результата

выполнения

самостоятельной работы, тестовых заданий

практических и

особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;

Оценка         результата

самостоятельной работы и т

выполнения естовых заданий

сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга, его связь с менеджментом;

Оценка результата выполнения

самостоятельной работы и тестовых заданий

формы адаптации производства и сбыта к рыночной ситуации

Оценка         результата         выполнения самостоятельной работы, практических и тестовых заданий

         14

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины Основы экономики, менеджмента и маркетинга для специальности 260807 Технология продукции общественного питания

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 260807 Технология продукции общественного питания базовой по...

Рабочая программа по дисциплине "Основы экономики, менеджмента и маркетинга"

Рабочая программа по дисцилине "Основы экономики, менеджмента и маркетинга" по специальности "Технология продукции общественного питания"...

Рабочая программа учебной дисциплины " Основы экономики,менеджмента и маркетинга"

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта   по специальности среднего профессионального образования  по специальности ...

Рабочая программ учебной дисциплины основы экономики, менеджмента и маркетинга

Рабочая  программа учебной дисциплины разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта (утвержденного приказом Министерство образования и науки Российской Федерации ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ, МЕНЕДЖМЕНТА И МАРКЕТИНГА

Рабочая программа дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) Приказ Министерства образования и науки РФ от 7 мая 2014 г. № 456 &ldqu...

Комплект контрольных работ по разделу Менеджмент по дисциплине Основы экономики, менеджмента и маркетинга

Комплект контрольных работ по разделу Менеджмент по дисциплине Основы экономики, менеджмента и маркетинга...

Рабочая программа по дисциплине "Основы экономики, менеджмента и маркетинга"

Рабочая программа по дисциплине "Основы экономики, менеджмента и маркетинга"...